Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ГОЛОГРАФИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ПРИМЕНЕНИЕ ГОЛОГРАФИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
70
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ГОЛОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГОЛОГРАФИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рапопорт Леонид Аронович, Маркова Анастасия Сергеевна

В статье рассматривается возможность применения голографического подхода в отношении комплексного анализа сферы физической культуры и спорта. В методологии исследований управления отраслью физической культуры и спорта до настоящего времени не был использован голографический подход. В ходе исследования были использованы теоретические методы, такие как теоретический анализ, синтез полученных данных, а также эмпирические методы - изучение научной и методической литературы, иных источников, нормативно-правовых документов по теме исследования. Для совершенствования теории управления в сфере физической культуры и спорта на различных уровнях возможно предположить в качестве подхода к анализу сущности множественность ракурсов рассмотрения данной социальной сферы. Именно совпадение множества усилий с целью комплексного рассмотрения создаст новые перспективы развития отрасли. В данном случае наблюдаются общие признаки голографического подхода как такового, а именно: необходимость рассмотрения множественности ракурсов объекта, совпадение векторов в одном месте за счет равновесия единства динамик данных векторов, наличие тесных взаимосвязей между векторами, признак «все в каждой части». Авторами было проанализировано развитие голографического подхода в науке и выявлено отсутствие его применения в отношении сферы физической культуры и спорта. Также была определена перспективность применения голографического подхода как комплексного и затрагивающего интересы и потребности всех субъектов отрасли в исследованиях сферы физической культуры и спорта на основе выделенных проекций - государственной, коммерческой, общественной и субъектно-ориентированной. Данное исследование позволяет высказать предположение о высоком уровне перспективности применения голографического подхода по отношению к комплексному анализу сферы физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE HOLOGRAPHIC APPROACH IN THE MANAGEMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The article considers the possibility of applying the holographic approach to a comprehensive analysis of the sphere of physical culture and sports. So far, the holographic approach has not been used in the methodology of research on the management of physical culture and sports industry. During the study, theoretical methods were used, such as theoretical analysis, synthesis of the data obtained, as well as empirical methods - the study of scientific and methodological literature, other sources, regulatory document on the research topic. To improve the theory of management in the field of physical culture and sports at various levels, it is possible to assume, as an approach to the analysis of the essence, the plurality of angels for considering this social sphere. It is the coincidence of many efforts with the aim of the comprehensive review that will create new prospects for the development of the industry. In this case, there are common fea-tures of the holographic approach such as the need to consider the plurality of object angels, the coincidence of vectors in one place due to the equilibrium of the unity of the dynamics of these vectors, the presence of close relationships between the vectors, the sign “everything in every part”. The authors analyzed the development of the holographic approach in science and revealed the lack of its application in relation to the sphere of physical culture and sports. Also, the prospects of using the holographic approach, as an integrated one that affects the interests and needs of all industry subjects, in the field of physical culture and sports research based on the selected projections - state, commercial, public, and subject-oriented were determined. This study allows us to suggest a high level of prospects for the use of the holographic ap-proach in relation to a comprehensive analysis of the sphere of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ГОЛОГРАФИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

УДК 796.06 ББКЧ54

ГРНТИ 14.07.01

Код ВАК 5.8.1; 5.8.4

Рапопорт Леонид Аронович,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления в сфере физической культуры и спорта, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; министр физической культуры и спорта Свердловской области; 620078, Россия, г. Екатеринбург, ул. Коминтерна, 1; e-mail: rla66@mail.ru

Маркова Анастасия Сергеевна,

аспирант кафедры управления в сфере физической культуры и спорта, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620078, Россия, г. Екатеринбург, ул. Коминтерна, 1; e-mail: marqoowa@gmail.com

ПРИМЕНЕНИЕ ГОЛОГРАФИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: физическая культура; спорт; голографический подход; голография; государственное управление

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается возможность применения голографического подхода в отношении комплексного анализа сферы физической культуры и спорта. В методологии исследований управления отраслью физической культуры и спорта до настоящего времени не был использован голографический подход.

В ходе исследования были использованы теоретические методы, такие как теоретический анализ, синтез полученных данных, а также эмпирические методы - изучение научной и методической литературы, иных источников, нормативно-правовых документов по теме исследования. Для совершенствования теории управления в сфере физической культуры и спорта на различных уровнях возможно предположить в качестве подхода к анализу сущности множественность ракурсов рассмотрения данной социальной сферы. Именно совпадение множества усилий с целью комплексного рассмотрения создаст новые перспективы развития отрасли. В данном случае наблюдаются общие признаки голографического подхода как такового, а именно: необходимость рассмотрения множественности ракурсов объекта, совпадение векторов в одном месте за счет равновесия единства динамик данных векторов, наличие тесных взаимосвязей между векторами, признак «все в каждой части».

Авторами было проанализировано развитие голографического подхода в науке и выявлено отсутствие его применения в отношении сферы физической культуры и спорта. Также была определена перспективность применения голографического подхода как комплексного и затрагивающего интересы и потребности всех субъектов отрасли в исследованиях сферы физической культуры и спорта на основе выделенных проекций - государственной, коммерческой, общественной и субъектно-ориентированной. Данное исследование позволяет высказать предположение о высоком уровне перспективности применения голографического подхода по отношению к комплексному анализу сферы физической культуры и спорта.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Рапопорт, Л. А. Применение голографического подхода в системе управления сферой физической культуры и спорта / Л. А. Рапопорт, А. С. Маркова. - Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2022. - № 3. - С. 135-140.

Rapoport Leonid Aronovich,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Physical Culture and Sports Management, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Minister of Physical Culture and Sports of the Sverdlovsk Region, Ekaterinburg, Russia

Markova Anastasia Sergeevna,

Postgraduate Student of Department of Physical Culture and Sports Management, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia

APPLICATION OF THE HOLOGRAPHIC APPROACH

IN THE MANAGEMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

KEYWORDS: Physical Culture; sport; holographic approach; holography; public administration

АBSTRACT. The article considers the possibility of applying the holographic approach to a comprehensive analysis of the sphere of physical culture and sports. So far, the holographic approach has not been used in the methodology of research on the management of physical culture and sports industry. During the study, theoretical methods were used, such as theoretical analysis, synthesis of the data obtained, as well as empirical methods - the study of scientific and methodological literature, other sources, regulatory document on the research topic. To improve the theory of management in the field of physical culture and sports at various levels, it is possible to assume, as an approach to the analysis of the essence, the plurality of angels for considering this social sphere. It is the coincidence of many efforts with the aim of the comprehensive review that will create new prospects for the development of the industry. In this case, there are common features of the holographic approach such as the need to consider the plurality of object angels, the coincidence of vectors in one place due to the equilibrium of the unity of the dynamics of these vectors, the presence of close relationships between the vectors, the sign "everything in every part". The authors analyzed the development of the holographic approach in science and revealed the lack of its application in relation to the

© Рапопорт Л. А., Маркова А. С., 2022

sphere of physical culture and sports. Also, the prospects of using the holographic approach, as an integrated one that affects the interests and needs of all industry subjects, in the field of physical culture and sports research based on the selected projections - state, commercial, public, and subject-oriented were determined. This study allows us to suggest a high level of prospects for the use of the holographic approach in relation to a comprehensive analysis of the sphere of physical culture and sports.

FOR CITATION: Rapoport, L. A., Markova, A. S. (2022). Application of the Holographic Approach in the Management of Physical Culture and Sports. In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 135-140.

Отрасль физической культуры и спорта является одной из составляющих социальной сферы общества в ее широком понятии, касается многочисленных аспектов общественной жизни населения от международных отношений стран до повседневной деятельности каждого отдельного человека. Государством и обществом осознается значительная роль, отведенная физической культуре и спорту в жизни современного человека, находящегося в условиях глобальной информатизации, зачастую ведущей к малоподвижному образу жизни населения.

При этом одним из необходимых аспектов для дальнейшего развития отрасли физической культуры и спорта в современных условиях выступает вопрос эффективного управления на различных уровнях. В данной связи нам представляется актуальным обоснование возможности применения голографического подхода в отношении комплексного анализа сферы физической культуры и спорта как перспектива разработки дальнейших стратегических направлений развития отрасли.

В ходе исследования были использованы теоретические методы, такие как теоретический анализ, синтез полученных данных, а также эмпирические методы - изучение научной и методической литературы, иных источников, нормативно-правовых документов по теме исследования.

В XX веке развитие философской и научной мысли привело некоторых ученых к поиску новых более глубоких методов и инструментов научного познания реальности, ее описания. Само понятие «голография» (др.-греч. (целое) и grapho (писать)),

изначально относящееся к естественным наукам, в своем первичном значении имеет определение метода получения объемного изображения объекта путем регистрации и последующего восстановления волн [10]. Необходимо отметить, что идеи и принципы голографии были впервые сформулированы Денешом Габором в 1948 году.

Дэвид Бом, ученый-физик, разрабатывал голографическую модель Вселенной, полагая, что все индивидуумы взаимосвязаны в силу влияния общих фундаментальных законов, а также говоря о том, что каждый пространственно-временной участок мира содержит в себе весь порядок Вселенной [6]. В дальнейшем теории Бома разви-

вал в отношении нейропсихологии Карл Прибрам, который предположил и доказал, что память распределяется в мозгу по принципу голограммы, назвав свою модель человеческого мозга «голограммой в голограмме» [17].

Важность работы в данном направлении осознавалась и русскими учеными, к примеру Н. Н. Моисеев говорил о «необходимости множественности ракурсов рассмотрения одного и того же явления... для того, чтобы человек имел нужное понимание: ему необходим некий голографиче-ский портрет явления», указывая при этом на то, что возможность предоставления данного портрета дает только наличие различных интерпретаций [13].

В отношении наук гуманитарных понятие голографии впервые было применено Антонио Менегетти в «Отнопсихологиче-ской педагогике». В данном исследовании он вводит понятие «голографическое сознание» и говорит о том, что «каждая ин-дивидуация - совпадение многочисленных векторов в одном месте. Она рождается из порядка, в основе которого заложено равновесие различных динамик. Подобное равновесие создает единство динамики векторов. Векторно-динамическое единство задает образ» [12, с. 65].

В педагогические науки термин «голография» перешел благодаря А. С. Белкину, привнесшему «голографический подход» в качестве инструмента образовательного процесса. Ученый делает акцент в гологра-фическом подходе именно на целостности образа, его объемности, рассматривая его как «процесс многомерного объемного раскрытия содержания изучаемого знания, состояний, сочетающий в себе как минимум три проекции с центронаправленными векторами» [4].

В своих исследованиях А. С. Белкин предлагал для рассмотрения три проекции с центронаправленными векторами:

- витагенная - витагенная информация учащихся, востребованная учителем в процессе обучения для подготовки к изложению нового знания;

- дидактическая - научная информация, идущая от учителя, использующего ви-тагенную информацию учащихся;

- конструирующая - информация, идущая от любого дополнительного источника, например витагенный опыт других,

книги, СМИ, произведения искусства и др. [4].

При этом ученый указывает на высокую важность второго слова в дефиниции «голо-графический подход», так как именно подход, то есть некая система взглядов на образовательный процесс, выступает более объемной категорией, гораздо шире, нежели метод или средства, которые являются составляющими частями подхода. На этот же аспект указывает и Р. М. Ассадулин, характеризуя подход как «мировоззренческую установку, точку зрения, с которой рассматривается объект изучения. это принцип, принятый для себя исследователем» [1].

При этом он видит основную причину интереса исследователей в отношении голографии в возможности «наиболее полно и всесторонне описать явления педагогической действительности», а также наблюдать объекты исследования с разных выгодных для наблюдателей сторон. Р. М. Ассадулин указывает на важную, на наш взгляд, особенность голографического подхода, проявляющуюся в одном из принципов голограммы - «все в каждой части», который позволяет искать новые подходы к «вопросу структурирования образовательных систем и процессов, выбору педагогических приемов презентации детям объектов для восприятия и изучения в различных пространственно-временных дискурсах» [1].

Одним из важнейших вопросов в сфере физической культуры и спорта, который был также сформулирован в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (далее -Стратегия), является «совершенствование модели государственного управления сферой физической культуры и спорта на основе межведомственных и межотраслевых путей организации деятельности»1.

Среди приоритетных задач государственной политики в сфере физической культуры и спорта ставятся акценты:

- на обеспечении доступных условий и равных возможностей для занятий физической культурой и спортом для граждан всех возрастных категорий и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- на формировании системы мотивации различных категорий населения;

- на совершенствовании системы спортивной подготовки детей и молодежи;

- на обеспечении условий для самостоятельного развития профессионального спорта и многих других важных отраслевых

1 Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2020 года № 3081-р // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_з69118 (дата обращения: 15.12.2021).

аспектах.

Стратегия выступает главным стратегическим документом отрасли физической культуры и спорта в стране, реализация которого зависит от деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта - федеральных, региональных, муниципальных, а также общественных объединений и профессиональных спортивных сообществ. Исходя из этого возможно предположить, что для его успешной реализации необходима множественность ракурсов рассмотрения данного явления - сферы физической культуры и спорта. Именно совпадение множества усилий для развития данного явления и создаст перспективы динамики отрасли. В данном случае наблюдаются общие признаки голографического подхода как такового, а именно: необходимость рассмотрения множественности ракурсов сферы (нормативно-правовые, организационные, финансовые, информационные), совпадение векторов в одном месте за счет равновесия единства динамик данных векторов, наличие тесных взаимосвязей между векторами, признак «все в каждой части».

Таким образом нам представляется наиболее актуальным при анализе и разработке путей совершенствования системы государственного управления сферой физической культуры и спорта использование голографического подхода.

Можно утверждать, что современная российская система физической культуры и спорта является многоуровневой и многоаспектной структурой с разделением компетенций на федеральный, региональный и муниципальный уровни, а также включающей в себя организации разнообразных организационно-правовых форм и форм собственности, реализующих свою деятельность в сфере физической культуры и спорта [5].

При этом в методологии исследований управления отраслью физической культуры и спорта до настоящего времени не был применен голографический подход; зачастую в методологию исследований данной направленности входят общие положения диалектики, основные положения теории физической культуры и теории управления сферой, а также в последнее десятилетие получил развитие программно-целевой подход как разновидность системного подхода и, собственно, сам системный подход [5; 9; 18]. Программно-целевой подход раскрывается через воздействие субъекта на объект посредством целевой программы; при этом программно-целевое планирование и управление - это разработка и реализация комплексных целевых программ, четко ориентированных на результат, а сам

подход позволяет выделять главную цель и цели вспомогательные [2]. Также отмечается, что программно-целевой подход в управлении представляет собой одни из важнейших и эффективных методов управления, дающий возможность достигать поставленных целей [5].

Однако в педагогических исследованиях применение многомерного голографиче-ского подхода к анализу явлений в образовании и науках о нем представляется действенной методологической и теоретической позицией исследователя [3; 7; 8]. Вместе с этим исследователи сферы физической культуры и спорта указывают на тот факт, что развитие отрасли физической культуры и спорта следует рассматривать как многофакторный процесс, который обусловлен множеством причин, находящихся во взаимосвязи между элементами системы, и ракурсов рассмотрения [11; 16].

Система управления сферой физической культуры и спорта предполагает использование различных способов получения и обработки информации для дальнейшей оценки, анализа и принятия соответствующих управленческих решений и мониторинга оценок результативности данных решений. Ссылаясь на теорию управления, можно говорить о том, что «информация представляет собой совокупность сведений о состоянии и изменении объекта управления и субъекта управления, а также внешней среды, которая уменьшает степень неопределенности знаний о конкретном объекте» [15]. При этом одним из наиболее важных видов информации в управлении, в особенности государственном, выступает статистическая информация [18, с. 15]. Как правило, именно на основе статистической информации, содержащейся в официальных статистических отчетах и являющейся фактографической информацией, выстраивается анализ деятельности организаций и формируются дальнейшие стратегии развития. Однако при выстраивании векторов развития лишь на основе статистической информации сфера физической культуры и спорта теряет важную социальную составляющую, забывает о педагогической направленности данной отрасли, а также ограничивает многообразие объектов и обратной связи. Представляется необходимым учитывать в качестве обратной связи мнения потребителей услуг в сфере физической культуры и спорта, использовать возможности социологических исследований в совокупности с официальными статистическими данными.

Вместе с тем принцип голографическо-го подхода, который в узком смысле голографии подразумевает наличие в каждой

части общего целого, позволяет намного объемнее и более комплексно рассмотреть систему физической культуры и спорта и в дальнейшем выработать на основе полученных взаимосвязей пути совершенствования управления сферой.

Используя голографический подход в сфере физической культуры и спорта, подразумевающий наличие множества ракурсов рассмотрения исследуемого явления, и выделенные проекции, исследователь может получить возможность наиболее расширенного описания целого явления - отрасли физической культуры и спорта. Важно отметить социальную направленность отрасли физической культуры и спорта, в связи с чем одна из проекций обязательно включает в себя субъектный аспект, тесно связанный с социологическими исследованиями, обратной связью населения.

Нам представляется актуальным и важным в качестве методологической основы для исследования системы управления сферой физической культуры и спорта на региональном уровне обосновать применение голографического подхода.

Интерпретируя положения теории го-лографического подхода А. С. Белкина, можно увидеть признаки указанных проекций с центронаправленными векторами в сфере физической культуры и спорта.

Первая проекция - государственная. В силу своей социальной принадлежности сфера физической культуры и спорта выступает одним из важнейших направлений внутренней политики Российской Федерации, каждого субъекта страны. Государственная политика страны в сфере физической культуры и спорта направлена на формирование и реализацию скоординированной работы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти при расставлении акцентов на межведомственном и межотраслевом взаимодействии, координации деятельности заинтересованных субъектов отрасли физической культуры и спорта, а также смежных социально ориентированных отраслей, при обеспечении нормативно-правового единства и нулевой терпимости к допингу в спорте.

Вторая проекция - коммерческая. Она тесно связана с ролью бизнеса, то есть коммерческих компаний, основной целью которых является получение прибыли, в развитии сферы физической культуры и спорта. Подходы субъектов данной проекции в большей степени выражаются посредством государственно-частного партнерства, развития профессионального спорта, то есть управления профессиональными спортивными клубами и промоутерскими компаниями, а также применения маркетинговых

стратегий, направленных на широкий круг потребителей «спортивных зрелищ».

Третья проекция - общественная. Физическая культура и спорт выступают важной частью социума, данная сфера сочетает собой в человеке духовное и телесное, социальное и биологическое. В силу своей зре-лищности и высочайшего уровня состязательности физическая культура и спорт создают множество социальных институтов, таких как федерации и союзы по видам спорта, спортивные клубы, клубы болельщиков и прочие. Также общественная проекция физической культуры и спорта ярко выражена в соревновательно-эталонной функции - фиксируемые рекорды и достижения приобретают широкое признание, имеют влияние на единение социальных групп.

Четвертая проекция - субъектно-ориентированная. В данной проекции главным акцентом выступает субъектность как характеристика личности на высшем уровне ее развития, то есть сфера физической культуры рассматривается как система становления субъектности каждого отдельно взятого участника отрасли, каждого реципиента физической культуры и спорта. Субъектность как педагогический феномен представляет собой аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности [14], в связи с чем отрасль физической культуры и спорта в рассмотрении через данную проекцию

должна базироваться на личностно-ценностных смыслах восприятия субъектов, выявлении мотивации к занятиям физической культурой и спортом или же препятствий для данных занятий. К данной проекции относятся конкретные субъекты отрасли физической культуры и спорта, а именно: население, занимающееся физической культурой, спортсмены, тренеры, зрители, судьи и иные специалисты.

Резюмируя проведенное исследование, хотелось бы отметить, что нами было проанализировано развитие голографического подхода в науке и выявлено отсутствие его применения в отношении сферы физической культуры и спорта. Была выявлена важность множественности ракурсов при комплексном анализе какого-либо явления, что достигается посредством голографии, и их конвергентность для сферы физической культуры и спорта. Также была определена перспективность применения голографиче-ского подхода как комплексного и затрагивающего интересы и потребности всех субъектов отрасли, в исследованиях сферы физической культуры и спорта на основе выделенных проекций - государственной, коммерческой, общественной и субъектно-ориентированной. Данное исследование позволяет высказать предположение о высоком уровне перспективности применения голографического подхода по отношению к комплексному анализу сферы физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асадуллин, Р. Голографический подход в образовании / Р. Асадуллин // Ватандаш. - 2021. -№ 4. - С. 125-135.

2. Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. - М. : Политиздат, 1981. - 432 с.

3. Бедрина, С. А. Актуализация жизненного опыта учащихся как средство развития познавательного интереса на уроках математики : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бедрина С. А. - Екатеринбург, 2003. -20 с.

4. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Белкин. - М. : Академия, 2000. - 192 с.

5. Близневский, А. Ю. Программно-целевое управление развитием сферы физической культуры и спорта в пространстве Красноярского края : дис. ... д-ра пед. наук / Близневский А. Ю. - Санкт-Петербург, 2015. - 381 с.

6. Бом, Д. Развертывающееся значение. Три дня диалога с Дэвидом Бомом / Д. Бом ; пер. с англ. М. Немцова. - URL: https://vladivostok.com/speakmg_m_tongues/bohm/bohm.htm (дата обращения: 14.01.2022). - Текст : электронный.

7. Буйко, Н. С. Интерпретация педагогического текста как средство развития мышления педагога : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Буйко Н. С. - Тюмень, 2004. - 28 с.

8. Днепров, С. А. Генезис научного педагогического сознания : дис. ... д-ра пед. наук / Дне-пров С. А. - Екатеринбург, 2000. - 460 с.

9. Калдариков, Э. Н. Модель развития физической культуры и спорта в субъекте Российской Федерации на основе прогностических соразмерных целевых индикаторов (на примере Республики Калмыкия) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Калдариков Э. Н. - Волгоград, 2013. - 24 с.

10. Коломийчук, В. Г. Голография / В. Г. Коломийчук. - Текст : электронный // Студенты и физика. -URL: https://sites.google.com/site/studentyogasaifizika/golografia (дата обращения: 13.12.2021).

11. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 2008. - 544 с.

12. Менегетти, А. Онтопсихологическая педагогика / А. Менегетти. - М. : БФ «Онтопсихология», 2017. - 485 с.

13. Моисеев, Н. Н. Как далеко до завтрашнего дня. Свободные размышления. 1917-1993. Воспоминания о Н. Н. Моисееве / Н. Н. Моисеев. - М. : Тайдекс Ко, 2002. - 488 с.

14. Ольховая, Т. А. Субъектно-ориентированные технологии в контексте высшего профессионального образования / Т. А. Ольховская, О. М. Осиянова, В. Л. Темкина // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2019. - № 5. - С. 62-68.

15. Переверзин, И. И. Управление физической культурой и спортом / И. И. Переверзин. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 288 с.

16. Платонов, В. Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов : монография / В. Н. Платонов. - М., 2019. - 657 с.

17. Прибрам, К. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии / К. Прибрам ; пер. с англ. Я. Н. Даниловой и Е. Д. Хомской ; под ред. и с предисловием действительного члена АПН СССР А. Р. Лурия. - М. : Либроком, 2010. - 466 с.

18. Савенкова, Е. А. Оценка эффективности управления физической культурой и спортом в регионах Российской Федерации на основе анализа взаимосвязей между отраслевыми статистическими показателями : дис. ... канд. пед. наук / Савенкова Е. А. - М., 2017. - 204 с.

REFERENCES

1. Asadullin, R. (2021). Golograficheskii podkhod v obrazovanii [Holographic Approach in Education]. In Vatandash. No. 4, pp. 125-135.

2. Afanas'ev, V. G. (1981). Obshchestvo: sistemnost', poznanie i upravlenie [Society: Consistency, Knowledge and Management]. Moscow, Politizdat. 432 p.

3. Bedrina, S. A. (2003). Aktualizatsiya zhiznennogo opyta uchashchikhsya kak sredstvo razvitiya pozna-vatel'no-go interesa na urokakh matematiki [Actualization of Life Experience of Students as a Means of Developing Cognitive Interest in Mathematics Lessons]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg. 20 p.

4. Belkin, A. S. (2000). Osnovy vozrastnoi [Fundamentals of Age Pedagogy]. Moscow, Akademiya. 192 p.

5. Bliznevsky, A. Yu. (2015). Programmno-tselevoe upravlenie razvitiem sfery fizicheskoi kultury i sporta v prostranstve Krasnoyarskogo kraya [Program-Targeted Management of the Development of the Sphere of Physical Culture and Sports in the Space of the Krasnoyarsk Territory]. Dis. ... d-ra ped. nauk. Saint Petersburg. 381 p.

6. Bom, D. Razvertyvayushcheesya znachenie. Tri dnya dialoga s Devidom Bomom [Expandable Value. Three Days of Dialogue with David Bohm] / transl. by M. Nemtsov. URL: https: //vladivostok.com/ speaking_in_ tongues/bohm/bohm.htm (mode of access: 14.01.2022).

7. Buyko, N. S. (2004). Interpretatsiya pedagogicheskogo teksta kak sredstvo razvitiya myshleniya peda-goga [Interpretation of the Pedagogical Text as a Means of Developing the Teacher's Thinking]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tyumen. 28 p.

8. Dneprov, S. A. (2000). Genezis nauchnogo pedagogicheskogo soznaniya [Genesis of Scientific Pedagogical Consciousness]. Dis. ... d-ra ped. nauk. Ekaterinburg. 460 p.

9. Kaldarikov, E. N. (2013). Model' razvitiya fizicheskoi kul'tury i sporta v sub"ekte Rossiiskoi Federatsii na osnove prognosticheskikh sorazmernykh tselevykh indikatorov (na primere Respubliki Kalmykiya) [Model of the Development of Physical Culture and Sports in the Subject of the Russian Federation on the Basis of Prognostic Proportionate Target Indicators (on the Example of the Republic of Kalmykia)]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd. 24 p.

10. Kolomiychuk, V. G. Golografiya [Holography]. In Studenty i fizika. URL: https://sites.google.com/site/ studentyogasaifizika/golografia (mode of access: 13.12.2021).

11. Matveev, L. P. (2008). Teoriya i metodikafizicheskoi kul'tury [Theory and Methods of Physical Culture]. Moscow, Fizkul'tura i sport. 544 p.

12. Menegetti, A. (2017). Ontopsikhologicheskaya pedagogika [Ontopsychological Pedagogy]. Moscow, BF «Ontopsikhologiya». 485 p.

13. Moiseev, N. N. (2002). Kak daleko do zavtrashnego dnya... Svobodnye razmyshleniya. 1917—1993. Vospominaniya o N. N. Moiseeve [How Far to Tomorrow... Free Reflections. 1917-1993. Memories of N. N. Moiseev]. Moscow, Taideks Ko. 488 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Ol'khovaya, T. A., Osiyanova, O. M., Temkina, V. L. (2019). Sub"ektno-orientirovannye tekhnologii v kontekste vysshego professional'nogo obrazovaniya [Subject-Oriented Technologies in the Context of Higher Professional Education]. In Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 5, pp. 62-68.

15. Pereverzin, I. I. (1978). Upravlenie fizicheskoi kul'turoi i sportom [Management of Physical Culture and Sports]. Moscow, Fizkul'tura i sport. 288 p.

16. Platonov, V. N. (2019). Dvigatel'nye kachestva i fizicheskaya podgotovka sportsmenov [Motor Qualities and Physical Training of Athletes]. Moscow. 657 p.

17. Pribram, K. (2010). Yazyki mozga. Eksperimental'nye paradoksy i printsipy neiropsikhologii [Brain Languages. Experimental Paradoxes and Principles of Neuropsychology] / transl. by Ya. N. Danilova and E. D. Khomskaya; ed. by A. R. Luriya. Moscow, Librokom. 466 p.

18. Savenkova, E. A. (2017). Otsenka effektivnosti upravleniya fizicheskoi kul'turoi i sportom v regionakh Rossiiskoi Federatsii na osnove analiza vzaimosvyazei mezhdu otraslevymi statisticheskimi pokazatelyami [Evaluation of the Effectiveness of Physical Culture and Sports Management in the Regions of the Russian Federation Based on the Analysis of the Relationship between Sectoral Statistical Indicators]. Dis. ... kand. ped. nauk. Moscow. 204 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.