Научная статья на тему 'Применение аудиовизуальных средств обучения иностранному языку в неязыковом вузе'

Применение аудиовизуальных средств обучения иностранному языку в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4162
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / TRAINING TECHNOLOGIES / INNOVATIVE EDUCATION / AUDIOVISUAL EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE / COMMUNICATIVE COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Т. С., Фахрутдинова А. В.

Данная статья рассматривает возможности аудиовизуальных средств в мотивационной составляющей процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Т. С., Фахрутдинова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF AUDIOVISUAL MEANS OF FOREIGN LANGUAGES TEACHING IN EXTRA-LINGUISTIC HIGH EDUCATIONAL INSTITUTION

The present paper observes the potentials of audiovisual means in motivational component of the foreign language educational process in extra-linguistic high educational institution.

Текст научной работы на тему «Применение аудиовизуальных средств обучения иностранному языку в неязыковом вузе»

POLYMORPHISM OF RYR1 GENE IN POPULATIONS OF PIGS FOR DIFFERENT

BREEDS IN REPUBLIC TATARSTAN

Giniyatullin I.I., Rahmatov L.A., Ahmetov T.M., Tjulkin S.V.

Summary

In this paper we study the gene polymorphism ryanodine receptor (RYR1) in herds of pigs of the Republic Tatarstan, namely define the frequency of the allelic variants N and n. Our results correspond to published previously and are at the lower boundary of range of the studied parameters, and the frequency of occurrence of the mutant allele n is equal to zero.

025.177+378.147:372.65:378

ПРИМЕНЕНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Горбунова Т.С. - ст. преподаватель; Фахрутдинова А.В. - к.п.н., доцент,

зав. кафедрой

Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана

тел.: (843) 273-97-94

Ключевые слова: технологии обучения, инновационное образование, аудиовизуальные средства, иностранный язык, коммуникативные компетенции.

Keywords: training technologies, innovative education, audiovisual education, foreign language, communicative competencies.

Изменения в общественном сознании предопределили необходимость внедрения новых образовательных технологий в процесс обучения иностранным языкам. Телекоммуникационные и сетевые средства меняют способы освоения и усвоения информации, открывают новые перспективы для интеграции различных видов деятельности, способствуя тем самым достижению значимых на современном этапе целей обучения. Новые информационные технологии позволяют решать педагогические задачи, направленные на развитие интеллектуального и творческого потенциала студента. В рамках новых образовательных стандартов предполагается активное внедрение новых информационных технологий в аудиторный и внеаудиторный процесс обучения студентов языкам. Анализ отечественного и зарубежного опыта организации образовательной деятельности показывает, что в настоящее время существует две тенденции развития образовательной системы -традиционное и инновационное. Главная цель традиционного образования

- это передача накопленных человечеством знаний и опыта с целью их дальнейшего использования в различных видах деятельности. Инновационное образование опирается на учет тех перемен в характере общественных требований к личности и изменившейся роли личности в общественном развитии, которые неизбежно происходят в рамках современных общественных реалий. Главная задача современного инновационного образования заключается в развитии качеств, которые необходимы как человеку, так и обществу для сохранения и развития творческого потенциала личности, вовлечении личности в социально-ценностную деятельность, а также для обеспечения возможности эффективной самореализации. Инновационные технологии обучения рассматриваются как инструмент, который претворяет в жизнь новую образовательную парадигму.

Инновационность имеет место во всех звеньях современной образовательной системы и проявляется не только в изменении содержания образования, но и в применении новых форм организации процесса обучения иностранным языкам в высшей школе.

Соответствие критериям конкурентоспособности и разнообразию предоставляемых услуг требует изменений в содержании обучения. Таким образом, предполагается, что иностранный язык является одной из приоритетных дисциплин в специальном вузе. Без знания иностранных языков невозможен ни один вид деятельности в современном мире, так как только иностранный язык дает возможность специалисту-профессионалу изучать и дальше использовать новейшие достижения в области его исследований и деятельности, а также надлежащим образом вносить свой вклад в разработку какой-либо научной проблемы. Поэтому считается, что аудио- и видео средства обучения наиболее наглядно демонстрируют изучаемый предмет - иностранный язык - в естественной обстановке.

Использование видеоматериалов в обучении иностранному языку базируется на одном из старейших и основных методических принципов. Способность человека воспринимать и обрабатывать речевую и зрительную информацию позволяет получать и перерабатывать ее, воплощать посредством слухо-зрительного синтеза, который лежит в основе целого направления в методике преподавания иностранных языков и будет служить базой для создания и разработки аудиовизуального метода преподавания иностранных языков. Вышесказанное дает нам возможность предположить, что, несмотря на быстрое развитие и внедрение компьютерных технологий обучения, традиционные технические средства обучения не только остаются основными средствами обучения, но находят новое применение и дают развитие новым направлениям методики обучения иностранным языкам. Разработка и совершенствование указанного метода приводит к развитию старых и

созданию новых по форме и содержанию дидактических материалов, таких как кинофрагменты и кинофильмы.

Учебное кино, один из видов научного кино, используется как вспомогательное средство при организации учебного процесса. Оно, как правило, применяется в случаях, когда учебный материал в своих обычных, аудиторных формах проведения занятий для восприятия и анализа недоступен. Видеоряд, в свою очередь, позволяет использовать возможности замедления быстрых процессов, которые скрыты для человеческого глаза, увеличить предмет малого размера, перенести учащихся в страны изучаемого языка, придать наглядность обобщениям и абстракциям за счет применения мультипликации (эффект движущегося рисунка). Учебные видеоматериалы разрабатываются с учетом учебной дисциплины и особенностей методики ее преподавания, возраста учащихся, степени научной подготовленности и дидактического назначения. Таким образом, видеоматериалы можно классифицировать как выполняющие функцию непродолжительных видеосправок, роль которых заключается в объяснении того или иного аспекта учебной программы. Современные требования коммуникативной направленности обучения иностранным языкам подразумевают использование видео материалов на каждом заданном этапе обучения (лекция, цикл лекций, практические занятия и т.д.). Как для доведения учебной информации, так и для усиления наглядности воспринимаемого знания. При различных формах учебной деятельности используются разные аудиовизуальные технические средства. Для освещения основных вопросов учебной дисциплины часто применяется цикл учебных фильмов (кинокурс). При этом, каждый вид кинопособия отвечает задачам наиболее полного изложения темы при минимальной затрате учебного времени. Аудиовизуальные средства обучения также могут быть успешно использованы и при самостоятельном обучении. Аудиовизуальные средства обучения занимают особое место среди других технических средств организации учебного процесса, оказывая наибольшее обучающее воздействие на слушателей, за счет обеспечения образного восприятия изучаемого материала и его наглядную конкретизацию в наиболее доступной для восприятия и запоминания форме; они являются конгломератом научного изложения фактов, доступного для учебной аудитории слушателей и явлений искусства, поскольку срежиссированное изображение явлений являются художественными средствами передачи знания (кино - и фотосъемка, живопись, музыка и др.).

Необходимо выделить дидактические особенности аудиовизуальных средств обучения:

- высокая информативность;

- рациональное преподнесение учебной информации;

- описание изучаемых явлений в динамике;

- реалистичность отображения действительности.

Вышеперечисленное способствует реализации следующих значимых

дидактических принципов: принцип целенаправленности; принцип связи с жизнью; принцип наглядности; принцип создания положительного эмоционального фона в процессе обучения иностранным языкам.

Эффективное использование аудиовизуальных средств обучения, повышения качества обучения достигается за счет выразительности и информационной целостности зрительно-слуховых образов, позволяющих смоделировать ситуации общения и средовой инклюзии.

Например, при применении звуковых кинофильмов, телепередач, видеозаписей - в создании звукозрительного образа участвуют изображение, звучащее и написанное слово, музыка, шумы, а часто и цвет. Синтез всего этого выразительного ряда делает их очень действенным средством обучения и воспитания. При этом на занятиях успешно реализуются дидактический принцип наглядности, возможность индивидуализации обучения и, в то же время, массового охвата обучающихся, усиливается мотивационный аспект занятий по иностранному языку.

В современной методике принято разграничивать аудиовизуальные средства обучения (пособия для занятий) и технические средства обучения (технические приспособления для демонстрации пособий).

К аппаратуре относятся кинопроекторы, интерактивные доски, видеомагнитофоны, радиоузлы, теле- и видеостудии. Особую группу составляют лингафонные устройства (языковые лаборатории), а также компьютеры.

Аудиовизуальные средства обучения иностранному языку на современном этапе включают в себя:

1. Фонограммы: все виды фоноупражнений, фонотесты, фонозаписи текстов, рассказов, аудиоуроки и аудиолекции.

2. Видеопродукцию: видеофрагменты, видеоуроки, видеофильмы, видеолекции, тематические слайды.

3. Компьютерные учебные пособия: электронные учебники, самоучители, пособия, справочники, словари, прикладные обучающие, контролирующие программы, тесты и учебные игры.

4. Интернет: сетевые базы данных, видеоконференции, видеотрансляции, виртуальные семинары, телеконференции на специальных тематических форумах, телекоммуникационные проекты.

Интернет, обладая огромными информационными и дидактическими возможностями, может оказать неоценимую услугу в процессе обучения иностранному языку, а именно:

- в самостоятельной познавательной деятельности учащихся (поиск информации; изучение, углубление первого или второго изучаемого языка,

ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках; подготовка к сдаче экзамена);

- в учебной деятельности в процессе дистанционного обучения;

- в учебно-воспитательном процессе на уроке и во внеурочной деятельности, в том числе и в системе дополнительного образования.

Следует отметить, что применение аудиовизуальных средств обучения положительно сказывается на организации всего учебного процесса, делает его более четким и целенаправленным.

Целесообразность использования видео в учебном процессе объясняется: во-первых, доступностью видеоматериалов, запись которых может быть произведена с различных источников; во-вторых, наличием определенного опыта использования видеотехники и видеопродукции; в-третьих, возможностью более активного творчества в деятельности преподавателя. Несмотря на активное использование видеоматериалов в процессе преподавания иностранных языков, их разнообразие, наличие большого количества видео - курсов по иностранным языкам, методика работы с видеоматериалами еще недостаточно разработана.

Изучение иностранного языка в специализированном вузе будет более результативным и эффективным и создаст благоприятные условия в формировании коммуникативной компетенции при комплексном использовании видеоматериалов в сочетании с разработанными дидактическими материалами, составленными и использованными в соответствии с предлагаемой методикой. Видеоматериал как аудиовизуальное средство обучения иностранному языку, а также дидактические материалы, разработанные на его основе, создают необходимые условия для результативной аудиторной и внеаудиторной работы студентов.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Обучение второму иностранному языку с использованием видеоматериалов.// Проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. Bbin.IV. -М., 2000. С. 18-21. 2. Специфика преподавания иностранных языков в вузе.// Научно-методический журнал "Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы" Вып.2.- Таганрог: Изд-во ТРТУ,-2001 .С.221-224. 3. Прагматический и общеобразовательный аспекты обучения иностранным языкам.//Научно-методический журнал "Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы" Вып.З.Таганрог: Изд-во ТРТУ2001 С. 130-134. 4. Воронин Ю.А. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебное пособие / Ю.А.Воронин. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2001. 5. Григорьев С.Г. Мультимедиа в образовании /С.Г.Григорьев, В.В.Гриншкун. - М.: Педагогика, 2002. 6. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М.Коджаспирова, К.В.Петров. - М.: Аcademia, 2001. 7. Комарова Н.И.

Технические и аудиовизуальные средства обучения. Программа для студентов гуманитарных факультетов педагогических ВУЗов/ Н.И.Комарова. - М.: МГПУ, 2004. 8. Носкова Т.Н. Аудиовизуальные технологии в образовании /Т.Н.Носкова. - СПб.: СПбГУКиТ, 2004. 9. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир / В.М.Розин. - М.: Владос, 1996.

ПРИМЕНЕНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Горбунова Т.С., Фахрутдинова А.В. Резюме

Данная статья рассматривает возможности аудиовизуальных средств в мотивационной составляющей процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

THE USE OF AUDIOVISUAL MEANS OF FOREIGN LANGUAGES TEACHING IN EXTRA-LINGUISTIC HIGH EDUCATIONAL INSTITUTION

Gorbunova T.S., Fakhrutdinova A.V. Summary

The present paper observes the potentials of audiovisual means in motivational component of the foreign language educational process in extra-linguistic high educational institution.

УДК 578.84+578.087.9:591.11:636.39:591.36

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ, БИОХИМИЧЕСКИЙ И ГОРМОНАЛЬНЫЙ

СОСТАВ КРОВИ КОЗЛОВ ЗААНЕНСКОЙ ПОРОДЫ В ПЕРИОД НАСТУПЛЕНИЯ ПОЛОВОЙ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ

Горшкова Н.В. - аспирант: Багманов М.А. - д.в.н., профессор, зав. кафедрой;

Сергеев М.А. - к.в.н.

Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана

тел.: (843) 273-96-07

Ключевые слова: козлы, экстерьер, индексы телосложения, кровь, лейкоформула.

Keywords: male -goats, exterior, body indices, blood, leukoformula. С внедрением в практику искусственного осеменения коз возросли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.