Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДВУЗА'

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ / GAMING TECHNOLOGY / PROFESSIONAL TRAINING / EDUCATIONAL PROCESS AT A MEDICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торубарова И. И., Деряева О. Г., Деряева А. Г.

В статье обсуждается проблема применения игровых компонентов в образовательном процессе медицинского университета. Говорится, что игра предполагает наличие стратегий взаимодействия, мышления, обучения и решения проблем. Особое внимание уделяется тому факту, что игра стимулирует интерактивность и позволяет обучающимся работать в команде и совместно идти к достижению общей цели. Давно известно, что игра является средством обучения профессионально-ориентированному общению на иностранном языке в неязыковом вузе. На занятиях по иностранному языку в ВГМУ игровой компонент, помимо всего прочего, используется для развития и формирования профессионально-значимых личностных характеристик будущих медицинских работников. Однако, опыт преподавателей-клиницистов Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко демонстрирует, что элементы игровых технологий можно с успехом применять в обучении русских и иностранных студентов на практических занятиях по факультетской хирургии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF GAME TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF MEDICAL UNIVERSITY

The article discusses the problem of using game components in the educational process of a medical university. It is said that the game assumes the existence of strategies for interaction, thinking, training and problem solving. Particular attention is paid to the fact that games stimulate interactivity and allow students to work in a team and together go towards the achievement of a common goal. It has long been known that the game is a means of teaching professionally oriented communication in a foreign language in a non-linguistic university. In foreign language classes at the Voronezh State Medical University, the game component, among other things, is used to develop and create professionally significant personal characteristics of future medical workers. However, the experience of the university clinical staff demonstrates that the elements of gaming technology can be successfully used in teaching surgery to Russian and international students in practical classes.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДВУЗА»

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДВУЗА

И.И. Торубарова, старший преподаватель О.Г. Деряева, канд. мед. наук, ассистент А.Г. Деряева, ассистент

Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко (Россия, г. Воронеж)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10831

Аннотация. В статье обсуждается проблема применения игровых компонентов в образовательном процессе медицинского университета. Говорится, что игра предполагает наличие стратегий взаимодействия, мышления, обучения и решения проблем. Особое внимание уделяется тому факту, что игра стимулирует интерактивность и позволяет обучающимся работать в команде и совместно идти к достижению общей цели. Давно известно, что игра является средством обучения профессионально-ориентированному общению на иностранном языке в неязыковом вузе. На занятиях по иностранному языку в ВГМУ игровой компонент, помимо всего прочего, используется для развития и формирования профессионально-значимых личностных характеристик будущих медицинских работников. Однако, опыт преподавателей-клиницистов Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко демонстрирует, что элементы игровых технологий можно с успехом применять в обучении русских и иностранных студентов на практических занятиях по факультетской хирургии.

Ключевые слова: игровые технологии, профессиональная подготовка, образовательный процесс в медицинском вузе.

«Игра, вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра (вид деятельности) сопровождает человечество на протяжении всей его истории...» [1]. Советские психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. рассматривали игру как социально-историческое явление [2-4].

По мнению экспертов, игра предполагает наличие стратегий взаимодействия, мышления, обучения и решения проблем. Часто игра содержит аспект, который позволяет игрокам продуцировать информацию за короткий промежуток времени. Игры учитывают креативность, независимость и мышление высшего порядка. Игры часто включают логическое мышление, общение, кинестетику, визуальную стимуляцию и пространственные отношения, анализ и интерпретацию нового и старого материала, что делает обучение конкретным. Кроме того, практический опыт является неотъемлемой частью критического обучения, удержания и запоминания [5].

Как отмечается в научно-педагогической литературе, игры стимулируют интерактивность и позволяют ученикам работать в команде и совместно идти к достижению общей цели. Эти совместные усилия - больше, чем просто обучение работе с другими. Этот процесс продвигает симбиотические отношения, где они могут учиться друг у друга. Поскольку каждая игра имеет в виду определенную цель обучения, ход каждого игрока по-разному обрабатывает одну и ту же концепцию или навык. Следовательно, то, что студенты не изучают в свою очередь, они «могут понять из чьей-либо очереди» [6].

Игровые технологии давно и активно используются в дошкольном обучении и являются обязательным компонентом образовательного процесса в общеобразовательной школе, но они с таким же успехом находят применение в высших учебных заведениях. В первую очередь, это, конечно, языковое образование. Игра рассматривается как средство обучения профессионально-ориентированному общению на

иностранном языке в неязыковом вузе, как способ интенсификации учебной деятельности, и это особенно актуально в условиях государственных образовательных стандартов третьего поколения [7-10].

Игра широко применяется в вузе для обучения студентов-иностранцев русскому языку. Она не только помогает стимулировать процесс общения, но и приближает ситуацию к естественной, способствует эмоциональной разгрузке, активизирует мыслительную деятельность обучающихся, формирует позитивное отношению к предмету и окружающему миру. Это подтверждают многочисленные публикации в рецензируемых изданиях [11-13].

Однако, в последнее время специалисты все чаще говорят о возможностях использования игровых технологий на практических занятиях в вузе для обучения студентов разных специальностей, а также в системе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации [14-17].

Обсуждение. На занятиях по иностранному языку в ВГМУ игровой компонент, помимо всего прочего, используется для развития и формирования профессионально-значимых личностных характеристик будущих медицинских работников. Авторы представляли результаты своих исследований о развитии эмпатии средствами ИЯ, и игровой компонент играл в этом процессе немаловажную роль [18].

Однако, опыт преподавателей-клиницистов Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко (ВГМУ) показывает, что элементы игровых технологий можно с успехом применять в обучении русских и иностранных студентов на практических занятиях по факультетской хирургии. Приведем лишь некоторые примеры.

«Слабое звено». В основе игровой модели используется выходившая с 2001 года программа на «Первом канале». Правила игры модифицированы и изменены с учетом специфики изучаемой дисциплины, для создания комфортной и продуктивной обстановки на занятиях. Игровая технология применяется на первом занятии во втором семестре для повторения материа-

ла, изученного ранее: симптомов острых хирургических заболеваний. Участниками являются все студенты группы. Игра заканчивается, когда остается один, в крайнем случае, 2 игрока. Студенты по очереди задают друг другу по одному симптому. Так, например, на вопрос «Симптом Сит-ковского» следующий игрок должен ответить: «Усиление болей в правой подвздошной области в положении больного на левом боку»; на вопрос «Симптом Ров-зинга (Rousing)» - «Появление болей в правой подвздошной области при толчкообразных движениях рукой по брюшной стенке в левой подвздошной области (или левом мезогастрии)» и т.д. Если студент-игрок не объясняет симптом, то ход переходит к следующему участнику. Игрок, не назвавший симптом, выбывает. Время для размышления над вопросами ограничено, надо практически сразу описать симптомы. Если кто-то из игроков отвечает на заданный вопрос неверно, он выбывает из игры. Вопрос переходит к следующему игроку. В финале двоим оставшимся игрокам предстоит по очереди задавать вопросы друг другу, пока один из игроков не даст неверный ответ при правильном ответе соперника.

«Угадай кто? Угадай что?». Для этой игры необходимо заранее приготовить стикеры с готовыми надписями. Они могут означать орган или органокомплекс, заболевание или симптом, которые изучают по данной теме. Каждому участнику крепится на халат, бейджик с заготовленной надписью. Главное - сделать это аккуратно, чтобы играющий не знал, что там написано, он должен это отгадать. Когда все присутствующие увидят, что написано на бейдже других, можно начинать играть. Чтобы отгадать задание, игрок задает вопросы, например, «Я орган?», «Я выполняю какую-либо функцию?», «Я метод диагностики?» и т.д. а все остальные отвечают на них. Ответы могут быть только «Да», «Нет», «Возможно», «Может быть». Игра продолжается до тех пор, пока участник не отгадает кто он.

«Испорченный телефон». Эта игра помогает развивать навыки описания клинического случая по теме нового занятия или

повторить описания клинических случаев, изученных ранее. Очень полезно применять ее для подготовки студентов перед курацией пациентов: данная деятельность помогает студентам выявить информацию, на которую необходимо обращать внимание во время опроса пациента, а также вспомнить пройденные клинические картины, дифференциальные диагнозы. Все студенты, кроме одного, выходят из учебной аудитории, преподаватель зачитывает оставшемуся «игроку» описание случая, затем заходят все студенты и начинают по очереди шепотом передавать друг другу услышанную информацию. Последний студент должен поставить диагноз и назначить лечение. Это игра развивает внимание, мышление, дает возможность активизировать в речи усвоенный терминологический аппарат, например, можно заменить описание симптома его названием, а также помогает выделить базовой информации по конкретному заболеванию/случаю.

Очевидно, для того, чтобы применение игровых технологий или их элементов имело положительный эффект, необходимо соблюдать определенные правила:

- Игра должна иметь четкую цель обучения. Должно быть ясно, что студенты изучают и практикуют в действиях и процедурах игры.

- Преподаватель должен четко продумывать роли/действия каждого студента.

- Все необходимые правила и процедуры должны быть изложены четко и понятно.

Библиографический список

1. Игра (вид деятельности). — Большая советская энциклопедия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article050435.html (дата обращения 08.05.2020)

2. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6.

3. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры, в его кн.: Проблемы развития психики. - М., 1959.

4. Эльконин Д.Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. - М., 1957.

5. Talak-Kiryk, A., Using Games in a Foreign Language Classroom. (2010). MA TESOL Collection. P. 484.

6. El-Shamy, S. Training Games: Everything You Need to Know About Using Games to Reinforce Learning. Virginia: Stylus, 2001.

7. Стеблецова А.О., Торубарова И.И. Иностранный язык в медицинском вузе в свете государственных образовательных стандартов третьего поколения: проблемы и перспек-

- Необходимо полно и последовательно выполнять все запланированные этапы игры.

- Тщательная подготовка преподавателя - условие первостепенной важности! Необходимо быть готовым решить непредвиденные проблемы, принять взвешенные и продуманные решения.

- Создание в ходе игры комфортной, безопасной среды для обучающихся - залог успеха.

Вывод. Таким образом, игры, представляя собой интерактивные методы обучения, позволяют учащимся раскрыть в той или иной мере свою истинную личность, наладить отношения с окружающими и отработать различные навыки. Они дают возможность посреднику (в нашем случае преподавателю) оценить учебную ситуацию. Становится очевидным, какие аспекты образовательного процесса требуют более пристального внимания, а какие концепции не могут быть выполнено адекватно. Кроме того, по мере вовлечения в игру, укрепляется командный дух, согласованность, коммуникативные навыки и умения обучающихся. Все это благоприятно сказывается на формировании и развитии навыков, умений и компетенций, необходимых студентам-медикам для будущей успешной деятельности в узкоспециальной сфере профессиональных интересов, а также для широкого общения в повседневной жизни.

тивы // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2012. - №2. - С. 206-208.

8. Повалюхина Д.А., Махинова О.В., Махинов Я.А. Некоторые тенденции обучения иностранному языку на современном этапе // Вопросы педагогики. - 2019. - № 12-2. -С. 278-280.

9. Мешенева Ю. И. Игровые технологии как средства обучения профессиональному иноязычному общению студентов неязыковых вузов // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 21. - ART 14763. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14763.htm.

10. Егорцева Н.А., Сидоркина Н.В. Значение ролевых игр в обучении английскому языку / АНИ: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. № 1 (14). - С. 49-52.

11. Батраева О.М., Бимурзина И.В. Интенсивные методы и технологии в преподавании РКИ / О.М. Батраева, И.В. Бимурзина // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). - Т. II. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 62-64.

12. Чернышенко Ольга Васильевна Игровые технологии как лингводидактическое средство при обучении русскому языку как иностранному // КПЖ. - 2016. - №6 (119). -С. 135-139.

13. Федорова М.А., Чурилова И.Н. Игровые методы как средство оптимизации образовательного процесса при обучении РКИ во взрослой аудитории // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. - 2017. - №6. -С. 110-114.

14. Якимович И.Г. Возможности использования игровых интерактивных технологий на практических занятиях в вузе // Вестник БГУ. - 2016. - №1 (27). - С. 381-383.

15. Багатырова М.Н. Возможности игровых методов в обучении студентов // МНКО. -2016. - №1 (56). - С. 187-188.

16. Черноталова К.Л. Практика разработки и внедрения игровых технологий при изучении дисциплины "Инженерная и компьютерная графика" в техническом вузе // Концепт. -2018. - №8. - С. 562-571.

17. Андриенко О.А. О необходимости применения игровых технологий обучения // Балканско-научно обозрение. - 2019. - №2 (4). - С. 5-8.

18. Stebletsova A.O., Torubarova I.I. Empathy Development Through ESP: a Pilot Study // Journal of Educational, Cultural and Psychological Studies. - 2017. - № 16. - P. 237-249.

USE OF GAME TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF MEDICAL

UNIVERSITY

I.I. Torubarova, Senior Lecturer

O.G. Deryaeva, Candidate of Sciences in Medicine, Assistant A.G. Deryaeva, Assistant

Voronezh N.N. Burdenko State Medical University (Russia, Voronezh)

Abstract. The article discusses the problem of using game components in the educational process of a medical university. It is said that the game assumes the existence of strategies for interaction, thinking, training and problem solving. Particular attention is paid to the fact that games stimulate interactivity and allow students to work in a team and together go towards the achievement of a common goal. It has long been known that the game is a means of teaching professionally oriented communication in a foreign language in a non-linguistic university. In foreign language classes at the Voronezh State Medical University, the game component, among other things, is used to develop and create professionally significant personal characteristics of future medical workers. However, the experience of the university clinical staff demonstrates that the elements of gaming technology can be successfully used in teaching surgery to Russian and international students in practical classes.

Keywords: gaming technology, professional training, educational process at a medical university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.