Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ БЕСПИЛОТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ БЕСПИЛОТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административно-правовое регулирование / беспилотные технологии / государственное управление / научно-технический прогресс / глобализация / administrative and legal regulation / unmanned technologies / public administration / scientific and technological progress / globalization

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А. П. Беликов

актуальность статьи обусловлена отставанием нормативно-правового регулирования публично-управленческих отношений в сфере применения беспилотных аппаратов от глобальных тенденций развития технологий искусственного интеллекта, что снижает возможности ускорения развития в экономической, социально-культурной областях и области обеспечения национальной безопасности. Целью статьи является выявление современного состояния административно-правового регулирования применения беспилотных технологий, обусловливающих его факторов и определение перспектив развития законодательства в данной сфере. Названная цель была достигнута на основе применения общенаучных методов (анализ, синтез, диалектический метод) и формально-юридического метода. В результате исследования автором сформулирован вывод о перспективах административно-правового регулирования применения беспилотных технологий, состоящих в расширении законодательной регламентации публично-управленческой деятельности, которая должна проникнуть во все направления использования данных технологий и ключевые отрасли хозяйствования (сельское и лесное хозяйство, транспорт, строительство и промышленность, геологоразведка и гидрография и др.). Одновременно должна обеспечиваться проработка органами государственного управления качественной и отвечающей веяниям научно-технического прогресса подзаконной базы, для чего требуется их адаптация к высокой динамике глобального научно-технологического развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF UNMANNED TECHNOLOGIES AS AN OBJECT OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION

the relevance of the article is due to the lag in the regulatory and legal regulation of public-management relations in the field of the use of unmanned vehicles from the global trends in the development of artificial intelligence technologies, which reduces the possibility of accelerating development in the economic, socio-cultural areas and the field of national security. The purpose of the article is to identify the current state of administrative and legal regulation in the field of the use of unmanned technologies, the factors that determine it, and to determine the prospects for the development of legislation in this area. This goal was achieved through the use of general scientific methods (analysis, synthesis, dialectical method) and the formal legal method. As a result of the research, the author has formulated a conclusion about the prospects of administrative and legal regulation of the use of unmanned technologies, consisting in expanding the legislative regulation of public management activities in this area, which should penetrate into all areas of use of these technologies and key economic sectors (agriculture and forestry, transport, construction and industry, geological exploration and hydrography, etc.). At the same time, it should be ensured that public administration bodies work out a high-quality regulatory framework that meets the trends of scientific and technological progress, which requires their adaptation to the high dynamics of global scientific and technological development

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ БЕСПИЛОТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

• ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ •

А. П. Беликов,

соискатель кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии

БО!:

A.P. Belikov,

Candidate of the Department of Administrative and Municipal Law, Saratov State Law Academy artiom.belikov@yandex.ru

$

С

I 8

с

19S

ПРИМЕНЕНИЕ БЕСПИЛОТНЫХ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация: актуальность статьи обусловлена отставанием нормативно-правового регулирования публично-управленческих отношений в сфере применения

беспилотных аппаратов от глобальных тенденций развития технологий искусствен-^ ного интеллекта, что снижает возможности ускорения развития в экономической, № социально-культурной областях и области обеспечения национальной безопасности. 2 Целью статьи является выявление современного состояния административно-О правового регулирования применения беспилотных технологий, обусловливающих его ® факторов и определение перспектив развития законодательства в данной сфере. Названная цель была достигнута на основе применения общенаучных методов (анализ, ^ синтез, диалектический метод) и формально-юридического метода. В результате исследования автором сформулирован вывод о перспективах административно-право* вого регулирования применения беспилотных технологий, состоящих в расширении ¡5 законодательной регламентации публично-управленческой деятельности, которая ^ должна проникнуть во все направления использования данных технологий и ключевые О отрасли хозяйствования (сельское и лесное хозяйство, транспорт, строительство

и промышленность, геологоразведка и гидрография и др.). Одновременно должна обеспечиваться проработка органами государственного управления качественной и отвечающей веяниям научно-технического прогресса подзаконной базы, для чего

00 требуется их адаптация к высокой динамике глобального научно-технологического ^ развития.

Ключевые слова: административно-правовое регулирование, беспилотные технологии, государственное управление, научно-технический прогресс, глобализация.

(V THE USE OF UNMANNED TECHNOLOGIES AS AN OBJECT

^ OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION

^ Abstract: the relevance of the article is due to the lag in the regulatory and legal

regulation of public-management relations in the field of the use of unmanned vehicles from the global trends in the development of artificial intelligence technologies, which reduces the possibility of accelerating development in the economic, socio-cultural areas and the field of national security. The purpose of the article is to identify the current state

of administrative and legal regulation in the field of the use of unmanned technologies, the factors that determine it, and to determine the prospectsfor the development oflegislation in this area. This goal was achieved through the use of general scientific methods (analysis, synthesis, dialectical method) and the formal legal method. As a result of the research, the author has formulated a conclusion about the prospects of administrative and legal regulation of the use of unmanned technologies, consisting in expanding the legislative regulation of public management activities in this area, which should penetrate into all areas

of use of these technologies and key economic sectors (agriculture and forestry, transport, p

construction and industry, geological exploration and hydrography, etc.). At the same time, g

it should be ensured that public administration bodies work out a high-quality regulatory g

framework that meets the trends of scientific and technological progress, which requires g

their adaptation to the high dynamics of global scientific and technological development. 1

0

Keywords: administrative and legal regulation, unmanned technologies, public |

administration, scientific and technological progress, globalization. °

0"

1

В последние годы беспилотные технологии широко при- g

меняются в различных сферах жизнедеятельности общества и функ- §

ционирования государства. Изначально их разработка и использование I

были направлены на решение задач обеспечения обороны и повыше- |

ния эффективности применения вооруженных сил. В XXI в. беспи- »

лотные технологии стали более доступными для целей гражданского |

применения, что выразилось в активном их использовании физиче- S

скими лицами в любительских целях: беспилотные летательные ап- g

s

параты при помощи установленной на них аппаратуры производят р

видео- и фотосъемку различных объектов с воздуха. S

Ускорение научно-технического прогресса, развитие цифровых 1 технологий, робототехники, микроэлектроники в передовых экономически развитых государствах обусловили возможность расшире- g ния сферы использования высокоавтоматизированных технических | средств, с помощью которых решаются задачи широкого спектра - начиная с обеспечения общественной и иных видов национальной безо- S пасности и заканчивая проведением мониторинга функционирования Ig различных систем (экологических, инфраструктурных) и состояния | отдельных объектов. Так, в целях обеспечения безопасности беспилотные технологии используются для установления факта нахождения 199 человека в охраняемых зонах, выявления отдельных правонарушений } и беспорядков в местах массового скопления людей, наблюдения за b государственной границей, проведения поисково-спасательных опера- g ций, обнаружения паводковых разливов и иных негативных процессов | и явлений природного и техногенного характера [1].

Повсеместное внедрение высокоавтоматизированных, в том числе беспилотных, технологий является следствием так называемой четвертой промышленной революции. Любая подобная революция

характеризуется коренным изменением технологического уклада, обусловливающим качественный скачок в динамике развития и структуре производительных сил. Одним из основополагающих начал последней из них является принцип технической помощи машин человеку, осуществляемой через аккумуляцию значительных массивов данных и решение задач, выполнение которых непосредственно человеком небезопасно [2, с. 60]. Основную роль в этом играют информационные технологии и системы, развитие которых позволяет минимизировать участие человека в процессах управления техническими средствами. Он может выступать «внешним пилотом», а наивысший уровень таких технологий позволяет и вовсе исключить его из указанных процессов. В связи с этим применение беспилотной аппаратуры в народном хозяйстве может обеспечить существенный рост экономики за счет повышения производительности труда, своевременного выявления „о негативных процессов в агрокультурных, производственных, трубопроводных, транспортных и иных комплексах, снижения затрат на оплату труда вследствие использования высокоавтоматизированных № систем, заменяющих участие человека в технологических процессах. § В таких условиях необходимо отметить роль права в регули-§ ровании соответствующих процессов. Любые новые технологии 2 важно рассматривать не только с позитивной стороны - как средство ^ преобразования, улучшения различных сфер жизнедеятельности — общества. У них есть и обратная сторона, игнорирование которой § может причинить социуму вред. Поэтому при применении новых ^ технологий, включая беспилотные, следует учитывать системную § организацию общества и особенности их встраивания в эту систему. ^ Правовые нормы призваны способствовать такому встраиванию. ^ С. Ф. Афанасьев отмечает, что происходящие в глобальном масштабе о преобразования информационного, промышленного и экономического ^ характера существенно видоизменяют правовую сферу, для которой С в определенной мере характерны инерционность и консерватизм. Верными представляются рассуждения указанного автора о том, что 200 в прошлые исторические периоды правовые нормы в значительной мере предопределяли новизну социальных связей, но в современных СЧ условиях они, как правило, фиксируют фактически сложившиеся ® отношения, а иногда и вовсе их не регулируют [3, с. 45-46]. На важ-^ ность актуализированного нормативно-правового регулирования применения новых технологий в условиях четвертой промышленной революции указывает президент Всемирного экономического форума в Давосе К. Шваб, утверждая, что необходимо новое правовое поле, в котором будут уверенно применяться инновационные технологии,

в то время как существующие в национальных законодательствах нормативные установления неадекватны новым технологическим вызовам и создают препятствия экономическому развитию [4, с. 11].

Законодатель и иные субъекты нормотворчества однозначно должны реагировать на происходящие в обществе изменения, на его

развитие, поскольку право является не только регулятором, но и объ- д

ектом воздействия, подвергаясь процессу перманентного совершен- |

ствования, обусловленного многочисленными факторами, включая 1

внедрение новых технологических решений. Беспилотные техноло- § гии как раз являются той сферой, на развитие и применение которой

с нарастающей интенсивностью должен реагировать законодатель. §

Значительная роль в упорядочении использования указанных техно- |

логий принадлежит уголовно-правовым [5-8] и гражданско-право- *

вым [9, с. 82-83; 10, с. 171] средствам. Однако они в первую очередь ^

§

направлены на решение вопросов установления соответствующих §

видов юридической ответственности и ее применения. В то же время §

легализация использования беспилотных технологий в деятельности §

человека, организаций, субъектов публичной власти остается за ад- »

министративно-правовым регулированием. Законодатель при помощи §

норм административного права должен упорядочивать правоотно- |

шения, возникающие между органами государственного управления |

и иными субъектами по поводу разработки, испытаний и внедрения д

беспилотных аппаратов в технологические и иные процессы, про- |

текающие в различных сферах и отраслях народного хозяйства, | социокультурной и административно-политической деятельности.

В частности, вопросы стандартизации и сертификации, определяющие §

в первую очередь надежность беспилотного оборудования и безо- | пасность его использования [11, с. 78], относятся именно к области

административно-правового регулирования. Немаловажное значение |

приобретают и вопросы административной ответственности в случаях §

применения беспилотных технологий во вред обществу, что также | должно привлекать внимание законодателя.

В научной литературе утверждается о необходимости разработки 201

и реализации единого алгоритма, который позволит смоделировать а

последовательность решений нормативно-правового характера, обу- Ь

словливающих в итоге формирование четко очерченного контура §

необходимой для применения беспилотных технологий правовой ос- | новы. Первым действием в данном алгоритме должно стать принятие технических регламентов и правил эксплуатации и управления движением беспилотных аппаратов, учитывающих характерную для традиционных видов транспорта специфику. Разработка соответствующих

норм должна выполняться отдельно для каждого вида беспилотных аппаратов, что позволит преодолеть нормативную неопределенность в указанной сфере на уровне национального правового регулирования [12, с. 23]. Очевидным является административно-правовой характер подобного регулирования ввиду принятия рассматриваемых правил в общем виде законодателем, но в детализированном - органами исполнительной власти, и последующего осуществления ими контрольно-надзорной деятельности за применением беспилотных технологий. Остальные звенья цепи в предлагаемом алгоритме относятся, как правило, к сферам гражданско-правового и уголовно-правового регулирования, за исключением вопросов установления административной ответственности [Там же, с. 24-25].

Н.М. Конин отмечал творчески организующий характер норм административного права при условии их разумной и грамотной „о реализации [13, с. 32]. В этом смысле потенциал административного правового регулирования позволяет смоделировать и внедрить совершенно новые отношения, которых ранее не существовало. Такая теза справедлива применительно к большинству случаев совершенствования порядка публичного управления процессами жизнедеятельности общества, особенно в социально-культурной и экономической 2 областях: в последней, например, могут вводиться различные особые ^ административно-правовые режимы осуществления экономической — деятельности [14, 15], заранее смоделированные законодателем. § Что касается создания и применения беспилотных технологий ^ и иных инновационных решений, то субъекты нормотворчества § по объективным причинам вряд ли могут предугадать достижение ^ конечного результата научно-технических разработок, его характери-^ стики и весь спектр направлений его использования. С этим и связано о текущее состояние не только российского, но и зарубежного законода-^ тельства в данном направлении, поскольку оно не «успевает» за техни-С ческим прогрессом. В целях преодоления такой ситуации необходимо непосредственное взаимодействие разработчиков соответствующих 202 технологий с субъектами нормотворчества в части доведения до сведения последних характера этих разработок, преимуществ по сравне-(V нию с используемыми технологиями, предполагаемых направлений ® их применения и связанных с этим рисков, чтобы разработчик норм ^ имел полную информацию для создания необходимых правил. Вместе с тем такое взаимодействие представляется довольно затруднительным. Однако и здесь не нужно забывать о творчески организующем характере административно-правового регулирования, поскольку оно обладает значительным потенциалом для стимулирования разработки

и применения беспилотных технологий, что в свою очередь создаст предпосылки для улучшения функционирования экономических, социокультурных систем и области обеспечения национальной безопасности. Благодаря такому регулированию вкупе с реальным воплощением в жизнь требований нормативных правовых актов создается

новая административно-правовая действительность, соединяющая д

деятельность человека со сферой должного, отражающего содержание | норм административного права [16, с. 33].

Учитывая, что разработка и использование беспилотных аппаратов § относятся к области внедрения технологий искусственного интеллекта, законодатель при подготовке проекта поправки к Конституции РФ § [17] выбрал правильный путь, утвердив информационные технологии | и сферу обеспечения безопасности личности, общества и государ- * ства при их применении в качестве вопросов федерального значения ^ (п. «и», «м» ст. 71). Данная модель представляется универсальной, § учитывающей любые направления реализации технологий искус- § ственного интеллекта, в том числе в беспилотных аппаратах, которые § функционируют на основе получаемой извне и обрабатываемой ими » информации. Одновременно она элиминирует возможность регио- § нального нормативно-правового регулирования применения беспилот- | ных технологий ввиду возможного разобщения тех или иных правил, | которое могло бы создать угрозу безопасности эксплуатирования д беспилотных аппаратов. |

Конституционно-правовое регулирование создает основу для 1 последующей отраслевой регламентации соответствующих отношений. В рамках административного права речь идет об упорядочении |в исполнительно-распорядительной деятельности субъектов государ- | ственного управления [18, с. 15]. Анализ текущего состояния сферы применения беспилотных технологий показывает, что администра- §| тивно-правовое регулирование начало здесь формироваться еще в до конституционных преобразований. Определяющее место в нем | занимает отнюдь не законодатель, а сами субъекты государственного управления, которые стараются оперативно реагировать на совре- 203 менные вызовы глобализации и общемировые тенденции научно- 3 технического развития. Отчасти они реализуют прогностическую Ь и плановую функции государственного управления, что отражается 1§ в стратегических политико-правовых актах, отчасти - регулирующую | функцию, состоящую в утверждении отдельных правил применения беспилотных технологий, в том числе на основе экспериментального режима. Однако в современных условиях этого уже недостаточно -необходима оптимизация правового регулирования.

Ю. А. Тихомиров и С. Б. Нанба видят новый вектор развития в постепенной трансформации правовой регламентации в исследуемой сфере, прогнозируя очевидность перехода от административно-правового к комплексному регулированию с интеграцией иных отраслей законодательства на основе планов правовой модернизации сообразно научно-техническим и социально-экономическим изменениям [19, с. 545]. Насколько верным является это утверждение, покажет последующая практика правотворческой работы, но неизбежным видится симбиоз лишь административно-правового и информационно-правового регулирования. Что касается иных отраслей права и законодательства, то, несмотря на их взаимосвязь с названными направлениями правовой регламентации применения беспилотных технологий, они имеют самостоятельное значение ввиду обособленности предмета регулирования.

В числе перспективных направлений административно-право-§ вого регулирования применения беспилотных технологий видится % расширение законодательной регламентации публично-управлен-^^ ческой деятельности в данной сфере, которая должна проникнуть § во все направления использования данных технологий и ключевые ® отрасли хозяйствования (сельское и лесное хозяйство, транспорт, с; строительство и промышленность, геологоразведка и гидрография S и др.). Одновременно должна обеспечиваться проработка органами § государственного управления качественной и отвечающей веяниям ¡5 научно-технического прогресса подзаконной базы, для чего требуется их адаптация к высокой динамике глобального научно-технологиче-

§ ского развития. §

g Список литературы:

со 1. Федосеева, Н.А. Перспективные области применения беспилотных

2 летательных аппаратов / Н.А. Федосеева, М. В. Загвоздкин // Научный жур-С нал. - 2017. - № 9 (22). - С. 26-29.

2. Тарасов, И.В. Индустрия 4.0: понятие, концепции, тенденции развития 204 / И.В. Тарасов // Стратегии бизнеса. - 2018. - № 6 (50). - С. 57-63.

3. Афанасьев, С.Ф. О соотношении процессуального и материального (у права в условиях четвертой промышленной революции / С. Ф. Афанасьев О // Современные тенденции развития частного права, исполнительного про-¡^ изводства и способов юридической защиты : материалы V Международной ^ научно-практической конференции / отв. ред. Е.В. Трофимов. - СПб. :

Санкт-Петербургский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2019. - С. 44-49.

4. Шваб, К. Технологии четвертой промышленной революции : пер. с англ. / К. Шваб, Н. Дэвис. - М. : Эксмо, 2018. - 320 с.

5. Каух, П.В. Проблемы правового регулирования использования беспилотных транспортных средств в уголовном праве России / П.В. Каух, Н.Д. Шишкин, Е.В. Дидковский // CoПoquшm-joumaL - 2019. - № 13-13 (37). - С. 8-10.

6. Демьянович, М.А. Использование беспилотных летательных аппаратов в преступных целях: методы противодействия и борьбы / М. А. Демьянович // Правопорядок: история, теория, практика. - 2019. - № 2 (21). - С. 108-112.

7. Фокин, М.С. Актуальные проблемы уголовно-правовой регламентации противоправного использования беспилотных мобильных средств / М.С. Фокин, Н.С. Рязанов // Актуальные проблемы российского права. -2018. - № 1 (86). - С. 103-110.

8. Куфлева, В.Н. Проблемные аспекты квалификации преступлений с использованием беспилотного транспортного средства / В.Н. Куфлева, Д.В. Соболев, В.В. Фирсов // Человек: преступление и наказание. - 2019. -Т. 27. - № 3. - С. 335-342.

9. Ананенко, А. О. Совершенствование законодательства в контексте | технической эволюции беспилотных транспортных средств / А. О. Ананенко § // Транспортное право и безопасность. - 2020. - № 1 (33). - С. 77-87. |

10. Степанян, А.Ж. Проблемы регулирования беспилотных транспорт ных средств / А. Ж. Степанян // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина I (МГЮА). - 2019. - № 4 (56). - С. 169-174.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Ананенко, А. О. Основные направления совершенствования правового регулирования использования беспилотных транспортных средств / А.О. Ананенко // Транспортное право и безопасность. - 2020. - № 2 (34).

§

я

- С. 76-83. |

12. Коробеев, А.И. Беспилотные транспортные средства: новые вызовы Ц общественной безопасности / А.И. Коробеев, А.И. Чучаев // Lex Russica. - § 2019. - № 2 (147). - С. 9-28. §

13. Конин, Н.М. Административное право России : учебник / Н.М. Конин. 2

- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010. - 448 с. §

14. Лакаев, О.А. Особенности деятельности субъектов государственно- | го управления по организации и обеспечению административно-правового -о режима зон территориального развития / О.А. Лакаев // Административное § право и процесс. - 2020. - № 3. - С. 17-20. |

15. Лакаев, О. А. Основные тенденции правовой политики в сфере орга- 2 низации функционирования территорий опережающего социально-эконо- | мического развития / О.А. Лакаев // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2021. - № 2 (139). - С. 88-94. 205

16. Бельский, К.С. В чем смысл разделения административно-правовых знаний на общую и особенную части. Понимание и объяснение / Д К.С. Бельский, А.А. Гришковец // Государство и право. - 2018. - № 9. ¡^

- С. 28-37. |

17. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо- |§ сованием 12 декабря 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - 1ЖЬ: http://www.pravo.gov.ru (дата опубликования: 04.07.2020).

18. Мигачёв, Ю.И. Методология и методика административно-правовых исследований : учебное пособие / Ю.И. Мигачёв, М.П. Петров, М.Ю. Шамрин. - М. : Проспект, 2019. - 160 с.

19. Тихомиров, Ю.А. Роботизация: динамика правового регулирования / Ю.А. Тихомиров, С.Б. Нанба // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Сер. 14, Право. - 2020. - Т. 11. - №. 3. - С. 532-549.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.