Научная статья на тему 'Региональная модернизация здравоохранения'

Региональная модернизация здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
171
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / РЕГИОН / МЕРОПРИЯТИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ / СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ / ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Саадуева М.М.

В статье отмечается, что состояние здоровья это важнейший показатель качества жизни людей и развития страны. К сожалению, в Республике Дагестан за последние десятилетия в сфере здравоохранения накопилось немало проблем как общих для страны, так и характерных для региона. В связи с этим задача совершенствования системы обязательного медицинского страхования актуальна и востребована обществом. Однако существуют проблемы, которые препятствуют реализации в полной мере предусмотренных мероприятий по модернизации системы здравоохранения в регионах Российской Федерации, в том числе и в Республике Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Саадуева М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная модернизация здравоохранения»

Страхование

Удк 368:614

региональная модернизация здравоохранения

М. М. СААДУЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и страхования E-mail: kutan.69@mail.ru Дагестанский государственный университет

В статье отмечается, что состояние здоровья - это важнейший показатель качества жизни людей и развития страны. К сожалению, в Республике Дагестан за последние десятилетия в сфере здравоохранения накопилось немало проблем как общих для страны, так и характерных для региона. В связи с этим задача совершенствования системы обязательного медицинского страхования актуальна и востребована обществом. Однако существуют проблемы, которые препятствуют реализации в полной мере предусмотренных мероприятий по модернизации системы здравоохранения в регионах Российской Федерации, в том числе и в Республике Дагестан.

Ключевые слова: здравоохранение, регион, мероприятия, модернизация, проблемы, система обязательного медицинского страхования, задача.

Республика Дагестан - страна долгожителей. Показатель средней продолжительности жизни в республике за 2012 г. составил 74,4 года, у мужчин -70,5 года, у женщин - 78 лет (средний показатель по РФ - 66,5 года, у мужчин - 60,1 года, у женщин -73,2 года). При этом здравоохранение в этом вопросе не является определяющим фактором. Важную роль здесь играет сочетание экологической среды и особенностей быта, а также соблюдение религиозных предписаний.

Система здравоохранения Республики Дагестан - одна из самых отсталых среди регионов Российской Федерации. В рейтинге регионов по комплексной оценке эффективности сферы здра-

воохранения по итогам 2011 г. Республика Дагестан находится на 76-м месте.

Существующая в настоящий момент лечебная сеть республики не в полной мере отвечает потребностям здравоохранения. Обеспеченность больничными койками в республике ниже средних показателей по стране более чем на 25 %, амбула-торно-поликлиническими учреждениями - на 56 %, врачами-специалистами - примерно на 25 %, средними медицинскими работниками - на 12 %.

В связи с этим задача совершенствования системы здравоохранения республики актуальна и востребована обществом.

Президентом РФ Дмитрием Медведевым 29.11.2010 был подписан Федеральный закон от 29.11.2010 N° 326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее -Закон № 326-Ф3) [1].

Основным назначением этого нового закона являются обеспечение четкой правовой регламентации взаимоотношений всех участников и субъектов системы медицинского страхования, увеличение финансирования сферы здравоохранения с тем, чтобы застрахованный гражданин получил доступную и качественную бесплатную медицинскую помощь, гарантированную Конституцией Российской Федерации.

В связи с принятием Закона № 326-Ф3 перед всей системой обязательного медицинского страхования поставлены новые задачи, определены новые направления деятельности.

50

финансы и кредит

Отдельным разделом нового закона прописана модернизация системы здравоохранения, которая включает в себя три основных направления:

- укрепление материально-технической базы медучреждений (ремонт, строительство, закупка оборудования);

- информатизацию (электронные карты пациентов, сайты больниц, терминалы для записи к врачам);

- переход к новым стандартам и новому порядку оказания медицинской помощи.

В целом на развитие российского здравоохранения дополнительно из федерального бюджета и Федерального фонда обязательного медицинского страхования до 2013 г. было направлено около 1 трлн руб., в том числе в рамках проекта «Здоровье» -470 млрд руб. и в рамках системы ОМС - 460 млрд руб.

Эти средства были направлены на модернизацию здравоохранения:

- на оснащение материально-технической базы лечебных учреждений (300 млрд руб.);

- на информатизацию, включая создание единой информационной базы и электронных медицинских карт (24 млрд руб.);

- на обеспечение единых стандартов медицинской помощи на всей территории России, на повышение качества и эффективности лечения, а также доступности амбулаторной медицинской помощи (136 млрд руб.).

Председатель Правительства РФ В. В. Путин на заседании президиума Совета по демографической политике и национальным проектам 23.04.2010 отметил: «... цель заключается в том, чтобы создать оптимальную систему организации здравоохранения, ключевым разделом региональных программ должны стать целевые показатели эффективности и качества медпомощи, в том числе обеспечивающие рост рождаемости, увеличение продолжительности жизни и снижение смертности, руководители субъектов РФ несут персональную ответственность за реализацию региональных программ модернизации здравоохранения».

Таким образом, власти делали ставку на региональные программы модернизации здравоохранения. В каждом субъекте РФ были разработаны и утверждены собственные программы модернизации здравоохранения с учетом структуры заболеваемости и смертности, а также других особенностей региона.

Республика Дагестан оказалась в десятке регионов, которые первыми согласовали свои программы модернизации здравоохранения на 2011-2012 гг. Программа республики была разработана с учетом демографических особенностей, состояния системы здравоохранения, структуры заболеваемости и смертности населения региона.

Республика Дагестан отличается от других регионов Российской Федерации тем, что доля сельских жителей в ней составляет более 58 %. Отмечается серьезная демографическая нагрузка за счет высокого удельного веса женщин (51,8 %) и детей (29,1 %). Численность детей и подростков в республике в 3,5 раза превышает число граждан пенсионного возраста. Более 65 % детей первого года жизни проживают в отдаленных труднодоступных населенных пунктах сельской местности, где немало нерешенных социальных вопросов, связанных с объективными трудностями оказания медицинской помощи.

Принятая программа модернизации здравоохранения Республики Дагестан была направлена на достижение качественно иных возможностей, другого уровня оборудования республиканских медицинских учреждений и повышение заработной платы работников здравоохранения.

Целью программы модернизации здравоохранения республики являлось сохранение и укрепление здоровья населения республики на основе повышения доступности и качества оказания медицинской помощи.

Финансирование программы осуществлялось за счет 3 источников: Федерального фонда обязательного медицинского страхования, консолидированного бюджета республики, бюджета Республиканского фонда обязательного медицинского страхования «Дагестан».

Общий объем финансового обеспечения программы в 2011-2012 гг. составил 7 291 млн руб., в том числе: средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 5,9 млрд руб.; средства бюджета Республики Дагестан - 165,9 млн руб.; средства Республиканского фонда ОМС «Дагестан» - 1 154 млн руб.

Однако существовал ряд проблем, которые препятствовали реализации в полной мере предусмотренных мероприятий по модернизации системы здравоохранения в Республике Дагестан. Эти проблемы заключались:

1) в недостаточном внимании властей республики к модернизации отрасли (в связи с этим

средства, которые шли в здравоохранение, осваивались не так быстро и с некоторыми проблемами);

2) в неподготовленности медицинских организаций к внедрению современных информационных технологий;

3) в слабой заинтересованности медицинских работников во внедрении информационных технологий в медицине;

4) в повышении нагрузки на персонал при решении ими большого объема задач при низкой заработной плате;

5) в отсутствии у республики возможности самостоятельно и эффективно перераспределять финансовые средства для реализации мероприятий по модернизации системы здравоохранения при превышении фактических объемов над плановыми.

Несмотря на указанные проблемы, реализация Программы модернизации здравоохранения Республики Дагестан дала заметные положительные результаты.

В рамках проекта был проведен капитальный ремонт медицинских учреждений республики, и они были оснащены самым современным оборудованием. За два года капитальный ремонт был произведен в 43 учреждениях здравоохранения республики. В лечебно-профилактических учреждениях республики было установлено 2 157 ед. современного медицинского оборудования. За это время прошли подготовку и переподготовку более 4 тыс. врачей.

Информатизация здравоохранения предусматривала введение электронного полиса ОМС на базе единой для всей страны электронной карты, а также создание телекоммуникационных систем медучреждений. В этом направлении была проведена большая работа. Учреждения здравоохранения республики были оснащены инфоматами, было автоматизировано 3 194 рабочих места, 97 учреждений здравоохранения были подключены к федеральному сервису «Запись на прием к врачу в электронном виде». В 65 учреждениях здравоохранения были организованы телемедицинские центры и абонентские пункты для проведения сеансов видеоконференций с федеральными центрами. Было установлено бортовое оборудование программно-аппаратных комплексов на базе «ГЛОНАСС/СР5» [2].

Необходимо отметить, что в модернизацию входит и переход на новейшие стандарты, и новый

порядок оказания медицинской помощи. В 2011 г. по программе модернизации было запланировано внедрение 25 стандартов медицинской помощи, в реализации которых участвовали 65 медицинских организаций республики. На их внедрение в Территориальный фонд ОМС поступило 1 138,9 млн руб., из которых остались нереализованными 87,4 млн руб. в связи с неполным освоением средств на уровне медицинских организаций. Эти средства при внесении изменений в программу модернизации здравоохранения Республики Дагестан были использованы в 2012 г. За 2 года было внедрено 47 федеральных стандартов оказания медицинской помощи.

Реализация Программы модернизации и других программ в сфере здравоохранения Республики Дагестан способствовала повышению качества и доступности медицинской помощи, улучшению качественных показателей в здравоохранении республики. Показатель рождаемости возрос на 6,5 % и составил 18,8 на 1 000 чел. (в РФ этот показатель соответствует 12,1). Сохраняется положительный прирост населения (+12,9) (в РФ этот показатель соответствует 2,5). Показатель материнской смертности снизился почти в 3 раза по сравнению с 2010 г. и составил в 2012 г. 10,6 на 100 тыс. живорожденных. Однако показатель младенческой смертности в республике остается одним из самых высоких среди субъектов РФ. В 2012 г. этот показатель составил 14,9 на 1 000 живорожденных (в РФ этот показатель соответствует 8,5).

Также за последние годы отмечается снижение общей смертности на 3 %, смертности от болезней системы кровообращения - на 7,9 %, от злокачественных новообразований - на 4,5 %, от туберкулеза -на 28,7 %, от внешних причин - на 8,2 %.

Внедрение стандартов способствовало и повышению заработной платы медицинских работников. Средняя заработная плата медицинских работников в 2012 г. выросла на 30,5 % от уровня 2011 г., врачей, оказывающих стационарную медицинскую помощь, где внедрены стандарты оказания медицинской помощи, - на 64,1 %, средних медицинских работников - на 42,1 %, врачей, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной помощи, - на 53,7 %, средних медицинских работников - на 35,4 %.

Программа модернизации здравоохранения Республики Дагестан способствовала улучшению многих качественных показателей отрасли, однако

52

финансы и кредит

еще сохраняются определенные проблемы, требующие своего решения. Так, учреждениями здравоохранения не достигнут уровень полного освоения денежных средств, выделенных для модернизации отрасли здравоохранения республики. В некоторых лечебно-профилактических учреждениях республики, особенно в сельской местности, не обеспечено оказание медицинской помощи в соответствии с федеральными стандартами и порядками оказания медицинской помощи из-за отсутствия штатных единиц или подготовленных специалистов. Имеются факты нерационального использования средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделенных на реализацию Программы модернизации здравоохранения республики.

Для дальнейшего развития здравоохранения Республики Дагестан, эффективного использования имеющихся ресурсов, выполнения целевых индикаторов качества медицинской помощи необходимо:

- разработать оптимальную научно обоснованную программу реформирования системы здравоохранения Республики Дагестан с привлечением экспертов-профессионалов из различных регионов России;

- сохранить уровень финансового обеспечения территориальной Программы государственных гарантий республике в целом по всем источникам, а также изыскать источники дополнительного финансирования (в 2011 г. дефицит финансового обеспечения территориальной Программы государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи в республике составил около 40 %);

- разработать территориальную программу по укреплению кадрового потенциала здравоохранения региона (сегодня талантливые молодые специалисты уезжают из республики);

- усилить материальную заинтересованность медицинских работников по внедрению информационных технологий в медицине в целях ускорения использования типовых пакетов прикладных информационных систем в медицинских учреждениях республики, обеспечивающих введение электронной медицинской карты, персофицированный учет оказанных услуг, выписку и обслуживание электронных рецептов;

- размещать в средствах массовой информации сведения о медицинских организациях и врачах, работающих в этих организациях. Кроме того, гражданам для выбора врача и медицинской организации по их требованию должны предоставляться

сведения о количестве прикрепленного к лечебному учреждению населения, а также о сроках ожидания медицинской помощи в конкретной медицинской организации и от конкретного врача;

- усилить внимание проводимой Территориальным фондом ОМС республики работе по обращениям и жалобам на нарушение прав лиц, застрахованных в медицинских организациях республики, а также к фактам некачественной медицинской помощи (одной из основных причин недовольства населения работой ЛПУ республики является низкий уровень обслуживания - это очереди, невежливое поведение персонала, невнимание со стороны врачей);

- усилить контроль со стороны Территориального фонда ОМС республики и других органов государственной власти за рациональным использованием средств государства, направленных на реализацию республиканских целевых программ в сфере здравоохранения республики и приоритетного национального проекта «Здоровье», а также за эффективным использованием средств территориальной Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в республике;

- подключить общественные организации для решения проблем, стоящих перед здравоохранением Республики Дагестан.

Исполняющий обязанности Президента Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов на встрече с медицинским сообществом республики 04.02.2013 отметил: «Здравоохранение - это сфера, которая требует качественно нового уровня развития. Задача состоит в том, чтобы дагестанцы лечились в Дагестане, получали квалифицированную помощь в республике». Для решения этой задачи необходимо провести серьезную и глубокую модернизацию системы здравоохранения Республики Дагестан. Успех реализации программ и мероприятий по совершенствованию здравоохранения республики зависит в первую очередь от наличия эффективных рычагов управления в отрасли и в регионе в целом.

Список литературы

1. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Сайт Территориального фонда ОМС Республики Дагестан. URL: http://fomsrd.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.