Научная статья на тему 'Опыт работы Школы самоконтроля сахарного диабета 1-го типа'

Опыт работы Школы самоконтроля сахарного диабета 1-го типа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
317
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Домрачева Э. Г.

Грамотный самоконтроль позволяет предотвратить развитие сосудистых осложнений, что является целью современной диабетологии. Самоконтроль СД 1-го типа подразумевает умение пациента не только определить сахар крови, мочи в домашних условиях, но и правильно интерпретировать полученные данные, принять правильное решение по изменению плана лечения. Как сказал основоположник современной диабетологии Э.Джослина: «Инсулинотерапия - потеря времени и средств, если больной не проводит самоконтроль».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт работы Школы самоконтроля сахарного диабета 1-го типа»

68

Информационно-аналитический журнал № 2

ложнений с 11,4 % до 4,3 % независимо от фазы остеомиелита, сократить сроки лечения в 2,8 раза.

Conclusion/Выводы: На основании экспериментальных данных и анализа результатов лечения установлено, что основными механизмами, обеспечивающими клиниче-

скую эффективность высокоинтенсивного лазерного излучения, являются быстрое снижение внутрикостного давления, улучшение состояния микроциркуляции в зоне воспаления, стимуляция репаративных свойств костной ткани.

ОПЫТ РАБОТЫ ШКОЛЫ САМОКОНТРОЛЯ САХАРНОГО

ДИАБЕТА 1-ГО ТИПА.

Домрачева Э.Г.

ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница»

Грамотный самоконтроль позволяет предотвратить развитие сосудистых осложнений, что является целью современной диабетологии. Самоконтроль СД 1-го типа подразумевает умение пациента не только определить сахар крови, мочи в домашних условиях, но и правильно интерпретировать полученные данные, принять правильное решение по изменению плана лечения. Как сказал основоположник современной диабетологии Э.Джослина: «Инсулинотерапия - потеря времени и средств, если больной не проводит самоконтроль».

Учитывая актуальность проблемы обучение пациентов с СД 1-го типа и перспективность данного направления, на базе детского эндокринологического отделения с 2009 года работает Школа самоконтроля сахарного диабета.

Ежегодно обучение проходят 150-200 человек (детей и родителей). Проводит занятия врач-эндокринолог отделения в течение 1 недели ежемесячно.

Занятия проводятся по структурированной программе, предложенной университетской клиникой г. Дюсельдорфа (проф. Бергер) и утвержденной приказом МЗРФ № 35 от 6.05.1997. Занятия по данной программе разделены на учебные единицы, а внутри них - на учебные шаги.

С октября 2009 года для обучения используется новая программа, разработанная Институтом детской эндокринологии ФГУ «Эндокринологический научный

центр» (г. Москва), адаптированная для восприятия детей.

Основные темы занятий:

1. Что такое СД 1-го типа? Самоконтроль при СД 1-го типа.

2. Диетотерапия при СД 1-го типа.

3. Инсулин и инсулинотерапия.

4. Гипогликемия: причины, симптомы, лечение, профилактика (коррекция дозы инсулина).

5. Гипергликемия: причины, симптомы, лечение, профилактика (коррекция дозы инсулина).

6. Коррекция дозы при интеркуррент-ных заболеваниях.

7. Физическая нагрузка при СД 1-го типа.

8. Сосудистые осложнения СД и их профилактика.

Главный смысл обучения в Школе самоконтроля - достичь понимания, что коррекция лечения должна проводиться постоянно самими пациентами в зависимости от сахара крови, питания, физической нагрузки.

Целью обучения являются улучшение метаболического контроля, качества жизни, уменьшение отрицательного воздействия сахарного диабета (СД 1-го типа) на повседневную жизнь.

Современная концепция ведения больных трактует сахарный диабет как «образ жизни».

Основной задачей обучения является создание у пациента стойкой мотивации на

ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ЮЖНОГО УРАЛА

69

применение полученных знаний в повседневной жизни.

Обучение проводится как индивидуальное, так и групповое.

Индивидуальное обучение проводится пациентам с впервые выявленным СД 1-го типа так как уровень восприятия и у самих заболевших детей, и у их родителей, находящихся в «шоковом» состоянии, снижен. В работе с данной группой особенно требуется участие профессионального психолога.

Оптимальное число обучаемых в группе 5-7 человек. Условно они разделены на 2 группы: дети старше 12 лет и родители (независимо от возраста ребенка) и дети младшего возраста, для обучения которых требуются особые подходы с учетом психики ребенка в данном возрасте, специальные программы, включающие игровые элементы.

Принципы обучения включают: доступное изложение материала («голова»), активное участие пациента ("рука”), доверительную атмосферу занятий («сердце»).

Для этого активно используется наглядный материал: таблицы, слайды, видеофильмы, плакаты. Имеются компьютерные программы для обучения. Врачами отделения разработаны ситуационные задачи, игровые моменты (конкурсы, викторины, сценки, сказки, диабетическое лото). Данные методики применяются для обучения пациентов младшей возрастной группы.

По нашим данным, до обучения в Школе самоконтроля у 58 % опрошенных пациентов уровень знаний о своем заболева-

нии был неудовлетворительным. Наиболее высокая осведомленность отмечена в вопросах питания и вопросах, связанных с практическим использованием инсулина, минимальные познания - в вопросах самоконтроля и коррекции дозы инсулина. Только 32% детей проводили грамотный самоконтроль.

Степень усвояемости материала составляет от 25-45 % (при повторном контроле после обучения). Грамотный самоконтроль стали осуществлять 76 % пациентов. Эффективность обучения в Школе самоконтроля наглядно показывает снижение уровня НВ А1с через 3 месяца до 7,5 % у 17% детей.

Таким образом, обучение пациента с сахарным диабетом является неотъемлемым компонентом в лечении СД 1т.

Эффективность обучения заключается в увеличении % пациентов грамотно проводящих самоконтроль, и % пациентов с компенсацией углеводного обмена, что способствует уменьшению риска развития сосудистых осложнений.

Необходимо повторное обучение пациентов в Школе самоконтроля, так как со временем мотивация на применения полученных знаний утрачивается и качество самоконтроля снижается.

Для совершенствования обучения необходимо расширение бригады специалистов Школы самоконтроля (привлечение к работе профессионального психолога, диетолога, среднего медицинского персонала для отработки практических навыков) и ежедневное функционирования Школы.

МОБИЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ ЭХОКАРДИОГРАФИЧЕСКАЯ БРИГАДА: ТЕХНОЛОГИЯ СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ

Зайцев И.Б.

ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница»

Половина всех врожденных пороков сердца (ВПС) считается критическими врожденными пороками периода новоро-жденности, то есть пороками, которые при естественном течении сопровождаются

высокой летальностью детей: 50% детей с ВПС умирают в первые полгода жизни, еще 25% умирает в течение года (Шаталов К.В., 2008 г., НЦ ССХ им. А.Н. Бакулева). При отсутствии адекватной терапии и, пре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.