Научная статья на тему 'Применение деловой игры "клинико-патологоанатомическая конференция" при изучении курса хирургических болезней"'

Применение деловой игры "клинико-патологоанатомическая конференция" при изучении курса хирургических болезней" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деловая игра / клинико-патологоанатомическая конференция / ділова гра / клініко-патологоанатомична конференція.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гринцов А. Г., Буценко В. Н., Куницкий Ю. Л.

Приведен пример использования в процессе обучения студентов хирургическим болезням ролевой игры "Клинико-патолого-анатомическая конференция". При этом проведение практического занятия подчинено решению главных целей: ознакомлению с организацией клинико-патологоанатомической конференции, обучению методике анализа истории болезни умершего, протокола вскрытия, ознакомлению с основными законодательными положениями, определяющими должностные обязанности врача-хирурга и трактовку возможных врачебных ошибок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гринцов А. Г., Буценко В. Н., Куницкий Ю. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ЗАСТОСУВАННЯ ДІЛОВОЇ ГРИ "КЛІНІКО-ПАТОЛОГОАНАТОМІЧНА КОНФЕРЕНЦІЯ ПРИ ВИВЧЕННІ КУРСУ ХІРУРГІЧНИХ ХВОРОБ

Надано приклад застосування при вивченні студентами хірургічних хвороб рольової ділової гри "Клініко-патологоанатомічна конференція". При цьому проведення практичного заняття підкорено вирішенню навчальних цілей: знайомству з організацією клініко-патологоанатомічної конференції, навчанню методиці аналізу історії хвороби померлого, протоколу розтину, знакомству з основними положениями, визначаюшими фахові обов'язки лікаря-хірурга і трактовку можливих лікарських помилок.

Текст научной работы на тему «Применение деловой игры "клинико-патологоанатомическая конференция" при изучении курса хирургических болезней"»

Актуальн проблемы сучасно'1 медицины

УДК 616.31+617:378.147

ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ "КЛИНИКО-ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ"

Гринцов А.Г., Буценко В.Н., Куницкий Ю.Л.

Кафедра хирургических болезней стоматологического факультета Донецкого государственного медицинского университета им. М.Горького (Зав.каф.-проф. А.Г.Гринцов)

Приведен пример использования в процессе обучения студентов хирургическим болезням ролевой игры "Клинико-патолого-анатомическая конференция". При этом проведение практического занятия подчинено решению главных целей: ознакомлению с организацией клинико-патологоанатомической конференции, обучению методике анализа истории болезни умершего, протокола вскрытия, ознакомлению с основными законодательными положениями, определяющими должностные обязанности врача-хирурга и трактовку возможных врачебных ошибок.

Ключевыеслова: деловая игра, клинико-патологоанатомическая конференция.

ошибок, научиться выявить допущенные ошибки в ходе лечения больного, определить меры,

Вступление

В последние годы в процессе обучения студентов клиническим дисциплинам все больше уделяется внимания умению применять полученные знания на практике. Использование усвоенных практических - навыков преследует главную цель - постановка предварительного диагноза. Однако, глубокий анализ жалоб, анамнеза, объективных признаков, а в случае операции -конкретного источника заболевания способствует более глубокой информационной осведомленности студента об этиопатогенезе изучаемого заболевания. В случае дополнения полученной информации результатами патоло-гоанатомического исследования можно вести речь не только о возможности обучения постановке окончательного диагноза, но и о характере допущенных ошибках при лечении -больного и мерах, предприняв которые их можно избежать.

Материалы и методы исследования

Использованы история болезни умершего, данные патологоанатомического вскрытия (протокол вскрытия), литературные источники о частоте и характере осложнений при данном заболевании.

Результаты исследования и их обсуждение

На кафедре хирургических болезней стоматологического факультета Донецкого государственного медицинского университета им. М.Горького при изучении ряда тем по неотложной хирургии используется ролевая деловая игра "Клинико-патологоанатомическая конференция", на которой анализируется подобранная история болезни умершего от соответствующего заболевания. При этом решаются такие учебные цели: ознакомить с задачами и организацией клинико-патологоанатомической конференции, обучить методике анализа истории болезни умершего, протокола вскрытия, ознакомить с основными законодательными положениями, определяющими должностные обязанности врача-хирурга и трактовке возможных

предприняв которые их можно избежать.

Методически занятие строится таким образом, что накануне студенты имеют возможности ознакомиться с историей болезни умершего и протоколом вскрытия. Преподаватель распределяет роли:

- лечащего врача (если больной до поступления в клинику находился в другом лечебном учреждении, то соответственно предусмотрена и эта роль);

- патологоанатома, производившего вскрытие;

- двух оппонентов, один из которых дожжен осветить состояние вопроса по данным современной литературы, второй анализирует конкретный случай смерти;

- председателя конференции.

Соответственно разработаны дидактические

материалы, обеспечивающие проведение практического занятия: методическая разработка -сценарий игры, перечень конкретных целей и заданий для каждой роли, рекомендации по проведению клинико-патологоанатомических конференций, список литературы.

Разбираемая история болезни должна содержать конкретную ситуацию (диагностические, тактические, организационные ошибки) - это обстоятельство мотивирует активность участников игры, обеспечивает коллективную познавательную деятельность. Глубокий анализ допущенных ошибок при лечении (выполнении оперативного вмешательства) больного позволяет четко определить меры по их предупреждению. Эта информация преподносится одним из оппонентов, который ссылаясь на литературные источники представляет конкретные пути по избежанию допущенных ошибок в лечении данного больного. Ассоциативная логическая цепочка: сам факт смерти больного, допущенные тактические, диагностические ошибки и выявленные пути их предупреждения имеют яркую эмоциональную окраску. Практика показала, что такой

Том 6, Выпуск 1-2

303

В1СНИК Украгнсъког медичног стоматологгчног акадежш

способ усвоения данных об этиопатогенезе конкретного заболевания, характере его течения и возможном исходе имеет неоспоримые преимущества в сравнении с простым перечислением характерных симптомов и синдромов указанного заболевания на практическом занятии. Последующий контроль знаний через определенное время показал, что при участии студентов в ролевой деловой игре тема занятия усваивается лучше в сравнении со стандартным способом проведения практического занятия. В том случае, когда речь идет об остром хирургическом заболевании, одним из осложнений которого является, перитонит - здесь же при анализе причин ошибок и неиспользованных методах диагностики демонстрируются наиболее часто применяемые в клинической практике устройства: лапароскоп, троакар для выполнения лапароцентеза. В данном случае ассоциативная параллель между возможностью избежать летального исхода и использованием доступных и эффективных способов диагностики способствуют прочному закреплению знаний но практическому их применению. В последующем студенты безошибочно выделяют из всей массы способов диагностики данного страдания наиболее эффективные и информативные.

Опыт проведения занятий с применением деловых игр позволяет назвать в числе ее преимуществ перед традиционной формой прове-

1. выяснить не только конкретные знания по разбираемой теме, но и умение их применить в конкретной обстановке, максимально приближенной к условиям, будущей профессиональной деятельности;

2. На конкретных примерах проиллюстрировать положения и требования деонтологии, врачебной этики, правовые вопросы;

3. Выделять из большой массы методов диагностики различных осложнений острой хирургической патологии наиболее информативные и эффективные, широко используемые в повседневной хирургической практике в любое время суток;

4. Определить непосредственное отношение студентов к случившемуся, его реакции как личности, то есть составить представление о жизненной позиции будущего врача.

Проведенное в последующем решение контрольных ситуационных задач показало, что прочность знаний в группах, где занятие проводилось в виде деловом игры выше, чем в группах, где эта тема изучалась традиционным способом.

Таким образом, проведение деловых ролевых игр может быть широко использовано в процессе преподавания хирургических болезней у студентов медицинских университетов, как более совершенный метод усвоения приобретенных знаний и умений в процессе подготовки к специальности врача.

дения занятии следующие возможности:

Рефрат

ЗАСТОСУВАННЯ Д1Л0В01 ГРИ "КЛ1Н1КО-ПАТОЛОГОАНАТОМ1ЧНА КОНФЕРЕНЦ1Я ПРИ ВИВЧЕНН1 КУРСУ Х1РУРГ1ЧНИХ ХВОРОБ

ГрЫцов О.Г., Буценко В.М., Кунщький Ю.Л.

Ключов1 слова: дтова гра, кпЫко-патологоанатомична конференция.

Надано приклад застосування при вивченш студентами х1рурпчних хвороб рольовоТ дтовоТ гри "Кл1шко-патологоанатом1чна конференц1я". При цьому проведения практичного заняття пщкорено вир1шенню навчальних цтей: знайомству з оргашзац1ею клш1ко-патологоанатом1чноТ конференцп, навчанню методик анал1зу ¡сторм хвороби померлого, протоколу розтину, знакомству з основними положениями, визначаюшими фахов1 обов'язки л1каря-х1рурга \ трактовку можливих лкарських помилок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.