должен убедиться в отсутствии неисправности и дефектов ска-лодрома [3].
В условиях дошкольной образовательной организации рекомендуется осуществлять непосредственно-образовательную деятельность по скалолазанию 1 раз в неделю с малыми подгруппами детей дошкольного возраста (2 - 3 чел.). Обязательным является проведение для детей инструктажа по технике безопасности и систематическое напоминание о правилах профилактики травматизма. Дети занимаются в удобной спортивной форме и обуви [3].
Повышенные требования предъявляются педагогу при организации страховки детей. Недопустимо отвлечение от процесса страховки на посторонние моменты. Специалист не должен позволять детям спрыгивать со скалодрома даже с незначительной высоты. Запрещено нахождение на скалодроме более одного ребенка.
Следует учитывать, что обучение скалолазанию длительный и сложный процесс, цель которого - планомерное совершенствование всех навыков необходимых для успешного лазания и ведущую роль в этом процессе занимает грамотная постановка техники движения. В этой связи необходимо применять подводящие упражнения, которые позволят сформировать правильный динамический стереотип определенного двигательного действия. В качестве подводящих упражнений можно использовать:
- отдельные компоненты изучаемого двигательного действия;
- имитацию подлежащих освоению двигательных действий;
- непосредственно осваиваемое движение, которое выполняется в облегченных условиях, в замедленном темпе [4].
При освоении техники движений необходимо направлять внимание ребенка на качество выполнения двигательных действий. Затем можно усложнять условия выполнения упражнения, подводить детей к более трудным заданиям.
Структура каждого занятия на скалодроме должна включать в себя следующие компоненты:
- вводная часть: разминка (подготовка функциональных систем организма ребенка к более интенсивной работе), подводящие упражнения;
- основная часть: формирование новых двигательных умений, закрепление ранее сформированных движений, чередование более интенсивных и менее интенсивных упражнений;
Библиографический список
- заключительная часть: приведение функциональных систем организма в спокойное состояние, умеренная растяжка, расслабление, подведение итогов деятельности.
Следует отметить, что практикуемые в спортивном скалолазании длительные статические упражнения не применяют в дошкольном возрасте. Трассы не должны быть протяженными. Необходимо, чтобы перехваты, совершаемые ребенком, находились в диапазоне его индивидуальных физиологических возможностей.
Обучение скалолазанию должно осуществляться с учетом физиологических и возрастных психологических особенностей дошкольников. Поскольку ведущим и наиболее привлекательным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, постановка двигательных задач перед детьми может осуществляться в игровой форме и опираться на игровую мотивацию. В связи с появлением в старшем дошкольном возрасте соревновательного мотива, допустима его актуализация при выполнении отдельных упражнений, когда дети уже владеют необходимым набором двигательных навыков. В тоже время организация участия детей дошкольного возраста в спортивных соревнованиях по скалолазанию не рекомендуется, так как требует от участников повышенного психического и физического напряжения, к которому большинство дошкольников еще не готовы. Преобладание наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте позволяет оптимизировать процесс формирования двигательных умений посредством активизации образных представлений ребенка. Организация непосредственно-образовательной деятельности по обучению элементам скалолазания должна обеспечивать эмоциональную привлекательность для детей, оптимальное чередование видов активности. Не допускается монотонное повторение определенных движений, так как это снижает интерес дошкольников к занятиям и вызывает утомление.
Поскольку высшей формой регуляции движений человека является сознательный интеллектуальный контроль, необходимо объяснять ребенку целесообразность выбора тех или иных двигательных приемов при прохождении трассы на скалодроме, что позволит ему в последующем осознанно применять свой двигательный опыт.
Таким образом, обучение детей дошкольного возраста элементам скалолазания в образовательной организации позволяет реализовать значительный развивающий и воспитывающий потенциал данного вида активности при условии чёткого соблюдения правил техники безопасности, физиологических возможностей и психологических особенностей детей дошкольного возраста.
1. О скалолазании. Available at: (http://c-f-r.ru/climbing/)
2. Корюкин В.В. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «Спортивное скалолазание для дошкольников». Гремячинск, 2016.
3. Рубина К.К. Обучение детей старшего дошкольного возраста элементам скалолазания с использованием скалодрома. Available at: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/fizkultura/obuchenie-detey-starshego-doshkol-nogo-vozrasta-elementam-skalolazaniya-s-ispol-zovaniem-skalodroma-al-piyskoy-stenki-631123)
4. Магомедов Р.Р. Биомеханический анализ двигательных действий альпиниста на скальном рельефе. Экстремальная деятельность человека. 2017; 3 (44).
References
1. O skalolazanii. Available at: (http://c-f-r.ru/climbing/)
2. Koryukin V.V. Dopolnitel'naya obscheobrazovatel'naya obscherazvivayuschaya programma sportivnoj napravlennosti «Sportivnoe skalolazanie dlya doshkol'nikov». Gremyachinsk, 2016.
3. Rubina K.K. Obuchenie detejstarshego doshkol'nogo vozrasta 'elementam skalolazaniya s ispol'zovaniem skalodroma. Available at: https:// pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/fizkultura/obuchenie-detey-starshego-doshkol-nogo-vozrasta-elementam-skalolazaniya-s-ispol-zovaniem-skalodroma-al-piyskoy-stenki-631123)
4. Magomedov R.R. Biomehanicheskij analiz dvigatel'nyh dejstvij al'pinista na skal'nom rel'efe. 'Ekstremal'naya deyatel'nost'cheloveka. 2017; 3 (44).
Статья поступила в редакцию 10.04.18
УДК 378
Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor of Department of humanitarian and natural-scientific disciplines ANOVA "MOSCOW INTERNATIONAL UNIVERSITY"; Professor, Department of psychology and pedagogy, FSBEI"Gzhel State University", E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru
DIDACTIC OPPORTUNITIES OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN FORMING THE MANAGEMENT COMPETENCIES OF FUTURE ENTREPRENEURS. The article presents ways of forming managerial competencies based on interactive technologies. The author makes it clear to what extent managers and supervisors are important to set the ideal model of behavior, the image that all employees would strive for, regardless of their functional affiliation. Qualitative characteristics of activity are considered in the article. In addition, the classification of managerial competencies as individual technologies is described: tasks of managerial self-actual-
ization, interpretation of the current situation as a situation in need of directed change, traditional management mechanisms and the connection of the said competencies with the interactive nature of modern management and production. The author focuses on the role of interactive technologies.
Key words: Culture of management, managerial competences, interactive technologies, self-determination.
Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, профессор каф. гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО
«Московский международный университет»; профессор кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Гжельский
Государственный Университет», Московская область, Раменский район, посёлок Электроизолятор,
E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
В статье представлены пути формирования управленческих компетенций на основе интерактивных технологий. Будущим предпринимателям особенно важно задавать идеальную модель поведения, к которому бы стремились все сотрудники, которые будут у них в подчинении, не зависимо от их функциональной принадлежности. В статье рассматриваются различные производственные задачи и необходимость сформированности определённых управленческих компетенций для их эффективного решения. В статье показана роль интерактивных технологий в процессе формирования управленческих компетенций.
Ключевые слова: управленческие компетенции, интерактивные технологии, предприниматели, самодетерминированность.
Современность изменяет характер управления, которое все более определяется не институциональными организационными форматами, а позицией субъекта, принимающего на себя ответственность за определение направления и способа развития конкретной ситуации, в которую включены иные субъекты. Субъектом управления становятся не только тот субъект, по отношению к которому сформированы соответствующие социальные (функциональные) ожидания, а тот, кто добровольно определяет модель развития ситуации и продвигает ее в организационном (и ином коммуникативном) пространстве, добиваясь состояния, при котором большинство других субъектов принимают эту модель как руководство к собственным действиям. Как показал анализ литературы [1; 2.], в моделях управленческих компетенций чаще фиксируются качественные характеристики деятельности, позволяющие работнику самостоятельно находить ориентиры реализации собственной активности, в рамках которой он самостоятельно формирует свои профессиональные «дорожные карты». Это особенно важно для будущих предпринимателей, так как от уровня сформированности их управленческих компетенций будет зависеть жизнеспособность их малых предприятий.
Как отмечает Е.И. Кудрявцева [1], сформированные управленческие компетенции способствуют решению специалистом нескольких классов задач. Не- смотря на то, что автор выделяла их применительно к управленцам в современном производстве, эти же задачи решают и современные предприниматели, причём, для них решение этих задач стоит наиболее остро, т.к. от эффективности их решения нередко напрямую зависит его доходность и целесообразность функционирования.
Первый класс задач может быть определен как задачи управленческой самоактуализации. Потребность в управленческой самоактуализации интегрирует регулятивные компетенции, основанные на направленности на достижения, формирование личной инициативы, готовности к дополнительным усилиям и нацеленность на преодоление препятствий - то, что можно назвать социальной смелостью и добровольной ответственностью [1].
Второй класс задач - это интерпретация актуальной ситуации как ситуации, нуждающейся в направленном изменении. Неопределенность и изменчивость экономической ситуации лишает предпринимателей критериев однозначной классификации всех возникающих в процессе профессиональной деятельности ситуаций. При этом важную роль играют индивидуальные технологии интерпретации, основанные на интуиции и способности противостоять инерции мышления.
Третий класс задач связан с сосуществованием традиционных управленческих механизмов и инструментов управления. В связи с этим предприниматель оказывается перед необходимостью интеграции и синтеза возможностей, предоставляемых традиционными и современными управленческими инструментами, что поддерживается особым классом компетенций - организационными компетенциями, предполагающие вариативность и гибкость, позволяющие в различных ситуациях использовать различные подходы к решению внешне сходных задач [1].
Четвертый класс задач связан с интерактивным характером современного управления и производства. Необходимость управленческого включения других людей в решение задач сопровождается их активным участием в обсуждении производственных проблем, самостоятельном принятии решений, возможностью формирования собственных представлений на основе информации, полученной из разных источников в условиях развития сетевой коммуникации. В этой связи особую роль играют интерактивные компетенции, среди которых наиболее актуальная - умение формировать, поддерживать и расширять индивидуальную сеть, используемую для обмена разнообразным контентом и продвижения собственных управленческих представлений, моделей, критериев оценки.
Для формирования управленческих компетенций в условиях профессионального обучения свою эффективность показали инновационные технологии на интерактивной основе.
Как показал анализ литературы [2], преимущества интерактивных технологий обучения при формировании управленческих компетенций следующие:
- интенсифицируют процессы понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач;
- повышают мотивацию и вовлеченность студентов в решение проблем, обсуждаемых на семинарах, лекциях, включают студентов в процесс использования знаний и личного опыта;
- формируют способность творчески мыслить, видеть проблемную ситуацию и способы выхода из нее, обосновывать свою позицию и жизненные ценности;
- повышают поисковую активность и побуждают студентов к конкретным действиям;
- способствуют развитию личностных качеств студентов: умение выслушивать различные точки зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя толерантность по отношению к своим оппонентам;
- формируют продуктивные подходы к формированию основ управленческой компетентности [2].
- способствуют включению студентов в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, накоплению опыта решения практических задач.
При использовании в образовательном процессе вуза инновационных технологий на интерактивной основе: студент приобретает опыт активного освоения учебного содержания управленческих дисциплин, развивает личностную рефлексию. Если при этом студент работает в учебной микрогруппе, то у него развиваются навыки общения и взаимодействия в малой группе, анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии с принятием нравственных норм и правил совместной деятельности; формируются потребности к ценностно-ориентационному единству группы с поощрением гибкой смены социальных ролей в зависимости от ситуации; развиваются способности к разрешению конфликтов и к компромиссам.
Таким образом, организация интерактивного педагогического взаимодействия является одним из важнейших условий
становления личности, которая должна иметь опыт решения различных проблем, владеть искусством диалога как конструктивного спора, нести ответственность за актуализацию своей индивидуальности, обладая современными способами накопления и приумножения знаний. Однако реализовывать интерактивные технологии в процессе формирования управ-
Библиографический список
ленческих компетенций необходимо в комплексе, при изучении различных дисциплин. Для этого необходим уровень развития профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава, определённый уровень педагогической культуры кафедральных коллективов, входящих в состав факультета.
1. Кудрявцева Е.И. Управленческие компетенции как субъектные технологии обеспечения управленческой компетентности. В мире научных открытий. 2013; № 11.4(47): 226 - 244.
2. Рихтер Т.В. Интерактивные технологии взаимодействия как условие формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза при обучении информатике. Available at: https://novainfo.ru/article/2065
3. Алижанова Х.А., Атагишиева Г.С., Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Денилханова Х.Я., Исакиева З.С., Зинченко А.С., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулибеков Н.А., Кулибекова Р.Д., Кулькина И.В., Магин В.А., Мартиросян Р.М., Мурадова П.Р., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Садовой В.П. и др. Организация образовательного процесса в высшей школе: проблемы и перспективы: коллективная монография. Москва, 2017.
References
1. Kudryavceva E.I. Upravlencheskie kompetencii kak sub'ektnye tehnologii obespecheniya upravlencheskoj kompetentnosti. Vmire nauchnyh otkrytij. 2013; № 11.4(47): 226 - 244.
2. Rihter T.V. Interaktivnye tehnologii vzaimodejstviya kak uslovie formirovaniya professional'nyh kompetencij studentov pedagogicheskogo vuza pri obuchenii informatike. Available at: https://novainfo.ru/article/2065
3. Alizhanova H.A., Atagishieva G.S., Belocerkovec N.I., Gadzhieva P.D., Gerasimova T.N., Denilhanova H.Ya., Isakieva Z.S., Zinchenko A.S., Kopylov A.V., Kopylova I.A., Kolomina M.V., Kulibekov N.A., Kulibekova R.D., Kul'kina I.V., Magin V.A., Martirosyan R.M., Muradova P.R., Nagaeva I.A., Petrova N.P., Sadovoj V.P. i dr. Organizaciya obrazovatel'nogoprocessa vvysshejshkole:problemyiperspektivy: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.
Статья поступила в редакцию 15.04.18
УДК37.01-057
Egorov M.A., postgraduate, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia),
E-mail: e.max.seem@gmail.com
Tomilin A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Life Safety, State Marine University
n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru
FEATURES OF MODELING THE PERSONALITY'S PATRIOTISM DEVELOPMENT PROCESS BASED ON THE CRITICAL THINKING IMPROVEMENT. One of the priority tasks of the state is the education of patriotism among the citizens, their consolidation and mobilization on the basis of the Patriotic ideas on the solution to the creative task of building a democratic society and strengthening the country's defense. Pedagogical practice shows that the process of education of patriots is more efficient and effective in the presence and application of the appropriate model. The authors on the basis of approaches of Russian scientists reveal the basics of the terms "modeling" and "model", features of modeling and substantial components of the constructed substantial and technological model of the personality's patriotism development based on the critical thinking improvement are resulted.
Key words: critical thinking, model, development, patriotism, process improvement, content-technological model of formation.
М.А. Егоров, аспирант, Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,
E-mail: e.max.seem@gmail.com
А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф. каф. безопасности жизнедеятельности, Государственный морской университет
им. адм. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru
ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Одной из приоритетных задач государства является воспитание патриотизма у граждан, их консолидация и мобилизация на основе патриотической идеи на решение созидательных задач строительства демократического общества и укрепление обороноспособности страны. Педагогическая практика свидетельствует, что процесс воспитания патриотов проходит более эффективно и результативно при наличии и применении соответствующей модели.
В статье авторами на основе подходов отечественных ученых раскрывается сущность терминов «моделирование» и «модель», приводятся особенности моделирования и содержательные компоненты сконструированной содержательно-технологической модели развития патриотизма личности на основе совершенствования критического мышления.
Ключевые слова: критическое мышление, модель, развитие, патриотизм, процесс, совершенствование, содержательно-технологическая модель, формирование.
Отечественные педагоги в своей практике успешно применяют метод моделирования, зарекомендовавший себя как достаточно надежный и работоспособный. По мнению И.П. Подласого [1], это специфический метод конструирования и всестороннего исследования моделей. П.И. Пидкасистый [2] придерживается взгляда, что моделирование позволяет воспроизвести характеристики отдельного объекта на иной объект, сконструированный для его изучения. М.Е. Вайндорф-Сысоева [3] отмечает, что именно моделирование обеспечивает всестороннее изучение
педагогических процессов и явлений. Для этого исследователем разрабатывается специальная педагогическая модель.
Следовательно, моделирование есть такой метод, который позволяет сконструировать и исследовать инновационную модель с целью получения целостной и достоверной информации.
Основным элементом моделирования является модель. Вышеуказанные учёные [1; 2; 3] трактуют данный термин как систему элементов, воспроизводящую некоторые стороны, связи, функции объекта исследования. Исследование модели