Р. К. Стерледев
СИНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В НАУЧНОМ И НЕНАУЧНОМ ЗНАНИИ XX в.
В статье рассматриваются и анализируются три направления формирования синергетического видения человека: модели человека в восточной медицине, фрактальная математика, физическая модель голографической Вселенной. Показываются их философские истоки и взаимосвязь.
In the article three trends of forming of synergetic sight on human nature are considered and analysed: models of man in oriental medicine, fractal geometry, physical model of holographic Universe. Their philosophical sources and interconnection are shown.
Полюса «Восток-Запад» отражают не только географические, но и социально-культурные разнородности и известные несоизмеримости, а также специфическое видение человека, что проявляется, например, в ряде различных практик в медицине, воинских искусствах, процедурах предвидения и т. д. Данную тенденцию можно рассматривать как один из элементов разностороннего процесса формирования нового типа парадигмы видения человека, включающей в себя не только новый тип видения природы человека, но и уточнение, а в чем-то и смену стратегических перспектив и приоритетов в развитии человечества.
Основой, ядром данного процесса выступает формирование нового типа синергетического видения человека, мира и их взаимосвязи. Можно выделить три основных направления, каждое из которых связано с частной проблемой или группой проблем своего типа, но в конечном счете выводит на необходимость построения нового типа синергетической картины мира в целом. Можно рассмотреть различные варианты таких направлений, но мы ограничиваемся тремя, с нашей точки зрения, самыми важными, поскольку они наиболее ярко высвечивают проблемное поле будущих исследований, связанное с изучением диалектики части и целого в новом ракурсе - ракурсе проекции целого на часть.
К данным направлениям можно отнести следующие: специфическое видение человека в восточных теоретических и практических системах, особенно в системах восточной медицины; математические исследования определенной направленности (фрактальность и др.), некоторые типы гипотетических физических теорий (концепция Д. Бома - К. Прибрама). Для всех этих направлений характерна одна общая черта. Все они так или иначе связаны с проблемой специфической взаимосвязи части и целого, причем такой взаи-
© Стерледев Р. К., 2008
мосвязи, которая требует принципиально нового типа их анализа. Рассмотрим это подробнее.
В восточных учениях о человеке имеется очень важный принцип, согласно которому человеческий организм как целое, но дифференцируемое по его отдельным органам проецируется на отдельные части организма: на лицо, на кисть руки, на ухо, на зрачок, на подошву ноги. Есть, например, такая отрасль акупунктуры, как аурикуло-терапия. Д. М. Табеева пишет: «Аурикулотера-пия является одним из методов рефлекторной терапии. Это составная часть корпоральной иг-лорефлексотерапии. Воздействием на определенные проекционные зоны ушной раковины можно вызвать направленные рефлекторные реакции, оказывающие терапевтический эффект при заболевании внутренних органов, нормализующие измененные функции нервной системы, воздействующие на психоэмоциональную сферу» [1].
И еще: «Точки на ушной раковине расположены строго закономерно. Название точек дается в соответствии с их связью или влиянием на определенный внутренний орган или функцию органа. Например, существует точка сердца, печени, точка астмы, точка, регулирующая дыхание, точка, снижающая артериальное давление. Название некоторых точек соответствует названию заболевания внутреннего органа, принятому как в современной, так и в древней китайской медицине: точка гепатита, точка цирроза печени» [2]. Аурикулярная терапия описана в ряде других работ [3]. В этом типе лечения принцип проекции целого как совокупности частей на часть (ухо) проявляется наиболее ярко.
Аналогичный метод - проекция организма как целостной совокупности органов на стопу ноги человека [4]. В этой же книге рассматривается проекция организма на кисти человека. Можно назвать также иной вариант системы лечения, которая строится на том, что вся система органов человека проецируется не только на кисти и стопы человека, но даже на каждый отдельный палец и каждую фалангу пальца. Эта система называется Су-Джок [5]. Существует также иридодиагностика - методика определения диагноза человека по анализу радужной оболочки его глаза. На каждый сегмент радужки проецируется какой-то орган и в зависимости от типа изменений на радужной оболочке можно определить тип заболевшего органа. В литературе описана древняя методика диагностики состояния органов по лицу человека [6].
В западной медицине также имеется теоретическая система, правда, менее развитая, описывающая аналогичный тип взаимосвязи органов человека, например зоны Захарьина-Геда на коже человека. Принцип проекции целого на часть был известен европейскому мышлению издавна, но
Р. К. Стерледев. Синергетическое видение человека в научном и ненаучном знании XX в.
применялся он в специфических, ненаучных видах человеческой деятельности, связанных с прогнозом и анализом человеческих жизненных проблем. Сюда можно отнести, например, хиромантию, построенную на принципе проекции всей жизни человека как целого на его ладонь; астрологию как проекцию небесного зодиака на день рождения конкретного человека. Хиромантия и астрология существовали и на Востоке.
К началу XXI в. в системе глобального здравоохранения сложилось два классических типа медицины - западная и восточная. Оба типа медицины имеют свои успехи и достижения, но на теоретическом уровне они не «стыкуются» между собой, так как построены на принципиально неприемлемых друг для друга основаниях. Можно усмотреть в некотором смысле аналогичную ситуацию в физике XX в., которая строится в своем фундаменте на двух теориях - квантовой механике и теории относительности. Каждая из этих теорий была проверена экспериментально и является правильной, но вместе эти теории несовместимы. Были сделаны множественные попытки их объединения, но они пока не принесли желаемых результатов. И даже гипотеза суперструн, которая в некоторых своих вариантах дает объединение этих теорий, выступает на настоящий момент только как гипотеза. Синергетичес-кий подход к видению человека дает возможность по-новому увидеть структурную и функциональную сложность человека и объединить эти два типа медицинского знания, а значит, и сделать новый шаг на пути построения единой науки о человеке.
Второе направление связано со специфическим типом математических исследований, называемым «теория фракталов». Теория фракталов -область математики, лежащая на стыке нескольких математических направлений, но проявляющаяся наиболее ярко как фрактальная геометрия. Понятие «фрактала», с одной стороны, заняло устойчивое место среди обширного математического инструментария, но с другой стороны, как отмечает Д. А. Морозов, «в настоящее время нет однозначного определения "фрактала"» [7]. Он определяет фрактал как геометрическую фигуру, в которой «один и тот же фрагмент повторяется при каждом уменьшении масштаба» [7].
Некоторые исследователи подчеркивают иные свойства фракталов. Так, например, 3. Сардар и И. Абраме выделяют такие свойства фракталов: «Во-первых, нерегулярна вся их поверхность, во-вторых, они демонстрируют одну и ту же степень нерегулярности во всех масштабах» [8]. Таким образом, многие исследователи отмечают главное: в основе фрактального объекта лежит свойство самоподобия, проявляющееся в том, что
«любая подсистема фрактальной системы равнозначна целой системе» [9]. Классик и один из основоположников теории фракталов Б. Ман-дельброт пишет: «Многие из тех структур, которые когда-то считались чудовищными или патологическими и которые фрактальная геометрия превратила в полезные орудия науки, заслуживают того, чтобы оценивать их как протофрак-талы... Особого интереса заслуживают две категории протофракталов - самоподобные и самоаффинные протофракталы» [10].
Мы видим, таким образом, что современная математика все более поворачивается «лицом» к жизни, то есть переходит от рассмотрения классических и общепринятых математических объектов к нестандартным, «патологическим» математическим объектам, не вписывающимся в понятие научной математической респектабельности, предполагающей исследование таких математических объектов, которые удовлетворяют определенным требованиям математической рациональности, отражающим специфику познания своего времени. И с этой точки зрения эмпирические закономерности восточной медицины, описывающие (но не объясняющие) проекции организма как целого на различные свои части, вполне укладывается во фрактальное видение мира, которое в совокупности с нелинейным видением явлений и некоторыми иными типами подходов пытается создать новый тип исследования человека, мира и их взаимосвязи.
Теория фракталов в наши дни весьма динамично развивается. С. Д. Хайтун, рассматривая варианты развития теории фракталов, отмечает: «В своих первых посвященных фракталам работах Мандельброт определяет фрактал как множество, структура которого повторяется во все меньших масштабах... От Мандельброта убеждение о том, что все фракталы (странные аттракторы) самоподобны, переходит и к другим авторам... Позже Мандельброт отходит от той точки зрения, что все фракталы самоподобны. Правда, сохраняя лицо, он говорит о диагональном самоподобии» [11]. Развивая эту идею, С. Д. Хайтун пишет: «Более точно, на мой взгляд, было бы говорить о системной иерархичности, или иерархической системности, фракталов» [12]. С. Д. Хайтун развивает свой иной подход. Он, в частности, пишет: «Для фракталов, с которыми обычно имеет дело синергетика, самоподобие не является "фракталообразующим" свойством. Их специфика определяется другим - необычной размерностью» [12].
Мы видим, что фрактальная теория пока еще находится в стадии разработки и может быть рассмотрена с различных позиций, в зависимости от того, какой тип методологии мы используем, какие качества фрактального объекта мы бе-
рем за основу и для каких целей мы разрабатываем данный вариант теории. Большая часть исследователей пока сходится в том, что фрактальная математика открывает новый аспект диалектики части и целого, который до последней четверти XX в. не был известен исследователям или воспринимался ими как возможная «патологическая» структура. Эмпирические же закономерности восточной медицины западные мыслители всерьез не рассматривали, объясняя их только как мифологические построения.
Еще одним основанием для формирования синергетической теории, рассматриваемой в аспекте проекции целого на часть, выступает определенный тип физического знания в виде гипотетической теории Д. Бома - К. Прибрама, которая называется «голографической моделью Вселенной». Авторами голографической модели мира являются ученик А. Эйнштейна, один из выдающихся специалистов в области квантовой механики, профессор Лондонского университета Д. Бом и К. Прибрам, видный нейрофизиолог, исследующий деятельность головного мозга. Д. Бом пришел к выводу о том, что мир, человек и их взаимосвязь построены по гологра-фическому признаку. К. Прибрам, в свою очередь, в результате многолетних исследований головного мозга пришел к выводу о том, что глубинные структуры головного мозга действуют в соответствии с принципами голографии.
Голограмма - это интерференционная картина, полученная путем записи и воспроизведения волнового поля. В основе процесса голографии лежит специфический метод записи и восстановления волнового поля, построенный на регистрации интерференционной картины, образованной двумя волнами. Одна волна выступает как отражение предмета, освещенного светом, другая волна является когерентной с ней и идет непосредственно от источника света. Основная идея К. Бома: основные законы физики не могут быть открыты в случае, если мы рассматриваем мир искусственно разделенным на части. Б. Э. Бреннан так описывает принцип го-лографичности мира: «Д. Бом пишет о "единой свернутой организации", которая существует в непроявленном состоянии и на основе которой существует видимая нами реальность. Эту реальность доктор Бом называет "эксплицированным развернутым порядком"... Бом утверждает также, что голография есть отправная точка, трамплин, с помощью которого можно прийти к пониманию свернутого имплицированного и развернутого эксплицированного порядков. Теория голографии утверждает, что каждый фрагмент представляет собой целое. По отдельному фрагменту можно восстановить цельную голограмму» [13].
К. Прибрам также пришел к выводу о том, что мозг работает с ощущениями голографичес-ки, то есть обработка информации, получаемой мозгом, идет таким образом, что в каждом фрагменте мозга создается полная информация о воспринимаемом человеком объекте. Более того, К. Прибрам, как и Д. Бом, экстраполировал этот вывод и на взаимосвязь человека и мира. Д. Бом, К. Прибрам, Б. Э. Бреннан, С. Хокинг и другие указывают на большую эвристическую мощность данной концепции, так как она позволяет объяснить не только явления макро- и микромира, но также и ряд парапсихологических феноменов [14]. Многие исследователи XX в. использовали в этом контексте в своих исследованиях термин «трансцендентное». Так, Б. Э. Бреннан, конкретизируя и развивая учение Д. Бома -К. Прибрама, пишет: «Мозг извлекает гологра-фическую информацию из голографической же картины трансцендентного пространства-време-ни» [15]. Известный биолог Р. Шелдрейк также полагает, что живое регулируется не только известными видами энергии и другими материальными факторами, но и особыми типами полей, не воспринимаемыми человеком. В частности, он пишет о трансцендентной реальности [16].
Гипотезы, подобные голографической модели Вселенной, существовали в физике и ранее. Сюда относится, например, гипотеза «ядерной демократии», или бутстрапа, согласно которой каждая элементарная частица состоит из всех других элементарных частиц или их проекций. Данное предположение выступает как один из вариантов решения широко обсуждавшейся во второй половине XX в. в физике высоких энергий проблемы «состоит из...», касающейся структуры элементарных частиц и взаимосвязей между ними.
В. Гейзенберг еще в 1958 г. высказал идею о том, что мир можно рассматривать не как разделенный на объекты, а как разделенный на группы связей. Данная идея впервые зародилась у него еще в 1943 г. и нашла свою реализацию в виде теории Б-матрицы, которая в дальнейшем была использована для описания сильных взаимодействий. В русле теории Б-матрицы в конце 60-х - начале 70-х гг. Джефри Чу и другими физиками была создана гипотеза бутстрапа. Ф. Капра, анализируя философские аспекты этой гипотезы, пишет: «Взгляд на адроны, характерный для теории бутстрапа, часто передают весьма двусмысленной фразой: "Каждая частица содержит в себе все остальные частицы". Не следует, однако, из этого делать вывод, что каждый адрон действительно содержит внутри себя все остальные адроны - в классическом статическом смысле... каждый адрон является потенциальным связанным состоянием всевозможных наборов
H. В. Уткина. В поисках критерия демаркации научного знания
частиц, в результате взаимодействия которых может образоваться интересующий нас ад-рон» [17].
Подводя итог, можно сказать, что все вышеописанные направления, дающие материал для построения синергетики, базируются на философской идее «все превращается во все, поскольку все содержится во всем», высказанной еще в античности такими философами, как Эмпедокл и Анаксагор. В. Д. Захаров, анализируя формулу Анаксагора «все заключается во всем», пишет: «На современном языке это можно было бы сформулировать так: мир имеет фрактальную структуру» [18].
Необходимо отметить, что все вышеназванные направления исследований относительно нового аспекта взаимосвязи целого и части в научном и ненаучном знании как в XX в., так и на настоящий момент, выступают как гипотетические построения, требующие дальнейшей разработки и поиска принципиально новых идей. Если сравнивать понимание атома в начале XX в. и в конце XX в., то разница будет настолько огромной, что физики начала XX в. вряд ли могли себе ее представить. Вполне возможно, что в случае с синергетическим видением мира история повторится и все вышеописанные гипотетические модели, которые кажутся нам сегодня очень смелыми и революционными, через определенное количество времени будут рассматриваться как первые и очень примитивные шаги в освоении нового типа описания и объяснения человека, мира и их взаимосвязи.
Примечания
1. Табеева, Д. М. Руководство по иглорефлексо-терапии [Текст] / Д. М. Табеева. М„ 1982. С. 446.
2. Там же. С. 447.
3. См., например: Аубсан, Г. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии [Текст] / Г. Лувсан. М., 1986; Вогралик, В. Г. Пунк-турная рефлексотерапия: Чжень-цзю [Текст] / В. Г. Вогралик, М. В. Вогралик. Горький, 1988.
4. См. например: Корво, Дж. Зональная терапия [Текст] / Дж. Корво. СПб., 1997.
5. См. об этом: Пак, Чжэ Ву. Руководство по Су Джок терапии [Текст] / Чжэ Ву Пак. Сеул, Корея, 1991; Пак, Чжэ Ву. Большой палец - голова. Системы соответствия кистей и стоп. Базисный учебник [Текст] / Чжэ Ву Пак. Сеул, Корея, 1994.
6. См. например: Гоникман, Э. И. Искусство диагностики по лицу: вост.-мед. аспекты [Текст] / Э. И. Гоникман. Минск, 1997; Пронников, В. А. Японцы [Текст] / В. А. Пронников, И. Д. Ладанов // Этнографические очерки. М., 1983. С. 250-257.
7. Морозов, И. Д. Введение в теорию фракталов [Текст] / И. Д. Морозов. М.; Ижевск, 2002. С. 7.
8. Сардар, 3. Хаос без аспирина [Текст] / 3. Сардар, И. Абраме. М.; Ижевск, 2006. С. 36.
9. Там же. С. 37. См. об этом также: Газале, М. От фараонов до фракталов [Текст] / М. Газале. М.; Ижевск, 2002. С. 11; Шредер, М. Фракталы, хаос, сте-
пенные законы [Текст] / М. Шредер. Ижевск, 2001. С. 15.
10. Мандельброт, Б. Фракталы, случай и финансы [Текст] / Б. Мандельброт. М.; Ижевск, 2004. С. 58.
11. Хайтун, С. Д. От эргодической гипотезы к фрактальной картине мира: Рождение и осмысление новой парадигмы [Текст] / С. Д. Хайтун. М., 2007. С. 203.
12. Там же. С. 204.
13. Бреннан, Б. Э. Руки Света [Текст] / Б. Э. Бренная. М„ 2007. С. 51-52.
14. См., например: Талбот, М. Голографическая Вселенная [Текст] / М. Талбот. М„ 2005; Югай, Г. А. Голография Вселенной и новая универсальная философия. Возрождение метафизики и революция в философии. Общая метафизика [Текст] : учеб. пособие с хрестоматией / Г. А. Югай. М., 2007.
15. Бреннан, Б. Э. Руки Света [Текст] / Б. Э. Бреннан. М„ 2007. С. 52.
16. Шелдрейк, Р. Новая наука о жизни [Текст] / Р. Шелдрейк. М„ 2005. С. 279.
17. Капра, Ф. Дао физики: общие корни современной физики и восточного мистицизма [Текст] / Ф. Капра. М„ 2008. С. 347.
18. Захаров, В. Д. Физика как философия природы [Текст] / В. Д. Захаров. М„ 2005. С. 133.
Н. В. Уткина
В ПОИСКАХ КРИТЕРИЯ ДЕМАРКАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
В данной статье речь идет о том, что профиль псевдонауки может вырисовываться из претензий псевдоученого на научность, в качестве оснований выдвигаются критерии науки, позволяющие выделять современные формы псевдонауки.
In this paper they argue that a profile of the pseudoscience can be gained from the scientific pretensions of the pseudoscientist. They provide the yardsticks of pseudoscience.
Было время, когда философ мог осмелиться выдвинуть критерий демаркации, который одним махом мог бы отделить науку от псевдонауки. Время это прошло. Сегодня черты, свойственные науке, оказались представлены в псевдонауке, так же как черты псевдонауки достаточно богато проявились в самой науке. Кажется, что поиск однозначной границы потерпел неудачу.
Современные социологи науки по этому поводу достаточно откровенны. По их мнению, разграничение науки и псевдонауки является случаем локальной рациональности и частного предубеждения. Однако представитель позитивистской философии науки американский философ и методолог Л. Лаудан (L. Laudan), которого с трудом можно подозревать в связях с социологами, заявил, что проблема демаркации между наукой
© Уткина Н. В., 2008