Научная статья на тему 'Применение инструмента таможенной политики в целях предотвращения нелегального вывоза капитала'

Применение инструмента таможенной политики в целях предотвращения нелегального вывоза капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
596
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЛЕГАЛЬНЫЙ ВЫВОЗ КАПИТАЛА / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕЛЕГАЛЬНОГО ВЫВОЗА КАПИТАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бахарева А. Ю.

В статье рассмотрена проблема нелегального вывоза капитала из Российской Федерации, проведен анализ объемов бегства капитала на основе данных платежного баланса за период 2006;2008 г., дана оценка нелегальному вывозу капитала из Оренбургской области по выявлен; ным нарушениям согласно Кодексу об административных нарушениях. Приведен комплекс мер в целях предотвращения незаконного вывоза капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение инструмента таможенной политики в целях предотвращения нелегального вывоза капитала»

Бахарева А.Ю.

Оренбургский государственный университет E-mail: baharevaan@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТА ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕЛЕГАЛЬНОГО ВЫВОЗА КАПИТАЛА

В статье рассмотрена проблема нелегального вывоза капитала из Российской Федерации, проведен анализ объемов бегства капитала на основе данных платежного баланса за период 2006-2008 г., дана оценка нелегальному вывозу капитала из Оренбургской области по выявленным нарушениям согласно Кодексу об административных нарушениях. Приведен комплекс мер в целях предотвращения незаконного вывоза капитала.

Ключевые слова: нелегальный вывоз капитала, валютный контроль, таможенная политика, предотвращение нелегального вывоза капитала.

В последнее десятилетие проблема вывоза капитала, в том числе его нелегального вывоза, стала предметом особого внимания как со стороны главного органа - Федеральной таможенной службы (ФТС), так и государственных органов власти, а также международных финансовых организаций, осуществляющих денежнокредитное регулирование. Огромные масштабы нелегального вывоза капитала из России лишают экономику страны критически важных финансовых ресурсов. Влияние нелегального вывоза капитала на такие фундаментальные макроэкономические показатели, как объемы и темпы роста внутреннего валового продукта (ВВП), сбережений, инвестиций, обменный курс, дефицит бюджета, доходы населения и предприятий, весьма велико [1].

Цель исследования: анализ объемов нелегального вывоза капитала в целом по России и в Оренбургской области, определение роли таможенных органов по пресечению нарушений в сфере валютного контроля и предложение мер по предотвращению незаконного вывоза капитала.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1) анализ и оценка масштабов нелегального вывоза капитала из России и Оренбургской области в период с 2006 по 2008 г.;

2) выделить контрольные функции таможенных органов в области валютного контроля и определить их роль в пресечении нарушений в этой сфере;

3) предложить основные меры снижения объемов нелегального вывоза капитала.

В российских условиях нелегальный вывоз капитала имеет экономически значимые масштабы, и его оценка приобретает важное значение.

Прямое исчисление объемов незаконно вывезенного капитала невозможно, потому любые

его оценки являются косвенными. Наиболее корректным подходом служит комплексное рассмотрение данных из различных областей статистики, прежде всего - платежного баланса.

Опираясь на данные платежного баланса, можно обосновать оценку объемов нелегального вывоза капитала из России. Эта оценка имеет косвенный характер, поскольку нельзя отождествлять официальные данные платежного баланса с прямыми показателями данного процесса. Однако оценка, полученная на основе анализа данных платежного баланса, может рассматриваться как наиболее доказательная, так как ее формирование опирается на использование подробной и строгой статистической базы.

Для того чтобы получить численную оценку нелегально вывезенного капитала, используются различные методики. А.С. Булатов предлагает нелегальный вывоз капитала определить как сумму статьи «Своевременно не полученная экспортная выручка...» и 1/2 статьи «Чистые ошибки и пропуски» платежного баланса Российской Федерации. Первая статья рассматривается как основная составляющая незаконного вывоза, поскольку часть вырученных за экспорт денег остается за рубежом, что является нарушением валютного законодательства. В статье «Чистые ошибки и пропуски» берется лишь половина данных, а остальные, по-мне-нию А.С. Булатова, просто ошибки [2].

Согласно такой методике оценки величина нелегального вывоза капитала из России за 2006 год составила 15 186 млн. долл. США. В 2007 наблюдалось резкое увеличение данного явления до 40 943 млн. долл. США. В 2008 году криминальны вывоз достиг 45 056 млн. долл. США (таблица 1) [3]. Нужно учесть, что знак «-» в платежном балансе показывает движение средств из страны за рубеж.

Таблица 1. Оценка нелегального вывоза капитала Российской Федерации за 2006-2008 гг. (млн.долл.США)

Статья платежного баланса 2006 год 2007 год 2008 год

Своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами -19 945 -34 497 -38 760

Чистые ошибки и пропуски (1/2) 4759 -6445 -6295

Итого по статьям: -15 186 -40 943 -45 056

Графически динамика нелегального вывоза капитала из России поквартально за период с 2006 по 2008 г. представлена на рисунке 1 (для удобства изображения использованы положительные значения, в отличие от таблицы 1).

В 2006 году наблюдалось снижение интенсивности нелегального вывоза капитала из России до 15 186 млн. долл. США. Такая тенденция вполне оправдана. Усилилось действие объективных причин, замедляющих данный процесс. К их числу следует отнести наращивание усилий органов исполнительной власти, в частности в 2005 году Президентом России была утверждена «Концепция национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В рамках этой концепции создана межведомственная комиссия по противодействию легализации нелегальных доходов из 12 министерств и ведомств Центробанка России. Также в 2005 году было проведено более 5000 финансовых расследований, 2700 материалов передано в правоохранительные органы, по ним заведено более 900 уголовных дел. В 20052006 гг. были отозваны лицензии соответственно у 35 и 60 кредитных организаций в связи с нарушением Федерального закона от 7.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [4].

Таким образом, усиление контроля в области внешнеэкономических отношений в рамках осуществления общей политики по укреплению государственности затруднило нелегальный вывоз капитала.

Нужно отметить, что, несмотря на снижение незаконного экспорта капитала в 2006 году, в первом квартале 2007 года наблюдалось его резкое увеличение за счет снижения всестороннего контроля за данным процессом. Во втором квартале 2007 года наблюдалось некоторое уменьшение объемов данного явления до 6533 млн. долл. США. В целом же в этом году нелегальный вывоз капитала достиг своего максимума - 40 943 млн. долл. США. Это свидетельствует о том, что именно в этот год произошло

сочетание наиболее сильной мотивации к вывозу капитала с возможностью действовать нелегально. Так, в соответствии с изменениями в Федеральном законе №173-Ф3 с 1 января 2007 г. была отменена обязательная продажа валютной выручки, а также требование о резервировании средств участниками валютных расчетов при проведении любых операций движения капитала, в том числе при:

- проведении операций с внешними ценными бумагами;

- приобретении прав на внутренние ценные бумаги;

- купле-продаже иностранной валюты;

- осуществлении российскими юридическими лицами переводов средств со своих счетов в банках Российской Федерации на свои счета за ее пределами. В этом же году упразднено правило об обеспечении исполнения обязательства резидента перед нерезидентом при проведении ряда валютных операций.

С 1 января 2007 г. были сняты требования об использовании специальных счетов при осуществлении расчетов, связанных с предоставлением и получением кредитов и займов при проведении операций с внешними ценными бумагами и приобретении прав на внутренние ценные бумаги [5].

Можно сделать вывод о том, что система валютного законодательства была максимально упрощена, что способствовало увеличению нелегального вывоза капитала в 2007 году.

В 2008 году положение несколько стабилизировалось, тенденций к резкому снижению или увеличению бегства капитала не наблюдалось. К четвертому кварталу объемы нелегального вывоза капитала сократились и составили 9619 млн. долл. США.

Рассматривая объемы бегства капитала, необходимо детально отметить изменения структуры вывозимого капитала. Графически она представлена на рисунке 2.

Анализ диаграммы позволяет сделать вывод о том, что меньшую часть составляют элементы, отражаемые в статье «чистые ошибки и пропуски», а большую - «своевременно не по-

лученная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами». Следовательно, одним из элементов нелегального вывоза капитала является валютная выручка.

По имеющимся данным отдела валютного контроля Оренбургской таможни был проведен анализ именно этой составляющей нелегального вывоза капитала за период 2006-2008 гг.

Оценка нелегального вывоза капитала из Оренбургской области осуществлена по выявленным нарушениям согласно Кодексу об административных нарушениях. Данная оценка будет приблизительной, поскольку мы рассмат-

ривали лишь один из элементов криминального вывоза.

В таблице 2 приведены статьи Кодекса административных правонарушений (КоАП) [6] и суммы выявленных нарушений по данным отдела валютного контроля. За 2007 год результаты Оренбургской таможни предоставлены вместе с данными Орской таможни, в связи с ее присоединением в декабре 2007 года.

В соответствии с представленными сведениями Оренбургской таможней в 2006 г. было выявлено 49 нарушений на сумму 20,75 млн. рублей (таблица 2). В 2007 г. количество нарушений составило 122 (на сумму 152,32 млн. рублей), что в 2,5 раза больше уровня

Рисунок 1. Динамика нелегального вывоза капитала Российской Федерации поквартально за 2006-2008 гг.

□ Чистые ошибки и пропуски (1/2)

□ Своевременно неполученная экспортная выручка

Рисунок 2. Нелегальный вывоз капитала Российской Федерации по элементам за 2006-2008 гг. (млн. долл. США)

2006 г. В 2008 г. Отделом валютного контроля Оренбургской таможни было выявлено 918 случаев нарушения валютного законодательства (на сумму 3687,11 млн. руб.), что превышает уровень 2007 г. в 7,5 раза.

Анализ результатов валютного контроля Оренбургской таможни подтверждает, что значительную часть незаконно вывозимого капитала составляет валютная выручка.

Осуществление таможенной политики играет немаловажную роль в предотвращении нелегального вывоза капитала. Таможенные органы как агенты валютного контроля организуют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Анализ гл. 39 Таможенного кодекса РФ [7], а также гл. 2 Федерального закона №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» [5] и гл. 10 Федерального закона №122-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [8] позволил выделить контрольные функции таможенных органов в области валютного контроля. Они представлены в виде дифференцированной схемы.

Следует отметить, что реализация современной технологии валютного контроля имеет нерешенные проблемы. Как было отмечено

выше, острой остается проблема нелегального вывоза капитала из страны. Причем капитал стал вывозиться не столько в нарушение закона, сколько в обход действующих законодательных и нормативно-правовых норм [9].

В этой связи таможенная политика должна осуществляться на макроуровне - Федеральная таможенная служба (ФТС) - в сочетании с правительственными решениями по пресечению указанных явлений.

По нашему мнению, в первую очередь следует законодательно систематизировать допуск хозяйствующих субъектов на внешний рынок путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон №173-Ф3 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Суть предложений сводится к следующему:

- введение лицензирования отдельных видов внешнеторговой деятельности, государственной регистрации и экспертизы внешнеторговых контрактов. Это поможет пресекать недобросовестную практику ведения внешнеторговой деятельности (прежде всего «фирмами-однодневками»). Выдача лицензий необходима для того, чтобы заниматься внешнеторговой деятельностью могли только те фирмы, которые имеют продолжительный (не менее трех лет) опыт работы на внутреннем рын-

Таблица 2. Сведения о результатах валютного контроля Оренбургской таможни за 2006-2008 гг. (в млн. руб.)

Статья КоАП РФ Годы

2006 2007 2008

кол-во на сумму кол-во на сумму кол-во на сумму

ст. 15.25 ч. 1 6 2,2 0 0 654 89,47

ст. 15.25 ч. 4 (непоступление) 8 1,61 18 6,91 12 1,87

ст. 15.25 ч. 4 (задержка) 18 8,06 28 16,86 32 81,15

ст. 15.25 ч. 5 (невозврат) 2 0,76 0 0 123 3440,61

ст. 15.25 ч. 5 (задержка) 3 8,12 6 20,40 9 19,82

ст. 15.25 ч. 6 12 - 70 108,15 44 18,21

Прочие нарушения 0 0 0 0 44 35,98

Итого 49 20,75 122 152,32 918 3687,11

Рисунок 3. Функции таможенных органов, отражающие таможенную политику России по валютному контролю

Таблица 3. Комплекс мер для создания эффективной системы борьбы с нелегальным вывозом капитала

№ п/п Предлагаемые меры Краткая характеристика

1. Разработка национальной стратегии борьбы с отмыванием денег - принять новый и более жесткий закон, противодействующий легализации доходов от преступной деятельности. Закон должен включать общепринятые в мире принципы создания и функционирования эффективной системы борьбы с отмыванием денег; - законодательно обеспечить меры по упрощению и ускорению ареста и конфискации подозрительных средств в делах по отмыванию денег

2. Обеспечение полноценного включения страны в систему международной кооперации в сфере борьбы с отмыванием денег - присоединиться ко всем международным Конвенциям и соглашениям по вопросам борьбы с отмыванием денег; - повысить эффективность защиты всех форм собственности; - усилить уголовную ответственность за экономические и коррупционные преступления; -материально стимулировать эффективную работу правоохранительных органов, борющихся с теневой экономикой; - повысить влияние таможни и органов внутренних дел на совершенствование экономического законодательства

3. Проведение межведомственных оперативнопрофилактических специальных мероприятий - выявлять нецелевое использование иностранных инвестиций и бюджетных средств; - пресекать факты «отмывания» денег криминального характера; - проверять законность экспорта нефти, зерна, редкоземельных металлов и другого стратегически важного сырья; - не допускать фактов лжебанкротства; - выявлять и пресекать факты контрабанды, изготовления фальшивой подакцизной продукции и фальшивомонетничества

4. Детальная проработка форм и процедур международного сотрудничества государств и организаций - разработать формы и процедуры, учитывающие специфику деятельности тех или иных организаций для создания эффективной системы международного и государственного контроля в банковской сфере и иных финансово-кредитных институтах

ке, безупречную налоговую историю, квалифицированные кадры.

- расчеты между резидентами - экспортерами и нерезидентами - импортерами должны осуществляться в валюте Российской Федерации (в рублях).

Необходимо также отметить, что контроль за нелегальным перемещением денежных средств через границу Российской Федерации осуществляется и другими правоохранительными органами, в частности соответствующими подразделениями Министерства внутренних дел (МВД), Федеральной службы безопасности (ФСБ), налоговой инспекции, налоговой полиции. Несогласованность действий ведомств, дублирование управленческих функций и пробелы законодательства позволяют недобросовестным участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) безнаказанно продолжать преступления в валютной сфере [4].

Следовательно, необходимо также осуществить:

- проведение тщательного анализа законодательной базы с целью выявления и устранения пробелов;

- разработку четкой и понятной схемы взаимодействия всех министерств и ведомств,

которая позволит разграничить дублируемые функции и не разрывать логически выстроенные действия всех сотрудников данных служб;

- передачу материалов уголовных дел, связанных с нелегальным вывозом капитала в единое ведомство. Это позволит проводить расследования преступлений более эффективно и полно, не упуская ни единого факта из целой цепи нарушений валютного законодательства;

- участие таможенных органов в работе над проектами различных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы валютного контроля, позволяя закладывать в такие акты нормы, необходимые для устранения в праве образовавшихся пробелов и различных противоречий с нормами других отраслей законодательства.

Для создания в России эффективной системы борьбы с нелегальным вывозом капитала необходимо выработать комплекс мер в сфере валютного контроля. Шпагин В.В. предлагает осуществление таких мероприятий:

- проведение проверок соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного контроля;

- передача информации о нарушениях в Росфиннадзор с целью применения санкций в отношении недобросовестных участников ВЭД [9].

Д.В. Макаров говорит о том, что необходимо проведение постоянного мониторинга в валютной области [10].

Таким образом, анализ статей различных авторов позволил систематизировать предложения по теме исследования и привести рекомендации для создания эффективной системы борьбы с нелегальным вывозом капитала (табл. 3).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) объемы нелегального вывоза капитала из России и Оренбургской области имеют значительные масштабы и отрицательно сказываются на экономике;

2) существенную роль в пресечении нарушений в области валютного регулирования и контроля играют таможенные органы;

3) для создания эффективной системы борьбы с нелегальным вывозом капитала необходимо выработать комплекс мер в сфере валютного контроля.

Поиск путей совершенствования законодательства в сфере валютного контроля должен осуществляться посредством изучения судебной практики, взаимодействия таможенных органов с иными компетентными органами и международного опыта. Включение в систему правовых актов России общепринятых международных норм послужит основой для последующего устранения пробелов и противоречий в названной системе, позволит защитить интересы как государства, так и участников ВЭД.

Список использованной литературы:

1. Мовсесян, А.Г. Международные валютно-кредитные отношения: учебник / А.Г. Мовсесян, С.Б. Огнивцев. - М.: ИНФ-РА-М, 2005. - 312 с. - (Высшее образование).

2. Булатов А.С. Параметры и оценка масштабов утечки капиталов из России // Деньги и кредит. - №12. - 2004. - С. 70

3. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: [официальный сайт]. - М., 2000. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/. - Дата обращения 26.11.2009. - Загл. с титул. экрана.

4. Куликов, А.С. Выступление заместителя председателя Комитета Государственной думы по безопасности на IX Всероссийской банковской конференции «Банки и их роль в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем» // Деньги и кредит. - №3. - 2007. - С. 15-17

5. О валютном регулировании и валютном контроле [Электронный ресурс]: федер. закон от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ; принят Гос. Думой 21 ноября 2003 г.: одобр. Советом Федерации 26 ноября 2003 г. // КонсультантПлюс. - Версия 400.00.07. - М.: Консультант Плюс, 1992. - Режим доступа: локальная сеть Оренбург. гос. ун-та. - Дата обновления 17.08.2009.

6. Кодекс административных правонарушений Российской Федерации. - М.: ЭЛИТ, 2009. - 392 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Таможенный кодекс Российской Федерации. - М.: ЭЛИТ, 2009. - 216 с.

8. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон от 08 декабря 2003 г. №164-ФЗ; принят Гос. Думой 21 ноября 2003 г.: одобр. Советом Федерации 26 ноября 2003 г. // КонсультантПлюс. - Версия 400.00.07. - М.: Консультант Плюс, 1992. - Режим доступа: локальная сеть Оренбург. гос. ун-та. - Дата обновления 17.08.2009.

9. Шпагин, В.В. О нарушении валютного законодательства. // Таможенное регулирование и таможенный контроль. -№10. - 2004 - С. 52-64

10. Макаров, Д.В. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России // Вопросы экономики. - №3. - 2007. - С.14-20.

Сведения об авторе: Бахарева Анна Юрьевна, преподаватель кафедры таможенного дела Оренбургского государственного университета 460018, пр-т Победы 13, ауд. 3140, тел. (3532)372474, e-mail: baharevaan@mail.ru

Bakhareva Anna Yurievna

Using of customs policy instrument in an effort to avert illegal outflow of capital

The author of this article regards the problem of illegal outflow of capital from the Russian Federation, analyzes the value of capital flight on the base of balance of payments data at the period 2006-2008, and gives the appraisal of illegal outflow of capital from Orenburg region at revealed violations according to the Code of administrative violations. Also the complex of measures of averting of illegal outflow of capital is suggested in this work.

Key words: illegal outflow of capital, currency exchange regulation, customs policy, of averting of illegal outflow of capital

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.