УДК 004.1082
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
АБДИРГАЗИЕВА АЙГУЛЬ БУЛЕКБАЕВНА
Старший преподаватель кафедры языков, магистр гуманитарных наук Западно-Казахстанского медицинского университета имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан
ЖУБАНАЗАРОВА КАЛАМКАС АСЫЛБАЕВНА
Старший преподаватель кафедры языков Западно-Казахстанского медицинского университета имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан
Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня - и я научу.
Китайская народная мудрость
Аннотация. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационно-коммуникационные технологии во всех сферах жизни. Внедрение ИКТ в образовательную среду позволяет повысить и стимулировать интерес студентов, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повысить скорость изложения и усвоения информации. Применение таких компонентов ИКТ, как «Wordwall», «Hot Potatoes», обеспечивает условия, пробуждающие творческую деятельность и повышающие мотивацию студентов к обучению. В статье показаны преимущества применения ИКТ как для преподавателя, так и для студентов.
Ключевые слова: образовательный процесс, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), преподавание русского языка, средство повышения мотивации студентов, повышение качества образования, программа «Wordwall», «HotPotatoes».
Особенность дисциплины «Русский язык» в вузе заключается в том, что язык, которому мы учим, не является для наших студентов основным средством общения и обучения. Именно поэтому мы, преподаватели-языковеды, стремимся передать не только сумму знаний о языке, но и формировать коммуникативную компетенцию студентов.
Одним из самых существенных достижений обновленной системы образования в Казахстане является совершенствование педагогического мастерства преподавателей. В этой связи применение современных интерактивных технологий в процессе языкового обучения способствует развитию творческой самостоятельности и формированию языковой компетенции обучающихся.
Главная задача современного образования — не просто дать ученику фундаментальные знания, а обеспечить для него все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации, развить склонность к самообразованию. Современную образовательную систему характеризуют: сжатые сроки обучения, большой объем получаемой информации, серьезные требования к уровню знаний, навыков и умений ученика или студента.
Одна из главных задач для нынешнего преподавателя - сделать процесс обучения интересным для учеников, динамичным и современным. И в этом педагогам пришли на помощь интерактивные технологии. [1]
Мы бы хотели остановиться на нескольких платформах ИКТ, которые смогли изменить наши традиционные методы преподавания и с помощью которых мы создаем интерактивные учебные материалы. Любой преподаватель может быстро и легко создать задания и использовать как на занятиях, так и в дистанционном режиме. Одной из информационных
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
технологий, успешно нами применяемых, является программа «Wordwall». Использование данной программы значительно повышает эффективность занятия, расширяет возможности преподавателя, вносит увлекательность и занимательность в учебный процесс. С помощью «Wordwall» можно создавать различные викторины, кроссворды, словесные игры, сопоставления и т.п. Также платформа имеет большую базу готовых упражнений и игровых заданий, которыми можно воспользоваться в учебном процессе. Данная программа позволяет создавать дифференцированные задания - это особенно удобно для групп, в которых обучаются студенты с разным языковым уровнем (рис.1):
V й Чт з ed. о Асе 3 1» 3 пс 0 ' Л в По о »< О Ü у»о»Л«»«.о«/ш/г*»оисс»/6750394г/|«>11-сп»цшякмостк
Викторина
Моя специальность
Переключить шаблон
ООП 0
Серия вопросов с множественным выбором. Нажмите правильный ответ для продолжения.
Моя специальность
Рис.1. Проведение викторины на занятии
- ® Чт 3 ed. о Act 3 В" 3 пс Q Ч, в По О Pf. 3 »
<- - О i; wofdwai.net/fu/resoorce/67635071/виды-придаточных
М Gmail в VouTube Г <4рт»
Wordwall -Актрее создавайте луишие уроки Мои замятия Мои результаты | щ Повысить f ^ kursruss -
Сопоставить Виды придаточных Переключить шаблон [з" |
Перетащите каждое ключевое слово к его определению.
Виды придаточных
> f> R 1 ■ f -I <f
Рис.2. Интерактивное упражнение на сопоставление
Кроме того, программа обеспечивает быстрый контроль знаний студентов. Преподаватель может легко отслеживать усвоение грамматических и лексических тем, необходимость дополнительного закрепления материала или углубления тем в соответствии с потребностями каждого студента.
Рис. 3. Отслеживание результатов по программе «Wordwall»
Еще одним из интересных обучающих программ, на наш взгляд, является программа «Hot Potatoes» - это инструментальная программа, предоставляющая возможность самостоятельно создавать интерактивные задания без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования. С помощью программы можно создать 10 типов упражнений на различных языках по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.
Программа даёт возможность создавать следующие типы упражнений: Cloze -заполнение пробелов; Quiz - выбор коротких ответов; Cross - создание кроссворда; Match -поиск соответствий; Mix - восстановление перепутанных слов в предложениях.
Например, на 2 курсе студентам предлагается работа с текстами по специальности. Ознакомившись с содержанием текстов, студентам легко и интересно выполнить упражнение «Cloze» - заполнение пропусков. Вот как выглядит это упражнение в готовом виде:
Рис.4. Выполнение заданий на заполнение пропусков
Еще одним интересным заданием является упражнение Match - поиск соответствий. Студенты увлекательно ищут и находят соответствия. Особенно неоценимо данное задание при толковании медицинских терминов:
Рис.5. Выполнение заданий по Match
Одним из вариантов успешного игрового занятия является применение кроссворда, которые помогут разнообразить занятие, сделать более эффективным и увлекательным. Кроме того, в случае успешного разгадывания, у студентов повышается самооценка, появляется
желание продолжать.
D %D0%8A\Dl*i0\D043E * + 0
С? D fil^//Cv,Users/erüo/D*sktop/hot%20pouioesAecrw%2ChtoT-noTevho/icpocc*20cepAue.ht
Q] .. U О 0 :
Через 6 ПОЛЫЙ ЧЕТЫРЕХКАМЕРНЫЙ ОРГАН сердце Войти | наме« |
9
Г. 14- 4 = 1« □□□ и
□
К HDD 5 а
и р □ о
О в ь □ Р т а
Проверьте |
Рис.6. Создание кроссворда по программе «Hot Potatoes»
Задания получаются очень эффективны, в тексты можно включать видеоматериалы и аудиозаписи, что делает занятие наглядным и интересным. Применение этой платформы, во-первых, повысит мотивацию студентов к изучению языка. Во-вторых, использование интерактивных тестов позволит преподавателю индивидуализировать работу со студентами. Каждый получит возможность заниматься в собственном темпе, не оглядываясь на остальную группу, и преподавателю будет легче контролировать студентов, находящихся на разных этапах занятия. [2]
Таким образом, программы «Wordwall», «Hot Potatoes» являются компонентами ИКТ, незаменимыми инструментами для современного педагога, стремящегося идти в ногу со временем и использовать передовые технологии для достижения лучших образовательных результатов. Их можно и нужно использовать на занятиях русского языка и других языковых дисциплин, так как они способствуют улучшению показателей знаний студентов, повышают мотивацию, а также оптимизируют процесс обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. https://www.polymedia.ru/o-kompanii/stati/interaktivnye-tekhnologii-v-obrazovanii/
2. https://kito.bspu.by/admin-
panel/vendor/kcfinder/upload/files/Lab Est/kross/%D0%98%D0%BD%D1 %81%D1%82%D1 %80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F.pdf