Научная статья на тему 'Применение элеватора при перело мах скуловой кости и дуги'

Применение элеватора при перело мах скуловой кости и дуги Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
265
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение элеватора при перело мах скуловой кости и дуги»

Журнал Национального научного центра хирургии им. А.Н. Сызганова

115

данных заболеваний и повышение онкологической настороженности врачей.

Результаты исследования

Как показали наши, исследования, на УЗИ, находят отображение все анатомические структуры околоушно-жевательной и подчелюстной областей. Вслед за мягкими тканями околоушные и подчелюстные слюнные железы визуализируются в виде гомогенной зоны, повторяющей анатомическую форму исследуемого органа. При увеличении мощности ультразвукового излучения от паренхимы околоушной слюнной железы регистрировались единичные отражения, обусловленные сосудами, нервами и перегородками их фасций. УЗИ размеров околоушной слюнной железы показала, что они непосредственно зависят от возраста и конституциональных особенностей пациента.

При различных патологических процессах в слюнных железах на эхограммах выявились изменения, связанные с нарушением их анатомической формы — контура, размеров и акустической характеристики внутренней структуры. Установлен ряд эхографических признаков, с помощью которых можно проводить дифференциальную диагностику опухолевых и неопухолевых заболеваний.

Следует отметить, что слюнные железы были увеличены у всех больных. Для злокачественных опухолей слюнных желез характерно нарушение целостности капсулы, а в паренхиме наблюдались одно или несколько очаговых образований неправильной формы с нечеткими контурами и неоднородной внутренней структурой Вовлечение в патологический процесс кожи, подкожной жировой клетчатки и нервов наблюдаюсь у 88,6% больных.

При доброкачественных новообразованиях слюнных желез капсула была не изменена (92,7%), очаговые поражения паренхимы отмечались в 98,2 % наблюдений. Опухолевые узлы имели правильную форму (87,1 %), четкую границу (93,6 %) и однородную структуру (83,4 %). Деформация окружающих тканей выявлена только у 8,2 % больных

Диагностика кист с помощью УЗИ не представляла особых трудностей, так как при этом капсула железы в большинстве случаев не была изменена, в паренхиме четко выявлялась

эхосвободная зона (88,8 %). Кисты выделялись как полостные образования (94,4 %) правильной формы (88,9%). Поглощение ультразвука в кистозных образованиях было незначительным, а окружающие ткани оставались без изменений.

Для воспалительных процессов слюнных желез на УЗИ были характерны утолщение капсулы (76,1 %), диффузное поражение железы (85,7 %) с однородной структурой. В воспалительный процесс вовлекались окружающие ткани у 71,5% обследованных.

Комплексное клинико-эхографическое исследование позволило правильно диагностировать злокачественные опухоли слюнных желез у 50 (94,4 ±3,3%) из 53 больных, доброкачественные новообразования — у 101 (92,6+2,5%) из 109 и воспалительные процессы — у 18 из 21. Эхография была особенно информативной в распознавании кист , инародных тел (стебель травы и камней)слюнных желез — они были правильно диагностированы у всех 18 больных.

Вывод

Таким образом, эхография — высокоинформативный метод диагностики опухолей и воспалительных заболеваний слюнных желез. Простота исследования, доступность его на всех этапах оказания медицинской помощи позволяет рекомендовать применение УЗИ в амбулаторно-поликлинических условиях для дифференциальной диагностики заболеваний слюнных желез.

Литература

1. Бембеев В. Б., Клименко В. А., Латаев П. И. и др.//Воен.-мед. журн. — 1984. — № 5. — С. 54—56.

2. Доценко А. Н, Афанасьев В. В., Налиткин А. А. //Мед. радиол. — 1985. — № 12. — С. 69—74.

3. Нахутина Э. М. Ультразвук в диагностике заболеваний слюнных желез: Автореф. дис. канд. мед. наук. —М., 1974.

4. Пачес А. И. Опухоли головы и шеи. — М., 1983.

5. Фазылов А. А., Аляви Ф. Л., Дусмуратов А. М. и др. Комплексное ультразвуковое исследование при опухолях головы и шеи: Метод, рекомендации. — Ташкент, 1984.

6. 6.Статические данные кабинета УЗИ ГКП на ПХВ Областная больница.

Применение элеватора при переломах скуловой кости и дуги

Касеинов И.М., Бекбулатов Г.О.

ГКП на ПХВ «Областная больница» г. Талдыкорган

В 1967 г. в клинике кафедры госпитальной хирургической стоматологии был разработан элеватор для вправления скуловой кости и дуги. О первом опыте применения элеватора сообщалось ранее (И. С. Карапетян). В отделнии челюстно-лицевой хирургии областной больницы за период с 2009 по 2011 г было принято 216 больных (25 женщин в возрасте от 15 до 55 лет и 191 мужчин в возрасте от 15 до 66 лет) с переломами скуловой кости и дуги по ургентным показаниям. Больных с переломами скуловой кости со смещением было 122, с переломами скуловой дуги — 38, с переломами скуловой кости и дуги — 56. Обычно, скуловую кость или дугу вправляли в срок от 1 до 10 дней после травмы. У 8 больных вправление скуловой кости было произведено более чем через 10 дней после травмы и результаты оказались удовлетворительными. Вправление отломков при переломах скуловой кости и дуги производили под общим (у 7 больных) и местным (у 209 больных) обезболиванием. Местную анестезию производили введением 10 мл 2 % раствора лидокаина. Раствор вводили по переходной складке у верхнего второго моляра в подвисочную область. В области чешуи височной кости и у каждого угла глазницы экстраорально вводили около 10 мл раствора. Через 5—7 мин через разрез по переходной складке в проекции 6—7 верхних зубов вводили

бранш элеватора в подвисочное пространство. Элеватор проводили под смещенные участки скуловой кости и скуловой дуги, достигая чешуи височной кости. Полусферой рабочей части инструмента упирались в чешуи височной кости и медленно отводили ручку элеватора в наружу; при этом металлическим стержнем, который соединяет рабочую часть инструмента с его ручкой, приподнимали фрагменты кости и сопоставляли их в анатомически адекватном положении. При изолированном переломе скуловой дуги, как показывает опыт, нет необходимости продвигать элеватор до упора в чешую височной кости, приподнимать смещенные отломки скуловой дуги можно концом элеватора, как рекомендовал Wielage.

После произведенной репозиции обычно не возникало необходимости в специальной фиксации отломков. Однако у 36 больных при раздроблении стенок верхнечелюстной пазухи возникала необходимость удерживать скуловую кость в правильном положении йодоформным тампоном, введенным в верхнечелюстную пазуху после вскрытия ее передней стенки. При этом показано создание контрапертуры в нижний носовой ход. Удаление йодоформного тампона производили в период от 7 до 10 сут. Осложнений, связанных с применением элеватора и анестетика лидокайна, ни в ближайшее, ни в отдаленное

116

Вестник хирургии Казахстана №1, 2012

время не отмечено. У большинства больных получены хорошие ближайшие и отдаленные результаты. Однако у 8 больных, которым вправление производилось позже чем через 1 месяц после травмы, получены удовлетворительные результаты. У них функциональных изменений по выздоровлении не отмечалось, но имелась небольшая деформация в скуловой области. Эта деформация связана с тем, что иногда (у 4 больных) не удавалось удержать отломки после вправления скуловой дуги и скуловой кости в правильном положении

Вывод

Данный метод лечения доступный, не требует дополнительных инструментов и малотраватичный для больного.

Литература

1.Карапетян И.С-Стоматология 1971г.

2. Карапетян И.С-Стоматология 1982г.

Методы диагностики и лечения больных с острыми перфорациями и инородными телами верхнечелюстных пазух

Касеинов И.М., Бекбулатов Г.О.

ГКП на ПХВ «Областная больница» г. Талдыкорган

Проблема лечения больных с острыми перфорациями и инородными телами верхнечелюстных пазух остается актуальной. Количество больных с данной патологией, несмотря на достигнутые успехи в профилактике стоматологических заболеваний, имеет стойкую тенденцию к росту.

Применяемые методы диагностики и лечения больных с острыми перфорациями и инородными телами верхнечелюстных пазух позволяет добиться хороших результатов лечения, предупредить развитие послеоперационных осложнений, уменьшить экономические затраты и нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Лечение больных, как правило, осуществляется в условиях стационара. Чаще всего производится радикальная операция на верхнечелюстной пазухе. Количество послеоперационных осложнений, по сведениям различных авторов, колеблется от 10 до 20%.

Целью настоящей

работы является дальнейшее совершенствование методов диагностики и лечения больных с острыми перфорациями и инородными телами верхнечелюстных пазух.

Материал и методика

Под нашим наблюдением находилось 63 больных мужского и женского пола в возрасте от 17 до 72 лет с острыми перфорациями и инородными телами верхнечелюстных пазух. Операция извлечения инородного тела (корня удаляемого зуба) с пластикой перфорационного отверстия произведена у 90 % больных впервые 10 дней после возникшего осложнения, и, у 2 % в сроки от 10и более дней, и, 8% просто пластика перфорационного отверстия.

По нашим данным, во время операции удаления зуба в верхнечелюстную пазуху проталкиваются корни первых (62,3 %), и, вторых (27,6 %) моляров, вторых (5,8 %) и первых (2,9 %) премоляров, зубов мудрости (1,4 %).

В условиях стационара к хирургическому вмешательству приступали после обследования больных. С этой целью проводили панорамную рентгенографию внутриротовой в зоне проекции перфорационного отверстия для оценки состояния слизистой оболочки и установления локализации инородного тела.

Больных с острыми перфорациями, инородными телами верхнечелюстных пазух и ороантральными свищами при значительных патологических изменениях слизистой оболочки производилась операция - радикальная гайморотомия с пластикой перфорационного отверстия, с извлечением инородного тела. С этой целью нами разработан и на протяжении многих лет успешно применяется на практике новый способ извлечения

корня зуба из верхнечелюстной пазухи, и выведение конца йодоформенной турунды.

Сущность способа заключается в следующем. Перед операцией всем больным производится антисептическая обработка верхнечелюстной пазухи. При помощи бора или хирургической фрезы (под охлаждением их 0,04% раствором хлоргексидина биглюконата) производится перфорационное отверствие в области «собачьей ямки». В пазуху вводится стерильный бинт до полного ее заполнения, и оставляя свободным место для предполагаемого места нахождения инородного тела. Данный метод позволяет ограничить круг поиска и быстрому обнаружению инородного тела, а также не позволяет ему сместиться.

После обнаружения инородного тела производиться удаление слизистой оболочки и грануляционной ткани из лунки, пазух промывается традиционным методом. Затем пазух заполняется иодоформенной турундой рыхло, и конец турунды выводится из искусственно созданного перфорационного отверстия в области «собачьей ямки» в полость рта. Пластика перфорационных отверстий и ороантральных свищей проводится местными тканями (мобилизуется слизисто-надкостничный покров альвеолярного отростка и слизистой оболочки щеки). Выкраивается трапециевидный лоскут со щеки и альвеолярного отростка верхней челюсти вместе с надкостницей. Накладывается П-образный шов из капрона и производится поперечный надрез надкостницы для создания подвижности лоскута. Лоскут с помощью П-образного шва зашивается к слизистой оболочке небной стороны, предварительно освежив края раны. Рана зашивается непрерывным швом кетгутом. Конец иодоформенной турунды оставляем в полости рта, укорачивая, фиксируем кетгутом к ране.

В зависимости от состояния слизистой оболочки гайморовой пазухи и от срока обращения больного, иодоформенная турунда удаляется в течение от 3 до 7 суток после операции.

В послеоперационном периоде проводится консервативное лечение. На 2-е сутки после операции назначаются УВЧ-, СВЧ-терапия. В полость носа в течение недели вводятся сосудосуживающие препараты в виде аппликаций. Учитывая высокую степень эффективности иодоформенной турунды, антибиотики чередуются с сульфаниламидными препаратами. Особое внимание уделяем гигиене полости рта.

Результаты исследования.

Клинические наблюдения показали, что у больных после использования предложенных нами методов лечения боль и отек мягких тканей исчезали на 3-4 сутки. У 62больных наблюдалось первичное заживление ран. Отдаленные результаты (от 3 мес. до 5 лет) прослежены у 48 больных. Сроки временной нетрудоспособности у больных, получавших лечение в стационаре составили 8-10 дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.