Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»'

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / РУССКАЯ КУЛЬТУРА / ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУЛЬТУРЫ / УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова Ирина Анатольевна, Куприна Ирина Викторовна

Актуальность исследования обусловлена противоречием между массовым переходом иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, к дистанционному формату обучения и нехваткой подходящих для этого дистанционных образовательных платформ. Сложность представляет также разработка новых эффективных методик онлайн-обучения применительно к различным дисциплинам. Для изучающих русский язык иностранных студентов освоение социокультурного компонента страны изучаемого языка представляется весьма важным, так как активно расширяет их лексический запас, формирует и развивает речевую, коммуникативную и межкультурную компетенции. Однако в сложных условиях политических санкций, введенных в отношении России, иностранные учащиеся не имеют возможности приехать в страну и обучаться очно. Отсутствие языковой среды значительно затрудняет процесс обучения и негативно сказывается на его эффективности. В сложившихся условиях правильная организация учебного процесса и тщательный отбор учебного материала могут нивелировать эти трудности. Цель статьи - исследование учебно-методической базы преподавания дисциплины «История русской культуры» иностранным студентам в условиях дистанционного формата и выработка методических рекомендаций по дистанционному обучению данной дисциплине. Методология исследования включает: 1) анализ и систематизацию учебно-методических средств и технологий, применяемых в процессе преподавания дисциплины в дистанционном формате; 2) сравнение, анализ и систематизацию учебных пособий и интернет-ресурсов, применяемых в процессе преподавания. В результате исследования сделан вывод о значительном потенциале дистанционного обучения, многообразии его форм и методов. Научная новизна работы состоит в представлении комплекса программ и информационных порталов, которые опробованы преподавателями в процессе дистанционного обучения иностранных студентов в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина. Практическая и теоретическая значимость заключается в разработке конкретных методических рекомендаций по преподаванию дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьякова Ирина Анатольевна, Куприна Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DISTANCE LEARNING PLATFORMS IN THE PROCESS OF TEACHING FOREIGN STUDENTS IN THE DISCIPLINE “HISTORY OF RUSSIAN CULTURE”

The relevance of the study is due to the contradiction between the massive transition of foreign students studying at Russian universities to a distance learning format and the lack of suitable distance learning platforms. The development of new effective methods of online learning in relation to various disciplines is also a challenge. For foreign students studying Russian, mastering the socio-cultural component of the country of the language being studied is very important, as it actively expands their lexical stock, forms and develops speech, communicative and intercultural competencies. However, in the difficult conditions of political sanctions imposed on Russia, foreign students do not have the opportunity to come to the country and study full-time. The absence of a language environment significantly complicates the learning process and negatively affects its effectiveness. Under the current conditions, proper organization of the educational process and careful selection of educational material can offset these difficulties. The purpose of the article is to study the educational and methodological basis for teaching the discipline “History of Russian culture” to foreign students in a distance format and to develop methodological recommendations for distance learning in this discipline. The research methodology includes: 1) analysis and systematization of educational and methodological tools and technologies used in the process of teaching the discipline in a distance format; 2) comparison, analysis and systematization of textbooks and Internet resources used in the teaching process. As a result of the study, the conclusion is made about the significant potential of distance learning, the variety of its forms and methods. The scientific novelty of the work consists in the presentation of a set of programs and information portals that have been tested by teachers in the process of distance learning of foreign students at the Pushkin State Institute of the Russian Language. The practical and theoretical significance lies in the development of specific methodological recommendations for teaching the discipline.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»»

УДК 378:016:008(47)(091 ) DOI 10.26170/2079-8717_2022_05_17

ББК Ч11 (2)р+Ч448.026.843 ГРНТИ 14.35.09 Код ВАК 5.8.7

Третьякова Ирина Анатольевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина; 117485, Россия, г. Москва, ул. Академика Волгина, 6; e-mail: 2708-65@mail.ru

Куприна Ирина Викторовна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина; 117485, Россия, г. Москва, ул. Академика Волгина, 6; e-mail: lupin@bk.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дистанционное обучение; дистанционные образовательные платформы; дистанционные образовательные технологии; информатизация образования; информационная образовательная среда; информационные технологии; образовательный портал; мультимедийные образовательные программы; иностранные студенты; русская культура; история русской культуры; методика преподавания культуры; учебные дисциплины

АННОТАЦИЯ. Актуальность исследования обусловлена противоречием между массовым переходом иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, к дистанционному формату обучения и нехваткой подходящих для этого дистанционных образовательных платформ. Сложность представляет также разработка новых эффективных методик онлайн-обучения применительно к различным дисциплинам. Для изучающих русский язык иностранных студентов освоение социокультурного компонента страны изучаемого языка представляется весьма важным, так как активно расширяет их лексический запас, формирует и развивает речевую, коммуникативную и межкультурную компетенции. Однако в сложных условиях политических санкций, введенных в отношении России, иностранные учащиеся не имеют возможности приехать в страну и обучаться очно. Отсутствие языковой среды значительно затрудняет процесс обучения и негативно сказывается на его эффективности. В сложившихся условиях правильная организация учебного процесса и тщательный отбор учебного материала могут нивелировать эти трудности. Цель статьи - исследование учебно-методической базы преподавания дисциплины «История русской культуры» иностранным студентам в условиях дистанционного формата и выработка методических рекомендаций по дистанционному обучению данной дисциплине. Методология исследования включает: 1) анализ и систематизацию учебно-методических средств и технологий, применяемых в процессе преподавания дисциплины в дистанционном формате; 2) сравнение, анализ и систематизацию учебных пособий и интернет-ресурсов, применяемых в процессе преподавания. В результате исследования сделан вывод о значительном потенциале дистанционного обучения, многообразии его форм и методов. Научная новизна работы состоит в представлении комплекса программ и информационных порталов, которые опробованы преподавателями в процессе дистанционного обучения иностранных студентов в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина. Практическая и теоретическая значимость заключается в разработке конкретных методических рекомендаций по преподаванию дисциплины.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Третьякова, И. А. Применение дистанционных образовательных платформ в процессе обучения иностранных учащихся на дисциплине «История русской культуры» / И. А. Третьякова, И. В. Куприна. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. -2022. - № 5. - С. 147-153. - DOI: 10.2б170/2079-8717_2022_05_17.

Tretyakova Irina Anatolyevna,

Candidate of History, Associate Professor of Department of Social and Humanitarian Sciences, Pushkin State Institute of the Russian Language, Moscow, Russia

Kuprina Irina Viktorovna,

Candidate of History, Associate Professor of Department of Social and Humanitarian Sciences, Pushkin State Institute of the Russian Language, Moscow, Russia

THE USE OF DISTANCE LEARNING PLATFORMS IN THE PROCESS OF TEACHING FOREIGN STUDENTS IN THE DISCIPLINE "HISTORY OF RUSSIAN CULTURE"

KEYWORDS: distance learning; distance learning platforms; distance educational technologies; informatization of education; information educational environment; Information Technology; educational portal; multimedia educational programs; foreign students; Russian culture; history of Russian culture; methods of teaching culture; academic disciplines

ABSTRACT. The relevance of the study is due to the contradiction between the massive transition of foreign students studying at Russian universities to a distance learning format and the lack of suitable distance learning platforms. The development of new effective methods of online learning in relation to various disciplines is also a challenge. For foreign students studying Russian, mastering the socio-cultural component of the country of the language being studied is very important, as it actively expands their lexical stock,

(© Третьякова И . А., Куприна И. В., 2022

forms and develops speech, communicative and intercultural competencies. However, in the difficult conditions of political sanctions imposed on Russia, foreign students do not have the opportunity to come to the country and study full-time. The absence of a language environment significantly complicates the learning process and negatively affects its effectiveness. Under the current conditions, proper organization of the educational process and careful selection of educational material can offset these difficulties. The purpose of the article is to study the educational and methodological basis for teaching the discipline "History of Russian culture" to foreign students in a distance format and to develop methodological recommendations for distance learning in this discipline. The research methodology includes: 1) analysis and systematization of educational and methodological tools and technologies used in the process of teaching the discipline in a distance format; 2) comparison, analysis and systematization of textbooks and Internet resources used in the teaching process. As a result of the study, the conclusion is made about the significant potential of distance learning, the variety of its forms and methods. The scientific novelty of the work consists in the presentation of a set of programs and information portals that have been tested by teachers in the process of distance learning of foreign students at the Pushkin State Institute of the Russian Language. The practical and theoretical significance lies in the development of specific methodological recommendations for teaching the discipline.

FOR CITATION: Tretyakova, I. A., Kuprina, I. V. (2022). The Use of Distance Learning Platforms in the Process of Teaching Foreign Students in the Discipline "History of Russian Culture". In Pedagogical Education in Russia. No. 5, pp. 147-153. DOI: 10.26i70/2079-8717_2022_05_17.

Введение. В последние годы в российской системе образования происходят существенные изменения. Модернизация образовательного процесса приобретает цифровой характер, а информация во многом стала иметь «экранное» изображение. Данный процесс сопровождается значительными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Это связано с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые «должны соответствовать современным техническим возможностям» [5, с. 52]. И это прежде всего касается иностранных учащихся, изучающих русский язык. Пандемия и новые санкции, направленные против Российской Федерации, поставили перед педагогами-русистами новые задачи по организации учебного процесса в этих непростых условиях, которые буквально «на ходу» стали внедряться в современное образовательное пространство.

Поскольку в силу объективных причин иностранные студенты, изучающие русский язык, зачастую не могут приехать в Россию, чтобы в очном формате погрузиться в языковую среду, цифровое образовательное пространство приобретает особую роль в процессе образования. Это влечет за собой значительные изменения в организации и проведении занятий с учетом множества факторов, которые, безусловно, усложнили работу педагогов. Так, например, стоит учитывать многочасовую разницу во времени между Москвой и азиатскими странами, интернациональный состав учащихся, слабую техническую оснащенность некоторых учебных заведений [14, с. 405].

Преподаватели начали создавать и применять новые методики обучения иностранных студентов, которые изменили формы и методы проведения занятий не только по русскому языку, но и по дисциплине «История русской культуры», которая входит в

учебные программы по «Страноведению России» как самостоятельный раздел. Данный курс, насыщенный разнообразными сведениями о культуре, традициях, менталитете и истории, дает иностранным студентам представление о «национальной картине мира» и помогает более эффективно изучать русский язык, однако его изучение предполагает наличие соответствующей информационно-образовательной среды.

Цель исследования - изучить учебно-методическую базу, подходящую для преподавания дисциплины «История русской культуры» иностранным студентам в условиях дистанционного формата, и выработать методические рекомендации по дистанционному обучению данной дисциплине.

Постановка данной цели предусматривает решение следующих задач: выявить методические трудности в дистанционном преподавании дисциплины «История русской культуры» у иностранных учащихся, указать эффективные пути их преодоления, порекомендовать информационные ресурсы, наиболее пригодные для процесса дистанционного обучения, описать способы актуализации практических навыков применения полученных знаний. Научная новизна работы состоит в том, что авторы представляют комплекс программ и информационных порталов, которые уже успешно используют в процессе дистанционного обучения иностранных студентов в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина, а также предлагают практические рекомендации для их использования в учебном дистанционном формате.

Изученность проблемы. Проблема освоения и применения новых дистанционных платформ и цифровых технологий в процессе обучения сейчас активно разрабатывается научно-методическим сообществом. Различные аспекты данной проблемы поднимали в своих трудах А. А. Белогла-

зов, Л. Б. Белоглазова [4-4], О. В. Калимул-лина [7], В. А. Маслова [10], Е. Н. Чернышева [15], А. П. Садохин [12] и др. Однако фундаментальных разработок по данной проблеме в настоящий момент не существует. Это и понятно, поскольку методика дистанционного обучения на освоение цифровой образовательной среды требует практической апробации, а на это нужно время.

Целесообразность разработки темы объясняется поиском оптимальных и наиболее эффективных методических приемов и средств обучения в дистанционном формате обучения дисциплине «История русской культуры».

Практическая значимость заключается в описании и систематизации наработанного практического опыта преподавания дисциплины «История русской культуры» иностранным студентам в дистанционном формате и разработке на его основе конкретных методических рекомендаций.

Основная часть. В Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина в процессе обучения иностранных студентов русскому языку предусматривается также изучение ими ряда вспомогательных дисциплин: «Страноведение России» и «История русской культуры». Подобный комплекс дисциплин расширяет лексическую базу учащихся, способствует развитию навыков говорения, а также формированию коммуникативной и межкультурной компетенций. В частности, изучение дисциплины «История русской культуры» утверждено учебными планами и программами почти всех зарубежных университетов и институтов, в которых предусмотрена подготовка русистов. Проблема преподавания данной дисциплины иностранным учащимся осознана как «важная научно-методическая проблема» [13, с. 194].

Рассмотрим некоторые моменты, которые необходимо учитывать преподавателю дисциплины «История русской культуры» при организации процесса обучения в дистанционном формате.

Данный курс не предназначен для студентов с низким уровнем владения русским языком («нулевой уровень»), тем не менее не все студенты достаточно хорошо и активно владеют необходимой лексической базой. В этом случае значительным подспорьем является режим аудио- и видеозаписи, что позволяет им повторно прослушать материал урока в своем речевом ритме. При этом очень важно не перегружать студентов трудной для них лексикой и излишней культурологической информацией и создать положительный речевой микроклимат. В то же время преподавателю необходимо в рамках учебного процесса постоянно уточнять и дополнять основные понятия,

расширять и обогащать соответствующий языковой и речевой материал.

Как показывает опыт, хорошие результаты дает визуализация учебного материала. На наш взгляд, весьма полезным представляется совместный видеопросмотр культурологического материала с последующим его комментированием и анализом. Перед началом подобного занятия необходимо дать учащимся ключевые слова и список вопросов, на которые они должны будут ответить в процессе просмотра. Для закрепления материала можно использовать различные дидактические игры. Например, это могут быть игры на обогащение словарного запаса учащихся («Выбери слова», «Закончи предложение») или игры-соревнования («кто быстрее вспомнит», «кто назовет больше») и т. д. Для учащихся с более продвинутым уровнем языка можно устроить дискуссию по просмотренному материалу.

Как преподавателю, так и студентам целесообразным представляется создание базы данных по дисциплине в программе Atlassian Confluence. Можно также с помощью конструкторов сайта Readymag и Tilda совместно со студентами создавать сайты по истории русской архитектуры или живописи, по персоналиям. С помощью этих программ можно предложить студентам самим создавать тематические сайты, каталоги музеев России, виртуальные выставки и т. п. Хорошим подспорьем в такой работе для учащихся будут информационные порталы «Мир искусств» (http://int-ant.ru/ about-the-project/information/), «Архитектура России» (http://www.archi.ru), «Российский государственный архив фотодокументов» (Ьйр://ргафд.рф/) и др. Такие формы работы обычно вызывают у учащихся живой интерес, способствуют развитию навыков самостоятельной исследовательской работы, мотивируют к дальнейшему изучению русской культуры.

Как и всегда, большое значение в процессе обучения имеют учебно-методические пособия, используемые в процессе обучения иностранных студентов. На сегодняшний день существует множество таких пособий, рассчитанных на разный уровень языковой подготовки и различные профили обучения. Хотелось бы отметить учебники московского издательства «Русский язык. Курсы», выпускающего литературу по русскому языку как иностранному. Например, пособия: А. Л. Кузнецова, М. Н. Кожевниковой «Из истории русской культуры: учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык» [8], Н. В. Баско «Знакомимся с русскими традициями и жизнью россиян. Учебное пособие по культурологии, развитию речи и чтению для изучающих русский язык как иностранный» [1], И. И. Жа-

боклицкой «Российские праздники: история и современность» [6] и др. Проблема заключается в том, что далеко не все они имеют цифровые аналоги.

Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина также разрабатывает собственные учебные пособия по дисциплине «История русской культуры» для иностранцев. К настоящему моменту уже вышло пособие И. В. Куприной, Е. Н. Чернышевой, Е. В. Рублевой «История русской художественной культуры 1Х-Х1Х вв.» [9], предназначенное для продвинутого уровня языка (уровень В2, С1). Сейчас готовится его продолжение. Планируется также аналогичное пособие для слабоговорящих (уровень А2, В1). Обращаем внимание, что оно имеется как в печатном, так и в электронном виде и выложено на сайте института. Электронная версия снабжена иллюстрациями, заданиями для закрепления материала и тестами, которые можно использовать при самостоятельном изучении материала.

С учетом изменения учебных планов в сторону увеличения количества часов, выделяемых на самостоятельную работу, а также повышением требований к уровню знаний по иностранному языку представляется целесообразным попытаться соединить преподавание языка и истории культуры с помощью различных образовательных интернет-платформ и просветительских порталов. Это значительно облегчит и разнообразит самостоятельную работу для изучающего русскую культуру иностранца. В этой связи весьма удобным образовательным ресурсом является портал «Образование на русском» Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина (https: //pushkininstitute.ru/ ?ysdid=l7rdkxlhзf203960325). Это дистанционная образовательная платформа для продвижения русского языка за рубежом. Портал объединяет систему онлайн-курсов для обучения русскому языку, систему дистанционного повышения квалификации преподавателей русского языка, а также массовые открытые онлайн-курсы на русском языке. На данном портале выложены материалы по истории, культуре, об обычаях и традициях страны изучаемого языка и многое другое. Конечно, чтобы студент хорошо ориентировался в представленной информации, преподаватель должен задать четкие ориентиры в виде заданий и вопросов, ответы на которые студент будет искать самостоятельно. Однако это значительно облегчит работу преподавателя и отчасти решит проблему обеспечения студентов учебными и справочными пособиями.

Для более успешного усвоения курса учащимся необходимо также заранее предоставить полную информацию об электрон-

ных библиотеках, которыми они смогут пользоваться (например: eLIBRARY.RU, Ки-берЛенинка, Арбикон). На сегодняшний день существует и множество различных виртуальных энциклопедий, в том числе на английском языке (например: Ьйр://айЫ storyresources.net/ARTHLinks.html). Интерес представляют также интернет-гиды по искусству (например: https://www.metmuseum. о^Доа^), они снабжены множеством ссылок на сайты по истории искусства и персоналиям, которые смогут сориентировать учащихся в процессе самостоятельной работы. Имеются также виртуальные аналоги практически всех крупнейших российских музеев (например: Третьяковской галереи: https://www.tretyakovgallery.ru/, Русского музея: https://www.rusmuseum.ru/ и т. п.). Они позволят учащимся расширять полученные знания и выполнять данные преподавателем задания самостоятельно. Например, подготовить виртуальные экскурсии по крупнейшим музеям России, разрабатывать маршруты виртуальных путешествий по старинным русским городам и т. п. Можно предложить в качестве итогового контрольного задания по дисциплине подготовить исследовательский проект (индивидуально или в группе) по темам «Составь маршрут своего путешествия по России», «Проведи виртуальную экскурсию по музею», «Создай виртуальную выставку современных достижений российской культуры» и т. п. Подобные творческие задания обычно вызывают большой интерес у учащихся и стимулируют их к дальнейшим исследованиям.

Большую помощь преподавателю могут оказать и мультимедийные образовательные программы по истории, культуре и искусству. Наиболее удачным мультимедийным продуктом образовательного назначения стал портал «Культура РФ» (https://www.culture. га/). Это на сегодняшний день крупнейший информационный портал, посвященный культуре России. На нем выложены материалы о важнейших событиях и людях в истории русской культуры, а также информация об обычаях и традициях народов России в формате просветительских статей, заметок, интервью, новостей и в любых современных интернет-форматах. Там же имеется значительный видеоархив с художественными и документальными фильмами, мультфильмами, концертами и спектаклями, - словом, прекрасный наглядный материал для демонстрации в процессе преподавания.

Хорошим подспорьем в работе преподавателя могут стать и путеводители для российских и иностранных туристов, выпущенных компанией «Коминфо» («Петергоф», «Санкт-Петербург», «Московский Кремль» и др.), многие из которых имеют аналоги в

цифровом формате, снабжены интерактивными картами и схемами. Их можно использовать для виртуальных прогулок по историческим местам и музеям.

В настоящее время кафедра социально-гуманитарных дисциплин Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина готовит такой путеводитель по центральным улицам Москвы для иностранных студентов с целым комплексом заданий на все виды продуктивной и репродуктивной речевой деятельности, как письменной, так и устной. Педагог сам может выбрать интересующий его раздел, использовать отдельные мультимедийные объекты для иллюстрации каких-либо явлений (интерактивную карту, видео- или аудиофрагмент и т. д.), также завершить или начать просмотр / прослушивание в любой удобный для него момент. Использование элементов визуализации способствует эффективности усвоения материала, а рисунки и модели, компактно иллюстрирующие основное содержание, поспособствуют не только системности культурологических знаний, но и «формированию новой визуальной культуры при работе с информацией» [15, с. 312].

Вместе с тем нельзя не отметить, что все эти мультимедийные продукты образовательного назначения предназначены в большей степени для самостоятельной работы учащихся, поскольку в дистанционном формате на конкретных занятиях, особенно у студентов из стран, где недостаточно развиты информационные технологии, могут происходить сбои в системе онлайн-занятий. В этом случае необходимо заранее подготовить для учащихся кейсы с текстами и заданиями для самостоятельной работы. Однако они также должны быть снабжены иллюстративным материалом и творческими заданиями для стимулирования интереса к изучаемому материалу.

Выводы. В процессе обучения иностранных учащихся преподаватели неизбежно столкнутся с такими проблемами, как недостаточный уровень владения русским языком и ограниченный объем знаний иностранных учащихся о российской культуре. Невозможность погружения в языковую и культурную среду в условиях дистанционного формата еще больше усложняет учебный процесс.

Опыт обучения иностранных студентов в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина позволяет выделить наиболее эффективные методические приемы обучения дисциплине «История русской культуры» в дистанционном формате.

Очень важно построить учебный процесс так, чтобы в ходе изучения истории русской культуры у студентов была возмож-

ность соотнести полученные на занятиях сведения с практикой. Работая в дистанционном режиме, преподаватель должен визуализировать материал, активно использовать аудио- и видеоматериалы, содержащиеся на различных тематических сайтах в интернет-пространстве. Перед просмотром материалов необходимо давать ключевые слова, а также список вопросов для концентрации внимания на ключевых проблемах изучаемой темы. Для закрепления знаний нужно использовать вопросы, задания и дидактические игры. Важной частью обучения является самостоятельная работа учащегося. Для стимулирования интереса к изучаемому материалу необходимо использовать интересные творческие задания, связанные с различными интернет-ресурсами. Для этого нужно заранее заготавливать кейсы с вопросами и заданиями, собирать иллюстративный материал и видеоархив, формировать раздел дисциплины на образовательном портале учебного заведения и т. п. Рекомендуется по мере возможности сохранять и совершенствовать формат групповых занятий, проводить дидактические игры, дискуссии и круглые столы в интерактивном режиме с участием всей группы.

Применение информационных образовательных технологий должно сочетаться с фундаментальными основами педагогической науки. Это позволит должным образом развивать умения и навыки учащихся, формировать их языковую, межкультурную и коммуникативную компетенции.

Педагогический опыт преподавателей института русского языка им. А. С. Пушкина показывает, что использование вышеизложенных методов и технологий позволяет преодолевать возникающие в процессе дистанционного обучения трудности и дает возможность учащимся добиваться значительных успехов как в изучении русского языка, так и в изучении русской культуры, стимулирует их интерес к нашей стране, ее истории, обычаям и традициям.

Заключение. Для успешного усвоения иностранными учащимися дисциплины «История русской культуры» в дистанционном формате необходимо активно использовать современные цифровые технологии и интернет-ресурсы, которые позволят более эффективно изучать учебный материал, расширят коммуникативные возможности студентов и преподавателей. Актуализация процесса обучения с помощью различных возможностей интернет-среды позволяет разработать и практически реализовать такие образовательные технологии, которые бы сделали процесс обучения максимально эффективным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баско, Н. В. Знакомимся с русскими традициями и жизнью россиян : учебное пособие по культурологии, развитию речи и чтению для изучающих русский язык как иностранный / Н. В. Баско. - М. : Русский язык. Курсы (РЯ), 2016. - 232 с.

2. Белоглазов, А. А. Дистанционное обучение как один из способов эффективного обучения иностранных студентов / А. А. Белоглазов, Л. Б. Белоглазова, В. В. Мокашов, П. А. Копылова / / Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2018. - Т. 15, № 1. - С. 38-45.

3. Белоглазов, А. А. Информационные технологии как теоретико-методологическая основа новых подходов в обучении / А. А. Белоглазов, Л. Б. Белоглазова, З. И. Есина, В. А. Пучкова, И. А. Белоглазова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2019. - № 1 (47). - С. 61-68.

4. Белоглазов, А. А. Системное использование средств информатизации при обучении русскому языку иностранных студентов. Информационные технологии как теоретико-методологическая основа новых подходов в обучении / А. А. Белоглазов, Л. Б. Белоглазова, П. А. Копылова, Н. А. Антонова // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2022. - № 2 (60). - С. 62-71.

5. Васютина, Т. Л. Применение современных информационных технологий в обучении / Т. Л. Васю-тина, Р. Е. Стахно / / Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 7 (49). - С. 52-54.

6. Жабоклицкая, И. И. Российские праздники: история и современность / И. И. Жабоклицкая. - М. : Русский язык. Курсы (РЯ), 2017. - 136 с.

7. Калимуллина, О. В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций / О. В. Калимуллина, И. В. Троценко // Открытое образование. - 2018. - № 3. - С. 61-73.

8. Кузнецов, А. Л. Из истории русской культуры : учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык / А. Л. Кузнецов, М. Н. Кожевникова. - М. : Русский язык. Курсы (РЯ), 2019. - 112 с.

9. Куприна, И. В. История русской художественной культуры IX-XIX вв. : учеб. пособие для иностранных студентов, начинающих изучать русский язык (уровень А2-В1) / И. В. Куприна, Е. Н. Чернышева, Е. В. Рублева. - М. : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2019. - 72 с.

10. Маслова, В. А. Коммуникативное пространство как важнейшая категория современной лингвистики и лингвокультурологии / В. А. Маслова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. - 2017. - Т. 8, № 1. - С. 17-23.

11. Попова, Е. Н. Сочетание интерактивных методов и технологий дистанционного обучения при коммуникативном подходе к изучению русского языка как иностранного / Е. Н. Попова, П. А. Копылова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 310-314.

12. Садохин, А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации : учебное пособие / А. П. Садо-хин. - М. : КИОРУС, 2014. - 254 с.

13. Третьякова, И. А. Методологические проблемы и пути их преодоления в преподавании социально-гуманитарных дисциплин иностранным учащимся из азиатских стран / И. А. Третьякова, И. В. Куприна // Бизнес. Образование. Право. - 2019. - № 3 (48). - С. 404-408.

14. Третьякова, И. А. Особенности методики преподавания дисциплины «Страноведение России» у иностранных студентов (на опыте преподавания дисциплины в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина) / И. А. Третьякова, И. В. Куприна // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2015. - № 1. - С. 194-196.

15. Чернышева, Е. Н. Цифровое образование в России / Е. Н. Чернышева // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIX Кирилло-Мефодиевские чтения : материалы Международной научно-практической конференции в рамках Международного Кирилло-Мефодиевского фестиваля славянских языков и культур. - 2018. - С. 710-714.

REFERENCES

1. Basko, N. V. (2016). Znakomimsya s russkimi traditsiyami i zhizn'yu rossiyan [Getting Acquainted with Russian Traditions and the Life of Russians]. Moscow, Russkii yazyk. Kursy (RYa). 232 p.

2. Beloglazov, A. A., Beloglazova, L. B., Mokashov, V. V., Kopylova, P. A. (2018). Distantsionnoe obuchenie kak odin iz sposobov effektivnogo obucheniya inostrannykh studentov [Distance Learning as One of the Ways to Effectively Teach Foreign Students]. In Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informati-zatsiya obrazovaniya. Vol. 15. No. 1, pp. 38-45.

3. Beloglazov, A. A., Beloglazova, L. B., Esina, Z. I., Puchkova, V. A., Beloglazova, I. A. (2019). Infor-matsionnye tekhnologii kak teoretiko-metodologicheskaya osnova novykh podkhodov v obuchenii [Information Technologies as a Theoretical and Methodological Basis of New Approaches in Teaching]. In Vestnik Mos-kovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informati-zatsiya obrazovaniya. No. 1 (47), pp. 61-68.

4. Beloglazov, A. A., Beloglazova, L. B., Kopylova, P. A., Antonova, N. A. (2022). Sistemnoe ispol'zovanie sredstv informatizatsii pri obuchenii russkomu yazyku inostrannykh studentov. Informatsionnye tekhnologii kak teoretiko-metodologicheskaya osnova novykh podkhodov v obuchenii [Systematic Use of Informatization Tools in Teaching Russian to Foreign Students. Information Technologies as a Theoretical and Methodological Basis for New Approaches in Teaching]. In Vestnik MGPU. Seriya: Informatika i informatizatsiya obrazovaniya. No. 2 (60), pp. 62-71.

5. Vasyutina, T. L., Stakhno, R. E. (2016). Primenenie sovremennykh informatsionnykh tekhnologii v obuchenii [Application of Modern Information Technologies in Education]. In Problemy sovremennoi nauki i obrazovaniya. No. 7 (49), pp. 52-54.

6. Zhaboklitskaya, I. I. (2017). Rossiiskie prazdniki: istoriya i sovremennost' [Russian Holidays: History and Modernity]. Moscow, Russkii yazyk. Kursy (RYa). 136 p.

7. Kalimullina, O. V., Trotsenko, I. V. (2018). Sovremennye tsifrovye obrazovatel'nye instrumenty i tsifrovaya kompetentnost': analiz sushchestvuyushchikh problem i tendentsii [Modern Digital Educational Tools and Digital Competence: Analysis of Existing Problems and Trends]. In Otkrytoe obrazovanie. No. 3, pp. 61-73.

8. Kuznetsov, A. L., Kozhevnikova, M. N. (2019). Iz istorii russkoi kul'tury [From the History of Russian Culture]. Moscow, Russkii yazyk. Kursy (RYa). 112 p.

9. Kuprina, I. V., Chernysheva, E. N., Rubleva, E. V. (2019). Istoriya russkoi khudozhestvennoi kul'tury IX—XIX vv. [History of Russian Artistic Culture of the IX-XIX Centuries]. Moscow, Gosudarstvennyi institut russkogo yazyka im. A. S. Pushkina. 72 p.

10. Maslova, V. A. (2017). Kommunikativnoe prostranstvo kak vazhneishaya kategoriya sovremennoi lingvi-stiki i lingvokul'turologii [Communicative Space as the Most Important Category of Modern Linguistics and Lin-guoculturology]. In Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Teoriya yazyka. Semiotika. Se-mantika. Vol. 8. No. 1, pp. 17-23.

11. Popova, E. N., Kopylova, P. A. (2021). Sochetanie interaktivnykh metodov i tekhnologii distantsionnogo obucheniya pri kommunikativnom podkhode k izucheniyu russkogo yazyka kak inostrannogo [Combination of Interactive Methods and Technologies of Distance Learning with a Communicative Approach to Learning Russian as a Foreign Language]. In Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. No. 2 (87), pp. 310-314.

12. Sadokhin, A. P. (2014). Vvedenie v teoriyu mezhkul'turnoi kommunikatsii [Introduction to the Theory of Intercultural Communication]. Moscow, KIORUS. 254 p.

13. Tretyakova, I. A., Kuprina, I. V. (2019). Metodologicheskie problemy i puti ikh preodoleniya v prepo-davanii sotsial'no-gumanitarnykh distsiplin inostrannym uchashchimsya iz aziatskikh stran [Methodological Problems and Ways to Overcome Them in Teaching Social and Humanitarian Disciplines to Foreign Students from Asian Countries]. In Biznes. Obrazovanie. Pravo. No. 3 (48), pp. 404-408.

14. Tretyakova, I. A., Kuprina, I. V. (2015). Osobennosti metodiki prepodavaniya distsipliny «Stranovedenie Rossii» u inostrannykh studentov (na opyte prepodavaniya distsipliny v Gosudarstvennom institute russkogo yazyka im. A. S. Pushkina) [Features of the Methodology of Teaching the Discipline "Country Studies of Russia" to Foreign Students (Based on the Experience of Teaching the Discipline at the Pushkin State Institute of the Russian Language)]. In Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledo-vaniya. No. 1, pp. 194-196.

15. Chernysheva, E. N. (2018). Tsifrovoe obrazovanie v Rossii [Digital Education in Russia]. In Slavyan-skaya kul'tura: istoki, traditsii, vzaimodeistvie. XIX Kirillo-Mefodievskie chteniya: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii v ramkakh Mezhdunarodnogo Kirillo-Mefodievskogo festivalya slavyan-skikh yazykov i kul'tur, pp. 710-714.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.