Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования использования беспилотных транспортных средств в уголовном праве России. '

Проблемы правового регулирования использования беспилотных транспортных средств в уголовном праве России. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1362
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Дроны / беспилотники / летательные аппараты / автономное управление / безопасность дорожного движения / наркотики / ответственность / законодательное регулирование. / drones / drones / aircraft / autonomous control / road safety / drugs / responsibility / legislative regu- lation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каух П. В., Шишкин Н. Д., Дидковский Е. В.

На сегодняшний день, благодаря развитию высоких технологий происходит стремительный переход к автоматизации всех сфер человеческой деятельности. Главной целью, которую преследует человек, стремясь развивать указанные направления, является облегчение жизни и создание безопасного общества. Однако, порой, воплощая тот или иной проект по созданию продукта высоких технологий в жизнь, человек создаёт ряд новых проблем. Так, сегодня происходит активное внедрение в транспортную сферу разработок по переходу на автоматическое управление транспортом без участия человека. Помимо того, что при использовании беспилотных транспортных средств, на российских дорогах и в воздухе станет безопасней по отношению к привычным нам угрозам, возникнут другие не менее серьезные угрозы, требующие немедленного реагирования со стороны российского законодателя. А именно угрозы использования беспилотных транспортных средств в противоправных целях и неосторожного причинения вреда отношениям, защищаемым уголовным законом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Каух П. В., Шишкин Н. Д., Дидковский Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE USE OF UNCLEANED VEHICLES IN THE CRIMINAL LAW OF RUSSIA.

Today, thanks to the development of high technologies, there is a rapid transition to the automation of all spheres of human activity. The main goal pursued by a person seeking to develop these areas is to make life easier and create a safe society. However, sometimes, embodying one or another project to create a high-tech product in life, a person creates a number of new problems. So, today there is an active introduction in the transport sphere of development on the transition to automatic control of transport without human intervention. In addition to using unmanned vehicles, on Russian roads and in the air, it will be safer with respect to the threats we are accustomed to, other equally serious threats will arise that require an immediate response from the Russian legislator. Namely, the threat of using unmanned vehicles for unlawful purposes and carelessly causing harm to relations protected by criminal law.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования использования беспилотных транспортных средств в уголовном праве России. »

184_ECONOMICS / «Ш1ШадиМ"ДиГМ&1>>#]Щ373,2Ш9

УДК 343.2/.7

Каух П.В., Шишкин Н.Д., Дидковский Е.В.

Юридическая школа ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»

г. Владивосток, Приморский край DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10410 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИИ.

Kaukh P. V., Shishkin N.D., Didkovsky E. V.

Law school

FSAEI of HE "Far Eastern Federal University" Vladivostok, Primorsky Krai

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE USE OF UNCLEANED VEHICLES IN THE

CRIMINAL LAW OF RUSSIA.

Аннотация

На сегодняшний день, благодаря развитию высоких технологий происходит стремительный переход к автоматизации всех сфер человеческой деятельности. Главной целью, которую преследует человек, стремясь развивать указанные направления, является облегчение жизни и создание безопасного общества. Однако, порой, воплощая тот или иной проект по созданию продукта высоких технологий в жизнь, человек создаёт ряд новых проблем. Так, сегодня происходит активное внедрение в транспортную сферу разработок по переходу на автоматическое управление транспортом без участия человека. Помимо того, что при использовании беспилотных транспортных средств, на российских дорогах и в воздухе станет безопасней по отношению к привычным нам угрозам, возникнут другие не менее серьезные угрозы, требующие немедленного реагирования со стороны российского законодателя. А именно угрозы использования беспилотных транспортных средств в противоправных целях и неосторожного причинения вреда отношениям, защищаемым уголовным законом.

Abstract

Today, thanks to the development of high technologies, there is a rapid transition to the automation of all spheres of human activity. The main goal pursued by a person seeking to develop these areas is to make life easier and create a safe society. However, sometimes, embodying one or another project to create a high-tech product in life, a person creates a number of new problems. So, today there is an active introduction in the transport sphere of development on the transition to automatic control of transport without human intervention. In addition to using unmanned vehicles, on Russian roads and in the air, it will be safer with respect to the threats we are accustomed to, other equally serious threats will arise that require an immediate response from the Russian legislator. Namely, the threat of using unmanned vehicles for unlawful purposes and carelessly causing harm to relations protected by criminal law.

Ключевые слова: Дроны, беспилотники, летательные аппараты, автономное управление, безопасность дорожного движения, наркотики, ответственность, законодательное регулирование.

Keywords: drones, drones, aircraft, autonomous control, road safety, drugs, responsibility, legislative regulation.

УК РФ в главе 27 относит к отдельным объектам уголовно-правовой защиты общественные отношения в области дорожного движения и эксплуатации транспорта. Однако, составы, установленные в данной главе, не адаптированы под использование беспилотных автомобилей на отечественных дорогах. Данная проблема выражается в неопределенности круга субъектов привлечения к уголовной ответственности. Это объясняется множественностью субъектов, у которых могут наличествовать признаки вины: собственник, производитель, разработчик или установщик программного обеспечения автомобиля, лицо, осуществляющее

его обслуживание, пользователь транспортного средства, запасной водитель.

Так, в этом году в США произошла первая в мире автокатастрофа, унесшая человеческую жизнь с использованием автономного джипа Uber. Однако, в Америке вопрос об уголовной ответственности так и не был решен из-за пробела в законодательстве [6].

Произойдя любое аналогичное ДТП в России исход был бы одинаков. Дело в том, что как разъяснил Верховный Суд РФ в абз. 1 п. 1 своего постановления ответственность за составы, установленные в гл. 27 УК РФ, несет только водитель транспортного средства, то есть только лицо,

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#1Щ17)),2(0]9 / БСОШМГСБ

185

непосредственно управляющее им. Управление же беспилотным автомобилем происходит без участия человека [2].

Кроме того, не всегда возможно привлечь даже запасного водителя, который должен брать на себя управление в случае аварийной ситуации. Имеющиеся понятие водителя, не позволяет запасного водителя отнести к данной категории так, как водитель — это лицо, управляющее транспортным средством. Исходя из этого, на запасного водителя по действующему законодательству не распространяются обязанности, которое должен выполнять каждый водитель во время управления автомобилем, так, как он фактически не осуществляет управление транспортным средством. Привлечение его к уголовной ответственности, например, за неосторожные причинения вреда требует законодательного установления обязанности взять на себя управление в случае аварийной ситуации. Тем не менее это касается ситуации, когда водитель не приступил к переходу на ручное управление автомобилем, в противном случае он становится субъектом, подпадающим под категорию водитель.

Помимо, беспилотных автомобилей к беспилотным транспортным средствам относятся так называемые беспилотники или иначе беспилотные летательные аппараты. С января по сентябрь 2017 гражданам было куплено 57 тыс. беспилотников. При такой возрастающей популярности их использования существует ряд проблем, вытекающих из неопределенности правового статуса беспилотных летательных аппаратов [7].

Характеризуя проблемы уголовной регламентации беспилотников, следует начать с трудности в установлении их юридического понятия. В соответствии ч. 5 статьи 32 ВозК РФ: «Беспилотное воздушное судно — воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)» [1].

На наш взгляд, данное понятие является неоправданно узким и выводят из юрисдикции Воздушного кодекса беспилотники, имеющие смешанную систему управления или управляемые автономно без участия человека. Поэтому использование данного понятия является нецелесообразным.

Этого мнения придерживаются и суды. Например, в постановлении мировой судья по делу об административном правонарушении использовал понятие, установленное в Постановления Правительства РФ. Данное понятие как раз и учитывает три способа управления: автоматически, оператором с пункта управления, с сочетанием указанных способов [5].

В практике иностранных государств не раз совершались преступления с использованием беспи-лотников. Например, в Ирландии с помощью дрона контрабандисты на территорию тюрьмы пытались доставить наркотики [4].

В данном случае по Российскому законодательству проблем с квалификацией не возникло бы так, как по п. 13 Постановления Верховного Суда

РФ сама передача лицом запрещенных веществ приобретателю может быть осуществлена любыми способами, в том числе посредством использования беспилотников [3].

Проблема же состоит в отсутствии специальных требований к самим беспилотникам, например, к грузоподъёмности, наличию определенных сигналов, позволяющих их отследить, а также в отсутствии специальных мер по противодействию преступлений, совершаемых посредством использования беспилотных летательных аппаратов. Данный пробел может в любой момент создать ситуацию, когда правоохранительные органы просто не смогут вовремя устранить реальную грозу, из-за несовершенства нашей уголовно-правовой политики.

Единственным требованием к их использованию является необходимость в государственной регистрации и сертификации беспилотников с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, что прямо установлено в п.1 ч.1 статьи 33 и ч.1 статьи 36 ВозК РФ [1].

Отсутствие требований к летательным аппаратам и эффективных мер по противодействию противоправного использования беспилотников, возникает на основе непопулярности в России среди злоумышленников использования беспилотников в преступных целях.

История свидетельствует о том, что принятие тех или иных нормативно правовых актов в большинстве случаев является реакцией законодателя на уже наступившие противоправные последствия, а не на угрозу их наступления. Поэтому законодателю необходимо внести ряд изменений уже в ближайшее время.

Во-первых, для решения проблемы привлечения к уголовной ответственности при использовании беспилотного автомобиля необходимо внести изменения в понятие «водитель», позволяющее отнести к нему запасного водителя и лицо управляющее беспилотным транспортным средством удаленно. Помимо этого, требуется закрепить правовой статус иных лиц по чьей вине возможно наступление преступных последствий и ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Например, установить обязанность для запасного водителя взять на себя управление беспилотным автомобилем в определенных случаях. Все эти изменения необходимо внести в ныне действующие ПДД РФ. Если говорить об уголовном кодексе, то следует рассмотреть установление новых составов за нарушение правил проектировки, производства, осуществлении программного обеспечения беспилотных автомобилей.

Во-вторых, нужно четко определить в каких случаях необходимого привлекать каждого из вышеуказанных субъектов. По нашему мнению, единственными и правильными критериями привлечения к уголовной ответственности, в данном случае, является наличие вины и причинно-следственной связи. Например, происходит автокатастрофа с участием беспилотного автомобиля, автомобиль не распознал на темном участке дороги человека, пе-

186

ECONOMICS / <<ш^шетим~лш®мак>>#щ17)),2©1]9

реходящего пешеходный переход, а запасной водитель при всей предусмотрительности не мог отреагировать и вовремя взять на себя управление. Понятно, что вина водителя отсутствует поэтому необходимо устанавливать вину других лиц, например, производителя, который не предусмотрел наступление данной ситуации. Это делает необходимым развитие компьютерных и технико-технологических экспертиз для облегчения определения вины в подобных случаях.

Решая проблемы уголовно-правового регулирования беспилотников необходимо в качестве меры по противодействию их противоправного использования, установить для аппаратов, подлежащих регистрации и сертификации, обязанности по согласованию маршрутов полетов, а также четко определить ограничительные зоны использования любых беспилотников. Вместе с этим, законодателю необходимо рассмотреть возможность установления ответственности за несанкционированное использование беспилотников если это повлекло смерть хотя бы одного человека.

Уже сейчас необходимо разработать специальные требования к оборудованию самих беспилот-ников независимо от их размеров. Например, обязать разработчиков устанавливать специальные датчики, позволяющие отследить дрон даже маленького размера или определить требования к грузоподъемности беспилотников, регламентировать регистрационный порядок установления камер на беспилотники и т.д. Для облегчения обнаружения собственника такого летательного аппарата, при совершении им преступления правоохранительным органам необходимо вести учет всех купленных беспилотных аппаратов с указанием данных о собственнике.

В уголовный кодекс требуется добавить новые составы, устанавливающие ответственность за нарушение порядка производства, содержания, осуществления программного обеспечения если это повлекло смерть человека или крупный ущерб. Помимо этого, если возрастет число преступлений, совершенных с использованием беспилотников, потребуется включение в составы УК РФ квалифицирующего признака: «с использованием беспилот-

ного летательного аппарата». Вместе с тем, все указанные изменения необходимо вносить совместно с установлением вышеперечисленных требований к беспилотникам.

Список использованных источников.

1. Воздушный кодекс Российской Федерации: фед. Зак. от 19.03.1997 N 60-ФЗ // Собр. зако-нодат. РФ. 24.03.1997. N 12. ст. 1383; 11.12.2017. N 50 (Часть III). ст. 7547. (с изм. и доп. от 04.06.2018).

2. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения: пост. Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 // Росс. газета. N 265. 26.12.2008. (ред. от 24.05.2016).

3. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами: пост. Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 // Росс. газета. N 137. 28.06.2006. (ред. от 16.05.2017).

4. В Ирландии дрон с наркотиками потерпел крушение на тюремном дворе и вызвал ажиотаж среди заключенных // NEWSru.com: интернет-издание. 26.06.2014. Дата обновления: 7.12.2017. UTL: https ://www.newsru. com/crime/26jun2014/droneinpri sonire.html (дата обращения 15.07.2018).

5. Постановление по делу об административном правонарушении. Мировой судья судебного участка №268 Чеховского судебного района Московской области // 268.mo.msudrf.ru: оф. Сайт судебного участка. URL: http://268.mo.msudrf.ru/modules.php?name=sud delo &op=sd&number=106056629&case number=105789 691&delo id=1500001 (дата обращения 17.07.2018).

6. Uber "решил вопросы" с семьей американки, погибшей в ДТП с беспилотником // ria.ru: сетевое издание. 29.03.2018. URL: https://ria.ru/world/20180329/1517567365.html (дата обращения 15.07.2018).

7. Продажи дронов в России выросли почти вдвое // vedomosti.ru: Электронное периодическое издание. 5.12.2017. URL: https://www.ve-domosti.ru/technology/articles/2017/12/05/744128 prodazhi dronov (дата обращения. 15.07.18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.