Применение бизнес-анализа в качестве инструмента обеспечения устойчивого развития
организации
The use of business analysis as a tool to ensure the development of the organization
Нарышкина К.С.
Магистрант 2го курса, Факультет бизнес-анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве РФ,
г.Москва
E-mail: [email protected]
Naryshkina K.S.
2nd year undergraduate Faculty of Business Analysis and Audit, Financial University under the Government of the Russian Federation,
Moscow
E-mail: [email protected]
Научный руководитель: И.В. Зенкина
д.э.н., профессор, Департамент учета, анализа и аудита Финансовый университет при Правительстве РФ,
г.Москва
Scientific adviser: I. V. Zenkina
Doctor of Economics, Professor, Department of Accounting, Analysis and Audit Financial University under the Government of the Russian Federation,
Moscow
Аннотация.
В статье рассматривается применение триединой концепции устойчивого развития на микроуровне и раскрывается ее значимость для организации. Раскрываются особенности анализа устойчивого развития экономического субъекта и важность нефинансовых результатов его деятельности. Обосновывается значимость стейкхолдерского подхода к анализу устойчивого развития компании. Рассмотрена одна из проблем устойчивого развития организации, которая связана с отсутствием универсального инструмента его обеспечения. В качестве которого, предлагается использовать бизнес-анализ. В работе проведен анализ понятия «бизнес-анализ» и представлены различные подходы к его трактовке. Выделены задачи, которые способен решать бизнес-анализ в соответствии с методологией для обеспечения устойчивого развития организации. Рассматривается понятие «бизнес-модель» и его роль в обеспечении непрерывности функционирования организации. Приведено обоснование применения бизнес-анализа как инструмента обеспечения устойчивого развития организации.
Annotation.
The article uses triune concepts for the development of science. Features of the analysis of economic development, as well as non-financial results of its activities are revealed. The significance of the stakeholder approach to the analysis of the development of the company is substantiated. This is due to the lack of a universal tool for its provision. For which, it is proposed to use business analysis. The paper analyzes the concept of "business analysis" and presents various approaches to its interpretation. The tasks that can be solved by business analysis in accordance with the methodology to ensure the sustainable development of the organization are identified. The concept of "business model" and its role in ensuring the continuity of the functioning of the organization are considered. The rationale for the use of business analysis as a tool to ensure sustainable development of the organization is given.
Ключевые слова: устойчивость, устойчивое развитие, бизнес-анализ, стейкхолдеры, стейкхолдерский
подход.
Key words: sustability, sustainable development, business analysis, stakeholders, stakeholder approach.
«Устойчивое развитие - это развитие, при котором удовлетворение потребностей нынешних поколений
осуществляется без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Данная трактовка была сформулирована в 1987 году в докладе «Наше общее будущее» Комиссии ООН по окружающей среде и развитию, руководителем которой был Гру Харлем Брунтланн. Считается, формирование положений концепции проходило до 1992 года, а последующее развитие связано с ее совершенствованием и закреплением на правовом уровне» [4]. Анализ устойчивого развития предполагает
устойчивость в трех аспектах: социальном, экологическом и экономическом (рисунок 1).
Рисунок 1. Триединая концепция устойчивого развития (сост.автором) Данный вопрос на микроуровне стал рассматриваться позднее и является менее проработанным. Однако, «качественный менеджмент компании, ориентированный на устойчивое развитие в долгосрочной перспективе, отчетливо представляет, что эффективная деятельность компании невозможна без конструктивного взаимодействия с заинтересованными лицами, на которых компания прямо или косвенно оказывает воздействие. В свою очередь окружение компании также оказывает значительное влияние на ее деятельность как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Исследование национальных и международных нефтегазовых компаний, проведенное Bain & Co., показывает критическую важность взаимодействия с заинтересованными сторонами для компаний в частности и для отрасли в целом» [5].
Особенностями анализа устойчивого развития, во-первых, является то, что важны не только финансовые показатели, но и нефинансовые. При этом, «нефинансовые драйверы стоимости, обеспечивающие долгосрочную устойчивость, формируются с участием и под воздействием широкого круга заинтересованных сторон, физических и юридических лиц - стейкхолдеров. Ценность взаимоотношений с этими сторонами настолько высока, что наряду с теорией акционерной стоимости в последние десятилетия развивается и все большую популярность получает концепция стейкхолдерской стоимости» [3, С.43].
Э. Фриман «к стейкхолдерам относит собственников организации, потребителей, поставщиков, сотрудников, местное сообщество, общественные организации и государство» [42, с.229]. Главной целью организации становится удовлетворение интересов всех заинтересованных сторон, а не только лишь владельцев организации. Следовательно, стейкхолдерский подход направлен на создание имиджа и деловой репутации компании. При этом можно видеть влияние показателей на группу, либо конкретных стейкхолдеров. Создание стейкхолдерской стоимости является условием долгосрочного устойчивого развития организации. Из чего появляется необходимость в информировании групп заинтересованных сторон, выработки не только концепции взаимодействия с ними, но формирование целостной бизнес-модели компании. Проблемным вопросом является организационный механизм проведения таких исследований и формирования нефинансовой отчетности, в том числе отчета об устойчивом развитии.
Методы и инструменты бизнес-анализ в наибольшей степени подходят для обеспечения устойчивого
развития организации. Рассмотрим сначала понятие бизнес-анализа. Существует большое количество подходов к определению понятия «бизнес-анализ». Некоторые определения бизнес-анализа представлены в таблице 1.
Авторы рассматривают бизнес-анализ в двух аспектах. Во-первых, как системный анализ и анализ данных, что обуславливается тем, что исторически системный анализ отождествляли с бизнес -анализом. Системные аналитики наиболее востребованы в сфере информационных технологий, их деятельность связана с анализом бизнес-процессов для целей автоматизации деятельности организации, а именно сбором, анализом и документированием требований к информационной системе, они контактируют с заказчиком, разрабатывают техническое задание, моделируют и проектируют архитектуру информационных систем. Например, Н. Паклин и В. Орешкин в своей книге «Бизнес-аналитика: от данных к знаниям» рассматривают бизнес-анализ как анализ данных. Во-вторых, сведение бизнес-анализа к классическому традиционному экономическому анализу. Например, проанализировав содержание учебника «Бизнес-анализ деятельности организации» 2013 года издания под редакцией Л.Н. Усенко [2], можно заметить, что ни одного раздела не посвящено взаимодействию с заинтересованными сторонами, которые согласно методологии бизнес анализа являются ключевыми. В-третьих, более современный подход в соответствии с которым бизнес-анализ приобретает качественно новое содержание.
Как подчеркивают многие авторы понятие складывается из двух частей «бизнес» и «анализ». При этом анализ рассматривается как научный метод расчленения исследуемой проблемы на части.
Таблица 1. Понятие «бизнес-анализ» (сост. автором- [8],[6],[1,С.35])
Определение Автор/источник
«Бизнес-анализ - это деятельность, которая позволяет внедрять изменения в компании путем определения потребностей и рекомендации решений, которые обеспечивают ценность для заинтересованных лиц» [8]. BABOK v3
«Бизнес-аналитика - это инструменты и приложения для поиска, анализа, моделирования и доставки информации, необходимой для принятия решений» [6]. IDC.COM
«Деятельность по обоснованию управленческих воздействий, изменений в компании и стратегии ее развития на основе выявления требования ключевых заинтересованных сторон, связанных с ними проблем и определения путей их возможных решений, способных принести пользу как самой компании, так и тем заинтересованным сторонам, которые влияют на нее и определяют ее судьбу» [1, с.35]. Бариленко В.И.
Исходя из данных таблицы, можно сделать заключение, что бизнес-анализ - это некая деятельность, которая непосредственно связана с управлениями изменениями, посредствам идентификации стейкхолдеров, их требований, анализа этих требований. «Бизнес-модель SRM - менеджмента взаимоотношений с участниками бизнеса» [5] ориентирована именно на всех участников, а не только на акционеров (традиционная модель). Стремление бизнеса угодить только акционерам приводит к ухудшению работы с сотрудниками, партнерами и другими сторонами, и снижается лояльность население к нему.
Весь комплекс задач, которые охватывает бизнес-анализ, направлен на устойчивое развитие организации. При этом бизнес-анализ представляет собой непрерывный процесс, что является главным для обеспечения устойчивого развития организации.
Выделяются задачи, решаемые бизнес-анализом, для обеспечения устойчивого развития организации:
1. Идентификация заинтересованных сторон;
2. Выявление требований ключевых заинтересованных сторон и их анализ;
3. Сопоставление выявленных требований с фактическими параметрами и анализ выявленных «разрывов»;
4. Обоснование направлений инновационной активности организации;
5. Разработка и внедрение бизнес-модели;
6. Проведение изменений.
Выявленные расхождения показывают проблемы, существующие или грозящие организации при определенных условиях их действий.
Выявленные проблемы могут быть решены двумя путями. Первый из них представляет собой изменения существующего уклада, корректировки текущих показателей. Второй является полной противоположностью первого подхода, он направлен на коренное перестроение всей деятельности организации. Данный подход осуществляется при помощи внедрения инноваций в экономическую, социальную, экологическую сферы деятельности организации для ее устойчивого развития. При этом данный подход в большинстве случаев предусматривает разработку или переосмысление бизнес-модели.
Подход на основе бизнес-анализа предполагает введение измеряемых показателей и введение количественной оценки требований заинтересованных сторон. Например, для этого можно использовать балльно-рейтинговые модели. Данный подход позволит вести учет показателей и обеспечить сопоставимость при анализе «разрывов».
Как мы выяснили ранее, обеспечение устойчивого развития организации непосредственно связано с инновационной деятельностью. Что вызывает необходимость проведения изменений, и соответственно формирования новой стратегии организации и разработки бизнес-модели для достижения целей новой стратегии.
Именно в сферу деятельности бизнес-аналитика входит формирование бизнес-модели организации. Чему доказательством являются результаты исследований Международный институт бизнес-анализа (ИВА). 11ВА выделяет два подхода к определению бизнес-модели: «ориентация на ценности, клиентов или внутренние бизнес-процессы»[8]. При первом подходе, бизнес-модель рассматривается как некий «способ или механизм, при использовании которого компания создает ценность для потребителя и получает прибыль» [8]. Когда модель связывают с реализацией бизнес-процессов, то она рассматривается как «структура, состоящая из взаимосвязанных элементов (процессов), а так же описания компании как сложной системы» [8].
В рамках применения стейкхолдерского подхода из приведенных в таблице определений наиболее подходит следующее: «Бизнес-модель описывает ценность, которую предприятие предлагает различным клиентам, отражает способности предприятие, противоречия партнеров, требуемых для создания, продвижения и поставки этой ценности клиентам, отношения капитала, необходимые для получения устойчивых доходов» [8]. Бизнес-модель компании не статична, она подвержена изменениям в процессе развития самой компании. В условиях быстроизменяющейся внешней среды компании должны иметь возможность своевременно переходить на более эффективные и выгодные бизнес-модели, чему и способствует бизнес-анализ.
Таким образом, применение бизнес-анализа как инструмента обеспечения устойчивого развития организации является эффективным. Бизнес-анализ позволяет системно выявлять заинтересованные стороны, выделять основных, ранжировать и главное, разрабатывать политику взаимодействия с ними. Непрерывность бизнес-анализа в рамках выявления стейкхолдеров и их меняющихся требований позволит компании своевременно реагировать на эти требования, и избежать последствий, которые могли бы произойти при бездействии. Именно подходы бизнес-анализа и знания, опыт работы и применения стейкхолдерского подхода, направлены на разработку качественно новой бизнес-модели, ориентированной на устойчивое развитие, а не только на получение прибыли. Бизнес-анализ способен обеспечить постоянный непрерывный процесс обеспечения устойчивого развития организации.
Список используемой литературы:
1. Бариленко В.И. Методология бизнес-анализа: учебное пособие. — М.: КноРус, 2018. - 190 с.
2. Усенко Л.Н. Бизнес-анализ деятельности организации: Учебник /Усенко Л.Н., Чернышева Ю.Г.,
Гончарова Л.В.; Под ред. Л.Н. Усенко - М: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013 - 560с. - [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http ://znanium.com/catalog/product/415581.
3. Ефимова О.В. Анализ устойчивого развития компании: стейкхолдерский подход // Экономический анализ: теория и практика. 2013. №45 (348) - c.41-51. - [Электрон. ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ustoychivogo-razvitiya-kompanii-steykholderskiy-podhod.
4. Пасенов А.Н. Концепция устойчивого развития: историко-правовые аспекты // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2017. №10 (259). - [Электрон. ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-ustoychivogo-razvitiya-istoriko-pravovye-aspekty.
5. Опыт применения стейкхолдерского подхода в иностранных и российских компаниях. Скворцов П.В. - [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/practice/Stakeholder_Approach.shtml.
6. Business Analytics Solutions - [Электрон. ресурс] - Режим доступа: www.idc.com (Solutions for business analytics - [Electronic resource] - URL: www.idc.com).
7. Freeman R. Edward Strategic Management: A stakeholder approach. Boston:Pitman, 1984.
8. International Institution of business knowledge. - [Электрон. ресурс] - Режим доступа: https://iiba.ru.