Научная статья на тему 'Прикладной бакалавриат в технических вузах'

Прикладной бакалавриат в технических вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прикладной бакалавриат / учебные программы / адаптация / результаты эксперимента.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорошенко В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прикладной бакалавриат в технических вузах»

Дорошенко В. А

к.т.н., доцент Уральского федерального университета, г. Екатеринбург

У1ЙогЛогшЬ2013 @уа^ех.га

ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

Ключевые слова: прикладной бакалавриат, учебные программы, адаптация, результаты эксперимента.

«Прикладной бакалавриат» (ПБ) - это форма подготовки специалистов среднего звена сугубо практической ориентации в высших учебных заведениях, стартовавшая в России в 2010 году. Предполагалось, что проучившись три-четыре года, обучаемые по особым программам выпускники станут востребованными на рынке труда, который испытывает острый дефицит в практически ориентированных специалистах. При этом они будут иметь достаточно качественную теоретическую подготовку, требуемую для высокотехнологичных производств. О предпосылках создания этих своеобразных гибридов техникума (СПТУ) и вуза, а также о позиции Минобрнауки рассказал в своем интервью директор департамента государственной политики в области образования И. Реморенко (20). Прежде всего И. Реморенко указал на социальные и производственно-технические причины, вызвавшие к жизни данный формат обучения. Их несколько. Во-первых, как выяснилось, почти две трети выпускников техникумов сразу по окончании СПУ поступают в вузы, для получения высшего образования. Это при том, что во многих регионах выпускники техникумов более востребованы на производстве и народном хозяйстве, чем инженеры. Вместо того чтобы работать на заводах, в школах, в больницах, набираться ценного опыта, молодежь в погоне за статусом удлиняет срок своего ученичества на четыре-пять лет. Во-вторых, многие «рабочие» профессии в последние годы так усложнились, что требуют знаний теоретических основ и принципов технологических процессов. Например, в металлургии, машиностроении, материалообработке, строительстве и др. Практическая деятельность в таких специальностях усложняется, и требуемая подготовка работников постепенно приближается к квалификации высшего образования.

Поэтому было принято решение дать возможность учащимся получить высшее - бакалаврское - образование с четко выраженным ориентиром на соответствующие рабочие места и даже конкретные предприятия. По каким направлениям подготовки и в каких формах следует осуществлять прикладной бакалавриат?

Речь идет, прежде всего, о высокотехнологических специальностях и профессиях производственно-технической ориентации. Это машиностроение, материалообработка, металлургия, информатика и вычислительная техника, энергетика и т.д. Однако в этом ряду оказались экономика, педагогика, юриспруденция, банковское дело и т.п. И в списке федеральных образовательных учреждений (среднего и высшего профобразования) - победителей конкурсного отбора для участия в эксперименте по созданию ПБ 11 из 49 вузов и колледжей представляют специальности экономического и гуманитарного направлений, т.е. более 20%. В то же время вузы регионов - опорных центров индустриального развития страны, таких как Самарская, Томская области, Пермский край, Удмуртия, Башкортостан и др. в перечне не представлены вообще. А такой флагман научно-технического прогресса как Екатеринбург и его ведущие вузы - Уральский федеральный университет, горный университет, профессионально-педагогический университет и др. или отсутствуют в списке, или представлены направлением, далеким от насущных потребностей промышленных предприятий и социально-хозяйственного комплекса региона. Например, УрФУ обеспечивает подготовку лишь по специальности «Сварочное производство», тогда как уральский регион - это признанный центр нефтяного, тяжелого и транспортного машиностроения, цветной и черной металлургии, горнодобывающей промышленности, высотного строительства, атомной энергетики и т.д., то есть отраслей, испытывающих в настоящее время хроническую нехватку квалифицированных кадров среднего звена, ускоренная подготовка которых могла бы снизить остроту дефицита. А вот недостатка в экономистах и юристах (тем более, среднего звена), нет не только в областном центре, но и в любом относительно крупном городе Свердловской области.

Поэтому вскоре местные власти и региональные вузы по собственной инициативе начали организовывать эту актуальную и необходимую для них форму подготовки по направлениям и специальностям, востребованным на местных предприятиях и организациях, особенно в так называемых монопрофильных старопромышленных городах, население которых десятилетиями трудится на одном-двух градообразующих предприятиях - промышленно-хозяйственной основе данного социума. В таких городах, как правило, нет вузов или их подразделений, но почти всегда при заводах и предприятиях функционирует техникум, ПТУ и т.п. На их базе вполне оказалось возможным внедрять ПБ, осуществив некоторую методологическую и организационную модернизацию учебного процесса. Так, в Серове, Невьянске, Алапаевске и других городах Свердловской области теоретические дисциплины читались преподавателями вуза по дистанционной форме, а производственные практики проводились на предприятиях данного города. Причем, хотя выпускникам выдавался диплом обычного академического бакалавриата, подготовка по сути осуществлялась в рамках прикладного.

Несоответствие выбора специальностей и вузов, участвующих в реализации концепции прикладного бакалавриата, реальным потребностям народного хозяйства страны тем более вызывает недоумение, что Федеральным институтом развития образования (ФИРО) Минобрнауки РФ в декабре 2009 г. была разработана «Концепция создания программ прикладного бакалавриата в системе профессионального образования Российской Федерации» (отмеченная, кстати, дипломом лауреата Всероссийского профессионального конкурса «Инноватика в образовании» и материалы которой (якобы) использовались при формировании конкурсной документации для проведения конкурса среди образовательных учреждений). В названной «Концепции» чётко указано, что «Развитие экономики России в последнее десятилетие обусловило необходимость учета требований работодателей к результатам профессионального образования. Потребности современного российского рынка труда разнообразны, но единство работодателей проявляется в одном - нужны высоко квалифицированные кадры, от рабочего, техника-технолога до ученого-исследователя... Создание программ прикладного бакалавриата как вида программ массового, регионально ориентированного высшего образования, должно стать основой решения проблемы сбалансированности развития сфер труда и профессионального образования (курсив автора)».

В «Концепции» определено, что: «Миссия программ прикладного бакалавриата состоит в следующем:

- преодоление риска потери практико-ориентированности при введении уровневого высшего образования;

- снижение уровня издержек организации работодателей по доучиванию выпускников;

- адаптация образовательных программ вузов к заказу на практико-ориентированные результаты, соответствующие требованиям профессиональных стандартов;

- сокращение сроков вхождения молодежи на рынок труда в условиях демографического кризиса и старения кадров;

- снижение риска нетрудоустройства выпускников;

- расширение вариативности образовательных программ и сокращение их дублирования на уровнях среднего и высшего профессионального образования».

Основные положения «Концепции» разрабатывались на основе анализа статистических данных по распределению выпускников СПУ 2009 года по укрупнённым группам специальностей, в которых до одной трети выпускников продолжили обучение в вузах (92 311 человек из 448071). Причем, такое решение определялось не столько личным выбором выпускника, сколько требованиями со стороны работодателей (!). В перечень этих укрупненных групп специальностей входят: «Экономика и управление», «Информационная безопасность», «Энергетика», «Энергетическое машиностроение и электротехника», «Металлургия, машиностроение и материалообработка», «Авиационная и ракетно-космическая техника», «Транспортные средства», «Информатика и вычислительная техника», «Архитектура и строительство» и др. По данным Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» (19), именно работники производственно-инженерной сферы, сферы информационных технологий, коммуникаций и торговли являются самыми востребованными на рынке труда. И именно ПБ наиболее эффективен для подготовки таких специалистов, поскольку позволяет обеспечить необходимый уровень квалификации, сократить затраты и сроки обучения, а также дает основания для пересмотра перечня специальностей среднего звена с целью приведения его в соответствие с потребностями рынка труда и конъюнктуры производства.

Основной вывод «Концепции»: «Программы прикладного бакалавриата могут получить распространение в регионах (обладающих перспективными промышленными предприятиями, развитой инфраструктурой, активными объединениями работодателей, способными формировать целевой заказ образовательным учреждениям и участвовать (в том числе и в финансовом отношении) в его реализации и по определенным направлениям подготовки, связанным с реальными секторами экономики, такими как машино- и приборостроение, инженерные, информационные, химические технологии, строительство, сфера обслуживания и т.п.».

В этом контексте рассмотрим некоторые результаты внедрения и применения ПБ в образовательных учреждениях, участвующих в эксперименте. Эти промежуточные итоги были подведены 4 февраля 2013 года на первом заседании рабочей группы Ассоциации ведущих вузов экономики и менеджмента (15). В состав рабочей группы вошли представители разных вузов, причем не только участников эксперимента. Целью обсуждения, по словам руководителя группы Л. Миэринь, должно было стать «единое видение модели прикладного бакалавриата». «Если профессиональное сообщество выработает такую модель,- утверждала она,- её реализация может начаться в разных вузах в ближайшее время». Свои модели на заседании представили несколько вузов, в том числе Уральский федеральный университет, поэтому уделим основное внимание подходам к проблеме ПБ именно ведущих технических вузов.

Как уже говорилось выше, инициатором создания ПБ явился Московский институт стали и сплавов (МИСиС), об опыте которого на заседании рабочей группы сообщил зам. начальника управления стратегического развития вуза Андрей Данилин. Программу ПБ вуз реализует совместно с колледжем: первые пять семестров (включая 20 недель практики) занятия проводятся на базе колледжа - в рамках среднего профессионально ориентированного обучения, затем три семестра (с 9-ю неделями практики) - студенты учатся в головном вузе, под руководством его преподавателей и в лабораториях института - по программам высшего образования. А. Данилин признает, что по направлению «Металлургия» грань между средним и высшим уровнями образования ощутима, и читать курсы по вузовским программам студентам, пришедшим из СПУ, весьма сложно. «Модельный выпускник» программы «МИСиС- колледж» -это «технолог-эксперт, который разбирается в металлургии и сварочном производстве, то есть является специалистом широкого профиля, который подготовлен не под конкретное рабочее место (курсив автора)... поскольку готовить студентов под конкретное предприятие бессмысленно: за четыре года спрос на рынке труда изменится». В перспективе МИСиС предполагает развивать прикладной бакалавриат в своих филиалах, где есть градообразующие и регионо-образующие предприятия.

По сходной организационной структуре работает и Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», проректор которого Николай Лысенко отметил, что «экспериментальный ПБ в вузе реализуется на базе колледжа с участием преподавателей ЛЭТИ. На последнем году обучения студенты (колледжа) зачисляются в университет, часть курсов им перезачитывается.». При этом трудоемкость программы получается в 1,75 раза выше, чем при обычном бакалавриате, так как выпускники в итоге получают два диплома - колледжа и вуза. По словам Н. Лысенко, работодатели считают, что наличие двух дипломов позитивно сказывается на «рыночной устойчивости выпускников».

Но тогда возникает закономерный вопрос: а не сводит ли к нулю такой подход саму идею прикладного бакалавриата, ориентированного прежде всего на выигрыш во времени?

Программу УрФУ на заседании озвучил заместитель проректора по учебной работе проф. О. Ребрин. Он сообщил, что заказ на подготовку студентов по программе производственно-технологического бакалавриата (курсив автора) вуз получил от Уральской горно-металлургической компании. Программа разработана на основе профессиональных стандартов самой УГМК. «Работодатели буквально еженедельно бывают у нас, участвуют в софинансирова-нии процесса и за каждую копейку спрашивают с нас достаточно жестко», - отметил он. По его мнению, программа вполне укладывается в рамки ФГОС ВПО по направлению «Металлургия», акцент сделан на практико-ориентиро-ванную подготовку, причем после второго курса по результатам практики можно получить рабочую профессию. Два с половиной года студенты учатся по единому плану, а затем делятся на четыре подгруппы для обучения по профилям, которые требуются работодателю, и эта часть учебного плана корректируется под нужды работодателя (обычно на последнем году обучения). Программа реализуется без участия учреждений СПО: за практическую, производственную подготовку отвечает учебный центр УГМК. Университет присваивает степень бакалавра, а профессиональную квалификацию дает работодатель на основе собственной системы сертификации. В отличие от выпускников техникумов, студенты, обучающиеся по программе ПТБ, начиная работать в должности мастера, могут продвигаться в карьере, продолжая обучение в технологической магистратуре и даже аспирантуре.

Укажем в связи с этим на целый ряд принципиально важных моментов. Программа ПБ будет успешной, если: 1) она ориентирована на современного и успешного работодателя (а как известно, УГМК - несомненный лидер в цветной металлургии не только в России, но и в мире); 2) она реализуется при тесном и четком взаимодействии вуза и работодателя как в организационном, так и в учебно-методическом плане; 3) она базируется на заинтересованности заказчика в высоком качестве обучения студентов и предоставляющего для этого соответствующие материально-технические возможности (стенды, тренажёры, оборудование для практики и т.д.); 4) выпускники сразу включаются в производственный процесс предприятия.

Безусловно, такой вариант - самый оптимальный и, к сожалению, весьма редкий. Но и в этом случае не все протекает гладко. Участники заседания рабочей группы выделили ряд общих проблем, выявившихся при проведении обучения по формату ПБ. Среди них - отсутствие чёткой нормативной базы, утвержденной министерством, неопределённость в сроках обучения и в структуре учебных планов, отсутствие нормативных критериев оценки качества подготовки выпускников по программе ПБ, а главное - отсутствие общепризнанной, универсальной модели ПБ, подкреплённой соответствующим комплексом учебных дисциплин и программ, хотя бы ориентировочных. Руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФИРО В. Блинов так объясняет сложившееся положение: «Причина разночтения (о сроках обучения) объясняется подвижностью педагогических концепций - тот самый случай, когда «хвост виляет собакой». Сначала появилось само понятие «прикладной бакалавриат», а потом оно стало наполняться разными смыслами. Сегодня есть два основных подхода к прикладному бакалавриату. Первый - это подготовка рабочих с высшим образованием, второй - это полноценный бакалавриат с расширенной прикладной частью, которая прежде всего ориентирована на трудоустройство. Мы придерживаемся второго подхода и разрабатываем соответствующую концепцию» (7).

Итак, фундаментальной проблемой при реализации формата прикладного бакалавриата является отсутствие общепринятого представления о нем и, как следствие, методическая необеспеченность программами, лекционными курсами, практикумами и т.д. В связи с этим, мы хотели бы (в контексте адаптации рабочих программ для дисциплин технических направлений подготовки) высказать ряд соображений, касающихся как организационных, так и методических аспектов проблемы.

Речь идет о так называемых общих дисциплинах для профессионально-технической подготовки (физика, теплотехника, гидродинамика и др.) и культурно-образовательных, составляющих отдельный блок сугубо бакалаврской подготовки (история, философия и др.).

Рассмотрим для примера методологию преподавания курса «Гидрогазодинамика» (ГГД) - дисциплины, включаемой в учебные планы большинства направлений технической подготовки: машиностроение, строительство, металлургия, энергетика и т.д. На кафедре «Гидравлика» Строительного института УрФУ накоплен многолетний опыт преподавания её самым разным специальностям, включая группы ускоренной подготовки, курсы повышения квалификации и др. (2). Тем не менее, при адаптации курсов ГГД для прикладного бакалавриата программы приходится пересматривать и в плане теории, и, особенно, в плане практических занятий. Учебные пособия становятся скорее учебно-практическими, поскольку содержат весь необходимый материал для практических расчетов, тестов и даже курсовых работ (16). Кроме того, практикум должен быть профессионально ориентированным, т.е. примеры, упражнения и задания следует подбирать в контексте будущих производственных ситуаций и проблем, как бы предваряя использование полученных сведений уже в конкретной профессиональной деятельности выпускника. Для этого преподавателям кафедры Гидравлики приходится углубляться в профессиональные проблемы разных специальностей, участвуя в совместных, комплексных научных исследованиях и даже создавая в итоге обобщающие работы (10).Заметим в этой свя-

зи, что ПБ по направлению строительства даже не был включен в конкурсный отбор для проведения эксперимента, что вызывает недоумение и подтверждает высказанную нами оценку о бессистемности организации и проведения этого мероприятия. Поэтому ведущие строительные вузы страны (Томский государственный архитектурно-строительный университет, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет и др.) сами стали формировать программы ПБ и реализовывать их (11).

На заседании Новосибирского регионального отделения УМО вузов РФ по образованию в области строительства был предложен Проект изменений в ФГОС-3 по направлению 270800.62 «Строительство» (бакалавриат) с анализом ожидаемых последствий их внедрения (9), направленный в Минобрнауки. В него включены три строительных специализации: Архитектура, Строительство и Реконструкция и реставрация архитектурного наследия. Томский архитектурно-строительный университет включил в программы ПБ специализации «Землеустройство и кадастры» и «Строительство» с поднаправлениями: промышленно-гражданское строительство, жилищно-коммунальный комплекс и инженерно-сметная деятельность в строительстве. Этот перечень однозначно указывает на сферы интересов работодателей, в которых им необходимы квалифицированные кадры нужного уровня.

Что касается адаптации для прикладного бакалавриата программ культурно-гуманитарного профиля, то на наш взгляд, этот аспект совершенно не проработан. Даже если эти дисциплины и включаются в учебные планы (в весьма урезанном виде - из-за нехватки почасового фонда), то никаких специальных (системообразующих) задач и целей перед кафедрами не ставится. А между тем, их тоже целесообразно «вшивать» в систему подготовки - и концептуально, и методологически. Полагаем, что в программы ПБ технических направлений обязательно должна быть включена такая дисциплина как «История науки и техники», для которой соответствующей кафедрой УрФУ уже несколькими изданиями выпущен хорошо зарекомендовавший себя учебник (8). Однако он может служить лишь надежной общетеоретической основой курса. А в прикладном аспекте было бы крайне полезно и продуктивно дополнять историческую хронологию современными взглядами на методологию научно-технических открытий (11), теорию технических изобретений (13), показывать студентам, как прогнозы специалистов о перспективах научно-технического прогресса совпадают (или не совпадают) с действительной реализацией (17). При таком подходе, технико-технологическая история человеческого общества для будущих работников производственно-промышленной сферы становится не только общеобразовательной, но и профессионально-формирующей дисциплиной (7). Целесообразно подготовить и адекватное практическое обеспечение курса задачниками (18) или учебно-практическими пособиями, снабдив их схемными, типовыми алгоритмами решений, а также хрестоматиями по основным библиографическим источникам.

Программа прикладного бакалавриата является самостоятельной программой, объединяющей в себе преимущества программ ВПО и СПО. Программы углубленной подготовки СПО в пересчете в зачетные единицы составляют примерно 180 з. ед., при этом включая в себя и собственно теоретическую подготовку, и подготовку по профессиональным модулям. В программах прикладного бакалавриата предлагается сохранить этот объем (а при объективной необходимости - и больший) только для теоретической подготовки в логике дисциплинарного подхода. Соотношение примерного объема теоретического и практического обучения может меняться в зависимости от конкретных целей обучения (в т. ч. с учетом специфики направления подготовки, потребностей работодателей и т. п.).

Программа прикладного бакалавриата предусматривает увеличение объема практической подготовки по сравнению с ныне существующими программами бакалавриата. Объем учебной и производственной практики в программе прикладного бакалавриата в среднем в четыре раза больше по сравнению с обычными программами. Общий объем практической подготовки, включающей учебную и производственную практику, лабораторные работы, практические занятия, курсовые работы, должен составлять не менее 50% от общего объема обязательной учебной нагрузки. Коэффициент практико-ориентированности программы КПрО можно определить с помощью следующей формулы:

^ _ ТЛБП ТКР ^ УП 1пп ) Т ПДЛ ^

ПрО

Тобщ ^ УУП + 'ПП )+ Т

ПДЛ

где ТЛБП - объем (в час) лабораторных и практических занятий; ТКР - объем часов на курсовое проектирование, ТПдп - объем в час преддипломной (производственной) практики; Тобщ - суммарный объем учебной нагрузки (обязательной), час; Хул - объем учебной практики; Хпп - объем производственной практики.

Следовательно, хотя принятая «Концепция» определяет прикладной бакалавриат как «новый вид профессионального образования», мы считаем, что он, по сути, является специфическим, практико-ориентированным обучением, задачей которого является подготовка кадров непосредственно для рынка труда, поэтому все методическое обеспечение в вузе (программы, модули, практикумы и др.) должно быть подчинено этой цели, а сама реализация программ должна происходить в двуединстве и сотрудничестве корпорации работодателей и вузовского профессорско-преподавательского сообщества, в интересах реального сектора экономики и с достаточно гибкими, самонастраивающимися механизмами адаптации и обратной связи между промышленностью и вузами (5).

Список литературы

1. Блинов В.И., Дудырев Ф.Ф, Есенина Е.Ю. и др. (авт.-сост.). Концепция создания программ прикладного бакалавриата в системе профессионального образования Российской Федерации. - М.: Федеральный институт развития образования, 2010. - 17 с.

2. Дорошенко В.А., Носков А.С., Некрасов А.В. Опыт ускоренной подготовки инженеров-гидравликов по очно-заочной форме обучения // Сб. мат-в Всероссийского совещания УМК по специальности «Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика». - Пермь, 2009. - С. 126-131.

3. Дорошенко В.А. Диверсификация профессионально-технического образования в контексте социально-экономических проблем монопрофильных городов // Урал индустриальный. Бакунинские чтения. Материалы XI- Всероссийской научной конференции. -Екатеринбург, 2013. - Т. 1. - С. 427-435.

4. Дорошенко В.А., Москаленко М.Р. Из опыта преподавания дисциплины «Концепции современного естествознания» в системе дистанционного образования // Научно-методический журнал «Открытое и дистанционное образование». 2012. - № 4 (48), -С. 29-34; Дорошенко В.А., Москаленко М.Р. Дисциплина «Концепции современного естествознания в системе вузовского образования» // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и ^льтуры. 2014. -№ 2 (126). - С. 88-94 и др.

5. Дорошенко В.А. Об адаптации учебных программ прикладного бакалавриата в технических вузах / В.А. Дорошенко, В.В. Запа-рий // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2014. - № 4 (132). -С.154-162.

6. Дорошенко В.А. Основы гидрогазодинамики (краткий ^рс): учебно-практическое пособие для бакалавриата строительных направлений. - Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2014. - 74 с.

7. Запарий В.В. Технологическая интерпретация новой истории России / В.В. Запарий, Б.В. Личман, С.А. Нефедов. - Екатеринбург: Регион-Урал. 1999.

8. История науки и техники: учебное пособие / В.В. Запарий, А.В. Бармин, В.А. Дорошенко и др. / Под ред. проф. Запария В.В. -4-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург: УрФУ, 2014. - 336 с.

9. Надеин А.А. Ожидаемые изменения в ФГОС-3 по направлению 270800.62 «Строительство» (бакалавриат) и последствия их внедрения. - Новосибирск: ФГБОУ ВПО НГАСУ, 2013.

10. Некрасов А.В. Компьютерное моделирование гидродинамических процессов в системах водоснабжения. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2014. - 307 с.

11. Новиков А.С. Научные открытия: типы, структура, генезис. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 200 с.

12. «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования» Постановление Правительства РФ № 667 от 9 августа 2009 г.

13. Орлов М.А. Нетрудная ТРИЗ (теория решения изобретательских задач): Универсальный практический курс. - М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2011. - 384 с.

14. Поступающим в ТГАСУ: Мы строим будущее! Бакалавриат. 2012. - http://abiturient.tsuab.ru

15. Прикладной бакалавриат: образование выше среднего. Мат-лы «круглого стола», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - М., 2013. - http://www.hse.ru/news/avant/7342060,html

16. Прикладной бакалавриат: самое практичное образование. Интервью с руководителем Центра профессионального образования ФИРО В. Блиновым // OPEC.ru / Экспертный сайт «Открытая экономика». 18.01.2014.

17. Рьедматтен Э. де. Изобретения XXI века, которые изменят нашу жизнь / Пер. с англ. Е. Адамович. - М.: ЭКСМО, 2009. - 336 с.

18. Смирнов С.Г. Задачник по истории науки. От Фалеса до Ньютона. - М.: МИРОС - МАИК «Наука/Интерпериодика», 2001. -368 с.

19. Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» факультета психологии МГУ / руководитель доктор психолог. наук, проф. А.Г. Шмелёв. - http://teletesting.ru/

20. Что представляет собой «прикладной бакалавриат»? Интервью с директором департамента Минобрнауки РФ Игорем Реморен-ко - М.: МФПУ «Синергия», Новости образования, 28 мая 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.