Научная статья на тему 'Приоритеты показателей принятия решений в органах внутренних дел при возникновении массовых беспорядков'

Приоритеты показателей принятия решений в органах внутренних дел при возникновении массовых беспорядков Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
177
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
показатели / принятие решений / массовые беспорядки / indicators / decision-making / mass riots

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Романов Михаил Сергеевич

Приведены результаты вычислительного эксперимента определения приорите-тов показателей для принятия решений в органах внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Рассмотрен метод расчета приоритетов показателей принятия решений на примере возникновения массовых беспорядков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF INDICATORS OF DECISION-MAKING IN LAW-ENFORCEMENT BODIES AT EMERGENCE OF MASS RIOTS

This article presents the results of computational experiments prioritization indicators for decision-making in law-enforcement bodies at emergence of force majeure are given. The method of calculating the priority indicators of decision-making on the example of the emer-gence of mass riots is considered.

Текст научной работы на тему «Приоритеты показателей принятия решений в органах внутренних дел при возникновении массовых беспорядков»

Информатика, вычислительная техника и управление

М.С. Романов

ПРИОРИТЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ

PRIORITIES OF INDICATORS OF DECISION-MAKING IN LAW-ENFORCEMENT BODIES AT EMERGENCE

OF MASS RIOTS

Приведены результаты вычислительного эксперимента определения приоритетов показателей для принятия решений в органах внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Рассмотрен метод расчета приоритетов показателей принятия решений на примере возникновения массовых беспорядков.

This article presents the results of computational experiments prioritization indicators for decision-making in law-enforcement bodies at emergence of force majeure are given. The method of calculating the priority indicators of decision-making on the example of the emergence of mass riots is considered.

Введение.

Задача повышения профессионализма управленческих кадров, формирование их организационной культуры определяет необходимость исследований механизмов принятия решений и обучения руководителей методам оптимального выбора [1]. При возникновении чрезвычайных обстоятельств (ЧО), вызванных массовыми беспорядками, возникает задача принятия решений по их ликвидации. При этом появляется необходимость выбора показателей принятия решений и их критериев.

Как показано в [2], в качестве таких показателей могут быть выбраны: время принятия решения; потери личного состава органов внутренних дел (ОВД); причиненный материальный ущерб и др. При наличии нескольких показателей задача принятия решения может быть решена либо путем построения парето-оптимального множества, либо определением наиболее важных показателей в данных чрезвычайных обстоятельствах при ограничениях на другие показатели. Недостаток первого пути связан с возможным

114

Вестник Воронежского института МВД России №3 / 2015

наличием нескольких парето-оптимальных решений, которые хоть и сужают область решений, но тем не менее не предоставляют руководителю «наилучшего» варианта действий. Второй путь лишен данного недостатка и может быть выбран для принятия решений органами внутренних дел при возникновении ЧО, в частности массовых беспорядков.

Таким образом, встает задача разработки метода расчета приоритетов показателей для принятия решений ОВД при возникновении массовых беспорядков.

Выбор показателей для принятия решений в ОВД.

Необходимо отметить, что получение значений выбираемых показателей будет представлять собой неординарную задачу, решение которой потребует либо проведения многочисленных экспериментов, либо изучения документальных материалов, что, однако, может быть затруднено в связи с отсутствием открытых статистических сведений, либо привлечения групп экспертов с последующей обработкой их оценок. При определении показателей принятия решений органами внутренних дел при возникновении ЧО можно выделить следующие подходы:

1) осуществляется выбор показателей принятия решений, находятся их приоритеты для каждого ЧО;

2) осуществляется выбор заранее разработанных показателей принятия решений и их приоритетов, которые постоянны для всех ЧО одного типа.

В табл. 1 приведены показатели принятия решений и их критерии при возникновении массовых беспорядков.

Таблица 1

Показатель Обозначение, П Критерий

Потери личного состава ОВД П1 min

Материальные затраты ОВД на ликвидацию последствий ЧО П2 min

Причиненный материальный ущерб Пз min

Число обезвреженных правонарушителей П4 max

Оценка принимаемых сотрудниками ОВД решений со стороны гражданского населения (общественное мнение) П5 max

Площадь территории, охваченной ЧО Пб min

Потери мирного населения П7 min

Длительность проведения мероприятий по ликвидации последствий ЧО П8 min

Потери среди правонарушителей П9 —

Под потерями личного состава ОВД подразумевается невозможность выполнения сотрудниками служебных обязанностей, в том числе болезни, ранения различной степени тяжести, смерть.

Под потерями среди правонарушителей подразумевается невозможность выполнения ими противоправных действий в результате нанесения им увечий, телесных повреждений, в том числе несовместимых с жизнью. Определять критерий данного показателя не нужно, однако следует его учитывать для принятия решений.

Под обезвреживанием правонарушителя понимается изъятие его из агрессивно настроенной толпы и конвоирование за пределы территории, охваченной ЧО.

115

Информатика, вычислительная техника и управление

Метод анализа иерархий.

Для определения приоритетов показателей предлагается использовать метод анализа иерархий, который применяется для вывода шкал отношений как из дискретных, так и из непрерывных парных сравнений в иерархических структурах [3].

Матрица парных сравнений относительно цели «ликвидация последствий чрезвычайного обстоятельства» показана в табл. 2. Значения в ячейках показывают доминирование фактора, расположенного слева, над фактором, указанным сверху.

Таблица 2

П1 П2 П9

П1 1 1/5

П2 5 1

1

П9 1

Для измерения степени предпочтения используются суждения из фундаментальной лингвистической шкалы:

1 — равная предпочтительность;

2 — слабая степень предпочтения;

3 — средняя степень предпочтения;

4 — предпочтение выше среднего;

5 — умеренно сильное предпочтение;

6 — сильное предпочтение;

7 — очень сильное предпочтение;

8 — очень, очень сильное предпочтение;

9 — абсолютное предпочтение.

Например, значение 1/5 во второй строке и первом столбце соответствует суждению о том, что показатель П2 умеренно сильно предпочтителен по сравнению с П1. Обратная величина 5 автоматически записывается на пересечении второй строки и первого столбца и т.д. После того, как ячейки табл. 2 заполнены, формируется матричное уравнение размерностью n = 9.

На следующем шаге определяется максимальное собственное число Xmax для всех показателей. На данном этапе проверяется согласованность матрицы. Матрица считается согласованной, если отношение согласованности C.R. < 0, 10 (0,20 может допускаться, но не больше):

C.R. = C.I. / R.I.,

где R.I. — табличное значение (для матрицы n = 9 R.I. = 1.45);

C.I. = (Xmax - n) / (n - 1).

При известном Xmax рассчитывается собственный вектор матрицы w, после чего он нормируется и находится нормированный собственный вектор матрицы v (приоритеты показателей), координаты которого показывают важность каждого показателя, что позволяет осуществить принятие решения, основываясь на одном или нескольких показателях.

Описание эксперимента.

В целях определения приоритетов показателей для принятия решений в ОВД при возникновении массовых беспорядков был осуществлен вычислительный эксперимент.

116

Вестник Воронежского института МВД России №3 / 2015

В эксперименте обрабатывались результаты опроса 14 экспертов, компетентных в вопросах ликвидации чрезвычайных обстоятельств (ЧО). В качестве экспертов были выбраны:

- сотрудники кафедры тактико-специальной подготовки, имеющие значительный практический опыт в проведении спецопераций и осуществляющие подготовку специалистов для работы в Северо-Кавказском регионе;

- сотрудники отделения профессиональной, служебной и физической подготовки, обладающие навыками оперативного командования личным составом института;

- специалисты, изучающие процессы принятия решений в ОВД в кризисных ситуациях.

Экспертам предлагалось заполнить таблицу парных сравнений показателей Ш В результате матрицы парных сравнений только трех экспертов оказались согласованными. Для чистоты эксперимента дальнейший расчет осуществлялся на основе мнений трех экспертов. После получения собственного вектора матриц была осуществлена его нормировка. Нормированный собственный вектор v каждого эксперта представлен в табл.3.

Таблица 3

Показатель Нормированный собственный вектор

V1 V2 V3

П9 0,016 0,017 0,015

П1 0,244 0,406 0,271

П2 0,101 0,043 0032

Пз 0,056 0,043 0,069

П4 0,299 0,075 0,061

П5 0,023 0,086 0,074

Пб 0,027 0,033 0,098

П7 0,211 0,277 0,336

П8 0,021 0,019 0,044

В табл. 4 показан результат проверки согласованности суждений экспертов.

Таблица 4

Эксперт 1 2 3

Согласованность суждений экспертов C.R. 0,19 0,16 0,19

Расчет результирующего вектора приоритетов показателей Урез осуществлялся путем сложения значений приоритетов показателей экспертов с последующим нормированием. Расчет результирующего вектора приоритетов показателей для принятия решений каждого эксперта представлен в табл. 5.

117

Информатика, вычислительная техника и управление

Таблица 5

Показатель V'рез

П9 0,016

П1 0,307

П2 0,058

Пз 0,056

П4 0,145

П5 0,061

Пб 0,052

П7 0,274

П8 0,028

В табл. 6 показаны результаты ранжирования приоритетов показателей (Урез.ранж.).

Таблица 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель V'рез.ранж.

П1 0,307

П7 0,274

П4 0,145

П5 0,061

П2 0,058

Пз 0,056

Пб 0,052

П8 0,028

П9 0,016

Для 11 экспертов с несогласованными мнениями (отношение согласованности C.R.>0,20) были проведены аналогичные расчеты (см. табл. 7—9).

Таблица 7

Согласованность суждений 11 экспертов

Эксперт 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Согласованность сужде- 0,2 0,2 0,4 0,2 0,2 0, 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3

ний экспертов C.R. 3 4 5 3 7 5 5 7 6 3 3

118

Вестник Воронежского института МВД России №3 / 2015

Таблица 8

Нормированный собственный вектор 11 экспертов

Показатель Нормированный собственный вектор

V4 V5 V6 V7 V8 V9 V10 V11 V12 V13 V14

П9 0,097 0,027 0,253 0,011 0,102 0,1 0,017 0,024 0,014 0,125 0,011

П1 0,327 0,214 0,253 0,358 0,314 0,233 0,299 0,135 0,024 0,312 0,31

П2 0,037 0,024 0,019 0,034 0,013 0,017 0,048 0,034 0,036 0,027 0,087

Пз 0,036 0,038 0,034 0,031 0,015 0,063 0,102 0,042 0,044 0,079 0,139

П4 0,069 0,071 0,083 0,049 0,112 0,105 0,117 0,088 0,067 0,042 0,027

П5 0,074 0,063 0,044 0,042 0,053 0,058 0,089 0,225 0,095 0,047 0,019

Пб 0,026 0,069 0,031 0,069 0,026 0,014 0,01 0,03 0,158 0,043 0,07

П7 0,319 0,426 0,156 0,27 0,324 0,399 0,302 0,396 0,206 0,312 0,291

П8 0,013 0,068 0,126 0,135 0,04 0,011 0,016 0,027 0,356 0,014 0,045

Таблица 9

Приоритеты показателей 11 экспертов

Показатель V'рез.ранж.

П7 0,309

П1 0,253

П8 0,077

П4 0,075

П5 0,074

П9 0,071

П3 0,057

П6 0,050

П2 0,034

Сравнивая табл. 6 и 9, можно сделать вывод, что потери личного состава ОВД и мирного населения эксперты как с согласованными суждениями, так и с несогласованными ставят выше всех показателей.

Аналогичный опрос был проведен среди 13 сотрудников ОМОН ГУ МВД России по Воронежской области из числа руководящего и начальствующего состава. Данная категория сотрудников непосредственно привлекается для ликвидации чрезвычайных обстоятельств, в частности массовых беспорядков.

В табл. 10 показан результат проверки согласованности мнений 13 экспертов.

119

Информатика, вычислительная техника и управление

Таблица 10

Согласованность суждений 13 экспертов

Эксперт 1 2 3 4 6 7 8 9 10 11 12 13

Согласованность суждений экспертов C.R. 0,32 0,48 0,94 0,56 0,38 0,41 0,45 0,32 0,62 0,68 0,36 0,81

Данная группа экспертов не прошла проверку на согласованность, однако их мнения не противоречивы. Несогласованность суждений может объясняться тем, что эксперты обладают малой чувствительностью (эксперты преимущественно использовали крайние оценки) к степеням предпочтения (из фундаментальной лингвистической шкалы) для оценивания показателей.

В табл. 12 показаны результаты ранжирования приоритетов показателей

( V'рез.ранж.')-

Полученные ранги показателей приоритетов в целом совпадают с предыдущими ранжированиями, за исключением значений весовых коэффициентов и незначительными перестановками показателей.

Объединенный результат ранжирования приоритетов показателей всех групп экспертов приведен в табл. 13.

Таблица 11

Нормированный собственный вектор 13 экспертов

Показа- тель Нормированный собственный вектор

V1 V2 V3 V4 V5 V6 V7 V8 V9 V10 V11 V12 V13

П9 0,027 0,042 0,009 0,034 0,027 0,016 0,02 0,032 0,015 0,052 0,071 0,03 0,023

П1 0,258 0,262 0,312 0,253 0,256 0,272 0,27 0,356 0,249 0,37 0,531 0,425 0,244

П2 0,01 0,01 0,062 0,022 0,07 0,018 0,032 0,038 0,01 0,008 0,042 0,022 0,045

П3 0,042 0,083 0,065 0,027 0,06 0,055 0,055 0,041 0,03 0,043 0,124 0,078 0,057

П4 0,08 0,064 0,088 0,043 0,017 0,016 0,017 0,045 0,108 0,112 0,225 0,141 0,092

П5 0,058 0,082 0,113 0,149 0,112 0,133 0,132 0,073 0,13 0,044 0,165 0,042 0,078

П6 0,112 0,115 0,08 0,081 0,03 0,04 0,031 0,037 0,057 0,099 0,228 0,015 0,113

П7 0,396 0,328 0,206 0,344 0,321 0,357 0,351 0,263 0,38 0,236 0,744 0,238 0,291

П8 0,017 0,014 0,063 0,047 0,108 0,093 0,094 0,115 0,021 0,037 0,108 0,009 0,057

120

Вестник Воронежского института МВД России №3 / 2015

Таблица 12

Приоритеты показателей 11 экспертов

Показатель Урез.ранж.

П7 0,342

П1 0,312

П5 0,1

П4 0,08

Пб 0,079

П8 0,06

Пз 0,058

П9 0,041

П2 0,029

Таблица 13

Объединенный результат ранжирования приоритетов показателей

всех групп экспертов

Показатель Урез.ранж.

П7 0,308

П1 0,290

П4 0,1

П5 0,078

Пб 0,06

Пз 0,057

П8 0,055

П9 0,042

П2 0,04

Выводы.

В результате проведенного эксперимента были определены показатели для принятия решений в ОВД при возникновении массовых беспорядков, осуществлен отбор экспертов, разработаны анкеты тестирования, проведен опрос экспертов и выполнена обработка результатов.

На основании полученных результатов вычислены приоритеты показателей, что позволяет в дальнейшем использовать их для принятия решений в ОВД при возникновении массовых беспорядков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

121

Информатика, вычислительная техника и управление

ЛИТЕРАТУРА

1. Романов М.С. К вопросу об информационном обеспечении учебных ситуационных центров образовательных организаций МВД России // Вестник Воронежского института МВД России. — 2014. — № 4. — С. 253 — 258.

2. Меньших В.В., Пьянков О.В., Самороковский А.Ф. Использование ситуационных центров для обучения действиям в кризисных ситуациях // Информационная безопасность регионов, СГСЭУ. — 2011. — № 2. — С. 104 — 107.

3. Саати Т. Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: аналитические сети: пер. с англ. / науч. ред. А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. — Изд. 3-е. — М.: ЛИБРОКОМ, 2011. — 360 с.

REFERENCES

1. Romanov M.S. K voprosu ob informacionnom obespechenii uchebnyh situacionnyh centrov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2014. — № 4. — S. 253 — 258.

2. Men'shih V.V., P'jankov O.V., Samorokovskij A.F. Ispol'zovanie situacionnyh centrov dlj a obuchenij a dejstvij am v krizisnyh situacij ah // Informacionnaj a bezopasnost' regionov, SGSJeU. — 2011. — № 2. — S. 104 — 107.

3. Saati T. L. Prinjatie reshenij pri zavisimostjah i obratnyh svjazjah: analiticheskie seti: per. s angl. / nauch. red. A.V. Andrejchikov, O.N. Andrejchikova. — Izd. 3-e. — M.: LIBRO-KOM, 2011. — 360 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Романов Михаил Сергеевич. Инженер кафедры инфокоммуникационных систем и технологий. Воронежский институт МВД России.

E-mail: [email protected]

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-33.

Romanov Mikhail Sergeyevich. Post-graduate cadet of the сhair of Infocommunication Systems and Technologies.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-33.

Ключевые слова: показатели; принятие решений; массовые беспорядки.

Key words: indicators; decision-making; mass riots.

УДК 378

122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.