ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ЮЖНОГО УРАЛА
67
вости и пластичности. То есть идет расширение ликворосодержащих полостей. Но у новорожденных и детей до года есть и еще одна особенность - мощная способность к мобилизации компенсаторных механизмов. И потому в большинстве случаев (если нет обструкции ликворопроводящих путей) под воздействием лечения уходит внутричерепная гипертензия, а остается гидроце-фальный синдром.
Таким образом, возможны развивающиеся последовательно клинические варианты нарушения ликвородинамики: а) гипертензионный синдром, б) гипертензи-онно-гидроцефальный синдром, в) гидроцефалия (синдром) компенсированная, то есть без внутричерепной гипертензии. Почему бы не использовать эти синдромы в диагнозе последствий перинатального поражения нервной системы? Несомненно, это будет более определенным руководством к назначению адекватной терапии. Да, а как же шифры МКБ -10? Трудно представить себе, например, какой скачок будет у нас в стране синдрома нормотензивной гидроцефалии, то есть
синдрома Хакима - Адамса с деменцией, расстройством мочеиспускания и атаксией, если следовать рекомендации «Классификации последствий перинатального поражения нервной системы...» 2005 г. И так ли доброкачественна внутричерепная гипертензия у детей, если она переходит в гидроцефалию? В то же время оправдана ли дегидратационная терапия тогда, когда гидроцефалия есть, но она не прогрессирует и уже не сопровождается повышением внутричерепного давления? Вопросов много, но совершенно очевидно, что, если работать, формально следуя МКБ, то можно навредить больному (да и статистике тоже).
И совершенно правы авторы справочника по формулированию клинического диагноза болезней нервной системы (настольной книги неврологов по МКБ-10) В.Н. Шток и О.С. Левин в том, что «внедрение такой системы, как МКБ-10, в каждой стране требует определенной работы по адаптации рекомендаций ВОЗ к традициям и особенностям национального здравоохранения».
ПРИМЕНЕНИЕ ДИОДНОГО ЛАЗЕРА В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ЭПИФИЗАРНОГО ОСТЕОМИЕЛИТА НОВОРОЖДЕННЫХ
Даниловских Д. А., Чуриков В. В., Погорелое М.В., Попова Г.А.
ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница»
Aim/цель: Оценить эффективность применения диодного лазера в комплексном лечении остеомиелита новорожденных.
Methods/Материалы и методы: Был проведён анализ клинического течения и результатов лечения 32 новорожденных с метаэпифизарным остеомиелитом. У 21 новорожденного была выявлена интрамедуллярная фаза острого гематогенного остеомиелита, соответственно у 11 - экстрамедуллярная. Всем детям с интрамедуллярной фазой остеомиелита первым этапом лечения проводилась чрескожная лазерная остеоперфорация, при необходимости дополняющаяся пункцией суставов.
У 11 больных лазерная остеоперфорация нами использовалась одновременно с выполнением разрезов и декомпрессивной остеоперфорации. Независимо от фазы острого гематогенного остеомиелита всем детям проводилось два сеанса ЛОП: в момент установления диагноза и через 10 дней от начала лечения. Обязательным является выполнение перфорационных отверстий во взаимно перпендикулярных плоскостях от диафиза кости до пораженного эпиметафиза.
Results/Результат: Применяемый нами метод миниинвазивной лазерной остеоперфорации позволил снизить частоту ос-
68
Информационно-аналитический журнал № 2
ложнений с 11,4 % до 4,3 % независимо от фазы остеомиелита, сократить сроки лечения в 2,8 раза.
Conclusion/Выводы: На основании экспериментальных данных и анализа результатов лечения установлено, что основными механизмами, обеспечивающими клиниче-
скую эффективность высокоинтенсивного лазерного излучения, являются быстрое снижение внутрикостного давления, улучшение состояния микроциркуляции в зоне воспаления, стимуляция репаративных свойств костной ткани.
ОПЫТ РАБОТЫ ШКОЛЫ САМОКОНТРОЛЯ САХАРНОГО
ДИАБЕТА 1-ГО ТИПА.
Домрачева Э.Г.
ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница»
Грамотный самоконтроль позволяет предотвратить развитие сосудистых осложнений, что является целью современной диабетологии. Самоконтроль СД 1-го типа подразумевает умение пациента не только определить сахар крови, мочи в домашних условиях, но и правильно интерпретировать полученные данные, принять правильное решение по изменению плана лечения. Как сказал основоположник современной диабетологии Э.Джослина: «Инсулинотерапия - потеря времени и средств, если больной не проводит самоконтроль».
Учитывая актуальность проблемы обучение пациентов с СД 1-го типа и перспективность данного направления, на базе детского эндокринологического отделения с 2009 года работает Школа самоконтроля сахарного диабета.
Ежегодно обучение проходят 150-200 человек (детей и родителей). Проводит занятия врач-эндокринолог отделения в течение 1 недели ежемесячно.
Занятия проводятся по структурированной программе, предложенной университетской клиникой г. Дюсельдорфа (проф. Бергер) и утвержденной приказом МЗРФ № 35 от 6.05.1997. Занятия по данной программе разделены на учебные единицы, а внутри них - на учебные шаги.
С октября 2009 года для обучения используется новая программа, разработанная Институтом детской эндокринологии ФГУ «Эндокринологический научный
центр» (г. Москва), адаптированная для восприятия детей.
Основные темы занятий:
1. Что такое СД 1-го типа? Самоконтроль при СД 1-го типа.
2. Диетотерапия при СД 1-го типа.
3. Инсулин и инсулинотерапия.
4. Гипогликемия: причины, симптомы, лечение, профилактика (коррекция дозы инсулина).
5. Гипергликемия: причины, симптомы, лечение, профилактика (коррекция дозы инсулина).
6. Коррекция дозы при интеркуррент-ных заболеваниях.
7. Физическая нагрузка при СД 1-го типа.
8. Сосудистые осложнения СД и их профилактика.
Главный смысл обучения в Школе самоконтроля - достичь понимания, что коррекция лечения должна проводиться постоянно самими пациентами в зависимости от сахара крови, питания, физической нагрузки.
Целью обучения являются улучшение метаболического контроля, качества жизни, уменьшение отрицательного воздействия сахарного диабета (СД 1-го типа) на повседневную жизнь.
Современная концепция ведения больных трактует сахарный диабет как «образ жизни».
Основной задачей обучения является создание у пациента стойкой мотивации на