Научная статья на тему 'Применение деловой игры при изучении курса хирургических болезней'

Применение деловой игры при изучении курса хирургических болезней Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деловая игра / клинико-патологоанатомическая конференция / the business game / clinic-pathological anatomical conference

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гринцов А. Г., Буценко В. Н., Куницкий Ю. Л., Христуленко А. А.

Приведен пример использования в процессе обучения студентов хирургическим болезням ролевой игры "Клинико-патолого-анатомическая конференция". При этом проведение практического занятия подчинено решению главных целей: ознакомлению с организацией клиникопатологоанатомической конференции, обучению методике анализа истории болезни умершего, протокола вскрытия, ознакомлению с основными законодательными положениями, определяющими должностные обязанности врача-хирурга и трактовку возможных врачебных ошибок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гринцов А. Г., Буценко В. Н., Куницкий Ю. Л., Христуленко А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE GAME “THE CLINICAL-PATHOLOGICAL-ANATOMICAL CONFERENCE ” IN THE PROCESS OF COURSE “SURGICAL DISEASES ” FOR MEDICAL STUDENTS

This article is devoted to demonstration of the role game “The clinical-pathological-anatomical conference” in the clinical subject of surgical diseases for medical students. The carrying out of the practical classes is devoted to resolving of general tasks: the introduction of the system of organization of the clinical, pathological and anatomical conferences, obtaining an experience in analysis of the history cases of patients with lethal outcome, the protocols of autopsy, familiarization with the main legislative acts, which define the functions of surgeons and interpretation of the possible medical errors.

Текст научной работы на тему «Применение деловой игры при изучении курса хирургических болезней»

BtCHHK Украгнсъког медичног стожатологЬчног академИ'

УДК 617:378.144.276

ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ

Гринцов А.Г., Буценко В.Н., Куницкий Ю.Л., Христуленко A.A.

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Приведен пример использования в процессе обучения студентов хирургическим болезням ролевой игры "Клинико-патолого-анатомическая конференция". При этом проведение практического занятия подчинено решению главных целей: ознакомлению с организацией клинико-патологоанатомической конференции, обучению методике анализа истории болезни умершего, протокола вскрытия, ознакомлению с основными законодательными положениями, определяющими должностные обязанности врача-хирурга и трактовку возможных врачебных ошибок.

Ключевые слова деловая игра, кпинико-патологоанатомическая конференция.

Вступление

В последние годы в процессе обучения студентов клиническим дисциплинам все больше уделяется внимания умению применять полученные знания на практике. Использование усвоенных практических - навыков преследует главную цель - постановка предварительного диагноза. Однако, глубокий анализ жалоб, анамнеза, объективных признаков, а в случае операции -конкретного источника заболевания способствует более глубокой информационной осведомленности студента об этиопатогенезе изучаемого заболевания. В случае дополнения полученной информации результатами патоло-гоанатомического исследования можно вести речь не только о возможности обучения постановке окончательного диагноза, но и о характере допущенных ошибках при лечении -больного и мерах, предприняв которые их можно избежать.

Материалы и методы исследования. Использованы история болезни умершего, данные патологоанатомического вскрытия (протокол вскрытия), литературные источники о частоте и характере осложнений при данном заболевании.

Результаты исследования и их обсуждение.

На кафедре хирургических болезней стоматологического факультета Донецкого государственного медицинского университета им. М.Горького при изучении ряда тем по неотложной хирургии используется ролевая деловая игра "Клинико-патологоанатомическая конференция", на которой анализируется подобранная история болезни умершего от соответствующего заболевания. При этом решаются такие учебные цели: ознакомить с задачами и организацией клинико-патологоанатомической конференции, обучить методике анализа истории болезни умершего, протокола вскрытия, ознакомить с основными законодательными положениями, определяющими должностные обязанности врача-хирурга и трактовке возможных ошибок, научиться выявить допущенные ошибки в ходе лечения больного, определить меры, предприняв которые их можно избежать.

Методически занятие строится таким образом, что накануне студенты имеют возможности ознакомиться с историей болезни умершего и протоколом вскрытия. Преподаватель распределя-

ет роли:

- лечащего врача (если больной до поступления в клинику находился в другом лечебном учреждении, то соответственно предусмотрена и эта роль);

- патологоанатома, производившего вскрытие;

- двух оппонентов, один из которых дожжен осветить состояние вопроса по данным современной литературы, второй анализирует конкретный случай смерти;

- председателя конференции.

Соответственно разработаны дидактические

материалы, обеспечивающие проведение практического занятия: методическая разработка -сценарий игры, перечень конкретных целей и заданий для каждой роли, рекомендации по проведению кпинико-патологоанатомических конференций, список литературы.

Разбираемая история болезни должна содержать конкретную ситуацию (диагностические, тактические, организационные ошибки) - это обстоятельство мотивирует активность участников игры, обеспечивает коллективную познавательную деятельность. Глубокий анализ допущенных ошибок при лечении (выполнении оперативного вмешательства) больного позволяет четко определить меры по их предупреждению. Эта информация преподносится одним из оппонентов, который ссылаясь на литературные источники представляет конкретные пути по избежанию допущенных ошибок в лечении данного больного. Ассоциативная логическая цепочка: сам факт смерти больного, допущенные тактические, диагностические ошибки и выявленные пути их предупреждения имеют яркую эмоциональную окраску. Практика показала, что такой способ усвоения данных об этиопатогенезе конкретного заболевания, характере его течения и возможном исходе имеет неоспоримые преимущества в сравнении с простым перечислением характерных симптомов и синдромов указанного заболевания на практическом занятии. Последующий контроль знаний через определенное время показал, что при участии студентов в ролевой деловой игре тема занятия усваивается лучше в сравнении со стандартным способом проведения практического занятия. В том случае, когда речь идет об остром хирургическом заболевании, одним из осложнений ко-

Актуальн проблеми сучасно! медицини

торого является, перитонит - здесь же при анализе причин ошибок и неиспользованных методах диагностики демонстрируются наиболее часто применяемые в клинической практике устройства: лапароскоп, троакар для выполнения лапароцентеза. В данном случае ассоциативная параллель между возможностью избежать летального исхода и использованием доступных и эффективных способов диагностики способствуют прочному закреплению знаний но практическому их применению. В последующем студенты безошибочно выделяют из всей массы способов диагностики данного страдания наиболее эффективные и информативные.

Опыт проведения занятий с применением деловых игр позволяет назвать в числе ее преимуществ перед традиционной формой проведения занятий следующие возможности:

1. выяснить не только конкретные знания по разбираемой теме, но и умение их применить в конкретной обстановке, максимально приближенной к условиям, будущей профессиональной деятельности;

2. На конкретных примерах проиллюстрировать положения и требования деонтологии,

врачебной этики, правовые вопросы;

3. Выделять из большой массы методов диагностики различных осложнений острой хирургической патологии наиболее информативные и эффективные, широко используемые в повседневной хирургической практике в любое время суток;

4. Определить непосредственное отношение студентов к случившемуся, его реакции как личности, то есть составить представление о жизненной позиции будущего врача.

Проведенное в последующем решение контрольных ситуационных задач показало, что прочность знаний в группах, где занятие проводилось в виде деловом игры выше, чем в группах, где эта тема изучалась традиционным способом.

Таким образом, проведение деловых ролевых игр может быть широко использовано в процессе преподавания хирургических болезней у студентов медицинских университетов, как более совершенный метод усвоения приобретенных знаний и умений в процессе подготовки к специальности врача.

Реферат.

ЗАСТОСУВАННЯ Д1Л0В01ГРИ "КЛ1Н1КО-ПАТОЛОГОАНАТОМ1ЧНА КОНФЕРЕНЦ1Я ПРИ ВИВЧЕНН1 КУРСУ Х1РУРГ1ЧНИХ ХВОРОБ.

ГрЫцов О.Г., Буценко В.М., КунЩький Ю.Л., Христуленко А.О. Ключов1 слова: дтова гра, клЫко-патологоанатомнна конференцт.

Надано приклад застосування при вивчены студентами х1рурпчних хвороб рольовоТ дтовоТ гри "Клш1ко-патологоанатомнна конференцт". При цьому проведения практичного заняття пщкорено виршенню навчальних цтей: знайомству з орган1зац1ею шыко-патологоанатомнноТ конференцп, навчанню методик аналЬу icTopii хвороби померлого, протоколу розтину, знакомству з основними положениями, визначаюшими фахов1 обов'язки л1каря-х1рурга i трактовку можпивих лкарських помилок.

Summary.

THE ROLE GAME "THE CLINICAL-PATHOLOGICAL-ANATOMICAL CONFERENCE " IN THE PROCESS OF COURSE "SURGICAL

DISEASES " FOR MEDICAL STUDENTS.

Grintsov A.G., Butsenko V. N., Kunitskiy Y.L., Khristulenko A.A.

Keywords: the business game, clinic-pathological anatomical conference.

This article is devoted to demonstration of the role game "The clinical-pathological-anatomical conference" in the clinical subject of surgical diseases for medical students. The carrying out of the practical classes is devoted to resolving of general tasks: the introduction of the system of organization of the clinical, pathological and anatomical conferences, obtaining an experience in analysis of the history cases of patients with lethal outcome, the protocols of autopsy, familiarization with the main legislative acts, which define the functions of surgeons and interpretation of the possible medical errors.

Tom 9, Выпуск 1

335

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.