DOI 10.153937n0.art2016.2601
Ирина Святославовна Андрианова
кандидат филологических наук, заведующая Web-лабораторией филологического факультета Петрозаводского государственного университета (Петрозаводск, Российская Федерация) [email protected]
ИЗ НЕИЗВЕСТНЫХ МЕМУАРОВ. АННА ДОСТОЕВСКАЯ О СТАРЦЕ АМВРОСИИ (по рассказам Ф. М. Достоевского и Ф. Н. Орнатского)*
Аннотация. Посещение Достоевским Оптиной Пустыни в 1878 году стало одним из главных событий его духовной жизни. О содержательной стороне этой поездки писателя — его встрече со старцем Амвросием — известно в основном благодаря записям
A. Г. Достоевской (в беловом автографе ее воспоминаний и примечании к «Братьям Карамазовым», сделанном на полях издания). В настоящей статье рассматривается не опубликованное до сих пор свидетельство о пребывании Достоевского в Оптиной Пустыни — запись «О старце Амвросии», занесенная вдовой в начале 1900-х годов в адресную книгу подписчиков на сочинения писателя. Эта запись состоит из двух частей. В первой из них, наиболее ценной в качестве источника темы «Достоевский и Оптина Пустынь», идет речь о поездке писателя, беседе его со старцем Амвросием о смерти сына Алёши и о наставлении скорбящего отца. Это наставление, данное старцем Амвросием Достоевскому, является духовным поучением всем родителям, потерявшим детей в младенческом возрасте. Во второй части рассказано предание о «непочтительном» сыне, нарушившем пятую заповедь Закона Божия «Чти отца и матерь твою...», и прозорливости Амвросия Оптинского, услышанное Анной Григорьевной от священника Философа Николаевича Орнатского. Это еще одно народное свидетельство о знаменитом утешителе и прозорливце. В Приложении 1 к статье — запись А. Г. Достоевской «О Старце Амвросии»; в Приложении 2 — комментарий А. Г. Достоевской к письмам Ф. Н. Орнатского к ней об их знакомстве и встречах, о его выступлениях в дни годовщин смерти Ф. М. Достоевского. В примечаниях к Приложениям приводятся краткие биографические сведения о родственниках и знакомых Достоевских: М. М. Бобрищевой-Пушкиной, семьях Лепер, Карбасниковых, Савостьяновых.
Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, А. Г. Достоевская, Амвросий Оптинский, Ф. Н. Орнатский, М. М. Бобрищева-Пушкина, Оптина Пустынь, О. П. Лепер, В. А. Савостьянова, Н. П. Карбасников, воспоминания, записные книги
Оптина Пустынь имела огромное значение в русской культуре XIX — начала XX веков. Несмотря на то, что до 1917 года в Российской империи насчитывалось более 1 000 монастырей, около 100 тысяч храмов, «все духовные пути России», как отметил В. Н. Лосский, проходили через Оптину Пустынь [5]. Обитель прославило старчество — особый древний тип монашества и монастырской жизни. На духовные беседы к старцам, наравне с людьми из простого народа, приезжали И. В. Киреевский, Н. В. Гоголь,
B. А. Жуковский, И. С. и К. С. Аксаковы, Ф. И. Тютчев, Л. Н. Толстой и другие писатели и поэты, государственные и общественные деятели.
Ф. М. Достоевский был в Оптиной Пустыни три дня в июне 1878 года. Этой поездке способствовали две причины: его тяжелое потрясение после смерти 3-летнего сына Алёши (16 мая 1878 года)1 и интерес писателя к оп-тинскому старцу Амвросию, почитаемому за праведничество и прозорливость. Посещение Оптиной Пустыни стало «одним из важнейших событий духовной жизни» Достоевского, оно во многом определило «творческие идеи и характер романа "Братья Карамазовы"» [2].
К теме «Достоевский и Оптина Пустынь» обращались все авторы биографических очерков жизни Достоевского. Обзор свидетельств о пребывании Достоевского в Оптиной Пустыни, на которые опирались биографы писателя, произвел свящ. Геннадий (Беловолов). Он выделил три основных источника: письмо Достоевского к жене от 29 июня 1878 года, в котором писатель приводит «подробный хронометраж поездки», но «никак не раскрывает ее содержательную сторону»; воспоминания А. Г. Достоевской и ее примечание на полях издания сочинений Достоевского 1906 года, — а также привел оптинские предания о поездке писателя [2].
О содержательной стороне поездки в Оптину Пустынь — встрече Достоевского со старцем Амвросием — известно в основном благодаря записям А. Г. Достоевской. В воспоминаниях она ограничивается скупым описанием общего впечатления писателя о старце Амвросии и кратко касается одной из тем их разговора:
Вернулся Федор Михайлович из Оптиной Пустыни как бы умиротворенный и значительно успокоившийся и много рассказывал мне про обычаи Пустыни, где ему привелось пробыть двое суток. С тогдашним знаменитым "старцем" о. Амвросием Федор Михайлович виделся три раза: раз в толпе, при народе, и два раза наедине, и вынес из его бесед глубокое и проникновенное впечатление. Когда Федор Михайлович рассказал "старцу" о постигшем нас несчастии и моем слишком бурно проявившемся горе, то старец спросил его: верующая ли я, и когда Федор Михайлович отвечал утвердительно, то просил его передать мне его благословение, а также те слова, которые потом в романе старец Зосима сказал опечаленной матери (Пропуск в рукописи. Должно быть: «А младенчика твоего помяну за упокой. <.. .> Помяну, мать, помяну и печаль твою на молитве вспомяну и супруга твоего за здравие помяну»). Из рассказов Федора Михайловича видно было, каким глубоким сердцеведцем и провидцем был этот всеми уважаемый "старец"»2.
1 В воспоминаниях А. Г. Достоевской строки о страданиях Достоевского после смерти детей (Алёши, а до этого Сони) — одни из самых тяжелых: «Федор Михайлович пошел провожать доктора, вернулся страшно бледный и стал на колени у дивана, на который мы переложили малютку <.> Федор Михайлович поцеловал младенца, три раза его перекрестил и навзрыд заплакал» (Достоевская А. Г. Воспоминания. 1846—1917. М., 2015. С. 373).
2 Достоевская А. Г. Воспоминания. 1846—1917. М., 2015. С. 375.
В примечании, сделанном на полях главы «Верующие бабы» романа «Братья Карамазовы», Анна Григорьевна приводит несколько слов, произнесенных старцем Амвросием, которые Достоевский вложил в уста своего героя Зосимы:
...Феодор Михайлович <...> беседовал со старцем Амвросием и рассказал ему о том, как мы горюем и плачем по недавно умершему нашему мальчику <...> Старец Амвросий обещал Феодору Михайловичу "помянуть на молитве Алешу" и "печаль мою", а также "помянуть нас и детей наших за здравие". Феодор Михайлович был глубоко тронут беседою со старцем и его обещанием за нас помолиться [3, 67].
В этой главе к старцу Зосиме, одним из прообразов которого является Амвросий Оптинский, обращается крестьянка с «почерневшим лицом» и «неподвижным», «исступленным» взглядом, оплакивающая умершего сына Алексея:
— Сыночка жаль, батюшка, трехлеточек был, без трех только месяцев и три бы годика ему. По сыночку мучусь, отец, по сыночку <.> И хотя бы я только взглянула на него лишь разочек, только один разочек на него мне бы опять поглядеть, и не подошла бы к нему, не промолвила, в углу бы притаилась, только бы минуточку едину повидать, послыхать его, как он играет на дворе, придет, бывало, крикнет своим голосочком: «Мамка, где ты?» Только б услыхать-то мне, как он по комнате своими ножками пройдет разик, всего бы только разик, ножками-то своими тук-тук, да так часто, часто, помню, как бывало, бежит ко мне, кричит да смеется, только б я его ножки-то услышала, услышала бы, признала!3
Старец Зосима, совмещая в своих словах строгость и утешение, говорит ей, что дети, скончавшиеся в младенчестве, попадают в Царство Небесное и получают от Господа «немедленно ангельский чин», обещает: «печаль твою пред Богом помяну» — и отправляет крестьянку утешать покинутого ею мужа.
Ф. М. и А. Г. Достоевские придавали особое значение главе «Верующие бабы». Писатель сумел так передать их собственную родительскую боль, что она отозвалась в других людях, перенесших подобную утрату. Л. Ф. Достоевская привела такое семейное предание:
Достоевский, верный своей идее приблизить интеллектуальное общество к народу, читал на аристократических вечерах предпочтительно главу из "Братьев Карамазовых", в которой старец Зосима принимает бедных крестьянок, пришедших к нему на богомолье <.> Он вложил столько чувства в этот простой рассказ бедной матери, что все женщины, слушавшие его, бывали потрясены до глубины души. На одном из таких вечеров присутствовала великая княгиня Мария Федоровна, будущая русская императрица.
3 Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 14. Л. : Наука, 1976. С. 46.
Она тоже когда-то потеряла маленького сына и не могла его забыть. Услышав чтение моего отца, цесаревна принялась горько плакать, вспомнив о маленьком умершем4.
Известно, что 20 марта 1880 года писатель выступал с главой «Верующие бабы» на литературных чтениях в пользу Санкт-Петербургского дома милосердия (см. об этом подробный комментарий Б. Н. Тихомирова [6, 732]). Анна Григорьевна, занимаясь издательской деятельностью после смерти мужа, выпустила ее отдельным изданием в 1886 и 1890 годах.
Илл. 1. Амвросий Оптинский.
Фото из архивной галереи Оптиной Пустыни http://www.optina.ru/photogallery/old_photos/prep_amvrosiy/
У Амвросия Оптинского нет печатных трудов — наставления, поучения и советы утешителя, бесценное сокровище духовного опыта, изданы на основе его обширной переписки, а также воспоминаний очевидцев (см., напр., одно из последних электронных научных изданий [8]; [4]). Среди текстов Амвросия Оптинского есть наставления «родителям, скорбящим
4 Достоевская Л. Ф. Достоевский в изображении своей дочери / вступ. ст., подгот. текста и прим. С. В. Белова / пер. с нем. — СПб. : Андреев и сыновья, 1992. С. 180.
о кончине сына» (из письма старца от 21 марта 1867 года). Сегодня они по-прежнему актуальны и воспринимаются как правила поведения родителей разных времен, столкнувшихся с подобным горем:
По немощи человеческой невозможно не скорбеть родителям, которые лишились единственного сына <...> Но ведь мы не язычники, которые не имеют никакой надежды касательно будущей жизни, а христиане, имеющие отрадное утешение и за гробом, касательно получения будущего блаженства вечного. Этой отрадной мыслью должно вам умерять скорбь вашу, утолять великую печаль вашу, что вы хотя на время и лишились сына своего, но опять в будущей жизни можете видеть его, можете соединиться с ним так, что никогда уже не будете расставаться с ним <...> Велика вам послана скорбь, но утешайте себя тем, что чрез эту скорбь вы включены в число сынов Божиих, по безмерной любви Божией к вам.
Поэтому храните великое сие достоинство христианское, покоряясь воле Божией не только безропотно, но и со благодарением <...> Всеми мерами старайтесь утолять скорбь вашу, чтобы она не переходила пределов христианских; и Всеблагий Господь явит вам милость Свою, и пошлет вам утешение духовное5.
Подробный ответ старца Амвросия Достоевскому, заговорившему с ним о смерти маленького сына, Анна Григорьевна привела в небольшом тексте начала 1900-х годов под названием «О старце Амвросии», размещенном в ее записной книге. Этот источник не публиковался прежде, а следовательно, не был учтен исследователями, обращавшимися к теме «Достоевский и Оп-тина Пустынь».
«Есть дЪти, которымъ предназначено свыше умереть или въ утроба матери и въ раннемъ д^тств^, — это дЪти зачапе которыхъ произошло наканунп) Богородичныхъ праздниковъ <...> если въ канунъ праздника Богородицы происходитъ сближеше мужа съ женой и зачапе ребенка, то ребенокъ неминуемо умираетъ, т. к. произошло осквернеше, оскорблеше святости этого дня, какъ бы выразилось неуважеше къ почитанш Святыя Богородицы», — это наставление, данное старцем Амвросием скорбящему отцу Достоевскому, также является духовным поучением всем родителям, потерявшим детей в младенческом возрасте.
Запись А. Г. Достоевской «О старце Амвросии» состоит из двух частей. В первой из них, наиболее ценной в качестве источника темы «Достоевский и Оптина Пустынь», идет речь о поездке писателя, беседе его со старцем Амвросием и наставлении скорбящего отца. Во второй части рассказано предание о «непочтительном» сыне, нарушившем пятую заповедь Закона Божия о почитании родителей и прозревшем благодаря наставлению старца Амвросия. Оно было услышано Анной Григорьевной от священника Философа Николаевича Орнатского на духовной беседе, проходившей
5 Преподобный Амвросий Оптинский. Полное собрание писем в трех частях. М. : Успенско-Казанский монастырь, 2009. С. 565—566.
у М. М. Бобрищевой-Пушкиной. О. Орнатский, являясь с 1892 года председателем Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви, был одним из организаторов духовных бесед и лекций. М. М. Бобрищева-Пушкина в письме к А. Г. Достоевской от 20 марта 1893 года сообщала об одной из таких бесед:
...пламенея желамемь видтть тебя и дорогую твою Любовь Оеодоровну на бесгьдгь Отца Орнатскаго, спгьшу сообщить Вамь обп>имь, что сей высокочтимый Отець Философь Орнатскш даль мнт знать, что будеть вести у меня бестду вь Понедтльникь на Страстной Недп>лп>, вь 8 У ч. Всячески желая ему оказать внимаме за такое благое рп>шеме, — на основами религюзнаго Твоего, благочести-ваго духа, — сообщаю о семь Тебт сими строками6.
Протоиерей Русской православной церкви Ф. Н. Орнатский, ныне причисленный к лику святых, был большим почитателем творчества Достоевского.
Илл. 2. Ф. Н. Орнатский. 1915 год Фото с генеалогического сайта «Род Белоликовых» (http://belolikovi.narod.ru/filosof.htm)
6 Письмо М. М. Бобрищевой-Пушкиной к А. Г. Достоевской // РО ИРЛИ. Ф. 100. № 30003. Л. 9.
Примечательно, что через студента Философа Орнатского вдова писателя передавала для библиотеки Санкт-Петербургской духовной академии очередные тома издававшегося ею полного собрания сочинений Достоевского. Сохранилось 8 писем Ф. Н. Орнатского к А. Г. Достоевской за 1883—1907 годы. О знакомстве, встречах с о. Орнатским (в том числе на духовных беседах у М. М. Бобрищевой-Пушкиной), его выступлениях в дни годовщин смерти писателя Анна Григорьевна оставила комментарий, который приложила к этим письмам (см. Приложение 2 к данной публикации).
Илл. 3. Автограф Ф. Н. Орнатского (из письма к А. Г. Достоевской — НИОР РГБ. Ф. 93.11.7.59)
Записанное Анной Григорьевной предание о «непочтительном» сыне представляет собой еще одно народное свидетельство о знаменитом утешителе и прозорливце Амвросии Оптинском. Символично, что в его основе — рассказ выдающегося петербургского пастыря — протоиерея Философа Орнатского, расстрелянного в 1918 году вместе с сыновьями.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
<Из записной книги А. Г. Достоевской>
О старцт Амвросш.
Покойный мой мужъ7 вмтстт съ Владим<1ромъ> Серг<тевичемъ> Соло-вьевымъ тздилъ въ Оптину Пустынь, гдт въ то время славился своею8 жизнью и мудростт старецъ Амвросщ его-то впослюдствт Оеодоръ Михайл<овичъ> и изобразилъ въ лицт старца Зосимы въ «Братьяхъ Карамазовыхъ»<.>
7 Далее было: Ъздилъ
8 Далее было: св<ятой>
0<еодорь> М<ихайловичь> пробыль вь9 Пустыни 3—4 дня, быль радушно принять настоятелемь и брат1ею и привезь сь собою домой много книгь, относящихся до Оптин<ой>10 Пустыни — подаренныхь ему настоятелемь. Онь несколько разь и по долгу бестдоваль сь старцемь Амвроаемь и быль поражень его прозорливостью и знамемь человтческаго сердца. Потздка эта вь Пустынь11 произошла вь 1юнт или 1юлп>12 1878 г.,13 мтсяць или два спустя послт кончины нашего сына, Алеши и 0<еодорь> М<ихайловичь>, любившш чрезвычайно своихь дттей, быль14 вполнт подь впечатлттемь своей потери. Не могь онь не заговорить со старцемь о15 своемь горт и выражаль удивлеме, что такой кртпкт, здоровый мальчикь, до сихь порь ничтмь не хворавшт, заболтль16 и17 умерь вь течете какихь нибудь 3—4 часовь хотя18 были позваны нтсколько доктор<овь> и употр<еблены> вст усил1я чтобы спасти ребенка.19 (Болтзнь началась вь 10 час. утра, а вь 2 часа уже лежаль на столт). Старець выразиль свое сочувств1е и многое говориль по этому поводу.20 Воть что сказаль старець между прочимь: «Есть дтти, которымь предназначено свыше умереть или вь утробт матери и вь раннемь дттствт, — это дтти зачат1е которыхь произошло наканунт Богородичныхь праздни-ковь. Вь наше время,21 люди, даже втрующ1е и религюзные, не считають важнымь и для себя обязательнымь благолтпно встрттить и провести великт праздникь. Вь почитами праздника всего важнте канунь его (отчего и принято Церковью <л. 1>22 23 совершать всенощныя бдтмя), а у нась
9 Далее было: Оптиной
10 Оптин<ой> вписано.
11 въ Пустынь вписано.
12 или ¡юлЪ вписано.
13 Далее было: а. месяца два; б. мЪсяцъ
14 Далее было: весь и
15 Далее было начато: м<оемъ>
16 Было: захворалъ — исправлено автором: заболЪлъ
17 заболЪлъ и вписано.
18 Далее было: медицин<ская> помощь лучши<хъ>
19 хотя [медицин. помощь лучш] были позваны несколько доктор<овъ> и употр<еблены> всЪ усилiя чтобы спасти ребенка вписано.
20 Внизу на полях — примечание А. Г. Достоевской: Считаю нужнымъ сказать, что все [что было] /что говорилось старцемъ/ Зосимой въ главЪ «ВЪруюшдя бабы» женщинЪ <Далее пропуск в рукописи. — Ред.> потерявшей своего ребенка <Далее пропуск в рукописи. — Ред.> то было передано 0<еодору> М<ихайловичу> мнЪ /имъ/ по пргВздЪ изъ Оптиной Пустыни, какъ слова старца Зосимы, можетъ быть только въ другихъ выражешяхъ.
21 Далее было начато: да
22 При публикации приводится нумерация листов в документе. Архивная нумерация указывается в текстологической справке.
23 Далее было начато: служи<ть>
вмтсто благоговття24 накануне великихъ праздниковъ происходятъ пьянство, развратъ и25 пр. И вотъ, если въ канунъ праздника Богородицы проис-ходитъ сближете мужа съ женой и зачатiе ребенка, то ребенокъ неминуемо умираетъ, т. к. произошло26 осквернеме, оскорблеме святости этого дня, какъ бы выразилось27 неуважете къ почитатю Святыя Богородицы. Когда приходящiя ко мнт женщины жалуются, что дп>ти у нихъ рождаются, но «<не стоятъ», не выживаютъ, я всегда спрашиваю, соблюдаютъ-ли28 онт святость кануна Богородичнаго дня и всегда получалъ въ отвттъ, что не29 соблюдали, да и не полагали, что надо соблюдать. И когда30 я давалъ совттъ не31 сближаться съ мужемъ въ кануны великихъ праздниковъ, а въ особенности въ Кануны Богородичныхъ праздниковъ, то у ттхъ же женщинъ рождались вновь и уже выживали дтти».
Все вышесказанное32 записано мною33 какъ я запомнила, конечно «выражетя точныя<»> могли забыться, но сущность разговора та же какая была въ действительности. Скажу, что совттъ старца Амвроая я много разъ34 передавала несчастнымъ матерямъ, терявшимъ дттей въ дттствт, и могу удостоверить, что у многихъ изъ нихъ35 вновь являлись дтти и уже выживали. Могу даже назвать несколько семей, горевавшихъ о потерт дттей и заттмъ ихъ имтвшихъ и сохранившихъ. Пишу эти фамилш только для моихъ близкихъ: Карбасниковы, Козакевичъ, Леперъ, Савостьянова. Дтти мои, знающiе эти семейства, могутъ засвидетельствовать, что въ трехъ послтднихъ семьяхъ (Карбасн<иковы> имъ незнакомы) умирали дтти, а заттмъ родились и «выживали».
Однажды на36 собестдовант37 у Бобрищевой Пушкиной разговоръ зашелъ38 объ Оптиной Пустыни39 и о40 «старчествт».41 Свящ<енникъ> Философъ
24 Далее было начато: пр<оисходятъ>
25 Было: запятая — исправлено автором: и
26 Далее было начато: оскорб
27 выразилось вписано.
28 Первоначальный незачеркнутый вариант: соблюдали-ли
29 Далее было начато: зн<али>
30 Далее было начато: ког
31 не подчеркнуто дважды.
32 Вместо: вышесказанное — было начато: вышенап
33 Далее было: въ тЪхъ выражешяхъ
34 Далее было начато: дав<ала>
35 Далее было начато: я
36 Было: у — исправлено автором: на
37 Ред. испр. В рукописи было: собЪседованш
38 Первоначальный незачеркнутый вариант: мы вспоминали
39 Далее было: и коснулся
40 Далее было: братств^
41 и о [братств^] «старчества». вписано.
Николаевичь Орнатскй разсказаль нтсколько <л. 1 об.> случаевь чрезвычайной прозорливости и мудрости старца Амвроая. Т. к. онь быль моимь состдомь за чайнымь столомь,42 то я ему передала43 о совттт44 или45 мнтти старца Амвроая по поводу смертности дттей вь иныхь семействахь. Св<ященникь> Орнатск1й очень этимь заинтересовался и вь подтверждете привель то обстоятельство, что у духовенства, даже находящагося вь большой бтдности, всегда много дттей и ртдко кто изь дттей умираеть. Духовныя лица, воспитанныя сь дттства вь благоговтти кь празднику, сохраняють эту добрую привычку и вь дальнтйшей жизни и воть причина малой смертности у нихь46 дттей47. Далте онь прибавиль, что48 мы видимь семьи, совершенно бтдныя, живущ1я вь самыхь жалкихь услов1яхь и гдт на дттей не обращають большаго вниматя, т. к. на это нтть ни времени, ни средствь, и воть наступаеть эпидем1я (коклюша, дифтерита, кори)49 дтти изь бтдныхь семей, оставленные безь всякой помощи, выживають, а вь тоже время дтти богатыхь, окруженные50 всевозможными попечетями и пользующ1еся51 помощью лучшихь докторовь — не выдерживають и уми-рають. Какь это обьяснить? Не искать-ли обьяснетя вь томь, что одни родители соблюдали святость праздника, а друг1е нтть?52
Не могу не записать одинь случай, разсказанный Св<ященникомь> Ф. Н. Орнатскимь о прозорливости старца Амврос1я. Случай быль сообщень53 ему очевидцемь, который даже хоттль напечатать это вь духовномь журналт. Однажды вь54 Оптину Пустынь быль привезень своими прикащи-ками молодой купець, очень богатый, но страшно больной, необыкновенной болтзнью, которая выразилась вь чрезвычайной худобт. Онь обращался кь свттиламь науки, тт посылали его на воды, морстя купанья, но ничто не помогало, онь продолжаль сохнуть и болтть. Видя, что55 не поправляется,
42 Было: за столомъ чайнымъ — исправлено автором: за чайнымъ столомъ
43 Было: разсказала — исправлено автором: передала
44 Далее было начато: стар<ца>
45 или вписано.
46 у нихъ вписано.
47 Далее было начато: въ ихъ с
48 что вписано.
49 Далее было начато: б
50 Было: окруженныхъ — исправлено автором: окруженные
51 Далее было начато: сам
52 Внизу на полях примечание А. Г. Достоевской: Св<ященникъ> Ф. Н. Орнатскш, встретившись со мною года черезъ три, сказалъ мне, что разсказанный ему советъ старца Амвроая онъ передавалъ многимъ своимъ прихожанкамъ и уже получились благопрiятные результаты.
53 Было: разсказанъ — исправлено автором: сообщенъ
54 Было: къ — исправлено автором: въ
55 Далее было: онъ
онъ ртшился <л. 2> потхать просить благословетя у старца Амвроая56. Тотчасъ57 58 по пртздт онъ пошелъ къ старцу кот<орый>59 принялъ его60 вмтстт съ прочими посттителями. Взглянувъ на него, старецъ спросилъ: <«>Живъ отецъ? — Нттъ, ваше преподобiе, скончался. — А мать? — Мать жива! — Былъ непочтителенъ къ отцу и матери! Потзжай къ матери, испроси прощетя, молись, чтобы и Отецъ61 простилъ твою грубость и обиды и будешь здоровъ. А не исполнишь этого — не будетъ тебт выздоровлетя!» Больной былъ страшно пораженъ, т. к. изъ разсказовъ его прикащиковъ выяснилось, что онъ дтйствительно62 былъ очень грубъ и непочтителенъ съ своими родителями. Старецъ63 видтлъ его впервые,64 ничего65 о немъ не зналъ, но вывелъ изъ своихъ тысячныхъ разспросовъ и постщетй заключете, что66 болтзнь, выражающаяся въ чрезвычайной худобт, (въ томъ когда говорятъ, что человткъ «весь высохъ») есть наказате ниспосылаемое Богомъ за непочтительность къ роднымъ, за неисполнете заповтди, которая говоритъ: «Чти отца твоего и матерь твою и да благо ти б<удетъ>67 и долголттенъ <будеши> на землт». Разскащикъ прибавляетъ, что купецъ, примирившись съ матерью, началъ выздоравливать и чрезъ 4 мтсяца вновь пртзжалъ къ старцу просить благословетя и благодарить за данный совттъ <л. 2 об.>.
Текстологическая справка
Источник текста: РО ИРЛИ. Ф. 100. № 30766. Л. 62—63.
Публикуется впервые.
Запись А. Г. Достоевской «О старце Амвросии» занимает 2 листа, исписанных с обеих сторон; располагается в записной книге с алфавитным указателем для записи фамилий подписчиков на сочинения Ф. М. Достоевского и их адресов. Записная книга состоит из 96 листов. В нее входят приходно-расходные записи А. Г. Достоевской по продаже изданий сочинений писателя, черновые варианты некоторых глав ее воспоминаний (о борьбе с кредиторами, о продаже прав на сочинения Достоевского, о визитах разных лиц после смерти писателя); вклеены несколько страниц и вырезки из издания романа «Идиот».
Записная книжка не датирована. Приходно-расходные записи сделаны в 1882—1884 годах, записи воспоминаний — в начале 1900-х годов.
56 Было: Амброая — исправлено автором: Амвроая
57 Было: тотъ, — исправлено автором: тотчасъ
58 Далее было: не смотря на его богатство,
59 по пргВздЪ [онъ пошелъ] [его повел] онъ пошелъ къ старцу кот<орый> вписано.
60 Далее было: не отдельно, а
61 Так в рукописи.
62 Действительно вписано.
63 Далее было: о немъ
64 видЪлъ его впервые, вписано.
65 Далее было: не
66 Далее было начато: а) необык б) об
67 В рукописи недописано, сделан пропуск.
Упоминается С. В. Беловым: «В записной книжке А. Г. Достоевской имеются слова Амвросия, сказанные им писателю и записанные ею со слов мужа: "Есть дети, которым предназначено свыше умереть или в утробе матери, или в раннем детстве, — это дети, зачатие которых произошло накануне Богородичных праздников"» [1, 41].
ПРИМЕЧАНИЯ
С. 102. ...на собестдованшу Бобрищевой Пушкиной... — Мария Михайловна Бобрищева-Пушкина (1849—19[13]) — подруга А. Г. Достоевской, племянница декабристов Н. С. и П. С. Бобрищевых-Пушкиных, которые встречались с Достоевским в Тобольске. В 1889 году учредила в Санкт-Петербурге «Женские двухгодичные специальные классы новых языков», где готовили преподавательниц английского, немецкого и французского языков для гимназий. По просьбе М. М. Бобрищевой-Пушкиной попечительницей этих «классов» стала А. Г. Достоевская, а затем — вел. кн. Ксения Александровна. М. М. Бобрищева-Пушкина — автор «Пособия к практическому изучению французского языка для старшего возраста» (СПб.: Тип. Тренке и Фюсно, 1894—1900), организатор духовных бесед, проходивших под руководством священника Ф. Н. Орнатского. Сохранились 29 писем М. М. Бобрищевой-Пушкиной к А. Г. Достоевской за 1890—1911 годы (РО ИРЛИ. Ф. 100. № 30003).
С. 102. ...Карбасниковы... — потомственный род книгоиздателей и книгопродавцев. Самый известный — Николай Павлович Карбасников (1852—1922), основатель издательства «Товарищество "Н. П. Карбасников"», создатель одного из крупнейших книжных магазинов в Санкт-Петербурге — общался с А. Г. Достоевской по вопросам продажи сочинений писателя. Его супруга — Марья Владимировна Карбасникова. У них было четверо детей: Николай, Александр, Михаил и Надежда.
С. 102. ...Козакевичь... — Юлия Петровна Козакевич (Казакевич) (1878—1942), по первому мужу — фон Дервиз, в девичестве — Иванова. Была замужем за Евгением Михайловичем Казакевичем — русским генералом, героем Первой мировой войны, расстрелянным в феврале 1931 года по делу офицеров Преображенского полка «Весна». Известно о двух рожденных в этом браке детях: Сергее и Марии. С 1922 по 1937 год Ю. П. Казакевич возглавляла организацию «Помощь политическим заключенным». В архиве А. Г. Достоевской сохранилось 6 недатированных писем Ю. Казакевич к ней (РО ИРЛИ. Ф. 100. № 30096).
С. 102. ...Леперь... — Ольга Павловна Лепер (в девичестве — Сватковская) ([?]—1913), племянница А. Г. Достоевской, дочь ее старшей сестры Марии Григорьевны Сватковской. Была замужем за Романом (Робертом) Христиановичем Лепером. В архиве А. Г. Достоевской сохранилось 17 писем О. П. Лепер (РО ИРЛИ. Ф. 100. № 30366) и 1 письмо Р. Х. Лепер (НИОР РГБ. Ф. 93.11.6.19) к ней.
С. 102 .. .Савостьянова. — Варвара Андреевна Савостьянова (в девичестве — Достоевская) (1858—1935) — племянница Ф. М. Достоевского, дочь его младшего брата А. М. Достоевского. Была замужем за Владимиром Константиновичем Савостьяновым, юристом. Из их четырех детей трое умерли в младенческом и отроческом возрасте: Андрей (1879— 1892), Мария (1881—1881), Анастасия (18[91]—1892). 2 января 1900 года А. Г. Достоевская писала В. А. Савостьяновой, пережившей к тому времени смерти троих детей и мужа: «Позвольте мне <...> поздравить Васъ съ Новымъ Годомъ и отъ всего сердца пожелать чтобы наступивши годъ принесъ Вамъ хотя некоторое уменьшеше Вашей скорби. Сердечно желаю чтобы милая маленькая Маша принесла Вамъ утешете, осветила Вашу
жизнь и заставила Васъ забыть хотя и не вполне, (что невозможно) всЪ постигш1я Васъ несчаст1я» (НИОР РГБ. Ф. 93.11.3.65. Л. 4).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
<Комментарий А. Г. Достоевской о Ф. Н. Орнатском>
Къ письму Ф. Н. Орнатскаго отъ 21 дек. 1883 г. (и остальнымъ его письмамъ)
Зная съ какою любовью и уважетемъ относится наша учащаяся молодежь къ памяти моего дорогаго мужа, я ртшила послать въ Библютеки встхъ высшихъ учебныхъ заведент Петербурга по одному безплатному экземпляру изданнаго мною П. С. Сочинетй О. М. Достоевскаго. Посылала я по почтт или съ посыльнымъ; въ Духовную же Академю заносила сама, такъ какъ въ течети первыхъ 9—10 лттъ послт смерти мужа бывала по воскресеньямъ съ дттьми въ Невской Лаврт у обтдни и на его могилт. Помню не разъ, какъ въ первое воскресенье послт объявлетя о выходт новаго тома, зная мое обыкновете доставлять книгу немедленно, двое-трое студентовъ ожидали насъ въ громадной передней Академи и съ торжествомъ <л. 1> уносили принесенный экземпляръ для совмтстнаго чтетя. Послт доставки перваго тома, я и получила это письмо отъ «Студента Академи Философа Орнатскаго», нынт О. Настоятеля Казанскаго Собора.
Къ дальнтйшимъ письмамъ его же:
Прошло лттъ 12 какъ я разъ встрттилась съ Прото1ереемъ Орнатскимъ на духовномъ собестдовати у М. М. Бобрищевой-Пушкиной. Философъ Ни-колаевичъ узналъ меня и напомнилъ о моихъ постщетяхъ Академи. О. Орнатскй остался ттмъ же восторженнымъ поклонникомъ таланта Достоевскаго. Это дало мнт смтлость просить Отца Прото1ерея сказать ртчь въ день 15и лтт1я со дня смерти моего мужа, 28 января 1896 года. Философъ Никола-евичъ выразилъ <л. 1 об.> соглаае и послт заупокойной литурги 28 января произнесъ68 очень прочувствованную ртчь. Заттмъ эта ртчь была нтсколько измтнена и произнесена О. Орнатскимъ въ торжественномъ собрати Сла-вянскаго Благотворительнаго Общества 18 февраля того-же года подъ за-головкомъ «О Православии Русскаго народа по Достоевскому и Аксакову».
Прото1ерей Отецъ Философъ Орнатскй выразилъ свое соглаае сказать «слово» и на заупокойной литурги по Оеодорт Михайловичт 28 января 1906 года, въ день 25и лтт1я со дня смерти писателя <л. 2>.
68 Первоначальный незачеркнутый вариант: (сказалъ)
Текстологическая справка
Источник текста: НИОР РГБ. Ф. 93.II.7.59. Л. 1—2. В полном объеме публикуется впервые.
Выдержка из комментария А. Г. Достоевской приведена в кн.: [7].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белов, С. В. Ф. М. Достоевский и его окружение. Энциклопедический словарь : в 2 т. / C. В. Белов. — Санкт-Петербург : Алетейя, Российская национальная библиотека, 2001. — Т. 1. — С. 41.
2. Геннадий (Беловолов), свящ. Оптинские предания о Достоевском / Геннадий (Бело-волов) // Достоевский. Материалы и исследования. — Вып. 14. — Санкт-Петербург : Наука, 1997. — С. 301—312 ; То же : Русская линия [Электронный ресурс]. — URL : http:// ruskline.ru/analitika/2011/03/02/optinskie_predaniya_o_dostoevskom (10.02.2016).
3. [Гроссман, Л. П.] Примечания А. Г. Достоевской к сочинениям Ф. М. Достоевского / [Л. П. Гроссман] // Семинарий по Достоевскому : материалы, библиография и комментарии / Л. П. Гроссман. — Москва ; Петроград : Государственное издательство, 1922. — С. 54—69.
4. Захарченко, С. О. Электронное издание писем Амвросия Оптинского / С. О. Захар-ченко // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. — Петрозаводск : ПетрГУ, 2013. — № 5. — С. 64—70.
5. Лосский, В. Н. Оптинские старцы [Электронный ресурс] / В. Н. Лосский. — URL : http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/optinskie-startsy/ (02.02.2016).
6. Тихомиров, Б. Н. Примечания / Б. Н. Тихомиров // Достоевская А. Г. Воспоминания. 1846—1917. — Москва, 2015. — С. 697—765.
7. Ходаковская, О. Там, где сияют горные вершины. Документальное исследование жизни и трудов преосвященного Пимена епископа Семиреченского и Верненского, свя-щенномученика (1879—1918) [Электронный ресурс] / О. Ходаковская. — Алма-Ата, 2012. — URL : http://azbyka.rU/otechnik/Pimen_Belolikov/tam-gde-sijayut-gornye-vershiny/1 (02.02.2016).
8. Эпистолярное наследие преподобного Амвросия Оптинского / руковод. проекта С. О. Захарченко / ПетрГУ. — URL : http://philolog.petrsu.ru/amvrosy/index.html (18.02.2016).
* Исследование выполнено по гранту Министерства образования и науки России «Новые источниковедческие и текстологические исследования русской словесности XIX— XX вв.» (№ 34.1126).
© Андрианова И. С., 2016
Дата поступления в редакцию: 20.02.2016