УДК 377.5
Полей Ж.А.
преподаватель информационных технологий в профессиональной деятельности
Купинский медицинский техникум (г. Купино, Россия)
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: в работе рассматриваются наиболее эффективные активные и интерактивные методы обучения, которые могут использоваться преподавателем на занятиях по информационным технологиям в профессиональной деятельности. В статье приведены конкретные примеры методов обучения.
Ключевые слова: методы обучения, активные методы, интерактивные методы, эффективность.
Современный мир акцентирует внимание на повышении благосостояния российских граждан, что невозможно без вклада в развитие человеческого ресурса. Отметим, что система среднего профессионального образования играет значительную роль в экономическом росте страны.
Проблема активизации познавательной деятельности студентов до сих пор является одной из наиболее актуальных в образовании. Одним из путей повышения эффективности подготовки будущих специалистов среднего профессионального образования является целенаправленное формирование их познавательной активности и самостоятельности, т.к. рынок труда требует востребованных и конкурентоспособных квалифицированных специалистов, обладающих профессиональной мобильностью и высокой профессиональной компетентностью.
Напомним, что за основу понятия компетентный человек взята способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, обучаться на протяжении всей жизни.
Очевидно, что переход к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу — использование активных и интерактивных методов обучения в учебном процессе. Что скрывается под понятием активные методы обучения? Под активными методами обучения понимаются методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым «традиционным подходам», где студент играет гораздо более пассивную роль.
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность студентов, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению, обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между студентами и преподавателями. [3, с.3]
Под интерактивными методами обучения понимаются методы, основанные на взаимодействии обучающихся между собой. Интерактивное обучение - это форма организации познавательной деятельности студентов, имеет предполагаемую цель - создать комфортные условия обучения, при которых каждый студент чувствует свою успешность, интеллектуальную способность. [2, с.16]
На протяжении многих лет в своей работе на занятиях по информатике и информационным технологиям в профессиональной деятельности применяю такие активные и интерактивные методы как: групповая дискуссия, мозговой штурм, деловая игра, метод проектов, тренинги, ситуационные задачи, мастер-классы, пресс-конференции, тестирования, кейс-методы, игровое обучение,
круглые столы, мультимедийные лекции и практические занятия, электронные учебные издания, виртуальную обучающую среду. [1, с. 6-15]
При изучении темы «Общий состав и структура персональных компьютеров» можно применить интерактивный метод обучения такой как: «Ментальная карта», «Карта ума», «Карта памяти», «Ассоциативная карта», «Интеллект-карта» - это технология изображения информации в особом графическом виде. Можно построить общую структуры персонального компьютера, а затем конкретизировать сведения о каждом из блоков, добавив подчинённые узлы с наименованиями устройств, относящихся к данному блоку. Такую карту памяти можно использовать для обобщения и закрепления знаний в конце занятия. Если же эту карту дополнить изображениями каждого из устройств, организовав доступ к ним по ссылкам, то организованную таким образом карту можно использовать на этапе изложения нового материала.
В наше время каждый человек обладает огромной информацией любого типа. Множество важной и личной информации содержит наш компьютер. Естественно, возникает потребность защитить информацию от несанкционированного доступа, кражи, уничтожения и других преступных действий. Здесь для изучения темы «Методы и средства защиты информации» применяю метод проектов или в качестве проведения внеаудиторного занятия в рамках кружковой работы проведение занятия в форме пресс-конференции.
Так, например, при изучении темы «Основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности» применяю метод групповой дискуссии или «Жужжащие группы», направленный на развитие коммуникативных способностей студентов в малых группах. Сопоставляя противоположные мнения участников, можно увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции и тем самым уменьшить сопротивление восприятию новой информации, нивелировать скрытые конфликты, поскольку в процессе открытых высказываний появляется возможность устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиции участников, выработать групповое решение или групповую поляризацию.
Сеть Интернет растет очень быстрыми темпами, поэтому найти нужную информацию среди сотен миллиардов веб-страниц и файлов становится все сложнее. Студенту просто необходимо владение информационно-коммуникационной компетенцией поиска информации.
На практическом занятии по теме «Поиск информации» применяется метод ситуационного анализа - case-study. Этот метод является одним из инновационных методов проблемного обучения. Метод кейсов способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, формирование личной ответственности за результат. Студентам дана ситуация: «Старшая медицинская сестра поликлиники попросила студентов разработать буклет по профилактике гриппа и ОРВИ».
Вопрос кейса: «Какие действия нужно произвести для того, чтобы подготовить буклет, учитывая требования, предъявленные к нему? Какие ключевые слова нужно ввести в поисковую строку, и какие браузеры использовать, чтобы быстро найти нужную информацию?
Приведенные студентам ситуации требуют наличия у них не только способностей к мыслительной деятельности, но и набора знаний в области российского законодательства. Поэтому данные ситуации можно предложить студентам в качестве одного из отчетных заданий по окончании изучения конкретной темы иди предмета. Например, на завершающем занятии провести круглый стол, на котором вместе со студентами в режиме диалога обсудить решение ситуационной задачи. Причем это лучше сделать, рассмотрев указанную ситуацию с двух сторон, а именно со стороны истца (потерпевшего) и со стороны ответчика (правонарушителя).
Систематическое применение активных и интерактивных методов обучения на занятиях по информационным технологиям в профессиональной деятельности влечет за собой постоянную активность студентов, повышается эмоциональный отклик обучающихся на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении по сравнению с традиционными методами
обучения. Таким образом, при использовании активных и интерактивных методов обучения, т. е. тех, которые основаны на обучении студентов через взаимодействие, моделируются ситуации, которые могут встретится в повседневной профессиональной деятельности, и тем самым, формируется способность мыслить образно, обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению [Электронный ресурс]. URL: https://kat-kem.ru/wp-content/uploads/2018/11/MRAktivMetodi.pdf?ysclid=ltdxorpkoq968625046 (дата обращения: 05.03.24);
2. Вербицкий А. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный поход / А. Вербицкий. - М.: "Высшая школа", 1991. - 207 с;
3. Реутова Е. А. Активизация познавательной деятельности студентов посредством использования интерактивных методов обучения [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-studentov-posredstvom-ispolzovaniya-interaktivnyh-metodov-obucheniya/viewer (дата обращения: 05.03.24)
Polei Zh.A.
Kupinsky medical college (Kupino, Russia)
USE OF ACTIVE INFORMATION TECHNOLOGY TRAINING METHODS IN PROFESSIONAL ACTIVITIES
Abstract: the work discusses the most effective active and interactive teaching methods that can be used by a teacher in information technology classes in professional activities. The article provides specific examples of teaching methods.
Keywords: teaching methods, active methods, interactive methods, efficiency.