Научная статья на тему 'Применение индивидуального подхода в обучении детей с задержкой психического развития'

Применение индивидуального подхода в обучении детей с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1713
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Максимов Ю. Г.

Обучение детей с задержкой психического развития имеет специфические особенности. Оно требует многократного закрепления изученного материала, частой смены видов деятельности, использования игр в учебном, обращение к здоровьесберегающим технологиям. Нами предлагается использовать индивидуальный подход в обучении детей с задержкой психического развития наряду с другими педагогическими технологиями, средствами, методами. В педагогической инноватике рекомендуется использовать комбинаторные нововведения, когда два компонента в результате образуют новое качество. В нашем случае, акценты на индивидуальном подходе позволяет позволяют придать своеобразие обучению детей с ЗПР. Экспериментальная работа показала эффективность такого подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Максимов Ю. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение индивидуального подхода в обучении детей с задержкой психического развития»

Применение индивидуального подхода в обучении детей с задержкой психического развития

Максимов Юрий Геннадьевич.

кандидат педагогических наук, доцент. кафедра физической культуры и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «Гла-зовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко», [email protected]

Обучение детей с задержкой психического развития имеет специфические особенности. Оно требует многократного закрепления изученного материала, частой смены видов деятельности, использования игр в учебном, обращение к здоровьесбе-регающим технологиям. Нами предлагается использовать индивидуальный подход в обучении детей с задержкой психического развития наряду с другими педагогическими технологиями, средствами, методами.

В педагогической инноватике рекомендуется использовать комбинаторные нововведения, когда два компонента в результате образуют новое качество. В нашем случае, акценты на индивидуальном подходе позволяет позволяют придать своеобразие обучению детей с ЗПР. Экспериментальная работа показала эффективность такого подхода. Ключевые слова: индивидуальный подход в обучении, задержка психического развития личности.

о

Е

£

в) ^

0

ев

01 г

Проблему обучения и развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) решали многие ученые и педагоги. У истоков проблемы стоял Л.В. Выготский, который охарактеризовал нарушения психики ребенка, при которых происходит отставание мышления, памяти, внимания личности от своих сверстников. Вклад в развитие проблемы обучения детей с ЗПР внесли такие ученые как Г.Е. Сухарева, Т.А.Власова и М.С. Певзнер, К.С. Лебединская. Они отмечают связь между ЗПР и остаточными состояниями после перенесенных травм во внутриутробном развитии, во время родов или в раннем детстве. Все это повлекло незначительные расстройства центральной нервной системы.

В настоящее время в практике образовательных учреждений для нормально развивающихся сверстников обучение детей с ЗПР происходит с учетом уровня развития каждого ребенка и обеспечения реального выбора модели интеграции, разрабатываются адаптированные основные образовательные программы. В обучении каждого ребенка с ЗПР важно использовать формы, методы, приёмы, рассчитанные на конкретного ребенка. На выявление методов, приемов обучения младших школьников с ЗПР было направлено наше исследование.

Развитие учащихся обычных и тех, у кого происходит отставание в психическом развитии происходит по общим закономерностям. В процессе подготовки к жизни детей важнейшее значение имеет диагностика психических процессов. Педагог на основании этих исследований разрабатывает свои методики обучения детей с задержкой психического развития и других категорий учащихся. Диагностика отклонений в развитии должна носить комплексный , многоплановый и системный характер. Поэтому важны и клинические исследования состояния здоровья детей для более глубокого изучения состояния личности школьника.

Для диагностики задержки психического развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста предлагаются создание комиссий. С.А. Беличева, И.А. Коробейникова, Т.Ф. Кумарина предлагают выявлять особенности развития детей на ранних стадиях для дифференцированных занятий с такими детьми [1]. Н.Г. Лусканова и И.А.

Коробейникова разработали комплексную методику выявления и коррекции развития детей с задержкой психического развития [8].

Выявление, обучение и воспитание детей с задержкой психического развития может осуществляться в союзе и сотрудничестве таких специалистов как психологов, врачей, педагогов, дефекто-логов, социальных работников и т. д. Причем важно взаимодействие с узкими специалистами, например с врачем- невропатологом, олигофрено-педагогом и др. Созданные комиссии позволяют выработать оптимальные рекомендации по выявлению, социализации личности с задержкой психического развития. Данные комиссии оказывают всестороннюю методическую помощь тем же педагогам, социальным работникам, родителям, психологам в работе с такими школьниками отмечает Б.П.Пузанов [5]. Эффективность взаимодействия медицинских работников, психологов и педагогов отмечается в исследовании Ashley Holub, Lynn Horne-Moyer, Beau Abar [16].

В^п J. Cooke отмечает важность профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с легкими и средними нарушениями в развитии [17]. От неправильно организованной работы дети с задержкой психического развития могут иметь отрицательную динамику в параметрах психических процессов.

Психика человека определяется такими сторонами как эмоции, воля, мышление. Ученые так трактуют отставание в психическом развитии личности. Каждому возрасту соответствуют свои особенности эмоционально-волевой сферы, мышления (памяти, внимания, интеллекта). Если данные характеристики личности ниже, характерных для возраста, то фиксируется отставание. Существует множество причин такого явления, поэтому и проводится комплексное исследование учащихся для выявления и коррекции их развития отмечается в словаре по коррекционной педагогике, составленном Н.В. Новотворцевой [10].

ЗПР может быть обусловлено следующими причинами:

• педагогической запущенностью;

• задержкой психического развития из-за заболеваний центральной нервной системы;

• негативным изменением участков головного мозга структур, которое влечет общее умственное отставание личности.

M. Ferreira характеризуя педагогическую запущенность, отмечает наличие интерактивной де-привации между матерью и ребенком, которая снижает умственное развитие ребенка [15]. В качестве социального фактора ЗПР она отмечает нарушение правильного питания.

Дети с задержкой психического развития часто рождаются в социально запущенных семьях, в которых ярко выражены социально вредные привычки, низкий уровень доходов или безработица взрослых членов семьи. Все это отрицательно влияет как на развитие нервной системы ребенка, так и на его поведение. Он может проявлять агрессивность, упрямство, непослушание.

Отметим, что задержка психического развития может быть незаметна в общении с ребенком и проявиться в обучении. Такие дети испытывают трудности в изучении учебного материала, проявляют неадекватное поведение. От педагога требуются усилия, педагогические способности в обучении таких детей. Задержка психического развития не является патологией, поэтому дети учатся в общеобразовательной школе и осваивают традиционные образовательные программы.

По мнению И.В.Дубровиной недостаточность отделов головного мозга или общие нарушения нервной системы требуют больших усилий в педагогическом, психологическом, медицинском плане [13]. Они с трудом корректируются. Лучшие прогнозы даются по развитию педагогически запущенных детей. Исследования показывают, что при целенаправленном, комплексном подходе в средствах коррекции, объектах взаимодействия достигаются положительные результаты в обучении и воспитании детей с задержкой психического развития. И индивидуальный подход в работе с такими детьми является продуктивным.

Одним из факторов специфического поведения детей с ЗПР по мнению Г.В. Грибановой является недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы личности [3]. Проявления этого нарушения выражаются либо в вспыльчивости, возбудимости, неуравновешенности, неусидчивости, либо в апатии, заторможенности, вялости. Последнее в поведении проявляется в равнодушии, робости, изолированности от коллектива и т. д. Ребенку с ЗПР трудно сделать над собой волевое усилие, поэтому таких учащихся бывает трудно успокоить или наоборот увлечь общим делом. Причем, в начальных классах волевая сфера у всех школьников недостаточно развита, поэтому педагоги часто используют игры, физкультминутки, частое чередование видов деятельности, наглядность. Со временем эмоционально-волевая сфера личности развивается, учащиеся могут сделать усилие для выполнение своих обязанностей, заданий и т. д. В то время как дети с ЗПР требуют постоянного разъяснения заданий, усиленного контроля для оказания помощи.

В познавательной деятельности учащихся с ЗПР наблюдается так же ряд отклонений от нормы, отмечает Л.Н.Коргун [14]. У таких детей низкий уровень познавательной мотивации в связи с тем, что они испытывают затруднения в обучении. Они допускают большое количество ошибок, поэтому их продукты деятельности нужно больше контролировать, проводить работу над ошибками. При учебных нагрузках такие дети быстро устают. Требуются паузы, которые заполняются такими видами деятельности, которыми дети любят заниматься, например рисованием, пением. Сам ход выполнения задания у школьников с ЗПР так же может нарушаться, что приводит к тому, что задание выполнятся. Ответы детей могут быть неправильно построены, учащиеся испытывают затруднения в выражении своих мыслей. Память учащихся с ЗПР требует многократного повторения материа-

о о и и m S m

О m э m й А

S £ m О

х О m

О Dl и А ы о и А X

s m

0

ее

01 г

ла. Учащиеся затрудняются дать определения терминам, рассказать стихотворение и т. д. Разнообразное проявление речевых нарушений вызывает проблемы в обучении.

О.В.Покаместова признаком задержки психического развития детей считает их неготовность к школе [11]. Сегодня существует не мало диагностик, определяющих этот показатель. С приходом в школу, задержка психического развития у детей проявляется в большей степени. Учеба постепенно становится ведущим видом деятельности. Однако, в учебе дети данной группы начинают испытывать затруднения. Им бывает трудно сосредоточиться на изучении нового материала, трудно применить полученные знания в решении задач, выполнении упражнений, длительный период формируется мотивации познавательной деятельности. Вместе с тем, преодоление этих трудностей задерживается недостаточным развитием эмоционально-волевой сферы.

У детей с ЗПР на низком уровне находятся произвольное внимание, его переключение, целеустремленность, ответственность. Формирование у таких детей универсальных учебных действий сопряжено с неудачами, результаты достигаются по истечении длительного периода.

Недостаточность нервной системы ведет за собой слабый контроль над процессами торможения и возбуждения. Дети с задержкой психического развития из-за этого, а так же неудач в обучении имеют плохое поведение, проявляют агрессивность, непослушание, конфликтность.

Как известно, к началу школьного обучения готовность ребенка определяется уровнем развития психических функций, будущий первоклассник должен быть с развитой памятью, речью, вниманием, а так же со словесно-логическим мышлением. В отечественной психологии данная проблема задета в трудах Выготского Л.С., Эльконина Д.Б и других.

Цель учебной индивидуальной работы с указанной категорией детей в начальной школе - не только дать нужные знания, а также социальная реабилитация ребенка. Важным условием успешной коррекции и компенсации недостатков в психическом развитии детей с ЗПР является эффективность педагогического воздействия, соответствующего индивидуальным особенностям ребенка. Основной задачей в обучении рассматриваемой категории детей являются средства в правильной коррекции их личности, формирование положительных эмоций, обогащения новым опытом отношений с окружающим миром.

Индивидуальная работа по формированию деятельности, связанной со словесными упражнениями должна предусматривать обеспечение полного и адекватного понимания формулировок заданий, понимание которых затруднено для детей с ЗПР. Одним из важнейших направлений учебно-воспитательного процесса является формирование у воспитанников навыков самостоятельной работы, умения организовывать, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, отмечает Л.Н. Блинова [1].

Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету. По рекомендации Л.В. Кузнецовой и Л.Н. Переслени особое место в коррекционном процессе должны занять уроки ручного труда, так как на них значительное место занимает деятельность по наглядно - предметному образцу, что позволяет формировать обобщенные приемы умственной работы [6].

Экспериментальное исследование проводилось на базе МКОУ «Узинская основная общеобразовательная школа». Выборка младшими школьниками с признаками задержки психического развития в количестве пяти человек, возраст 9-10 лет. По гендерному признаку в группе 4 мальчика и 1 девочка.

Дети в основном с неблагополучных семей, что очень осложняет задачу, поставленную перед нами. Родительская помощь и поддержка так же важна в развитии каждого ребенка. Работа над обучением и воспитанием должна проводиться непрерывно: в школе - детьми занимается учитель, дома - эта обязанность переходит родителю. Дома ученик закрепляет полученные знания и в силах их применить в быту. Без этого условия затруднительно добиться поставленной цели.

Характеризуя группу по наличию учебных качеств можно сказать следующее: детям тяжело осваивать основную программу при наличии факторов два ребенка имеют гиперактивные наклонности, неусидчивость, что мешает получению знаний, у остальных повышенная утомляемость и потребность в частой смене деятельности. Один ребенок социально не устроен в данном классе, то есть ему трудно общаться со сверстниками.

Мы проводили исследование при помощи четырёх видов диагностики на получение основных показателей таких, как память, внимание, мышление, речь. Для этой цели были взяты тесты:

- диагностика памяти «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия. Методика позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение (А.Р. Лаурия, Л.С. Цветкова) [7];

- диагностика внимания «Методика изучения уровня внимания у школьников» П.Я. Гальперин, С.Л. Кабылицкая. Данная методика оценивает объем внимания ребенка, его возможности концентрации [14];

- диагностика мышления «Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йиерасека», «Последовательные картинки» С.Д. Забрамная цель данной методики - уровень развития словесно-логического мышления и образно-логического мышления [13];

- диагностика речевого развития Р.С. Немова методика «Назови слова». Представляемая методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка [9].

В работе с детьми, диагноз которых задержка психического развития нужны не только теоретические знания, но и практические навыки. Каждый ре-

бенок индивидуален, и подход к каждому нужен свой. Обязательно перед применением любой методики необходимо узнать ученика, научиться понимать его, уметь слышать. Иногда дети не подсознательно помогают нам выбрать тот или иной подход, будь то индивидуальная, парная или групповая работа. В каждом ребенке надо видеть в первую очередь равного человека, учитывать его интересы, уметь договариваться и конечно заинтересовывать, придумывая каждый раз, что-то новое. На это была направлена экспериментальная работа, проводимая с детьми с задержкой психического развития.

Нами осуществлялось личностно-

ориентированное обучение, состоящее в разработке маршрута индивидуального развития для каждого учащегося с ЗПР Перед ними ставились задачи, вместе с ними определялись пути решения этих задач и коррекция деятельности в случае, когда происходило отклонение в разработанном маршруте.

В рамках личностно-ориентированного обучения проводилась индивидуальная работа по карточкам, в которых предлагались персональные задания. Эта работа контролировалась и корректировалась.

Комплексный индивидуальный подход включал следующие приемы и методы:

- написание зрительных диктантов;

- применение на уроках жужжащего чтения;

- лепка из пластилина на уроках литературного

чтения;

- рисование на уроках математики.

После проведения формирующего эксперимента, нами была проведена итоговая диагностика важнейших характеристик познавательной деятельности школьников (табл. 1).

Таблица 1

Диагностика познавательных способностей после проведе-

Тест Память Мышление Речь Общие Общие

ФИ А.Р. Ла- С.Д. Заб- Р.С. данные данные

урия рамная Немов апрель октябрь

1 Б. Альберт 3 б 3 б 10б 14б 8б

2 Б. Ульяна 2 б 2 б 3б 10б 4б

3 Б. Тимур 2б 3б 7б 11б 6б

4 Р. Рустам 4б 3б 9б 14б 7б

5 Ш. Фёдор 3б 3б 6б 12б 6б

Эксперимент дал отличный результат, в сравнении с октябрем в апреле баллы увеличились в среднем вдвое. По нашим наблюдениям дети стали вести себя увереннее и желание учиться у них повысилось.

Можно предположить, что благодаря нашим экспериментальным заданиям, проведенным с детьми, мы получили положительную динамику роста интеллектуальных способностей нашей группы.

По тесту «Последовательные картинки» С.Д. Забрамной достигнут самый высокий результат. Мы предполагаем, что дети научились применять логическое и образное мышление, которое привело к правильному решению поставленной задачи. По методике Р.С. Немова «Назови слова» резуль-

тат увеличен в два раза, что говорит о развитии словарного запаса, дети из исследуемой группы после проведения эксперимента стали высказываться, выражать словами свое мнение. В меньшей степени увеличились память и внимание. Вероятно, детям с данным диагнозом сложно постоянно находится в рабочем состоянии, что влияет на внимание и память.

Самым высоким показателем стала речь, можно сделать вывод, что дети в каких-то ситуациях просто стеснялись говорить, боясь ошибиться, оказаться неуспешными. После проведенной работы результаты показали о готовности детей к сотрудничеству с учителем.

Самым перспективным учеником оказался Ш. Федор. Есть результаты намного больше, например у Б.Альберта, но по всем показателям данные Ш.Федора увеличились почти в два раза. Самый низкий результат оказался у Б. Ульяны, возможно из-за заниженной самооценки или другой психологической преграды мы не смогли добиться более высоких результатов, хотя потенциал у девочки присутствует. Хотелось бы отметить желание всех испытуемых детей работать дальше по намеченному пути. Стремление получать новые знания и узнавать что-то новое, так же присутствует в их планах на учебу.

Обобщив результат, мы пришли к выводу: предложенная методика при исследовании принесла положительную динамику и может развиваться при дальнейшем использовании, а это значит, мы достигли поставленной цели. В обучении детей с задержкой психического развития индивидуальный подход дает высокие результаты. Правильная постановка урока, индивидуальный маршрут учеников с особенностями развития интеллекта, большая поддержка со стороны одноклассников привели к выводу, что наша гипотеза верна. Действительно при индивидуальном подходе к детям с диагнозом задержка психического развития, можно добиться высоких результатов по развитию познавательных способностей.

Литература

1. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР / Л.Н. Блинова. - М.: ЭНАС, 2004. - 286 с.

◦Диагностика школьной дизадаптации / Под ред. Беличевой С.А., Коробейниковой И.А., Кума-риной Т.Ф. М.: КноРус, 2013. - 304 с.

3. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростка с задержкой психического развития //Дефектология. - 2003. - № 5. С. 13-20.

4. Коргун Г.В. Основы коррекционной педагогики.- Одесса, ЮГПУ, 2008 — 134 с.

5. Коррекционная педагогика. Учебное пособие. под ред. Б.П. Пузанова М., 2009. - 180 с.

6. Кузнецова Л.В., Переслени Л.Н. Основы специальной психологии: уч. пос. для студентов пед. вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 101 с.

7. Лаурия А.Р, Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М. — 2017. - С.95-99;

о о п и т

г

т

О т э т й А

X £ т

О

х О т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

01 и А ы О ш А X X т

8. Лусканова Н.Г и Коробейникова И.А. «Диагностика школьной дезадаптации». Научно-методическое пособие для учителей нач. классов и школьных психологов-М.: Ред.-изд. Центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. -280 с.

9. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. высш.учеб.заведений.-М.: Гуманит изд.центр. Вла-дос. — 2001. — 640с.

10. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие. — СПб.: КАРО, 2006. — 144 с.

11. Покаместова О.В. Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) в период обучения в начальной школе// Проблемы науки и образования / научно-методический журнал № 12. — 2014. — С.120 — 128.

12. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. М., 2013. — 232 с.

13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога:Учеб. пособие: 2 кн. . - 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2010;

14. Практические аспекты изучения внимания у детей младшего возраста // Эл. ресурс Интернет. Режим доступа https://studbooks.net/1633958/. Дата обращения 10.07.19.

15. M. Ferreira. Malnutrition and Mother-Infant Asynchrony: Slow Mental Development // International Journal of Behavioral Development, vol. 1, 3: pp. 207219. , First Published Jul 1, 2018.

16. Ashley Holub Lynn Horne-Moyer, Beau Abar Mental Health Considerations in Developmental Disabilities: Associated Issues, Impacts, and Solutions Families in Society, vol. 99, 1: pp. 11-15. , First Published March 20, 2018.

17. Brian J. Cooke. Views of special educators on training and community involvement as indicators of professional competencies for students with mild to moderate disabilities // Career development for exceptional individuals , vol. 25, 1 : pp. 7-24. , First Published April 1, 2002.

Application of an individual approach in teaching children with

mental retardation Maximov Yu.G.

Glazov state pedagogical Institute. V. G. Korolenko Education of children with mental retardation has specific features.It requires multiple consolidation of the studied material, frequent change of activities, the use of games in the classroom, the appeal to health-saving technologies. We propose to use an individual approach in teaching children with mental retardation along with other pedagogical technologies, means, methods. The pedagogical innovation it is recommended to use combinatorial innovation, when the two components form a new quality. In our case, the emphasis on the individual approach allows us to give originality to the education of children with PDR. Experimental work has shown the effectiveness of this approach. Keyword. Individual approach to learning, mental retardation. References

1. Blinova L. N. Diagnosis and correction in the education of chil-

dren with ZPR / L.N. Blinova. - M .: ENAS, 2004 .-- 286 p.

2. Diagnosis of school disadaptation / Ed. Belicheva S.A., Korobeinikova I.A., Kumarina T.F. M .: KnoRus, 2013 .-- 304 p.

3. Gribanova G.V. Psychological characteristics of the personality of

a teenager with a delay in mental development // Defectology. -2003. - No. 5. P. 13-20.

4. Korgun G.V. Fundamentals of correctional pedagogy. - Odessa,

SPSU, 2008 - 134 p.

5. Correctional pedagogy. Tutorial. under the editorship of B.P.

Puzanova M., 2009 .-- 180 p.

6. Kuznetsova L.V., Peresleni L.N. Fundamentals of special psy-

chology: studies. pos. for students ped. universities. - M.: Publishing. Center "Academy", 2002. - 101 p.

7. Lauria A.R., Tsvetkova L.S. Neuropsychology and problems of

education in a comprehensive school. M. - 2017. - P.95-99;

8. Luskanova N.G. and Korobeinikova I.A. "Diagnosis of school maladaptation." Scientific and methodological manual for teachers beginning. classes and school psychologists - M .: Ed. Consortium Center "Social Health of Russia", 1993. -280 p.

9. Nemov R.S. Psychology: Textbook. For stud. Higher educational

institutions.-M.: Humanit Publishing Center. Vlados. - 2001. -640s.

10. Novotortseva N.V. Correctional pedagogy and special psychology: Dictionary: Textbook. - SPb .: KARO, 2006 .-- 144 p.

11. Pokamestova OV Features of children with mental retardation (ZPR) during the period of study in elementary school // Problems of Science and Education / Scientific and Methodological Journal No. 12. - 2014. - P.120 - 128.

12. Practical Psychology of Education / Ed. I.V. Dubrovina. M., 2013 .-- 232 p.

13. Rogov E.I. Handbook of a Practical Psychologist: Textbook. allowance: 2 kn. . - 2nd ed., Revised. and add. - M .: VLADOS, 2010;

14. Practical aspects of the study of attention in young children // El. Internet resource. Access mode https://studbooks.net/1633958/. Date of treatment 07/10/19.

15. M. Ferreira. Malnutrition and Mother-Infant Asynchrony: Slow Mental Development // International Journal of Behavioral Development, vol. 1, 3: pp. 207-219. , First Published Jul 1, 2018.

16. Ashley Holub Lynn Horne-Moyer, Beau Abar Mental Health Considerations in Developmental Disabilities: Associated Issues, Impacts, and Solutions Families in Society, vol. 99, 1: pp. 11-15. , First Published March 20, 2018.

17. Brian J. Cooke. Views of special educators on training and community involvement as indicators of professional competencies for students with mild to moderate disabilities //

18. Career development for exceptional individuals, vol. 25, 1: pp. 7-24. , First Published April 1, 2002.

о

(4

ее si Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.