Научная статья на тему 'Применение экономико-математических методов при анализе качества информационных образовательных систем'

Применение экономико-математических методов при анализе качества информационных образовательных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котлярова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение экономико-математических методов при анализе качества информационных образовательных систем»

Н.А.Котлярова

ПРИМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ АНАЛИЗЕ КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

В последнее время все более остро встает вопрос конкуренции между высшими учебными заведениями на российском рынке образовательных услуг.

В любом бизнесе, в том числе и в образовательном, приобретение дополнительных конкурентных преимуществ является одной из важнейших задач, от решения которой напрямую зависит дальнейшее процветание, а иногда и выживание организации.

Переходом на новый уровень организации учебного процесса является появление такой системы образования, которая повысит качество образования, предоставив потребителям дополнительные возможности, так как сегодня качество образования не соответствует ожиданием потребителей, потому что не полностью удовлетворяет их потребности.

При решении проблемы оценки качества и выбора необходимо по возможности максимально учитывать потребности и предпочтения всех категорий пользователей образовательной среды для конкретной образовательной организации. Определив конкретные требования к информационной образовательной системе, организация (вуз) может принять решение о выборе той или иной системы, или формирования собственной. Предлагаемые методы позволяют не только снизить время на анализ и выбор необходимой образовательной системы, но и повысить качество образовательного процесса за счет правильного выбора информационной образовательной системы.

В образовательной сфере выделяют следующие информационные образовательные системы (таблица 1):

Таблица 1. - Характеристика информационных образовательных систем

Наименование ИОС Обозначе- ние ИОС Характеристика

Традиционная система образования

Sl Основными элементами обучения являются: преподаватель; аудитория (лаборатория) в том или ином виде; учебные материалы по изучаемому курсу; библиотека как накопитель и хранитель знаний. В центре обучения - преподаватель, студенты играют пассивную роль на занятиях, суть обучения - передача знаний.

Кейсовая система - Б2

Продолжение таблицы 1

Гарвардская кей-совая система S2.1 Кейсы представляют собой документированные ситуации из мира бизнеса. Ценность методики в том, что можно применить полученные знания, проанализировать факты, сделать выводы, учась не “на своей шкуре”, а заочно. То есть главной особенностью и преимуществом такой системы является при изучении кейса существование реальной фирмы с проблемной ситуацией. Российская кейсовая система отличается от гарвардской тем, что наши кейсы представляют собой вариант «кейс-методичка», в которой если и описаны реальные экономические процессы, то, как правило, они натянуты на «правильную методику», работающую в лабораторных условиях.

Российская мини - кейсовая система .2 2. S

Системы видеоконференций - S3

Персональные (настольные) видеоконференции [1]

Intel ProShare S3.1 Системы программно-аппаратного типа, поддерживающие диалог двух участников. Для проведения конференции необходим персональный компьютер с мультимедийными возможностями и канал связи (например, локальная сеть). Персональные системы обычно выполняются как приложения для Windows с видеоизображением в небольшом окне, помещенном на рабочем столе. Кроме традиционной двухсторонней звуковой и видеосвязи, эти системы, как правило, оснащены возможностями, облегчающими совместное использование данных, разделяемых приложений и документов (например, "двустороннее" редактирование документа или электронной таблицы). Недостатками персональной видеоконференции, ярко проявляющимися в системе образования, являются: невысокое качество видеоизображения и отсутствие возможности для общения большого числа участников.

PictureTel <N 3. S

Whiteboard S3.3

Групповые видеоконференции

ISABEL S3.4 Групповые видеоконференции используются для взаимодействия больших и средних групп пользователей. Благодаря высокому качеству видеоизображения можно осуществлять обмен и просмотр документов, отображение которых в персональных видеоконференциях не представляется возможным. Поэтому групповые ВК наиболее продуктивны при проведении групповых занятий (лекций, семинаров, групповых консультаций и пр.) в системе образования. Групповые видеоконференции хорошо подходят для проведения дискуссий и выступлений, то есть там, где участник (преподаватель) не может присутствовать лично.

DiViSyED21 S3.5

ViaVideo S3.6

Escort 25PRO S3.7

Студийные видеоконференции[2]

Продолжение таблицы 1

DiViSyVC21

S3

Системы высшего класса, реализованные преимущественно аппаратными средствами. Для создания студийных видеоконференций необходимы: высококлассное специализированное оборудование (студийные камеры, звуковое и контрольное оборудование, мониторы) и максимальная пропускная способность каналов связи (доступ к каналам спутниковой и оптоволоконной связи). Считается, что проведение студийных видеоконференций в системе образования не рационально из-за их сложности и высокой стоимости. Такие видеоконференции используются для решения задач, требующих максимума возможностей с точки зрения организации обработки информации большим числом людей. Типичный пример таких видеоконференций - телемосты._________________________________

Docent S4.i

BlackBoard S42

ПРОМЕТЕЙ S43

Leaming$paoe 5.0 S4.4

WebCT S45

eLeaningSeruer3000 S46

ОРОКС S47

WebTukr S48

Distance Learning SUdio S49

NauLearning S4.10

Сетевые или e-learning системы - S4[3]

Системы, основанные на Интернет - технологиях (МОО, MUD, IRC, WWW, FTP, E-mail, listserv). Особенностью систем является доступ к обучению в любое время и в любом месте. В системе электронного обучения студентам доступны электронные учебные курсы по изучаемым дисциплинам.

Решение задачи оценки качества ИОС и определение рациональных вариантов их применения невозможны без синтеза знаний и опыта экспертов, специализирующихся в различных областях, связанных с разработкой и использованием ИС.

Анализируя информационные источники,^] выделим для экспертного анализа следующие группы характеристик:

1. Функциональные (отражают основную специфику применения и степень соответствия ИОС их целевому назначению), включающие в себя функциональность самой системы (ХД рефлексивность обучения (Х2), интеграционный потенциал (Х3), гибкость (Х4);

2. Конструктивные (более универсальны и предназначены для оценки системы аспектов разработки ИОС, не зависящих от целевого назначения), включающие в себя надежность (Х5), безопасность (Х6), адаптивность (Х7),

корректность (Х8), информационную сложность системы (Х9), устойчивость (Х]о), оперативность (Хц), простоту эксплуатирования (Х12);

Но, анализируя информационные образовательные системы, следует рассматривать их не как самостоятельные единицы, а как часть организации, под которой подразумеваем образовательное учреждение. Поэтому нами была предложена еще одна группа характеристик (организационные).

3. Организационные (позволяющие рассматривать ИОС как составляющие образовательной организации), включающие в себя стоимость ИОС (Х13), степень охвата различных уровней образования (Х14), возможность продвижения на международном рынке образовательных услуг (Х15), (оказывающем влияние на социальный статус получаемой специальности), «образовательный бенчмаркинг» (применительно к данной теме можно охарактеризовать как по-

стоянный процесс изучения и оценки ИОС самых серьезных учреждений, являющихся лидерами в своих областях) (Х16), образовательный франчайзинг (Х17) показатель приоритетности (Х18).

Анализ информационных образовательных систем на таком количестве характеристик нецелесообразно, так как может привести к тому, что либо система будет обладать переизбыточностью характеристик (некоторые характе-

ристики дополняют друг друга), либо не будут учтены наиболее важные для нее.

В анализе характеристик качества участвовали 10 экспертов, в число которых входили преподаватели кафедры «Информационные технологии» РГЭУ «РИНХ» и специалисты фирмы ООО «ДонТек».

Методом непосредственной оценки (1) экспертами обозначенные характеристики были оценены по степени важности в диапазоне от 1 до 19 и про-ранжированы. Результаты ранжировки позволили выделить группу из следующих характеристик Х6, Х1, Х13, Х5, Х12, Х15, Х14.

Дальнейший анализ ИОС проведем на выделенном множестве наиболее значимых характеристик.

Одним из методов, позволяющих по универсальным правилам оказывать поддержку принятия решений, является метод анализа иерархий (2).

Составим матрицу попарных сравнений, а затем матрицу приоритетов характеристик качества, вычислим коэффициент согласованности CR, который показывает отношение согласованности матрицы к стохастическому коэффициенту согласованности, (причем чем меньше его значение, тем более степень согласованности матрицы):

CR = CL, CT = nmax - n

RI где - , я

n

RI = kО - 2)

n

В зависимости от требуемой точности значение к определяется по статистической справочной таблице (в нашем случае к=1,32).

Путем теоретических выводов определяется, что Птах ЭТО сумма произведений суммы элементов матрицы каждого столбца на весовой коэффициент соответствующей строки.

Итак, получим:

наибольшее собственное значение суждений птах = 7,766

индекс согласованности С1 = 0,128 коэффициент согласованности СЯ =

0,10

то есть получили согласованное мнение.

Далее определим лучшие системы по каждому выделенному критерию. Получаем семь матриц суждений (количество характеристик) размерностью 21 х 21 (количество ИОС), в которых определим векторы приоритетов.

Результаты суждений приведены ниже в таблице 3.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что лучшими являются системы:

1) по характеристике «Функциональность» Традиционная (Классическая) и Гарвардская кейсовая;

2) по характеристике «Стоимость» -БтБу УС21;

3) по характеристике «Надежность» - Гарвардская кейсовая;

4) по характеристике «Безопас-

ность» - Б1У18у УС21;

5) по характеристике «Простота в эксплуатации» - Гарвардская кейсовая;

6) по характеристике «Степень охвата различных уровней образования» -Гарвардская кейсовая;

7) по характеристике «Возможность продвижения на рынке образовательных услуг» - Прометей.

Проведенный содержательный анализ информационных образовательных систем позволил обобщить наиболее значимые системы.

Экспертным путем выявлены и проанализированы основные характеристики качества. Результат применения метода анализа иерархий определил лучшие системы по каждой предложенной характеристике.

Таким образом, использование вышеописанных экономико-матема-

Библиографический список

1. По материалам ИМр:/М'№'№.~ bytemag.ru

2. По материалам И^р:/М'№'№.~ divisy.ru-/product.shtml

3. По материалам «Виртуальной

распределенный университет РГЭУ «РИНХ»: исследование вариантов

структуры, инструменты реализации»

тических методов для анализа качества информационных образовательных систем привело к тому, что сформировалась группа систем, которая может и должна представлять практическую значимость в образовательном процессе.

4. По материалам http://www.nsu.-ru/archive/conf/nit/96/sect1/node9.html.

Ю.Д.Корольков. Сводная оценка качества компьютерных обучающих систем.

5. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г.

Математико-статистические методы

экспертных оценок. - М.: «Статистика», 1980. - 263 с.

6. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. — М.: Радио и связь, 1993 - 320с.

Таблица 3. - Векторы приоритетов характеристик качества

ИОС - Н О О Я А = § и я стоимость ь т с о я й о Ч я я л т с о я с « с о м о »о Простота в эксплуатации Степень охвата различных уровней образования Возможность продвижения на рынке образовательных услуг

Єї 0,154 0,042 0,011 0,012 0,02 0,039 0,018

^2.1 0,146 0,12 0,131 0,05 0,122 0,203 0,02

Є2.2 0,118 0,014 0,009 0,012 0,017 0,074 0,017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Єз.ї 0,011 0,018 0,017 0,021 0,011 0,016 0,029

Єз.2 0,01 0,021 0,018 0,022 0,017 0,016 0,023

Є3.3 0,006 0,014 0,034 0,017 0,012 0,012 0,016

Єз.4 0,025 0,041 0,043 0,038 0,027 0,021 0,03

Є3.5 0,029 0,074 0,046 0,049 0,031 0,028 0,033

Єз.6 0,017 0,031 0,037 0,04 0,031 0,021 0,03

Є3.7 0,021 0,034 0,049 0,055 0,026 0,025 0,029

Є3.8 0,03 0,106 0,11 0,147 0,035 0,011 0,036

Є4.1 0,045 0,035 0,04 0,036 0,044 0,04 0,05

Є4.2 0,026 0,029 0,028 0,058 0,032 0,051 0,063

Є4.3 0,07 0,088 0,091 0,092 0,131 0,082 0,121

Є4.4 0,05 0,08 0,07 0,082 0,098 0,074 0,096

Є4.5 0,024 0,04 0,027 0,042 0,037 0,045 0,053

Є4.6 0,071 0,063 0,06 0,083 0,093 0,071 0,089

Є4.7 0,025 0,031 0,032 0,037 0,04 0,035 0,043

Є4.8 0,038 0,033 0,042 0,038 0,049 0,041 0,062

Є4.9 0,052 0,049 0,062 0,046 0,074 0,055 0,081

Є4.10 0,032 0,038 0,044 0,021 0,052 0,039 0,061

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.