Научная статья на тему 'Применение инновационных технологий в процессе подготовки будущих учителей (на примере математических дисциплин)'

Применение инновационных технологий в процессе подготовки будущих учителей (на примере математических дисциплин) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE LEARNING MODEL / INTERACTIVE MODEL OF TEACHING / РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ROLE OF A TEACHER / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИНТЕРАКТИВНОЙ МОДЕЛИ / TEACHING METHODS IN THE INTERACTIVE MODEL / СТУДЕНТ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / STUDENT AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОДХОД / COLLECTIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денилханова Х. Я.

В статье выдвигаются основополагающие проблемы методик современного образования и пути их решения посредством внедрения интерактивной модели обучения. Объясняются функции и роль преподавателя в обсуждаемой структуре, раскрывается форма и преимущества работы обучающихся. Также выдвигаются и поясняются особенности трёх типов интерактивной модели обучения, обсуждается специфика применяемых при интерактивной модели методов обучения студентов. Помимо этого, на примере изучения математических дисциплин продемонстрировано, каким образом будет выглядеть предлагаемая модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денилханова Х. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF PREPARING FUTURE TEACHERS (ON THE EXAMPLE OF MATHEMATICAL DISCIPLINES)

The article presents the basic problems of modern education methods and ways to solve them through the introduction of an interactive model of education. The functions and role of the teacher in the discussed structure are explained, the form and advantages of the work of the students are disclosed. The researcher discusses the specific features of the three types of interactive learning model, as well as the specifics of the methods of teaching students used in the interactive model. Besides this the example of studying mathematical disciplines demonstrates how the proposed model will look.

Текст научной работы на тему «Применение инновационных технологий в процессе подготовки будущих учителей (на примере математических дисциплин)»

Организационно-методическое сопровождение АУ «Институт развития образования» деятельности лабораторий психолого-педагогического сопровождения позволило объединить усилия всех специалистов, участвующих в образовании детей с ОВЗ и проиллюстрировать опыт использования дидактических, коррекционных материалов, игровых средств и средств ассистивного оборудования на стажировочных мероприятиях курсов повышения квалификации, конференциях, семинарах-практикумах для педагогов, реализующих инклюзивную практику.

В задачи проекта входит внедрение в тематические образовательные программы стажировочных модулей для специалистов, проходящих повышение квалификации по следующим темам:

- «Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

- «Психолого-педагогические технологии организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»;

- «Особенности деятельности специалистов сопровождения при включении детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в общеобразовательных организациях»;

- «Особенности оказания психолого-педагогической помощи родителям, обеспечивающим дошкольное образование в форме семейного образования».

Стажировочные мероприятия курсов повышения квалификации связаны с совершенствованием профессиональной подготовки педагогов, работающих с детьми-инвалидами в регионе. Слушатели курсов повышения квалификации получают не только теоретические знания, но и практические навыки работы на специализированном оборудовании.

Реализация проекта и созданного в процессе его осуществления сетевого компетентностного центра «Инклюверсариум»

Библиографический список

наглядно демонстрирует положительный эффект системной поддержки внедрения на муниципальном и институциональном уровне инклюзивной формы образования в регионе.

Во-первых, деятельность центра позволяет создать специальные условия в общеобразовательной школе, обеспечить доступ детей, педагогов, родителей к применению оборудования и транслировать этот успешный опыт в массовую практику округа и страны.

Во-вторых, осуществляется системная информационная и методическая поддержка педагогического сообщества Югры не только реальной практикой на базе школы, но и средствами виртуальных кабинетов, открытых на сайте АУ «Институт развития образования».

Таким образом, в рамках реализуемого проекта «Инклю-версариум» в образовательной организации созданы специальные условия для равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, что позволило нам продемонстрировать создание инфраструктурной модели современной образовательной организации инклюзивного типа и последующее распространение данного опыта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

В заключение следует отметить устойчивые перспективы проекта на весь период его реализации. Реализация проекта будет заключаться в следующем:

- развитие системы сетевого взаимодействия АУ «Институт развития образования» с организациями - соисполнителями проекта;

- формирование регионального навигатора лучших практик (педагогических, управленческих и информационно-коммуникационных) в области инклюзивного образования;

- трансляция и распространение передового педагогического опыта в сфере инклюзивного образования (стажировки, конференции, форумы, научно-методические сессии и пр.).

1. Рекомендации парламентских слушаний по теме «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества». Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию МГППУ «Образование без границ». Available at: http://www http://edu-open.ru

2. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности. Психологическая наука и образование. 2013; 5: 61 - 66.

3. Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. Федеральный закон.

4. Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство. С.В. Алехина и др. Москва: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014.

5. Об организации работы сетевого компетентностного центра инклюзивного образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Инклюверсариум». Приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.09.2016 № 1468.

6. Об организации работы сетевого компетентного центра инклюзивного образования Ханты - Мансийского автономного округа - Югры «Инклюверсариум». Приказ АУ «Институт развития образования» № 274-о от 24.10.2016.

References

1. Rekomendacii parlamentskih slushanij po teme «Inklyuzivnoe obrazovanie lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v Rossijskoj Federacii: problemy otrasli i obschestva». Informacionno-metodicheskij portal po inklyuzivnomu i special'nomu obrazovaniyu MGPPU «Obrazovanie bez granic». Available at: http://www http://edu-open.ru

2. Lubovskij V.I. Osobye obrazovatel'nye potrebnosti. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2013; 5: 61 - 66.

3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ. Federal'nyj zakon.

4. Deyatel'nost' rukovoditelya obrazovatel'noj organizacii pri vklyuchenii obuchayuschihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i detej-invalidov v obrazovatel'noe prostranstvo. S.V. Alehina i dr. Moskva: GBOU VPO MGPU, 2014.

5. Ob organizacii raboty setevogo kompetentnostnogo centra inklyuzivnogo obrazovaniya Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga-Yugry «Inklyuversarium». Prikaz Departamenta obrazovaniya i molodezhnoj politiki Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga-Yugry ot 27.09.2016 № 1468.

6. Ob organizacii raboty setevogo kompetentnogo centra inklyuzivnogo obrazovaniya Hanty - Mansijskogo avtonomnogo okruga - Yugry «Inklyuversarium». Prikaz AU «Institut razvitiya obrazovaniya» № 274-o ot 24.10.2016.

Статья поступила в редакцию 16.01.18

УДК 378

Demilhanova H.Ya., senior teacher, Department of Information Technologies and Applied Informatics, Chechen State

Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

USING OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF PREPARING FUTURE TEACHERS (ON THE EXAMPLE OF MATHEMATICAL DISCIPLINES). The article presents the basic problems of modern education methods and ways to solve them through the introduction of an interactive model of education. The functions and role of the teacher in the discussed structure are explained, the form and advantages of the work of the students are disclosed. The researcher discusses the specific features of the three types of interactive learning model, as well as the specifics of the methods of teaching students used in the interactive model. Besides this the example of studying mathematical disciplines demonstrates how the proposed model will look.

Key words: active learning model, interactive model of teaching, role of a teacher, independent work of students, teaching methods in the interactive model, student and educational environment, collective approach.

Х.Я. Денилханова, ст. преп. каф. информационных технологий и МПИ, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Е-mail: [email protected]

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН)

В статье выдвигаются основополагающие проблемы методик современного образования и пути их решения посредством внедрения интерактивной модели обучения. Объясняются функции и роль преподавателя в обсуждаемой структуре, раскрывается форма и преимущества работы обучающихся. Также выдвигаются и поясняются особенности трёх типов интерактивной модели обучения, обсуждается специфика применяемых при интерактивной модели методов обучения студентов. Помимо этого, на примере изучения математических дисциплин продемонстрировано, каким образом будет выглядеть предлагаемая модель.

Ключевые слова: активная модель обучения, интерактивная модель обучения, роль преподавателя, самостоятельная работа студентов, методы обучения при интерактивной модели, студент и образовательная среда, коллективный подход.

Одной из наиболее глобальных проблем, с которыми столкнулось современное общество, стала неспособность сотрудников, работающих в таких отраслях, как, например, экономика, приспособиться к действительности выбранной ими профессии. В условиях, когда от человека требуется незамедлительная и эффективная реакция на постоянно возникающие проблемы, теоретизированность знаний не идёт на пользу. Сложившиеся обстоятельства требуют практического подхода, формируемого на этапе обучения в высших учебных заведениях, поскольку лишь практический подход может обеспечить необходимую конкурентоспособность и квалификацию будущим сотрудникам.

Чтобы предотвратить дальнейшее распространение неудач подобного рода, профессиональным высшим учебным заведениям уже сейчас необходимо задуматься над разрушением стереотипов, сформированными в ФГОС, когда обучающийся выступал исключительно субъектом учебного процесса, и перейти к более эффективной форме взаимодействия студента со средой, в которой он обучается.

В числе наиболее релевантных предложений, на следование которым необходимо направить современные образовательные процессы, можно выделить внедрение интерактивных методов обучения, предполагающих преимущественно самостоятельную работу обучающихся, в ущерб устоявшимся активных. В итоге студенты будут способны решать следующие задачи образовательного процесса:

- более эффективное усвоение учебного материала;

- формирование интереса к изучаемой дисциплине;

- усиление мотивации студентов к изучаемому;

- студенты самостоятельно ищут и находят решения задач, которые встают перед ними в процессе обучения;

- итоги обучения максимально приближены к практической сфере их деятельности;

- погружение в командную работу, способность решать возникающие проблемы коллективно, с учётом мнения каждого участника;

- у обучающихся формируются необходимые бытовые и профессиональные навыки [1].

Интерактивная модель обучения, построенная на взаимодействии как между студентом и преподавателем, так и студентами между собой, является наиболее перспективной моделью. Очевидно, при таком положении вещей кардинально меняется роль преподавателя: теперь он не информатор-консультатор, теперь он выполняет функцию координатора-консультатора, направляющего и мотивирующего студентов на изучение предметов. Сам же учебный процесс предполагает значительное увеличение часов, выделенных на самостоятельную работу студентов. Ещё одним положительным изменением в силу работы в команде становится одинаковое вовлечение в учебный процесс каждого студента.

Несмотря на то, что некоторые предпочитают не разделять интерактивную модель на подпункты, в целом, в ней можно выделить три типа, которые мы и рассмотрим.

Первый тип интерактивного обучения заключается во взаимодействии студента с предметом обучения. Предполагается, что студент повышает уровень своего интеллектуального развития путём «общения с самим собой» об идеях, информации, полученной из учебного пособия, лекционного материала и про-

чих внешних ресурсов. Обучение при таком взаимодействии, по большому счёту, является самостоятельным.

При втором типе интерактивного обучения студент взаимодействует с преподавателем. Преподаватель, следуя программе преподаваемой дисциплины, способствует повышению интереса у студента к изучаемому материалу, вызывая у него мотивацию к обучению. Студент изучает определённый информативный материал, демонстрирующий способы применения полученных знаний, моделирования определённых подходов. Затем преподаватель создает ситуацию, в которой студент может показывать, как он самостоятельно применяет полученные знания, умения и навыки. Преподаватель оценивает работу студентов с целью определения эффективности образовательного процесса, и чтобы в случае необходимости не упустить момент изменения стратегии обучения. Преподаватель может оказывать определённую помощь каждому студенту в зависимости от его уровня подготовки. При такой форме интерактивного обучения студент сам, опираясь на опыт педагога, может определить, как ему лучше всего изучать предмет, на что обратить тщательное внимание, какие области понадобятся ему в будущем, как применить получаемые знания на ту сферу, в которой он собирается себя реализовать. Преподаватель же общается с каждым студентом индивидуально. Это позволяет ему определить степень мотивации каждого обучающегося, вовремя устранять причину непонимания материала.

Роль педагога особенно актуальна на этапе оценки применения студентами новых знаний. Ознакомиться с изучаемой дисциплиной и определить свою мотивацию студент может и без помощи преподавателя, а вот на этапе всестороннего применения полученных знаний на практике ему может потребоваться помощь от преподавателя, исполняющего функцию координатора и консультатора.

При третьей разновидности интерактивного метода происходит взаимодействие студентов в группе или без неё, в присутствии или отсутствии преподавателя. Обучение студентов в группе является основополагающим ресурсом обучения, так как, например, в сфере бизнеса очень важно обладать умением эффективно взаимодействовать в групповом проекте. Студенты обучаются навыкам групповой работы, изучают принципы групповых отношений и лидерства в процессе применения соответствующих тренингов. Приобретённый таким образом опыт коллективной работы становится наиболее ценным и для студентов, и для их преподавателя [1].

Как мы видим, вследствие интерактивной модели студенты находятся в постоянном контакте как с другими студентами, так и с преподавателями, творческий подход становится приоритетным. Роль преподавателя сводится к контролю, оценке, корреляции направления обучения. Студенты же вынуждены коллективно подходить к решению проблем и находить наиболее оптимальные пути. Монополия на идеи того или иного студента исключаются, все участники считаются равноправными. У студента появляется возможность обращать внимание на необходимые ему области изучаемых дисциплин, он волен самостоятельно выстраивать собственную учебную линию.

Интерактивное обучение включает в себя ряд методов, с помощью которых достигается нужный эффект. Это дебаты, споры, дискуссии, деловые игры, мастер-классы, круглые столы, case-study и т. д.

Подготовка и проведение занятий с использованием активных и интерактивных методов занимает немало времени и требует приложения серьёзных усилий. В связи с этим разработка и улучшение методических материалов, наполненных конкретным содержанием по стратегии применения активных и интерактивных методов в обучении студентов, становится незаменимым этапом.

Предлагаем рассмотреть использование активных и интерактивных моделей обучения на примере преподавания математических дисциплин.

Наиболее распространёнными выступают такие интерактивные методы обучения математическим дисциплинам, как метод проектов, тренинги, деловые игры, case-study.

Перечисленные методы формируют большинство компетенцией, необходимых профессионалам в области математических специальностей. Студенты самостоятельно обучаются решению важных проблем, с которыми сталкиваются в повседневной и профессиональной жизни. Обучающиеся самостоятельно ориентируются в инструментах и способах их применения, с помощью которых собираются решить тот или иной вопрос, они прибегают к синтезу и анализу, моделированию, прогнозированию, к каким-то нестандартным путям. В процессе выполнения задания обучающиеся развивают различные профессиональные качества, исследовательские способности, навыки наблюдения, проведения эксперимента, сбор и отделение информации, выведение и построение гипотез. Дополнительным преимуществом является охотное участие студента в данном процессе, поскольку подобное разнообразие видов деятельности и реалистичность ситуаций вызывает особый интерес. К тому же отдельно взятый студент волен самостоятельно коррелировать темп собственной работы, ориентируясь на свои возможности.

При каждом из вышеупомянутых методах роль преподавателя сводится к косвенному руководству, наблюдению за студентами, консультированию их, коллективной оценке результатов и поддержки мотивации.

Так, можно привести в качестве примера виды занятий I и II семестров по отдельно взятым из учебного плана тематикам:

I семестр:

Круглый стол (групповые дискуссии)

«Матрицы и определители 2 и 3 порядков» (на тему выделено 2 часа):

- вводное слово преподавателя о ходе проведения занятия (5 мин.).

- группой студентов докладывается основной вопрос (20 мин.).

Библиографический список

- студенты делятся на подгруппы (4 - 6 чел.) и им предлагается выдвинуть для обсуждения основные методы вычисления определителей 2 и 3 порядков, выявить их плюсы и минусы (10 мин.).

- преподаватель формирует ряд вопросов для обсуждения и подводит итог (10 мин.).

- проводится обсуждение вопросов, связанных с рациональностью каждого из методов. Группы приводят свои аргументы (30 мин.).

Преподаватель вместе со студентами задает вопросы и, наблюдая за ходом дискуссии, оценивает активность студентов, их знание методов вычисления определителей и аргументированность доводов.

- преподаватель подводит итог, аргументируя сделанные выводы (15 мин.).

II семестр:

Деловая игра

«Комплексные числа» (на тему выделено 2 часа)

- работа в сети Интернет (в процессе самостоятельной работы выполняется задание, связанное с выявлением основных форм комплексных чисел, определяются их основные свойства и операции над ними).

- студенты в составе групп освещают основной вопрос (по 20 мин.).

- каждой группе задаются вопросы по освещённым темам (по 5 мин.).

- преподаватель подводит итог, делая замечания и аргументируя собственные выводы (10 мин.) [2; 3].

Объём существующей в мире информации по тем или иным отраслям деятельности увеличивается экспоненциально, и потому методика обучения студентов всему, что известно миру, становится неэффективной. Ввиду этого студенты сами должны избирать для себя область деятельности и понимать, что для них важно. А преподаватели, в свою очередь, должны предоставлять им эту возможность и поощрять её. Показанные примеры использования активных и интерактивных моделей обучения соответствуют тенденции эволюции образовательных процессов. Данные методы позволяют студенту стать равноправным участником предметных диспутов, развить необходимые профессиональные качества, навыки, умения и усвоить определённые компетенции [4; 5; 6]. Кроме этого, грамотное сочетание этих моделей обучения способствует формированию креативной, активной личности, способной адаптироваться в условиях современного мира и своевременно находить нестандартные пути решения задач.

1. Зайчикова И.В. Использование активных и интерактивных методов в обучении студентов-экономистов математическим дисциплинам. Современные проблемы науки и образования. 2013; 6. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=11698

2. Табачкова М.Ю., Борискина И.П. Интерактивные методы обучения в математике. Интеграция образования. 2014; Т. 18; 3 (76): 65 - 70.

3. Шибаев В.П. Применение интерактивных методов в процессе преподавания математических дисциплин. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 362 - 363.

4. Денилханова Х.Я. Использование компьютерных программных продуктов в процессе подготовки будущих учителей математики. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 189 - 191.

5. Тарамова Э.А., Денилханова Х.Я. Методика обучения студентов педагогических вузов с использованием ИКТ. Известия Чеченского государственного педагогического института. 2015; Т. 1; № 1 (9): 5 - 8.

6. Денилханова Х.Я. Использование средств мультимедиа на уроках информатики. Вестник Московского института государственного управления и права. 2017; 2 (18): 6 - 9.

References

1. Zajchikova I.V. Ispol'zovanie aktivnyh i interaktivnyh metodov v obuchenii studentov-'ekonomistov matematicheskim disciplinam. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013; 6. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11698

2. Tabachkova M.Yu., Boriskina I.P. Interaktivnye metody obucheniya v matematike. Integraciya obrazovaniya. 2014; T. 18; 3 (76): 65 - 70.

3. Shibaev V.P. Primenenie interaktivnyh metodov v processe prepodavaniya matematicheskih disciplin. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 362 - 363.

4. Denilhanova H.Ya. Ispol'zovanie komp'yuternyh programmnyh produktov v processe podgotovki buduschih uchitelej matematiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 189 - 191.

5. Taramova 'E.A., Denilhanova H.Ya. Metodika obucheniya studentov pedagogicheskih vuzov s ispol'zovaniem IKT. Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. 2015; T. 1; № 1 (9): 5 - 8.

6. Denilhanova H.Ya. Ispol'zovanie sredstv mul'timedia na urokah informatiki. Vestnik Moskovskogo instituta gosudarstvennogo upravleniya i prava. 2017; 2 (18): 6 - 9.

Статья поступила в редакцию 16.01.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.