Научная статья на тему 'Применение информационных технологий в системе казначейского исполнения государственного бюджета Республики Узбекистан'

Применение информационных технологий в системе казначейского исполнения государственного бюджета Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
408
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Усманова А. Д.

Одним из перспективных направлений современного экономического развития страны является область информационных технологий, в связи с чем, особое значение придается внедрению процессов информатизации во все сферы жизнедеятельности общества и созданию условий для стимулирования внедрения новых видов информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение информационных технологий в системе казначейского исполнения государственного бюджета Республики Узбекистан»

ДДВЛДТ^ЮДЖЁТИВДТДЗНАЧЙЛЙКТЙЗЙМЙ/-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

Усманова А.Д.

Информационно-вычислительный центр Министерства финансов Республики Узбекистан

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН.

Одним из перспективных направлений современного экономического развития страны является область информационных технологий, в связи с чем, особое значение придается внедрению процессов информатизации во все сферы жизнедеятельности общества и созданию условий для стимулирования внедрения новых видов информационных технологий.

В этой связи Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов отмечает: «... огромное значение сегодня приобретает внедрение современных информационных и компьютерных технологий, цифровых и широкоформатных телекоммуникаций, интернета не только в школах, лицеях, колледжах и высших учебных заведениях, но и в жизнь каждой семьи. Именно масштабность развития современных систем связи и информационных технологий служит показателем уровня развития страны и общества»1.

Информационные технологии стали широко применяться во всех отраслях народного хозяйства, в том числе в сферах управления. При этом, поскольку органы государственных финансов и казначейства являются ключевыми направлениями совершенствования системы государственного управления, именно в этой сфере применении достижений информационных технологий, задачи по оптимизации принятия решений, обработка огромных объёмов информации - стано-

1 Из выступления Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на торжественном собрании, посвященном 18-летию Конституции Республики Узбекистан, 7 декабря 2010г.

вится важнейшим направлением решения социально-экономических задач в государстве.

Многообразие и сложность, решаемых органами казначейства задач в управлении государственными финансами, обусловили необходимость комплексного использования в работе современных информационных технологий, позволяющих обеспечить эффективную реализацию механизмов казначейского исполнения государственного и местного бюджетов.

Изначально Казначейство Министерства финансов Республики Узбекистан и его территориальные подразделения были созданы в целях дальнейшего реформирования бюджетной системы за счет внедрения системы эффективного кассового исполнения Государственного бюджета. Предусматривается, что это усилит контроль над целевым расходованием бюджетных средств с использованием современных информационных технологий, повысит эффективность управления доходами и расходами бюджетов всех уровней. Нормативно правовой основой создания Казначейства при Министерстве финансов Республи-

~ДДВЛДГВЮДЖЁТИВДТДЗНДЧЙЛЙКТЙЗЙМЙ/ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КДЗНДЧЕЙСКДЯ СИСТЕМД

ки Узбекистан служат: Закон Республики Узбекистан от 26.08.2004 г. "О казначейском исполнении Государственного бюджета", «Закон о бюджетной системе Республики Узбекистан» от 14 декабря 2000 года, Постановление Президента «О мерах по дальнейшему развитию казначейского исполнения государственного бюджета» №ПП-594 от 28.02.2007 года. а также другие подзаконные акты, направленные на совершенствование кассового исполнения государственного бюджета.

Ключевые свойства казначейской системы заключаются в необходимости жесткого контроля над поступлением и использованием средств государственного бюджета и вытекают из закладываемых в систему возможностей системного и прикладного программного обеспечения. Потенциальные возможности автоматизированных информационных систем казначейских органов зависят от эксплуатационных свойств программного обеспечения.

Программное обеспечение информационных систем казначейской системы должно отвечать следующим требованиям:

• необходимость обработки больших объемов информации в сжатые сроки;

• организация взаимодействия пользователей с информационными ресурсами в интерактивном режиме;

• наличие в спектре базовых программных средств сетевых функций;

• наличие режимов многозадачного доступа большого количества пользователей, а также одновременного доступа к данным специалистов для совместной обработки информации;

• обеспечение надежной защиты финансовой информации от несанкционированного доступа, компьютерных вирусов.

Изначально в Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан был внедрен программный продукт «TREASURY», разработанный по технологии распределенных баз данных. Целью разработки данного продукта являлась автоматизация системы регистрации до-

говоров получателей бюджетных средств и контроль за оплатой их расходов в создаваемых казначейских структурах Министерства финансов.

Данный программный продукт не претендовал на место основного программного обеспечения для Казначейства в Узбекистане, но эта программа позволила на начальном этапе апробировать всю технологию кассового исполнения расходов Казначейства.

Так в 2006 году, по результатам пилотного проекта, который проводился на базе казначейских подразделений Самаркандской области и г.Ташкенте, была внедрена первая версия программного комплекса «Казначейское исполнение Государственного бюджета» («КИГБ»), разработанного на основании ШеЬ-техноло-гий с использованием централизованной базы данных в г.Ташкенте и применением электронного обмена платежных документов («банк-клиент») по всей республике. Целью данного ПК является автоматизация деятельности казначейских органов, функционирующих в рамках эксперимента по внедрению элементов казначейского исполнения Государственного бюджета. На настоящий день эксплу -атируется уже четвертая версия данного продукта «КИГБ-4».

Внедрение и совершенствование вышеуказанных программ, позволяет существенно улучшить систему управления финансовыми ресурсами в масштабе страны и поднять уровень автоматизации казначейских органов республики на более высокий уровень.

Параллельно, на основе изучения опыта создания информационных систем казначейства в других государствах, в Узбекистане проводится работа по созданию интегрированной информационной системы управления государственными финансами (ИСУГФ) с привлечением заемных средств Азиатского банка развития (АБР) и других международных финансовых институтов. Внедрение системы ИСУГФ должна позволить консолидировать все доходы Государственного бюджета на едином казначейском счете и производить с него оплату расходов.

ДАВЛАТ БЮДЖЕТИ ВА FАЗНАЧИЛИК ТИЗИМИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

Мировой опыт работы казначейства показывает, что их решения построены на основе интегрированных систем, которая поддерживает не только текущие потребности, но и потребности, которые могут возникнуть в области государственного финансового управления в будущем. То есть, прогрессивная информационная система финансовых органов и казначейства ставит задачу интегрировать и оптимизировать типовые операции центрального банка, относящиеся к различным организационным единицам, отдельным подфункциям информационных систем и разрозненным источникам данных, в единый интегрированный казначейский программный пакет в соответствии с практикой работы центрального банка на международном уровне.

Общее информационное пространство должно организовываться на единой методологической основе, которая будет учитывать:

• число налогоплательщиков;

• собираемые на территории налоги;

• количество получателей средств республиканского и местных бюджетов;

• развитие всей финансовой и коммуникационной инфраструктуры.

Это объясняется тем, что при исполнении бюджета будет задействована весьма сложная многоуровневая система, с развитыми связями не только между иерархическими уровнями органов казначейства, но и с банковской платежной системой, системой государственного налогового комитета, системой формирования и исполнения бюджетов всех уровней, получателями бюджетных средств и налогоплательщиками.

В таких условиях приоритетными задачами являются: организация межведомственного эффективного взаимодействия учреждений и организаций банковской и финансовой сфер, создание или использование имеющейся в регионах надежной системы передачи данных. Под надежностью понимается не только возможность организации устойчивой связи в необходимый период, но и защита информации

от несанкционированного доступа к ней в момент передачи.

Проблема обеспечения безопасности и защиты информации становится все более актуальным по мере интенсивного развития вычислительной техники и систем хранения и передачи информации.

Публикации в зарубежной печати последних лет показывают, что возможности злоупотребления информацией,пере-даваемой по каналам связи, развивались и совершенствовались не менее интенсивно, чем средства их предупреждения. Поэтому для защиты информации требуется не просто разработка частных механизмов защиты, а организация целого комплекса мер, т.е. использование специальных средств, методов и мероприятий с целью предотвращения потери информации.

К основным угрозам безопасности информации в информационных системах казначейских органов относятся:

• раскрытие конфиденциальной информации;

• компрометация информации;

• несанкционированное использование информационных ресурсов;

• ошибочное использование информационных ресурсов;

• несанкционированный обмен информацией;

• отказ в обслуживании.

В связи с этими угрозами создание базовой системы защиты информации в казначейских органах должна основывается на следующих принципах:

• комплексный подход к построению и обеспечению надежности системы защиты;

• разделение и минимизация полномочий по доступу к обрабатываемой информации и процедурам обработки;

• полнота контроля и регистрации попыток несанкционированного доступа;

• «прозрачность» системы защиты информации;

• экономическая целесообразность.

И в заключение можно сказать, что

Министерство финансов исходит из концепции внедрения комплексной информационной системы, охватывающей фи-

~ДАВ^ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

нансовое управление на всех этапах его циркуляции. Это обеспечит соответствие международным стандартам, акцентируя внимание на модернизации учета, исполнении и контроле бюджета, финансовом планировании, взаимодействии с прямыми и косвенными бенефициарами бюджета. В сочетании с решениями по управ-

лению ликвидностью, долгами и резервами, это поможет подготовиться к более эффективному управлению задолженностями посредством интегрированной ИТ-системы, которая будет охватывать мировые, региональные и национальные стан -дарты и станет важнейшим элементом электронного правительства страны.

Список литературы:

1. Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на торжественном собрании, посвященном 18-летию Конституции Республики Узбекистан, 7 декабря 2010г.

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 30.05.2002 г. «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий»

3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №200 от 6.06.2002 г. «О мерах по дальнейшему развитию компьютеризации и внедрению информационно-коммуникационных технологий»

4. В.Д.Камаева «Информационные системы в экономике», М., 2006г.

5. Г.А.Титоренко «Автоматизированные информационные технологии в экономике», Учебное пособие. М.,2006г.

6. Г.А.Титоренко «Информационные системы в экономике», Учебное пособие, М. «ЮНИТИ-иМТУ», 2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.