Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ АКЦИЗОВ В РОССИИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР)'

ПРИМЕНЕНИЕ АКЦИЗОВ В РОССИИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦИЗ / КОСВЕННЫЙ НАЛОГ / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ФИСКАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремова Екатерина Александровна, Дубаневич Людмила Эдуардовна

В статье представлена история применения акцизов как косвенных налогов в России с XV века до настоящего времени. Указаны виды продукции, облагающиеся акцизами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ АКЦИЗОВ В РОССИИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР)»

Ефремова Екатерина Александровна,

студентка факультета управления и экономики НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», г. Москва;

Дубаневич Людмила Эдуардовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной экономики НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», г. Москва.

Применение акцизов в России (исторический обзор)

Аннотация. В статье представлена история применения акцизов как косвенных налогов в России с XV века до настоящего времени. Указаны виды продукции, облагающиеся акцизами.

Ключевые слова: акциз, косвенный налог, алкогольная продукция, фискальная функция, бюджет.

Акцизы представляют собой один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Акцизы включаются в цену подакцизной продукции и тем самым перекладываются на конечных потребителей. При этом сумма акцизов во многом определяет уровень цен на облагаемые товары, а также оказывает воздействие на спрос. Специфической особенностью акцизов является то, что данный налог действует только в отношении отдельных товаров, называемых подакцизными. [6; с. 132]

Акцизы в современный период выполняют фискальную функцию, что выражается в их роли в пополнении бюджета. Кроме этого, функции акцизов проявляются в сдерживании потребления вредных для здоровья населения продуктов, таких как алкоголь и табак, а также в осуществлении перераспределения доходов наиболее богатой части населения при помощи введения акцизов на отдельные особо дорогие товары.[1; с. 222]

Рассмотрим историю применения акцизов в России.

В XV-XVI вв. в России происходило развитие откупной системы в виде винного откупа, считающегося предшественником акциза. Система винного откупа представляет собой взимание казной дохода, который приносила продажа алкогольных напитков.

В XVII-XVIII вв. вместе с винными откупами существовала винная монополия. Суть винной монополии заключается в том, что только государство имело право производить, перерабатывать, продавать, ввозить спирт или его продавать. Винная монополия утвердилась «Положением о казенной продаже питей» (1894-1909 гг.).[5; с. 45]

В Российской империи акцизом считался косвенный налог, которым облагалась продукция, произведенная внутри государства. До 1917 г. в России акцизами не облагались товары иностранного производства, импортируемые в страну, так как они облагались таможенными пошлинами.[3; с. 82]

В 1875-1898 гг. в России была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены такие налоги, как соляной, подушная подать, винный и некоторые другие откупные платежи, введены новые налоги. Не подлежали обложению спирт и вино, отправлявшиеся на экспорт; виноградное вино, уксус, медовый квас; продукция из оплаченного акцизом вина, не принадлежащая к напиткам; осветительный спирт; еврейское изюмное (розенковое) вино. Производитель уплачивал акциз в момент выпуска спирта из подвалов в продажу.

Подакцизные напитки должны были производиться только на таких заводах, которые находились отдельно один от другого и не имели никакой связи как между собой, так и с заводами, выделывающими из спирта и вина другие напитки высших сортов или изделия (хлебные водки, лак, политуру и пр.).

Акциз с водок из сырых продуктов, пива, портера, меда и браги исчислялся с ведра емкости кубов за один день действия завода (от 25 до 41 коп.). Акциз вносился за время действия завода не менее чем за семь дней производства.

В конце XIX - начале XX вв. подлежали акцизному обложению свеклосахарное производство; крепкие напитки; табак; осветительные нефтяные масла; зажигательные спички. До 1 января 1881 г. подлежала акцизному обложению соль.

В начале XX в. первое место среди косвенных налогов занимал акциз на водку и спирт, размер которого зависел от процентного содержания спирта в ведре напитка.[5; с. 62]

Развитие косвенного налогообложения конце XIX - начале XX вв. проходило по пути расширения перечня подакцизных товаров, при этом на них повсеместно применялись казенные монополии. В дальнейшем индивидуальное акцизное налогообложение получило широкое распространение, в связи с этим возникли затруднения проведения контроля уплаты акцизов субъектами предпринимательской деятельности, и фискальная эффективность акцизов стала постепенно снижаться из-за увеличивающихся расходов на администрирование налогов.

К 1917 г. в России система косвенного налогообложения, которая включала акцизы и таможенные налоги, была широко разветвленной. Акцизами облагались спирт, вино, пиво, сахар, дрожжи, чай, табак и табачные изделия, папиросная бумага, гильзы, нефтепродукты, спички. Но значение акцизов в экономике снизилось в связи с ростом финансовых потребностей и обесценения денежных единиц в годы Первой мировой войны.

В 1918 г. произошла замена акцизов на «начисления к цене вырабатываемых и передаваемых в распределительные органы изделий и продуктов». Данные начисления устанавливались на ранее облагавшиеся акцизами предметы, кроме них стали облагаться акцизами нитки, ткани и некоторые другие товары.

В 1920 г. косвенные налоги отменены были полностью.[3; с. 125]

После 1917 г. первым акцизом было обложение виноградных вин крепостью до 14% (в 1921 г.), в последующем были установлены акцизы с табачных изделий, папиросной бумаги, гильз, зажигательных спичек.

В дальнейшем система происходило постепенное расширение акцизного обложения. В 1922 г. акцизами стали облагаться технический спирт, пиво, мед, прохладительные напитки, соль, нефтепродукты, сахар, восковые свечи, чай, кофе, цикорий, суррогаты чая и кофе, прессованные дрожжи. Данный период развития косвенного налогообложения характеризовался как наиболее активный, он заменил основу создания единой системы акцизов в советский период.

В период 1923-1928 гг. акцизами стали облагаться текстильные изделия путем обложения пряжи, с освобождением от акциза пряжи кустарного производства; табачные изделия; парфюмерные и косметические изделия. В 1927 г. был отменен акциз на папиросную курительную бумагу по причине низких акцизных поступлений и трудностей, возникающих при учете папиросной бумаги, расходуемой на технические цели.

В 1928 г. произошла отмена акциза на слабые и крепкие виноградные вина, но при этом повысилось обложение виноградного спирта, необходимого для изготовления коньяков и крепких вин.

Сумма акцизных поступлений за период1922-1930 гг. увеличилась в 25

раз.

В 1930-1932 гг. в СССР была осуществлена реформа, кардинальным образом изменившая всю налоговую системы страны: система акцизов была полностью упразднена, произошла унификация всех налоговых платежей предприятий в налог с оборота и отчисления от прибыли.

В период перестройки и характерного для нее постепенного перехода на новые условия хозяйствования налогообложение в России стало возрождаться. В 80-х гг. произошло повышение налоговых ставок на прибыль кооперативов. В 1990 г. был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который представляет собой первый унифицированный нормативный акт, регулировавший многие налоговые правоотношения, возникающие в стране.

В 1991 г. были приняты основополагающие налоговые законы: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц», благодаря которым налоговая система России считалась в основном сформированной.

С 1 июля 1994 г. были введены порядок взимания акцизов в форме продажи марок акцизного сбора, а также обязательная маркировка на алкогольную и табачную продукцию. Данный порядок был введен для того, чтобы полностью обеспечить сбор акцизов и предотвратить нелегальный ввоз и реализацию подакцизных товаров. С 1 января 1995 г. на территории Российской Федерации товары, которые подлежат маркировке и не имеют марок акцизного сбора, запрещены к реализации.

В Федеральном законе от 22 ноября 1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» определено, что одним из элементов государственного регулирования в отношении алкогольной продукции является установление акцизов на нее. Алкогольную продукцию с содержанием алкоголя свыше 6%необходимо обязательно маркировать марками акцизного сбора или специальными марками.

В 2000-х гг. была проведена налоговая реформа, в результате которой была введена новая система акцизов. В современный перечень подакцизных товаров входит алкогольная продукция, табачные изделия, легковые автомобили, бензин, дизельное топливо, масло для двигателей.

В 2010 г. в связи с изменениями, внесенными в Налоговый Кодекс изменился порядок исчисления акцизов на этиловый и коньячный спирт.

В 2011 г. произошло увеличение ставки акцизов на алкоголь и на сигареты, которые были повышены соответственно, на 21% и 20%. С 2012 г. произошло увеличение на 20% цены за литр алкогольной продукции.

В 2016 г. ставки акцизов на некрепкий алкоголь (вино, кроме вина с защищенным географическим указанием или наименованием места происхождения; пиво), табачные изделия (сигареты) и автомобили (с мощностью двигателя свыше 90 л.с.) возросли. При этом ставки акциза на прямогонный бензин и моторные масла по сравнению с 2015 г. снизились. [4]

В 2016 г. также увеличились ставки акцизов на автомобильный бензин всех классов.

Пониженная ставка акциза в 2016 г. установлена на вина с защищенным географическим указанием - 5 руб., для игристых вин - 13 руб. за литр. Акциз на другие вина и игристые вина равен 9 и 26 руб. за литр соответственно. [4]

Размеры акцизов в 2 раза ниже на вино, которое произведено из винограда, собранного на территории Российской Федерации, чем на вино, произведенное из импортного сырья.

Изменился список подакцизных товаров - включены средние дистилляты, исключено бытовое печное топливо.

Таким образом, акцизы представляют собой важный источник пополнения бюджета, а также являются инструментом регулирования некоторых сторон социальной сферы. Изменение налоговых ставок может привести к увеличению конкурентоспособности товаров на мировом рынке, увеличению поступлений в государственный бюджет. Однако, при резком увеличении ставок может произойти снижение качества и увеличение доли теневого сектора, а при снижении не всегда происходит снижение цены.[1; с. 245]

Список литературы:

1. Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2014. - 427 с.

2. Кучеров И.И. Объект налога как правовое основание налогообложения // Финансовое право. - 2009. - № 1. - С. 6-12.

3. Толкушкин A.B. История налогов в России. - М.: Юристъ, 2001. - 233 с.

4. Федеральная налоговая служба // https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/akciz/

5. Шмельдерс Г. Бороды и свадьбы, окна и меха - налогам конца не видно... // Все начиналось с десятины / Пер. с нем., общ. ред. и вступ. ст. Б.Е. Ланина. -М.: Прогресс, 1992. - 455 с.

6. Эриашвили Н.Д., Поляк Г.Б., Бобошко Н.М. и др.; под ред. А.Е. Суглобова, Н.М. Бобошко. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 543 с.

Кулешов Сергей Михайлович,

кандидат социологических наук, заведующий кафедрой менеджмента НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», г. Москва;

Сысоев Иван Витальевич, студент 3 курса факультета управления и экономики НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», г. Москва.

Развитие бизнеса в кризис

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления развития бизнеса в кризисных условиях: продажи, производство, финансы, персонал. Определена специфика функционирования всех секторов и намечены пути преодоления кризисных ситуаций.

Ключевые слова: кризис, организационная структура, персонал, финансы, руководитель, стратегия.

Развитие бизнеса в кризис осложняется отсутствием стабильного финансирования. Кризис предполагает, что клиентам компании негде взять деньги для покупки предлагаемых услуг или товаров, руководитель бизнеса лишается средств для выплат зарплат и должного снабжения, у поставщиков нет денег для производства услуг и продуктов.

В данный период следует предпринимать комплекс мер для привлечения денег в существующий бизнес. Фактически, предстоит работать в секторах экономики, в которых останутся, либо продолжат концентрироваться и оставаться деньги.

Таким образом, первым направлением являются продажи. В период кризиса следует особенное внимание уделить продажам. Прежде всего, именно продажи приносят компании деньги, которые так важны в этот период. Во-вторых, именно от продаж зависит производство услуг либо продукции, а не наоборот. Особое внимание в кризис привлечено к рекламной деятельности. В условиях «негативной макроэкономической ситуации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.