Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/21PDMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Буджалова Т. А. Применение элементов укрупнения дидактических единиц на уроках английского языка в условиях среднего профессионального образования // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/21PDMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Budzhalova T.A. (2019). The use of elements of the enlargement of didactic units in English lessons in secondary vocational education. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/21PDMN519.pdf (in Russian)
УДК 377.02:811.111 ББК Ш143.21+Ч447.026
Буджалова Татьяна Анатольевна
ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» Башантинский колледж имени Ф.Г. Попова, Городовиковск, Россия
Преподаватель иностранных языков E-mail: Budzhalova-08@yandex.ru
Применение элементов укрупнения дидактических единиц на уроках английского языка в условиях среднего профессионального образования
Аннотация. В статье ставится задача рассмотреть эффект применения элементов укрупнения дидактических единиц на уроках иностранного языка способствует значительному увеличению объема изучаемого учебного материала, снижает нагрузку на обучающегося. Учебный материал подается крупными блоками, что вызывает большой интерес к усвоению знаний на уроках английского языка. При использовании элементов укрупнения дидактических единиц создаются условия для развития познавательных способностей у детей, интеллекта и творческого потенциала. На основе проведенного исследования автор доказывает, что конструирование блоков на уроках английского языка ускоряет процесс обучения иностранному языку.
Ключевые слова: методика укрупнения дидактических единиц; урок английского языка; учебный материал; блоки; целостные группы; взаимосвязанные понятия; системные знания; познавательная деятельность; интегрирование урока; педагогические системы развивающего обучения
В исследованиях последних лет при анализе причин трудностей обучения английскому языку больше внимания стало уделяться особенностям развития восприятия обучающегося. Ученые и методисты ищут наиболее эффективные пути обучения языку. Это ставит перед современной педагогикой сложную задачу поиска современной педагогической технологии, способной облегчить задачу формирования англоязычного вокабуляра и повысить эффективность процесса обучения иностранному языку. Четкость, простота и доступность изложения учебного материала - это одно из непременных условий, без которых невозможно эффективное обучение иностранному языку.
https:// mir-nauki. com
В современных образовательных заведениях применяется множество технологий, направленных на успешное обучение, чтобы студент мог решать любые проблемы и задачи, ориентироваться в любых ситуациях.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться больших результатов в обучении студентов английскому языку, является методика укрупнения дидактических единиц (УДЕ), разработанная Пюрвя Мучкаевичем Эрдниевым - академиком Российской академии образования, заслуженным деятелем науки РСФСР.
Под технологией укрупнения дидактических единиц в данное время понимают технологию обучения, обеспечивающую формирование знаний у студентов с помощью активизации подсознательных механизмов переработки информации посредством сближения во времени и пространстве взаимодействующих компонентов знания [1].
В основу технологии УДЕ заложены открытия великих русских ученых И.П. Павлова, П.К. Анохина, Ж. Пиаже.
Известный тезис И.П. Павлова: «Наше общее понятие (категория) противоположения есть одно из основных и необходимых общих понятий, облегчающее упорядочивание и даже делающие вместе с другими общими понятиями наше здоровое мышление» явился началом разработки методики УДЕ [2].
Анализ литературы по УДЕ способствует выдвижению гипотезы, что в случае применения элементов методики УДЕ на уроках английского языка происходит активизация мыслительной деятельности студентов. Студент учится самостоятельно формулировать вопрос, выделять главное, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, анализировать проблему.
Данная методика основана на подаче учебного материала блоками, одновременным изучением взаимосвязанных тем, действий, явлений. Главной особенностью содержания технологии УДЕ является перестройка традиционного дидактического учебного материала как внутри учебных предметов, так и внутри блока родственных предметов. Для данной методики важно, чтобы в содержании системных знаний предыдущие и последующие во времени звенья имели как можно больше общих носителей информации [5].
Одна из основных целей технологии - создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение интеллектуального кругозора [8].
В основу УДЕ положен принцип ускоренного обучения и усвоения учебного материала.
В соответствии с этими принципами осуществляется конструирование новых блоков знаний, таким образом, происходит переход от дробности к обучению системным знаниям.
Технология УДЕ обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти. Блочная подача материала на уроке позволяет ребятам запоминать большие объемы информации в пределах одного занятия. Именно эти ее качества необходимы при изучении иностранных языков и способствуют более быстрому усвоению материала [3].
Использование принципов данной технологии предполагает вооружение студентов глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками. При подаче материала на уроках английского языка в средних профессиональных образовательных учреждениях преподаватель часто сталкивается с проблемой нехватки времени. Решению ее способствует подача теоретического материала укрупненными, логически завершенными частями, с опорой на
https:// mir-nauki. com
обобщающие таблицы, усвоение знаний и формирование навыков, четкая и продуманная система уроков развития речи [4].
Так, при прохождении темы «Страноведение» нами применялась блочная подача материала. Данный блок включает в себя нескольких тем: "The Russian Federation", "The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland", "The United States of America", " Canada and Australia", "Scotland" и другие. Они, в свою очередь, состоят из под тем: "Geographical Position", "Climate", "Population", "Capital", "The Largest Cities", "Educational System", "Holidays"? "Traditions and customs" и др. Например: при изучении темы "The Russian Federation", помимо нашей страны происходит знакомство студентов с родной Калмыкией, ее географическим положением, климатом, флорой, фауной, столицей, национальными праздниками и т. д. После прохождения блока для закрепления материала и систематизации знаний студентов применялись схемы, матрицы, обобщающие таблицы по страноведению.
Традиционно система укрупненных дидактических единиц используется на уроках математики. Однако некоторые элементы данной методики можно применять и на занятиях английского языка:
1. Совместное и одновременное изучение родственных разделов, аналогичных или противоположных понятий и операций. При прохождении темы по грамматике «Личные формы английского глагола» одновременно я знакомлю ребят с неличными формами ("Thelnfinitive, TheGerund, TheParticiple").
2. Укрупнение исходного упражнения посредством самостоятельного составления студентом новых заданий. Работая с текстом, ребята, помимо перевода и анализа, составляют самостоятельно вопросы к нему и отвечают на них попеременно в парах.
3. Блочная подача материала. Не секрет, что в современных учебниках по разным главам или даже по разным курсам разведены те понятия и темы, которые лучше изучать вместе. Так, например, на занятиях я даю блоками такие темы по грамматике как: «Степени сравнения прилагательных и наречий», «Определённый и неопределённые артикли», «Временные формы глагола», «Пассивный залог», «Модальные глаголы и их эквиваленты» и т. д. Студенты с большим интересом знакомятся с этими темами, объединёнными в один блок, и запоминают полученную информацию намного качественнее. Блок пройден, основная мысль схвачена, и ребята не боятся, что они не поймут что-то или отстанут.
4. Достижение системности знаний.
5. Подача информации в образно-наглядной форме (схемы, таблицы, графики, изображения).
6. Интегрированные уроки. Одной из форм технологии УДЕ являются интегрированные уроки, т. е. сочетание на одном занятии 2-3-х разных предметов. Интегрирование экономит учебное время и позволяет успешно усваивать учебный материал. Интегрирование применяется в рамках одного предмета, где предполагается привлечение сведений другого раздела или одновременная подача материала по нескольким предметам: английский язык - экология, английский язык - география, английский язык - физика.
7. Деформированные задания. Применение деформированных текстов является одним из видов работ по технологии УДЕ. Так, при прохождении темы «Видовременные формы глаголов» я даю деформированные тексты, где ребята сами ставят глаголы в правильном времени, числе, залоге. Например: Criminal Law (есть) that part of the law which (характеризовать) certain kinds of wrongdoings as offences against the State and punishable by the State. For example, (совершать) murder (есть) an offence against the State because it (нарушать) the public peace and security, so the action (пресекаться) by the State...
8. Матрица вносит не только системность в знания, но и помогает добыть недостающую информацию (свертывание информации и ее развертывание. Анализ и синтез).
Укрупненный подход при изучении английского языка выражается в максимальном привлечении средств систематизации и обобщения знаний в виде схем, опорных конспектов, таблиц, карт, позволяющих наглядно показать изучаемый материал [7].
Подводя итоги, необходимо отметить, что при применении методики УДЕ на уроках английского языка заметно повышается качество знаний, при том, что учебное время по сравнению с существующими нормами сокращается в среднем на 15-20 %. Успешное применение элементов методики УДЕ развивает логическое мышление студентов, учит их приемам свертывания и развертывания информации, повышает успеваемость и мотивацию студентов.
Результативность успеваемости и качества знаний студентов при применении элементов методики УДЕ на уроках иностранного языка установлена путем проведения сравнительного анализа.
Так, при применении элементов методики УДЕ на уроках английского языка успеваемость студентов составила 100 %, качество знаний - 65 %, что намного выше, чем в прошлые годы. Достигнутые результаты доказывают эффективность применения элементов УДЕ на уроках иностранного языка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Эрдниев П.М. О структуре дидактической единицы усвоения знаний // Вестник высшей школы. - 1968. - № 10.
2. Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах: Опыт обучения методом укрупнения дидактических единиц. - М.: Педагогика, 1979.
3. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. - М.: Просвещение, 1986.
4. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. - М.: Педагогика, 1988.
5. Эрдниев П.М. Укрупнённые дидактические единицы на уроках математики в 12-м классах. - М.: Просвещение, 1992.
6. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Обучение математике в школе. - М.: Просвещение, 1996.
7. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2004.
8. Мунчинова Л.Д. Одновременное изучение противоположных и сходных физических явлений (процессов) // учёба 1,97 с. 20.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
10. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика / А.Н. Щукин. -М.: Филоматис, 2008. - 480 с.
11. Щукин, А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы) / А.Н. Щукин. - М.: ВК, 2012. - 336 с.
Budzhalova Tat'yana Anatol'evna
Kalmyk state university named after B.B. Gorodovikova Bashantinsky college named after F.G. Popova, Gorodovikovsk, Russia
E-mail: Budzhalova-08@yandex.ru
The use of elements of the enlargement of didactic units in English lessons in secondary vocational education
Abstract. The task of the article is to consider the effect of the use of elements of the enlargement of didactic units in the lessons of a foreign language, which contributes to a significant increase in the volume of study material, reduces the burden on the student. The training material is presented in large blocks, which causes great interest in mastering knowledge in English classes. When using the elements of the enlargement of didactic units, conditions are created for the development of cognitive abilities in children, intelligence and creativity. Based on the study, the author proves that the construction of blocks in English lessons accelerates the process of teaching a foreign language.
Keywords: methods of enlarging didactic units; English lesson; educational material; blocks; integral groups; interconnected concepts; system knowledge; cognitive activity; lesson integration; educational development educational systems