социального здоровья // Территория науки. 2012. № 4. С. 181-190.
3. Колпина Л.В. Некоторые аспекты информационного обеспечения социальной инклюзии населения старших возрастных групп в муниципальных образованиях (результаты мониторинга официальных сайтов администраций органов МСУ) // Синергия. 2016. № 4. С. 93-103.
4. Сердюк И. И. Личность как объект и субъект управления // Сборник «Экономика и управление: ключевые проблемы и перспективы развития». Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е. В. Королюк. -2015. - С. 226-229.
5. Социальное управление: теория и методология: Учеб. пособие. В 2-х частях [Текст] / А. Г. Гладышев, А. В. Иванов, В. Н. Иванов и др. Под ред. В. Н. Иванова. Акад. наук социал. технологий и мест. самоуправления. Ч. II - 2-е изд. - М.: Муниципальный мир, 2004. -312 с.
6. Сысоева Ю.Ю., Шамин Е.А. Повышение эффективности деятельности образовательных организаций // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 119-124.
Горбатенко С.А., Даценко Н.В.
ПРИМЕНЕНИЕ АДАПТИВНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Воронежский экономико-правовой институт, Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации
Ключевые слова: повышение качества подготовки специалистов, индивидуализация обучения гуманитарным дисциплинам, адаптация диалога пользователя и автоматизированной системы.
Аннотация: Предлагается эффективный способ повышения качества подготовки специалистов при изучении гуманитарных дисциплин - разработка и использование в учебном процессе адаптивной автоматизированной системы обучения, позволяющей осуществлять хранение, пополнение и модификацию большого объема данных, формировать знания и умения с учетом индивидуальных особенностей студентов, проводить систематический фронтальный
контроль уровня усвоения материала с последующим анализом допущенных ошибок.
Key words: specialists preparation quality improvement, humanities education individualization, user and computer-based system dialogue adaptation.
Abstract: The effective way of specialists preparation quality improvement is proposed - the development and the use of education adaptive computer-based system in process of training that make it possible to storage, to increase and to modify data large volume, to form the knowledge and abilities considering students individual peculiarities, to conduct a check of every student material learning level with following errors analysis.
Одной из наиболее приоритетных задач системы вузовского образования является необходимость постоянного повышения качества подготовки специалистов, что, в том числе, связано с растущей конкуренцией на рынке труда. Отличительными особенностями гуманитарных дисциплин, преподаваемых обучающимся всех специальностей в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, являются непрерывное увеличение объема и модификация учебного материала в связи с изменениями, происходящими в государственной системе и обществе. Кроме того, для достижения целей обучения изложение учебных вопросов гуманитарных дисциплин должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся (уровня начальной подготовки, способности к усвоению информации и т.п.) и чередоваться с систематическим контролем знаний и умений, что является достаточно сложной задачей при большом числе студентов.
Одним из наиболее эффективных способов решения указанных проблем является разработка и использование в учебном процессе адаптивной автоматизированной системы обучения (ААСО) гуманитарным дисциплинам [1], предлагаемая структура которой представлена на рис. 1.
Для хранения большого объема учебной информации гуманитарных дисциплин в ААСО целесообразно создать базу данных (БД), содержащую совокупность сведений, обеспечивающих процесс обучения [2-3]. Учитывая необходимость постоянного обновления и изменения учебного материала, а также наличие многочисленных взаимосвязей между объектами и процессами гуманитарных предметных областей для проектирования БД предлагается
использовать реляционную модель, обладающую большими возможностями манипулирования данными и способностью организации ассоциаций «многие-ко-многим». Применение указанной модели упрощает, кроме того, разработку и использование ААСО в учебном процессе в связи с широким распространением реляционных СУБД.
Реляционная база данных
Блок теоретических сведений
Тг Тр
" * " - * -
¿11 ¿12 ¿13 ¿р1 ¿р2 ¿р3
Блок упражнений
Тг
т
Т 1 р
Каталог ошибок
Ец Е12 Е13 Ер1 Ер2 Ерз
Блок контрольных заданий
Т1 Тр
- *
Кц К12 К13 Кр1 Кр2 Крз
Модуль анализа ошибок
Модуль обучения
Рис. 1. Структура адаптивной автоматизированной системы обучения гуманитарным дисциплинам
Ть ..., Тр — соответственно «Тема 1», ..., «Тема р» дисциплины; 2и, 2а, 2а, Ей,
Еа, Еа, Кь, К2, К3, 1=1,р — соответственно реляционные таблицы, содержащие
теоретические сведения, упражнения и контрольные задания по Х-й теме для начального, среднего и высокого уровня подготовки пользователя.
Проектирование логической схемы БД адаптивной автоматизированной системы обучения гуманитарным дисциплинам необходимо осуществлять с учетом индивидуальных особенностей обучающихся: блоки знаний и упражнений целесообразно структурировать таким образом, чтобы информация, относящаяся к определенным темам учебной дисциплины и адаптированная к разным категориям пользователей, содержалась в отдельных реляционных таблицах, как показано на рис. 1, что облегчает доступ системы к необходимой информации и модификацию данных. Кроме того, для индивидуализации обучения в БД необходимо включить реляционную таблицу, обеспечивающую выполнение функций каталога ошибок, т.е. Содержащую неправильные ответы, которые были даны обучающимся во время предыдущего сеанса работы с системой в режиме контроля знаний.
Стремление к индивидуализации процесса обучения гуманитарным дисциплинам приводит к необходимости решения следующих задач:
1) приобретения новых знаний, адаптированных к разным категориям пользователей в соответствии с уровнем подготовки;
2) применения полученных знаний для выполнения практических заданий, соответствующих степени подготовки;
3) проверки уровня полученных знаний;
4) анализа ошибок, допущенных при проверке.
Реализация указанных задач может быть осуществлена путем создания программных модулей обучения и анализа ошибок (рис. 1). Для адаптации учебного материала к уровню начальных знаний обучающегося предлагается проводить тестирование на первом этапе работы с системой, в зависимости от результатов которого присваивать пользователю один из уровней подготовки (начальный, средний, высокий). После этого в процессе работы с ААСО к модулю обучения подключаются реляционные таблицы БД, содержащие теоретические сведения, практические и контрольные задания соответствующей степени сложности.
Кроме того, для повышения познавательной активности целесообразно адаптировать интерфейс системы к разным категориям пользователей путем организации соответствующего диалога [4]. При начальном уровне подготовки недостаточное знание материала дисциплины может затруднить процесс усвоения новой информации, в связи с чем в данном режиме работы системы в отдельном окне целесообразно выводить справочные сведения. При решении практических заданий необходимо предусмотреть возможность вывода подсказок в виде вопросов или напоминаний о целях,
преследуемых на данном этапе обучения, в случае, если обучающийся испытывает затруднения; таким образом система побуждает обучающегося продолжить решение задач. Присвоение пользователю среднего уровня подготовки показывает, что он уже знаком с терминологией дисциплины, и в этом случае целесообразно предоставить обучающемуся возможность самостоятельного перехода к решению практических задач. В случае присвоения пользователю высокого уровня подготовки ААСО может применяться для тренировки, например, в процессе подготовки к итоговой аттестации или для проверки уровня остаточных знаний по дисциплине.
После прохождения теоретического обучения и выполнения практических задач по каждой теме предлагается осуществлять контрольное тестирование с использованием заданий двух типов:
1) выбор одного или нескольких правильных ответов из совокупности;
2) установление правильной последовательности действий, предложенных программой.
Результат выполнения теста целесообразно оценивать отношением суммы верных ответов с учетом их весовых коэффициентов к максимально возможной и использовать в качестве критерия перехода к изучению следующей темы или присвоения более высокого уровня подготовки. При получении неудовлетворительной оценки необходимо провести анализ данных каталога ошибок и предложить пользователю пройти повторное обучение по темам, вызвавшим затруднения. Безошибочное выполнение тестовых заданий, соответствующих высокому уровню подготовки, по всем темам позволяет говорить об успешном усвоении гуманитарной дисциплины.
Использование адаптивной автоматизированной системы при изучении гуманитарных дисциплин позволит осуществить хранение, пополнение и модификацию большого объема учебной информации, формировать у обучающихся знания, умения и навыки решения практических задач с учетом их индивидуальных особенностей, а также проводить систематический текущий контроль и оценку степени усвоения материала и, таким образом, повысить качество подготовки специалистов.
Список литературы
1. Сысоев В.В., Даценко Н.В. Использование консультативной системы медико-криминалистической экспертизы воздействия химических факторов для изучения курса судебной медицины. -
Образовательные технологии. Сборник научных трудов. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2002. - С. 83-87.
2. Прасолов Б.Н., Даценко Н.В. Логический вывод в автоматизированной консультативной системе медико-криминалистической экспертизы отравлений // Информационные технологии. - № 6. - 2005. - С. 68-71.
3. Горбатенко С.А., Даценко Н.В. Представление знаний в проблемно-зависимой информационной базе гуманитарной экспертной системы // Вестник Воронежского института МВД России, №1. - 2007. - С. 137-140.
4. Даценко Н.В. Разработка адаптивной автоматизированной системы обучения судебной медицине // Международная научно-практическая конференция «Обеспечение общественной безопасности в Центральном федеральном округе Российской Федерации»: Сборник материалов. - Ч. 4. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2007. - С. 82-83.
Лебедев А.В., Васильев В.В.
COMMUNICATIVE SYSTEM AND ACTIVITY APPROACH IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES
Международный языковой центр Language Link
Ключевые слова: коммуникативный подход, системно -деятельностный подход, обучение иностранным языкам.
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые аспекты коммуникативного системно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам отечественных и зарубежных авторов.
Key words: communicative approach, system and activity approach, teaching foreign languages.
Abstract: The article discusses some aspects of the communicative system and activity approach to teaching foreign languages of domestic and foreign authors.
Development in the 60-70-ies of the 20th century related to scientific methodology - linguistics, psychology, general didactics, the occurrence of psycholinguistics, social psychology, theory of activity gave rise to a communicative, activity, student-centered method, which is commonly called the communicative approach or the communicative method. The focus of this method is the formation of the communicative competence, the