Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

192
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНТ / ИННОВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Е. В., Переведенцева Е. В.

В данной статье выявляются инновационные педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе техникума, инновационные направленности в системе среднего профессионального образования. Кроме того, раскрыты способы, которые используются с целью совершенствования преподавательского профессионализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Е. В., Переведенцева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN PRACTICAL CLASSES IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING

This article reveals innovative pedagogical technologies used in the educational on process of the college, modern trends in the system of secondary vocational education. The methods used to improve pedagogical skills are highlighted.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 377.112.4

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кузнецова Е.В. - к.п.н., доцент, доцент кафедры профессионального обучения и бизнеса ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имeни И. С. Тургеневa», Орёл, РФ Lebbiealhajifoday@gmail.com https://orcid.org/0000-0002-4249-4550

Переведенцева Е.В. - студент 4 курса ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имeни

И. С. Тургеневa, г. Орёл, РФ

Аннотация: В данной статье выявляются инновационные педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе техникума, инновационные направленности в системе среднего профессионального образования. Кроме того, раскрыты способы, которые используются с целью совершенствования преподавательского профессионализма.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, обучающийся, педагогическая технология, образовательный процесс, студент, инновация.

THE USE OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN

PRACTICAL CLASSES IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL

TRAINING

Kuznetsova Elena Valeryevna - PhD, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Vocational Training and Business of the I. S. Turgenev

Oryol State University, Oryol Region, Orel, Russia

Lebbiealhajifoday@gmail.com https://orcid.org/0000-0002-4249-4550

Perevedentseva Elizaveta Vladimirovna-student of 4 course of the I. S. Turgenev Oryol State University, Oryol Region, Orel, Russia

Abstract: This article reveals innovative pedagogical technologies used in the educational on process of the college, modern trends in the system of secondary vocational education. The methods used to improve pedagogical skills are highlighted.

Keywords: secondary vocational education, student, pedagogical technology, educational process, student, innovation.

Главной частью абсолютно каждого вида деятельности людей является развитие. По мере накопления опыта, совершенствования способов, способов действия, расширения своих умственных способностей человек постоянно находится в развитии. Любое развитие предполагает введение нового, то позволяет обновить системе, будь то человек или организация. Инновационные технологии в педагогической науке обладают колоссальной значимостью в современном мире. Эта та область науки, которая изучает современные технологии, процессы развития образовательной организации, педагогического процесса, новые образовательные практики.

Актуальность проблемы применения инновационных педагогических технологий заключается в том, что сегодня инновационный поиск стал частью образа каждого образовательного учреждения, появлением феномена в сфере их жизни. Но, не стоит забывать, что существует огромное количество нововведений, которые применяются к образованию. Они играют важнейшую роль в существовании и дальнейшем совершенствовании образовательных учреждений и, безусловно, составляют для нас большой интерес.

Теоретический анализ публикаций в области педагогики, психологии позволил определить ряд предпосылок и позиций для развития педагогической практики в области профессиональной обучения. Так вопросы в области применения инновационных технологий с точки зрения психического развития человека рассматривались в трудах отечественных психологов Л.С, Выготского, В.В. Давыдова, М.И. Махмудова и др.

Психолого-педагогические и социальные проблемы профессионального образования рассматривались в работах Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Е.В. Иванов, В.А. Сластенин, А.В. Усова, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др.

Проблема применения инновационных педагогических технологий в учебном процессе исследовалась в трудах Амирова Т.З., Гильванова Р.Р., Булавкина А. А., Загвязинский В.И. и др.[1, 2, 3,4].

Методологическую основу исследования составили идеи системного, комплексного личностно-ориентированного, исследовательского подхода в профессиональном обучении, теория развивающего обучения, основы педагогической квалиметрии. Объектом исследования данной работы является образовательный процесс. Предметом исследования - применение инновационных педагогических технологий на практических занятиях у будущих специалистов профессионального обучения/

Перед каждым педагогом в современном мире хоть раз стоял вопрос увеличения мотивации обучающихся к образовательной деятельности, формирования познавательной активности и, как следствие, повышения процесса качества образования. Как усовершенствовать образовательный процесс, чтобы студенты непосредственно получали положительные эмоции от

образовательной деятельности и ее результата? Помогает преподавателю в этом вопросе возможность применения инновационных технологий в образовательном процессе. Инновационная деятельность педагога, заключающаяся в применении на практике современных педагогических технологий, меняет его методологический аспект в системе образования и приносит свои плоды в виде положительных результатов.

Инновационные методы обучения в системе среднего профессионального образования (СПО) - это новейшие способы общения со студентами, позиции делового сотрудничества с ними и их ознакомление с существующими проблемами. Использование современных образовательных технологий в процессе обучения также помогает решить многие задачи:

- способность адаптироваться к любой ситуации, возникающей в жизни, саморазвиваться и применять полученные знания при решении определенных задач;

- самостоятельно находить выход из критической ситуации и уметь нестандартно мыслить;

- уметь правильно работать с информацией и анализировать ее;

- уметь находить подход к людям, контактировать с ними и не бояться новых знакомств;

- самостоятельно работать над развитием своей нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Существует огромное множество инновационных педагогических технологий, позволяющих эффективно решать задачи, стоящие перед педагогом (рисунок 1).

Рисунок 1 - Классификация инновационных технологий

Мы провели анализ рабочих программ техникумов г. Орла (БПОУ ОО «Орловский автодорожный техникум», «Орловский техникум путей сообщения имени В. А. Лапочкина», «Орловский техникум сферы услуг», «Орловский техникум технологии и предпринимательства имени В. А. Русанова») на предмет использования инновационных технологий в образовательном процессе (таблица 1).

Таблица 1 - Сравнительная характеристика использования инновационных технологий в техникумах города Орла

БПОУ О О «Орловский автодорожный техникум» «Орловский техникум путей сообщения имени В. А. Лапочкина» «Орловский техникум сферы услуг» «Орловский техникум технологии и предпринимательства имени В. А. Русанова»

Проектная деятельность — + + +

Бене — метод - + - -

Игровые технологии — + + -

Технология проблемного обучения — - + +

Мул ьтим едиа-технологии - + + +

На основании полученных данных можно сделать вывод, что преподаватели техникумов г. Орла активно применяют инновационные технологии в образовательном процессе:

- 85% техникумов используют технологию проектной деятельности при преподавании дисциплин «Экономика», «Менеджмент», «Страховое дело»;

- 50% организаций используют кейс-метод при изучении «Бухгалтерский учет», «Страховое дело», «Статистика» и др. Мультимедиа-технологии применяются во всех техникумах города Орла.

Рассмотрим отдельные из них, применение которых позволит значительно повысить эффективность образовательного процесса.

Преподаватели образовательных организаций СПО заметили, что, когда образовательная деятельности студента протекает с использованием технологии проектного обучения, обучающиеся легче справляются с большинством учебных задачам, которые ставит ними преподаватель. Данная технология основана на реализации принципа постепенности, предполагающего постепенное усложнение заданий, тем самым помогая обучающимся приобретать новые знания, умения и навыки.

Рассмотрим методы, применяемые в технологии проектной деятельности:

- кластерный прием (дает возможность установить главные факторы раздела или темы, изучить большой объем данных);

- графическое оформление материала (помогает отбирать имеющиеся знания, четко обозначить связь ключевого слова с другими понятиями и явлениями);

- командная работа (повышает ответственность за свою «область» работы, позволяет формировать общение);

- прдам незаконченных предложений (помогает актуализации и концентрации внимания студентов).

Технология проектного обучения позволяет реализовать функции, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2 - Функции проектного обучения

Другой технологией, способствующей эффективной организации образовательного процесса являются игровые технологии, которые способствуют наилучшему усвоению материала студентами младших курсов для которых характерна непосредственность восприятия.

На занятии по дисциплине «Менеджмент» мы провели ролевую игру «Своя игра».

Как показали результаты эксперимента, обучающиеся свободно включаются в игровую деятельность. Цель игры - пробудить интерес к знаниям, обучению. В игре студент обретает методы осуществлении собственных возможностей, формирует новые виды деятельности, формирует наилучший метод решения задачи, обучается осуществлять контроль собственной работы.

На занятии по дисциплине «Менеджмент» мы провели ролевую игру «Своя игра». За основу игры взята популярная одноименная телевизионная игра. Данная игра проводится в группах. Студенты делятся по командам. Игра состоит всего из двух раундов. В финале участвуют только те, кто набрал больше всего баллов. Участникам предстоит выбрать из 5

предложенных тем одну, каждая из которых включает по 5 вопросов. За каждый правильный ответ можно набрать от 100 до 1000 очков. Чем больше очков, тем сложнее вопрос. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество баллов.

В конце урока мы обнаружили, что игра является так называемым «доктором», который помогает лечить апатию и низкую мотивацию, замкнутость и педагогическую запущенность. Для того чтобы вызвать интерес к какой-либо деятельности, необходимо активно использовать на занятиях игры с четко поставленной учебной целью и адекватным педагогическим результатом, характеризующимся учебно-познавательной направленностью. Основная роль еще и в том, что они снимают напряжение, создают положительный эмоциональный всплеск в течение занятия.

Результатом использования игровой технологии в деятельности педагога можно считать повышение интереса у обучающихся к образовательному процессу, повышение работоспособности студентов на занятиях. Более наглядно эффективность данной технологии показана на диаграмме (рисунок 3).

□ Повысит технический уровень подачи учебного материала

□ Значительно увеличится интерес к учебному материалу со стороны детей

□ Уменьшит трудоемкость работы учителя

□ Положительно отразится на результатах обучения

□ Увеличит привлека!ельность труда учителя

□ Внесет сумятицу из-за неумения работать с компьютером

■ Кардинально ничего не изменится

Рисунок 3 -Влияние игровых технологий на учебный процесс

Также сюда можно включить игровые интерактивные технологии. Среди особенностей игровых интерактивных технологий можно выделить:

- сочетание огромного спектра задач;

- содержание подхода общественного взаимодействия;

- ответ логике работы;

- ведение подготовки к плодотворному диалогу;

- содействие огромной концентрации внимания на образовательный процесс

Влияние игровых технологии на учебный процесс

2.3 з.о

38.3

- мотивация обучающихся к плодотворной работе;

- насыщение обратной связью;

- осмысление и анализ полученного;

- выражение всех черт личности, ее положительных и отрицательных индивидуальных черт, стиля делового партнерства.

Каждый студент имеет определенные практические потребности. Именно установление и ориентация целей игровых интерактивных технологий на потребности обучающегося будет способствовать повышению мотивации студента к учебной деятельности. Как правило, ИИТ полностью устраняют несоответствие между поверхностностью предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системностью используемых знаний и их принадлежностью к различным дисциплинам. Данную технологию несомненно можно отнести к категории развивающих, которые ориентированы на профессиональное развитие личности [5, с.273]. Ученые пришли к выводу, что развивающим играм присуща двухмерность. Так называемая двойственность имеет место в двух видах деятельности: игре (условности) и игровой деятельности (серьезности). К одному из эффективных типов интерактивных игровых технологий принадлежит тренинг. Его цель - создание межличностного компонента будущей профессиональной деятельности. Рассмотрим следующие задачи, которые реализуются на тренинге:

а) применение знаний, умений и навыков на практике;

б) демонстрация коммуникативных умений.

В программу тренинг «Установление целей и выработка стратегии деятельности предприятия» мы включили следующие разделы: технология SMART в установлении целей организации; основные ошибки при постановке целей; построение «древа целей»; SWOT- анализ, PEST- анализ; разработка стратегии деятельности предприятия.

Игровые технологии являются незаменимым помощником для педагогов в проведении занятий. Их необходимо включать в образовательный процесс не только для обучающихся общеобразовательных организаций, но и для студентов среднего профессионального образования.

Таким образом, используя современные педагогические технологии в образовательном процессе, преподаватель повышает мотивацию, развитие познавательной активности, творчества у студентов техникума, помогает более качественно проводить отбор полученной информации, вовлекает в образовательный процесс и оказывает положительное влияние на формирование личностных качеств студента.

Кроме того, внедрение в учебный процесс современных образовательных и информационных технологий позитивно влияет не только на студента, но и на педагога, ведь они дают возможность преподавателям анализировать глубину и силу знаний обучающихся, закрепляя навыки и умения в различных сферах деятельности; развивать умение мыслить,

самостоятельное планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки конкретного соблюдения требований технологической дисциплины в организации обучения.

Список использованных источников

1. Амиров Т.З., Гильванов Р.Р. Проблема применения инновационно-образовательных технологий в педагогической деятельности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-19. С. 4276-4279;URL: https://funda-mental-research.ru/ru/article/view?id=37943.

2. Булавкин, А. А. Об опыте использования в учебном процессе современных педагогических технологий и инновационных методов обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 25. С. 376-380. URL:: http://e-koncept.ru/2014/55319.htm.

3. Габбасова, Л. З. Инновационные технологии в образовательном процессе / Л. З. Габбасова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). Казань: Бук, 2016. С. 61-63. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11108/

4. Загвязинский, В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. Тюмень, 2013. с. 8.

5. Лидинфа Е.П., Баранова С.В., Кузнецова Е.В. Проблематика формирования профессиональных управленческих кадров в аспекте реализации стратегии развития регионов// Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 3(84). С. 270-278

References

1. Amirov T.Z., Gil'vanov R.R. Problema primeneniya innovatsionno-obrazovatel'nykh tekhnologii v pedagogicheskoi deyatel'nosti // Fundamental'nye issledovaniya. 2015. № 2-19. S. 4276-4279. - URL: https://fundamental-re-search.ru/ru/article/view?id=37943.

2. Bulavkin, A. A. Ob opyte ispol'zovaniya v uchebnom protsesse sov-remennykh pedagogicheskikh tekhnologii i innovatsionnykh metodov obucheniya // Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept». 2014. T. 25. S. 376-380. - URL:: http://e-koncept.ru/2014/55319.htm.

3. Gabbasova, L. Z. Innovatsionnye tekhnologii v obrazovatel'nom protsesse / L. Z. Gabbasova. — Tekst : neposredstvennyi // Innovatsionnye ped-agogicheskie tekhnologii : materialy V Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan', ok-tyabr' 2016 g.). Kazan': Buk, 2016. S. 61-63. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11108/

4. Zagvyazinskii, V. I. Innovatsionnye protsessy у obrazovanii i peda-gogicheskaya пайка/ V. I. Zagvyazinskii// Innovatsionnye protsessy у оЬга-zovanii: Sbornik паисИпукИ trudov. Туишеп', 2013. s. 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Е.Р., Baranova S.V., Kuznetsova Е^. Probleшatika АЭГШЬ rovaniya professional,nykh upravlencheskikh kadrov v aspekte realizatsii strategii razvitiya regionov// исИепуе zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Guшanitarnye i sotsial,nye nauki. 2019. № 3(84). S. 270-278

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.