УДК 340 ББК 67.7
DOI 10.24411/2073-3305-2021-1-100-102
ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ
Рустам Леонидович ТХАЗЕПЛОВ,
преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Михаил Александрович ЯРОСЛАВСКИЙ,
преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения применения физической силы сотрудниками полиции, так как данная тема актуальна и мало исследована.
Ключевые слова: сотрудник полиции; правонарушитель; физическая сила; неповиновение; сопротивление.
USE OF PHYSICAL FORCE IN THE PERFORMANCE OF POLICE DUTIES
Rustam Leonidovich THAZEPLOV,
Teacher of the Department of Physical Training,
North Caucasus Institute of Advanced Training (Branch)
of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Mikhail Alexandrovich YAROSLAVSKY,
Teacher of the Department of Physical Training,
North Caucasus Institute of Advanced Training (Branch)
of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
E-mail: [email protected]
Abstract. The article is devoted to the issues of studying the use of physical force by police officers, since this topic is relevant and little researched.
Keywords: police officer; offender; physical force; disobedience; resistance.
Постановка проблемы. Проблема применения физической силы со стороны сотрудников полиции в процессе несения службы по отношению к правонарушителям достаточно актуальна, поскольку реальность такова, что они вынуждены прибегать к насильственным действиям вследствие невыполнения их законных требований антиобщественными элементами.
Профессиональная деятельность сотрудников полиции отличается высоким уровнем кримино-генности и правовой безграмотностью преступников, что лишний раз провоцирует сопротивление задержанию. Как известно, именно уровень профессиональной подготовленности сотрудника полиции определяет качество, эффективность и результативность применения насиль-
ственных мер [2; 5]. Так, анализируя оперативные сводки органов внутренних дел РФ, мы видим, что посягательства на жизнь сотрудников полиции ввиду наличия на них форменной одежды происходят много чаще, чем на обычных граждан. Именно поэтому российский законодатель предоставил сотрудникам полиции право на применение физической силы в ходе несения служебных обязанностей по охране общественного порядка, при осуществлении борьбы с преступностью и обеспечении как общественной, так и личной безопасности граждан [6].
Обоснование. На сегодняшний день система МВД России остро нуждается в квалифицированных, добросовестных и мотивированных на профессию кадрах [3; 5]. Знание правовых основ применения физической силы сотрудниками полиции выступает ключевой задачей, решение которой направлено на повышение эффективности оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции, моральной чистоты и безукоризненности [4; 6].
Применение физической силы является наиболее доступной мерой по отношению к правонарушителю, когда он оказывает силовое сопротивление сотруднику правопорядка. В такой ситуации сотрудник должен руководствоваться нормами, предписанными Федеральным законом «О полиции»: «Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения или группы применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на них обязанностей» [1]. К случаям, допускающим применение мер физического воздействия, относятся:
■ пресечение преступлений и административных правонарушений;
■ задержание и доставление в ближайший территориальный отдел внутренних дел правонарушителей;
■ возникновение противодействия со стороны антиобщественных элементов законным требованиям сотрудника полиции [1; 3; 6].
Следует обратить внимание, если сотрудник полиции имеет пробелы в физической и правовой подготовленности, то это может спровоцировать необоснованный риск жизнью, здоровьем, карьерой, так как неправомерное применение физической силы и боевых приемов борьбы приводит к возникновению ответственности, в некоторых случаях — даже уголовной. Следовательно, профессиональная подготовка сотрудников полиции должна включать формирование навыков применения физической
силы и боевых приемов борьбы, специальных средств и огнестрельного оружия, а вместе с тем и правовую подготовку к применению мер непосредственного принуждения [6]. Правовое регулирование применения сотрудниками полиции физической силы состоит в стремлении усилить гарантии прав и свобод граждан и обеспечить единообразие правоприменительной практики.
Данные оперативных сводок свидетельствуют о том, что в процессе несения службы сотрудникам полиции зачастую не удается избежать случаев причинения травм и увечий различной степени тяжести в адрес правонарушителей. Поэтому в числе главных задач выступает необходимость понимания ответственности, которую будет нести сотрудник полиции, так как совершенное им деяние может быть квалифицированно как преступление. В данном случае ему важно доказать правомерность применения необходимой обороны, исключающей преступность деяния [3].
При анализе положений Закона «О полиции» и приказа МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» становится видно, что в Наставлении применение физической силы в виде боевых приемов борьбы трактуется в качестве мер насильственного воздействия на правонарушителей, в то время как в Законе «О полиции» эти же приемы используются для осуществления задержания правонарушителей [1; 2]. Кроме того, Федеральный закон «О полиции» во всех случаях, разрешающих применять физическую силу и боевые приемы борьбы, дозволяет также прибегать к использованию специальных средств и огнестрельного оружия [1].
Однако во всех случаях применения мер физического воздействия сотрудники полиции должны учитывать характер и степень опасности действий лиц, в отношении которых применяется сила. Здесь важно правильно оценить, что конкретно совершено — административный проступок или преступление какой-либо тяжести, и уже сообразно ситуации применить силу [3]. Вместе с тем следует также учитывать характер и силу оказываемого сопротивления, т.е. необходимо руководствоваться реальными действиями правонарушителя — оказал он активное или пассивное неповиновение. Как известно, пассивное неповиновение заключается в невыполнении правонарушителем устных распоряжений и требований сотрудника полиции; осуществлении активного противодействия физическому при-
2021 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры
101
нуждению со стороны сотрудника полиции; срыве захвата, попытки освобождения от сковыва-ния; попытки к побегу; оказании сопротивления передвижению и т.п. [4]. Что касается активного неповиновения, оно выражается в физическом сопротивлении правонарушителя с применением атакующих действий в отношении сотрудника полиции: нанесение ударов различными частями тела или предметами, использование приемов борьбы, оружия и т.д.
Таким образом, сообразно степени тяжести содеянного и оказываемого сопротивления правонарушителем сотрудник полиции применяет меры непосредственного принуждения, пределы которого устанавливает законодатель и характеризуются установленными рамками, выход за которые влечет негативные юридические последствия для правоохранителей. Исходя из сказанного, сотрудник полиции должен всегда стремиться к минимизации причиняемого ущерба, а при возможности стараться избегать вовсе его причинения [5; 6].
Вывод. Защита государственных и общественных интересов является «зоной повышенного риска», обусловливающей среду, в которой реализуется профессиональная деятельность сотрудников полиции, которая отличается повышенной криминогенностью, сопряженной с реальной опасностью для жизни и здоровья сотрудника. Таким образом, применение физической силы
связано с пресечением правонарушений и задержанием правонарушителей.
Список литературы
1. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 // СПС «Консультант-Плюс».
2. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» / / СПС «Консультант Плюс».
3. Афов А.Х. Правовые аспекты применения физической силы и боевых приемов борьбы сотрудниками полиции // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. № 4. С. 146—149.
4. Бештоев P.O. Основы формирования профессиональной компетентности и совершенствование физической подготовки сотрудников полиции // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. С. 117—119.
5. Лимарева Е.С. Организационно-правовые основы применения сотрудниками полиции физической силы // Наука и практика. 2014. № 2 (59). С. 82—85.
6. Хажироков ВА. Пределы применения физической силы сотрудниками полиции // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. 2018. С. 137—140.