Научная статья на тему 'Классификация основных способов нелегального вывоза капитала из России'

Классификация основных способов нелегального вывоза капитала из России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1047
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПОСОБЫ НЕЛЕГАЛЬНОГО ВЫВОЗА КАПИТАЛА / METHODS OF ILLEGAL CAPITAL EXPORTS / БЕГСТВО КАПИТАЛА ИЗ СТРАНЫ / ESCAPE OF CAPITAL FROM A COUNTRY / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ / TREATS TO ECONOMIC SECURITY OF COUNTRY / КОНТРАБАНДА / SMUGGLING / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AUTHORITIES / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДОХОДОВ / ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ / ОФШОРНЫЕ ЗОНЫ / OFFSHORE AREAS / LEGALIZATION OF PROFITS / GOT A CRIMINAL WAY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Купрещенко Н. П., Лапина С. Б.

В статье рассматривается классификация способов нелегального вывоза капитала из России, основанием для которой является признак «соответствие законодательству». Анализируется сложность предотвращения сотрудниками правоохранительных и контролирующих органов каждого из выделяемых способов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of the main ways illegal capital outflow from Russia

In the article classification of methods of illegal capital exports is examined from Russia, foundation for which is a sign accordance to the legislation. Complication of prevention of law enforcement and supervisory authorities employees is analysed each of the selected methods.

Текст научной работы на тему «Классификация основных способов нелегального вывоза капитала из России»

15. Долгова А.И., Коробейников В.В., Кудрявцев В.Н., Панкратов В.В. Понятия советской криминологии. — М.: ВИИП и ПП, 1985. С.83-84.

16. Криминология: учебник / под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. Г.М. Миньковского. М.: Изд-во БЕК, 1998. С.195.

17. Координатором в системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). См.: Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. № 307.

18. В работе рассматривается государственная система противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, в которую мы не включаем органы местного самоуправления — их место в этой системе является спорным для теории и практики (Прим. автора).

19. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.

20. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации».

22. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 г. (в ред. от 21.03.2007 г.).

23. См., например, дис. ... канд. юр. наук: Лавров В.В. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем: дис. ... канд. юр. наук. — Н. Новгород, 2000; Рыбаков Д.В. Легализация денежных средств или иного имущества в российском уголовном праве: дис. ... канд. юр. наук. М., 2002; Илько Ю.Д. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем: криминологический и уголовно-правовой аспекты: дис. ... канд. юр. наук. Омск, 2003.

Классификация основных способов

нелегального вывоза капитала из России

Купрещенко Н.П. Лапина С.Б.

In the article classification of methods of illegal capital exports is examined from Russia, foundation for which is a sign accordance to the legislation. Complication ofprevention of law enforcement and supervisory authorities employees is analysed each of the selected methods.

Активное участие России на современном этапе в международных экономических отношениях влечет за собой возникновение новых угроз экономической безопасности страны, одной из которых является нелегальный вывоз (бегство) капитала за границу. Он предполагает перемещение капитала, осуществляемое частным сектором посредством применения незаконных способов. Опасность данного явления обусловлена масштабами нелегального вывоза, которые с 2004 г. по 2008 г. достигли 200 млрд долл. 1

В целях предотвращения и своевременного пресечения нелегального вывоза капитала из России необходимо изучить способы совершения этого противоправного деяния. Изучив существующие классификации данного вида преступлений ряда авторов2, следует выделить группировку, предложенную А.Д. Дзадзамия в диссертационном исследовании, посвя-

щенном проблеме выявления механизмов бегства капитала из России и его последствий, поскольку она является наиболее полной (отметим, что вместо термина «способ» он использует понятие «канал») 3:

• внешнеторговый канал;

• канал капитальных операций;

• канал фиктивных сделок;

• офшорный канал;

• канал операций с ценными бумагами;

• канал вывоза наличной валюты и другие каналы.

Однако представленная группировка не отражает степень опасности, причиняемой экономической системе страны, возникшую в связи с использованием лицами того или иного способа нелегального вывоза капитала. Данный недостаток устраняется в классификации, предложенной Н.А. Лопашенко4, в которой рассматриваются способы бегства капитала с точки зрения их соответствия российскому законодательству:

Начальник кафедры экономики и экономической безопасности АЭБ МВД России, доктор экономических наук, профессор.

Преподаватель кафедры экономики и экономической безопасности АЭБ МВД России.

• незаконные, но не преступные способы (контрабандный вывоз капиталов, не подпадающий под уголовно-правовое понятие контрабанды; невозвращение валютной выручки из-за границы на сумму, недостаточную для признания деяния преступным; финансовые и банковские нарушения, не являющиеся преступными, по порядку перевода капиталов за границу с использованием банковских операций, и другие);

• преступные способы бегства (контрабанда (ст. 188 УК РФ) и невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ). Представленная классификация, на

наш взгляд, является наиболее емкой и

содержательной, поскольку в каждом из рассмотренных нами подходов к группировке способов бегства могут использоваться вышеперечисленные каналы нелегального вывоза капитала. Кроме того, в зависимости от того, каким образом нарушаются нормативно-правовые акты России, регулирующие и контролирующие перемещение капитала, можно оценить степень опасности, угрожающей экономической системе страны, которая изменяется в зависимости от способа бегства капитала из страны.

Таким образом, предлагаем использовать классификацию способов утечки капитала из России по признаку соответствия законодательству с внесением небольших изменений (рис. 1).

Способы бегства капитала

I

Правонарушения

Г

Преступления

ст.16.1, 16.2 и 16.4 КоАП России

ч.4 ст.15.25 КоАП России

С

с с

ст.188 УК РФ

ст.193 УК РФ

ст.190 УК РФ

ст.174 и

174-1 УК РФ

Рис. 1. Способы бегства капитала из России с точки зрения их соответствия законодательству

Рассмотрим каждый из этих способов более подробно.

Контрабанда (ст. 188 УК РФ) представляет собой перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием 5. Причем, под крупным размером понимается сумма, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей5.

Контрабанда является достаточно часто совершаемым деянием. Так, в пери-

од с 2003 г. по 2007 г. было выявлено немногим более 34 тыс. преступлений. Причем наблюдается тенденция роста масштабов их совершения: в 2007 г. рассматриваемый показатель увеличился на 4 % по отношению к предыдущему году7.

При этом следует учитывать тот факт, что контрабанда включает в свой состав не только нелегальный вывоз, но и ввоз товаров и иных предметов. Следовательно, только часть из общего количества выявленных преступлений непосредственно относится к бегству капитала из страны. Между тем, средства, полученные от незаконного ввоза на территорию России товаров и иных предметов, подвергаются легализации, значительное ко-

О) О

о см

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

л <

S I

н

о ф

со

личество способов осуществления которой предусматривает вывод капиталов за рубеж (подробнее некоторые вопросы легализации доходов, полученных преступным путем, будут рассмотрены ниже).

Действия, связанные с незаконным перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, также могут быть квалифицированы как правонарушение в случае, если стоимость перемещаемого не превышает 250 тыс. руб., и отражается в следующих статьях Кодекса об административных правонарушениях РФ:

• ст. 16.1 КоАПРоссии «Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации»;

• ст. 16.2 КоАП России «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств»;

• ст. 16.4 КоАП России «Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации».

Способы совершения данных правонарушений аналогичны тем, с помощью которых осуществляются преступления, квалифицируемые по ст. 188 УК РФ, а именно:

• перемещение товаров помимо или с сокрытием от таможенного контроля;

• обманное использование документов или средств таможенной идентификации;

• недекларирование или недостоверное декларирование.

При использовании данных способов бегства капитала лица, подготавливающие и совершающие данное преступление (правонарушение), должны обладать специальными знаниями в области таможенной документации и средств идентификации товаров и иных предметов; специальными техническими средствами (к примеру, тайными хранилищами на транспортных средствах). Поскольку пересечение таможенной границы России сопряжено с многоступенчатым контролем, осуществляемым правоохранительными органами, в большинстве случаев возникает необходимость привлекать коррумпированных должностных лиц.

Таким образом, способы совершения незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, которые ха-

рактеризуют бегство капитала за рубеж, представляют собой значительную угрозу экономической безопасности страны. В основном это обусловлено тем, что эффективная работа высококвалифицированных сотрудников в подразделениях правоохранительных органов подрывается в результате коррупционных процессов, сопутствующих осуществлению незаконного перемещения через границу товаров и иных предметов.

Помимо этого выделяются способы несанкционированного вывоза капитала, которые предполагают совершение преступления или правонарушения, квалифицируемого по ст. 193 УК РФ или ч. 4 ст. 15.25 КоАП России соответственно.

Диспозиция ст. 193 УК РФ предполагает невозвращение средств в иностранной валюте, совершенном в крупном размере, под которым понимается сумма 5 млн руб. Между тем, основная часть рассматриваемого невозвращения совершается в размерах до пяти миллионов рублей. Данное противоправное деяние относится к правонарушениям и квалифицируется по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ. Это подтверждается статистическими данными. В частности, количество выявленных преступлений, квалифицируемых по ст. 193 УК РФ, в период с 2006 г. по 2008 г. составляло всего 48 преступлений. В то же время масштабы выявленных правонарушений в 2006—2008 гг. значительно выше — 4 107 правонарушений. При этом в первом и во втором случае 2008 г. характеризовался ростом рассматриваемых показателей на 68 % и 9 % соответственно. В связи с этим, общее количество выявленных случаев невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте с 2006 г. по 2008 г. достигло 4 155 преступлений, что является весьма значительной величиной 8.

Следовательно, лица, применяющие такой способ нелегального вывоза капитала за границу, как невозвращение средств в иностранной валюте, используют аналогичные схемы его осуществления. Выделим наиболее распространенные из них9:

• схема с использованием «фирм-однодневок»;

• схема, предполагающая участие «подставного» физического лица;

• схема, включающая применение притворных (мнимых) сделок. Представленные схемы являются достаточно сложными с точки зрения выяв-

ления и документирования фактов совершения данного преступления (правонарушения). Это обусловлено разобщенностью действий правоохранительных и контролирующих органов; отсутствием необходимого уровня специальных экономических знаний у сотрудников оперативных служб; слабым взаимодействием российских и иностранных правоохранительных структур.

В то же время лица, совершающие невозвращение из-за рубежа средств в иностранной валюте, обладают значительными возможностями сокрытия следов преступления (правонарушения). Это объясняется, в частности, профессиональным характером его подготовки; выбором таких схем невозвращения, которые позволяют переместить наибольшие объемы валютных средств и обеспечить их сохранность.

Следующим из рассматриваемых способов вывоза капитала является совершение преступления, квалифицируемого по ст. 190 УК РФ «Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран».

Безусловно, предметы художественного, исторического и археологического достояния (также их называют культурными ценностями10) народов Российской Федерации и зарубежных стран являются невосполнимой частью духовного и материального наследия любого народа. В рамках данной статьи наибольший интерес вызывают стоимостные характеристики подобных предметов, ценность которых и с духовной, и с материальной точки зрения достаточно велика.

Однако количество выявляемых преступлений, квалифицируемых по ст. 190 УК РФ, весьма незначительно: его значение в период с 2003 г. по 2007 г. не превышало 4 преступлений11.

Между тем, рассматриваемое преступление осуществляется путем реализации следующих схем12:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• прямое, незамаскированное воздержание от принятия мер, необходимых для обеспечения обратного возврата на территорию Российской Федерации ранее временно вывезенных культурных ценностей;

• воздержание от принятия мер, необходимых для обеспечения обратного возврата на территорию РФ ранее временно вывезенных культурных

ценностей, замаскированное подложными документами;

• воздержание от принятия мер, необходимых для обеспечения обратного возврата на территорию РФ ранее временно вывезенных культурных ценностей, замаскированное инсценировкой кражи или иного обстоятельства, якобы объективно сделавшего невозможным возвращение ценностей в Россию;

• воздержание от принятия мер, необходимых для обеспечения обратного возврата на территорию РФ ранее временно вывезенных культурных ценностей, замаскированное представлением к таможенному оформлению обратно ввозимых на таможенную территорию РФ ценностей их копий.

Отметим, что субъекты преступления могут использовать также сочетания данных схем.

Невозвращение культурных ценностей применяется крайне редко в связи с тщательной процедурой их регистрации при вывозе и жестким контролем со стороны надзирающих органов. Помимо этого, совершение данного преступления требует разработки каналов сбыта вывезенных ценностей и сложных коррупционных связей, что весьма затруднительно в связи со спецификой.

Помимо вышеперечисленных преступлений и правонарушений, к способам бегства капитала из России с определенными ограничениями следует относить легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ), а также легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174-1 УК РФ).

Масштабы выявленных преступлений весьма значительны. Так, в период с 2004 по 2008 гг. данный показатель достиг величины 35 813 преступлений13.

Ограниченность отнесения данных преступлений к способам совершения нелегального вывоза капитала обусловлена возможностью отмывания незаконно полученных денежных средств на территории России. Однако схемы легализации, реализуемые внутри страны, являются более рисковыми, в отличие от схем, предполагающих отмывание за пределами таможенной территории государства.

о> о о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со s

H

о

0

1

о я с о m ф VO >5

о *

о ф

у s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я <

s

I H

о ф

со

К примеру, на рубеже ХХ—XXI вв., по подсчетам экспертов МВФ, объем «отмытых» капиталов достигал величины 500 млрд — 1 трлн долл. 14 Очевидно, что легализация денежных средств представляет собой глобальную угрозу экономической безопасности всех стран мира.

Некоторые авторы (например, А.Д. Дзадзамия15) выделяют офшорные зоны в качестве одного из каналов несанкционированного вывоза капитала. Однако, применительно к данной статье, их следует отнести скорее к инструментам, с помощью которых происходит бегство капитала. Так, практически все рассматриваемые преступления и правонарушения могут включать одним из этапов своего осуществления использование компании, зарегистрированной в офшорной зоне.

Офшоры могут выполнять двойственную функцию в международных экономических отношениях. С одной стороны, они выступают в качестве законного средства налогового планирования, с другой — средства несанкционированного уклонения от уплаты налогов и легализации капиталов, полученных незаконным путем. Следовательно, практически во всех рассматриваемых в данной статье правонарушениях (ст. 188 (в случае незаконного вывоза денежных средств), 193,

174, 174-1 УК РФ, ст. 16.4, 15.25 КоАП России) могут использоваться офшорные зоны в качестве основного инструмента вывоза и легализации нелегально нажитых доходов.

Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы: предотвращение и пресечение нелегального вывоза капитала неизменно связано с изучением способов совершения данного правонарушения. В качестве инструмента утечки капитала выступают офшорные зоны, возможности которых активно используются как для уклонения от уплаты налогов, так и для «отмывания» нелегально полученных сверхдоходов.

Спецификой рассматриваемых способов является сложный, завуалированный характер их совершения. Как правило, нелегальный вывоз капитала, совершается полноструктурным способом, то есть включает действия по подготовке, совершению и сокрытию следов преступления. Вместе с тем, необходимо использовать специальные экономические знания в таможенной и внешнеэкономической сферах деятельности. Исследование же коррумпированных связей в целях сокрытия события преступления значительно осложняет деятельность правоохранительных органов по противодействию нелегального вывоза капитала из России.

Литература и примечания

1. Расчет авторов по данным платежного баланса России за 2004—2008 гг.

2. В частности, Мильнер Б.З. От утечки капитала к его привлечению (материалы «круглого стола») // Вопросы экономики. 2000. № 2. С. 150; Дмитриева Н.М. Статистический анализ вывоза капитала из России: дис. ... канд.эк.наук. М., 2004. С. 23—24.

3. Дзадзамия А.Д. Механизмы бегства капитала из России и его последствия: дис. ... канд.эк.наук. М.,

2004. С. 81-91.

4. Лопашенко Н.А. Проблемы бегства капитала из России и пути его возвращения. Саратов, 2002, С. 36.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Издательство «0мега-Л»,2008. С. 94-96.

6. Там же. Примечание к ст.169 УК РФ. С .83.

7. Расчет авторов по данным ГИАЦ МВД России за 2003-2007 гг.

8. Расчет авторов по данным ГИАЦ МВД России и ФСФБН России за 2006-2008 гг.

9. Пироженков С.А. Криминалистические основы расследования преступлений, связанных с невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте: дис. ... канд. юр. наук: 12.00.09. Нижний Новгород,

2005. С .81.

10. Культурные ценности - это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты: цит. по Закону РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.92 г.

11. Расчет авторов по данным ГИАЦ МВД России за 2003-2007 гг.

12. Грозин В.Ю. К вопросу о типичных способах преступного невозвращения на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран // Российский следователь. 2007. № 15 // [Электронный ресурс]: www.consultant.ru.

13. Расчет авторов по данным ГИАЦ МВД России за 2004-2008 гг.

14. Organization for Economic Cooperation and Development: no longer business as usual. Fighting bribery and corruption, p. 165.

15. Дзадзамия А.Д. Указ ранее. С.86-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.