Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОГРАФИКИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОГРАФИКИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОГРАФИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ВИЗУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНФОГРАФИКА / ВИДЫ ИНФОГРАФИКИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОГРАФИКИ / ОНЛАЙН-КОНСТРУКТОР / ОНЛАЙН КУРС

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Суханова Надежда Тимофеевна, Вежелис Татьяна Мечисловасовна

В статье рассматриваются особенности формирования визуальной информации с помощью инфографики, которая обеспечивает всестороннее восприятие учебного материала. Уделяется внимание классификации, видам инфографики и их особенностям. Приводится описание этапов её формирования. Делается акцент на способах разработки и, в частности, анализируются функциональные возможности специальных онлайн-конструкторов. Даются рекомендации по использованию онлайн курсов для изучения возможностей разработки инфографики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INFOGRAPHICS IN THE CONDITIONS OF FORMING THE INFORMATION ENVIRONMENT OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION

The article discusses the features of the formation of visual information using infographics, which provides a comprehensive perception of educational material. Attention is paid to the classification, types of infographics and their features. The description of the stages of its formation is given. Emphasis is placed on development methods and, in particular, the functionality of special online constructors is analyzed. Recommendations are given on the use of online courses to explore the possibilities of developing infographics.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОГРАФИКИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Суханова Надежда Тимофеевна

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород); кандидат физико-математических наук, доцент Вежелис Татьяна Мечисловасовна

Московский энергетический институт (г. Москва)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОГРАФИКИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования визуальной информации с помощью инфографики, которая обеспечивает всестороннее восприятие учебного материала. Уделяется внимание классификации, видам инфографики и их особенностям. Приводится описание этапов её формирования. Делается акцент на способах разработки и, в частности, анализируются функциональные возможности специальных онлайн-конструкторов. Даются рекомендации по использованию онлайн курсов для изучения возможностей разработки инфографики.

Ключевые слова: инфографика, информационная среда, визуально-ориентированная культура, информационные технологии, образовательная инфографика, виды инфографики, классификация инфографики, онлайн-конструктор, онлайн курс.

Annotation. The article discusses the features of the formation of visual information using infographics, which provides a comprehensive perception of educational material. Attention is paid to the classification, types of infographics and their features. The description of the stages of its formation is given. Emphasis is placed on development methods and, in particular, the functionality of special online constructors is analyzed. Recommendations are given on the use of online courses to explore the possibilities of developing infographics.

Key words: infographics, information environment, visually oriented culture, information technology, educational infographics, types of infographics, classification of infographics, online constructor, online course.

Введение. Информационная среда образовательного учреждения в настоящее время претерпела изменения. Что в свою очередь порождает перемены содержания знаний и способов их передачи новым поколениям. Появились новые задачи, в частности, научиться анализировать, понимать и воспроизводить визуальную информацию. Человеку предстоит осуществлять свою профессиональную деятельность и жить в условиях визуальной культуры. Поэтому важно сформировать личность, которая будет подготовлена к решению данных задач.

Изложение основного материала статьи. Большинство педагогов-исследователей считают, что применение информационных технологий на практике должно предусматривать не только включение новых технологий, но и опору на дидактические принципы, в частности, принцип новых задач. Суть этого принципа заключается в том, чтобы в полной мере использовать уникальные возможности информационных технологий, но не перекладывать на них старые задачи. Именно поиск подобных технологий и методов обучения является важнейшим среди всех навыков педагога в современных условиях.

Под термином актуальные технологии понимаются технологии, которые базируются на принципах наглядности и связаны с проблемой визуализации информации. Использование наглядности в образовательном учреждении позволяет не только расширить, но и обогатить чувственный опыт обучающегося, развивает у него такие качества как: наблюдательность, способность к абстрактному мышлению, умению самостоятельно изучать и систематизировать полученные знания.

Такие методы как иллюстрация и демонстрация являются разновидностями наглядности. Они взаимно дополняют воздействие и усиливают его. В тех случаях, когда обучающиеся должны воспринимать процесс или явление в целом применяют демонстрацию, а если нужно осознать сущность какого-либо явления и взаимосвязь между отдельными его компонентами, используется иллюстрация. Показатель эффективности иллюстраций будет напрямую связан с методикой показа.

Наглядные методы используются на всех этапах образовательного процесса. С их помощью обеспечивается всестороннее образное восприятие, и они служат в качестве опоры для формирования правильного мышления.

Рассмотрим подробнее основные подходы в применении технологии инфографики в учебном процессе. Эта технология за рубежом используется очень активно. В отечественных ВУЗах и других образовательных учреждениях эта технология тоже начинает применяться, потому что данные технологии, в частности визуализация, используются в российских средствах массовой информации.

В настоящее время все чаще можно встретить понятие «образовательная инфографика». Под этим термином понимается такой тип инфографики, который призван помочь в усвоении и систематизации большого объема информации по определенной области знаний или предмету [1]. Такой материал предоставляет возможность преподавателям дать обучающимся красочный и живой образ еще пока неизвестного кусочка действительности, расширив в данном направлении чувственный опыт и обогатив их впечатления, сделать тот или иной круг явлений более реальным, точно представленным и конкретным.

Инфографика - это информация, которая представлена в виде совокупности текста, графиков, рисунков, диаграмм [2]. Другими словами это информация, проиллюстрированная иным образом. Присутствие инфографики в преподносимом материале в условиях широкого использования информационных и коммуникационных технологий существенно увеличивает его качество, уровень наглядности и в целом значимость.

Общеизвестно, что большая часть информации мозг человека воспринимает глазами. То есть более 90% информации об окружающем нас мире имеет визуальный характер. Другие органы чувств носят второстепенный характер [3].

Современный мир базируется на визуально-ориентированной культуре и в этом кроется успех инфографики. Обычные же изображения на данный момент имеют низкую вариативность к выбору последовательной цепочки восприятия фрагментов. По этой причине у современной инфографики наблюдается многослойный характер, способный, в частности, превратить потребителя в соавтора и тем самым создать новую информацию.

Инфографика имеет несколько видов и у каждого вида есть свои особенности [3]. Рассмотрим некоторые из них:

- Статичная инфографика - это информация, отражающая зависимости, связи, цифры, факты в виде простейших графиков. Её цель - преобразование первичной информации к визуальному отображению связей, а также зависимостей между данными. Ярким примером является зависимость состояния здоровья человека от переедания и потребления витаминов.

- Инфографика последовательности действий или какого-либо процесса, представляется в виде графических схем.

Таким образом, можно показать какие-либо инструкции, хронологические карты и прочее.

- Инфографика-инструкция - это объяснение принципов устройства чего-либо или отражение событийного ряда. К примеру, должностные инструкции сотрудников можно показать в виде схем, отражая, как должен вести себя сотрудник в той или иной ситуации.

- Динамичная инфографика - иллюстрирует динамику развития чего-либо. Примером может служить анализ количества рабочих на разных этапах строительства. Также ярким примером можно рассмотреть вариант представления информации об инвестициях в проект на разных этапах его реализации.

- Видео-инфографика - этот тип инфографики является относительно новым, но он очень широко востребован. Например, требуется представить товар, чтобы привлечь клиента. С этой целью можно в рекламном ролике вместо закадровых слов показать данные, что позволит намного лучше воспринимать информацию. При этом инфографика ценна, как письменным, так и знаковым изображением фактов, которые сопровождают видеоряд.

- Инфографика для презентаций - это также очень востребованный формат, который используют на деловых показах, представлении бизнес-проектов и пр.. Презентации в виде текстов и картинок сейчас уже устарели. Современные компании, которые хотят быть популярными, выбирают именно инфографику в качестве инструмента для достижения целей.

Инфографика имеет различные подходы классификации. Так, например, в зависимости от источника инфографику можно классифицировать следующим образом:

- Аналитическая - это графика, созданная на основе аналитических материалов, например экономическая инфографика, формируемая на основе экономических показателей.

- Новостная - графика, которая оперативно создается под конкретный новостной материал.

- Реконструкция - инфографика, созданная по данным того или иного события, которая воссоздает всю его динамику в хронологическом порядке.

Инфографика формируется пошагово. При этом она проходит следующие этапы:

1. Набросок (черновик). Разработчик использует исходные данные и формирует на их базе черновик (ряд набросков), выделяя блок-схему и создавая тем самым общую концепцию, на основе которой будет реализовываться идея. При этом нужно учесть: особенности представления данных, блоки раскрывающие смысл материала и возможности графической оболочки.

2. Цветовая палитра. Крайне важным шагом является выбор цветовой гаммы, поскольку от правильного определения красок будет зависеть, как будет восприниматься материал и насколько он будет запоминаемым. Ограничений в выборе нет. Это может быть как радуга цветов, так и монохромные решения. Однако важно, чтобы палитра максимально передавала суть информации, вызывала правильные ассоциации. Доказано, что определенные тона вызывают у людей конкретные ассоциации, действуют на подсознательном психологическом уровне. Необходимо посредством красок создать ту атмосферу, которая не будет противоречить естественной логике вещей.

3. Графическая оболочка и визуальные компоненты. Дизайнерскую составляющую инфографики разделяют на две категории: тематическая и референтная. Первая категория обеспечивает максимально точное восприятие инфографики. Вторая же формирует лишь намеки на факты, направляя на самостоятельное размышление. Тематическая инфографика помогает пользователю быстро и недвусмысленно понять факты или данные. Намекающие элементы - это могут быть ссылки, связи или указатели пр., что может сформировать у пользователя определенные догадки тем самым заставить мыслить. Именно правильная комбинация двух категорий графики рождает настоящие дизайнерские и информационные шедевры.

4. Информация и наполнение. Этот этап связан с практической визуализацией информации в соответствии с проектом. Инфографика представляет собой графическое изображение, родившееся в результате исследования журналистского характера и дизайнерского творческого процесса. При этом отдельным фактам будет присваиваться индивидуальный блок, который будет совмещаться с другими посредством указателей. Можно существенно повысить информативность видеографики, если учесть предпочтения и особенности целевой аудитории. К примеру, восприятие взрослых и детей различается и поэтому, если нужно донести одинаковую информацию до взрослых и детей, реализация графики должна быть разной.

5. Акценты. Важно позаботиться о правильности расстановки акцентов. К примеру, для объекта с максимальным или наоборот с минимальным статистическим значением можно предусмотреть выделение рамки различными цветами. А дополнительно можно расставить акценты на схемах, в тех точках, на которые следует обратить внимание. За счет расстановки акцентов можно повысить качество восприятия информации. Для участков, на которых сделан акцент, можно создать ссылки, что позволит осуществить быстрый переход к нужной части публикации. Подчеркнуть важные элементы можно и посредством различных объектов (встроенные блоки, таблицы, списки) [4].

В настоящее время в интернете можно найти множество готовых примеров инфографики практически на любую тему. Однако можно быстро создать и собственную инфографику, редактируя готовые шаблоны в формате PSD, представленные так же в сети интернет. В таких заготовках необходимо лишь убрать ненужные элементы, поменять их местами, отредактировать цветовую палитру и текст, изменить другие параметры.

Однако наиболее простым и быстрым способом создания собственной новой инфографики является использование онлайн-конструкторах. Но они имеют один недостаток - их использование является платным (условно-платным).

Рассмотрим основные сервисы и программы [3], используемые для создания инфографики.

- Ease.ly - это сайт, на котором можно сделать неплохую инфографику. Задача может быть решена буквально с чистого листа или с использованием готовых шаблонов. Программа довольно простая и понятная. Схемы, созданные с помощью данного сервиса, отличаются наглядностью и яркостью, что также является достоинством.

- Infogr.am представляет собой серьезный инструмент для создания графиков, схем, карт, поддерживающий использование видео и фото, благодаря чему есть возможность разработки интерактивной инфографики. Данный сервис будет оптимальным решением для создания презентаций и отчетов. Для создания простых картинок он слишком сложный. Инструментарий Infogr.am подходит для медиаблогов и серьезных образовательных проектов.

- Visually. Это еще более продвинутый сервис, который, к сожалению, не имеет руссифицированной версии. Есть несколько бесплатных и простых инструментов. Также есть и более сложный инструментарий вроде диаграмм Венна, визуализации использования хэш-тегов и т.п. К примеру, маркетологи оценят инфографические отчеты GoogleAnalytics, выполненные в данном ресурсе. Является профессиональным инструментом, который наиболее подходит для крупных компаний, готовых инвестировать в визуализацию контента.

- Dipity. Представляет собой сервис, позволяющий создавать, настраивать и публиковать инфографику. При этом есть возможность использовать сторонние ресурсы. С помощью Dipity можно сделать интерактивную инфографику с элементами хроники. Сервис поддерживает загрузку фото, схем, аудиозаписей, видеороликов, ссылок на интернет-

страницы, сведения геолокации и пр.

- Venngage. Предназначен для создания и публикации инфографики. Набор функциональных возможностей и инструментов простой, но вполне достаточный. Включает набор готовых схем, темы для оформления, отдельных фонов, графику, анимации, картинки и пр.

- Piktochart.com. Данный сервис представляет собой полнофункциональный вариант. Среди преимуществ: наличие большого количества образцов графиков, технология Drag-and-drop, возможность изменения дизайна, наложения фона. Продукт является платным, но многие инструменты доступны и бесплатно. Сервис позволяет создать красивую инфографику буквально за час.

Таким образом, на рынке программного обеспечения на сегодняшний день представлено множество сервисов, посредством которых создается инфографика. Пользователь может выбрать оптимальный вариант в зависимости от целей, поставленных задач, возможностей, опыта и удобства.

Особенности разработки инфографики можно изучить как самостоятельно, так и с помощью онлайн курсов, размещенных на различных платформах. Задача отобрать онлайн курсы по теме инфографики не является тривиальной, поскольку не существует единого места, где размещены курсы, они все находятся на разных площадках. В связи с популярностью онлайн курсов, стали появляться первые сайты агрегаторы, но базы данных у таких агрегаторов недостаточно полные. Для поиска подобного онлайн курса был выполнен анализ наиболее популярных платформ: Интуит, Stepik, Открытое образование, TeachPro, Лекторий, Skillbox, Универсариум и Лекториум.

Для сравнения были отобраны только те курсы, информация о содержании которых есть в открытом доступе, и которые, на наш взгляд, наиболее качественны с точки зрения контента. Сравнительный анализ курсов представлен в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ курсов аналогичной направленности

№ Критерии Курс «Инфографика» от Нетологии Курс «Инфографика» от Высшей школы «Среда обучения» Курс «Визуализация данных и дизайн инфографики» Авторский курс Павла Лебедева

1 Цена 39 900 рублей 3 000 рублей бесплатный

2 Длительность 1 месяц 280 часов (7 вебинаров по 40 минут) 10 часов

3 Наличие русского языка есть есть есть

4 Для кого подходит курс графическим и веб-дизайнерам; предпринимателям; маркетологам; менеджерам начинающим дизайнерам; маркетологам Графическим и веб-дизайнерам; маркетологам

5 Возможности после прохождения курса создавать статичную и интерактивную инфографику; пользоваться комплексными навыками визуализации информации; создавать анимированную инфографику создавать качественную и функциональную инфографику; использование инфографики в цифровых продуктах; дизайн инфографики в интерьере создавать красивую и доступную инфографику; яркую визуализацию данных

6 Наличие документа о прохождении курса удостоверение о повышении квалификации сертификат отсутствует

7 Форма обучения онлайн самостоятельное обучение онлайн

Курс «Инфографика» от Нетологии.

Достоинства курса: Авторы курса - ведущие практики в своей отрасли. Курс дает исчерпывающие знания по теме, за счет своего объема.

Ориентированность на практику, знакомство сразу с несколькими сервисами для создания инфографики. В курсе большое количество зачетных единиц, присутствует дипломная работа.

Недостатки курса: Высокая стоимость - недоступная для большинства. Перегруженность курса для такой узкой тематики.

Несмотря на высокую стоимость курса, по его завершению вы получаете документ установленного образца, а не государственного. Затянутость лекций, и в целом большое количество «воды».

Вывод: у курса очень ограниченная целевая аудитория ввиду высокой цены и продолжительности. Он хорошо структурирован, информация доносится легко, после прохождения можно получить уверенные знания по теме инфографики.

Курс «Инфографика» от Высшей школы «Среда обучения».

Достоинства курса: Небольшая цена является важным достоинством по сравнению с другими курсами. Курс небольшой по объему, но в тоже время очень емкий, представлена только наиболее важная информация. В курсе содержит как теорию, так и практику. Хорошо продуманы домашние задания и система оценивания.

Недостатки курса: Курс короткий.

Вывод: Данный курс отличает небольшой объем, интересная подача информации, а также большое количество разнообразных заданий. Одно из главных достоинств - низкий порог вхождения. Курс подойдет даже тем людям, которые раньше совсем не занимались инфографикой.

Курс по инфографике «Визуализация данных и дизайн инфографики».

Достоинства курса: Преподаватель - специалист международного класса, работавший со многими крупными компаниями. Много общей полезной информации по теории.

Недостатки курса: Отсутствие удостоверения или сертификата о прохождении курса.

Вывод: Большой опыт работы в сфере дизайна и визуализации данных автора, объяснение материала на качественных примерах дает возможность за незначительный промежуток времени освоить технологию инфографики и визуализации данных. Курс подойдет для тех кто нацелен на получение навыков по разработке инфографики за короткий срок и не заинтересован в получении итогового документа о прохождении курса.

На основе полученных данных, можно сделать вывод о том, что большей частью подобные курсы платные, все они являются закрытыми. Помимо этого, все эти курсы предназначены для людей, работающих в маркетинге, дизайне, исключение составляет авторский курс Лебедева П.. Однако стоит заметить, что все курсы имеют хорошую структуру и содержание, а поэтому могут быть полезны при изучении инфографике для широкой аудитории.

Выводы. Наглядные методы используются на всех этапах образовательного процесса. С их помощью обеспечивается всестороннее образное восприятие, и они служат в качестве опоры для формирования правильного мышления. Особую значимость при этом имеет визуальная информация. Одним из способов визуализации информации является создание инфографики, которую можно создавать в ручную, но проще это делать с помощью специальных онлайн-конструкторов. Анализ сервисов и программных средств, используемых для создания инфографики, показал свои преимущества в зависимости от поставленных задач. С их помощью можно создать качественную инфографику, выбирая необходимые элементы и встраивая их в общую концепцию, что, в свою очередь, существенно облегчает работу, делает ее удобной, простой, позволяет сэкономить время и получить качественный предсказуемый результат.

Литература:

1. Ермолаева, Ж.Е. Инфографика как способ визуализации учебной информации / Ж.Е. Ермолаева, О.В. Лапухова, И.Н. Герасимова // Концепт. - 2014. - №11 (ноябрь). - URL: (http://e-koncept.ru/2014/14302.htm (дата обращения: 15.02.2023).

2. Черняк, Л. Инфографика: от истоков к современности / Л. Черняк // Открытые системы. СУБД: электрон. журн. -2013. - № 5. - URL: http://www.osp.ru/ (дата обращения: 15.02.2023).

3. Лаптев, В.В. Инфографика: основные понятия и определения / В.В. Лаптев // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2013. -№ 184. - С. 180-187. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21278842 (дата обращения: 16.02.2023).

4. Останина, А.И. Инфографика как средство визуальной коммуникации / А.И. Останина, И.С. Попова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 5(20). -URL: (http://sibac.info/archive/technic/5(20).pdf) (дата обращения: 18.02.2023).

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Тамбиева София Исмаиловна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель кафедры иностранных языков Салпагарова Аделина Асхатовна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

ИГРА КАК МЕТОД СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В данной статье рассматривается роль игры, как метода стимулирования учащихся к активности на занятиях английского языка. Тема актуальна. Существует много всевозможных методов стимулировать учащихся к энергичности. Но самыми действенными являются игра, креативность и любознательность. Целью работы является рассмотрение игры, как метода стимулирования учащихся к активности на занятиях английского языка. Практическая значимость: проведен анализ игры, как метода повышения мотивации, стимулирования детей к любознательности, активному изучению английского языка. Игры формируют способность работать совместно, состязаться, не проявляя агрессии, уметь проигрывать, брать на себя ответственность.

Ключевые слова: метод, игра, английский язык, мотивация, стимулирование, креативность, любознательность, энергичность.

Annotation. This article discusses the role of the game as a method of encouraging students to be active at the English classes. The topic is relevant. There are many different ways to encourage students to be energetic. But the most effective are the game, creativity and curiosity. The aim of the work is to consider the game as a method of stimulating students to be active in English classes. Practical significance: the game was analyzed as a method of increasing motivation, stimulating children to curiosity, active learning of the English language. Games form the ability to work together, to compete without showing aggression, to be able to lose, to take responsibility.

Key words: method, game, English, motivation, stimulation, creativity, curiosity, energy.

Введение. Постигать английский язык нелегко. Большинство учащихся, приступающих к изучению в образовательном заведении английского языка, думают, что это смешно и увлекательно. Но через некоторое время им становится ясно, что это тяжелый труд, и вскоре он делается одним из плохих дисциплин. Главным основанием для этого является сложность грамматики. Обычные методы пояснения и тренировки не дают требуемого итога. Обучение становится результативнее, если все дети энергично втянуты в процесс. Для этого используются всевозможные игры [1].

Теоретической значимостью исследования является уместность разбора эффективности игры, как метода стимулирования учащихся к активности на занятиях английского языка.

Задача, поставленная в статье: разработать методику использования игры на занятиях по английскому языку, как метода поднятия мотивации учащихся, стимулирования к активности.

Главным значением игр является то, что все дети заняты делом одновременно.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день игры являются обязательной частью преподавания английского языка. Один человек, следивший за детьми, которые проходили грамматику в игровой форме, сказал: It isnt silly at all. Тем самым он выражал удивление, что игра может быть развлекательной и обучающей одновременно. Правильно подобранные игры оказывают содействие усилению языковой практики. Их можно применять в начале или в завершении занятия для стимуляции, снижения напряжения после проверочной работы, для разнообразия работы на занятии. Большое значение имеет то, чтобы игровая деятельность доставляла удовольствие, содействовала закреплению языковых навыков [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.