Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОТИВОПРАВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОТИВОПРАВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
беспилотные транспортные средства / уголовная ответственность / управление / водитель / законодательство / беспилотные летательные аппараты / unmanned vehicles / criminal liability / management / driver / legislation / unmanned aerial vehicles

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Устинова Ирина Григорьевна, Гримальская Светлана Александровна

В статье указывается важность регламентации функционирования беспилотных транспортных средств в Российской Федерации. Исследуются нормы уголовного законодательства, устанавливающие ответственности за совершение преступлений в сфере деятельности различных видов транспорта, выявляется возможность использования данных правовых норм в случае нарушения установленных правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в процессе использовании беспилотных транспортных средств. Анализируются проблемы правового регулирования данных транспортных средств, основные сложности, возникающие при этом. Отдельно рассматриваются беспилотные летательные аппараты,правовое регулирование и использования которых также сталкивается с рядом проблем, которые исследуются в статье.Делается вывод об отсутствии в России нормативно-правовой базы, регулирующей общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступлений с использованием беспилотных транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Устинова Ирина Григорьевна, Гримальская Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF CRIMINAL LAW REGULATION OF THE UNLAWFUL USE OF UNMANNED VEHICLES

The article indicates the importance of regulating the functioning of unmanned vehicles in the Russian Federation. The article examines the norms of criminal legislation that establish responsibility for committing crimes in the field of activities of various types of transport, reveals the possibility of using these legal norms in case of violation of established traffic rules and the operation of vehicles in the process of using unmanned vehicles. The problems of legal regulation of these vehicles, the main difficulties arising in this case, are analyzed. Unmanned aerial vehicles are considered separately, the legal regulation and use of which also faces a number of problems, which are investigated in the article. It is concluded that there is no legal framework in Russia that regulates public relations arising in connection with the commission of crimes with the use of unmanned vehicles.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОТИВОПРАВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11252 УСТИНОВА Ирина Григорьевна,

студентка 4 курса Юридического факультета ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», e-mail:iraustinova98@yandex.ru

Научный руководитель: ГРИМАЛЬСКАЯ Светлана Александровна,

кандидат юридических наук, доцентДепартамента международного и публичного права ФГОБУ ВО «(Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», е-таИ: mail@law-books.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОТИВОПРАВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация. Встатье указывается важность регламентации функционирования беспилотных транспортных средств в Российской Федерации. Исследуются нормы уголовного законодательства, устанавливающие ответственности за совершение преступлений в сфере деятельности различных видов транспорта, выявляется возможность использования данных правовых норм в случае нарушения установленных правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в процессе использовании беспилотных транспортных средств. Анализируются проблемы правового регулирования данных транспортных средств, основные сложности, возникающие при этом. Отдельно рассматриваются беспилотные летательные аппараты,правовое регулирование и использования которых также сталкивается с рядом проблем, которые исследуются в статье.Делается вывод об отсутствии в России нормативно-правовой базы, регулирующей общественные отношения, возникающиев связи с совершением преступлений с использованием беспилотных транспортных средств.

Ключевые слова: беспилотные транспортные средства, уголовная ответственность, управление, водитель, законодательство, беспилотные летательные аппараты.

USTINOVA Irina Grigoryevna,

4th year student of the Law Faculty of FSOBU VO "Financial University under the Government of the Russian Federation"

Supervisor:

GRIMALSKAYA Svetlana Alexandrovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Department of International and Public Law FSOBU VO «FinancialUniversity under the Government of the Russian Federation "

TOPICAL ISSUES OF CRIMINAL LAW REGULATION OF THE UNLAWFUL USE OF UNMANNED VEHICLES

Аnnotation. The article indicates the importance of regulating the functioning of unmanned vehicles in the Russian Federation. The article examines the norms of criminal legislation that establish responsibility for committing crimes in the field of activities of various types of transport, reveals the possibility of using these legal norms in case of violation of established traffic rules and the operation of vehicles in the process of using unmanned vehicles. The problems of legal regulation of these vehicles, the main difficulties arising in this case, are analyzed. Unmanned aerial vehicles are

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

considered separately, the legal regulation and use of which also faces a number of problems, which are investigated in the article. It is concluded that there is no legal framework in Russia that regulates public relations arising in connection with the commission of crimes with the use of unmanned vehicles.

Key words: unmanned vehicles, criminal liability, management, driver, legislation, unmanned aerial vehicles.

Современные условия общественного развития характеризуются цифрови-зацией и автоматизаций многих процессов, которые, в частности, охватывают транспортную сферу. А.И. Чучаев и С.В. Маликов, говоря об автоматизации транспорта, понимают под данным процессом распространение в настоящее время технологических средств, позволяющих заместитьводителя, либо снизить нагрузку на него в процессе управлениятранспортным средством [9, с. 117]. Так, автоматизация транспортной сферы предполагает под собой появление и расширение использования беспилотных транспортных средств[7, с. 153], вследствие чего актуальным становится вопрос о безопасности данного процесса, об ответственности за возможные дорожно-транспортные происшествия с их участием, в частности, об уголовной ответственности.

Хотя беспилотные транспортные средства, как отмечают М.С. Фокин и Н.С. Рязанов, основаны на технологии искусственного интеллекта и функционируют как объекты искусственного интеллекта, их использование,тем не менее, может привести к нарушению безопасности движения и эксплуатации тех или иных транспортных средств, что ряде случаев следует рассматривать как преступление [8, с. 103]. Однако, действующее российское уголовное законодательство оставляет нерешенным вопрос о том, кто должен быть привлечен к ответственности за преступления, совершенные беспилотными транспортными средствами, а также о мерах противодействия совершению преступлений с их использованием. В этой связи ответ на обозначенный вопрос представляет интерес не только с точки зрения доктрины уголовного права, но и правоприменительной практики.

Правовые нормы гл. 27 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (УК РФ)[2] регулирует вопросы установления уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере деятельности различных видов транспорта, за нарушение безопасности в процессе их эксплуатации. Однако, действующие нормы не отвечают задачамправового регулирования беспилотных транспортных средств, в первую очередь, в связи с отсутствием законодатель-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

ного закрепления субъекта преступления, совершенного при использовании беспилотных транспортных средств. В свою очередь, сложность квалификации данных преступлений обусловлена значительным количеством субъектов, в действиях (бездействии) которых могут быть обнаружены признаки вины в совершении указанных преступных деяний. Среди данных субъектов -собственникбеспилотного транспортного средства; его производитель, разработчик или установщик программного обеспечения; лицо, обслуживающее беспилотное транспортное средство; лицо, непосредственно его использующее; запасной водитель.

В тех случаях, когда в процессе управления беспилотным транспортным средством задействован водитель (запасной водитель, обязанностью которого является взятие на себя управление в случае возникновения аварийной ситуации) и имеет место нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации беспилотного транспортного средства, влекущее причинение тяжкого вреда здоровью или возможно гибель потерпевшего (потерпевших), то применение положений действующего уголовного законодательства представляется вполне логичным и оправданным. Однако, даже в данных случаях следует отметить наличие ряда затруднений вустановлении ответственности лица в связи со сложностью отнесения запасного водителя к категории водителя, управляющего транспортным средством (если запасной водитель не приступил к ручному управлению беспилотным автотранспортным средством).

В данном случае следует обратиться к Постановлению Правительства РФ от 26.11.2018 г. № 1415 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств»[4], закрепляющему сущностные характеристики субъектовправоотноше-ний, возникающих при использовании беспилотных транспортных средств, в частности, собственника высокоавтоматизированного транспортного средства, его водителя, что способствует установлению уголовной ответственности за совершение преступлений при использовании данных транспортных средств.

Еще большие сложности регламентации использования беспилотных транспортных средств возникают в тех случаях, когда в процесс управления ими не вовлечен водитель (машинист, пилот, штурман и т.д.), т.е., когда осуществляется полная автоматизация транспортного средства. Такие исследователи, как П. В.Каух, Н.Д. Шишкин и Е.В. Дидковский отмечают, что в современных условиях развития российского законодательства отсутствует нормативно-правовая база, регулирующая отношения, возникающие в процессе использования полностью автоматизированных(-беспилотных) транспортных средств в целом, а также устанавливающая уголовную ответственность за совершение преступлений в процессе реализации данных отношений, в частности. [5, с. 19].

Особая сложность правового регулирования использования беспилотных транспортных средств, обусловлена рядом причин:

- в российском уголовном законодательстве отсутствуют нормы,устанавливающие ответственность как за преступления, совершенныев процессе правомерного использования беспилотных транспортных средств, но в нарушение требований безопасности их эксплуатации , так и за деяния, совершенные в связи с противоправным использованием лицомбеспилотных транспортных средств;

- неоднозначной является квалификация дорожно-транспортного происшествия, которое может произойти при участии беспилотных транспортных средств - либо с точки зрения нарушения безопасности дорожного движения, либо с точки зрения нарушения программного оборудования, обеспечивающего функционирование беспилотного транспортного средства;

- ни одна из правовых норм УК РФ не регулирует отношения, возникающие в случае внешнего вмешательства в функционирование беспилотных транспортных средств, вследствие которого нарушается их эксплуатации, что, в свою очередь, может привести к причинению вреда жизни или здоровью человека.

Особого внимания заслуживает правовое регулирование беспилотных летательных аппаратов, которые относятся к беспилотным транспортным средствам. В данном случае следует выделить ст. 271.1 УК РФ, которая устанавливает меры уголовной ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства РФ, вследствие чего был нанесен вред жизни или здоровью человека.Положения указанной статьи могут применяться с целью регулирования отношений, возникающих при использовании беспилотных летательных аппаратов в случае, если-

данное использование привело к указанным последствиям.

Однако, правовая регламентация использования и применения беспилотных летательных аппаратов в данном случае сталкивается с рядом сложностей, свидетельствующих об отсутствии разработанной нормативно-правовая базы, регулирующей отношения, возникающие в процессе использованиябеспилотныхлетательных аппаратов, как и беспилотных транспортных средств в целом[10, с. 3]. Среди данных сложностей следует выделить следующие:

- отсутствие законодательно закрепленного определения понятия «беспилотный летательный аппарат», которое бы отражало его юридическую сущность. Хотя ч.5 ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ устанавливает, что беспилотное воздушное судно представляет собой такое воздушное судно, которое управляется и контролируется в полете пилотом, находящимся вне его борта[1], но данное определение, как отмечают А.И. Коробеев и А.И. Чучаев, не может рассматриваться как разработанное и исчерпывающее [6, с. 20]. Объясняется данная позиция тем, что оно не охватывает виды беспилотных летательных аппаратов, имеющих смешанную систему управления. В связи с этим, использование закрепленного в настоящее время в российском законодательстве определения понятия «беспилотный летательный аппарат» не целесообразно использовать при решении вопроса установления уголовной ответственности за преступления, совершаемые при использовании подобных транспортных средств;

- отсутствуют законодательно закрепленные требования к согласованию маршрутов полетов беспилотных летательных аппаратов, подлежащих регистрации и сертификации, требования к оборудованию данных летательных транспортных средств, что создает условия для их противоправного использования. Указанные обстоятельства в значительной степени затрудняют уголовно-правовую квалификацию противоправных деяний с их использованием. В данном случае следует отметить, что согласно ст. 33 Воздушного кодекса РФ, государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее. Однако, даже данные беспилотные воздушные аппараты могут столкнуться в другими летательными аппаратами в процессе их функционирования, следствием чего может стать причинение вреда здоровью и жизни граждан;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

- в российском законодательстве отсутствуют правовые нормы, устанавливающие ответственность за нарушение порядка производства, осуществления программного обеспечения беспилотных летательных аппаратов и т.д., тем самым создаются условия для повышения вероятности причинения вреда человеку при неправомерном использовании данных аппаратов (при нарушении правил использования воздушного пространства РФ) в связи с неисправностью программного оборудования.

В настоящее время в Российской Федерации перед законодателем поставлена задача разработки системы нормативно-правового регулирования, включаяправовую регламентацию общественных отношений, связанных с совершением преступлений с использованием беспилотных транспортных средств, о чем, в частности, свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 25 марта 2020 г. № 724-р«О Концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общегопользования»[3]. Несмотря на это, проведенное исследование особенно-стейправового регулирования отношений, возникающих при совершении преступлений с использовании данных средств, свидетельствует об отсутствии в России нормативно-правовой базы, регулирующей общественные отношения в связи с совершением общественно-опасного деяния лицом с использованием беспилотного транспорта, а также установление уголовной ответственности за совершение преступных деяний при их использовании.В то же время, расширение применения беспилотных транспортных средств требует принятия активных мер по совершенствованию российского законодательства с целью решения указанных проблем.

Список литературы:

[1] Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // Собрание законодательства. - 1997. - № 12. - Ст. 1383.

[2] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. -Ст. 2954.

[3] Распоряжение Правительства РФ от 25 марта 2020 г. № 724-р «О Концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования» [Электронный ресурс] // Гарант. - Точка доступа: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73707148/ (дата обращения: 20.02.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

[4] Постановление Правительства РФ от 26.11.2018 Г.№ 1415 (ред. от 22.02.2020) «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств» // Собрание законодательства РФ. -2018. - № 49 (часть 6). - Ст. 7619.

[5] Каух П.В. Проблемы правового регулирования использования беспилотных транспортных средств в уголовном праве России / П.В. Каух, Н.Д. Шишкин, Е.В. Дидковский // Colloquium-journal. - 2019. - № 3. - С. 19-25.

[6] Коробеев А.И. Беспилотные транспортные средства: новые вызовы общественной безопасности / А.И. Коробеев, А.И. Чучаев // Совершенствование законодательства. - 2019. - № 2. -С. 9-26.

[7] Савенок А.Л. Причинение вреда беспилотным автомобилем: проблемы квалификации / А.Л. Савенок // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. - 2018. - № 2. - С. 153-156.

[8] Фокин М.С. Актуальные проблемы уголовно-правовой регламентации противоправного использования беспилотных мобильных средств / М.С. Фокин, Н.С. Рязанов // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 1. - С. 103-108.

[9] Чучаев А.И. Ответственность за причинение ущерба высокоавтоматизированным транспортным средством: состояние и перспективы / А.И. Чучаев, С.В. Маликов // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 6. - С. 117123.

[10] Штаге А. Автоматизированное вождение и спорные ситуации / А. Штаге // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке. - М., 2019. - С. 3-8.

Spisokliteratury:

[1] VozdushnyjkodeksRossijskojFederaciiot 19.03.1997 g. № 60-FZ (red. ot 08.06.2020) // Sobra-niezakonodatel'stva. - 1997. - № 12. - St. 1383.

[2] UgolovnyjkodeksRossijskojFederaciiot 13.06.1996 g. № 63-FZ (red. ot 30.12.2020) // Sobra-niezakonodatel'stva RF. - 1996. - № 25. - St. 2954.

[3] RasporyazheniePravitel'stva RF ot 25 marta 2020 g. № 724-r «O Koncepciiobespecheniyabezo-pasnostidorozhnogodvizheniya s uchastiembespilot-nyhtransportnyhsredstvnaavtomobirnyhdorogahob-shchegopol'zovaniya» [Elektronnyjresurs] // Garant. - Tochkadostupa: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/73707148/ (dataobrashcheniya: 20.02.2021).

[4] PostanovleniePravitel'stva RF ot 26.11.2018 G.№ 1415 (red. ot 22.02.2020) «O provedeniieksper-imentapoopytnojekspluataciinaavtomobil'nyhdoroga-

hobshchegopol'zovaniyavysokoavtomatizirovanny-htransportnyhsredstv» // Sobraniezakonodatel'stva RF. - 2018. - № 49 (chast' 6). - St. 7619.

[5] Kauh P.V. Problemypravovogoregulirovani-yaispol'zovaniyabespilotnyhtransportnyhsredstv v ugolovnompraveRossii / P.V. Kauh, N.D. SHishkin, E.V. Didkovskij // Colloquium-journal. - 2019. - № 3. - S. 19-25.

[6] Korobeev A.I. Bespilotnyetransportnyesred-stva: novyevyzovyobshchestvennojbezopasnosti / A.I. Korobeev, A.I. CHuchaev // Sovershenstvo-vaniezakonodatel'stva. - 2019. - № 2. - S. 9-26.

[7] Savenok A.L. Prichinenievredabespilotny-mavtomobilem: problemykvalifikacii / A.L. Savenok //

VestnikAkademii MVD RespublikiBelarus'. - 2018. -№ 2. - S. 153-156.

[8] Fokin M.S. Aktual'nyeproblemyugolovno-pra-vovojreglamentaciiprotivopravnogoispol'zovaniyabe-spilotnyhmobil'nyhsredstv / M.S. Fokin, N.S. Ryazanov // Aktual'nyeproblemyrossijskogoprava. -2018. - № 1. - S. 103-108.

[9] Chuchaev A.I. Otvetstvennost' zaprichi-nenieushcherbavysokoavtomatizirovannymtrans-portnymsredstvom: sostoyanie i perspektivy / A.I. Chuchaev, S.V. Malikov // Aktual'nyeproblemyrossi-jskogoprava. - 2019. - № 6. - S. 117-123.

[10] Shtage A. Avtomatizirovannoevozhdenie i spornyesituacii / A. SHtage // Ugolovnoepravo: strate-giyarazvitiya v XXI veke. - M., 2019. - S. 3-8.

ЮРКОМПАНИ

www. law- books. ru

Л_

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.