Научная статья на тему 'Прикладные аспекты профессионально-личностного развития будущих педагогов'

Прикладные аспекты профессионально-личностного развития будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ САМОРАЗВИТИЯ / PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT / COMPONENTS OF THE PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF A PROFESSIONAL / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / ACTIVE TEACHING METHODS / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING / DESIGN OF INDIVIDUAL SELF-DEVELOPMENT PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Е.Ю., Федорова Е.Е.

Введение. В статье обоснована значимость профессионального развития личности, в особенности на стадии профессиональной подготовки; представлен обзор основных идей исследователей по проблеме профессинально-личностного развития, и выделен комплекс компонентов структуры личности профессионала; обосновано применение различных форм и методов учебно-профессиональной деятельности в процессе развития профессионально важных качеств будущих педагогов. Цель статьи выявить прикладные аспекты профессионально-личностного развития будущих педагогов. Материалы и методы. Основные методы исследования: теоретико-методологический анализ; наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, рейтинг. Результаты. Рассмотрены некоторые методологические подходы к исследованию проблемы профессионального развития личности; выделен комплекс компонентов психологической структуры личности будущего специалиста, рассмотрены педагогические условия формирования профессионально-значимых качеств будущих педагогов. Обсуждение. В процессе развития профессионально важных качеств будущих специалистов применяются разнообразные формы групповой и индивидуальной деятельности, активные методы обучения. Наиболее эффективным методом является социально-психологический тренинг (СПТ), цель которого развитие профессиональной компетентности будущих педагогов. Заключительным этапом тренингового процесса является аналитический этап, на котором его участники соотносят уровень собственных возможностей с достигнутыми результатами, осуществляют проектирование индивидуальных программ профессионального саморазвития. Заключение. В статье раскрыты прикладные аспекты личностно-профессионального развития будущих педагогов. Основные положения: профессиональное развитие будущего учителя это процесс системного образования субъекта профессиональной деятельности; компонентами психологической структуры личности эффективного профессионала являются: а) мотивационный; б) познавательный (когнитивный); в) эмоциональный; г) волевой; д) операционально-деятельностный; в процессе развития профессионально важных качеств будущих педагогов особое значение имеют активные методы; наиболее результативным методом формирования профессиональной компетентности усвоения опыта и развития личностных качеств является социально-психологический тренинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLIED ASPECTS OF PROFESSIONAL-PERSONAL DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS

Introduction. The article substantiates the importance of professional development of the individual, and especially at the stage of professional training; presents an overview of the main ideas of researchers on the problem of professional and personal development and highlighted the complex components of the structure of the personality of a professional; The use of various forms of group and individual activities in the process of formation and development of professionally important qualities of future teachers has been substantiated. The purpose of the article is to highlight the applied aspects of the professional and personal development of future teachers. Materials and methods. The main research methods: theoretical and methodological analysis, a systematic approach formed the basis for a holistic consideration of the problem; observation, questioning, testing, self-assessment, rating. Results. Some methodological approaches to the study of the problem of personal professional development are considered; the complex of components of the psychological structure of the personality of the future specialist is highlighted, the pedagogical conditions for the formation of professionally significant qualities of future teachers are considered. Discussion. In the process of formation and development of professionally important qualities of future teachers, various forms and individual activities are used, but active learning methods play a special role, where the activity of the learner is of particular importance. The most effective method is the socio-psychological training (SPT), the purpose of which is the development of various professional skills and personal qualities. The final stage of the training process is the analytical stage, at which its participants correlate the level of their own capabilities with the achieved results, design individual programs for professional self-development. Conclusion. The article describes the applied aspects of the personal and professional development of future teachers. Highlights: professional development of the individual: it is a process of holistic development of the personality as a subject of professional activity, including at the stage of professional training; components of the psychological structure of the personality of an effective professional are: a) motivational; b) cognitive (cognitive); c) emotional; d) volitional; e) operational and activity; all components are interconnected and interdependent; in the process of formation and development of professionally important qualities of future teachers, various forms of individual and group activities are used, but active methods are of particular importance; the most effective method of mastering professional skills, personal qualities and experience is a socio-psychological training.

Текст научной работы на тему «Прикладные аспекты профессионально-личностного развития будущих педагогов»

DOI: 10.25588/CSPU.2018.17..5..011

УДК 37.062.2 ББК 74.489

Е. Ю. Никитина1, Е. Е. Федорова2

1ORCID № 0000-0001-9550-4700, профессор, доктор педагогических наук, профессор, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: elenaurievna@bk.ru

2ORCID № 0000-0002-7957-7202, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального образования и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: fedorovaee@cspu. ru

ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация й

Введение. В статье обоснована значимость профессионального развития лично- |

сти, в особенности на стадии профессиональной подготовки; представлен обзор основ- н ных идей исследователей по проблеме профессинально-личностного развития, и выде-

л а

лен комплекс компонентов структуры личности профессионала; обосновано примене- е

я

а

ние различных форм и методов учебно-профессиональной деятельности в процессе развития профессионально важных качеств будущих педагогов. Цель статьи - выявить при- О кладные аспекты профессионально-личностного развития будущих педагогов.

Материалы и методы. Основные методы исследования: теоретико-методологический анализ; наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, рейтинг.

Результаты. Рассмотрены некоторые методологические подходы к исследова- и

нию проблемы профессионального развития личности; выделен комплекс компонентов о

а

психологической структуры личности будущего специалиста, рассмотрены педагогические условия формирования профессионально-значимых качеств будущих педагогов.

Обсуждение. В процессе развития профессионально важных качеств будущих специалистов применяются разнообразные формы групповой и индивидуальной деятельности, активные методы обучения. Наиболее эффективным методом является со- уу циально-психологический тренинг (СПТ), цель которого - развитие профессиональной компетентности будущих педагогов. Заключительным этапом тренингового процесса

а

«о

о

в

hq hq

а" ж

S

£

§

£

si

hq

дуальных программ профессионального саморазвития.

Заключение. В статье раскрыты прикладные аспекты личностно-профессиональ-ного развития будущих педагогов.

Ключевые слова: профессионально-личностное развитие, компоненты психологической структуры профессионала, профессионально важные качества, активные методы обучения, самостоятельная работа студентов, социально-психологический тренинг, проектирование индивидуальных программ саморазвития.

Основные положения:

- профессиональное развитие будущего учителя - это процесс системного образования субъекта профессиональной деятельности;

- компонентами психологической структуры личности эффективного профессионала являются: а) мотивационный; б) познавательный (когнитивный); в) эмоциональный; г) волевой; д) операционально-деятельностный;

- в процессе развития профессионально важных качеств будущих педагогов особое значение имеют активные методы;

- наиболее результативным методом формирования профессиональной компетентности усвоения опыта и развития личностных качеств является социально-психологический тренинг.

1. Введение (Introduction)

Актуальность проблемы профессионального и личностного развития обусловлена значимостью профессиональной деятельности в жизни человека. Лич-ностно-профессиональное развитие определяет сущность субъекта деятельности, адекватность и успешность функционирования личности профессионала в соответствующей профессиональной сфере и в обществе.

В настоящее время растет потребность в гибких технологиях включения специалиста в профессиональную деятельность, меняются требования к самой личности профессионала. В России и за ру-

бежом уже имеется большой опыт решения этой сложной задачи (Б. Г. Ананьев, А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Н. В. Кузьмина и др.). Так, Е.А. Климов в концепции профессионального развития человека выделяет пять основных компонентов психического содержания этого развития: «приобретение человеком всё более точной и широкой ориентированности в окружающей среде; формирование направленности, в частности, трудовой, профессиональной; усвоение и совершенствование общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности; формирова-

ние системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности; развитие знания о себе».1

Цель работы: выявить прикладные аспекты личностно-про-фессионального развития будущих педагогов.

2. Материалы и методы (Materials and methods)

Методологической основой исследования являются положения:

- системного (Б. С. Гершун-ский, Т. А. Ильина, Н. В. Кузьмина, Н. Д.Никандров, Э. Г. Юдин и др.);

- личностно-ориентирован-ного (Д. А. Белухин, Л. И. Божо-вич, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, В. Я. Ляудис, В. А. Петровский, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, А. И. Щербаков, И. С. Якиманская и др.);

- личностно-деятельност-ного (А. Г.Асмолов, Л. С.Выготский, С. Л.Рубинштейн, Н. Ф.Талызина и др.);

- рефлексивного (Ю. Н. Ку-люткин, В. А. Петровский, Н. Ю. Посталюк и др.) подходов.

Основные методы исследования: историко-педагогический ана

лиз, теоретико-методологический анализ, исследование и обобщение эффективного педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, рейтинг. 3. Результаты (Results) Профессиональное развитие личности - это процесс целостного развития специалиста как субъекта деятельности, обусловленный социальной ситуацией, ведущей деятельностью и его творческими возможностями [1].

Процесс профессиональной подготовки включает в себя учебно-познавательную и учебно-профессиональную деятельность. Специфическими особенностями этой стадии являются: профессиональная направленность, педагогические умения и способности, психологическая готовность к педагогической деятельности, социальная зрелость [2].

Ю. М. Тихомирова, обобщая существующие подходы к выделению комплекса профессионально важных качеств специалиста, ком- по-нентов структуры личности профессионала, останавливается на следующих слагаемых:

а) мотивационный компо-

1 Климов Е. А. Введение в психологию труда: учебное пособие для студентов вузов. М. : Изд-во МГУ, 1988. С. 101-102.

к

а д

н £ л а о а л я

3

о

л о о к о

н §

о* н

0

1 к

л н

0

о

S н

о

^ о

13

и к

S

1

д

-S

а

л д

а

^

о

^ о

и

а

«о

о

в

hq hq

а" ж s

S §

£

si

hq

нент включает мотивы деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) познавательный (когнитивный) компонент включает знание способов их решения и средств достижения цели;

в) эмоциональный компонент подразумевает отношение к деятельности с точки зрения эмоций;

г) волевой компонент включает способность управлять собой и мобилизацию сил для реализации поставленных задач;

д) операциональный (опера-ционально-деятельностный) включает личностные качества, умения и навыки, необходимые для эффективного выполнения деятельности.

Все компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности имеют взаимозависимый, взаимосвязанный и взаимопроникающий характер, благодаря чему и обеспечивается целостное согласование характеристик человека как личности и субъекта деятельности. [3, с 9].

В качестве признаков готовности к профессиональной деятельности Н. В. Бордовская рассматривает «степень сформированности у человека основных психических регуляторов деятельности: «образ объекта» (субъективный образ

профессии); «образ субъекта» (образ Я-самосознание); «образ субъ-ектно-субъектных и субъектно-объектных отношений» (профессиональное самосознание)». [4,с 33].

Профессионально важные качества - это системные характеристики личности, в процессе развития которых важны совокупность и последовательность включения в образовательную практику разнообразных видов квазипрофессиональной деятельности.

На стадии профессиональной подготовки профессионально-личностное развитие будущего специалиста обусловлено внешними и внутренними факторами: с одной стороны, изменяются требования к профессии, основные мотивы ее выбора, опера-ционно-техническая сфера и др., с другой стороны, меняются представления человека о профессии, критерии ее оценки и способы самореализации в ней.

4. Обсуждение (Discussion)

Процесс профессионально-личностного развития носит субъектный характер. В целях активизации самостоятельной работы студентов необходимо создать соответствующие педагогические условия, помочь студенту осознать потребности в самосозидании,

инициировать самодвижение, устремленность к самосовершенствованию. Очевидно, что решить эту задачу только средствами аудиторной работы не представляется возможным. Развитие профессионально важных качеств личности в полной мере возможно в процессе самостоятельной познавательной деятельности, в условиях, имитирующих профессиональные. Поэтому оптимальное функционирование данного процесса, по нашему мнению, может быть реализовано в системе самостоятельной работы студентов, в рамках которой соответствующими средствами поддержки должна быть организована специальная квазипрофессиональная среда [5].

Развитие профессионально важных качеств студента осуществляется в процессе самостоятельной работы при изучении психолого-педагогических дисциплин, в педагогическом взаимодействии с преподавателями и сверстниками, а также в процессе различных видов практики [6]. Профессионально-личностное развитие будущих педагогов будет эффективным только при наличии целостной системы организации самостоятельной работы студентов на всех этапах обучения.

В процессе развития профессионально важных качеств будущих педагогов наиболее продуктивными являются активные методы обучения, применяемые в различных формах учебно-профессиональной деятельности. К таким методам относится и социально-психологический тренинг (СПТ), направленный на развитие коммуникативной компетенции.

Эффективность программы СПТ отражают три уровня обучен-ности:

- способность имитировать новые способы профессионального поведения;

- способность применять разнообразные формы поведения в различных профессиональных ситуациях;

- способность замечать ошибки в своем поведении и находить наиболее эффективные поведенческие модели.

Одним из базовых способов приобретения и закрепления новых социально-психологических умений и профессионально-адекватных форм поведения в СПТ являются ролевые игры. В тренинго-вых упражнениях новые техники взаимодействия автоматизируются и становятся естественной формой поведения.

8

а ^

ж сг л а о а л я

3

о

л о о

о

ж §

О*

ж

о

¿

8

Л ж

0

о

ж о

^ о

13

и

8

1

Н

а

л ^

а ^ о ^ о

и

В содержании тренинга целесообразно использовать актуальный жизненный опыт студентов и формировать новый с помощью дискуссий, ролевых и деловых игр и т.п.

На заключительном аналитическом этапе развития профессиональной рефлексии будущие педагоги соотносят уровень собствен-

ных возможностей с достигнутыми результатами, анализируют и исследуют собственную деятельность, осуществляют проектирование индивидуальных программ саморазвития профессионально важных качеств.

Для выполнения педагогического проектирования предлагается алгоритм (Таблица 1).

Табл. 1. Алгоритм педагогического проектирования индивидуальных программ саморазвития профессионально важных качеств Table. 1. Algorithm of pedagogical designing of individual self-development programs of professionally important qualities

Этапы Содержание Рекомендации

1 2 3

1. Анализ объ- Объектом педагогического проектиро-

екта проекти- вания являются профессионально важ-

рования ные качества педагога, их структура, состояние. В ходе анализа - выяснить свои сильные и слабые стороны, а также

Й н о выявить противоречия между требова-

ю а ниями к объекту и его состоянием.

« а К 2. Выбор форм Программа саморазвития профессио-

Л к <и проектирова- нально важных качеств должна основы-

т s и ния ваться на квалификационной характе-

т о U ристике педагога, профессиограмме

ч о с учителя и др.

3. Теоретиче- Использование информации об опыте

ское обеспече- проектирования в иных условиях, дан-

ние проекти- ные других педагогических исследова-

рования ний и др.

4. Методическое Создание дидактических и методичес-

Продолжежие Табл. 1

1 2 3

обеспечежие проек- ких материалов, способствующих

тироважия эффективной реализации проекта

5. Простраж- Пространственное обеспечение -

ствежжо-времеж- это место для реализации про-

жое обеспечежие екта (вуз, производство, семья).

проектироважия Временное обеспечение - это про-

должительность, темп, ритм, по-

следовательность его реализации.

6. Выбор системо- Системообразующий фактор объ-

образующего фак- единяет все остальные компоненты

тора в единое целое (т.е. это целевой

компонент), а именно - подго-

ей Н И товка компетентного, гибкого,

<1} о л с конкурентоспособного выпуск-

ей И н ника.

о ю ей 7. Устажовлежие Все компоненты (профессионально

связей и зависимо- важные качества) взаимосвязаны и

стей компожежтов взаимообусловлены. Установление

взаимосвязей и взаимозависимос-

стей - одна из основных задач про-

ектирования.

8. Мыслежжое экс- Это представление в уме реализа-

ей перимежтирова- ции созданного проекта, проверка

£ и О жие по примежежию особенностей его практического

С ей проекта действия, влияния на участников,

со Й и последствия и др.

£ и 9. Экспертжая Проверка проекта экспертами, а

ей И и оцежка проекта также специалистами, заинтересо-

И О ванными в его реализации (студен-

С тами, преподавателями, заказчика-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ми).

Продолжение Табл. 1.

Проверка качества 1 проекта 2 3

10. Корректировка проекта Внесение изменений, устранение ошибок, совершенствование компонентов, связей и т.д.

11. Принятие решения об использовании проекта

а >

о

'S

¿s

5. Заключение (Conclusion) ческие рекомендации по лич-

В работе раскрыты меха- ностно-профессиональному разви-

низмы профессионального разви- тию профессиональных качеств

тия и предложены научно-методи- будущих педагогов.

Библиографический список

1. Никитина Е. Ю., Егорова К. В. Теоретико-методологический регулятив формирования коммуникативной компетенции будущих учителей // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск. - 2014. -№. 9. 2. - С.93 - 106.

2. Никитина Е. Ю., Дудина Л. И. Развитие системы эффективного воспроизводства высокопрофессионального кадрового потенциала научно-образовательной сферы в педагогическом вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск. - 2013. - №.6. - С.132-141.

3. Тихомирова Ю. М. Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). М. : Буки-Веди, 2014. - С. 6-9.

4. Бордовская Н. В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2012. - №145. - С.28 - 43.

5. Клещёва Н. А. Петрук Г. В. Системная организация процесса формирования профессионально-важных качеств будущих специалистов //Фундаментальные исследования. 2013. - №10. (Ч. 2). - С.407 - 412.

6. Федорова Е. Е. Адаптация студентов вузов к учебно-профессиональной деятельности: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08 [Место защиты:

^ Магнитог. гос. ун-т]. Магнитогорск, 2007.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2946

hq

■Ц E. YU. Nikitina1, Е. Е. Fedorova2

^ ^RCID No. 0000-0001-9550-4700,

£

Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,

South-Ural state humanitarian-pedagogical university, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: elenaurievna@bk.ru

2ORCID No. 0000-0002-7957-7202, associate professor, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of training of teachers of professional education and subject methods, South-Ural state humanitarian-pedagogical university, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: fedorovaee@cspu.ru

APPLIED ASPECTS OF PROFESSIONAL-PERSONAL DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS

Abstract

Introduction. The article substantiates the importance of professional development of the individual, and especially at the stage of professional training; presents an overview of the main ideas of researchers on the problem of professional and personal development and highlighted the complex components of the structure of the personality of a professional; The use of various forms of group and individual activities in the process of formation and development of professionally important qualities of future teachers has been substantiated. The purpose of the article is to highlight the applied aspects of the professional and personal development of future teachers.

Materials and methods. The main research methods: theoretical and methodological analysis, a systematic approach formed the basis for a holistic consideration of the problem; observation, questioning, testing, self-assessment, rating.

Results. Some methodological approaches to the study of the problem of personal professional development are considered; the complex of components of the psychological struc- p

i

ture of the personality of the future specialist is highlighted, the pedagogical conditions for the d formation of professionally significant qualities of future teachers are considered. e

Discussion. In the process of formation and development of professionally important qualities of future teachers, various forms and individual activities are used, but active learning r methods play a special role, where the activity of the learner is of particular importance. The most effective method is the socio-psychological training (SPT), the purpose of which is the development of various professional skills and personal qualities. The final stage of the train- e ing process is the analytical stage, at which its participants correlate the level of their own capabilities with the achieved results, design individual programs for professional self-development.

Conclusion. The article describes the applied aspects of the personal and professional development of future teachers.

Keywords: professional and personal development, components of the psychological structure of a professional, professionally important qualities, active teaching methods, independent work of students, socio-psychological training, design of individual self-development programs.

C6 2 o n Ö

e

v e

<—i op

S e

n

Highlights:

- professional development of the individual: it is a process of holistic development of the personality as a subject of professional activity, including at the stage of professional training;

- components of the psychological structure of the personality of an effective professional are: a) motivational; b) cognitive (cognitive); c) emotional; d) volitional; e) operational and activity; all components are interconnected and interdependent;

- in the process of formation and development of professionally important qualities of future teachers, various forms of individual and group activities are used, but active methods are of particular importance;

- the most effective method of mastering professional skills, personal qualities and experience is a socio-psychological training.

References

1. Nikitina E.YU., Egorova K.V. (2014) Teoretiko-metodologicheskij regulyativ formirovaniya kommunikativnoj kompetencii budushchih uchitelej. [Theoretical and methodological regulation of the formation of the communicative competence of future teachers]. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 9. 2, 93 - 106. (In Russian).

2. Nikitina E.YU. Dudina L. I. (2013) Razvitie sistemy ehffektivnogo vosproizvodstva vysokoprofessional'nogo kadrovogo potenciala nauchno-obrazovatel'noj sfery v pedagog-icheskom vuze. [Development of the system of effective reproduction of highly professional personnel potential of the scientific and educational sphere in a pedagogical university]. Vest-nik CHelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 6, 132-141. (In Russian).

3. Tikhomirova YU.M. (2014) Teoreticheskij analiz strukturnyh komponentov psi-hologicheskoj gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti. [Theoretical analysis of the structural components of the psychological readiness for professional activity]. Materialy II Mezhdunar. nauch. konf. "Psihologicheskie nauki: teoriya ipraktika" (g. Moskva, mart 2014 g.). M., Buki-Vedi. 6-9. (In Russian).

4. Bordovskaya N.V. (2012) Professional'no-lichnostnoe razvitie budushchego spe-cialista kak psihologo-pedagogicheskaya problema. [Professional and personal development of the future specialist as a psychological and pedagogical problem]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. 145, 28 43. (In Russian).

5. Kleshcheva N.A., Petruk G. V. (2013) Sistemnaya organizaciya processa formiro-vaniya professional'no-vazhnyh kachestv budushchih specialistov. [System organization of

t^ the process of formation of professionally important qualities of future specialists]. Funda-mental'nye issledovaniya. 10 (2), 407-412. (In Russian).

6. Fedorova E.E. (2007) Adaptaciya studentov vuzov k uchebno-professional'noj deyatel'nosti: dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk. [Adaptation of students of high schools to educational and professional work: the dissertation of a candidate of pedagogical sciences.]. Magnitog. gos. un-t. 187 p. (In Russian).

faq

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.