Ибрагимов З.З.
Ибрагимова Н.А.
ДжизПИ Узбекистан, Джизак
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация: в данной статье рассматривается использование инновационных и информационных технологий в преподавании узбекского языка и литературы. С нашей точки зрения, к инновационном-информационным технологиям относятся, прежде всего, методики как преподавания, так и обучения, направленные на использование интерактивных технологий, под которыми принято понимать совокупность средств и методов взаимодействия между преподавателем и обучающимися с помощью информационных технологий и интерактивного оборудования, целью которого является помощь в преобразовании информации общего характера в личные знания и умения.
Ключевые слова: инновация, информационно-коммуникативные технологии.
Ibragimov Z.Z.
Ibragimova N.A.
JizPI
Uzbekistan, Jizzak
APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE
LESSONS OF THE UZBEK LANGUAGE AND LITERATURE
Annotation: This article examines the use of innovative and information technologies in teaching the Uzbek language and literature. From our point of view, innovative and information technologies include, first of all, methods of teaching and learning, aimed at using interactive technologies, by which it is customary to understand a set of means and methods of interaction between a teacher and students using information technology and interactive equipment, the goal which is to help transform general information into personal knowledge and skills.
Key words: innovation, ICT, Information and communication technologies.
Процесс развития информационных технологий затрагивает все сферы нашей жизни. Не является исключением образовательная система. Активное внедрение интерактивных и информационно -
коммуникационных технологий в различные сферы современной системы образования приобретает все более комплексный и масштабный характер. Полагаем, что результатом является повышение интереса к применению инновационном-информационных образовательных технологий [9]. С нашей точки зрения, к инновационном-информационным технологиям относятся, прежде всего, методики как преподавания, так и обучения, направленные на использование интерактивных технологий, под которыми принято понимать совокупность средств и методов взаимодействия между преподавателем и обучающимися с помощью информационных технологий и интерактивного оборудования, целью которого является помощь в преобразовании информации общего характера в личные знания и умения [7].
Опыт работы над проблемой использования ИКТ на уроках узбекского языка и литературы свидетельствует о преимуществах их применения: это и дополнительный материал к учебникам, позволяющий расширить кругозор учащихся, и быстрый контроль их знаний, и новая занимательная информация, повышающая познавательные интересы учащихся, и более эффективные условия для проведения индивидуальной, фронтальной и групповой форм деятельности. Информационно-коммуникативные технологии применяю на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. В основном использую такие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью информационных технологий, как информационно-обучающие программы, тесты, проекты, наглядные пособия, слайдовые презентации, видео уроки [5]. Возможности мультимедиа делает уроки узбекского языка и литературы яркими, интересными, эффектными. Конкретно-наглядная основа урока позволяет сделать обычные учебные занятия зрелищными и поэтому легко запоминающимися [3]. Компьютерные информационные технологии дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, репродукций, портретов, фотографий, раздаточного и справочного материала, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке [1]. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, побывать на экскурсии в музеях, театрах, на концертах. Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность, может проявить свое творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, отражением самых интересных моментов темы. Компьютерные технологии представляют широкие возможности как для учителя в процессе подготовки и проведения уроков, так и для развития творческого
потенциала школьников, организации их самостоятельной познавательной деятельности [10]. Например, к уроку литературы в 10 классе на тему «Осень в литературе, музыке и живописи» мои ученики готовят групповые домашние задания - презентации: «Тема осени в музыке», «Образ осени в узбекской живописи», «Осень в жизни и творчестве М Юсуфа », «Осенние шедевры А Орипова .», видеофильм «Осень в родном краю», видео фотоальбом «Отговорила осень золотая», аудио-сборник «Песни об осени современных композиторов». Групповая творческая деятельность захватывает детей, объединяет их интересы, учит толерантности. Они получают навыки общения, сотрудничества, само регуляции поведения в коллективе [8]. Работа в микрогруппах раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, помогает преодолевать неуверенность, вселяет чувство взаимной заинтересованности, учит свободно излагать свои мысли, отстаивать свою позицию, слушать мнение других [6]. Они учатся ставить пред собой цели, определять способы их достижения, прогнозировать результат и самостоятельно действовать по намеченной программе. Хороший эффект дает применение ИКТ на итоговых и обобщающих уроках по творчеству поэтов и писателей. К ним ученики обычно готовят свои проектные работы с компьютерной презентацией. Например, к итоговому уроку по творчеству поэтов в 10 классе школьникам предлагаются следующие проектные работы: «Друзья А. Орипова», «Благотворительная деятельность А.Орипова», «Мухаммад Юсуф и узбекские художники», «Произведения Г. Гуляма в кино», «Хуршид Даврон и музыка» и др. На основе проектных, исследовательских, творческих работ учащихся с использованием компьютерных технологий провожу научно-практические конференции, творческие вечера [9]. Например, итогом размышлений учащихся на уроках литературы, посвященных теме «Человек и природа» стала школьная конференция «О чем скорбишь, мое село?», на которой ученики представили свои презентации: «С чего начинается родина?», «Красивое и безобразное рядом», «Святые места родного края», Узбекфильм «Ватан». Ребята с большим желанием выполняют творческие задания и получают моральное удовлетворение и познавательную пользу для себя. Задача учителя заключается в том, чтобы научить учеников правильно использовать компьютер для своего самосовершенствования, показать, что он не только игрушка и средство общения, но важный источник знаний и незаменимый помощник в умственном, духовном, творческом развитии человека и решении многих жизненных проблем [2]. Но иногда, пользуясь компьютером, ученики без труда и усилий выполняют домашние задания: скачивают с сайтов готовые доклады, рефераты, сочинения, творческие работы. Считаю, что от такой «работы» пользы мало и для ученика, и для учителя. Поэтому педагог должен научить учеников обработать найденную информацию, преобразуя ее в виде тезисов, опорной схемы,
презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.д. Учащимся нравится выполнять задания на компьютере: редактировать тексты, набирать тексты своих творческих работ, составлять сборники, оформлять свои доклады, проектные работы, рефераты, создавать слайдовые презентации, клипы, компьютерные рисунки, пособия к урокам, дидактические материалы. Так можно соединять приятное с полезным, скучное с интересным. Использование ИКТ на уроках узбекского языка и литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и мотивацию учащихся к изучению предметов, развивает их творческую активность. Уроки получаются более интересными, насыщенными, проходят в хорошем темпе, дают положительные результаты [4].
Использованные источники:
1.Ибрагимова, Н. А., & Ибрагимов, З. З. (2020). Разработка алгоритмов цифровой обработки сигналов в задаче оптической лазерной триангуляции. Матрица научного познания, (6), 49-53.
2.Ибрагимов, З. З., & Ибрагимова, Н. А. Джизакский Политехнический Институт Г. Джизак, республика Узбекистан Обзор методов трехмерного сканирования.
3.Туропов, У. У., Бурлиев, А. У., & Ибрагимова, Н. А. (2019). Программные средства для обучения студентов языкам программирования С, С++.
4.Ахмедов, А. А., Э. А. Кудратов, and Д. М. Холов. "Инновационная технологии современных лабораторных работ по физике." Инновационные технологии в науке и образовании. 2016.
5.Ибрагимова, Н. А., & Ибрагимов, З. З. Джизакский Политехнический Институт Г. Джизак, республика Узбекистан. Анализ этапа программирования для определения погрешностей процесса обработки деталей с числовым программным управлением.
6.Ibragimov, Z., & Ibragimova, N. (2021). Цифровые технологии и их применение в отраслях. Журнал инновации в начальном образовании, 2(3). 7.Ibragimov, Z., & Ibragimova, N. (2021). Информационные технологии в сфере туризма в Узбекистане. Журнал инновации в начальном образовании, 2(3).
8.Ибрагимова, Н. А. (2020). Методы обработки поверхности объектов под управлением лазерного луча. Символ науки, (3).
9.Бегматова, Н. З. (2020). ЗАГРЯЗНЕНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ. Символ науки, (6).
10.Аллаберганова, Г. М., Кутбеддинов, А. К., Каримов, А. М., & Кудратов, Э. А. (2015). Интерактивные методы обучения студентов естественных специальностей на основании радиационных факторов экосистемы. Педагогика и современность, (1), 39-43.