СПОСОБЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АСПЕКТОВ НЕМЕЦКОЙ ГРАММАТИКИ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
К. Е. Шаранов
Аннотация. В статье рассмотрены возможности использования современных информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания грамматического аспекта иностранного языка. Представлены лингвометодические возможности применения компьютерных средств обучения при овладении грамматическим аспектом иностранного языка; описана классификация существующих учебных электронных изданий по немецкому языку.
Ключевые слова: ИКТ, грамматика, дифференцированный подход, индивидуализация обучения, учебная автономия.
Summary. The subject of this article is the means of computer-assisted teaching and learning of German grammar. We introduce the methodological possibilities of application of information and communication technology in language teaching and present our system-atization of modern educational electronic issues in German grammar.
Keywords: ICT, grammar, individual approach, learner autonomy.
108
о
Кн
оммуникативный подход в обучении иностранному языку отводит работе над грамматическим аспектом языка, как известно, далеко не самую главную роль. При преимущественно фронтальном виде деятельности времени для практического применения полученных знаний каждым обучающимся остается не так много. Вместе с тем успешное формирование грамматической компетенции требует построения обучения по индивидуальной траектории, с учетом мотивации каждого обучающегося, стиля его работы, его психологического типа, достигнутых им успехов при работе над грамматикой и возникающих у него проблем.
В последнее время научные исследования и публикации, рассматривающие опыт работы учителей и методистов, свидетельствуют о том, что эффективность обучения грамматике иностранного языка может быть существенно повышена за счет внедрения новых педагогических технологий, в частности, использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Использование ИКТ, на наш взгляд, может быть эффективно на всех четырех основных этапах работы над грамматическим материалом, выделяемых Н. И. Гез, М. В. Ляховицким и А. А. Ми-ролюбовым [1]. На этапе введения нового грамматического материала ИКТ об-
Преподаватель XX
2 / 2012
ладают широким инструментарием презентации грамматических явлений и создания ориентировочной основы для последующего формирования навыка. ИКТ способны обеспечить наглядность представления изучаемого грамматического материала. Проблемы ограниченности языковой среды и дефицита речевой практики на этапе формирования речевых грамматических навыков путем их автоматизации в речи могут быть успешно преодолены с помощью компьютерных обучающих программ интерактивного взаимодействия с аутентичным языковым материалом. Т. В. Кара-мышева выделяет следующие возможности применения ИКТ при овладении грамматическим аспектом языка, которые мы считаем релевантными для третьего этапа - этапа включения грамматических навыков в разные виды речи:
• формирование рецептивных грамматических навыков чтения и аудирования;
• формирование продуктивных грамматических навыков преимущественно письменной речи;
• контроль уровня сформирован-ности грамматических навыков на основе тестовых программ;
• оказание справочно-информа-ционной поддержки путем использования автоматизированных справочников по грамматике, систем обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях и др. [2, с. 78].
На этапе развития речевых умений при работе над грамматикой применение ИКТ возможно в качестве инструмента межличностного опосредованного общения в таких формах, как устная контактная коммуникация (телеконференции, видеозвонки) и письменная дистантная коммуникация (электрон-
ная почта), индивидуальное общение (личная переписка) и групповое (форум). Для эффективной работы над грамматическим материалом на данном этапе необходимо привлечение преподавателя (при занятии в классе) или тьютора при занятии в форме смешанного или дистанционного обучения.
Кроме того, А. В. Зубов выделяет такое достоинства ИКТ при работе по усвоению грамматической системы иностранного языка, как немедленная сильная обратная связь с каждым учащимся, обеспечивающая возможность реализации индивидуального подхода [3, с. 63].
Существует множество точек зрения на терминологию видов упражнений по грамматике, среди которых преобладает подразделение на языковые (доречевые, подготовительные, тренировочные, некоммуникативные); условно-речевые (условно-коммуникативные) и подлинно речевые (подлинно коммуникативные). В электронных изданиях по грамматике реализуются практически все основные типы языковых и условно-речевых упражнений (по классификации Н. Д. Галь-сковой): упражнения в узнавании и диф- 109 ференциации грамматического явления; упражнения в субституции; упражнения в трансформации; вопросоответные упражнения, репродуктивные упражнения и даже переводные упражнения [4, с. 318]. При работе над подлинно речевыми упражнениями ИКТ пока что способны выступать лишь в функции инструмента передачи продуктов письменной и устной речи обучающихся при работе с преподавателем или тьютором.
Для иллюстрации возможностей применения ИКТ в преподавании грамматики нами был осуществлен анализ современных обучающих программных средств по немецкому языку. Вслед за
110
С. В. Титовой, в связи с наличием в настоящий момент большого количества терминов считаем целесообразным для обозначения электронных изданий учебного характера применять термин государственного стандарта ГОСТ 7.83-2001 - «учебное электронное издание (УЭИ)» [5, с. 94]. Мы рассмотрели возможности представления грамматического материала в данных УЭИ, пути представления грамматического материала (в рамках индуктивного или дедуктивного метода) и виды упражнений по грамматике в современных компьютерных программах. Совершенный обзор позволил нам разделить их на следующие категории по адресату и по назначению.
Ресурсы для преподавателей 1. Программы для преподавателей, предназначенные для разработки грамматических упражнений
В эту категорию мы отнесли программы, предоставляющие преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования. Например, с помощью бесплатной программы «Hot Potatoes» можно создать 10 типов упражнений с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации. Упражнения создаются с помощью 5 блоков программы (каждый блок может рассматриваться как самостоятельная программа). Рассмотрим из них только те, которые могут оказаться полезными при разработке упражнений для формирования грамматического навыка:
С помощью блока «Викторина (JQuiz)» могут быть созданы упражнения на основе вопросов и различных вариантов введения ответов: множественный выбор; выбор нескольких правильных ответов; краткий ответ открытого
типа (вводится с помощью клавиатуры); «смешанный» вариант ответа: после неоднократного ввода неверного ответа задание с кратким ответом трансформируется в задание множественного выбора. Упражнения, разработанные с помощью этого блока программы, универсальны: их можно использовать для тренировки практически любых морфологических навыков, от артиклей до употребления модальных глаголов.
В заданиях, разработанных при помощи блока «Заполнение пропусков (JCloze)», учащимся предстоит заполнить пропуски в тексте. Текст, в котором будут сделаны пропуски, вводится с помощью клавиатуры или копируется из любого документа. Упражнения, разработанные с помощью этого блока программы, прекрасно подходят для отработки синтаксических и морфологических навыков, таких как, например, спряжение глаголов с изменяющейся корневой гласной, образование форм имперфекта и перфекта, образование множественного числа существительных с добавлением умлаута и без, образование сравнительной и превосходной степени имен прилагательных, склонение местоимений и др.
Блок «Установление соответствий (JMatch)» позволяет создавать задания на восстановление последовательности элементов. В данном блоке программы можно составлять упражнения для работы над отделяемыми приставками, модальными глаголами, временными формами глаголов, использованием вспомогательных глаголов "haben" или "sein", управлением глаголов и выбором падежа и др.
Материалом для упражнений, создаваемых в блоке «Восстановление последовательности (JMix)», могут служить слова и предложения. Упражне-
Преподаватель |_
2 / 2012
ния этого блока программы подходят для работы над таким грамматическим материалом, как порядок слов в вопросительном и повествовательном предложении, придаточные предложения, отделяемые и неотделяемые приставки, временная форма глагола и др.
Блок «Кроссворд (JCross)» позволяет без труда составлять интерактивные кроссворды. Применительно к грамматике это может быть кроссворд, ответами к вопросам которого служат личные формы изменяемых частей речи (спряжение глаголов с изменением корневой гласной, формы прошедшего времени, формы множественного числа существительных и др.). С другой стороны, можно составить кроссворд, закрепляющий знание грамматических правил.
Представляется, что упражнения, составленные в данной программе, могут использоваться в качестве домашнего задания для отработки определенного навыка и подготовки к контрольной работе, на занятии, на этапе экспозиции определенного грамматического явления, когда может потребоваться помощь преподавателя, а также как форма контроля.
Все более популярными становятся сегодня также и программы, являющиеся приложением к традиционному, печатному учебнику и предназначенные для преподавателя. Например, электронный продукт "Übungsblätter per Mausklick" немецкого издательства "Hueber" является стандартным электронным приложением к печатным учебно-методическим комплексам (УМК) "Planet", "Tangram aktuell", "Themen aktuell", "Lagune" и др. Оно предназначено для преподавателей и представляет собой программу, позволяющую в считанные се-
кунды разработать грамматические упражнения для работы на уроке на лексическом и грамматическом материале соответствующего УМК.
2. Электронные справочные пособия Преподавателям немецкого языка будет интересно электронное пособие "Profile Deutsch" немецкого издательства "Langenscheidt". Эта программа представляет собой попытку авторов из Германии, Австрии и Швейцарии соотнести конкретный языковой материал немецкого языка с уровнями языка, описанными в «Общеевропейских компетенциях». Представляется, что данное методическое справочное издание может послужить полезным инструментом в работе при составлении учебников или курсов по немецкому языку, при отборе грамматического материала, а также при подготовке к занятиям в группе. Ресурсы для обучающихся 1. Учебные электронные издания, сопровождающие печатный УМК
В качестве примера можно рассмотреть учебное электронное издание "Lagune 1 CD-ROM", предназначенное для обучающихся по УМК "Lagune" уровня A1. Оно представляет собой сборник дополнительных упражнений к учебнику, направленных на отработку лексических и грамматических навыков, и кроме того, содержит дополнительные тексты для чтения и аудирования, что важно для отработки рецептивных грамматических навыков. Достоинством таких изданий является немедленная обратная связь. Кроме того, применение рассмотренных УЭИ параллельно с основным УМК позволяет обучающемуся сконцентрироваться на проблемном аспекте в индивидуальном порядке, но на грамматическом и лексическом материале кур-
111
112
са, а также повторить и закрепить пройденный ранее материал.
2. Автономные курсы немецкого языка
Одним из лучших автономных курсов немецкого языка, содержательно не связанных ни с какими печатными УМК, мы считаем УЭИ "Teil Me More" немецкого издательства 'Auralog". При первом запуске программа предлагает выбрать уровень заданий, которые будут предлагаться обучающемуся. Блок упражнения для работы над грамматическим аспектом языка содержит следующие виды заданий: подбор слов; заполнение пробелов; анализ предложений; диктант; работа с текстом и др. Кроме того, издание содержит самостоятельный полноценный грамматический справочник, ссылки на соответствующие разделы которого интегрированы в каждое упражнение по грамматике.
3. Тренинговъе программы для отработки грамматического навыка
Тренинговые программы для отработки грамматических навыков представляют собой программы, нацеленные непосредственно на отработку определенных аспектов грамматики и содержательно не связанные ни с каким УМК. В качестве примера приведем тренинговую программу "Die CD-ROM Grammatik" немецкого издательства "Hueber". Грамматический материал в программе представлен структурно: при запуске программы появляется меню из 10 грамматических тем, соответствующих большей частью определенной части речи. На отработку каждой грамматической темы предлагается порядка десяти интерактивных упражнений. Достоинством данной программы являются прямые ссылки на соответствующую главу грамматического учебника с объяснением конкретного
правила, знание которого необходимо для выполнения упражнения. Если же обучаемый работает с грамматическим справочником, ему будут полезны обратные ссылки, то есть ссылки из каждой главы справочника на соответствующее упражнение. Программа имеет унифицированный, лаконичный и дружественный интерфейс.
4. Электронные словари
При обучении грамматике может быть полезна и такая разновидность УЭИ, как электронные словари. Словари "Lingvo" компании 'Abbyy" интересны с точки зрения преподавания грамматики в том плане, что к каждому слову он содержит карточку со всеми парадигмами слова. Например, карточка «грамматические формы» для глагола "fahren" содержит 28 таблиц со всеми формами этого глагола во всех наклонениях, временах и залогах для первого, второго и третьего лица единственного и множественного числа, а также форму повелительного наклонения и двух причастий. Данные таблицы очень важны на начальном этапе обучения, когда грамматический навык только формируется, поскольку обучающийся всегда имеет возможность проконтролировать себя и тем самым избежать неправильного запоминания формы.
Итак, к основным преимуществам УЭИ перед традиционными изданиями при работе над грамматическим аспектом языка можно отнести следующие их черты.
Для обучающегося:
• возможность организовать свое занятие в соответствии с индивидуальными особенностями (выбор типа упражнений в зависимости от репрезентативной системы и психологического типа личности);
Преподаватель |_
2 / 2012
• интересная и увлекательная форма отработки грамматических навыков;
• доступность релевантных инструкций в зависимости от упражнения;
• возможность узнавать уровень качества выполненного задания сразу же по завершении работы над ним;
• возможность без дополнительных усилий просматривать допущенные ошибки и сравнить их с образ цом;
• возможность без труда повторять упражнение в случае низкого уровня качества его выполнения.
Для преподавателя:
• возможность быстро и без труда составлять и редактировать упражнения с различным уровнем сложности, индивидуально для каждого обучающегося, на определенном лексическом материале, на основе любых текстов;
• возможность контролировать прогресс каждого обучающегося на основе данных программы (при установленной сетевой версии программ).
Таким образом, использование ИКТ в преподавании грамматического аспекта иностранного языка способствует реализации дифференцированного и индивидуального подхода, делает контроль объективным и дружественным по отношению к обучаемому, осуществляет быструю обратную связь при работе над допущенными обучаемым ошибками. Это способствует повышению мотивации при работе обучающихся над грамматическим материалом, а также повышению их учебной автономии, так как УЭИ легче использовать для самостоятельной работы, чем традиционные УМК. ИКТ оказывают значительную поддержку на всех этапах формирования
рецептивных и продуктивных грамматических навыков: от введения грамматического материала, через тренировку грамматических структур, до активизации речевого образца с дальнейшим выходом в устную и письменную речь путем создания условно-коммуникативных и реально-коммуникативных ситуаций общения.
Основным недостатком большинства программ является возможность автоматизированной работы лишь над языковыми и условно-коммуникативными упражнениями. Для работы над коммуникативными упражнениями требуется привлечение преподавателя (при занятии в классе), тьютора либо других участников курса (при смешанной или дистанционной форме обучения).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов и др. - М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.
2. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001. - 192 с.
3. Зубов А. В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Зубов, И. И. Зубова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009 . - 142 с.
4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидак-гика и методика. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
5. Титова С. В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. Пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. - М., 2009. - 240 с. ■