Научная статья на тему 'ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Л. Н. Толстой и Н. Н. Страховъ въ Оптиной пустыни'

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Л. Н. Толстой и Н. Н. Страховъ въ Оптиной пустыни Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
296
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Неизвестный Достоевский
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Л. Н. Толстой и Н. Н. Страховъ въ Оптиной пустыни»

РО! 10.15393/Л0.а1г 2016.2641

ПРИЛОЖЕНИЕ 2*

Л. Н. Толстой и Н. Н. Страховъ въ Оптиной пустыни

Въ ЯНВАРСКОЙ книжкЪ «Историческаго ВЪстника» за текущiй годъ напечатаны «Листки воспоминанш» Д. И. СтахЪева, подъ заглавiемъ: «Группы и портреты». Въ этихъ «Листкахъ» упоминается о поЪздк'Ь Л. Н. Толстого и Н. Н. Страхова, въ концЬ семидесятыхъ годовъ, въ Оптину пустынь, монастырь подъ г. Козельскомъ, а также и другихъ нашихъ писателей (0. М. Достоевскаго и В. С. Соловьева), побывавшихъ въ монастыре вслЪдъ за ними. Д. И. Стах^еву, какъ знакомому съ русской литературой, конечно, известно, что въ Оптиной пустыни и прежде того бывали известные руссюе писатели и нЪтъ ничего удивительнаго, что Толстой и Страховъ вздумали съездить туда.

Особенно близокъ былъ къ Оптиной пустыни известный И. В. КирЪевскш1, на взгляды котораго оптинсюе старцы имЪли большое влiянiе; по ихъ совету онъ и принялся за чтеше творенiй отцовъ церкви. Это было известно Страхову, а потому догадки автора «Листковъ» — зачЪмъ Ездили въ монастырь оба названные писатели, — излишни. Н. В. Гоголь также въ 1850 г. былъ въ Оптиной; объ этомъ упомянуто во второмъ томЪ «Записокъ о жизни Гоголя» П. Кулиша, а въ письмахъ Гоголя, изданныхъ В. Шенрокомъ (именно IV т.) напечатано письмо Гоголя къ графу А. П. Толстому изъ деревни, въ которомъ авторъ «Мертвыхъ Душъ» пишетъ о глубокомъ впечатлЪнш, произведенномъ на него этимъ монастыремъ и скитскимъ богослужешемъ. Въ «Запискахъ» Кулиша также говорится, что Гоголь находилъ, что монастыри имЪютъ благое влiянiе на нравы окрестнаго крестьянскаго населешя. Бывалъ въ Оптиной и поэтъ А. К. Толстой. Все это было известно болЪе или менЪе и Л. Н. Толстому, который много хорошаго слышалъ про Оптину отъ рабочихъ.

Странно, что этого не знаетъ Д. И. СтахЪевъ, жившш съ Страховымъ долгое время (какъ онъ самъ пишетъ, 18 лЪтъ) на одной квартир^, т. е. съ общимъ входомъ; но Страховъ жилъ въ своихъ комнатахъ совершенно самостоятельно, имЪя особую прислугу и свой кругъ знакомыхъ. Страхова этотъ монастырь интересовалъ и онъ меня о немъ разспрашивалъ, зная, что я съ детства въ немъ бывалъ.

1 И. В. КирЪевскш, также какъ и его братъ П. КирЪевскш, похороненъ въ Оптиной (Примеч. автора).

Неверное и довольно туманное описаше этой поездки (самъ г. Стахеевъ, какъ онъ пишетъ, никогда въ Оптиной не былъ) заставляетъ меня представить более точное описанiе этой поездки — я былъ въ Оптиной несколько дней спустя после отъезда писателей и слышалъ отъ самого Страхова раз-сказы о ней. Я имею, кроме того, более подробныя и достоверныя сведбшя объ отношешяхъ всехъ упомянутыхъ писателей къ Оптиной: мне прихо-дилосъ говорить о ней съ 0. М. Достоевскимъ и Л. Н. Толстымъ.

Летомъ 1877 г. Толстой и Страховъ пргбхали въ Оптину изъ Ясной Поляны въ дорожномъ тарантасике, въ самой скромной обстановке, причемъ Толстой, желая, чтобы его не узнали въ монастыре, говорилъ, что надо остановиться въ простонародной гостинице. Дорогой онъ разсказывалъ, что много слышалъ отъ народа про старца Абросима (о. Амвроая) и жела-етъ его видеть, да и вообще познакомиться съ бытомъ монастыря. Остановились они въ гостинице у о. 0еоктиста, но этотъ гостиничникъ оказался бывшимъ крепостнымъ Толстыхъ. Онъ призналъ Льва Николаевича, что доставило обоимъ немалое удовольсгае и вызвало дружеское чаепипе, на что после несколькихъ отказовъ согласился гостиничникъ, говоря, что это не въ обычае, но что онъ отъ радости видеть своего барина готовъ съ нимъ пить чай.

За чаемъ Л. Н. сталъ разспрашивать о монастырскихъ порядкахъ и Амвросiи.

— Любвеобильный у насъ старецъ, всемъ доступный, хотя и болезненный, — говорилъ о. 0еоктистъ: — народъ въ немъ находитъ большое утешеше въ скорбяхъ, и вы, графъ, то же испытаете, если обратитесь къ нему съ верой.

По монастырскому обычаю о вновь прiезжихъ было доложено настоятелю, которымъ въ то время былъ игуменъ Исаакш.

На другой день, после обедни, гостиничникъ проводилъ Л. Н. Толстого въ скитъ къ о. Амвросш, у котораго онъ и пробылъ более часа. По словамъ Страхова, старецъ произвелъ сильное впечатлеше на Толстого, который затемъ посетилъ другихъ иноковъ монастыря и былъ между прочимъ у архимандрита Ювеналiя2, жившаго въ пустыни на покое, беседовалъ съ богомольцами и заглянулъ въ монастырсюя хозяйственныя службы.

— Ювеналш человекъ умный и образованный, но такихъ встречаешь и въ свете, а я до такихъ не большой охотникъ, — говорилъ Толстой Страхову. — Амвросш же удивительный человекъ, — и советовалъ своему спутнику побывать у него. Онъ также познакомился съ о. Пименомъ, звав-шимъ Толстого «Левушкой» и, по словамъ Страхова, понравился ему простотой обращешя и простосердечiемъ. Толстой слышалъ о немъ отъ бабъ-богомолокъ.

Пименъ (прежде маляръ) былъ одинъ изъ монастырскихъ духовниковъ, весьма любимый народомъ.

2 Архимандритъ, въ м1ре Половцевъ, былъ впоследствш арх1епископомъ литов-скимъ (Примеч. автора).

На другой день Толстой со Страховымъ пошли въ скитъ къ о. Амвросш, видели собиравшихся къ хибарке (пристройке къ келье старца, выходившей за ворота скита; богомольцевъ-женщинъ въ скитъ не пускаютъ) и пробыли у старца тоже около часа. Говорилъ съ нимъ одинъ Л. Н., а Страховъ слушалъ и наблюдалъ.

О. Амвросш советовалъ Толстому говеть въ монастыре, т. е. исповедоваться и прюбщиться.

— Вы ведь давно не делали этого.

Толстой накануне самъ сказалъ это старцу. О. Амвросш сталъ объяснять значеше таинствъ въ жизни, напомнивъ слова Евангелiя объ искушешяхъ, постигающихъ человека, ищущаго веры и весьма настойчиво говорилъ о необходимости смиренья для христианина, а затемъ вдругъ, обратившись къ молчавшему Страхову, сказалъ: «Наша философiя не та, которой вы занимаетесь; мою переписку ведетъ о. Климентъ, онъ человекъ ученый, я васъ съ нимъ познакомлю». Позвалъ о. Климента, а самъ ушелъ къ народу въ хибарку3.

Советъ Амвроая говеть былъ принятъ Толстымъ, который сталъ ходить къ церковной службе, но прiехалъ нарочный изъ Ясной Поляны съ извеспемъ, что одинъ изъ его детей заболелъ, и онъ поспешно собрался домой, но за-шелъ однако предварительно къ о. Амвросш. Последнш говорилъ ему, что болезнь ребенка не серьезна и, вернувшись, онъ найдетъ его здоровымъ, а самого его ждетъ уныше и тоска, если онъ не будетъ говеть въ монастыре. Толстой обещалъ говеть въ деревне и уехалъ. Дома онъ действительно нашелъ ребенка почти совсемъ здоровымъ, а самъ впалъ въ уныше и тоску, постепенно возраставшiя. Дело доходило до того, что, когда онъ уходилъ въ лесъ, за нимъ посылали смотреть.

Все это я слышалъ отъ Страхова.

Прiехалъ я въ Оптину несколько дней спустя после ихъ отъезда; я интересовался знать, какое впечатлеше они вынесли и что делали въ монастыре.

О. Климентъ, котораго я давно зналъ и любилъ за его расположеше ко мне, — онъ былъ человекъ душевный и правдивый, — сообщилъ следующее: «Толстой и Страховъ были у насъ и посетили батюшку (т. е. о. Амвроая), первый былъ у него несколько разъ.

Старецъ съ прискорбiемъ смотритъ на его деятельность особенно въ будущемъ; сердце его ищетъ веры, а въ мысляхъ путаница; онъ слишкомъ полагается на свой умъ и большой рацюналистъ. Страховъ же книжникъ; книги его более всего интересуютъ. Онъ спрашивалъ меня объ Аеоне, его более всего занимаютъ тамошшя книгохранилища и древше списки Евангелiя.

3 О. Климентъ, магистръ московскаго университета, ученикъ Грановскаго, Кудрявцева, П. Леонтьева, знатокъ древнихъ языковъ. Сынъ немецкаго пастора въ Москве — въ м1ре Константинъ Карловичъ Зедергольмъ — принялъ православ1е и постригся въ монахи въ Оптине. Онъ былъ хорошо знакомъ съ Киреевскимъ, служилъ въ синоде и былъ на Аеоне (Примеч. автора).

Конечно, это имеетъ значеше для определешя времени составлешя книгъ Новаго Завета, но ведь духовная жизнь подвижниковъ Святой Горы пред-метъ достойный любознательности.

Толстому, кажется, особенно полюбился о. Пименъ, хотя онъ ему, по простоте, разъ сказалъ при постороннихъ: "Ахъ, Левушка, Левушка, много и красно ты толкуешь, да все пустое, лучше бы ты о душе своей подумалъ, ведь она у тебя одна4". Увидите батюшку, онъ вамъ скажетъ, что думаетъ о нашихъ гостяхъ».

О. Амвросш, когда я его спросилъ о Л. Н. Толстомъ, вздохнулъ и, задумавшись, сказалъ мне следующее: «мудреный онъ человекъ: сердце ищетъ Бога, а въ мысляхъ путаница и нев^е. Гордъ онъ очень, духовной гордостью. Много вреда онъ сделаетъ своимъ произвольнымъ и суемудрымъ толковашемъ Евангелiя, которое, по его мнешю, никто до него не понималъ, но на все воля Божiя».

Старецъ погрузился въ раздумье.

— Н. Н. Страховъ, — заметилъ я, — можетъ иметь на него доброе влiянiе. — Такъ я думалъ, основываясь на томъ, что Страховъ всегда гово-рилъ о религш съ уважешемъ.

— Ну, нетъ, — живо возразилъ о. Амвросш: — Страховъ человекъ закоснелый, нев"Ёр1е его глубже и крепче.

После этого зашелъ я къ Клименту и передалъ ему мой разговоръ. «Батюшка мне говорилъ то же самое, — ответилъ онъ. — Много бедъ пред-видитъ онъ отъ Толстого, который можетъ оказать большое влiянiе на умы, а Страхова считаетъ человекомъ отпетымъ, для котораго вера только поэзiя». По мнешю старца, Страховъ влiянiя на Толстого не имеетъ, скорее наоборотъ, это его справочная книга. О. Климентъ говорилъ о Толстомъ съ большимъ соболезновашемъ; произведешя его онъ читалъ и особенно хвалилъ повесть «Детство». Соблазны должны пршти, но горе человеку, который соблазняетъ малыхъ сихъ, а Толстой желаетъ учить народъ, хотя самъ страдаетъ духовной слепотой. Виновато то воспиташе, которое онъ получилъ и которое идетъ отъ западныхъ энциклопедистовъ.

Въ Петербурге, когда я увиделъ Н. Н. Страхова — я его засталъ одного — я, конечно, заговорилъ объ Оптине, передавъ ему то, что слышалъ. Страхова, видимо, поразилъ отзывъ о немъ старца, молча крутилъ онъ папиросу и, закуривъ, сталъ ходить, что у него было не въ привычке. «Да ведь, я, кажется, съ о. Амвроаемъ мало о чемъ и говорилъ, — сказалъ онъ наконецъ. — Черты его лица мне показались схожими съ бюстомъ Вольтера Гужона, хотя выражеше ихъ другое. Онъ советовалъ мне читать Исаака Сирина, духовнаго наставника монаховъ и великаго душеведца, по его словамъ, и подарилъ какую-то брошюрку, въ которой передаются

4 То же я слышалъ въ монастыре и отъ другихъ; сказалъ это, кажется, Пименъ за обедомъ у игумена (Примеч. автора).

разговоры Ермiя съ языческими философами — но это детская книжка, а серьезнаго разговора съ Амвроаемъ у меня не было.»

Н. Н. Страховъ умелъ обходить прямые разговоры о религш. Я съ нимъ часто виделся во второй половине 1880-хъ годовъ5, когда Страховъ, ездившш въ это время въ Константинополь и на Аеонскую гору, поместилъ въ «Рус-скомъ Вестнике» статью о своемъ путешествш.

Въ этой статье онъ тонко и мягко осмеиваетъ пароходную публику, удивлявшуюся, какъ онъ, писатель и человекъ науки, едетъ въ монастырь, «а монастыри, — улыбаясь, говорилъ Страховъ, — несомненно, кое-что значатъ въ духовной жизни народовъ. Это мнеше я вынесъ изъ моей поездки въ Оптину».

Л. Н. Толстой, котораго я виделъ въ Москве (я былъ у него въ Хамовни-ческомъ переулке после смерти Страхова въ самомъ конце 1890 годовъ), гово-рилъ, что его всегда удивляло, что Страховъ, человекъ научно-образованный, отличный стилистъ и безспорно умный человекъ, такъ мало оказывалъ влiянiя на русское общество, что, вероятно, происходило оттого, что онъ былъ равнодушенъ къ вопросамъ религш.

Действительно, какъ я убедился во время болезни Страхова (у него былъ ракъ въ полости ушей и на языке, ему делали операцш), онъ былъ человекъ неверующш, хотя думалъ, что релипя нужна для народа. Мягкш и кроткш, онъ сильно раздражился, когда я упомянулъ о священнике передъ операщей, и скончался безъ церковнаго напутствiя.

Г. Стахеевъ описываетъ довольно подробно посещеше Страховымъ и Толстымъ въ Оптине одного старца-схимника и при томъ въ легкомъ и шутливомъ тоне. Можно подумать, что речь идетъ о старце Амвросш, который будто бы тщеславился, что у него братъ генералъ; авторъ не на-зываетъ старца по имени. Но это не такъ. Описаше наружности старца (тусклый взглядъ и т. д.) и всей обстановки его быта говоритъ объ этомъ.

Можно думать, что это былъ старецъ-схимникъ, описанный Достоев-скимъ въ романе «Братья Карамазовы».

Вл. Соловьева въ Оптине я не виделъ такъ же, какъ и Д. И. Стахеевъ, предположешя котораго, какъ держали себя въ монастыре оба эти писатели, едва ли не ошибочны и во всякомъ случае гадательны.

По крайней мере Достоевскш самъ мне говорилъ, что многому научился въ монастыре и что старецъ Зосима и обычай старчества въ романе «Братья Карамазовы» взяты имъ изъ Оптиной.

— Когда я писалъ о. Зосиму, — прибавилъ онъ: — то имелъ въ виду Амвроая.

Изъ этого можно заключить, что Достоевскш въ Оптиной не поучалъ только и кое-чему учился.

5 Познакомился я со Страховымъ въ конце 1860 годовъ, когда онъ фактически былъ редакторомъ изд. Кашперовскимъ ежемесячнаго журнала «Заря» (Примеч. автора).

Вл. Соловьевъ во время беседъ съ оптинскими богословами, вероятно, не читалъ какую-нибудь книгу, какъ предполагаетъ Д. И. Стахеевъ6, а много говорилъ и спорилъ, и его назвали даже орломъ, хотя старецъ Амвросш не одобрялъ его взглядовъ на хриспанство, находя въ нихъ много произ-вольнаго.

К. Н. Леонтьева я много разъ виделъ въ Оптиной и могу положительно сказать, что въ Оптиной онъ держалъ себя не какъ учитель, да къ тому же онъ проживалъ въ монастыре въ качестве послушника. Надо знать монастырскш бытъ и правила въ такой строгой обители, какъ Оптина пустынь, чтобы писать о ней.

Л. Н. Толстой былъ несколько разъ въ Оптиной при жизни о. Амвроая и каждый разъ навещалъ старца.

Одинъ разъ онъ былъ въ монастыре въ крестьянской одежде съ своимъ конторщикомъ, который и описалъ эту поездку въ журнале «Неделя»7.

Другой разъ былъ съ семействомъ, посетилъ Леонтьева, много съ нимъ спорилъ объ Евангелш, беседовалъ наедине съ о. Амвроаемъ, выходя отъ котораго говорилъ, что онъ «растроганъ» — это мне разсказывали некоторые очевидцы.

По словамъ старца Амвроая (это подтверждаютъ бывшiе у него монахи и письмоводитель Е.), Л. Н. Толстой, входя къ нему въ келью, подошелъ подъ благословеше и поцеловалъ у него руку, но этого не сделалъ, уходя, потому что огорчился, когда старецъ посоветовалъ ему печатно отказаться отъ своихъ заблужденш.

Сестра Толстого, монахиня, въ настоящее время живетъ въ Шамордин-ской женской обители, въ 17 верстахъ отъ Оптиной, основанной о. Амвроаемъ; Толстой несколько разъ былъ у сестры, и она, конечно, могла бы сообщить многое объ отношешяхъ своего брата къ Оптиной.

Павелъ МатвЪевъ.

Текстологическая справка

Текст печатается по первой публикации: Матвеевъ П. Л. Н. Толстой и Н. Н. Страховъ въ Оптиной пустыни // Историческш Вестникъ. — 1907. — № 4. — С. 151—157.

ПРИМЕЧАНИЯ

* Исследование выполнено по гранту Министерства образования и науки России «Новые источниковедческие и текстологические исследования русской словесности XIX—

XX вв.» (№ 34.1126).

С. 79. ...напечатаны «Листки воспоминанш» Д. И. Стахтева, подъ заглавiемъ: «Группы и портреты». — Точное название публикации: Стахеевъ Д. Группы и портреты (Листочки воспоминанш) // Историческш Вестникъ. 1907. Т. 107. Январь. С. 81—94. Вошло

6 Онъ это предполагаетъ на томъ основанш, что Соловьевъ, человекъ разсеянный и страдавшш глухотой, во время разговоровъ у знакомыхъ часто углублялся въ чтеше попавшейся ему книги (Примеч. автора).

7 Т. е. въ прибавлешяхъ къ ней (Примеч. автора).

в кн.: Стахеев Дм. Благоприобретение: избр. соч. Елабуга, 1999. С. 135—139. Часть статьи (с. 84—88), касающаяся Ф. М. Достоевского и Вл. Соловьева, опубликована в кн.: Ф. М. Достоевский в забытых и неизвестных воспоминаниях современников / вступ. ст., под-гот. текста и примеч. С. В. Белова. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. С. 245—249, 309.

Дмитрий Иванович Стахеев (2 (14) февраля 1840, Елабуга, Вятской губ. — 16 марта 1918, Ялта, похоронен в Алуште). Из семьи богатых елабужских купцов-меценатов. Литератор, этнограф, бытописатель второй половины XIX века, автор ряда путевых очерков, романов, повестей, рассказов и стихотворений. В 1860—1865 годах успешно печатался в «Санкт-Петербургских Ведомостях», «Иркутских Губернских Ведомостях», «Русском Вестнике», «Русском Слове». На протяжении 18 лет (с конца 1874 года) Д. И. Стахеев с семьей снимал в Петербурге квартиру совместно с философом и критиком Н. Н. Страховым, в гостях у которого бывали Ф. М. Достоевский и И. С. Тургенев, А. Н. Майков и В. С. Соловьев, В. В. Розанов и К. Н. Леонтьев, Л. Н. Толстой и др. Воспоминания Ста-хеева о них под общим заглавием «Группы и портреты. (Листочки воспоминаний)» публиковались в пяти номерах журнала «Исторический Вестник» за 1907 год (№ 1. С. 81—94; № 2. С. 464—478; № 3. С. 846—854; № 7. С. 130—142; № 8. С. 424—437).

С. 79. ...и другихъ нашихъ писателей ~ побывавшихъ въ монастыри: вслидъ за ними. — Подробнее о пребывании писателей в Оптиной Пустыни и о феномене оптинского старчества см.: [12]; [13]; [14].

С. 79. Особенно близокъ былъ къ Оптиной пустыни известный И. В. Кирпевскт ~ чтете творенш отцовъ церкви. — Киреевский Иван Васильевич (1806—1856) — критик, философ, издатель, принадлежал к старинному белёвскому и козельскому дворянскому роду. Родился в Москве. Детские годы провел в селе Долбино вблизи Белёва. В 1824 году поступил на службу в Московский главный архив Иностранной коллегии. В 1830 году жил в Германии, где слушал лекции немецких профессоров. По возвращении в Москву в 1832 году издавал журнал «Европеец», запрещенный на втором номере. Под влиянием жены Натальи Петровны Арбеневой, младшего брата П. В. Киреевского и А. С. Хомякова обратился к Православию. С 1836 года большую часть времени проводил с семьей в Дол-бино, откуда часто ездил в Оптину. Духовное чадо прп. Макария Оптинского. Именно по инициативе и при постоянной и деятельной поддержке супругов Киреевских началась издательская деятельность Оптиной Пустыни по печатанию святоотеческих творений. В 1845 году под его редакцией вышли три книжки журнала «Москвитянин», в четвертой было напечатано «Житие молдавского старца Паисия Величковского». В 1856 году поехал в Петербург для свидания с сыном, заболел холерой и скончался 12 июня; похоронен в Оптиной Пустыни 25 июня 1856 года [22, 650]. Подробнее о связях И. В. Киреевского с Оптиной см.: [1, 117—119]; [21, 53—60].

С. 79. Н. В. Гоголь также ~ былъ въ Оптиной... — Первый приезд Н. В. Гоголя в Оптину Пустынь состоялся 17—19 июня 1850 года. Несмотря на свидетельство Агапита (Бело-видова), попавшее в некоторые издания, что в первый свой приезд Гоголь «ежедневно посещал старца [Макария] и подолгу с ним беседовал» [1, 196], знаменитого оптинского старца в это время в Оптиной не было [16, I, 182—187]. Второй раз Гоголь был в Оптиной проездом с юга в Москву 2—3 июня 1851 года, всего лишь сутки. Об этом посещении известно из дневниковой записи иеромонаха Евфимия (Трунова) от 2 июня 1851 года: «Пополудни прибыл проездом из Одессы в Петербург [на самом деле в Москву] известный писатель, Николай Васильевич Гоголь. С особенным чувством благоговения отслушал вечерню, панихиду на могиле своего духовного друга, монаха Порфирия Григорова, потом всенощное бдение в соборе. Утром в воскресенье 3-го числа он отстоял в скиту литургию и во время поздней обедни отправился в Калугу, поспешая по какому-то делу.

Гоголь оставил в памяти нашей обители примерный образец благочестия» [17, 125]; [5, 683]. В этот приезд Гоголь беседовал со старцем Макарием, и тот благословил его на написание книги по географии России для юношества (замысел не осуществился). В третий и последний раз Гоголь побывал в Оптиной Пустыни уже через три месяца, 23—25 сентября (по другим сведениям: 24—25 сентября) 1851 года, когда ехал из Москвы в Васильевку навестить мать и побывать на свадьбе сестры. Он завернул в Оптину, где в первый день имел беседу со старцем Макарием, на другой день, 25 сентября, обменялся с ним двумя записками, из которых видно, что он пребывал в нерешительности — ехать или не ехать ему на родину, после чего неожиданно для всех вернулся в Москву. Существует предание, что незадолго до смерти Гоголь «мечтал поселиться в Оптиной Пустыни» [16, I, 183—185]; [1, 340]; [5, 693—694]; см. также: [2]; [3]; [10].

С. 79. ...во второмъ томт «Записокъ о жизни Гоголя» П. Кулиша... — См.: [15, 235—236]. П. А. Кулиш (печатался под псевдонимом Николай М*) — историк, прозаик, поэт, драматург, литературный критик, этнограф, публицист. Он был одним из самых первых исследователей творчества Н. В. Гоголя и автором его первой биографии.

С. 79. ...въ письмахъ Гоголя, изданныхъ В. Шенрокомъ... — См.: Письма Н. В. Гоголя: [в 4 т.] / под ред. В. И. Шенрока. Томъ четвертый. СПб.: Типограф1я А. Ф. Маркса, [1901]. 540 с. В. И. Шенрок (1853—1910), биограф Н. В. Гоголя, был составителем второго полного собрания его писем, снабженного примечаниями.

С. 79. ...письмо Гоголя къ графу А. П. Толстому ~ о глубокомъ впечатлтши, произведен-номъ на него этимъ монастыремъ и скитскимъ богослужешемъ. — Имеется в виду письмо Гоголя графу А. П. Толстому от 10 июля 1850 года: «Я заезжал на дороге в Оптинскую Пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской горе не лучше. Благодать видимо там присутствует. Это слышится в самом наружном служении, хотя и не можем объяснить себе, почему. Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живет: их лица сказывали сами всё <.> За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участья к человеку больше. Вы постарайтесь побывать в этой обители.» (цит. по: [3]).

С. 79. ...монастыри имтютъ благое влiянiе на нравы окрестнаго крестьянскаго населетя. — П. А. Кулиш (со слов М. А. Максимовича) сообщает: «На дороге (в Оптину Пустынь из Козельска. — Т. П.) встретили они [Гоголь и Максимович] девочку, съ мисочкой земляники, и хотели купить у нея землянику; но девочка, видя, что они люди дорожные, не захотела взять отъ нихъ денегъ и отдала имъ свои ягоды даромъ, отговариваясь темъ, что "какъ можно брать съ страннихъ людей деньги?"

— Пустынь эта распространяетъ благочестае въ народе, заметилъ Гоголь, умиленный этимъ, конечно редкимъ, явлешемъ. — И я не разъ замечалъ подобное вл1яше такихъ обителей» [15, 235]; [5, 666]; [9, 88—89].

С. 79. Бывалъ въ Оптиной и поэтъА. К. Толстой. — В июле 1850 года вместе с сенатором князем Давыдовым. В Летописи Скита Оптиной Пустыни об этом сохранилось упоминание: «Находящшся при Сенаторе Чиновникъ изъ Собствен<ной> Канцелярш Его Импер<аторскаго> Величества, Графъ Алексей Константин<овичъ> Толстой съ 17го по 21е ч<исло> въ три дня посещалъ Обитель и Скитъ сей, каждый разъ приходилъ и возвращался въ Козельскъ пешш. Когда О. Игуменъ Моусей предлагалъ ему лошадей до Козельска, то Графъ сказалъ, что имеетъ обещаше въ Оптину ходить пешш» (НИОР РГБ. Ф. 214. Опт. 360. Л. 178 об.—179; [16, I, 185—186]; [17, 92]). Алексей Константинович Толстой (1817 — 28 августа 1875), поэт и драматург, был командирован в то время для участия

в сенаторской ревизии Калужской губернии, проходившей в апреле—ноябре 1850 года. Расстояние от Оптиной Пустыни до Козельска — около 5,5 км. Заезжавший месяцем ранее в Оптину Пустынь Гоголь встретился с А. К. Толстым в Калуге 16 июня на обеде у А. О. Смирновой, супруги калужского губернатора, давней приятельницы Гоголя [15, 232]; [5, 665].

С. 79. ...извистно болие или мение и Л. Н. Толстому... — Оптина Пустынь занимала особое место в жизни Л. Н. Толстого. С ней были связаны отроческие воспоминания о похоронах его родной тетушки и опекунши Александры Ильинишны Остен-Сакен (скончалась и погребена в Оптиной Пустыни 30 августа 1841 года; первое посещение Л. Толстым монастыря предположительно относят к этому времени). В Оптину к старцам много раз приезжала другая сестра отца — П. И. Юшкова, а также любимая «тетенька» Т. А. Ергольская, названная Толстым «третьим и самым важным» лицом в смысле влияния на его жизнь. В оптинском некрополе рядом с могилой А. И. Остен-Сакен похоронена Е. А. Толстая, урожденная Ергольская, свекровь сестры Толстого. Монахом Оптиной Пустыни во время поездок туда Толстого был Б. В. Шидловский, двоюродный брат С. А. Толстой [19, 206].

С. 80. ...въ гостиници у о. Оеоктиста... — В формулярных списках монахов Оптиной Пустыни о нем сообщается: Федот Васильев Есипов. Родился ок. 1809 года. Из тульских мещан. В мае 1838 года поступил в Оптину Пустынь. 31 мая 1839 года определен указом в число ее братства. Рясофором накрыт по указу от 6 апреля 1840 года. 23 июля 1850 года пострижен в монашество со сменой имени (Феоктист) (в Летописи Скита Оптиной Пустыни отмечено: «1850 года. 1юля. Числа 23. Воскресеше. По Литургш въ Скитской Церкви, Брат1я Скитскш отправились въ Обитель къ поздней Литургш, где произходило пострижете въ Манлю Р<ясофорнаго> Послушника веодота Васил<ьева> Есипова (изъ Тульскихъ мещанъ), имя ему наречено веоктистъ. Литурпю совершалъ, и постригалъ О. Игуменъ Моусей соборно». От пострижения предан старцу о. Макарию (Иванову), возвратившемуся в тот же день из путешествия в Киев. — НИОР РГБ. Ф. 214. Опт. 360. Л. 180). Исполнял в монастыре должности: сначала погребного, с 1842 года — также огородника; в мае—сентябре 1846 года со скитским монахом Иоанникием был отправлен за сбором в Саратов и Астрахань, с 1847 года был «в разных посылках», с 1854 года — смотрителем гостиницы. В графе «какого поведения» в Ведомости было отмечено: «Къ церкви усерденъ, къ чтешю способенъ, а къ пешю недостаточенъ» (см.: Ведомость Козельской Введенской Оптиной Пустыни и при оной Предтечевскаго Скита, о Настоятеле, монаше-ствующихъ и послушникахъ за 1838—1860 гг. // НИОР РГБ. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 1. Л. 358 об.— 359, 368 об.—369, 384 об.—385, 399 об.—400, 417 об.—418, 431 об.—432, 448 об.—449, 462 об.—463, 478 об.—479, 496 об.—497, 512 об.—513, 529 об.—530, 547 об.—548, 572 об.—573, 588 об.—589, 608 об.—609, 632 об.—633, 652 об.—653, 672 об.—673, 694 об.—695, 718 об.—719, 744 об.—745, 770 об.—771; [16, I, 187]).

С. 80. ...настоятелю, которымъ въ то время былъ игуменъ Исаакт. — Исаакий (Анти-монов) — схиархимандрит, настоятель Оптиной Пустыни (31 мая 1810 — 22 августа 1894), в миру Иван Иванович Антимонов. О его поступлении в 1847 году к старцу Макарию в Летописи Скита Оптиной Пустыни рассказано так: «Маiя. 4. Прибылъ въ Скитъ на жительство Курскш Купеческш сынъ Иванъ Ивановичь Антимоновъ — родной братъ жившаго въ Скиту съ 1831 года Михаила Иван<овича>, которой ныне въ Юевопечерской Лавре 1еромонахъ Мелетш Келаремъ; /прiехалъ съ Украйны тайно отъ отца, за что онъ и родные его имели на него большое неудовольсгае/» (НИОР РГБ. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 1. Л. 90). Нес послушания на пасеке, в хлебопекарне, в поварне, был клиросным; обладал

необычайной физической силой и хорошим голосом. С 15 мая по 23 июля 1850 года сопровождал начальника Скита старца Макария (Иванова) в поездке в Киев. 4 сентября 1854 года пострижен в мантию архимандритом Моисеем (Путиловым) со сменой имени (Исаакий). 19 июня 1855 года рукоположен во иеродиакона, 8 июня 1858 года — во иеромонаха. 19 июля 1862 года назначен настоятелем, управлял обителью 32 года. 8 октября 1864 года возведен в сан игумена. При о. Исаакии были уплачены большие долги обители, достроен храм во имя Всех святых на новом кладбище, украшены внутри Введенский и Казанский соборы, выстроена больница с церковью во имя св. Илариона Великого. Всецело подчинил свою волю старческому руководству отцов Макария (Иванова) и Амвросия (Гренкова). 6 апреля 1885 года возведен в сан архимандрита (ему предлагали это в 1870-е годы, но он по смирению отказался). Последние годы его настоятельства омрачены тяжкими скорбями, связанными с отъездом в Шамордино старца Амвросия, болезнью и мнением епархиального начальства, что он не способен по старости управлять обителью. В 1890 году келейно пострижен в схиму. Почил 22 августа 1894 года, погребен в Казанском соборе Оптиной Пустыни [1, 357—358]; [22, 572].

С. 80. .у архимандрита Ювеналiя, жившаго въ пустыни на покот... — Ювеналий (По-ловцов), архиепископ (21 октября 1826 — 12 апреля 1904). В миру Иван Андреевич По-ловцов, из дворян Псковской губернии, состоял на военной службе, после тяжелой болезни вышел в отставку в чине подпоручика артиллерии. 15 марта 1847 года поступил послушником в Предтеченский Скит Оптиной Пустыни. 29 апреля 1855 года пострижен в монашество, в 1856 году 8 ноября рукоположен в иеродиакона, 11 июля 1857 года — во иеромонаха. С 22 октября 1857 года по октябрь 1861 года находился вместе с иеромонахом Леонидом (Кавелиным) в Иерусалимской духовной миссии. 10 октября 1861 года назначен настоятелем Глинской Рождество-Богородицкой Пустыни (Курской губернии) с возведением в сан игумена. 8 мая 1862 года перемещен на должность настоятеля Коренной Рож-дество-Богородицкой Пустыни (Курской губернии) с возведением (15 августа) в сан архимандрита. 21 декабря 1867 года переведен наместником в Александро-Невскую Лавру. 26 июня 1871 года уволен по болезни на покой в Оптину Пустынь, где занимался литературными трудами. 21 мая 1884 года назначен наместником Киево-Печерской Лавры, в 1890 году получил также должность благочинного монастырей Киева и Киевского уезда. 25 октября 1892 года хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. С 3 сентября 1893 года возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Литовским и Виленским. С 1899 года — почетный член Казанской духовной академии. Скончался в Литве в городе Вильно и погребен в Свято-Духовом монастыре. В Оптиной Пустыни подвизался под руководством старца Макария (Иванова), будучи у него в беспрекословном послушании. Главным занятием его была подготовка к печати святоотеческой литературы; перевел с новогреческого на русский язык книгу прп. Дама-скина. В совершенстве владел языками французским, немецким и английским, а приняв монашество, изучил греческий, латинский и сирийский. Был связан узами тесной духовной дружбы с о. Леонидом (Кавелиным), игуменом Исаакием (Антимоновым), имел особое расположение к старцу Агапиту (Беловидову). Во время его управления в Вильно был сооружен величественный Знаменский собор, выстроены и отремонтированы многие другие храмы. Составил «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной Пустыни архимандрита Моисея» [1, 398—399]; [9, 368].

С. 80. ...познакомился съ о. Пименомъ... — Пимен (Пащенко), иеросхимонах Оптиной Пустыни (1803 — 1 сентября 1881). В миру Петр Яковлевич Пащенко (вариант: Пащенков). В Оптину Пустынь вступил в октябре 1835 года. В монашество пострижен 27 ноября

1843 года со сменой имени (Пимен). Указом от 11 июля 1858 года определен помощником иеромонаху Пафнутию в духовничестве. 7 сентября 1869 года награжден набедренником. Заболел 26 августа 1881 года, пострижен в схиму 30 августа, почил 1 сентября, погребен 3 сентября на монастырском кладбище. В течение долгого времени (с 1873 года) был духовником братии и приобрел всеобщую народную любовь (НИОР РГБ. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 1. Л. 339 об.—340, 358 об.—359, 374 об.—375, 385 об.—386, 401 об.—402, 417 об.—418, 430 об.— 431, 446 об.—447, 460 об.—461, 477 об.—478, 494 об.—495, 509 об.—510, 527 об.—528, 545 об.—546, 571 об.—572, 587 об.—588, 607 об.—608, 631 об.—632, 651 об.—652, 670 об.—671, 692 об.—693, 716 об.—717, 741 об.—742, 767 об.—768; [16, I, 87, 402, 485, 616, II, 118—119]; [1, 383]; [22, 620]; [18, 277]; [8, 256]).

С. 81. ...мою переписку ведетъ о. Климентъ... — Климент (Зедергольм) (1830 — 10 апреля 1878), иеромонах Оптиной Пустыни. В миру Константин Карлович Зедергольм, сын лютеранского пастора, происходившего из Финляндии, окончил Московский университет. Испытал влияние Н. В. Гоголя и графа А. П. Толстого. 13 августа 1853 года присоединен к православию в Скиту Оптиной Пустыни [16, I, 282—283]. 9 сентября 1863 года вступил в братство Оптиной Пустыни. В Скиту находился в беспрекословном послушании у старца Амвросия, был его письмоводителем; состоял в духовной дружбе с Т. И. Филипповым и К. Н. Леонтьевым. Перевел и подготовил к изданию труды: прпп. Симеона Нового Богослова, Аввы Дорофея, Иоанна Дамаскина, Феодора Студита и Иоанна Ле-ствичника, составил жизнеописания Оптинских старцев Льва (Наголкина) и Антония (Путилова). См. о нем также в кн.: Православный немецъ Оптинскш iеромонахъ Отецъ Климентъ (Зедергольмъ). Сочинеше К. Леонтьева. Варшава, 1880 (2 изд. — М., 1882). 76 с.

С. 82. .. .совптовалъ мнп читать Исаака Сирина... — «Святаго Отца нашего Исаака Сирина, Епископа бывшаго Ниневшскаго, слова духовно-подвижничесюя, переведенныя съ греческаго Старцемъ Пауаемъ Величковскимъ» (Издаше Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Москва: Въ Университетской Типографш, 1854) — «драгоценнейшее из всех изданий Оптиной Пустыни». Сличение славянского перевода с греческим оригиналом и подготовку текста начали в монастыре 21 октября 1852 года, при непосредственном участии и надзоре старца Макария, а «уже в марте месяце 1854 года» рукопись была напечатана «на славянском наречии гражданскими буквами с подстрочными примечаниями и алфавитным в конце книги указателем, которым прилежно занимался сам старец Макарий» [1, 120]; [16, I, 238, 317—318].

С. 82. ...какую-то брошюрку, въ которой передаются разговоры EpMiH съ языческими философами... — Ермий — христианский апологет, автор сочинения «Осмеяние языческих философов» (ÄiaaupYÖc; twv e^w ф|Аоа6фшу), написанного ок. 200 года. Ко времени поездки Страхова и Толстого в Оптину Пустынь сочинение Ермия в русском переводе было издано отдельной брошюрой (Ермш, философъ. [Осмеяше языческихъ философовъ]. Въ рус. переводе / вступ. ст. И. Н. Казань: Тип. Губ. правл., 1861. 30 с.).

С. 83. ...Страховъ, пздившш въ это время въ Константинополь и на Авонскую гору, помпстилъ въ «Русскомъ Впстникп» статью о своемъ путешествш. — [Страховъ Н.] Воспоминаше о поездке на Аеонъ // Русскш Вестникъ. 1889. № 10. С. 120—144; То же [Электронный ресурс] // ХРОНОС: всемирная история в Интернете / ред. В. Румянцев. М., 2000—2010. URL: http://www.hrono.ru/statii/2005/strahov_afon.html (10.03.2016).

С. 83. .изд. Кашперовскимъ ежемпсячнаго журнала «Заря». — Редактором-издателем ежемесячного литературного и политического журнала «Заря», издававшегося в Санкт-Петербурге с января 1869 по февраль 1872 года, был Василий Владимирович Кашпирёв (1836 — 4 декабря 1875).

С. 83. ...Достоевстй въ Оптиной... — Подробнее о пребывании Ф. М. Достоевского в Оптиной см.: [4].

С. 84. К. Н. Леонтьева... — Константин Николаевич Леонтьев (13 января 1831 — 12 ноября 1891) — медик, дипломат, религиозный мыслитель, писатель, публицист, литературный критик. В августе 1874 года совершил первую поездку в Оптину Пустынь, где познакомился со старцем Амвросием и иеромонахом Климентом (Зедергольмом). С 1887 года жил около Оптиной Пустыни. 3 августа 1891 года в Предтеченском Скиту Оптиной Пустыни принял тайный постриг с именем Климент, после чего по совету Амвросия переехал в Сергиев Посад, где вскоре скончался от воспаления легких [16, II, 17, 185—186]. Подробнее о связях К. Леонтьева с Оптиной см.: [25].

С. 84. Л. Н. Толстой былъ нисколько разъ въ Оптиной. — Первое посещение обители графом Л. Н. Толстым состоялось 25—27 июля 1877 года [6, 439—442]; [24. Т. 83, 238—240]. По этому поводу в одном из черновых писем иеромонаха Климента (Зедергольма) есть заметка: «Письмо прервано посещением неожиданных гостей: Л. Н. Толстым и Н. Н. Страховым» [16, II, 74] (день посещения указан ошибочно: «22 июля»; та же ошибка повторяется в Летописи жизни и творчества Л. Н. Толстого: [6, 27]). Намерение посетить монастырь возникло задолго до поездки — об этом свидетельствуют письма Л. Н. Толстого к А. А. Фету (от 20 ноября 1870 года), Н. Н. Страхову (от 5 мая 1875 года, 31 июля и 12 ноября 1876 года, 23—24 марта, 21—22 апреля и 10 июля 1877 года) и А. А. Толстой (от 5—9 февраля 1877 года) [24. Т. 62, 184, 282, 291, 311, 316, 323, 333], а также письмо Страхова к Л. Н. Толстому (от 4 ноября 1876 года) [23, 93]. При жизни старца Амвросия (1812 — 10 (23) октября 1891) Толстой посещал Оптину Пустынь еще дважды: в 1881 и 1890 годах [24. Т. 49, 138—147]; [7]; [19].

С. 84. Одинъ разъ онъ былъ въ монастыри въ крестьянской одежди съ своимъ контор-щикомъ... — 10 июня 1881 года Толстой отправился в монастырь пешком из Ясной Поляны. Сопровождали его яснополянский учитель Д. Ф. Виноградов и слуга Толстых С. П. Арбузов, написавший впоследствии интересные, хотя и не всегда достоверные воспоминания об этом путешествии (воспоминания эти, о которых ниже упоминает П. Матвеев, были изданы в 1904 году в Москве под названием «Граф Л. Н. Толстой. Воспоминания С. П. Арбузова, бывшего слуги гр. Л. Н. Толстого»). В Оптину путешественники пришли 14 июня к вечерней трапезе, а 16 июня после обеда отправились обратно через Калугу [7, 40—46]; [24. Т. 49, 138—143].

С. 84. Другой разъ былъ съ семействомъ, поситилъ Леонтьева, много съ нимъ спорилъ объ Евангелш, бесидовалъ наедини съ о. Амвроаемъ... — Выехав 25 февраля 1890 года из дома для свидания с сестрой Марией Николаевной, Л. Толстой с дочерьми Татьяной и Марией и племянницей Верой Александровной Кузминской приехали в Оптину и пробыли там два дня — 27 и 28 февраля [19, 206—207]. Летописец Оптиной сообщает: «Последняя беседа Амвросия с писателем относится к 1890 году: она длилась около часа и буквально довела старца до изнеможения. Передавая Леонтьеву подробности встречи, Амвросий добавил, почти с грустью: "Горд очень"» [12, 74]; [16, II, 155—157]. О посещении Толстым К. Н. Леонтьева см.: Летопись жизни и творчества писателя и дневник [19, 206—207]; [24. Т. 51, 23—24], а также сб. «Памяти Константина Николаевича Леонтьева» (СПб., 1911. С. 135).

С. 84. . и письмоводитель Е. — Послушник Оптиной Пустыни и письмоводитель Амвросия (Гренкова) Ераст Кузьмич Вытропский (ок. 1829 — 17/30 июля 1913), в рясофоре — Ераст, в мантии — Еразм. В Оптину Пустынь вступил в 1886 году. Проходил послушание письмоводителя, был заведующим оптинской канцелярией, правой рукой отца

архимандрита Ксенофонта и, как сказано в Летописи Скита, «своим знанием гражданских законов оказывал обители большую услугу». Один из главных официальных историков и агиографов Оптиной конца XIX — начала XX века. Им написаны пространное «Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева Скита (Калужской губернии), вновь составленное» (1902), краткая «История Козельской Введенской Оптиной Пустыни» (1906) и «Краткое сказание о жизни Оптинского старца иеросхимонаха о. Амвросия: с приложением избранных поучений его» (1893) [18, 276—277]; [16, II, 471—472]; [9, 20]. Его рассказ о последнем посещении графом Л. Н. Толстым старца Амвросия см. в Летописи Скита: [16, II, 156].

С. 84. Сестра Толстого, монахиня... — Мария Николаевна Толстая (1 или 7 марта 1830 — 6 апреля 1912), графиня, единственная родная сестра Л. Н. Толстого. В Шамординской обители прожила 21 год. Посетив в 1889 году Оптину Пустынь и познакомившись со старцем Амвросием, она по его благословению ушла в монастырь, в 1891 году приняла постриг. В монастыре, помимо молитв, каждодневно занималась физическим трудом, благотворительностью, посещала больных и убогих в богадельнях, участвовала в воспитании сирот из местного приюта; обладая прекрасным музыкальным вкусом, помогала регенту монастырского хора. Толстой часто навещал здесь сестру: в Шамордине в первой половине августа 1896 года писался «Хаджи-Мурат» (тогда же писатель с женой побывал еще раз и в Оптиной Пустыни, навестив там могилы своей тетки А. И. Остен-Сакен и Е. А. Толстой, сестры Т. А. Ергольской [20, 214]); именно сюда, к сестре, поехал Лев Николаевич после своего ухода из дома 28 октября 1910 года. Умерла Мария Николаевна 6 апреля 1912 года, за день до смерти приняв схиму [24. Т. 46, 348].

С. 84. ...въ Шамординской женской обители... — Шамординская Казанская женская община (с 1901 года получила статус монастыря и стала называться Амвросиевской) была основана в 1884 году по инициативе старца Амвросия и во многом обязана ему своим существованием. Он часто посещал общину, занимаясь административными, хозяйственными делами, духовным руководством сестер. В 1890 году настал критический момент, когда средств на многочисленные начатые постройки почти не было. Старец Амвросий принял решение на время переехать в Шамординскую общину. Потом он не смог вернуться в Оптину Пустынь из-за болезни и провел в общине последний год своей жизни. Ситуация была необычной: старец по своей воле переехал в другую обитель, причем женскую, и остался там на длительный срок. Такое положение смущало оптинскую братию, недовольны были настоятель архимандрит Исаакий (Антимонов) и особенно недавно назначенный Калужский епископ Виталий (Иосифов). Известно, что последний требовал возвращения отца Амвросия в Оптину Пустынь и собирался сам приехать в Шамордино и забрать старца. Позже он выехал из Калуги с намерением посетить Шамординскую общину, но успел лишь к похоронам отца Амвросия [9, 56—57]; см. также об основании Шамординской обители: [11]; [21, 88—106].

Подготовка текста Е. Н. Вяль, примечания Т. В. Панюковой

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. [Агапит (Беловидов), архимандрит]. Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария. — Москва : Отчий дом, 1997. — 416 с.

2. Воропаев, В. А. Духом схимник сокрушенный. : жизнь и творчество Н. В. Гоголя в свете православия / В. А. Воропаев. — Москва : Московский рабочий, 1994. — 159 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Воропаев, В. А. «Благодать видимо там присутствует» : Оптина Пустынь в судьбе Н. В. Гоголя / В. А. Воропаев // Вестник славянских культур. — 2016. — № 2 (40) (в печати).

4. Геннадий (Беловолов), свящ. Оптинские предания о Достоевском / Геннадий (Бело-волов) // Достоевский. Материалы и исследования. — Вып. 14. — Санкт-Петербург : Наука, 1997. — С. 301—312; То же : Русская линия [Электронный ресурс]. — URL : http:// ruskline.ru/analitika/2011/03/02/optinskie_predaniya_o_dostoevskom (10.03.2016).

5. Гоголь, Н. В. Полное собрание сочинений и писем : в 17 т. / Н. В. Гоголь / под ред. В. А. Воропаева. — Т. 16 : Летопись жизни и творчества Н. В. Гоголя. — Москва ; Киев : Изд-во Московской Патриархии, 2010. — 814 с.

6. Гусев, Н. Н. Лев Николаевич Толстой : материалы к биографии с 1870 по 1881 год [Электронный ресурс] / Н. Н. Гусев / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького ; отв. ред. А. И. Шифман. — Москва : Изд-во АН СССР, 1963. — 695 с. — URL : http:// feb-web.ru/feb/tolstoy/chronics/g63/g63.htm (10.03.2016).

7. Гусев, Н. Н. Лев Николаевич Толстой : материалы к биографии с 1881 по 1885 год [Электронный ресурс] / Н. Н. Гусев / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького ; отв. ред. Л. Д. Опульская, А. И. Шифман. — Москва : Наука, 1970. — 560 с. — URL : http://feb-web.ru/feb/tolstoy/chronics/g70/g70.htm (10.03.2016).

8. Жизнеописания почивших скитян. (Скитское кладбище в Оптиной Пустыни). — Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2010. — 272 с.

9. Запальский, Г. М. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825—1917 годах / Г. М. За-пальский. — Москва : Рукописные памятники Древней Руси, 2009. — 416 с.

10. Иосиф (Литовкин), иеросхимонах. Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский и К. Леонтьев пред старцами Оптиной Пустыни / Иосиф (Литовкин) // Душеполезное чтение. — 1898. — Ч. 1. — С. 157—162; То же : Отд. оттиск. Москва, 1898; Шамордино, 1911.

11. Казанская Амвросиевская женская Пустынь, и ее основатель Оптинский Старец Иеросхимонах Амвросий. — Казанская Свято-Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь, 2010. — 52 с.

12. Котельников, В. А. Оптина пустынь и русская литература / В. А. Котельников // Русская литература. — 1989. — № 1. — С. 61—86.

13. Котельников, В. А. Оптина пустынь и русская литература (статья вторая) / В. А. Котельников // Русская литература. — 1989. — № 3. — С. 3—31.

14. Котельников, В. А. Оптина пустынь и русская литература (статья третья) / В. А. Котельников // Русская литература. — 1989. — № 4. — С. 3—27.

15. [Кулишъ, П]. Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленныя изъ воспоминанш его друзей и знакомыхъ и изъ его собственныхъ писемъ : въ двухъ томахъ. Съ портретомъ Н. В. Гоголя. — С.-Петербургъ : Въ типографш Юлiуса Штау-фа, 1856. — Т. 2. — 312 с.

16. Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни : в 2 т. — Москва, 2008. — Т. I. — 704 с. ; Т. II. — 672 с.

17. Нилусъ, Сергей. Святыня подъ спудомъ. Тайны православного монашеского духа / С. А. Нилус. — Москва ; Санкт-Петербург : Лествица ; Диоптра, 2000. — 352 с.

18. Оптинский патерик / сост. мон. Иулиания (Самсонова). — Саратов : Изд-во Саратовской епархии, 2006. — 552 с.

19. Опульская, Л. Д. Лев Николаевич Толстой : материалы к биографии с 1886 по 1892 год [Электронный ресурс] / Л. Д. Опульская / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горь-

кого ; отв. ред. К. Н. Ломунов. — Москва : Наука, 1979. — 287 с. — URL : http://feb-web.ru/ feb/tolstoy/chronics/opu/opu.htm (10.03.2016).

20. Опульская, Л. Д. Лев Николаевич Толстой : материалы к биографии с 1892 по 1899 год [Электронный ресурс] / Л. Д. Опульская / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — Москва : Наука, 1998. — 408 с. — URL : http://feb-web.ru/feb/tolstoy/chronics/ o98/o98.htm (10.03.2016).

21. Сергий (Четвериков), протоиерей. Оптина Пустынь / Сергий (Четвериков). — Изд. 2, доп. — Paris : YMCA-PRESS, 1988. — 252 с.

22. Собрание писем преподобного Макария Оптинского к монахам : в 2 т. / вступ. ст. С. О. Захарченко. — Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2014. — Т. 1 : А-В. — 914 с.

23. [Толстовский музей.] Т. II : переписка Л. Н. Толстого съ Н. Н. Страховымъ / предисл. и примеч. Б. Л. Модзалевскаго. — Издаше Общества Толстовскаго Музея. — Санктъ-Петербургъ, 1914. — 478 с.

24. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений : в 90 т. / Л. Н. Толстой. — Москва : Художественная литература, 1928—1958.

25. Фетисенко, О. Л. Нескончаемый спор : Леонтьев и Достоевский. За чтением Аввы До-рофея / О. Л. Фетисенко // «Гептастилисты» : Константин Леонтьев, его собеседники и ученики : (Идеи русского консерватизма в литературно-художественных и публицистических практиках второй половины XIX — первой четверти XX века) / О. Л. Фетисенко. — Санкт-Петербург : Пушкинский Дом, 2012. — С. 264—280.

© Т. В. Панюкова, 2016

Дата поступления в редакцию: 30.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.