А. И. Черкова
ТАЙМЛАЙН КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ИНТЕРНЕТЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
В статье рассматривается таймлайн как подвид инфографики и особый жанр интернет-журналистики. Автор исследует сочетаемость таймлайна с другими жанрами, описывает принципы и технологию создания таких материалов, в т. ч. на примере собственных работ. Даются практические рекомендации по работе с различными программами и сервисами, анализируется поведение пользователя и пути решения возможных проблем.
Ключевые слова: инфографика, интернет-журналистика, таймлайн, онлайн-инструменты.
За последнее десятилетие интернет-СМИ в России прошли значительный путь от придатков к печатным газетам и журналам до мощных самостоятельных ресурсов с десятками подразделов и большим штатом сотрудников. В это время совершенствовалась не только техническая сторона взаимодействия с аудиторией, но и понимание роли новых медиа в глобальном информационном процессе. Наблюдения последних лет всё чётче дают понять, что СМИ в Интернете должны очень гибко реагировать на любые изменения потребностей аудитории. В условиях «информационного взрыва» пользователи ждут от интернет-изданий как можно более сжатой и лаконичной подачи информации. Поэтому СМИ всё шире используют возможности различного рода инфографики.
Таймлайн (Timeline) как специфический вид представления информации появился в арсенале отечественных журналистов сравнительно недавно, тогда как зарубежные СМИ, такие, как ВВС и The Guardian, периодически ими пользуются. Таймлайн позволяет размещать ряд событий на временной шкале, снабжая каждое описание иллюстрациями, ссылками, видео- и аудиоконтентом. Существует несколько офлайн и онлайн инструментов, позволяющих журналисту создавать такие материалы.
Российскими исследователями таймлайн в качестве вида журналистского творчества не рассматривается. Сфера, в которой этот жанр главным образом нашёл применение, - методика преподавания истории. В работах В. Ю. Грушевской [4], К. В. Калитиной [6], Т. В. Соловьёвой [14] содержатся рекомендации для педагогов по организации работы с таймлайном как дополнительным мультимедийным средством систематизации знаний. Однако и в этих статьях интересующий нас жанр не рассматри-
вается отдельно, а лишь упоминается вкупе с другими визуальными средствами.
Необходимо дать определение понятию «таймлайн», поскольку в рассмотренных нами источниках этот термин употребляется без соответствующего пояснения. В то же время английское слово timeline в зависимости от сферы использования в переводе на русский язык может означать «сроки выполнения», «график», «шкала». Для целей данной статьи эти переводы не подходят. Мы предлагаем использовать такое определение: таймлайн - способ и результат интерактивного графического представления ряда событий и фактов в их хронологической последовательности при помощи специальных программных продуктов или онлайн-инструментов.
Рассматривая особенности подготовки, подачи и функционирования таймлайна в интернет-СМИ, мы не можем не остановиться на таком многообразном и широко использующемся сегодня инструменте, как инфографика. Как отмечает С. И. Симакова, «инфографика -как один из жанров журналистики - притягивает внимание абсолютно всех средств массовой информации» [10. С. 220]. Очевидно, что своим появлением таймлайн обязан именно стремлению разработчиков визуализаций создать удобный и простой инструмент для представления историй. Изучив особенности функционирования инфографики, мы сможем глубже понять ключевые характеристики таймлай-на как одной из её разновидностей.
Под инфографикой в современных российских интернет-СМИ в подавляющем большинстве случаев понимается неинтерактивная иллюстрация, выступающая дополнением к основному тексту публикации. Такой подход связан, главным образом, с тем, что многие интернет-издания развились из офлайновых
газет и журналов и продолжают во многом дублировать печатный контент. Соответственно, и приёмы работы с инфографикой, способы её подачи и её роль в публикации остаются теми же, что и в «материнских» изданиях. Анализируя контент российских СМИ на возможность использования инфографики, С. И. Симакова отмечает, что «в большинстве случаев, независимо от вида СМИ <...>, инфографика используется либо в качестве дополнения и иллюстрации журналистского текста, либо как самостоятельный материал» [11]. Е. А. Баранова в работе «Все, что вы должны знать, если хотите развивать инфографику на газетном сайте» [1. С. 85] замечает, что популярности такого рода контента способствует возможность размещать его в социальных сетях, которой многие издания успешно пользуются. Такой подход, отмечает исследователь, позволяет привлечь на сайт СМИ дополнительный трафик и обеспечить самораспространение материалов среди широкого круга пользователей.
С практической точки зрения инфографика в том виде, в котором она обычно появляется в интернет-СМИ, требует серьёзных трудозатрат как собственно журналистов, так и разного рода технических работников - дизайнеров, художников-иллюстраторов, 3D-визуализаторов, программистов, редакторов, картографов. «Создание отдела инфографики - проект дорогостоящий. Необходимо иметь в виду, что, помимо зарплаты сотрудникам, каждый год придется обновлять оборудование, программное обеспечение, возможно, оплачивать обучающие и развивающие специалистов командировки», - отмечает Е. А. Баранова [1. С. 87]. Поэтому производство качественных визуализаций доступно пока только большим редакциям столичных изданий, в числе ярких примеров применения инфографики необходимо назвать РИА «Новости» [12; 13]. Региональные же СМИ за неимением соответствующего бюджета и штата высококлассных специалистов вынуждены либо совсем отказаться от инфо-графики, либо производить её своими силами на соответствующем уровне.
Подход к таймлайну как виду инфографики не противоречит нашему пониманию функций и возможностей этого жанра, однако следует, на наш взгляд, отличать этот вид визуализации от других на основании ряда признаков:
• объёмная текстовая составляющая;
• обязательная фиксация временных отрезков;
• возможность полнофункционального существования только в Интернете.
Текст, который в обычном виде занимает большое пространство и труден для восприятия, при помощи технических средств практически скрывается от пользователя. Для каждого информационного блока предлагается иллюстрация и краткое описание. Пользователь может читать блоки один за другим или же выбирать те, чьи заголовки и иллюстрации показались ему наиболее интересными на данный момент. В зависимости от используемого для подготовки материала инструмента, таймлайн может иметь функцию развёртывания в обычный текст с иллюстрациями. При этом перемещение между блоками возможно только последовательно, но в любую сторону.
Чтобы с полным основанием говорить о таймлайне как о специфическом жанре интернет-журналистики, необходимо последовательно раскрыть его жанровую природу. По определению А. А. Тертычного, жанром следует называть «устойчивые группы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками» [11. С. 145-149]. Такими признаками можно считать предмет, метод и функцию материала [8. С. 254]. Предметом в данном случае является цепь событий или явлений, в совокупности составляющая некую связную историю. В качестве метода применяется последовательное изложение полученных ранее фактов. Функцией таймлайна можно назвать наглядное представление информации.
Поскольку мы ранее заявили, что таймлайн может функционировать только в Интернете, необходимо проследить признаки интернет-коммуникации, нашедшие в нём отражение. И. М. Богдановская, рассматривая работу электронных сетевых изданий, выделяет такие их оригинальные свойства [2. С. 182]:
• гипертекстуальность (система связи между отдельными документами предоставляет редакциям возможность повысить полноту и достоверность информации, а читателям — воспользоваться альтернативными источниками и самостоятельно участвовать в интерпретации фактов);
• интерактивность (двухстороннее общение разворачивается в одной и той же среде и позволяет пользователю в режиме реального времени участвовать в создании содержания и одновременно обсуждать наиболее актуальные вопросы, участвовать в процессе творческой коммуникации);
• мультимедийность (объединяет все каналы передачи информции и позволяет передавать сообщения в разных знаковых системах).
Из гипертекстуальности, в свою очередь, вытекают следующие свойства сообщений интернет-СМИ [3. С. 151]:
1. Пользователь изначально видит перед собой только заголовки и названия рубрик, каждый текст располагается на своей странице и существует отдельно от других.
2. Тексты в электронных СМИ взаимодействуют в первую очередь не в смысловом, а в техническом ключе, ссылки в одном материале могут вести к другому, находящемуся в совершенно ином информационном поле.
3. Компрессия, сокращение информации как приспособление к особенностям восприятия текста с экрана ПК, той же цели служит дробление крупных материалов на блоки с подзаголовками, использование цветового выделения, пиктограмм и т. п.
4. Заголовок в условиях интернет-коммуникации приобретает самостоятельное значение как микротекст, служащий отсылкой к целому информационному полю и существующий отдельно от него.
5. Большее значение иллюстраций.
6. Активная включённость пользователя в коммуникацию.
Нетрудно заметить, что заявленные качества в полном объёме свойственны таймлайну, что позволяет нам говорить о нём как о специфическом виде сообщений, присущем именно интернет-СМИ.
Переходя от функционального аспекта к содержательному, мы должны ответить на вопрос, к какому традиционному жанру журналистики таймлайн наиболее близок. Далее мы рассмотрим особенности функционирования различных жанров и на основе требований к их содержанию сделаем вывод о возможности и необходимости подачи таких текстов в виде таймлайна.
Заметка как часть ленты новостей. От заметки требуется оперативность, очищенность от «шумов» (дополнительных отвлекающих сведений), краткость, релевантность (соответствие интересам аудитории) точность (здесь и далее требования к материалам приводятся по Л. Е. Кройчику [9. С. 159-172]). Как правило, заметки остаются актуальными весьма короткий промежуток времени, непосредственно следующий за описываемым событием. Тем не менее, совокупность заметок (подборка) может
быть преобразована в таймлайн, если целью такого материала является подведение итогов (наиболее яркие события за год или месяц) или иллюстрация развития некоторой ситуации (подборка заметок по одной теме). В этом случае оперативность уступает место констатации фактов, остальные требования остаются неизменными.
Репортаж как последовательное отображение событий. Важна оперативность, документальность, эмоциональность, активная личность репортёра и наглядность. Стержнео-бразующий жанровый элемент здесь - отражение события в том виде, в котором оно происходило на самом деле, и это позволяет без особого труда реализовать таймлайн на основе репортажа, в котором указаны точные временные границы отдельных событий.
Комментарий. Этот жанр подразумевает отклик на событие, субъективное рассуждение, прогностическую оценку последствий. Здесь не требуется представления ряда событий с фиксированными временными рамками, и, следовательно, в таймлайне нет необходимости.
Рецензия. Материалы в этом жанре основаны на непосредственно-эмоциональном восприятии произведения искусства, размышления над этим опытом и анализа составных частей произведения. Поскольку основой рецензии является именно рассуждение, а не представление фактов, преобразование её в таймлайн лишено смысла. Однако как часть публикации визуальная история может быть востребована, если автор захочет привести, к примеру, фильмографию режиссёра рассматриваемого произведения или значимые вехи его биографии.
Статья. Здесь журналист максимально расширяет границы повествования, использует множество фактов, почерпнутых из различных источников. Стиль при этом объективизирован. Структура текста - комплекс положений, суждений и умозаключений, объективизация стиля. Таймлайн может выступать одним из элементов большой публикации, если для её полноценного восприятия требуется исторически структурированное изложение событий.
Обозрение. Аналитический жанр в качестве предмета изображения берёт реальную жизнь во всех её проявлениях. Обозрению свойственна панорамность отображения фактов, важны именно события и явления в их сущностном значении. Таймлайн может служить отображе-
нием закономерности развития рассматриваемого явления, т. е. выступать как один из элементов публикации.
Письмо. В ядре такого текста - проблема, требующая немедленного разрешения. Письмо отличает персональная адресность и мягкость аргументации. Таймлайн не может быть использован для этих целей.
Отчёт. Строго документальное изложение происходящего, группировка по смыслам и темам. Пространство текста ограничено рамками события, используется детализация, подробности происходящего излагаются не через восприятие репортёра, а с помощью цитирования реплик присутствующих. Созданный по таким композиционно-содержательным законам текст может быть без труда преобразован в таймлайн.
Корреспонденция. Применение к этому жанру средств таймлайна оправдано в той части, которая касается выявления причинно-следственных связей и закономерностей, если это зависит от последовательности событий. Можно таким образом показать предысторию события, а постановку проблемы и рассуждения оставить основному материалу.
Хроника. Наиболее близкий к таймлайну по сути и представлению жанр, предполагающий строго линейное, последовательное изложение ряда фактов. Как правило, не имеет оперативной составляющей, что позволяет работать над материалом в течение сравнительно длительного срока.
Очерк. Среди разновидностей этого жанра наиболее близок к таймлайну и может быть успешно в нём реализован путевой очерк. Для этого он должен иметь линейную логику повествования с чёткими временными границами. Достаточно легко преобразуется в таймлайн и очерк биографический.
Сделанные нами относительно каждого жанра выводы позволяют говорить о том, что тайм-лайн одни из них может успешно заменить, а с другими сочетается в рамках большой составной публикации. Лишь небольшое число жанров в силу своих особенностей не может выступить основой для такого рода визуализации.
Переходя непосредственно к рассмотрению творческих и технических особенностей материалов в жанре таймлайна, необходимо вначале пояснить некоторые термины, которыми мы будем постоянно пользоваться в дальнейшем.
Помещённый на страницу сайта таймлайн визуально воспринимается как самостоятель-
ный блок разметки, имеющий чёткие границы и содержащий некоторое количество элементов. Такой блок мы будем называть окном таймлай-на. Окно таймлайна состоит, помимо собственно блоков материала, из шкалы, на которой отображаются в выбранном масштабе даты, элементов управления и названия таймлайна.
При описании взаимодействия таймлайна с пользователем нам понадобится обозначить глубину восприятия материала. Начальный уровень этого процесса мы обозначим как первый экран - расположение элементов в окне таймлайна, которое открывается пользователю при обращении к содержащей таймлайн странице сайта. Первый экран формирует начальное представление о количестве информационных блоков, наличии иллюстраций, актуальности заголовков. По техническим причинам эта информация в восприятии пользователя может быть искажена, поскольку в отдельных случаях первый экран не может вместить всю шкалу.
Углубляясь в строение таймлайна, мы будем говорить о представлении, количестве и связях отдельных элементов. Элемент тайм-лайна - информационный блок, содержащий текст, иллюстрацию, мультимедиа и закреплённый в соответствующей части шкалы.
Вооружившись необходимым понятийным аппаратом, мы можем перейти непосредственно к рассмотрению особенностей создания таймлайнов. Одной из таких особенностей является то, что материалы в этом жанре проходят обработку специализированными инструментами, которые мы рассмотрим ниже.
В настоящее время различными компаниями разработан ряд компьютерных программ и специализированных сервисов, предназначенных для подготовки и размещения таймлайнов. Часть этих инструментов изначально предназначалась для работы со СМИ, другие создавались для учебных проектов или в качестве социальной сети.
Следует отметить, что все без исключения ресурсы, которыми мы на данный момент располагаем, являются англоязычными. Этот факт несколько усложняет работу с ними, однако, как нам кажется, не является непреодолимым препятствием. Во-первых, среди журналистов сравнительно мал процент людей, не владеющих английским языком хотя бы на начальном уровне. Во-вторых, интерфейс программ и сервисов, как правило, понятен интуитивно и оперирует небольшим количеством распространённых слов и конструкций.
Исходя из задач таймлайна в издании, а также особенностей функционирования интернет-СМИ, мы выделили ряд параметров, по которым можно оценить потенциал и удобство использования того или иного инструмента.
Наличие бесплатной версии или режима доступа. Инструменты для создания таймлай-нов в большинстве своём являются коммерческими продуктами, за использование которых разработчик планирует получать определённое вознаграждение. Сумма варьируется от 4 до 65 долларов в год в зависимости от режима доступа или от 40 до 195 долларов за пакет программ. Более дорогие режимы имеют более широкий набор функций: неограниченное количество создаваемых таймлайнов, специальные возможности кастомизации, отсутствие логотипа разработчика и т. д. Однако не все редакции, во всяком случае, на первых порах, готовы выделять средства на оплату таких режимов. В этом случае заметную роль при выборе оптимального инструмента будет играть наличие бесплатного доступа и предоставляемые таким режимом возможности.
Внешний вид. Визуализация информации подразумевает не только удобство восприятия, но и некий эстетический компонент. В отношении таймлайна, изготовленного посредством общедоступных программ и инструментов, требования эксклюзивности и неповторимости могут быть применены только в весьма ограниченном смысле. Необходимо, однако, при выборе инструмента оценить читабельность текста, режим отображения иллюстраций и принципы размещения элементов на временной шкале. Мелкий текст, обрезанные фотографии и перекрывающие друг друга блоки данных могут оттолкнуть пользователя.
Возможность добавления мультимедиа. Мультимедийность является одним из основных свойств коммуникационных средств в Интернете. Идеальное сообщение должно сопровождаться ссылками на другие источники, содержать видео- и аудиоконтент, а также при необходимости карту. Возможность прикреплять к элементу таймлайна такие объекты несёт двойную функцию: во-первых, привлекает пользователей дополнительным контентом, расширяющим основное содержание, во-вторых, позволяет изданию установить систему гиперпереходов между разными видами своих публикаций.
Зависимость от сайта-производителя. Созданные при помощи онлайн-инструментов
таймлайны размещаются на сайтах изданий посредством включения автоматически генерируемого embed-кода в HTML-код соответствующей страницы. При этом большинство настроек, все тексты и иллюстрации, как правило, хранятся на сервере сайта-разработчика. Однако все материалы должны быть доступны без перехода к этому сайту, иначе таймлайн лишается большинства своих положительных сторон.
Понятность для пользователя. Видя на странице вместо привычного текста окно таймлайна, пользователь должен интуитивно понимать, как следует взаимодействовать с этим объектом. Это означает, что различные инструменты управления элементами должны быть на виду, а сами элементы - подсказывать человеку, что их нужно открыть.
Возможность кастомизации. Часто дизайн интернет-издания накладывает на размещаемые материалы определённые технические ограничения. В случае таймлайна это может быть фиксированная ширина колонки, цветовое решение, требование соблюдать единообразие шрифтового оформления. Обычно сервисы создания таймлайнов предусматривают широкие возможности кастомизации при выборе платного режима доступа.
Дополнительные опции. Наличие у таймлай-на нескольких режимов просмотра позволяет сделать взаимодействие пользователей с ним более комфортным. Встроенные комментарии и кнопки социальных сетей способствуют налаживанию обратной связи и распространению материала, что, в свою очередь, положительно сказывается на популярности издания.
Теперь рассмотрим возможности известных нам программных продуктов и онлайн-серви-сов.
Timeline Maker Professional. Представляет собой программный продукт, который устанавливается на компьютер пользователя и позволяет создавать таймлайны с любым количеством элементов. Существует в двух редакциях: Timeline Maker Professional стоимостью 195 долларов и облегченной Timeline Maker Student, предусматривающей многопользовательский интерфейс, имеется также бесплатная ознакомительная версия. Создание таймлайна в этой программе напоминает работу с таблицами Microsoft Excel: пользователю необходимо внести в соответствующие ячейки значения начальной и конечной даты, названия, категории и т. д., после чего автоматически генерируется таймлайн. Элементы могут содержать ссылки
на различные мультимедиа, возможности настройки внешнего вида достаточно широки.
Bee Docs'Timeline. Как и описанный выше инструмент, устанавливается непосредственно на компьютер и может функционировать без доступа к сети. Существенным отличием является то, что Bee Docs'Timeline предназначен для работы с устройствами Apple и не будет функционировать под управлением OC Windows. Программа имеет яркий дизайн и 3D режим, при котором лента времени ращзворачи-вается не слева направо, а уходит вдаль. Цена продукта варьируется от 15 до 65 долларов в зависимости от версии.
Dipity. Данный сервис представляет собой сайт-инструмент с элементами социальной сети. Он позволяет создавать и хранить собственные таймлайны, знакомиться с работами других пользователей и обсуждать их. Бесплатный режим доступа позволяет создать 3 таймлайна не более чем на 150 событий каждый. За 4.95 долларов в месяц число работ возрастает до 10, а за 49.95 становится бесконечным. Платные режимы дают и другие преимущества: отсутствие логотипа Dipity на готовом таймлайне, дополнительные возможности ка-стомизации объектов.
Таймлайн от Dipity имеет довольно яркий дизайн, в ходе создания можно менять цветовую гамму рамки и фона окна. Элементы в наиболее развёрнутом состоянии отображаются в виде связанных со шкалой табличек, содержащих название, иллюстрацию, дату и некоторую часть текста. При создании элемента в него можно включить также ссылку на мультимедиа или другой текстовый материал, а также карту с указанием места. Кнопки социальных сетей включены в каждый элемент, что позволяет оценить каждый блок отдельно.
Материал имеет несколько вариантов отображения: уже описанная шкала с элементами-табличками, слайд-шоу (элементы отображаются последовательно по щелчку, текст располагается на фоне укрупнённого изображения) и список (в окне отображается последовательный список с полным изложением текста и иллюстрацией). Каждый из этих режимов может быть как предустановлен, так и выбран самим пользователем.
Отметим, что именно этим инструментом мы пользуемся для создания собственный таймлайнов, поскольку нашли в нём удачное сочетание свободного доступа, широких возможностей и функционального дизайна.
TimeRime. Также представляет собой сайт-инструмент с возможностью создания закрытых групп пользователей. Бесплатный режим доступа позволяет создавать неограниченное число таймлайнов не более 100 событий каждый. Возможности кастомизации по сравнению с платными режимами значительно ограничены: невозможно изменить цветовую гамму и шрифт. Кроме того, полнотекстовая версия элемента открывается не в том же окне, а на сайте-хранилище, что неприемлемо для политики интернет-СМИ.
Независимо от количества элементов они не сворачиваются и отображаются в виде иллюстраций, расположенных на одном уровне и при большом масштабе наслаивающихся друг на друга, что затрудняет их восприятие. Помимо иллюстрации каждый элемент представлен заголовком, который расположен ниже на определённом уровне, соответствующем присвоенной ему дате. Блоки также могут содержать мультимедиа.
TikiToki. Отличается от прочих онлайн-сер-висов установкой на эстетичность и визуальные эффекты. Для создаваемых таймлайнов доступен как 2D, так и в 3D режим. Бесплатный ознакомительный доступ позволяет создать только один таймлайн, причём генерируемый инструментом код остаётся недоступен для копирования и последующей вставки на нужный сайт. Более гибкий «бронзовый» ак-каунт (до 5 таймлайнов) обойдется в 7,5 долларов в месяц. Такой режим доступа позволит создавать удобные для восприятия таймлайны с цветовым разграничением событий, различными режимами отображения иллюстраций и т. д. Некоторую сложность вызывает добавление к элементам иллюстраций - все изображения должны быть предварительно загружены в специальный альбом на сервере.
Timeline JS. Бесплатный сервис разработан командой программистов и журналистов Северо-Западного университета (Иллинойс, США), которая хочет развивать новостные медиа с помощью своих проектов. Программный код Timeline JS можно доработать - он размещён в открытом доступе. Сервисом регулярно пользуется сайт французской газеты Le Monde и американский VH1 [7]. Автору предлагается заполнить таблицу Google Spreadsheets, внеся в соответствующие ячейки начальную дату, конечную дату, заголовок, текст, ссылку на видео, аудио, рисунок, подпись к медиа. Затем ссылка на эту таблицу вставляется в генератор
таймлайна, и он создаёт код для вставки материала на сайт.
Timeline JS не хранит никаких пользовательских данных, тексты, иллюстрации и медиа хранятся на сторонних хостингах. Элементы отображаются в верхней части окна сразу в развёрнутом виде. Навигация осуществляется как передвижением по шкале, так и переходом непосредственно из поля элемента при помощи встроенных стрелок. Дизайн Timeline JS строг и минималистичен, кастомизация недоступна.
Таким образом, каждый из рассмотренных ними инструментов обладает рядом достоинств и недостатков, а также некоторыми особенностями, отличающими его от других. Практические все инструменты могут быть использованы для создания журналистских материалов. Отметим, что наш список далеко не полный, ежегодно разработчики предлагают новые программы и сервисы разной степени дороговизны и удобства.
Далее мы рассмотрим некоторые методы и особенности работы над таймлайнами, а также постараемся дать практические рекомендации журналистам, которые пожелают включить этот жанр в свой арсенал.
Размещённый на странице сайта таймлайн воспринимается обычным пользователем на следующих уровнях:
1. Поверхностный: пользователь видит первый экран, воспринимает количество событий и их последовательность, иллюстрации, заголовки. На этом уровне возможно получение пользователем неполной информации о количестве событий, поскольку первый экран не всегда возможно настроить на одновременное отображение всех элементов хроники.
2. Взаимодействие: пользователь меняет режимы отображения, настраивает масштаб, открывает для чтения один или несколько элементов, читает тексты выборочно или по порядку.
3. Тесное взаимодействие: пользователь переходит по ссылкам, если они есть, оценивает материал или делится им посредством встроенных кнопок социальных сетей.
Чтобы пользователь не отказался от взаимодействия с материалом ещё на поверхностном уровне, журналисту при создании таймлайна необходимо решить некоторые технические и творческие задачи.
Подбор иллюстраций. Каждый элемент таймлайна может быть снабжён иллюстрацией. В зависимости от вида элемента иллюстра-
ция может быть видна пользователю сразу или только после непосредственного обращения к тексту. Видимая иллюстрация воспринимается пользователям прежде заголовка, поэтому она должна соответствовать теме материала и привлекать внимание.
Подбор заголовка. Важный элемент работы над таймлайном, поскольку возможно такое оформление блоков, когда просмотр собственно текстовой части предполагается по встроенной ссылке. В этом случае заголовок является для пользователя единственным ключом к пониманию темы публикации.
Обработка текста. Мы уже останавливались на методах подготовки текста для тайм-лайна. При компиляции обработка практически не требуется, поскольку тексты изначально создаются по отдельности и не содержат связей, нарушение которых повлечёт потерю смысла. При дифференциации может потребоваться некоторая правка, связанная с выделением смысловых блоков с чёткими границами. Может потребоваться хронологическая перекомпоновка материала, если в исходном тексте события развиваются нелинейно.
Такая особенность таймлайна как необходимость по возможности точной датировки событий может породить ситуацию, когда от некоторых частей материала придётся отказаться. Время на шкале может быть указано с точностью до минуты, чем стоит воспользоваться при воспроизведении недолгосрочного процесса. При указании в поле даты только года программа автоматически расположит событие 1 января. Это может создать определённые трудности и привести к искажениям общей картины, если на указанный год приходится несколько различных событий. Оптимальным является уточнение до месяца и дня, если же это по каким-либо причинам невозможно, то событие нужно либо объединить с другим, либо исключить из материала.
Создание общего заголовка и лидер-абзаца. Таймлайн, как и любой другой материал в интернет-издании, в общей новостной ленте будет представлен только заголовком и лидер-абзацем (иллюстрацией). Соответственно, разработка этих элементов публикации подчиняется общим правилам создания материала для интернет-СМИ:
Кастомизация. Используемый нами инструмент позволяет изменять цвет фона, шрифт и размер окна таймлайна. Эти параметры могут быть как предустановленны, так и
изменены непосредственно в сгенерированном коде готового материала.
Цвет устанавливается вводом соответствующего кода HTML. При этом следует помнить о соблюдении комфортного контраста фона с элементами, которые имеют нейтральный светлый цвет. Если у издания есть фирменные цвета или предпочтительное их сочетание, можно настроить фон соответствующим образом.
При выборе шрифта для текстовой части таймлайна следует помнить о специфике восприятия информации с экрана ПК.
Размер окна таймлайна может быть выбран из готового шаблона или настроен в соответствии с вёрсткой конкретного издания. Ширина и высота окна указываются в пунктах в соответствующем поле.
Подбор масштаба. Инструмент позволяет устанавливать для просмотра шкалу с шагом деления от 100 лет до 15 минут. Этот параметр может быть изменён в любое время любым пользователем при помощи инструмента в левой части окна таймлайна. При этом автор на этапе кастомизации может задать начальный масштаб, который будет воспроизводиться при каждом обращении к материалу. Техническая задача связана с тем, что в зависимости от выбранного масштаба шкалы в одном таймлайне элементы могут отображаться в трёх видах:
• развёрнутый - пользователь видит иллюстрацию, заголовок и лидер-абзац;
• частичный - пользователь видит только заголовок, иллюстрация и лидер-абзац скрыты;
• свёрнутый - пользователь видит только стандартную пиктограмму события, иллюстрация, заголовок и лидер-абзац скрыты.
Автору необходимо выбрать такой масштаб, чтобы как можно большее число элементов было развёрнуто, а шкала при этом не становилась слишком длинной, иначе пользователь может упустить крайние элементы.
Помимо масштаба может быть настроен фокус шкалы, т. е. дата, которая на первом экране таймлайна окажется в центре. Её выбор имеет значение в случаях, когда элементы расположены неравномерно или требуется подчеркнуть определённое событие.
Как видно из сказанного выше, многие действия по созданию таймлайна перекликаются с элементами работы над обычными журналистскими материалами. Это, в свою очередь, позволяет освоить производство таймлайна достаточно быстро и легко.
Оперативность создания таймлайна обеспечивается шаблонностью оформления элементов. При условии соответствия текста техническим требованиям и при наличии иллюстраций оформление собственно визуализации из 20 блоков занимает в среднем 15-20 минут. Редактор или корректор может знакомиться с материалом непосредственно на этапе создания и внести все необходимые поправки с достаточной оперативностью.
Нами были обозначены общие методы создания визуализаций, в основе которых лежит большой совокупный объём текстовой информации:
• Компилирующий - каждый элемент создаётся отдельно и связан с другими только общей идеей всего таймлайна (новостные подборки, ряды фактов)
• Дифференцирующий - готовый текст обрабатывается таким образом, чтоб каждый из элементов, чтобы каждый из них, будучи независимым, рассказывал общую историю (биография, хроника явления)
Отметим, что компилирующий метод позволяет организовать работу группы из нескольких журналистов над большим материалом так, что каждый из них будет выполнять свою часть работы независимо от других.
При использовании таймлайнов могут возникнуть следующие сложности:
1. непонимание функций и возможностей данного вида визуализации и нежелание в них разбираться приведут к восприятию пользователем только той части материала, которая доступна на первом экране таймлайна;
2. низкая скорость интернет-соединения не позволит загрузить страницу с визуализацией;
3. онлайн-сервис, с помощью которого создавался таймлайн, прекратит существование или перестанет нормально работать, в результате чего загруженные на соответствующий сервер данные будут заблокированы или потеряны;
4. при просмотре публикации через мобильную версию или с помощью планшетного ПК таймлайн может отображаться некорректно или утратить ряд функций.
О последнем пункте стоит сказать подробнее. Исследования показывают, что россиян для работы в Интернете используют смартфоны и планшетные устройства [16. С. 68]. Мы обратились к нескольким владельцам гаджетов разных марок с просьбой проверить работу созданных нами таймлайнов на своих устрой-
ствах. Последующий опрос показал, что некоторые смартфоны и планшеты отображают таймлайн без возможности изменения масштаба. В отдельных случаях проблема решалась сменой браузера (наиболее некорректно отображает таймлайны Opera mini). Владельцы iPad (браузер Safari) отмечали некоторое смещение окна таймлайна относительно вёрстки страницы при полном сохранении функционала. В целом можно сказать, что большинство пользователей сможет взаимодействовать с таймлайнами в полном объёме, несмотря на используемые для работы в Интернете устройства.
Далее мы на примере собственных работ для сайта www.chel.aif.ru разберём специфику переработки отдельных материалов в визуализированную историю и наиболее распространённые ошибки в этой сфере.
Задачей материала «Чем 2013 год запомнится жителям Челябинской области» [19] стало формирование информационной картины завершившегося периода общественной жизни. Подобное подведение итогов в конце года является своеобразной традицией СМИ, и не только в Интернете.
Были отобраны 13 заметок, ранее опубликованных на портале и рассказывающих о наиболее ярких событиях обозначенного периода (падение метеорита в феврале, летняя засуха, последующее наводнение, громкие судебные дела и т. п.). Некоторые тексты потребовали незначительной доработки, поскольку с момента их написания рассматриваемое событие успело обрасти подробностями.
Заголовки и иллюстрации для элементов в некоторых случаях остались теми же, что и у исходных материалов. К ряду элементов на момент создания таймлайна появилась возможность добавить более свежие фотографии, что вкупе с доработкой текста и было сделано. Поскольку новостной (оперативный) компонент был давно утрачен контентом, ему на смену пришёл эффект напоминания.
Ошибкой данной работы стал неудачный подбор заголовков, которые оказались слишком длинными для большинства элементов и отображались не полностью (см. рис. 1). Анализируя эту ситуацию, мы сделали вывод, что длину заголовков следует по возможности минимизировать.
Таймлайн «История автобусного движения в Челябинске» [18] создавался методом разбиения готового текста на хронологические
блоки. Элементы связаны общей темой и при последовательном прочтении образуют историю. В то же время каждый из 18 блоков имеет свой «инфоповод» и может восприниматься отдельно. Общий же инфоповод всей публикации - годовщина запуска в Челябинске первого автобусного маршрута. Источниками послужили архивные данные и новостные материалы СМИ, в т. ч. собственные.
В ходе работы над собственно таймлайном наибольшую трудность вызывал подбор иллюстраций к некоторым элементам. Это связано главным образом с недоступностью или утратой исторических фотографий необходимых нам событий и объектов. В некоторых случаях выбранная иллюстрация связана с текстом элемента весьма опосредовано. Так, к тексту о первом автобусе соответствующей фотографии не нашлось, и она была заменена изображением здания, от которого, согласно свидетельствам, начинался маршрут.
Материал «Историческая кухня. Когда люди впервые сварили суп?» [17] должен был выполнять рекреативную функцию, т. е. изначально был направлен на развлечение читателей соответствующей рубрики сайта. Однако это не означало, что контроль точности датировки и содержания текста мог быть ослаблен. Материал создан методом компиляции: каждый элемент является отдельным небольшим очерком из истории того или иного блюда. Иллюстрации конкретные, изображают тот предмет, о котором говорится. Заголовки номинативные, одним словом называют предмет, о котором пойдёт речь («Шоколад», «Мороженое», «Маргарин»).
При создании текста была допущена композиционная ошибка: один из элементов, самый давний по хронологии, значительно отстоял от остальных, что при оформлении таймлайна сдвинуло его слушком далеко за поле первого экрана (см. рис. 2). Потребовалось выставлять большой масштаб, чтобы этот блок не был потерян пользователем. При этом значительное количество элементов оказалось свёрнуто до пиктограмм, что также неприемлемо. Потребовались длительные усилия, чтобы подобрать режим отображения шкалы.
Этих сложностей можно было избежать при помощи более радикальной правки текста, т. е. отсечения или редактирования «неудобного» элемента. Однако не всегда представляется возможным провести такую обработку: автор должен выбирать между элегантностью таймлайна
Рис. 1.
Рис. 2.
и полнотой текста, руководствуясь исключительно соображениями достижения цели публикации.
Таким образом, использование таймлайнов в журналистской практике позволяет разнообразить публикуемые материалы, что, несомненно, привлекает пользователей. Создаваемые нами материалы за счёт интерактивности были размещены некоторыми читателями на своих страницах в социальных сетях, что также увеличило приток пользователей собственно на сайт СМИ.
Список литературы
1. Баранова, Е. А. Всё, что вы должны знать, если хотите развивать инфографику на газетном сайте [Текст] / Е. А. Баранова // Ме-диаскоп. - 2013. - № 4. - С. 81-89.
2. Богдановская, И. М. Сетевая журналистика [Текст] / И. М. Богдановская // Universum : Вестн. Герценовского ун-та. - 2013. - № 2. -С. 182-183.
3. Горина, Е. В. Интернет-издание как текстовый феномен [Текст] / Е. В. Горина, Э. А. Лазарева // Лингвокультурология. - 2009. - № 3. - С. 48-61.
4. Грушевская, В. Ю. Использование он-лайн-сервисов при подготовке мультимедийных учебных материалов в учебном процессе [Текст] / В. Ю. Грушевская // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 2. -С.128-133.
5. Зиновьев, И. В. Возможности мультимедийной журналистики на современном этапе развития российских масс-медиа [Текст] / И. В. Зиновьев // Знак: проблемное поле медиа-образования. - 2012. - № 9. - С. 82-85.
6. Калитина, К. В. Использование инфогра-фики в образовании [Текст] / К. В. Калитина // Проблемы высшего образования. - 2011. - № 1. - С. 189-192.
7. Козлов, А. TimelineJS - интерактивные таймлайны для визуализации истории [Электронный ресурс] : сайт дня / А. Козлов. - URL: http://www.ferra.ru/ru/techlife/news/2013/05/29/ TimelineJS-sitesoftheday (дата обращения: 17.12.2013).
8. Колесниченко, А. В. Практическая журналистика [Текст] : учеб. пособие / А. В. Ко-лесниченко. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2008. -348 с.
9. Кройчик, Л. Е. Система журналистских жанров [Текст] Л. Е. Кройчик // ОТДЖ : учеб.
для вузов / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. -СПб. : Знание СПбИИВЭСЭН, 2000. - 451 с.
10.Симакова, С. И. Инфографика: визуализация цифрового контента [Текст] / С. И. Симакова // Вестн. Волжского университета им.
B. Н.Татищева - Тольятти, 2012. - № 3(10) -
C.219-227.
11.Симакова, С. И. Замещение цифрового контента газеты инфографикой в современной прессе [Электронный ресурс] / С. И. Симакова // Российские СМИ и журналистика в новой реальности: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 75-летию журналистского образования на Урале (Екатеринбург, 14-15 апреля 2011 г.). - Екатеринбург : Фак. журналистики Урал. гос. ун-та, 2011. Режим доступа : http://journ.usu.ru/index.php/conference-2011.
12.Симакова, С. И. Инфографика как способ передачи экономической информации [Текст] / С. И. Симакова // Известия высших учебных заведений. Уральский регион : науч. журн. - Челябинск, 2014. - № 4. - С. 114-119.
13.Симакова, С. И. Инфографика как средство визуализации экономической информации в СМИ [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. - 2014. - Вып. 92. - С. 77-83.
14.Соловьёва, Т. В. Инфографика в медийном и учебном текстах. [Текст] / Т. В. Соловьёва // Вестн. Новгород. гос. ун-та им. Ярослава Мудрого. - 2010. - № 57. - С. 76-79.
15.Тертычный, А. А. Аналитическая журналистика [Текст] : познавательно-психологический подход / А. А. Тертычный. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 352 с.
16.Титок, Е. СМИ в Интернете [Текст] / Е. Титок // Меди@льманах. - 2012. - № 5. - С. 66-70.
17.Черкова, А. Историческая кухня. Когда люди впервые сварили суп? [Электронный ресурс] : инфографика / А. Черкова. - URL: http:// www.chel.aif.ru/food/products/1128309 (дата обращения: 20.03.2014).
18.Черкова, А. История автобусного движения в Челябинске [Электронный ресурс] : инфографика / А. Черкова. - URL: http://www. chel.aif.ru/society/ptransport/1087208 (дата обращения: 21.01.2014).
19.Черкова, А. Чем 2013 год запомнится жителям Челябинской области [Электронный ресурс] : инфографика / А. Черкова. - URL: http://www.chel.aif.ru/infographic/1076325 (дата обращения: 08.01.2014).
Черкова Алёна Игоревна, факультет журналистики Челябинского государственного университета.
chelpress@mail.ru
A. I. Cherkova
TIMELINE AS A SPECIFIC KIND OF JOURNALISTIC CREATIVITY ON THE INTERNET: THEORY AND PRACTICE
The article discusses the timeline as a subspecies of infographics and special genre of online journalism. The author investigates the compatibility of the timeline with other genres, describes the principles and technology to create such materials, particularly by the example of her own journalism materials. The author provides some practical advices on working with different programs and services, analyzes user behavior and ways to solve technical problems.
Keywords: infographics, online journalism, timeline, online tools.
References
1. Baranova, Ye. A. (2013) "Vso, chto vy dolzhny znat', yesli khotite razvivat' infografiku na gazetnom sayte" [=Everything you need to know if you want to develop infographic on the newspaper website], in: Mediaskop [=Mediascope], N 4, pp. 81-89 (in Russ.).
2. Bogdanovskaya, I. M. (2013) "Setevaya zhurnalistika" [=Network Journalism], in: Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta [=Universum: Herald of Hertzen University], N 2, pp. 182-183 (in Russ).
3. Gorina, Ye. V. and Lazareva, E. A. (2009) "Internet-izdaniye kak tekstovyy fenomen" ^Internet publication as a text phenomenon], in: Lingvokul'turologiya [=Linguistic cultural studies], N 3, pp. 48-61 (in Russ.).
4. Grushevskaya, V. Yu. (2011) "Ispol'zovaniye onlayn-servisov pri podgotovke mul'timediynykh uchebnykh materialov v uchebnom protsesse" [=Use of online services in the preparation of multimedia learning materials in the learning process], in: Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii [=Teacher education in Russia], N 2, pp. 128-133 (in Russ.).
5. Zinov'yev, I. V. (2012) "Vozmozhnosti mul'timediynoy zhurnalistiki na sovremennom etape razvitiya rossiyskikh mass-media" [=Features of multimedia journalism at the present stage of development of the Russian mass media], in: Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya [=The Sign: the problem field of media education], N 9, pp. 82-85 (in Russ.).
6. Kalitina, K. V. (2011) "Ispol'zovaniye infografiki v obrazovanii" [=Use of infographics in education], in: Problemy vysshego obrazovaniya [=Problems of Higher Education], N 1, pp. 189-192 (in Russ).
7. Kozlov, A. TimelineJSinteraktivnyye taymlayny dlya vizualizatsii istorii [=TimelineJS as an interactive tool to visualize stories], available at: http://www.ferra.ru/ru/techlife/news/2013/05/29/Time-lineJS-sitesoftheday, accessed 17.12.2013.
8. Kolesnichenko, A. V. (2008) Prakticheskaya zhurnalistika [=Practice of journalism], Izd-vo Moskovskogo universiteta, Moscow, 348 p. (in Russ.).
9. Kroychik, L. Ye. (2000) "Sistema zhurnalistskikh zhanrov" [= The system of journalism genres], in: OTDZH: ucheb. dlya vuzov, ed. S. G. Korkonosenko [The basis of creative activity in practice journalism: manual, ed. S. G. Korkonosenko], Znaniye SPbIIVESEN, 451 p. (in Russ.).
10. Simakova, S. I. (2012) "Infografika: vizualizatsiya tsifrovogo kontenta" [=Infographics: visualization of digital content], in: Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N.Tatishcheva [=Bulletin of Volzhsky University named V. N. Tatischev], N 3 (10), pp. 219-227 (in Russ.).
11. Simakova, S. I. (2011) "Zameshcheniye tsifrovogo kontenta gazety infografikoy v sovremennoy presse" [=Replacement of Digital Content of newspaper by infographics in the contemporary press], in: Rossiyskiye SMI i zhurnalistika v novoy real'nosti: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyas-hchennoy 75-letiyu zhurnalistskogo obrazovaniya na Urale (Yekaterinburg, 14-15 aprelya 2011 g.)
[=Russian media and journalism in the new reality: Proceedings of the international. scientific and practical conference dedicated to the 75th anniversary of journalism education in the Urals (Yekaterinburg, 14-15 April 2011)], Fakul'tet zhurnalistiki Ural. gos. un-ta, Yekaterinburg, available at: http://journ. usu.ru/index.php/conference-2011, accessed 17.10.2014 (in Russ.).
12. Simakova, S. I. (2014) "Infografika kak sposob peredachi ekonomicheskoy informatsii" [=In-fographics as a way to transfer economic information], in: Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Ural'skiy region : nauch. zhurn. [=News of the higher educational institutions. Ural region: scientific journal], N 4, pp. 114-119 (in Russ.).
13. Simakova, S. I. (2014) "Infografika kak sredstvo vizualizatsii ekonomicheskoy informatsii v SMI" [=Infographics as a visualization tool of economic information in the media], in: Vestnik Chely-abinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya [=Bulletin of Chelyabinsk State University, Philology], vyp. 92, pp. 77-83 (in Russ.).
14. Solov'yova, T. V. (2010) "Infografika v mediynom i uchebnom tekstakh" [=Infographics in the media and academic texts], in: Vestnik Novgorod. gos. un-ta im. Yaroslava Mudrogo [=Bulletin of Novgorod University named Yaroslav], N 57, pp. 76-79 (in Russ.).
15. Tertychnyy, A. A. (2010) Analiticheskaya zhurnalistika: poznavatel'no-psikhologicheskiy pod-khod [=Analytical journalism: cognitive-psychological approach], Aspect-Press, Moscow, 352 p. (in Russ.)
16. Titok, Ye. (2012) "SMI v Internete" [=Mass-media in the Internet], in:Medi@l'manakh [=Me-dia@lmanach], N 5, pp. 66-70 (in Russ.).
17. Cherkova, A. Istoricheskaya kukhnya. Kogda lyudi vpervyye svarili sup? [Elektronnyy resurs] : infografika, available at: http://www.chel.aif.ru/food/products/1128309, accessed 20.03.2014 (in Russ.).
18. Cherkova, A. Istoriya avtobusnogo dvizheniya v Chelyabinske [Elektronnyy resurs] : infografika, available at: http://www.chel.aif.ru/society/ptransport/1087208, accessed 21.01.2014 (in Russ.).
19. Cherkova, A. Chem 2013 god zapomnitsya zhitelyam Chelyabinskoy oblasti [Elektronnyy resurs] : infografika, available at: http://www.chel.aif.ru/infographic/1076325, accessed 08.01.2014 (in Russ).