Научная статья на тему 'Применение и перспективы развития российских геоинформационных систем'

Применение и перспективы развития российских геоинформационных систем Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2677
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Елистратова А.А., Коршакевич И.С.

Рассматривается основная информация о геоинформационных системах, развитии ГИС в России, областях их применения и перспективах развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Елистратова А.А., Коршакевич И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение и перспективы развития российских геоинформационных систем»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Информационные технологии

УДК 004.03

А. А. Елистратова, И. С. Коршакевич Научный руководитель - Д. В. Тихоненко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРИМЕНЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Рассматривается основная информация о геоинформационных системах, развитии ГИС в России, областях их применения и перспективах развития.

Геоинформационная система (ГИС) - система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информацией о необходимых объектах. ГИС использует современные средства хранения информации, обеспечивает регламентированный доступ, редактирование и ввод новых данных.

В настоящее время в России ГИС работают в ряде городов, при этом используется, как импортное, так и отечественное программное обеспечение. Российские геоинформационные системы получают все большее распространение не только в радиционных областях применения, таких как управление природными ресурсами, сельское хозяйство, экология, кадастры, городское планирование, но также и в коммерческих структурах, таких как телекоммуникационные системы и системы розничной торговли. В качестве систем поддержки принятия решений ГИС помогают улучшить обслуживание клиентов, сохранять высокий уровень конкурентоспособности, повышать прибыльность как коммерческим организациям, чья деятельность зависит от пространственной информации, так и тем, которым анализ геоинформации дает заметные преимущества. ГИС являются эффективным инструментом для выбора мест и определения зон торговли, размещения наружной рекламы и производственных объектов, диспетчеризации и маршрутизации средств доставки, а также информатизации риэлторской деятельности [1].

Широкое распространение получили геологическое и коммерческое направления развития ГИС:

- Геологическое. Общие принципы построения ГИС, и создание конкретных проектов ориентированы на геологическую практику, на создание удобной среды геологических исследований

- Коммерческое. Сегодня коммерческое ГИС-обеспечение составляет заметную и очень динамичную часть российского рынка программного обеспечения. По оценке консорциума компаний Data+ и Esri CIS, в 2012 г. рынок геоинформационных технологий в России вырос на 20 % до 1,5 млрд долл. [2].

Среди коммерческих ГИС наиболее распространены такие геоинформационные системы как: Яндекс карты, Дубль ГИС, ЯрМап. Также наблюдается тенденция к созданию независимой карты, на которую потребитель смог бы наносить собственные (только ему необходимые) данные.

ГИС в настоящее время широко применяются во всем мире и России во многих областях знаний и промышленности. Для решения большинства задач

решаемых в этой области знаний необходимо создание единого информационного пространства, включающего в себя графические (пространственные) и описательные (атрибутивные) компоненты. Атрибутами графических объектов (аппаратов, трубопроводов, цехов и т. п.) могут выступать не только их характеристики, но и их детальные чертежи, схемы и т. п. Задачи анализа эффективности эксплуатации производств, планирования развития требуют учета очень многих характеристик окружающей среды, а также знания социально-демографической, промышленной, градостроительной, экономической ситуации района их размещения. Для их решения необходимо использование информационной базы данных, картографическое представление данных и изучение методов: геоинформатики, пространственно-временных связей явлений, процессов, действий субъектов рынка. Эти задачи также целесообразно решать с использованием подходов ГИС-технологий.

ГИС-технологии хорошо удовлетворяют потребно -сти многих секторов рынка, в том числе и в области инженерных сетей. Они активно используются уже длительное время, но в первую очередь в системах сбора данных о состоянии сетевых объектов, где рассматривались не только сети сами по себе, но их взаимодействие с окружающей средой.

По сравнению с прошлым годом наблюдаются сдвиги в области создания российской инфраструктуры пространственных данных, которая представляет собой территориально распределенную систему сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных от различных ведомств, начиная с федерального и регионального уровней и кончая районным и муниципальным уровнями. Применение ГИС позволяет на качественно новом уровне обеспечить информационной базой практически все службы и на этой основе обеспечить решение технических, технологических, экономических и целого ряда других задач.

За 2012 год рынок геоинформационных систем вырос на 20 %, а его общий объем в денежном выражении составил 1,5 млрд долл. 15 % этого объема пришлось на разработку, внедрение и сопровождение геоинформационных систем, 40 % составила доля сектора спутниковой навигации, 25 % ушло на сбор, обработку и генерирование пространственных данных.

Подводя итоги можно сказать, что геоинформационные технологии постепенно завоевывают Российский рынок. Создание земельного кадастра позволит

Секция «Информационно-экономические системы»

на основе его карт строить другие, предметно ориентированные, карты и дополнять их соответствующим атрибутивным наполнением. К факторам роста следует отнести максимальное упрощение пользовательского интерфейса профессиональных ГИС-решений, благодаря которому, произошло расширение круга людей, применяющих это программное обеспечение в повседневной работе. В числе обстоятельств мешающих развитию ГИС находится недостаточная финансовая и законодательная поддержка со стороны государства, ввиду высокой дороговизны ГИС проектов. Проблема безопасности является еще одной проблемой для развития рынка ГИС [3]. Это объясняется тем, что детальные данные о рельефе с разрешением до метра являются секретной информацией. В прошлом году был отменен запрет на все виды аэро- и космической фотосъемки территории РФ, а также сняты ограничения на составление и использование подробных карт. Сейчас Росреестр работает над проектом покрытия

всей территории России крупномасштабной спутниковой картой с метровым разрешением [4].

Библиографические ссылки

1. Географическая информационная система // Глоссарий.ru. URL: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RDluot(uwsg.outt:l!xoxyls:

2. Яремчук Л. Государственные ориентиры // Открытые системы. URL: http://www.osp.ru/news/ articles/2013/03/13033529/

3. Гореткина Е. Что двигает и тормозит российский рынок ГИС // Pcweek.ru. URL: http://www.pcweek.ru/business/article/detail.php?ID=146 319.

4. Перспективы развития ГИС в России. URL: http://www.gaps.tstu.ru/win-1251/lab/gis/perspekt.html.

© Елистратова А. А., Коршакевич И. С., 2013

УДК 004.9

А. В. Ермолик Научный руководитель - А. П. Багаева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОЗДАНИЕ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА

Рассматриваются описание этапов создания интернет магазина, а так же его преимущества, недостатки и основная классификация.

Интернет-магазин - сайт, торгующий товарами в интернете. Позволяет пользователям сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа в сети Интернет.

Существует классификация электронных магазинов по модели бизнеса: чисто онлайновый магазин. По отношению к поставщикам: имеют собственный склад (наличие реальных товарных запасов) и работают по договорам с поставщиками (отсутствие значительных собственных запасов).

Классификация по товарному ассортименту - книги, аудио, видеокассеты, CD, DVD, компьютерная, бытовая техника, мобильные телефоны.

Среди методов розничной продажи товаров в Сети можно выделить: интернет-магазины (автоматические магазины), web-витрины, а также торговые автоматы. «Интервью, аналитика, статистика».

Интернет-магазин имеет ряд преимуществ: экономия времени, неограниченный ассортимент и информативность, а так же позволяет экономить средства.

Что касается недостатков: нельзя «пощупать» товар (нельзя узнать больше, чем написано. Пример: мебель, одежда), проблемы гарантии, зачастую долгая доставка (до 6 недель), а также огромное количество подделок.

Если вы не желаете быть покупателем в электронном магазине, то возможно, вы хотите стать его владельцем. Для этого необходимо знать примерную стоимость его создания.

Создание собственного интернет магазина с администраторскими и пользовательскими интерфейсами к базе данных и другими «возможностями» будет стоить от 700 евро, а в большинстве других компаний-разработчиков стоимость такого продукта начинается от 2000-2500 евро. Во всех случаях цены приведены для решений начального уровня, т. е. для интернет-магазинов с минимумом необходимых функций, требующихся большинству начинающих розничных продавцов. Если же компания ориентирована на серьезную Интернет-коммерцию и планирует реализовать в магазине широкие возможности по оплате и автоматизации процессов, то стоимость разработки и обслуживания такого решения может составить десятки тысяч долларов. Стоит отметить, что подобные решения применяются не часто. Заказывая разработку ннтернет-магазина, в каких-либо студиях, необходимо учесть стоимость размещения (хостинга) будущего сайта. В зависимости от выбранной технологии и программной платформы провайдеры предлагают тарифные планы от 20 до 50 долл. в месяц. Это означает, что вам нужно определиться какой именно интернет магазин вы хотите открыть, малый, покрупнее, либо огромный интернет магазин с широкими возможностями по оплате и автоматизации процессов. Учитывайте материальную возможность, и количество вашего времени.

Как только вы узнали стоимость его создания, необходимо знать основные этапы создания интернет-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.