Научная статья на тему 'Применение эмоционально-игрового подхода в формировании коммуникативной успешности младших школьников на уроках иностранного языка'

Применение эмоционально-игрового подхода в формировании коммуникативной успешности младших школьников на уроках иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная успешность / эмоционально-игровой подход / иностранный язык / младший школьник / communication success / emotional game approach / foreign language / primary schoolchild

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкварова Екатерина Константиновна, Потменская Елена Вячеславовна

Цель статьи — исследование применения эмоционально-игрового подхода в формировании коммуникативной успешности младших школьников на уроках иностранного языка. Гипотезой исследования является предположение о том, что применение эмоционально-игрового подхода в практике обучения иностранному языку будет влиять на результативность формирования коммуникативной успешности у младших школьников. Методы исследования: анализ, синтез, сопоставление, педагогический эксперимент. Результаты исследования подтверждают необходимость использования эмоционально-игрового подхода как результативного средства формирования коммуникативной успешности младших школьников. В статье показано, что коммуникативная успешность на этапе начального школьного образования является основой формирования развитой, высокообразованной личности, имеющей целостное представление об окружающем ее мире. Для достижения высокого уровня коммуникативной успешности младших школьников педагогам необходимо создавать психолого-педагогические условия для их самостоятельного развития и получения опыта положительного коммуникативного взаимодействия. Определено, что эмоционально-игровой подход в процессе обучения иностранным языкам в рамках школьной программы способствует закреплению полученных знаний, отработке произношения и разговорной речи, созданию благоприятной атмосферы на уроке. Доказано, что применение эмоционально-игрового подхода актуализируется тем, что данный подход способствует формированию мотивации младших школьников к обучению, развивает их внимание и любознательность, повышает умственную активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкварова Екатерина Константиновна, Потменская Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the emotional game approach in the formation of communication success of primary schoolchildren in foreign language classes

The aim of the article is a study of the application of the emotional game approach as the communication success of primary schoolchildren in foreign language classes. The trial hypothesis is a supposition that the application of the emotional game approach in foreign language teaching can affect the effectiveness of the communication success formation of primary schoolchildren. The research approaches are analysis, synthesis, comparison, educational experiment. The research results prove the necessity of using the emotionally game approach as an effective means of the communication success formation of primary schoolchildren. The article demonstrates the communicative effectiveness on the primary educational level is a basis for the formation of developed, highly-educated personality, having complex perception about the surrounding world. For achieving a high level of communicative effectiveness among primary schoolchildren teachers should create psychological and pedagogical conditions for their self-education and for getting an experience of positive communicative interaction. The emotional game approach in the process of foreign languages teaching within the school program is identified to encourage a consolidation of gained knowledge, training the pronunciation and speaking, creation a positive atmosphere in class. The application of the emotional game approach is proved to provide the formation of primary schoolchildren motivation for studying, it develops their concentration and curiosity, improves their mental activity.

Текст научной работы на тему «Применение эмоционально-игрового подхода в формировании коммуникативной успешности младших школьников на уроках иностранного языка»

УДК 373.3+37.022

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шкварова Е. К., Потменская Е. В. Применение эмоционально-игрового подхода в формировании коммуникативной успешности младших школьников на уроках иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 4 (20) / декабрь. - С. 71-79. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/ kvo407/

Шкварова Екатерина Константиновна | limitka_@inbox.ru

Аспирант ОНК «Институт образования и гуманитарных наук» Балтийский федеральный университет им. И. Канта Калининград,Россия

Потменская Елена Вячеславовна | potmenskaya@mail.ru

Доктор педагогических наук, доцент

Профессор ОНК «Институт образования и гуманитарных наук» Балтийский федеральный университет им. И. Канта Калининград, Россия

Применение эмоционально-игрового подхода в формировании коммуникативной успешности младших школьников на уроках иностранного языка

Аннотация. Цель статьи — исследование применения эмоционально-игрового подхода в формировании коммуникативной успешности младших школьников на уроках иностранного языка. Глпотезой исследования является предположение о том, что применение эмоционально-игрового подхода в практике обучения иностранному языку будет влиять на результативность формирования коммуникативной успешности у младших школьников. Методы исследования: анализ, синтез, сопоставление, педагогический эксперимент. Результаты исследования подтверждают необходимость использования эмоционально-игрового подхода как результативного средства формирования коммуникативной успешности младших школьников. В статье показано, что коммуникативная

успешность на этапе начального школьного образования является основой формирования развитой, высокообразованной личности, имеющей целостное представление об окружающем ее мире. Для достижения высокого уровня коммуникативной успешности младших школьников педагогам необходимо создавать психолого-педагогические условия для их самостоятельного развития и получения опыта положительного коммуникативного взаимодействия. Определено, что эмоционально-игровой подход в процессе обучения иностранным языкам в рамках школьной программы способствует закреплению полученных знаний, отработке произношения и разговорной речи, созданию благоприятной атмосферы на уроке. Доказано, что применение эмоционально-игрового подхода

УДК 373.3+37.022

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шкварова Е. К., Потменская Е. В. Применение эмоционально-игрового подхода в формировании коммуникативной успешности младших школьников на уроках иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 4 (20) / декабрь. - С. 71-79. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/ kvo407/

актуализируется тем, что данный подход способствует формированию мотивации младших школьников к обучению, развивает их внимание и любознательность, повышает умственную активность.

Ключевые слова: коммуникативная успешность, эмоционально-игровой подход, иностранный язык, младший школьник.

Коммуникативная успешность на этапе начального школьного образования является основой формирования развитой, высокообразованной личности, имеющей целостное представление об окружающем ее мире. Для достижения высокого уровня коммуникативной успешности младших школьников педагогам необходимо создавать психолого-педагогические условия для их самостоятельного развития и получения опыта положительного коммуникативного взаимодействия. Можно констатировать, что в общем виде процесс гуманизации образования сводится к приоритетной ориентации на личностное благополучие обучающихся, что обеспечивает наиболее благоприятный сценарий их социальной адаптации. В свою очередь ориентация на личность, в том числе как ключевой элемент образовательной практики, соотносится с такими понятиями, как «общая культура личности» и «психологическая культура личности». Нужно отметить, что в исследованиях современных авторов достаточно большое внимание уделяется эмоциям или эмоциональному интеллекту, социально-эмоциональной компетентности

детей как факторам, способствующим повышению их субъективного благополучия и объективного социально-психологического статуса, а также изучению гибкости коммуникационного реагирования как способности быстро адаптироваться к происходящим событиям и партнерам по взаимодействию. Гибкость в данном случае нами рассматривается как умение человека трансформировать свое поведение в изменяющейся, нестандартной ситуации, адекватно выбирать речевые, стилистические средства языка, использовать некатегоричные суждения.

Требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к предметным результатам освоения базового курса иностранного языка предполагают дружелюбное отношение и толерантность обучающихся к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. Уважение к своему и другим народам строится на понимании культуры и межкультурного диалога, что становится возможным благодаря межкультурному образованию в начальной школе [2]. Однако современные школьные программы, с точки зрения ученых, специалистов, родителей и детей, являются достаточно сложными и всеобъемлющими, что отражается на уровне успеваемости обучающихся, их психологическом настрое на обучение, эмоциональном состоянии детей. В новых сложившихся условиях учителю иностранного языка в

УДК 373.3+37.022

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шкварова Е. К., Потменская Е. В. Применение эмоционально-игрового подхода в формировании коммуникативной успешности младших школьников на уроках иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 4 (20) / декабрь. - С. 71-79. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/ kvo407/

своей профессиональной деятельности необходимо находить наиболее приемлемые и актуальные методики преподнесения нового материала и закрепления полученной обучающимися информации [7, с 163].

Современное российское образование в рамках школьной программы общеобразовательной школы предполагает обучение иностранным языкам начиная с младших классов [Там же. С. 128]. Это обусловлено тем, что в данном возрасте обучающиеся начальных классов наиболее восприимчивы ко всему новому и необычному. Именно поэтому учителям иностранных языков необходимо грамотно и профессионально подбирать методики обучения, опираясь на индивидуальные и психологические особенности обучающихся начальных классов [10].

Мы придерживаемся той позиции, что процесс применения эмоционально-игрового подхода в изучении иностранного языка младшими школьниками актуален в современных условиях обучения [4]. Применение эмоционально-игрового подхода актуализируется тем, что данный подход способствует формированию мотивации младших школьников к обучению, развивает их внимание и любознательность, повышает умственную активность [1, с 258]. Эмоционально-игровой подход в процессе обучения иностранным языкам в рамках школьной программы способствует закреплению полученных знаний, отработке произношения и разговорной речи, созданию благоприятной атмосферы на уроке

[8, с. 31-32]. Однако проблематика применения данного подхода заключается в том, что сегодня разработано и представлено огромное количество игровых приемов и методов, но далеко не каждая игра и игровая ситуация может применяться для достижения конкретной цели и получения ожидаемого результата. Для определения результативности применения эмоционально-игрового подхода мы поставили перед собой ряд задач: исследование применения эмоционально-игрового подхода в обучении иностранного языка младшими школьниками с точки зрения ученых и специалистов; выявление достоинств эмоционально-игрового подхода; разработка комплекса мероприятий по повышению результативности применения эмоционально-игрового подхода в изучении иностранного языка младшими школьниками.

Обращение к эмоционально-игровому подходу потребовало от нас детального изучения и анализа данного понятия. В данной статье представим основные составляющие дефиниции данного подхода. Можно констатировать, что игра как метод обучения детей иностранным языкам в начальной школе не является чем-то новым и нетрадиционным. Применение и результативность этого метода неоднократно была доказана и обоснована как в теории, так и на практике такими учеными, как Е. М. Дианова «Ролевая игра в обучении иностранному языку» [4], А. В. Конышева «Игровой метод в обучении иностранному языку» [7], Ю. Я. Пучкова «Игры на уроках английского языка» [12] и др. Однако

УДК 373.3+37.022

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шкварова Е. К., Потменская Е. В. Применение эмоционально-игрового подхода в формировании коммуникативной успешности младших школьников на уроках иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 4 (20) / декабрь. - С. 71-79. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/ kvo407/

сегодня ученые не дают однозначного определения термину «игра», что подтверждается в психолого-педагогических исследованиях. Так, согласно мнению М. Ф. Стронина, игра представляет собой вид деятельности в определенных условных ситуациях, способствующих созданию и усвоению опыта, формированию поведенческих составляющих [13, с. 65]. С точки зрения И. В. Патрушевой, игра является разновидностью общественной практики, способствующей воспроизведению явлений из реальной жизни [11, с. 64]. Автор исследования видит наиболее актуальное понимание термина «игра» в контексте с педагогическим процессом в следующем: игра есть составляющая в организации обучения и досуга школьников посредством игровых методик. Что же касается эмоционально-игровых методов обучения, то это спектр методов, которые посредством игры способствуют воссозданию ситуаций, направленных на процесс усвоения норм и правил поведения в обществе, на получение ими опыта социализации, на совершенствовании навыков по самоуправлению поведением [6, с. 17-18]. Исследуя данную проблему, мы пришли к следующим умозаключениям: применение игровых методик развивает у обучающихся навыки коммуникации, но они не направлены на формирование коммуникативной успешности младших школьников.

Для более детального осмысления данного феномена также необходимо обратиться к рассмотрению функций игровой деятельности. Так, согласно мнению

А. В. Конышевой, можно выделить комплекс следующих функций игровой деятельности в обучении иностранным языкам:

- развлекательную (пробуждающую заинтересованность, доставляющую удовольствие);

- обучающую (помогающую в развитии умений и навыков);

- коммуникативную (способствующую освоению диалектики);

- диагностическую (выявляющую отклонения в разговорной речи, грамматике, понимании предмета и т. д.);

- игратерапевтическую (помогающую в преодолении тех или иных трудностей);

- самореализации (раскрытие возможностей);

- социализации (регламентирующую взаимоотношения в детском коллективе);

- эстетическую (эмоциональное удовлетворение от игровой деятельности) [7, с. 49-51].

Мы согласны с мнением ученого и в своем исследовании будем опираться на указанные обоснованные исследователем функции игровой деятельности.

Далее для раскрытия в нашей статье сущности эмоционально-игрового подхода рассмотрим понимание «эмоции» в психолого-педагогической литературе. В нашем исследовании мы будем придерживаться понимания дефиниции эмоций, сформулированное М. И. Ени-кеевым [6, с. 63]. В понимании ученого,

УДК 373.3+37.022

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шкварова Е. К., Потменская Е. В. Применение эмоционально-игрового подхода в формировании коммуникативной успешности младших школьников на уроках иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 4 (20) / декабрь. - С. 71-79. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/ kvo407/

эмоции — процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на отражении значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности человека. Исследуя данное понятие, мы пришли к выводу о том, что эмоции (от лат. emoveo — потрясать, волновать) принадлежат к одному из очень важных механизмов, который регулирует психическую составляющую личности [14]. Многогранность способов эмоционального реагирования помогает выразить отношение человека к разнообразным внешним и внутренним обстоятельствам, определиться в смысловом понимании происходящих жизненных процессов, регулировать возможности коммуникации [9]. Говоря об эмоциях, можно утверждать, что это особый класс психических процессов и состояний, которые в форме непосредственно-чувственного переживания отражают значимость объектов и событий во внешнем и внутреннем мире человека для его жизнедеятельности. Интересно то, что проблеме изучения эмоциональной сферы личности долгое время не уделяли должного внимания в отличие от, например, познавательной сферы, которая исследовалась более интенсивно. Достаточно длительный период в зарубежной психологии господствовала биологическая теория эмоций, в которой особая роль отводилась инстинктам человека. Очевидно, что способность человека испытывать эмоции относится к высокоразвитым функциям высшей нервной деятельности. Таким образом, изучая данные феномены в научной психолого-педагогической литературе, мы

пришли к обоснованию и применению эмоционально-игрового подхода в теории и практике формирования коммуникативной успешности младших школьников на уроках английского языка.

Итак, в результате обобщения представленных в науке исследований, мы можем констатировать, что на сегодняшний день существует несколько групп целей, преследуемых при включении элементов эмоционально-игрового подхода в процесс обучения иностранным языкам младших школьников: развивать необходимые способности и психические функции; развивать речевые умения; формировать специальные навыки; корректировать разговорную лексику; знакомить детей с культурой страны, язык которой изучается; способствовать формированию запоминания на непроизвольном уровне (уровне подсознания) [5, с. 73].

Исследуя спектр и классификации игр, применяемых на уроках английского языка в начальной школе, мы увидели, что этот вопрос уже поднимался в научной литературе и практике. Авторы представленной статьи считают наиболее приемлемым вариантом классификацию, предложенную Н. И. Геза и Н. Д. Галь-сковой. Согласно мнению исследователей, весь спектр игр можно представить в виде языковых (сканвордов, карточек, составления предложений из слов и т. д.); коммуникативных (в виде применения репродуктивно-продуктивных упражнений); ролевых (в виде импровизированных ситуаций); деловых (в виде разбора

УДК 373.3+37.022

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шкварова Е. К., Потменская Е. В. Применение эмоционально-игрового подхода в формировании коммуникативной успешности младших школьников на уроках иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 4 (20) / декабрь. - С. 71-79. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/ kvo407/

организационных взаимосвязей)

[3, с. 92-94]. Мы полностью солидарны с авторами исследования и, опираясь на уже имеющиеся разработки и практический опыт в данном направлении, предлагаем в нашей работе следующую классификацию игр, направленных на формирование коммуникативной успешности младших школьников: коммуникативные, предполагающие группирование или подбор подходящих вариантов; игры на развитие невербальных средств общения и невербальной коммуникации; игры на развитие навыков самопрезентации; игры на развитие речевой компетентности; игры на развитие невербальной экспрессии; развивающие умения вступать в контакт, воспринимать и передавать информацию; игры на снятие эмоционального напряжения; игры на развитие у обучающихся эмпатии; игры на поиск спутника и координацию действий; ролевые.

Процесс и время включения игровой ситуации в урок — это личное профессиональное видение каждого педагога, учитывающее структуру построения занятия, тему, сложность изучаемого материала, индивидуальные особенности обучающихся [13, с. 56]. Так, например, игра в начале урока будет способствовать более легкому «вхождению» в тему урока и процесс обучения; игровая пауза в середине урока применяется в основном для переключения внимания обучающихся; в конце занятия игра — это мотивация заинтересованности к последующим занятиям и подведение итога урока. Стоит отметить, что

продолжительность игровой паузы — также особый критерий. При изучении нового материала она может составлять большую часть занятия. Если материал уже известен и требует закрепления, то достаточно 3-5 минут [Там же. С. 79].

Изучение и применение эмоционально-игрового подхода в учебно-воспитательном процессе начальной школы позволило нам выделить следующие педагогические условия, способствующие реализации ключевых принципов упомянутого подхода:

- организация творческой деятельности, заключающейся преимущественно в создании арт-объектов;

- междисциплинарный подход при постановке и выполнении заданий;

- направленность занятий на самопознание и психологическое познание других путем активной коммуникации и организации диалогического пространства и поддержки обратной связи;

- организация технологичной предметно-пространственной среды, насколько позволяют имеющиеся ресурсы.

Проведение уроков английского языка в начальной школе, направленных на применение эмоционально-игрового подхода, будет предполагать, по нашему мнению, использование следующих педагогических приемов:

- постановка «открытых» задач с большим вариантом ответов;

- внедрение игровых компонентов или элементов игровых технологий;

УДК 373.3+37.022

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шкварова Е. К., Потменская Е. В. Применение эмоционально-игрового подхода в формировании коммуникативной успешности младших школьников на уроках иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 4 (20) / декабрь. - С. 71-79. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/ kvo407/

- организация работы в группах по два и более человека;

- организация конструирования из подручных материалов;

- создание ситуаций безусловного принятия и гарантированного успеха;

- организация публичной презентации продуктов своей творческой деятельности.

На основании вышесказанного, авторами настоящей статьи предлагается комплекс мероприятий, направленный на повышение результативности применения эмоционально-игрового подхода в процессе обучения младших школьников иностранным языкам: целевое применение игровых методик в процессе занятия; обогащение коммуникативно-ценностного опыта обучающихся; проектирование образовательной среды, в том числе информационной, мотивирующей обучающихся к формированию коммуникативного взаимодействия; обогащение содержания занятий коммуникативно-развивающими заданиями; использование инновационных педагогических технологий и применение методов активного взаимодействия, направленных на формирование коммуникативной успешности младших школьников; подбор наиболее актуальных игр в соответствии с темой урока, преследуемой целью, ожидаемыми результатами; при использовании игровой ситуации ориентировка на уровень подготовки обучающихся. Таким образом, разработка и применение авторских игровых

методик на основании потребностей класса, уровневой подготовки обучающихся, выявленных проблем в обучении является ключевой задачей применения эмоционально-игрового подхода.

Базой исследования послужили МАОУ г. Калининграда лицей № 17 и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени героя Советского Союза А. Д. Абдулмеджидова» (г. Дербент). В педагогическом эксперименте участвовали 80 обучающихся младших классов. Были использованы следующие методики диагностики коммуникативной успешности младших школьников: педагогическое наблюдение; методика вербального выбора «День рождения»; схема наблюдения «Особенности общения детей со сверстниками»; экспериментальная проблемная ситуация «Раскраска». Для измерения коммуникативной успешности младших школьников нами были выделены следующие критерии: эмоциональный (характер отношений к сверстникам); коммуникативный (способность ориентироваться и учитывать особенности другого); поведенческий (характер взаимодействия со взрослыми и сверстниками).

В заключение можно сказать о том, что применение эмоционально-игрового подхода в формировании коммуникативной успешности младших школьников в процессе обучения иностранному языку будет влиять на уровень сформирован-ности данной дефиниции.

УДК 373.3+37.022

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шкварова Е. К., Потменская Е. В. Применение эмоционально-игрового подхода в формировании коммуникативной успешности младших школьников на уроках иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 4 (20) / декабрь. - С. 71-79. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/ kvo407/

Список литературы

1. Апетян, М. К. Использование игровых методов для обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] / М. К. Апетян // Молодой ученый. - 2014. - № 14 (73). - С. 258-260. - URL: https:// moluch.ru/archive/73/12458/ (дата обращения: 28.08.2023).

2. Аркусова, И. В. Современные педагогические технологии при обучении иностранному языку (структурно-логические таблицы и практика применения): Учебно-наглядное пособие / И. В. Аркусова. - М.: Московский психолого-социальный университет, 2009. - 128 с.

3. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидак-тика и методика: Учебное пособие / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.

4. Дианова, Е. М. Ролевая игра - эффективный прием обучения говорению / Е. М. Дианова, Л. Т. Костина // Иностранные языки в школе. - 1996. -№ 3. - С. 69-73.

5. Дрозд, К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования: Учебник и практикум для академического бакалавриата / К. В. Дрозд. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство «Юрайт», 2017. - 329 с.

6. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов / М. И. Еникеев. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2001. - 611 с.

7 Конышева, А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку /

A. В. Конышева. - СПб.: КАРО, 2008. - 179 с.

8. Кукушин, В. С. Иностранные языки. Сценарии творческих уроков /

B. С. Кукушин. - М.: МарТ, 2005. - 128 с.

9. Митина, Ю. С. Природа эмоций: вопросы теории / Ю. С. Митина, Е. В. Потменская // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. — 2019. — № 3 (49). - С. 93-96.

10. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. - М.: Русский язык, 1977. - 214 с.

11. Патрушева, И. В. Психология и педагогика игры: Учебное пособие для среднего профессионального образования / И. В. Патрушева. - М.: Издательство «Юрайт», 2023. - 130 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Пучкова, Ю. Я. Игры на уроках английского языка: Методическое пособие / Ю. Я. Пучкова. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Типография ИПО профсоюзов Профиздат», 2005. - 78 с.

13. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (из опыта работы): Пособие для учителя / М. Ф. Стронин. - М.: Просвещение, 1981. - 112 с.

14. Izard, С. E. The Psychology of Emotions (Emotions, Personality, and Psychotherapy) / C. E. Izard. - New York: Plenum Press, 1991. - 460 p.

УДК 373.3+37.022

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Шкварова Е. К., Потменская Е. В. Применение эмоционально-игрового подхода в формировании коммуникативной успешности младших школьников на уроках иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 4 (20) / декабрь. - С. 71-79. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/ kvo407/

Ekaterina K. Shkvarova

Immanuel Kant Baltic Federal University Kaliningrad, Russia

Elena V. Potmenskaya

Immanuel Kant Baltic Federal University Kaliningrad, Russia

Application of the emotional game approach in the formation of communication success of primary schoolchildren in foreign language classes

Abstract. The aim of the article is a study of the application of the emotional game approach as the communication success of primary schoolchildren in foreign language classes. The trial hypothesis is a supposition that the application of the emotional game approach in foreign language teaching can affect the effectiveness of the communication success formation of primary schoolchildren. The research approaches are analysis, synthesis, comparison, educational experiment. The research results prove the necessity of using the emotionally game approach

Статья поступила в редакцию 25.08.2023; одобрена после рецензирования 09.11.2023; принята к публикации 28.11.2023.

as an effective means of the communication success formation of primary schoolchildren. The article demonstrates the communicative effectiveness on the primary educational level is a basis for the formation of developed, highly-educated personality, having complex perception about the surrounding world. For achieving a high level of communicative effectiveness among primary schoolchildren teachers should create psychological and pedagogical conditions for their self-education and for getting an experience of positive communicative interaction. The emotional game approach in the process of foreign languages teaching within the school program is identified to encourage a consolidation of gained knowledge, training the pronunciation and speaking, creation a positive atmosphere in class. The application of the emotional game approach is proved to provide the formation of primary schoolchildren motivation for studying, it develops their concentra -tion and curiosity, improves their mental activity.

Keywords: communication success, emotional game approach, foreign language, primary schoolchild.

The article was submitted 25.08.2023; approved after reviewing 09.11.2023; accepted for publication 28.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.