Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ FLESH-АНИМАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ FLESH-АНИМАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
flash-анимации / репликация / цифровые ресурсы / мультимедийные средства / методика создания анимации / flash animations / replication / digital resources / multimedia tools / animation creation techniques

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопенко Александра Дмитриевна, Хотулёва Ольга Викторовна, Егорова Галина Викторовна

Современная школа не должна отставать от процессов информатизации, которые постоянно меняются и ускоряются в обществе. Традиционные методы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей и направлений. Урок биологии всегда отличался высокой степенью наглядности. Научить пониманию внешних и внутренних процессов, происходящих в живых организмах, трудно без соответствующих средств обучения. Подача учебного материала по биологии в форме презентаций имеет свои преимущества, как показывает практика обучения и анализ результатов. Этот метод расширяет дидактические возможности урока, представляет учебный материал наглядно, повышает интерес к предмету и развивает навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения и обработки информации. В работе была рассмотрена методика создания презентации с использованием flash-анимации и использование ее на уроке по биологии. Следует отметить, что использование flash-анимаций и презентаций на уроках биологии также способствует развитию навыков коммуникации и сотрудничества среди учеников. Подача материала с использованием визуальных и интерактивных элементов стимулирует обсуждение и размышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокопенко Александра Дмитриевна, Хотулёва Ольга Викторовна, Егорова Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A modern school should not lag behind the processes of informatization, which are constantly changing and accelerating in society. Traditional methods of information transmission are giving way to the use of information and communication technologies. In this regard, the teacher needs to navigate a wide range of innovative technologies, ideas and directions. The biology lesson has always been distinguished by a high degree of clarity. It is difficult to teach an understanding of the external and internal processes occurring in living organisms without appropriate training tools. The presentation of biology teaching material in the form of presentations has its advantages, as the practice of teaching and analysis of the results shows. This method expands the didactic possibilities of the lesson, presents the educational material visually, increases interest in the subject and develops the skills of analysis, synthesis, comparison, generalization and information processing. The paper considered the methodology of creating a presentation using flash animation and using it in a biology lesson. It should be noted that the use of flash animations and presentations in biology lessons also contributes to the development of communication and cooperation skills among students. The presentation of the material using visual and interactive elements stimulates discussion and reflection.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ FLESH-АНИМАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ»

Педагогика

УДК 371.3

студентка Прокопенко Александра Дмитриевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Егорова Галина Викторовна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ПРИМЕНЕНИЕ FLESH-АИИМАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Аннотация. Современная школа не должна отставать от процессов информатизации, которые постоянно меняются и ускоряются в обществе. Традиционные методы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей и направлений. Урок биологии всегда отличался высокой степенью наглядности. Научить пониманию внешних и внутренних процессов, происходящих в живых организмах, трудно без соответствующих средств обучения. Подача учебного материала по биологии в форме презентаций имеет свои преимущества, как показывает практика обучения и анализ результатов. Этот метод расширяет дидактические возможности урока, представляет учебный материал наглядно, повышает интерес к предмету и развивает навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения и обработки информации. В работе была рассмотрена методика создания презентации с использованием flash-анимации и использование ее на уроке по биологии. Следует отметить, что использование flash-анимаций и презентаций на уроках биологии также способствует развитию навыков коммуникации и сотрудничества среди учеников. Подача материала с использованием визуальных и интерактивных элементов стимулирует обсуждение и размышления.

Ключевые слова: flash-анимации, репликация, цифровые ресурсы, мультимедийные средства, методика создания анимации.

Annotation. A modern school should not lag behind the processes of informatization, which are constantly changing and accelerating in society. Traditional methods of information transmission are giving way to the use of information and communication technologies. In this regard, the teacher needs to navigate a wide range of innovative technologies, ideas and directions. The biology lesson has always been distinguished by a high degree of clarity. It is difficult to teach an understanding of the external and internal processes occurring in living organisms without appropriate training tools. The presentation of biology teaching material in the form of presentations has its advantages, as the practice of teaching and analysis of the results shows. This method expands the didactic possibilities of the lesson, presents the educational material visually, increases interest in the subject and develops the skills of analysis, synthesis, comparison, generalization and information processing. The paper considered the methodology of creating a presentation using flash animation and using it in a biology lesson. It should be noted that the use of flash animations and presentations in biology lessons also contributes to the development of communication and cooperation skills among students. The presentation of the material using visual and interactive elements stimulates discussion and reflection.

Key words: flash animations, replication, digital resources, multimedia tools, animation creation techniques.

Введение. Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественнонаучного цикла, т.к. именно они формируют единую и целостную картину мира. Биология - это учебный предмет, который тяжело воспринимать без наглядности. Но не все процессы можно показать, некоторые из них невозможно снять на камеру. Поэтому учителю приходится подстраиваться под данную ситуацию. На помощь приходят ЦОР - цифровые образовательные ресурсы. Цифровые образовательные ресурсы включают представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловую графику, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесс. Flash-анимация становится идеальным помощником - при помощи анимированной презентации можно очень просто объяснить и наглядно показать сложные процессы, происходящие в биологических системах. Так, например, в разделах по строению, свойствам и функциям ДНК в большинстве учебников по биологии за 10-11 класс процесс репликации зачастую только упоминается, либо разбирается поверхностно с использованием иллюстраций учебника или статичной схемы в презентации. Между тем, репликация - это одно из важнейших свойств ДНК, от которого зависит процесс реализации информации в клетке. Качественное усвоение материала по строению и свойствам ДНК позволяет обучающимся легко решать задачи, связанные с процессами репликации и транскрипции. Процесс репликации также часто рассматривается в олимпиадных заданиях. Формирование дочерних нитей ДНК невозможно снять на камеру, но возможно продемонстрировать при помощи flash-анимации.

Изложение основного материала статьи. Цель данной статьи- дать теоретическое обоснование к созданию и разработке анимированной презентации на базе Microsoft PowerPoint для занятия по биологии в 10 классе на тему «Репликация ДНК» и рассмотреть основные этапы создания такой анимации. Flash-анимация в презентации - это использование анимированных элементов, созданных с помощью Flash-технологии, для улучшения визуальной привлекательности и эффективности презентации. Такие элементы могут включать в себя движущиеся изображения, текстовые эффекты, звуковые эффекты и многие другие. Однако, следует помнить, что избыточное использование Flash-анимации может привести к перегрузке презентации и отвлечь внимание аудитории от основного содержания.

Презентации могут быть очень полезными на уроке по биологии, если используются правильно. Они могут помочь визуализировать сложные концепции и процессы, что облегчает понимание материала, могут быть использованы для демонстрации изображений и видео или для создания интерактивных заданий, проверки знаний и стимулирования обсуждений. Чтобы получить максимальную пользу от презентации, они должны быть хорошо подготовлены, структурированы и не занимать слишком много времени урока [3].

Анимационная презентация помогает лучше воспринимать сложные процессы, происходящие в клетке, может показать каждый шаг процесса и помочь учащимся понять, как все работает вместе. Однако, важно помнить, что анимация должна быть дополнением к другим методам обучения [2].

Частым инструментом в разработке презентаций, в частности, с анимационными вставками, является Microsoft PowerPoint. Подача учебного материала по биологии в форме презентаций имеет свои преимущества, как показывает практика обучения и анализ результатов.

На уроках общей биологии анимацию можно применять на разных этапах урока:

На этапе объяснения можно использовать:

• Анимации короткие (упрощённые) - это простые и короткие видео, которые показывают динамику процесса.

• Сюжетные анимации - это видеоролики, которые используются в учебных видеофильмах для наглядного представления механизмов биологических процессов, включая микромир. Такие анимации становятся психологически привлекательными благодаря использованию современного компьютерного дизайна. Такие анимации позволяют легко остановить и перемотать нужный фрагмент благодаря удобной системе навигации.

• Интерактивные модели - это анимации, которые изменяют свой ход в зависимости от начальных условий, заданных пользователем. Они часто используются для имитации биологических процессов.

На этапе закрепления так же возможно применение анимации:

• Задания с выбором ответа, содержащие анимационные фрагменты.

• Задания с использованием анимации - такие задания переводят анимационные объекты из категории иллюстраций в категорию обучающих материалов. Они могут быть использованы для создания заданий, связанных с экспериментом, обработкой экспериментальных данных и для сопоставления информации, представленной в различных видах, т.е. для усвоения методов познания, включённых в образовательный стандарт по биологии.

На этапе контроля:

• Задания с выбором ответа, с необходимостью ввода ответа с клавиатуры; с использованием анимации - обычно используемая анимация на этапе закрепления, может быть использована и на этапе контроля - если у ученика нет возможности просмотреть верный ответ или решение задания.

Для того, чтобы создать качественную презентацию с анимацией, необходимо определенное программное обеспечение. Для создания анимированных презентаций можно использовать такие приложения как Microsoft PowerPoint, PowToon, Google Презентации. Microsoft PowerPoint, как один из самых удобных и универсальных приложений, предлагает множество способов анимировать презентацию:

1. Переходы: при переключении слайдов может показываться анимация, например, зашторивание или сдвиг. Таким образом можно акцентировать внимание учащихся на любом элементе.

2. Анимация отдельного элемента: PowerPoint позволяет добавлять к объектам различные эффекты, например, вылет. Пользователь может выбрать эффект, длительность и момент проигрывания.

3. Переход «Трансформация» или «Morph». Этот переход выделен в отдельную графу, так как он является универсальным и простым способом анимировать презентацию. Переход "Morph" в PowerPoint предоставляет возможность плавно изменять один слайд в другой, создавая эффект модернизации и перемещения объектов. Этот переход позволяет создавать более плавные и эстетически приятные переходы между слайдами, что значительно повышает качество презентации. Кроме того, переход "трансформация" позволяет использовать более сложные анимации и эффекты, которые раньше были недоступны в PowerPoint.

В данной работе использовался только переход «трансформация», так как он является универсальным и одновременно простым инструментом. Для того, чтобы его применить, достаточно зайти во вкладку «переходы» и выбрать в списке переходов данный эффект. Увидеть его можно, если версия используемого PowerPoint выше 2016 года.

Переход «Трансформация» можно компоновать с обычной анимацией, делая на одном слайде больше движений, которые могут запускаться в разное время.Переход между слайдами предполагает наличие хотя бы двух слайдов. На первом и втором слайде должны быть одни и те же элементы, как и на последующих. Чтобы элемент вылетел, необходимо поставить объект за кадром на первом слайде, а второй слайд продублировать (для удобства использования). Важно, чтобы при копировании программа понимала, что это один и тот же объект. Если в программном коде эти элементы будут разными, то объект не вылетит на то место, которое вы зададите уже на втором слайде [3].

Если нужно, чтобы объект изменил форму или цвет на следующем слайде, необходимо на втором кадре видоизменить тот же самый предмет, что и на первом, например, перекрасить красный объект в синий. При переключении слайдов этот объект изменит цвет на заданный.

Переход «Трансформация» может добавить эффект возникновения объекта. Если на предыдущем слайде не находился объект, находящийся уже на следующем, то к нему автоматически применится эффект плавного появления. Таким же образом элементы могут и исчезать, если их уже нет на последующих слайдах.

Таким образом можно сказать, что переход «трансформация» - универсальный и простой инструмент, способный превратить статичное переключение слайдов в анимированный видеоролик. С его помощью можно не только создавать простые и понятные анимационные вставки, но и разнообразить эффектами обычную информационную презентацию.

Для последующего анализа создания презентации, мы предлагаем схему репликации (рис 1.)

Как известно процесс репликации начинается с образования репликационной вилки. В презентации на первых двух слайдах создаются изогнутые линии, которые имеют «узлы». Эти узлы способны менять место и угол изогнутости линии. На первом слайде ДНК скрученная, на втором, при переходе, она плавно «раскручивается». Такой эффект позволяет продемонстрировать в динамике образование репликационной вилки. Однако, если по отдельности разглядывать слайды, то на втором можно увидеть, что узлы изогнутых линий просто выстроены в одну линию. Репликационную вилку образует фермент ДНК-хеликаза (геликаза), он на презентации выглядит как овал фиолетового цвета. На первом слайде он был за активной областью слайда, но уже во втором окружность по прямой перемещается в ту точку, в которую мы ее определили на втором слайде. По такому принципу были расставлены и другие ферменты: топоизомераза, ДНК-праймаза, ДНК-полимераза и ДНК-лигаза.

Для начала репликации необходимо построение праймеров. Праймеры добавили в виде обычных линий (рис. 1).

При помощи изогнутых линий были указаны и дочерние цепи ДНК. Но для того, чтобы их различать, они были окрашены в оранжевый цвет. В связи с тем, что дочерние цепи строятся по-разному: лидирующая - непрерывно, а отстающая- отдельными фрагментами Оказаки, направление построения дочерних цепей показаны стрелками Текст рекомендуется добавлять лишь на единичных слайдах, чтобы не перегружать слайд элементами, делая его проще и понятнее обычному школьнику. Такую презентацию в любой момент можно перестроить под любой тип урока или вовсе перестроить по своему вкусу. Так как применен всего один эффект на все слайды, то удаление или модернизация каких-либо частей не приведет к ошибкам, дефектам. «Трансформация» автоматически выполняет перемещения, появления и исчезновения, а также модернизацию объектов. Создание презентации не будет занимать много времени. Для ее разработки не нужно обладать специальными навыками [1].

Выводы. Использование современных технологий, таких как Flash-анимации и презентации, позволяет учителям более гибко адаптироваться к индивидуальным особенностям и потребностям учеников. Возможность представлять информацию в разных форматах и детализациях позволяет учитывать различные стили обучения и уровни понимания материала, что в целом улучшает качество обучения и способствует успеху каждого ученика. Эти инструменты не только повышают эффективность обучения и помогают ученикам усвоить сложные биологические концепции, но также способствуют развитию навыков критического мышления, коммуникации и сотрудничества, которые являются важными компетенциями для успеха в современном мире.

Литература

1. Бородина, H.A. Использование powerpoint-презентации как средства повышения мотивации студентов / H.A. Бородина // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 15-16 февраля 2021 года. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2021. - С. 43-45

2. Зареченский, О.Н. Из опыта использования мультимедийных средств визуализации на уроках биологии / О.Н. Зареченский, Ю.А. Ющенко, О.В. Хотулёва // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - №78-3. -С. 102-105

3. Кондаурова, ПК Использование электронных образовательных ресурсов при обучении элементарной математике и методике ее преподавания будущих педагогов-математиков / И.К. Кондаурова, М.А. Харитонов // Балтийский гуманитарныйжурнал,-2022. - Т. 11,№ 4(41). -С. 13-18

4. Крутелева, A.C. Применение цифровых ресурсов при обучении биологии в школе / О.С. Крутелева, О.В. Хотулёва, Ю.А. Ющенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №77-4. - С. 135-138

Педагогика

УДК 377.44

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье представлено детальное описание процесса профессиональной подготовки будущих менеджеров к проектной деятельности в вузе. Обобщены требования к проектным навыкам выпускников по направления подготовки Менеджмент, содержащиеся в профессиональном и образовательном стандартах, сформулированы проблемы, связанные с формированием и развитием проектных навыков в процессе освоения образовательных программ. Раскрыты процессуальные особенности процесса формирования проектных навыков, обозначены содержательные и организационные компоненты работы со студентами. В статье представлено описание конкретных элементов учебного плана, позволяющее перейти от освоения общих навыков проектной работы к самостоятельному проектированию для решения профессиональных задач. Сделаны выводы о возрастании важности целенаправленной работы по формированию навыков проектной деятельности у будущих менеджеров.

Ключевые слова: проектные навыки, будущие менеджеры, проектная деятельность.

Annotation. The article provides a detailed description of the process of professional training of future managers for project activities at a university. The requirements for the project skills of graduates in the field of Management training, contained in professional and educational standards, are summarized, and problems associated with the formation and development of project skills in the process of mastering educational programs are formulated. The procedural features of the process of developing project skills are revealed, and the content and organizational components of working with students are outlined. The article presents a description of specific elements of the curriculum, which allows you to move from mastering general design work skills to independent design for solving professional problems. Conclusions are drawn about the increasing importance of purposeful work to develop project skills in future managers.

Key words: project skills, future managers, project activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.