Научная статья на тему 'Системные и методологические аспекты адаптивных образовательных информационных систем'

Системные и методологические аспекты адаптивных образовательных информационных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Системные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / АДАПТИВНЫХ / ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халилов А. И.

Из многочисленных направлений (сфер) информатизации особого внимания заслуживает информатизация образовательного процесса, как специфической деятельности, имеющей непосредственное отношение к любой сфере информатизации. Несмотря на обширные исследования в области использования вычислительной техники в образовании и многочисленные, часто весьма эффективные, результаты, сама по себе проблема информатизации образования в целом далека от решения. С одной стороны, внедрение научно-технических идей, результатов исследований в этой области не успевает за темпами развития вычислительной техники, их архитектуры и программного обеспечения. С другой стороны, технология, ориентированная на имеющуюся в момент её разработки программно-техническую базу, требует постоянного совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Of the numerous directions (fields) of information deserves special attention Informatization of the educational process, as the specific activities of direct relevance to any sphere of Informatization. Despite extensive research in the use of computers in education and the numerous, often highly effective, results, the problem of Informatization of education in General are far from over. On the one hand, the introduction of scientific and technical ideas, research results in this area are not keeping pace with the development of computers, their architecture and software. On the other hand, technology available at the time of development of software and hardware base requires constant improvement.

Текст научной работы на тему «Системные и методологические аспекты адаптивных образовательных информационных систем»

Рис. 3. Диаграмма состояния политермического разреза LM системы LiF-SrWO4-CaWO4

Список литературы:

1. Шурдумов Б.К., Каров З.Г., Шурдумов Г.К. //Химия и технология молибдена и вольфрама. Нальчик, 1971. Вып. 1. С.87.

2. Гасаналиев А.М., Гаркушин И.К., Дибиров М.А., Трунин А.С. Применение расплавов в современной науке и технике. Махачкала, 1991, 179 с.

3. Берг Л.Г. Введение в термографию. М.: Наука, 1969, 395 с.

4. Трунин А.С., Космынин А.С. Проекционно-термографический метод исследования гетерогенных равновесий в конденсированных многокомпонентных системах. Деп. в ВИНИТИ АН СССР № 1372; от 12.07.77, с. 68.

5. Салманова С.Д., Гасаналиев А.М., Гаматаева Б.Ю. Ограняющие элементы пятерной взаимной системы Ь1,Ка,Са,8г//Б^04. Деп. в ВИНИТИ №2569-В00 от 9.10.00. -13с.

6. Айвазова М.Б. Объемные изображения при исследовании фазовых равновесий в многокомпонентных солевых системах: Автореф. канд. дисс. Махачкала, 1999. С. 20.

УДК 004.031.42

СИСТЕМНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Халилов А.И.

Дагестанский научно-исследовательский и технологический институт информатики, Махачкала, Россия (367027, Махачкала, пр. Акушинского, 28 п, e-mail: [email protected]) Аннотация: Успех процесса информатизации в любой области деятельности определяет квалификация тех, кто создаёт систему информатизации, эксплуатирует и сопровождает её.

Ключевые слова: информационные системы.

SYSTEM AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF ADAPTIVE EDUCATIONAL

INFORMATION SYSTEMS Abstract: The success of the process of information in any field of activity determines the qualifications of those who create the system information, operates and maintains it. Keywords: information systems.

Из многочисленных направлений (сфер) информатизации особого внимания заслуживает информатизация образовательного процесса, как специфической деятельности, имеющей непосредственное отношение к любой сфере информатизации.

Несмотря на обширные исследования в области использования вычислительной техники в образовании и многочисленные, часто весьма эффективные, результаты, сама

по себе проблема информатизации образования в целом далека от решения. С одной стороны, внедрение научно-технических идей, результатов исследований в этой области не успевает за темпами развития вычислительной техники, их архитектуры и программного обеспечения. С другой стороны, технология, ориентированная на имеющуюся в момент её разработки программно-техническую базу, требует постоянного совершенствования.

Успех процесса информатизации в любой области деятельности определяет квалификация тех, кто создаёт систему информатизации, эксплуатирует и сопровождает её. В силу чрезвычайной динамичности программно-технических средств информатизации и технологий их использования, актуальность проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области информатизации сохраняется и со временем возрастает.

Существенным сдерживающим фактором остается недостаточная степень как готовности среды к освоению и использованию компьютерной методологии, так и психологической, профессиональной подготовленности педагогических и

управленческих кадров.

Важным вопросом является также адекватность научных и методических идей конкретной пользовательской среде. Являясь, как правило, в принципе правильными, современными и перспективными, они при реализации в конкретной среде нередко требуют существенной модификации (переработки, доработки), адаптации. Ещё одним моментом, который существенно влияет на процесс информатизации образования, является соблюдение системности с точки зрения обеспечения взаимодействия системы автоматизированного обучения с системой традиционного обучения, связь и взаимодействие между собой автоматизированных систем обучения различных уровней (дошкольные учреждения, школа, СУЗ, ВУЗ, система переподготовки и повышения квалификации) и профессиональных ориентаций (научные работники, педагоги, инженеры, медики, агрономы и т.д.), учет национальных, языковых и, в целом, интеллектуальных особенностей предметной области.

Подход к автоматизации образовательной сферы, основанный на структурно-базовой технологии (СБТ) [1], преследует цели, основанные на учёте изложенной выше точки зрения. Основными из них являются:

- разработка методики создания обучающих систем, ориентированных на многопользовательскую среду с учетом её многоязыковости и других особенностей. Методика должна быть приемлемой для различных ВУЗов, специальностей, учебных дисциплин. Системы, созданные в соответствии с ней должны быть гибкими, максимально и легко адаптируемыми к среде обучения, т.е. обладающими элементами искусственного интеллекта;

- разработка на базе этой методики экспериментальной обучающей системы по информатике и других учебных программ, ориентированных на использование в образовательном учреждении с учетом особенностей последней.

Концепции создания многопользовательских информационных систем с элементами искусственного интеллекта.

В качестве основных особенностей предметной области рассматриваются:

- многоязычная, многонациональная среда обучаемых;

- компьютерная подготовка преподавательского состава, за исключением небольшой части, требует совершенствования;

- процесс информатизации охватывает различные факультеты и специальности;

- преподавание дисциплин информатики ведется силами специализированных кафедр;

- управленческие структуры на идейном уровне воспринимают информатизацию, но готовность к практическому осуществлению этого процесса и участию в ней недостаточная;

- техническое оснащение нуждается в существенном развитии.

Для создания таких систем необходимо исследование проблемы интеллектуализации многопользовательских интерактивных обучающих систем, разработка методов, средств и технологии их создания, реализация последних в конкретной системе, ориентированной на единовременное обслуживание контингента обучаемых различных специальностей и специализаций. Кроме этого необходимо разработать методы стимулирования внедрения новых информационных технологий (НИТ).

При этом необходимо решить ряд задач:

- выбрать модель внедрения НИТ, в полной мере отвечающую предметной области;

- организовать подготовку и переподготовку педагогических кадров;

- оснастить учебные заведения необходимыми технологическими и методическими разработками, техническими и программными средствами;

- разработать целевые комплексные программы внедрения НИТ и компьютеризации в учебных заведениях;

- принять участие в разработке и реализации более общих программ информатизации и в создании соответствующих инфраструктур информатизации.

Организационные аспекты:

а) Этапность, включая:

- Опережающий научно-методический задел, базовая подготовка в области информатики на всех ступенях системы непрерывного образования (массовое освоение НИТ и компьютеров, исследования по развитию старых и разработке новых методов и организационных форм обучения на базе НИТ).

- Переподготовка работающих и подготовка новых педагогов. Здесь мы исходим из тезиса о том, что методическое и содержательное обеспечение автоматизированного курса по любой дисциплине может осуществить только преподаватель этого курса (конечно пользуясь общей методологией, технологией и необходимой помощью специалистов).

На этом этапе предполагается активное освоение и фрагментарное внедрение НИТ в традиционные учебные дисциплины и на этой основе массовое освоение педагогами новых методов и организационных форм обучения; переход к радикальному пересмотру содержания, традиционных форм и методов обучения; разработка и освоение систем учебно-методического обеспечения (программные и методические средства), обучающие курсы, видео- и аудиоматериалы, тексты для обучаемых и методические материалы для педагогов. Здесь определяющим является правильное исходное представление у педагога о месте и роли НИТ, которое не ограничивается только дисциплинами информатики, а должно привести к повседневному использованию в учебном процессе в целом.

- Радикальная перестройка содержания непрерывного образования на всех его ступенях на базе НИТ, способствующей раскрытию, сохранению, развитию индивидуальных способностей обучаемых, формированию у них познавательных способностей, стремления к самосовершенствованию, постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов обучения.

б) Использование программно-целевого метода управления процессом информатизации.

в) Координация информатизационной деятельности внутри каждого учебного заведения и между заведениями (через Центр НИТ).

г) Ресурсное обеспечение с использованием различных источников финансирования (централизованное, местное, предприятий и организаций, частных компаний, фирм и лиц). Обеспечение совместимыми техническими средствами, создание развитой сети коммуникаций, службы технического сервиса, технологического обеспечения.

д) Создание возможности и стимулов участия в процессе информатизации каждому педагогу, который желает и может этим заниматься.

К методическим аспектам следует отнести:

а) Индивидуализация обучения, максимальный учет интересов, познавательных и творческих способностей обучаемого, минимизация потерь времени на приобретение знаний и навыков, предусмотренных учебной программой конкретной дисциплины, максимальный учёт личностных характеристик обучаемого в процессе обучения и т.д.

б) Предоставление возможности обучаемому изучить НИТ, получить навыки, необходимые для эффективного выполнения будущей работы по специальности на новом технологическом уровне.

в) Предоставление возможности осознанно и обоснованно выбрать профессию, специальность с учётом перспективы развития процессов как в рамках данной специальности, так и в общественной, экономической и социальной среде её функционирования (интеллектуальная, профориентационная среда).

г) Возможность выбора языка обучения (многоестественноязыковая среда).

д) Возможность получения необходимой информации (методической, научной, технической и т.д.) из библиотечных и других источников в удобном ему варианте (дисплей, твердая копия, ксерокопия, аудио- и видеосредства и т.д.).

е) Повышение производительности преподавательского труда по подготовке учебного занятия, возможность использования для этого НИТ (баз данных и знаний, электронной почты, экспертных систем, инструментальных и прикладных пакетов программ, сети связи и передачи данных и т.д.), аудио- и видеоаппаратуры, средств оргтехники, позволяющих обеспечить гибкость процесса обучения, осуществить методические замыслы преподавателя, выбрать для каждого фрагмента обучения адекватные, наиболее эффективные инструментальные средства.

ж) Возможность методического, консультационного и справочно-информационного обеспечения процесса обучения по всем видам учебной работы в компьютерном и традиционном исполнении.

з) Возможность представления и накопления знаний, обеспечивающую непрерывно возрастающую интеллектуальность системы, её гибкость и адаптируемость как к предметной области (учебной дисциплине, форме учебной деятельности), так и к индивидуальным возможностям и потребностям обучаемого с учётом истории его обучения.

Научно-технические и реализационные аспекты:

а) Общий подход к компьютеризации обучения и реализация методических и технологических аспектов может базироваться на методологии разветвленного программированного обучения, которая предполагает :

- определение и формализацию показателей эффективности обучения;

- построение моделей обучаемого и обучающей среды (преподавательской, информационно-методической, технико-технологической и т.д.) в динамике их развития;

- разработку модели управления обучением с распределением функций по реализации процедуры обучения между обучаемым, обучающим курсом и преподавателем (консультантом);

- определение (выбор, создание) инструментальных средств (программных и технических);

- оценку эффективности автоматизированного обучающего курса.

б) Процесс обучения по методологии разветвленного обучения в общем виде включает несколько основных моментов:

- разбиение учебного материала на порции информации. Каждая порция должна быть усвояемой без особого напряжения и максимально информативной ( напр., как в [2]);

- объем, содержание и редакция каждой порции учитывает категорию обучаемого, его специализацию, индивидуальные особенности, предысторию процесса обучения и др. факторы;

- степень усвоения каждой порции информации обучаемым контролируется и, в зависимости от неё, выбирается дальнейший путь (стиль, метод) обучения, максимально индивидуализируя процесс обучения;

- управление обучением должно обеспечить обучаемого максимальной справочной информацией и помощью;

- обучаемый в процессе обучения может переводиться из одной категории в другую либо по его желанию, либо автоматически в зависимости от его успехов;

- преподаватель (консультант) может вмешиваться в процесс обучения;

- обучающая система предусматривает переход в процессе обучения от одной методики обучения к другой т.е. совместное использование различных методик (автоматизированной и традиционных) и различных технических средств (вычислительных, видео- и аудио-, оргтехнических и т.д.).

В общем случае обучающая программа имеет сетевую структуру, функционирующую в диалоговом режиме. В каждом узле такой сети содержится определенная порция интеллекта (знаний) - пользовательских или системных. Чем больше системного интеллекта, тем обучающая система адекватнее сформулированным целям и задачам.

в) Рассматриваемая обучающая система является интеллектуальной системой, которая включает четыре основных компонента:

- модель предметной области (функциональную и информационную),

- эксперта-педагога (чему учить и как учить),

- модель обучаемого (как функционируют модель и средства обучения),

- дружественный интерфейс с обучаемым.

г) В методическом и реализационном плане весьма важным является подготовка преподавателей разных дисциплин к написанию сценариев компьютерного обучения и их реализации, методика последовательного повышения уровня подготовки авторов обучающих курсов (преподавателей) до уровня умения самостоятельно писать авторский курс включает несколько этапов:

1 этап - приобщение к принципам автоматизированного обучения, компьютеру, инструментальным средствам;

2 этап - создание проекта авторского курса: определение педагогической цели, и

сочетание этих трех компонентов;

3 этап - описание предметной области, создание банка задач, банка тестов;

4 этап - создание сценария обучающего диалога (используя стимул, реакцию,

ответ);

5 этап - создание эскиза экранного сценария;

6 этап - автоматизация процесса авторской подготовки (создание инструментария преподавателя).

Авторский курс ориентирован на модель обучаемого, которая синтезируется в процессе обучения. Основная цель - выбор стратегии максимального (по скорости) продвижения к цели.

д) Основная структура учебного курса включает множество тем; в каждой теме -главы, в каждой главе - разделы, каждый раздел разбит на кванты учебной информации. Обучающая система предполагает наличие некоторого управления на каждом уровне иерархии.

Один из вариантов структуры обучающей системы может быть представлен как на рис.1. Технология обучения в такой системе не влияет на структуру и организацию программно-технических средств, предполагает проблемную настройку системы на конкретный автоматизированный учебный курс.

Интеллектуализация автоматизированных обучающих систем, особенно использующих ПЭВМ, связана с новыми требованиями к программно-

Модель предмета

Модель Тесты

обучаемого

Модель предмета для обучаемых

I

Комплекс имитационных моделей

1

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методы обучения

I

Модель управления процессом обучения

Учебный курс

Обучаемый

База данных

Рис.1. Структура адаптивной обучающей системы.

технической поддержке учебного процесса, для обеспечения, в первую очередь, представления и обработки знаний.

Важный класс таких систем представляют экспертно-обучающие системы (ЭОС), в которых, кроме знаний по предмету, необходимы знания по методике обучения данным знаниям, по психологии ошибок и т.д. Другими словами, ЭОС представляет собой совокупность взаимодействующих экспертных систем по данной предметной области, методике обучения, диагностике и объяснению ошибок обучаемого (рис.2).

Эксперт-педагог

Интерфейс с пользователем

Эксперт ^ предметной

области

Рис. 2. Структура экспертно-обучающей системы.

Под искусственным интеллектом здесь мы понимаем "умение" системы воспринимать, накапливать и представлять новые знания в данной прикладной области, которые ранее ей (системе) не были известны независимо от того, были ли они известны другим системам или людям.

Технология производства программных средств для автоматизированного обучения предназначена для ускорения производства и повышения их надежности и должна обеспечить:

- унифицированное хранение, преемственность и многократность использования знаний в данной предметной области при создании программных систем различного уровня;

- возможность непрерывного уточнения и расширения знаний в процессе использования программных средств;

- возможность создания этих программных средств неспециалистами в области программирования - педагогами, психологами, специалистами (экспертами) в предметной области.

В основе технологии лежит методика поуровневой детализация знаний.

Для адаптируемости и живучести системы коллективного пользования (СКП) важное значение имеет свойство инвариантности. Имеется в виду инвариантность механизма процедур, методов управления в самой системе по отношению к базам данных, знаний и программ, к методам и процедурам организации и обработки данных, к предметной области и среде; инвариантность внутреннего представления данных по отношению к внешней среде; инвариантность средств доступа к данным и манипулирования ими по отношению к модулям и структуре данных и СУБД; инвариантность средств представления данных пользователю от структуры их внутреннего представления и т. д.

Из вышеизложенного следует что, многопользовательская система коллективного пользования является сложной системой параллельного действия. Создание такой системы весьма затруднительно без общего подхода, унифицирующего процессы и минимизирующего необходимые ресурсы.

Одним из таких подходов является структурно-базовая технология [1].

Технологические основы создания адаптивных обучающих систем разветвлённого типа.

Под технологией создания адаптивных обучающих систем (АОС) понимается методология автоматизированного обучения и её техническая поддержка. Цель этой технологии - ускорить производство и повысить надежность программных средств автоматизированного обучения. Такая технология должна обеспечить перечисленные выше возможности

Для того, чтобы методология стала технологией необходимо снабдить её набором средств автоматизации различных процессов. Такими средствами являются ЭВМ, оргтехника и другие дополнительные устройства, сети связи и передачи (в т.ч. ЛВС), видео- и аудио- техника, инструментальные программные средства, специализированные (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы) и интегрированные пакеты прикладных программ (ППП), форматеры текста, средства создания уникальных наборов символов и т.д.

Наиболее общим методом автоматизированного обучения следует считать метод программированного обучения разветвленного типа. Он позволяет:

- сочетать в себе всевозможные частные методы обучения,

- адаптировать обучающий курс и процесс обучения к индивидуальным особенностям и способностям обучаемого, т.е. индивидуализировать процесс обучения в необходимой степени,

- интеллектуализировать обучающие программы, диалоговые системы, используя различные методы получения и представления знаний, создания динамических баз знаний и манипулирования ими.

Процесс обучения в этом случае может быть представлен как целенаправленный управляемый процесс с выделенными управляющей частью и объектом управления. В рамках этого процесса может быть представлены два принципа, лежащих в основе любой технологии массового обучения:

- групповое обучение с общим управлением познавательной деятельностью всех обучаемых,

- туннельное обучение с систематизацией знаний, навыков, умений в рамках учебных дисциплин и курсов.

При этом структура процесса обучения включает две части:

- управление организационной деятельностью, реализующее управление процессом обучения на уровне учебных коллективов и курсов,

- управление познавательной деятельностью внутри учебного курса и коллектива.

В каждом обучающем курсе (программе), построенном в соответствии с методом разветвленного программированного обучения можно выделить концептуальную структуру учебной информации и структуру управления усвоением этой информация. На логическом и физическом уровнях они сочетаются, реализуя системный подход к технологии учебного процесса.

Определяющим технологическим требованием к обучающей программе (АОК) является построение её в виде системы с целевой иерархической структурой. В основу построения такой системы положен принцип модульности. Под целью понимается описание состояния знаний, умений, навыков, которое должно быть достигнуто в ходе познавательной деятельности обучаемого для подготовки его к профессиональной деятельности. Содержательная структура обучающего курса строится в виде дерева цели. «Стволом» является назначение курса. Ветками дерева представляются темы со всевозможными подветками (подтемами) при необходимости. Узлы дерева являются модулями, представляющими порции учебной информации, контрольные задания, пояснения и т.д. Листочки - минимальная, далее не детализируемая информация.

Содержание узлов зависит от объёма курса, специализации обучаемого, его индивидуальных особенностей (психофизиологических и творческих), вычислительной, операционной, инструментальной среды обучения. Другими словами, адаптивный курс должен учитывать множество перечисленных и других факторов.

Дуги, соединяющие узлы, представляют управление процессом, порядком представления информации.

Однако, для обеспечения управления в интеллектуальной АОС недостаточно древовидной структуры. Потребность перехода с одной ветки на другую в зависимости от хода процесса обучения обусловливает необходимость сетевой структуры управления.

В процессе обучения происходит систематическая оценка качества обучения на основе некоторой системы критериев, накопления знаний об обучаемом и корректировка

методики, тактики и стратегии обучения на основе этих знаний. При этом учитываются также психофизиологические параметры обучаемого, колебания его работоспособности во время обучения, особенности его внимания, мышления, памяти и т.д. Такой учет и анализ его результатов предполагает наличие системы тестов и программных средств анализа. Естественно, динамичность этого процесса предполагает наличие системы представления и обработки знаний.

По результатам анализа регулируются такие параметры, как

- темп ведения диалога,

- форма диалога,

- форма предъявления материала для обучения,

- порционность подачи демонстрационных частей,

- форма проведения контрольного опроса и др.,

Механизмом регулирования может служить метод последовательного углубления [3], который использует обобщенный критерий (показатель) регулирования в виде функции ограничения углубления.

Выбор той или иной модели обучения (пути в графе) во многом определяет подход к управлению обучением (познавательной деятельностью). При одной и той же цели модель обучения определяет различные системы критериев, характеристик процесса и управляющие воздействия. Основная задача управления здесь в условиях высокой неопределенности поведения обучаемого в пространстве знаний, умений и навыков - это обеспечение оптимальной траектории движения обучаемого к цели.

АОС предполагает использование активных методов обучения, когда в процессе участвуют и система и обучаемый.

Диагностика степени усвоения обучаемым знаний, умений и навыков на заданном отрезке познавательной деятельности основывается на экспертных оценках, что предполагает использование методов искусственного интеллекта.

Управляющие воздействия предназначены для реализации основной функции обучения, состоящей из мотивации познавательной деятельности, формирования новых знаний, умений и навыков, закрепления и контроля за их усвоением.

Структурный состав такой системы включает учебный материал, оборудование, преподавателя и обучаемого. Учебный материал (учебники и учебные пособия, задачники, раздаточный материал, методические материалы, схемы, рисунки, фильмы, обучающие программы и т.д.) предназначен для информационного обеспечения учебной деятельности. Оборудование (ЭВМ, ЛВС, оргтехника, копировально-множительная техника, видео- и аудио-техника, макеты, стенды, тренажеры, мебель и др.) предназначено для технического обеспечения процесса обучения. Назначением преподавателя является методическое обеспечение учебной деятельности в виде демонстраций умений и навыков и помощи обучаемому. Функции обучаемого - достижение цели обучения, т.е. усвоение предусмотренных в данном курсе знаний, умений, навыков, используя перечисленные выше элементы.

Очевидно, технология создания и эксплуатации АОС предполагает самые разнообразные сочетания различных методик обучения (от традиционных до максимально автоматизированных).

Центральное место в системе занимает обучающий курс (АОК). Его разработка включает такие этапы:

- определение цели обучения,

- анализ необходимости создания АОК,

- разработка сценария,

- программирование,

- отладка и апробация,

- создание документации для пользователей (в т.ч. методических материалов),

- организация обучения пользователей,

- тиражирование и распространение,

- сбор и анализ информации о поведении системы, методических приемах использования для дальнейшего совершенствования системы.

Технология создания АОС предполагает широкое использование (степень, мера использования определяется в каждом конкретном случае отдельно) НИТ. В частности, инструментальных программных систем, позволяющих резко сократить время разработки при одновременном расширении числа различных компьютерных технологий. К ним в первую очередь можно отнести:

- экспертные системы,

- реляционное управление данными,

- электронные таблицы,

- управление экранными формами,

- генерация отчетов,

- инженерная, деловая и иллюстративная графика,

- генерация диалогов,

- редактирование и обработка текста,

- обеспечение многообразных интерфейсов (синергетические принципы систем, меню-путеводители, общение на естественном языке или в форме деловой прозы, командный язык, пользовательский интерфейс и т.д.).

Технология создания АОС предполагает применение НИТ, позволяющих использование различных видов знаний:

- знания педагогов, методистов,

- знания преподавателей в предметных областях,

- знание психологов,

- знания об обучаемых, о процессе обучения и среде обучения,

- знания инженеров, программистов, проектировщиков (конструкторов) систем,

- знания о рынке аналогичных обучающих систем, ППС, АОК и др. программных средствах учебного назначения,

- знания о НИТ, ППП, инструментальных и специализированных программных средствах, состоянии и перспективах развития технических средств, необходимых для создания АОС и др.

Другими словами, создание АОС предполагает наличие в её составе достаточно развитой динамической подсистемы искусственного интеллекта. Эта подсистема (система) должна обеспечивать создание в необходимых количествах и с требуемым качеством базовых модулей, их комплексирование в системе требуемой структуры, запоминание баз знаний и последующую поддержку системы в процессе эксплуатации.

Центральное место в интеллектуальной системе занимает база знаний, которая в АОС, очевидно, должна быть динамической.

Динамичность базы знаний и многообразие предметных областей обуславливает использование всех основных известных на данный момент моделей представления знаний - семантических сетей, систем фреймов, логических языков и продукционных систем - отдавая предпочтение конкретной из них или сочетанию некоторых в каждом

конкретном случае. Динамичность базы знаний обусловливает необходимость разработки новой идеологии испытания, тиражирования и сопровождения, обеспечивающей доверие пользователя к ней на этих этапах.

Изложенные выше технологические в методологические основы создания и эксплуатация интеллектуальных АОС предполагают участие в этих процессах экспертов (преподавателей, педагогов, психологов, программистов, инженеров, дизайнеров и т.д.), разработчиков технических и программных систем, обучаемых.

Основной источник знаний при создании базы знаний - эксперт в предметной области, работающий постоянно в этой области (в частности, преподаватель). Работа по созданию базы знаний, предполагает :

- выявление экспертов в данной предметной области (с помощью инженеров по знаниям),

- приобретение знаний эксперта,

- формирование и пополнение области знаний в данной предметной области на основе знаний, полученных от различных экспертов,

- формализация знаний инженерами-программистами и её размещение в базах знаний.

Необходимо организовать работу с экспертами таким образом, чтобы они не отрывались от своей предметной области, чтобы не потеряли квалификацию, были заинтересованы в предоставлении своих знаний.

Обучаемый в такой системе не является пассивным элементом. Активные методы обучения предполагают максимальное использование его знаний. В частности, переход от баз данных к базам знаний можно организовать так, чтобы он непосредственно участвовал (в процессе обучения) в конструировании этой базы знаний.

Такой широкий круг участников требует специальной организации их работы с обеспечением ответственности за конечный результат и заинтересованности в нём всех участников (разработчиков) всех этапов жизненного цикла системы.

Список литературы:

1. Халилов А.И. Структурно-базовая технология создания систем коллективного пользования / Монография: изд. 2-е - Махачкала: ИД «МавраевЪ». - 2011. - 133 с.

2. Халилов, А.И. АЛГОЛ-бО (Программированное учебное пособие) / А.И. Халилов, А.А. Ющенко; под ред. Е.Л. Ющенко. - Киев : Вища школа, 1975. - 351 с. Изд. второе, перераб. и доп. - Киев : Вища школа, 1979. - 343 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Халилов, А.И. Метод последовательного углубления и некоторые его применения //Теория и практика системного программирования: Сб. науч тр. ИК АН УССР. - Киев. - 1976. - С. 180-191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.