сти и готовности их к участию в производственной кооперации;
- совершенствование системы сбора, распространения и обмена информацией о производственных заказах предприятий области;
- развитие региональных информационных центров (как коммерческих, так и в структуре региональных и муниципальных органов власти), предоставляющих заинтересованным в субконтрактации предприятиям комплекс информационных услуг (консультативных, инжиниринговых, проектных, конструкторских и др.);
- повышение профессиональной подготовки менеджмента, включение в программу учебных курсов подготовки специалистов промышленного менеджмента дисциплин, посвященных вопросам субконтрактации;
- формирование механизмов стимулирования участия региональных предприятий в процессах производственной кооперации;
- координация в работе различных структур поддержки промышленной кооперации на областном и муниципальном уровнях, активное участие в этих процессах Торгово-промышленной палаты области, создание Межрегионального центра субконтрактации.
1. Ипатов П.Л. Инновационная модель развития конкурентоспособности Саратовской области // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2006. № 1.
2. Марголин А. Формирование конкурентоспособных межрегиональных кластеров - перспективное направление региональной социально-экономической политики // Государственная служба. 2006. № 5.
3. «Неэффективность сейчас - непозволительная роскошь»: интервью губернатора Саратовской области П.Л. Ипатова // Саратовская областная газета. 2009. 29 мая (№ 89 (2337)).
удк 330.322 К.М. Семенов
ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНА
Статья посвящена проблемам устойчивого экономического роста территории на основе использования модели инвестиционо-инновационного развития в целях формирования оптимальной структуры региональной экономики и ее диверсификации. Представлен авторский подход к построению эффективной модели экономического роста, базирующейся на активном использовании стратегии управляемого качественного и устойчивого регионального развития, предполагающей реализацию системной политики формирования инвестиционной привлекательности территории.
Ключевые слова: инвестиционная политика, государственно-частное партнерство, инвестиционноинновационное развития, государственные и частные инвестиции, инвестиционные потребности региона , концессии, концессионные соглашения, модернизация региональной инфраструктуры.
K.M. Semyonov
APPLYING STATE-PRIVATE PARTNERSHIP INSTRUMENTS IN FINANCING A REGION'S DEMAND FOR INVESTMENTS
The article deals with the issues of a region's sustainable development based on the implementation of the investment-innovation development model for the formation of an optimized structure of the region's economy and its diversification.
The article represents the author's approach to the generation of an efficient model of economic growth based on active implementation of the regulated qualitative and sustainable regional development strategy and implying application of systematic policy of territory investment attractiveness formation.
The key words: investment policy, state-private partnership, investment-innovation development, state and private investments, regional demand for investments, concessions, concession agreements, regional infrastructure updating.
Создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста территории на основе использования модели инвестиционно-инновационного развития в целях формирования оптимальной структуры региональной экономики и ее диверсификации следует рассматривать в настоящий момент как важнейшую задачу в системе регионального управления.
В качестве одного из механизмов реализации инвестиционно-инновационного сценария экономического
развития территории необходимо рассматривать государственно-частное партнерство (ГЧП), призванное через создание системы регионального управления обеспечить увеличение частных инвестиций в региональную экономику. В числе преимуществ государственно-частного партнерства следует отметить:
- привлечение негосударственного финансирования для инвестиций в объекты государственного значения;
- сокращение государственных расходов на содержание объектов инфраструктуры;
- разделение рисков проекта между государством и частными инвесторами;
- обеспечение экономически эффективного управления реализацией проекта путем передачи управленческих функций частному инвестору;
- привлечение современных высокоэффективных технологий.
При этом государственно-частное партнерство следует рассматривать еще и как одну из форм привлечения частных инвестиций и управленческого опыта частного сектора в сферу социальной ответственности регионального управления. Так, в мировой практике государственно-частное партнерство в основном направлено на создание объектов социальной инфраструктуры (школы, больницы, пансионаты). В России первые проекты государственно-частного партнерства могут быть реализованы в сфере дорожно-транспортного строительства, энергетики, ЖКХ. В то же время, по нашему мнению, потенциал механизмов ГЧП должен быть задействован и в жилищном строительстве, в развитии агропромышленного сектора, сферы образования, развития инженерной инфраструктуры, в сфере высоких технологий и инноваций, в разработке и производстве медицинского оборудования. Для Саратовской области достаточно актуальным является развитие на основе ГЧП объектов спорта, культуры, отдыха и туризма, автомобильных дорог, объектов транспорто-логистичес-кой инфраструктуры, мостов и путепроводов, объектов по производству и передаче электрической и тепловой энергии (тепло- и электросетей), а также гидротехнических сооружений.
Развитие партнерских отношений между государством и частным бизнесом должно базироваться на реализации совместных взаимовыгодных проектов при условии четкого разделения возникающих обязательств. При этом органы государственной власти получают возможность увеличить эффективность государственных инвестиций за счет привлечения частных инвестиций, предпринимательской инициативы, предпринимательского опыта. В свою очередь, частные инвесторы получает возможность управлять возникающими в ходе реализации инвестиционного проекта рисками как административного, так и экономического характера за счет государственной поддержки проекта.
В современной российской экономической практике такое понятие, как государственно-частное партнерство, является довольно новым - и нормативно-правовая база и практика применения данного инструмента находятся в настоящий момент еще только в стадии формирования. При этом если на уровне федерального законодательства уже сделаны первые шаги по формированию соответствующей нормативно-правовой базы для ис -пользования инструментов ГЧП, то на региональном уровне совершенствование законодательного регламентирования вопросов применения положений федерального законодательства является достаточно актуальным и требует к себе более пристального внимания.
Так, Федеральный закон «О концессионных соглашениях» был принят Государственной Думой еще в июле 2005 г, но необходимые основания для его применения на региональном уровне еще только формируются.
Как представляется, основными задачами регионального управления в этой сфере должна стать раз-
работка и применение на практике целого комплекса мероприятий прежде всего на основе разработанного регионального инвестиционного законодательства, регламентирующего условия, порядок, конкретные формы и практику применения механизмов государственно-частного партнерства с учетом отраслевых особенностей и инвестиционных потребностей региона.
В Саратовской области созданы все необходимые для реализации Федерального закона условия, сформирован перечень объектов, находящихся в областной собственности, потенциально возможных к передаче в концессию. Постановлением правительства области создана областная комиссия по проведению конкурса на право заключения концессионных соглашений, определен орган исполнительной власти области, осуществляющий от имени правительства области заключение концессионных соглашений (см. постановление правительства Саратовской области от 02.06.2006 № 178-П (ред. от 05.12.2008) «Об областной комиссии по проведению конкурса на право заключения концессионных соглашений»).
Следует отметить, что региональные органы власти вправе заключать концессионные соглашения только в отношении тех объектов, которые находятся в областной собственности. В связи с этим, чтобы помочь муниципальным районам Саратовской области привлечь инвестиции в отношении объектов муниципальной собственности, по рекомендации министерства инвестиционной политики области практически во всех районах созданы конкурсные комиссии, а также определены перечни муниципального имущества, потенциально возможного к передаче в концессию.
Следует признать, что закон «О концессионных соглашениях» достаточно подробно регламентирует процедуру конкурсного отбора концессионеров, включая порядок подачи документов, этапы конкурсного отбора, их предельные сроки и т. д. Вместе с тем, как показывает анализ, многих инвесторов отпугивает тот ко -лоссальный объем информации, который необходимо представить на конкурс. К тому же, по мнению потенциальных концессионеров, стоимость подготовки необходимой для конкурса документации может составить до 30% от стоимости проекта.
Кроме того, анализ существующей практики реализации положений действующего российского законо -дательства в сфере ГЧП позволяет выявить ряд существенных недостатков. Так, одной из приоритетных сфер применения инструментов государственно-частного партнерства должно стать жилищно-коммунальное хозяйство, имеющее в большинстве регионов страны высокую степень износа. Для саратовского водоканала это особенно актуально - 82% всей системы водоснабжения Саратова полностью изношено. При этом возможность осуществления модернизации региональных жилищно-коммунальной систем с привлечением только бюджетных средств представляется маловероятной. В этом случае использование инструментов ГЧП в данной сфере могло быть достаточно эффективным.
Вместе с тем Федеральный закон «О концессионных соглашениях» не позволяет в полной мере реализовать потенциал инструментов ГЧП применительно к сфере ЖКХ. Главный недостаток закона в том, что он определил как предмет концессии недвижимое имущество, а не вид деятельности. По нашему мнению, в
области жилищно-коммунального хозяйства необходимо создавать концессии не на отдельные объекты, а на всю инфраструктуру в целом. К примеру при модернизации системы водоснабжения будет недостаточно поменять единичную насосную станцию или систему водозабора. При значительных потерях воды в системе вследствие высокого износа сетей водоснабжения это не будет иметь никакого положительного эффекта. Следовательно, необходимо модернизировать всю технологическую систему в целом.
Другим сдерживающим фактором более активного использования инструментов ГЧП является слабая проработка в законе вопросов государственных гарантий защиты финансовых вложений потенциальных концессионеров. Ни администрация региона, ни администрация муниципального района при условиях годового бюджетного планирования не могут выступать в качестве гарантированного долгосрочного соинвестора для концессионера, выполняющего свои обязательства по заключенному, например, на 25 лет концессионному договору
Кроме того, как представляется, особое внимание следует уделять проблеме регулирования отношений между концессионером и муниципалитетом при установлении тарифов на планируемые к предоставлению услуги, а также вопросы четкого и прозрачного закрепления имущественных прав на объекты коммунальной инфраструктуры.
Выявленные недостатки действующего законодательства, а также отсутствие практики применения яв -ляются серьезным сдерживающим фактором для формирования отечественной практики применения механизмов ГЧП партнерства.
Таким образом, следует согласиться с мнением ведущих российских специалистов в сфере государственно-частного партнерства, считающих, что дальнейшее совершенствование инвестиционной политики как на региональном, так и федеральном уровне нуждается не столько в создании новых механизмов стимулирования инвестиций, сколько в оценке возможностей уже созданных инструментов, критической оценке текущей практики их использования.