Научная статья на тему 'Принципы развития обучаемости школьников с использованием технологии укрупнения дидактических единиц'

Принципы развития обучаемости школьников с использованием технологии укрупнения дидактических единиц Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
590
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Н. И.

Рассматривается проблема обоснования и разработки системы дидактических принципов, способствующих реализации возможностей технологии укрупнения дидактических единиц в целях развития обучаемости школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principles of enhancing students' learning capacity using enlarged didactic units

This article considers the problem of substantiation and development of the system of didactic principles, facilitating the use of the enlarged didactic units and aiming at increasing the student learning capacity.

Текст научной работы на тему «Принципы развития обучаемости школьников с использованием технологии укрупнения дидактических единиц»

Принципы развития обучаемости школьников

УДК 74

Н. И. Шевченко

ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УКРУПНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ

Рассматривается проблема обоснования и разработки системы дидактических принципов, способствующих реализации возможностей технологии укрупнения дидактических единиц в целях развития обучаемости школьников.

This article considers the problem of substantiation and development of the system of didactic principles, facilitating the use of the enlarged didactic units and aiming at increasing the student learning capacity.

Лктивный процесс информатизации общества ставит перед педагогической наукой задачу разработки таких технологий обучения, которые обеспечили бы развитие у школьников способностей, позволяющих им активно овладевать знаниями. Эффективность обучения зависит от уровня развития индивидуальных особенностей учащихся, от обучаемости, т. е. способности к усвоению знаний и способов учебной деятельности, проявляющейся в степени легкости и быстроты, с которой приобретаются знания и осуществляется овладение приемами.

Учебный процесс, сочетающий общеобразовательную, а с переходом на профильное обучение и профессиональную подготовку учащихся, отличается сложностью, информационной насыщенностью, проявлением разносторонней интеллектуальной и практической деятельности обучающихся. Иными словами, современный учебный процесс обладает объективной тенденцией к укрупнению. В этом плане особый интерес представляет теория и методика укрупнения дидактических единиц (УДЕ), разработанная и экспериментально проверенная на материале изучения математики профессором П. М. Эрдниевым. Теория УДЕ представляет собой систему крупноблочного построения программного материала. Ее ядром является положение об укрупненном подходе к организации содержания учебного материала, согласно которому, рассматривая взаимосвязи и взаимопереходы, следует выделить крупными блоками целостные группы родственных единиц этого содержания.

Постановка педагогической цели — развитие обучаемости школьников — ориентирует на разработку системы дидактических принципов, которые в совокупности способствуют реализации возможностей технологии УДЕ в развитии компонентов обучаемости. Важность решения обозначенной проблемы определяется также отсутствием в концепции П. В. Эрдниева методической системы УДЕ четко сформулированных дидактических принципов. В трактовке П. В. Эрдниева теоре-

1QS

Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 5. Педагогические и психологические науки. С. 103-105.

104

тические положения — требования к организации учебного материала в процессе обучения — получили название «методический прием». К таким приемам организации усвоения знаний относятся: сближение во времени и пространстве; совместное изучение противоположных и сходных понятий, действий, операций, взаимосвязанных тем и разделов учебной программы; обеспечение единства процессов решения и составления задач; применение деформированных упражнений; переключение хода мысли с прямого на обратный, подача информации одновременно на нескольких кодах (рисуночном, числовом, символическом, словесном и др.) [1, с. 4].

Специфика учебно-познавательной деятельности школьников, организованной с использованием технологии УДЕ, состоит в максимальной самостоятельности учащихся в формулировании проблемы, поиска пути ее решения с опорой на существующие взаимосвязанные элементы содержания предмета. Указанная особенность учебной деятельности является важнейшим обоснованием для отбора дидактических принципов процесса обучения, организованного с применением технологии УДЕ.

Каковы эти принципы? Анализ исследований о принципах современного процесса обучения с целью саморазвития творческой личности [1, с. 120 — 125], изучение содержания данных принципов, соотнесение их с сущностью обучаемости школьников и технологии УДЕ позволили выделить наиболее существенные из них: принцип системности знаний; принцип генерализации информации; принцип обращения структуры упражнений; принцип перехода педагогического управления в самоуправление учащихся. Названные принципы отражают структуру процесса обучения и последовательность организации учебно-познавательной деятельности школьников: от восприятия

учебной информации через творческое ее преобразование к самопроверке и самооценке.

Принцип системности знаний базируется на следующей закономерности: знания учащихся приобретают системные качества, а не становятся неорганизованным набором сведений, если освоение знаний осуществляется укрупненными порциями, и элементы знания образуют укрупненную единицу усвоения лишь благодаря многообразным связям между этими элементами. Систематическое и целенаправленное сопоставление сходных понятий, процессов, физических явлений расширяет возможности творческого усвоения знаний, развивает способность учащихся мыслить симультанно, т.е. одновременно охватывать несколько объектов в их взаимосвязи, самостоятельно извлекая при этом новую информацию, что ведет к развитию таких компонентов обучаемости, как обобщенность и осознанность мыслительной деятельности.

Принцип генерализации информации реализуется в процессе учебной деятельности в целях саморазвития творческих способностей личности. Поскольку поток информации научных знаний в мире с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии, то в любом виде учебной деятельности, в том числе и творческой, возникает потребность ее уплотнения — генерализации, которая реализуется через совокупность сле-

Принципы развития обучаемости школьников

дующих правил: уделять внимание применению общеучебных умений, искать общие способы, подходы решения творческих задач; использовать схемы, планы, таблицы. Применение данных правил организации учебной деятельности ведет к развитию устойчивости мыслительной деятельности — одного из основных компонентов обучаемости.

Принцип обращения структуры упражнений базируется на закономерности, установленной физиологами: в основе всей психической деятельности находятся циклические, кольцевые процессы, поток информации проходит по замкнутым путям [1, с 198]. Принцип обращения структуры упражнений реализуется через следующие правила: в систему упражнений должны включаться деформированные, обращенные задания; составление обратных задач, когда искомым элементом последовательно выступает каждый элемент данного выражения (данной задачи). Использование данного принципа ведет к развитию такого компонента обучаемости, как гибкость мыслительной деятельности.

Принцип перехода педагогического управления в самоуправление учащихся в учебной деятельности непосредственно связан с развитием важного компонента обучаемости — самостоятельности мышления — и опирается на следующую закономерность: в развитии творческих способностей учащихся достигается тем большая эффективность, чем больше используются возможности и средства самоуправления учащихся.

Таким образом, применение рассмотренных принципов способствует развитию таких свойств мыслительной деятельности, как обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость и самостоятельность, которые и составляют интеллектуальное «ядро» обучаемости.

Теория УДЕ используется не только в обучении школьников, ее творческий потенциал возрастает в системе вузовского образования. Например, в учебнике «Педагогика» для вузов под редакцией И. П. Подласова учебный материал излагается по принципу укрупнения дидактических единиц. «Такая структура, — объясняет автор, — помогает усвоить логику и главные идеи изучаемого материала, вырабатывает умения причинно-следственного мышления» [2, с 4]. Очевидно, что идеи УДЕ будут еще более востребованы в связи с усилением процессов интеграции образования, включением в учебный план «родственных» предметов, связанных между собой, с попыткой создать надпредметные учебные курсы.

Список литературы

1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996.

2. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.

3. Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986.

Об авторе

105

Н. И. Шевченко — зам. директора, МУ СОШ № 31, nil4325@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.