Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Техника и технологии»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) / преподавание русского языка / средство повышения мотивации студентов / повышение качества образования / программа «Wordwall» / «Hot Potatoes».

Аннотация научной статьи по технике и технологии, автор научной работы — Абдиргазиева Айгуль Булекбаевна, Жубаназарова Каламкас Асылбаевна

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационно-коммуникационные технологии во всех сферах жизни. Внедрение ИКТ в образовательную среду позволяет повысить и стимулировать интерес студентов, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повысить скорость изложения и усвоения информации. Применение таких компонентов ИКТ, как «Wordwall», «Hot Potatoes», обеспечивает условия, пробуждающие творческую деятельность и повышающие мотивацию студентов к обучению. В статье показаны преимущества применения ИКТ как для преподавателя, так и для студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технике и технологии , автор научной работы — Абдиргазиева Айгуль Булекбаевна, Жубаназарова Каламкас Асылбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ»

УДК 004.1082

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

АБДИРГАЗИЕВА АЙГУЛЬ БУЛЕКБАЕВНА

Старший преподаватель кафедры языков, магистр гуманитарных наук Западно-Казахстанского медицинского университета имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан

ЖУБАНАЗАРОВА КАЛАМКАС АСЫЛБАЕВНА

Старший преподаватель кафедры языков Западно-Казахстанского медицинского университета имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан

Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

Вовлеки меня - и я научу.

Китайская народная мудрость

Аннотация. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационно-коммуникационные технологии во всех сферах жизни. Внедрение ИКТ в образовательную среду позволяет повысить и стимулировать интерес студентов, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повысить скорость изложения и усвоения информации. Применение таких компонентов ИКТ, как «Wordwall», «Hot Potatoes», обеспечивает условия, пробуждающие творческую деятельность и повышающие мотивацию студентов к обучению. В статье показаны преимущества применения ИКТ как для преподавателя, так и для студентов.

Ключевые слова: образовательный процесс, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), преподавание русского языка, средство повышения мотивации студентов, повышение качества образования, программа «Wordwall», «HotPotatoes».

Особенность дисциплины «Русский язык» в вузе заключается в том, что язык, которому мы учим, не является для наших студентов основным средством общения и обучения. Именно поэтому мы, преподаватели-языковеды, стремимся передать не только сумму знаний о языке, но и формировать коммуникативную компетенцию студентов.

Одним из самых существенных достижений обновленной системы образования в Казахстане является совершенствование педагогического мастерства преподавателей. В этой связи применение современных интерактивных технологий в процессе языкового обучения способствует развитию творческой самостоятельности и формированию языковой компетенции обучающихся.

Главная задача современного образования — не просто дать ученику фундаментальные знания, а обеспечить для него все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации, развить склонность к самообразованию. Современную образовательную систему характеризуют: сжатые сроки обучения, большой объем получаемой информации, серьезные требования к уровню знаний, навыков и умений ученика или студента.

Одна из главных задач для нынешнего преподавателя - сделать процесс обучения интересным для учеников, динамичным и современным. И в этом педагогам пришли на помощь интерактивные технологии. [1]

Мы бы хотели остановиться на нескольких платформах ИКТ, которые смогли изменить наши традиционные методы преподавания и с помощью которых мы создаем интерактивные учебные материалы. Любой преподаватель может быстро и легко создать задания и использовать как на занятиях, так и в дистанционном режиме. Одной из информационных

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

технологий, успешно нами применяемых, является программа «Wordwall». Использование данной программы значительно повышает эффективность занятия, расширяет возможности преподавателя, вносит увлекательность и занимательность в учебный процесс. С помощью «Wordwall» можно создавать различные викторины, кроссворды, словесные игры, сопоставления и т.п. Также платформа имеет большую базу готовых упражнений и игровых заданий, которыми можно воспользоваться в учебном процессе. Данная программа позволяет создавать дифференцированные задания - это особенно удобно для групп, в которых обучаются студенты с разным языковым уровнем (рис.1):

V й Чт з ed. о Асе 3 1» 3 пс 0 ' Л в По о »< О Ü у»о»Л«»«.о«/ш/г*»оисс»/6750394г/|«>11-сп»цшякмостк

Викторина

Моя специальность

Переключить шаблон

ООП 0

Серия вопросов с множественным выбором. Нажмите правильный ответ для продолжения.

Моя специальность

Рис.1. Проведение викторины на занятии

- ® Чт 3 ed. о Act 3 В" 3 пс Q Ч, в По О Pf. 3 »

<- - О i; wofdwai.net/fu/resoorce/67635071/виды-придаточных

М Gmail в VouTube Г <4рт»

Wordwall -Актрее создавайте луишие уроки Мои замятия Мои результаты | щ Повысить f ^ kursruss -

Сопоставить Виды придаточных Переключить шаблон [з" |

Перетащите каждое ключевое слово к его определению.

Виды придаточных

> f> R 1 ■ f -I <f

Рис.2. Интерактивное упражнение на сопоставление

Кроме того, программа обеспечивает быстрый контроль знаний студентов. Преподаватель может легко отслеживать усвоение грамматических и лексических тем, необходимость дополнительного закрепления материала или углубления тем в соответствии с потребностями каждого студента.

Рис. 3. Отслеживание результатов по программе «Wordwall»

Еще одним из интересных обучающих программ, на наш взгляд, является программа «Hot Potatoes» - это инструментальная программа, предоставляющая возможность самостоятельно создавать интерактивные задания без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования. С помощью программы можно создать 10 типов упражнений на различных языках по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.

Программа даёт возможность создавать следующие типы упражнений: Cloze -заполнение пробелов; Quiz - выбор коротких ответов; Cross - создание кроссворда; Match -поиск соответствий; Mix - восстановление перепутанных слов в предложениях.

Например, на 2 курсе студентам предлагается работа с текстами по специальности. Ознакомившись с содержанием текстов, студентам легко и интересно выполнить упражнение «Cloze» - заполнение пропусков. Вот как выглядит это упражнение в готовом виде:

Рис.4. Выполнение заданий на заполнение пропусков

Еще одним интересным заданием является упражнение Match - поиск соответствий. Студенты увлекательно ищут и находят соответствия. Особенно неоценимо данное задание при толковании медицинских терминов:

Рис.5. Выполнение заданий по Match

Одним из вариантов успешного игрового занятия является применение кроссворда, которые помогут разнообразить занятие, сделать более эффективным и увлекательным. Кроме того, в случае успешного разгадывания, у студентов повышается самооценка, появляется

желание продолжать.

D %D0%8A\Dl*i0\D043E * + 0

С? D fil^//Cv,Users/erüo/D*sktop/hot%20pouioesAecrw%2ChtoT-noTevho/icpocc*20cepAue.ht

Q] .. U О 0 :

Через 6 ПОЛЫЙ ЧЕТЫРЕХКАМЕРНЫЙ ОРГАН сердце Войти | наме« |

9

Г. 14- 4 = 1« □□□ и

К HDD 5 а

и р □ о

О в ь □ Р т а

Проверьте |

Рис.6. Создание кроссворда по программе «Hot Potatoes»

Задания получаются очень эффективны, в тексты можно включать видеоматериалы и аудиозаписи, что делает занятие наглядным и интересным. Применение этой платформы, во-первых, повысит мотивацию студентов к изучению языка. Во-вторых, использование интерактивных тестов позволит преподавателю индивидуализировать работу со студентами. Каждый получит возможность заниматься в собственном темпе, не оглядываясь на остальную группу, и преподавателю будет легче контролировать студентов, находящихся на разных этапах занятия. [2]

Таким образом, программы «Wordwall», «Hot Potatoes» являются компонентами ИКТ, незаменимыми инструментами для современного педагога, стремящегося идти в ногу со временем и использовать передовые технологии для достижения лучших образовательных результатов. Их можно и нужно использовать на занятиях русского языка и других языковых дисциплин, так как они способствуют улучшению показателей знаний студентов, повышают мотивацию, а также оптимизируют процесс обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. https://www.polymedia.ru/o-kompanii/stati/interaktivnye-tekhnologii-v-obrazovanii/

2. https://kito.bspu.by/admin-

panel/vendor/kcfinder/upload/files/Lab Est/kross/%D0%98%D0%BD%D1 %81%D1%82%D1 %80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.