Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИНЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ СИСТЕМЫ / ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КАРТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соколова М.Ю., Каляева Н.В.

В данной статье рассмотрены информационные технологии в медицинской сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИНЕ»

З.Смоленцева Л.В. Профессиональные компетенции менеджеров как определяющая роль в управлении предприятием в современных условиях /Л.В. Смоленцева, К.Н.Хафизова//Международный журнал

"Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). -2013. -Том 16. Номер 2. - С.408-416.

Соколова М.Ю., к. э. н.

доцент

кафедра статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении

Каляева Н.В. студент 2 года обучения направление «Государственное и муниципальное управление»

ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева»

Россия, г. Саранск ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В МЕДИЦИНЕ

Аннотация: в данной статье рассмотрены информационные технологии в медицинской сфере.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационные медицинские системы, единая электронная медицинская карта.

Учитывая то, что мы живем в век информации и технического прогресса, то, конечно же, происходит быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий. Современную жизнь вообще сложно представить без компьютеров и подобных технических устройств. Технический прогресс делает высокие технологии все более доступными, увеличивая тем самым их использование и роль почти во всех сферах жизни человека.

Наблюдая за развитием информационных и коммуникационных технологий, становится ясно, что они стоят сейчас на одном уровне с использованием природных ресурсов, и затраты на развитие технологий приобретают макроэкономический размах. Прогрессивное развитие информационных и коммуникационных технологий не удивительно, ведь эта область развивалась достаточно прогрессивно, вспомнить только изобретение телеграфа, телефона, радио, телевидения и в 1986 году Интернета. Глобализация коснулась этих технологий, учитывая, что сейчас основные сигналы поступают от спутников.

Применение IT-технологии позволяют получить ответы на любые вопросы не выходя из дома. Например, разместить свое резюме на сайте службы занятости, узнать часы приема врача, ознакомиться с перечнем документов, необходимых для получения пособий или задать свой вопрос в интернет-приемной любой организации: ИТ в медицине, служба занятости,

ИТ в образовании, ИТ в ЖКХ, ИТ в сфере транспорта, ИТ в социальной сфере и т.д.

Главный плюс компьютеризации производства, обслуживания и иных сфер заключается в том, что за осуществлением различных действий можно следить, легко управлять и вносить коррективы в максимально короткий срок.

Даже в такой человекоориентированной отрасли, как медицина, все шире используются достижения технического прогресса, и отделы функциональной диагностики поликлиник играют важную роль при обследовании пациентов. Аксиальная томография, магнитно-резонансная диагностика - многие сейчас не только слышали об этих процедурах, но и сами подвергались обследованию на специальных медицинских аппаратах.

Современные медицинские организации производят и накапливают огромные объемы данных. От того, насколько эффективно эта информация используется врачами, руководителями, управляющими органами, зависит качество медицинской помощи, общий уровень жизни населения, уровень развития страны в целом и каждого ее территориального субъекта в частности. ИТ сегодня становятся неотъемлемой составляющей здравоохранения, однако процесс их внедрения в сферу медицины по России далеко не равномерен. Некоторые регионы уже довольно далеко продвинулись на пути информатизации и получают вполне осязаемые результаты. В то же время, большинство российских территорий находятся, скорее, в начале этого сложного процесса.

Основными задачами информатизации здравоохранения являются:

- переход на оказание государственных услуг в электронный вид;

- повышение социальной и экономической эффективности деятельности медицинских учреждений;

- обеспечение единых стандартов информатизации здравоохранения;

- автоматизация лечебно-профилактических учреждений;

- контроль работы каждого лечебно-профилактического учреждения и получение актуальной информации в режиме реального времени и многое другое.

Информационные технологии - это полезный инструмент, который успешно применяется в медицине. Прогресс в информационных технологиях положительно сказался на развитии новых направлений организации медицинской помощи населению. Возможность проведения телеконсультаций для пациентов, наблюдения и контроля в реальном времени, использования систем, позволяющих дистанционно фиксировать и транслировать физиологические параметры - все это выводит медицину на качественно новый уровень. Множество развитых стран уже активно применяет вышеперечисленные и многие другие системы в регулярной практике в сфере здравоохранения.

Все чаще применяются технологии для круглосуточных врачебных онлайн-консультаций, динамического мониторинга состояния пациентов, контроля над ключевыми показателями жизнедеятельности больного и экстренной их коррекции.

В настоящее время с помощью информационных технологий в области здравоохранения решаются следующие задачи:

- Проводится мониторинг физиологических параметров пациентов, таких как артериальное давление, уровень сахара в крови и др.;

- Повышается доступность медицинских услуг и помощи таким группам населения, которые проживают в географически удаленных районах, людям с ограниченными возможностями, а также пациентам, находящимся в замкнутых или организованных коллективах. Если посмотреть на зарубежную практику, то в США (штаты Техас и Джорджия) осуществляется телекоммуникационная связь между медучреждениями, тюрьмами штатов и хосписами;

- Пожилое население обеспечивается качественным амбулаторным наблюдением. Люди, подходящие к пенсионному возрасту, более подвержены различным хроническим заболеваниям, и для их здоровья очень важным оказывается контроль над физиологическими параметрами для обеспечения профилактики и лечения недугов;

- Оказывается поддержка реабилитационных мероприятий для пациентов после операций, а также реабилитация и телемедицинские услуги для женщин в предродовой и послеродовой период;

- Проводится реабилитация пациентов, которые нуждаются в психологической или психиатрической помощи. Посредством аудиовизуального общения врач оказывает необходимую поддержку пациенту, проводит определенную работу с человеком, вследствие чего наступает улучшение не только на психологическом, но и на физическом уровне;

- Со стороны высококвалифицированных специалистов производится консультационная поддержка при оказании медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;

- При боевых действиях оказывается телемедицинская поддержка в соответствующих районах;

- Ведется электронная база данных всех пациентов с полной историей обращений, начиная с самого первого визита в учреждение, с указанием назначенного лечения. Возможность проводить быстрый поиск информации по контексту в базе данных;

- Стандартизируется и алгоритмизируется описание состояний и исследований, что, к тому же, экономит время медицинского персонала;

- Создаются электронные очереди, и ведется электронная запись к специалистам;

- Автоматизируется подготовка рецептов, назначений, больничных

листов и других документов для пациентов;

- Создаются единые информационные сети, как в пределах клиники, так и для взаимодействия с другими учреждениями и аптеками.

Кроме того, при помощи сети Интернет сотрудники медицинского учреждения получают доступ к новейшей информации в области здравоохранения и могут устанавливать профессиональные связи с коллегами для обмена опытом.

Некоторые из названных пунктов уже активно применяются, как в зарубежных странах, так и в России, а что-то находится на стадии внедрения или освоения. Так или иначе, информационные технологии уже внесли значительные изменения в медицину, но многое еще только предстоит сделать.

Государство РФ также принимает активное участие в развитии сферы здравоохранения.

Среди основных программ в 2013 году выступала разработка Минздравом России нового сервиса Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения - «Личный кабинет пациента». Пользователь имеет свободный доступ к личным медицинским документам.

Также система позволяет записаться на прием к врачу через интернет и вести «Дневник пациента», в который пользователь заносит данные о состоянии своего здоровья (температуру, давление, вес) и контролировать прием лекарств.

Распоряжением Правительства РФ № 2511^ от 24 декабря 2012 года утверждена «Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации». Государственная программа поставила цели, задачи, основные направления развития здравоохранения, мероприятия, механизмы их реализации и финансовое обеспечение. На реализацию мероприятий Государственной программы из всех уровней бюджета были направлены средства в размере более 33 трлн. рублей.

Государственная программа определила главные приоритеты развития отрасли. Министерство, в рамках данной программы, работает в среднесрочной перспективе. Программа ищет пути решения различных задач:

1) создание единой профилактической среды,

2) совершенствование инфраструктуры здравоохранения,

3) повышение заработной платы в отрасли и уровня подготовки медицинских кадров,

4) повышение качества оказываемой медицинской помощи.

Минздрав России сотрудничает с научной и медицинской

общественностью, результатом их совместной работы стала вышеупомянутая программа. На площадке Открытого правительства программа прошла общественное обсуждение.

Раннее был проведен анализ реализации мероприятий национального проекта «Здоровье» и программ модернизации, что стало фундаментом для формирования мероприятий по борьбе с опасными заболеваниями (онкология, туберкулез, болезни системы кровообращения).

Задачи Госпрограммы планируется решить в два этапа: первый этап пройдет с 2013 по 2015 год, второй этап продолжится с 2016 по 2020 год.

Государственная программа имеет 11 подпрограмм: «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации»; «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»; «Охрана здоровья матери и ребенка»; «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения»; «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»; «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям»; «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям»; «Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья»; «Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья»; «Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан»; «Управление реализацией Программы».

Прямыми результатами реализации государственной программы будет являться:

- снижение материнской смертности (случаев на 100 тыс. родившихся живыми) до 15,5 в 2020 году,

- снижение смертности от всех причин (на 1000 населения) до 11,4 в 2020 году,

- снижение смертности от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения) до 622,4 в 2020 году,

- снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) (на 100 тыс. населения) до 190 в 2020 году,

- снижение младенческой смертности (случаев на 1000 родившихся живыми) снизится с 7,8 в 2016 году до 6,4 в 2020 году,

- снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) (литров на душу населения в год) до 10 в 2020 году,

- снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения) до 10 в 2020 году,

- снижение смертности от туберкулеза (на 100 тыс. населения) до 11,2 в 2020 году,

- снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков (процент) до 15 в 2020 году,

- снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения (процент) до 25 в 2020 году,

- снижение заболеваемости туберкулезом (на 100 тыс. населения) снизится с 51,9 в 2016 году до 35 в 2020 году,

- увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,3 лет в 2020 году,

- достижение соотношения врачей и среднего медицинского персонала до 1:3 в 2020 году,

- увеличение обеспеченности врачами (на 10 тыс. населения) до 44,8 в 2020 году,

- увеличение средней заработной платы младшего медицинского персонала от средней заработной платы в соответствующем регионе вырастет до 100% к 2018 году,

- увеличение средней заработной платы среднего медицинского персонала от средней заработной платы в соответствующем регионе до 100% к 2018 году,

- увеличение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги от средней заработной платы в соответствующем регионе вырастет до 200% к 2018 году.

Министерство здравоохранения России в ноябре 2013 года утвердило форму электронной медицинской карты пациента. Единая электронная медицинская карта представляет собой архив общей медицинской информации. Этот архив предназначен для хранения, ведения, поиска информации, которая включает все случаи, когда пациент обращается за помощью к квалифицированным специалистам ЛПУ.

Подводя итоги, следует отметить, что до недавнего времени здравоохранение в России было практически не автоматизировано. Хранение карт пациентов, процедурных отчетов и учет лекарственных препаратов на бумажных носителях - все это в прошлом, что колоссально сказывалось на скорости качестве обслуживания. Это, в значительной мере отягощало работу медицинского персонала. Сотрудникам приходилось тратить огромное количество времени, для того, чтобы просто заполнить карты. Зачастую, это могло привести к врачебной ошибке.

Конечно же все это осложняло работу ЛПУ и контролирующих органов. Отсутствовал контроль работы подразделений, не хватало оперативной и аналитической информации.

К счастью, сейчас Россия достигла существенного прогресса в обеспечении медицины электронными сервисами. Но, к тому же, впереди нас ждет долгий путь в направлении комплексной информатизации здравоохранения в регионах. Особенностями, присущими развитию информатизации здравоохранения во многих регионах на нынешнем этапе, в первую очередь выступает направленность на решение локальных учетно-расчетных задач, ведение документации и обеспечение делопроизводства.

Затем предстоит развивать аналитические схемы поддержки принятия решений и контроля использования ресурсов. Во-вторых, отсутствует электронный документооборот, современное компьютерное обеспечение слабо развито. В-третьих, отсутствует лицензионное программное обеспечение и защита информации. В конечном итоге, главной целью выступает привлечение качественных специалистов, знающих компьютерную грамотность на достойном уровне.

Бесспорно, потребуется создать интегрированные информационные ресурсы системы регионального здравоохранения, единые решения по обеспечению систем безопасности и защите персональных данных. Необходимо организовать межведомственное взаимодействие с использованием медицинской информации. На уровне всей страны, а также в отдельных регионов нужно создавать и развивать корпоративные порталы и повсеместно внедрять их в ЛПУ интернета. Именно это будет способствовать возрастанию роли информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения России.

Использованные источники:

1. Журнал «Информационно-измерительные и управляющие системы», №12, т.8, 2010 г., стр. 18-24

2.Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru/news/2014/01/30/1686-gosudarstvennaya-programma-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii

3. Информационные технологии для здравоохранения [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.lanit.ru/business/136/

Соколова М.Ю., к. э. н.

доцент

кафедра статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении

Грицай С.О. студент 2 года обучения направление «Бизнес-информатика» ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева»

Россия, г. Саранск АНАЛИЗ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА ГАУ РМ «МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

УСЛУГ»

Аннотация: в данной статье рассматриваются системы электронного документооборота в социально-ориентированном государственном учреждении МФЦ РМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.