Научная статья на тему 'Применение биографического метода в изучении жизненных стратегий молодежи'

Применение биографического метода в изучении жизненных стратегий молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1391
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / МОЛОДЕЖЬ / БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ / FAMILY / YOUNG PEOPLE / BIOGRAPHICAL METHOD / TRANSFORMATION OF VALUES / MECHANISMS OF ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Орлова Вера Вениаминовна

В статье рассмотрены особенности применения биографического метода как одного из видов качественных методов социологического анализа социальной действительности. Дается представление о предпосылках и применении биографического метода в изучении жизненных стратегий молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE BIOGRAPHICAL METHOD IN STUDYING OF VITAL STRATEGIES OF THE YOUTH

The article deals with the special features of application of the biographical method as one of the types of qualitative methods of sociological analysis of social reality. The idea about preconditions and application of the biographical method in the studying of vital strategies of young people is given.

Текст научной работы на тему «Применение биографического метода в изучении жизненных стратегий молодежи»

Логическая схема анкеты

Условия и факторы возникновения социального сиротства

1

Кризис семьи и экономическая нестабильность в обществе Социальные факторы, недостатки в управлении

і І і

Социальная дезорганизация семей Материальные и жилищные трудности родителей Нездоровые отношения между родителями Слабость нравственных устоев деградация личности взрослого человека

Вопросы анкеты

1, 5, 2, 5, 7, В, 5, 6, 3, 4, 6, В,

6,7,1219, 12, 19,20, 12,21,23, 12,19,

20, 21,23, 22,23,29, 26, 28,33 21,23, 25,

24,25, 33 32,33 26

І і

Неспособность властей проводить эффективную политику Отсутствие механизмов взаимодействия между ветвями власти Недостатки в системе воспитательных учреждений Качество работы системы социальной защиты

Вопросы анкеты

10,18, 10,18, 9,10 4, 3,

19, 29 19, 20 18,19, 15, 16,

21, 24 17, 19,

20

Представленные выше методологические подходы и разработанные на их основе методы исследования позволяют получить научно обоснованные социологические данные о состоянии исследуемого социального явления. Предлагаемая методика и инструментарий прошли полномасштабную апробацию в процессе исследования сиротства в Республике Бурятия [6], показали высокую степень надежности и достоверности полученных результатов.

Литература

1. Giddens A. The Third Way/ The Renewal of Social Democracy. - Cambridge: Polity Press, 1998.- P.105.

2. История социологии в Западной Европе и США: учеб. для вузов / отв. ред. Г.В. Осипов. - М.: НОРМА, 2001; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995.

3. Топеха Т.А. Факторы, влияющие на социализацию

молодежи в условиях трансформирующегося российского общества: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Пермь, 2005.

4. Васильев А.В. Социальное сиротство как явление современного российского общества: автореф. дис. . канд. социол. наук. - Уфа, 2007.

5. Харчев А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе. - Л., 1968. - С.16.

6. Сиротство: факторы и условия социальной эксклю-зии (опыт социологического исследования) / под ред. П.А. Чукреева. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009.

Чукреев Петр Александрович, д-р социол. наук, проф., действительный член РАСН, кафедра «Социальные технологии» Восточно-Сибирского государственного технологического университета.

Chukreev Petr Aleksandrovich, doctor of sociological sciences, professor, member of Russian Academy of Sociological Sciences.

E-mail: chykreev00@mail.ru

УДК 316.4

В. В. Орлова

ПРИМЕНЕНИЕ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА В ИЗУЧЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ МОЛОДЕЖИ

В статье рассмотрены особенности применения биографического метода как одного из видов качественных методов социологического анализа социальной действительности. Дается представление о предпосылках и применении биографического метода в изучении жизненных стратегий молодежи.

Ключевые слова: Семья, молодежь, биографический метод, трансформация ценностей, механизмы адаптации

V.V. Orlova

APPLICATION OF THE BIOGRAPHICAL METHOD IN STUDYING OF VITAL STRATEGIES

OF THE YOUTH

The article deals with the special features of application of the biographical method as one of the types of qualitative methods of sociological analysis of social reality. The idea about preconditions and application of the biographical method in the studying of vital strategies of young people is given.

Key words: family, young people, biographical method, transformation of values, mechanisms of adaptation.

Биографические данные в социологии - это основной источник детальных и мотивированных описаний «истории» отдельной личности. И значимые социальные связи, и мотивы действий получают здесь убедительное освещение «с точки зрения деятеля». Чаше всего источником биографических данных становятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т.п.) либо материалы интервью и бесед. В очень редких случаях исследователь имеет дело с жизнеописанием, включающим в себя все события жизни, изложенные от «первого лица».

Вместе с тем в инструментарии социолога при проведении социологических исследований имеется широкий спектр количественных (так называемых жестких) и качественных (мягких) методов.

Количественные методы опираются на представление об обществе как системе, в которой основополагающую роль играют большие социальные группы (классы, слои, этносы и т.д.). Несомненно, роль количественных методов значительна в изучении макропроцессов, происходящих в обществе.

Однако нельзя умалять значения качественных методов социологического исследования. Так, количественные методы не могут дать исчерпывающего понимания поведения конкретных людей, их малых групп, коллективов. Дело в том, что поведение субъектов социальной жизни определяется не только не зависящими от них объективными социальными законами, но и многими факторами, имеющими субъективный характер.

Теоретическим обоснованием «качественного» подхода к социальным исследованиям является понимающая («гуманистическая») социология, восходящая к идеям Вебера, Гуссерля и Мида. Ее характеризует рассмотрение социального мира как результата действий и субъективных интерпретаций автономных личностей. Общий фокус качественного исследования концентрирует внимание на частном, особенном в описании целостной картины социальных практик. Они позволяют изучать новые явления или процессы, не имеющие массового распространения, особенно в условиях резких социальных изменений.

Отличием биографического метода можно считать большую сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека (иногда группы, организации) и на субъективном, личностном подходе к описанию человеческой жизни, карьеры, истории любви и т. п.

Биографический метод исследования основывается на принципиальной гипотезе (предположении) о том, что возможно восстанавливать и изучать социальную действительность, социальные факты через анализ биографических материалов и событий, сохраненных в них, через оценки, отзывы, мнения и установки. Основа этой гипотезы - факт, что человеческий поступок определен, проходя через объективные социальные условия, и это отражается в субъективном феномене сознания.

Биографический метод представляет собой специальную форму применения анализа содержания, которая может сочетаться со специальной формой опроса. Главное возражение против биографического метода гласит, что рассказы собственной автобиографии, собственных автобиографических фактов передает только индивидуально модифицированную картину. Оценка работоспособности биографического метода противоречива: если биографический материал не может оцениваться как объективное восстановление действительности, фактов, то при субъективной обработке социальной действительности и социальных процессов биографический метод может иметь большое значение для научной постановки вопросов.

По мнению Е.Ю. Мещеркиной, биографический метод наиболее уместен там, где объект еще недостаточно изучен и не представлен в социологических понятиях и теориях, где доля социального действия закрыта для непосвященных, где в структуру анализа вплетена процессуаль-ность течения жизни, различные темпоральные уровни происходящего. [1]

С 70-х гг. XX в. на волне возрождения интереса к биографическому методу его рамки значительно расширились. В настоящее время он используется там, где исследователя интересует субъективный опыт переживания социальноисторических процессов (войны, революции,

кризисы, миграции) и определенных фаз человеческой жизни (детство, болезнь и смерть). Биографии людей могут быть также использованы для реконструкции истории становления и развития отдельных социальных институтов и организаций (например, партий и политических движений, новых направлений в науке).

Вместе с тем его применение важно там, где основной базой данных является полученная из первых рук информация об индивидуальном социальном опыте - поступках, событиях, эмоциях. Она представляет ценность именно как субъективная точка зрения социального «актера», поэтому главным ее источником в биографическом методе служат личные документы (истории жизни, письменные автобиографии, дневники, письма, семейные архивы, фотографии, родословные досье и т.п.)

Ю.О. Зайцева и А.И. Баикина отмечают, что классическая социология в свое время стремилась избавиться от субъективизма как слабой стороны и искала способы усиления объективности данных. При этом проблема соотношения социального и индивидуального всегда была центральной для социологии. Близкое родство генеалогии и социологии на историческом древе познания помогало науке рассматривать и оценивать индивидов как исполнителей социальных ролей, описывать вариации социального выбора в рамках предписанных ролей, изучать механизм их исполнения. Постепенно формировались основные познавательные функции качественной социологии, иными словами, микросоциологии, направленной на познание субъективных значений человеческого поведения путем анализа конкретных ситуаций социального взаимодействия («Я» своими глазами и с точки зрения других) [2].

Биографический метод имеет очень много общего с методом включенного наблюдения и по сути является еще одной из разновидностей этнографического подхода к «анализу случая». Отличием биографического метода можно считать большую сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека (иногда группы, организации) и на субъективном, личностном подходе к описанию человеческой жизни, карьеры, истории любви и т.п. В центре внимания социолога здесь оказывается документальное или устное описание событий с точки зрения самого «случая», т. е. те сведения, которые в медицине называют субъективным анамнезом. Как и метод включенного наблюдения, биографический метод имеет «этнографические» корни.

Одной из разновидностей биографического метода является реконструкция истории семьи на протяжении нескольких поколений в рамках ме-

няющегося социального контекста. Ответить на вопросы о том, каким образом особенности жизненного пути и динамика социальных ролей молодежи вписывается в социальный контекст времени, их уникальность, типичность позволили нам качественное исследование с помощью библиографического «метода социальных генеалогий». Эта тактика фокусируется на истории семьи как локального сообщества на протяжении поколений. Семья рассматривается как относительно устойчивая малая группа, взятая в исторической перспективе, которая в каждом поколении членится и перестраивается, что не исключает ее «непрерывности» как социального феномена. Анализируются процессы социальной и территориальной мобильности членов семьи в длительной динамике нескольких поколений, преемственность или изменение ее социального статуса, передача «культурного капитала» семьи и трансформации ценностей [3]. Источниками информации послужили семейные интервью с представителями молодого поколения. На основе анализа 30 биографий (ноябрь 2009 г., возраст 19-22 года, г. Томск) были определены особенности жизненных и семейных стратегий молодежи и влияние семьи, типичные черты их современного стиля жизни и типология таких стилей в зависимости от ценностных ожиданий.

Большое влияние на жизнь семьи оказывают семейные правила и семейные мифы. В этом отношении в России есть свои особенности. Семейные истории - тема, тесно связанная с историей страны. В России очень много семей, в которых были пропавшие без вести, репрессированные, служившие в штрафбатах, прошедшие плен и лагеря. Часто истории прошлого находят отражение в сегодняшней жизни [4].

С социологической точки зрения представляет интерес, как именно в условиях социальных потрясений осуществляется жизненный выбор людей. Насколько он был детерминирован, с одной стороны, реальными историческими событиями, а с другой стороны - субъективными свойствами людей, их ориентациями, ожиданиями, ценностями. Иными словами, каковы были механизмы адаптации людей к изменяющимся условиям.

ХХ век в истории нашей страны навсегда останется веком великих потрясений. Социальные революции, войны, репрессии каждый раз по-новому перекраивали судьбы людей, заставляя их вырабатывать надежный «иммунитет» от социальных потрясений, передавая способы адаптации следующим поколениям.

Истории отдельных семей могут являться одним из предметов продуктивного изучения динамики социальных процессов, структурных и

ценностных изменений в обществе, дает возможность проследить, как характерные для конкретно-исторического периода развития процессы социальной мобильности, те изменения, которые происходили в структуре семьи, в распределении семейных ролей, те изменения, которые происходили в духовной сфере, находили свое продолжение и отражение в жизни каждого из людей и поколения в целом.

> Б.О. ж., 20 л. (г. Томск): «Мне удалось узнать о жизни трех поколений. История начинается с 1897 г. в Саратовской области, многодетная семья, где 8 детей. В 1941 г. началась депортация немцев в Сибирь, и бабушка (немка по национальности) также была выслана. По воспоминаниям родных, их дом стоял на возвышенности, был большой, светлый. Имели большое хозяйство, приучали к труду всех детей, даже имели своих работников, рассчитывались с ними продуктами и одеждой. После депортации обосновались в Молчановском районе Томской области... Приучали детей к бережливости (природная немецкая черта), аккуратности, экономии. Остались семейные реликвии, бережно хранятся швейная машина «Зингер», патефон, старые пластинки».

Представляется, что, несмотря на неблагоприятные условия жизнедеятельности, каждое поколение вырабатывало свои механизмы адаптации к изменяющимся условиям, видоизменяя структуру ценностей и интересов, жизненные стратегии молодых людей. Чаще всего семейная взаимопомощь и взаимоподдержка являлись тем ресурсом, который позволял каждому из членов семьи преодолевать трудности и в целом обусловил восходящую линию семьи в социальном плане. Каждое новое поколение имело свои достижения, неуклонно продвигаясь в социальной иерархии, улучшая условия жизни.

> К. А. м., 21 г. (г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область): «Мне и моему отцу удалось проследить историю до седьмого колена. Мои предки были промышленниками. Кто-то из них был начальником одной из мануфактур Демидова. В 1917 г. семья прадеда переехала в Кузбасс, где по сей день работают на предприятии угольной промышленности и мои родители. Родители моих родителей, мои родители всегда учили нас, что необходимо и важно иметь хорошее образование и верных друзей».

Из поколения в поколение осуществлялась вертикальная и горизонтальная мобильности. Постоянно повышался статус семьи, уровень образования, профессиональный статус, экономическое положение. Если первое поколение семьи - жители маленького городка, занимающиеся преимущественно крестьянским трудом, то во

втором поколении - это уже рабочие, жители крупных городов, индустриально-промышленных центров, а в третьем - работники интеллектуального труда. Трансформации были подвергнуты и структура семьи, функции ее членов. Не осталась неизмененной и структура духовнонравственных ценностей.

> Д.К. ж. 21 г. (г. Томск): «Наша семья -азербайджанская многодетная семья. Всегда содержали свое хозяйство, приучали детей к труду с детства, помогали друг другу. На Новый год младшие должны обязательно прийти к старшим с поздравлениями. При старших нельзя курить и ругаться. При распределении обязанностей, работы, пищи следовали правилу: старшим больше, младшим меньше, но самое вкусное, интересное доставалось младшим. Главное сегодня -забота о младших и помощь старшим».

В целом судьбы семей являются типичными для тех конкретно-исторических периодов, которые пережила наша страна, и отражают тенденции социальных изменений, происходящих в обществе.

Изучение динамики социальных изменений при помощи обычных статистических методов (анализа данных переписи и регистрационного учета) позволяет получить представление о направлении миграции, измерении ее масштабов, протекании процесса урбанизации, рождаемости, смертности и т.д. и т.п., то есть дать количественную оценку процессам социальных изменений. Использование метода семейных биографий открывает возможности для изучения миграционной мобильности, как вертикальной, так и горизонтальной, дает представление о разнообразии миграционных и социальных траекторий (как семейных, так и индивидуальных), позволяет выявить типы судеб - более или менее вероятные или неизбежные в конкретноисторическую эпоху, исследует зависимость между миграционными траекториями и социальным происхождением. Кроме того, семейные истории позволяют рассмотреть не только пути переселения и адаптации семей, но и проследить, насколько успешно семья выполняет защитную роль в сложные для людей исторические периоды, насколько сохраняются родовые ценности семьи последующими поколениями.

^ С.Н. м., 21 г. (г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская обл.): «Прабабушка приехала из центральной России, когда началось активное переселение в Сибирь, выдавали бесплатные земли, деньги давали на первое время.. Бабушка в 30-х гг. получила 3-классное образование . ».

В заключение отметим, что использование биографического метода позволило рассмотреть историю развития страны как бы изнутри через

субъективный опыт отдельных людей, судьбы которых не только типичны в определенную эпоху, но и по-своему уникальны и неповторимы.

Биографический метод является междисциплинарным методом и используется во многих социально-гуманитарных науках, где центром интереса является индивидуальное. Биографический метод представляет собой способ анализа, который концентрируется на индивиде или индивидах, их опыте проживания жизни и отражении в нем социально-культурных процессов. Он предусматривает досконально полную информацию о всей протяженности жизненного пути и субъективных переживаниях человека.

Литература

1. Голофаст В.Б. Многообразие биографических повествований // Социол. журн. - 1995. - №1. - С.71-88.

2. Девятко И.Ф. Методы социологического

исследования. - Екатеринбург, 1994.

3. Харевен Т. Время семьи и время промышленности (главы из книги) // Хрестоматия по устной истории / под общ. ред. М.Лоскутова. - СПб.: Изд-во ЕУСПб, 2003. С.146-188; Мещеркина Е. Жизненный путь и биографии: преемственность социологических категорий // Социс. -2002. - № 7. - С. 61-68.

4. Об истории жизни и истории семьи: Судьбы людей. Россия. XX век / под ред. В.В. Семеновой и Е.В. Фатеевой; Биографический метод: история, методология, практика / под ред. Е.Ю. Мещеркиной и В.В Семеновой; Томпсон П. История жизни и анализ социальных изменений.

Орлова Вера Вениаминовна - канд. социол. наук, доцент кафедры культурологии и социологии Томского гос. университета систем управления и радиоэлектроники (ТУ СУР)

Orlova Vera Veniaminovna - candidate of sociological science, lecturer of department of culture and sociology of Tomsk State University of systems of management and radioelectronics.

E-mail: orlova_vv@mail.ru

УДК 316 356. 4

О. Ж Гончикдоржиева ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

В статье рассматриваются различные трактовки отечественных социологов понятия «этносоциальные процессы», а также анализируется соотношение понятий «этническое» и «социальное».

Ключевые слова: этносоциальные процессы, этническое, социальное, примордиализм, конструктивизм, инструментализм.

O.Zh. Gonchikdorzhieva

THEORETICAL APPROACHES TO THE STUDYING OF ETHNIC-SOCIAL PROCESSES

The article deals with the various interpretations of the concept «ethnic-social processes», given by native sociologists, and relations between the concepts «ethnic» and «social» are analyzed.

Key words: the ethnic-social processes, ethnic, social, primordializm, constructivism, instrumentalism.

Этносоциология как наука сформировалась на стыке предметных областей этнографии и социологии, и отечественные ученые изначально ориентировались на исследование сочетания социальных и этнических процессов, раскрытие их взаимосвязи и взаимообусловленности [1]. По мнению исследователей Новосибирской школы, «изучались как социальные процессы в этнической вариабельности, так и этнические процессы в социальной обусловленности». Поскольку социальные и этнические процессы понимались как отчасти содержащие собственную противоположность, то естественной представлялась интеграция предмета в понятии «этносоциальные процессы» [2].

На необходимость такого понятийного синтеза предмета этносоциологии указывал Ю. В. Бромлей, который сыграл особую роль в становлении новой научной дисциплины. Также на

особую значимость проблематики этносоциальных процессов указывают Ю.В. Арутюнян и Л. М. Дробижева [3].

Так, Ю.В. Бромлей, выделяя протекающие в регионах этносоциальные процессы как самостоятельный предмет этносоциологии, предполагает фиксацию их специфики в отличие от собственно этнических процессов, с одной стороны, и социальных - с другой [4]. По словам Ю.В.

Попкова, Ю.В. Бромлею не удалось выделить и охарактеризовать этносоциальные процессы как единую категорию.

События последних десятилетий продемонстрировали значимость этнических аспектов социально-политической жизни страны, в силу чего многие социальные процессы могут быть рассмотрены как этносоциальные. Их исследование предполагает предварительное определение по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.