УДК 371
DOI 10.1555/2409-3203-2017-0-10-87-91
ПРИМЕНЕНИЕ АЛГОРИТМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ КОДИРОВАНИЯ И ДЕКОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ У УЧАЩИХСЯ 5-6-х КЛАССОВ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Чернышова Валерия Эдуардовна
учитель математики
Муниципального автономного общеобразовательного учреждение Гимназии №40,
Россия, г. Екатеринбург [email protected] Семенова Ирина Николаевна к.п.н., доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании, доцент кафедры теории и методики обучения математике ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Институт математики, информатики и ИТ [email protected]
Аннотация: В статье представлено применение алгоритма для развития умений кодирования и декодирования информации, который построен для учащихся 5-6-х классов в системе развивающего обучения. Указаны действия, входящие в состав умения кодирования и декодирования информации, в системе формирования универсальных учебных действий.
Ключевые слова: алгоритм, информация, кодирование информации, декодирование информации, развивающее обучение математике, универсальные учебные действия.
APPLICATION OF ALGORITHM FOR DEVELOPMENT OF CODING AND DECODING OF INFORMATION IN STUDENTS OF 5-6 CLASSES IN THE SYSTEM OF DEVELOPING TRAINING MATHEMATICS IN THE FORMATION OF UNIVERSAL TRAINING ACTIVITIES
Chernyshova Valerya Eduardovna
Municipal Autonomous General Education Institution Grammar school №40, teacher of
mathematics Russia, Ekaterinburg [email protected] Semenova Irina Nikolaevna Ph.D., Associate Professor of the Department of Information and Communication Technologies in Education, Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Teaching
Mathematics
FGBOU VO "Ural State Pedagogical University", Institute of Mathematics, Informatics and IT
Russia, Ekaterinburg [email protected]
Abstract: The article presents the application of the algorithm for developing the skills of encoding and decoding information, which is built for students of grades 5-6 in the system of developmental learning. The actions, which are part of the coding and decoding skills of information, are specified in the system for the formation of universal training activities.
Keywords: algorithm, information, information coding, information decoding, developing learning math, universal learning activities.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования установлены требования к метапредметным результатам освоения образовательной программы для обучающихся. Одним из таких требований является формирование универсальных учебных действий (УУД), которые направлены на обеспечение способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Особую подгруппу группы общеучебных УУД составляют умения использовать знаково-символические средства [9]. Одним из основных видов деятельности со знаково-символическими средствами является кодирование (декодирование) информации [3], [5], которое широко используется в процессе работы с математическим материалом для решения задач предметного уровня. Выделенные положения актуализируют проблему расширения диапазона средств и их спецификации для развития умений кодировать (декодировать) информацию в процессе обучения математике при целевом назначении, связанном с формированием УУД, причем, как отмечают авторы [9], принципиальными условиями для обеспечения данного формирования является развивающее обучение и системно-деятельностный подход.
В рамках указанных позиций отметим, что в процессе поиска средств, направленных на развитие умений кодировать (декодировать) информацию, необходимо учитывать, что формирование выделенных умений происходит на протяжении всего процесса обучения и для разных возрастных групп обучающихся, но отличающихся базой создающей деятельность. Для обучающихся 5-6-х классов, такой базой может выступать правило или алгоритм, а удобным объектом - сюжетная задача, которая определяется как текстовая задача, в которой речь идет о реальных объектах, процессах, связях и отношениях [4], [11].
С учетом результатов, изложенных в [3], [6], [7], [8], опишем алгоритм для организации работы обучающихся над сюжетной задачей, представленный нами в [10].
Этап I. Репродуктивный
Данный этап включает в себя задания, направленные на обучение учащихся кодировать (декодировать) информацию по образцу (готовому плану), и состоит из следующих шагов:
Шаг 1. Выяснить, что дано по условию задачи и что требуется найти.
Шаг 2. Составить несколько определенно оговоренных «переводов» информации (например, схему-рисунок, график, таблицу и т.д.), отражающих связь между данными задачи и неизвестным. При осуществлении этого шага составляется план для получения каждого «перевода».
Шаг 3. Составить математическое выражение, позволяющее решить задачу, согласно полученной схеме (графику, таблице и т.д.).
Шаг 4. Выделить правила и средства кодирования.
Проиллюстрируем реализацию данного этапа (указывая при этом на реализацию графического и символьного способов кодирования информации).
3
Обучающимся формулируется задача: «Вспахали - всего огорода. Найдите площадь огорода, если вспахали 1,2 га».
Шаг 1. Выделение данных задачи - площадь и часть вскопанного огорода. Необходимо найти - площадь всего огорода.
Шаг 2. Составление схемы-рисунка (рис. 1) для демонстрации связей между использующимися в задаче данными по усвоенному заранее плану (основа деятельности -когнитивные У УД).
Рис. 1. Схема-рисунок задачи
Шаг 3. Составление выражения, позволяющего найти неизвестное: (1,2:3)^7 = 2,8
(га).
Шаг 4. Составление словаря для перевода информации в схему-рисунок: «весь огород» - отрезок (полоска) произвольной длины,
«вскопали от всего огорода» - часть введенного отрезка (полоски),
«вскопали от всего огорода 3 » - конкретная часть отрезка (полоски), для точного изображения которой следует выделить (например, закрасить) 3 отрезка (полоски),
3 3
« - составляет 1,2 га» - закрашенная часть есть - и 1,2 га, совпадение закрашенной части для указанных данных.
В процессе осуществления шагов на выделенном этапе создаются условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умение представления информации разными способами) и когнитивных универсальных действий (поиск плана решения).
Этап II. Продуктивно-репродуктивный
На данном этапе для обучающихся формулируется задание по заполнению пропусков в условии задачи и в составленной по данному условию схеме (графике, таблице и т.д.). Цель этапа: установление взаимосвязи между текстовой информацией и информацией, представленной в виде схемы (рисунка), и фиксация этого установления.
Проиллюстрируем реализацию данного этапа.
Обучающимся предъявляется задача и схема (рис. 2), составленная по ее условию, в которых необходимо вставить пропущенные элементы:
«Мама купила два набора цветных карандашей. В первом наборе на 9 карандашей больше, чем во втором, а в двух наборах вместе - 35 карандашей. Сколько цветных карандашей в каждом наборе?»
? [ в_. кар.
?
}
35 кар.
Рис. 2. Схема-рисунок задачи
После заполнения схемы обучающиеся составляют уравнение и отвечают на вопрос задачи: (х + 9) + х = 35.
В дополнение к условиям формирования коммуникативных и когнитивных универсальных учебных действий для формирования регулятивных УУД на этапе создается
следующая основа: индивидуальное составление иного перевода информации (например, таблица, рисунок с использованием отличных от предложенных объектов, изменение предложенной схемы-рисунка и др.).
Этап III. Продуктивный
На рассматриваемом этапе при целевой направленности на формирование когнитивных, коммуникативных и регулятивных УУД обучающимся формулируется задание: самостоятельно выбрать средство (схему-рисунок, график, таблицу или др.) и составить «перевод» условия для решения конкретной задачи, например, «В первый день бригада дорожных рабочих отремонтировала 400 м дороги, за второй - на 50 м меньше, а за третий - на 65 м больше, чем за второй. Найдите, сколько м дороги отремонтировали рабочие за три дня».
Поскольку современное образование строится в идеологии развивающего обучения, то разрабатываемый алгоритм должен содержать ориентировочную основу действия (ООД) третьего типа [1], то есть в нем (согласно Х.Ж. Ганееву [2]) должен быть этап, в котором основа действий для конкретного случая составляется обучающимся самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается. В соответствии со сказанным каждый этап указанного алгоритма должен быть дополнен заданиями, определяющими умение кодировать и декодировать информацию, которое состоит из действий, представленных на рисунке 3.
Рис. 3 Составляющие умения кодировать и декодировать информацию при создании ориентировочной основы действия третьего типа
Применение описанного алгоритма для развития умений кодирования и декодирования информации в процессе обучения может способствовать развитию личностных УУД (при выполнении задания, требующего умения кодировать (декодировать) информацию в реальной ситуации).
Апробация представленного алгоритма позволяет сформулировать суждение о том, что его включение в организацию деятельности обучающихся при работе с сюжетной задачей способствует развитию умений представлять текстовую информацию в виде схем (графиков, таблиц и т.д.) и, наоборот, информацию, представленную в виде рисунков (графиков, таблиц и т.д.), переводить в текст или составлять цепочку арифметических действий, а также алгебраическое выражение, что является дополнительным фактором успешности формирования УУД.
Литература:
1. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов. М.: Изд-во КДУ, 2007. 336 с.
2. Ганеев Х.Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике / Урал. Гос. пед. ун-т. Екатеринбург. 1997. 160 с.
3. Глотова Г.А. Виды знаково-символической деятельности и их становление у ребенка: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1983. 24 с.
4. Зайкин М.И. Почему так важны сюжетные задачи в математическом образовании школьников? // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. №5-2. С. 64-68.
5. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Московский университет, 1988.
288 с.
6. Семенова И.Н. Сущность и роль метода языкового менеджмента в развитии системы электронного обучения математике // Педагогический журнал Башкортостана, 2014. №3. С. 63-72.
7. Семенова И.Н., Слепухин А.В. Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе разработки визуально-разъяснительных презентаций // Педагогическое образование в России, 2013. №1. С. 134-140.
8. Слепухин А.В., Семенова И.Н. Конструкторы визуальных действий как основа формирования умений рефлексии и представления результатов исследовательской деятельности // Intercultural ties in higher education and academic teaching: материалы международн. конференции. Ариэльский университетский центр, Израиль, 2011. С. 96-104.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543.
10. Чернышова В.Э., Слепухин А.В. Алгоритм для развития умений кодирования и декодирования информации в процессе обучения математике учащихся 5-6-х классов // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. Екатеринбург: межвуз. сборник научных работ / Урал. гос. пед. ун-т, 2017. С. 290-294.
11. Шарова О.П. Сюжетные задачи в обучении математике // Ярославский педагогический вестник. 2005. №2. С. 120-126.