Научная статья на тему 'Прикладной бакалавриат - новый вид подготовки специалистов полимерного профиля'

Прикладной бакалавриат - новый вид подготовки специалистов полимерного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОДУЛИ / АPPLIED BACCALAUREATE / PRACTICE-ORIENTED TEACHING / PROFESSIONAL ACTIVITIES / GENERAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL MODULES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахтямова С. С., Маликова Д. Н., Ярошевская Х. М., Гатинская В. П., Кочнев А. М.

Процесс обучения должен быть ориентирован на получение знаний и профессиональных навыков, которые позволят решать конкретные производственные задачи. Это способен решать выпускник прикладного бакалавриата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахтямова С. С., Маликова Д. Н., Ярошевская Х. М., Гатинская В. П., Кочнев А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Learning process should be aimed at providing knowledge and skins that win address specific production problems. Thats the task the bachelors alumnus is capable to solve.

Текст научной работы на тему «Прикладной бакалавриат - новый вид подготовки специалистов полимерного профиля»

УДК 37.018

С. С. Ахтямова, Д. Н. Маликова, Х. М. Ярошевская,

В. П. Гатинская, А. М. Кочнев

ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ - НОВЫЙ ВИД ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ПОЛИМЕРНОГО ПРОФИЛЯ

Ключевые слова: прикладной бакалавриат, практико-ориентированное обучение, профессиональная деятельность, общие компетенции, профессиональные компетенции, профессиональные модули.

Процесс обучения должен быть ориентирован на получение знаний и профессиональных навыков, которые позволят решать конкретные производственные задачи. Это способен решать выпускник прикладного бакалавриата.

Keywords: аррНвё baccalaureate, practice-oriented teaching, professional activities, general competence, professional

competence, professional modules.

Learning process should be aimed at providing knowledge and skins that win address specific production problems. That’s the task the bachelors alumnus is capable to solve.

Многие современные производства по переработке пластмасс оснащены новейшим оборудованием и технологиями, которые позволяют быстро и качественно проектировать и изготавливать новые полимерные изделия. Для работы в таких производствах требуются специалисты высокой квалификации, которые гибко и оперативно реагируют на все изменения, происходящие в нем. При этом потенциальный работодатель заинтересован в приеме на работу молодого специалиста, имеющего опыт профессиональной деятельности, который станет полноценным работником за короткий срок.

Учитывая современные тенденции развития производства, высшая школа должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к подготовке специалистов, а зачастую работать на опережение. Встает вопрос об оптимизации профессиональной подготовки и ускоренном включении выпускников в практическую работу. Процесс обучения должен быть ориентирован на получение знаний и профессиональных навыков, позволяющих решать конкретные

производственные задачи [1].

Вышеперечисленные задачи способен решать именно выпускник прикладного бакалавриата.

Прикладной бакалавриат представляет собой практико-ориентированное обучение в сочетании с изучением теории. Содержание основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата по направлению «Химическая технология» было обусловлено качественными изменениями требований, предъявляемых к выпускнику со стороны работодателей. Для реализации программы прикладного бакалавриата

совместно с предприятиями-партнерами был определен перечень основных видов

профессиональной деятельности. При

формировании основной профессиональной образовательной программы были использованы виды деятельности, содержащиеся в

Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, а также предложены новые виды деятельности.

Виды профессиональной деятельности выпускников:

- производственно-технологическая;

- организационно-управленческая.

Новые виды деятельности выпускников:

- проектно-конструкторская;

- экспериментально-исследовательская;

- технико-эксплуатационная.

Также совместно с работодателями был предложен перечень требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата в части общих компетенций (ОК): ОК-1 Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ОК-2 Организовывать собственную деятельность, обобщать и анализировать информацию, определять цели и выбирать пути их достижения;

ОК-3 Находить организационноуправленческие решения в нестандартных

ситуациях и готовность нести за них

ответственность;

ОК-4 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

ОК-5 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, потребителями;

ОК-6 Использовать нормативные

правовые акты в своей деятельности;

ОК-7 Стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

ОК-8 Использовать информационнокоммуникационные технологии для

совершенствования профессиональной

деятельности;

ОК-9 Владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

ОК-10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Был разработан перечень

профессиональных компетенций (ПК) в рамках основных видов профессиональной

деятельности, включая компетенции, адекватные современным производственным технологиям, новым формам организации труда и методам управления.

Бакалавр должен обладать

профессиональными компетенциями,

соответствующими основным видам

профессиональной деятельности:

ПК-1 Производственно-технологическая деятельность:

ПК-1.1 Принимать решения при обслуживании технологических процессов;

ПК-1.2 Использовать информационные технологии в управлении технологическим процессом;

ПК-1.3 Осуществлять входной контроль сырья и материалов;

ПК-1.4 Контролировать соблюдение технологической дисциплины;

ПК-1.5 Управлять технологическими процессами;

ПК-1.6 Осуществлять контроль качества выпускаемой продукции с использованием типовых методов;

ПК-1.7 Исследовать причины брака в производстве и разрабатывать мероприятия по его предупреждению и устранению;

ПК-1.8 Выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения;

ПК-1.9 Осуществлять контроль за соблюдением экологической безопасности;

ПК-1.10 Использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда;

ПК-1.11 Организовывать рабочие места, их техническое оснащение, производить размещение технологического оборудования.

ПК-2 Организационно-управленческая деятельность:

ПК-2.1 Выполнять работы по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;

ПК-2.2 Готовить документацию для создания системы менеджмента качества предприятия;

ПК-2.3 Производить организационно -плановые расчеты по созданию (реорганизации) производственных участков;

ПК-2.4 Разрабатывать оперативные планы работы первичных производственных подразделений;

ПК-2.5 Проводить анализ затрат и результатов деятельности производственных подразделений.

ПК-3 Проектно-конструкторская

деятельность:

ПК-3.1 Осуществлять сбор и анализ информационных исходных данных для проектирования технологических процессов и установок;

ПК-3.2 Производить расчет и проектирование отдельных стадий

технологического процесса в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных средств автоматизации

проектирования;

ПК-3.3 Производить контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;

ПК-3.4 Осуществлять сбор и анализ технической информации;

ПК-3.5 Участвовать в расчете и конструировании элементов технологической оснастки;

ПК-3.6 Участвовать в создании проектной и рабочей технической документации.

ПК-4 Опытно-экспериментальная

деятельность:

ПК-4.1 Выполнять литературный и патентный поиск;

ПК-4.2 Выполнять экспериментальные исследования и испытания;

ПК-4.3 Обрабатывать результаты

экспериментальных исследований и испытаний;

ПК-4.4 Подготавливать исходные

материалы для научно-технических отчетов, аналитических обзоров и справок.

ПК-5 Технико-эксплуатационная:

ПК-5.1 Принимать и осваивать вводимое оборудование;

ПК-5.2 Эксплуатировать автоматизи-

рованные системы управления технологическим процессом;

ПК-5.3 Производить проверку

технического состояния и остаточного ресурса оборудования, организацию профилактических осмотров и текущего ремонта;

ПК-5.4 Участвовать в работе по наладке, настройке и опытной проверке оборудования и программных средств;

ПК-5.5 Осуществлять подготовку

технической документации на ремонт оборудования;

ПК-5.6 Участвовать в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции.

Срок освоения основной

профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата по направлению 240100 «Химическая технология» составляет 4 года (208 недель).

Проект основной профессиональной образовательной программы включает в себя также проект учебного плана, проекты рабочих программ учебных дисциплин.

Проект учебного плана включает гуманитарный, социальный и экономический, математический и общий естественно-научный циклы, которые состоят из учебных дисциплин.

При формировании содержания основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата мы исходили из того, что прикладной бакалавриат представляет собой первую ступень высшего образования, после которой большинство студентов могут начинать работать в производственной сфере в качестве младших инженерных работников. В период обучения в бакалавриате студент получает практико-ориентированное образование,

содержание которого интегрирует базовую фундаментальную подготовку по социальноэкономическому и гуманитарному, естественнонаучному и общепрофессиональному

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(ориентированному на отрасль

профессиональной деятельности в области переработки полимеров) блокам дисциплин. Гармоничное сочетание естественно-научного и социально-гуманитарного образования бакалавра

способствуют развитию как аналитического, логического мышления, так и способности к видению множественности решений

профессиональных задач.

Обязательная часть основной

профессиональной образовательной программы по циклам составляет около 60 % от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть и дисциплины по выбору (около 30 %) дают возможность расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний. Около 50% вариативной части отведено на усиление практико-ориентированной подготовки выпускника.

Отличительной чертой прикладного бакалавриата от обычного является введение профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В сочетании с традиционными общепрофессиональными

учебными дисциплинами они составляют профессиональный цикл.

Каждый модуль включает один или несколько междисциплинарных курсов. Частью профессиональных модулей являются учебная и производственная практики, составляющие не менее 50 % учебного времени и являющиеся обязательным разделом основной

профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата.

Профессиональные модули данного проекта основной профессиональной

образовательной программы имеют следующие наименования: «Осуществление

производственно-технологического процесса переработки полимеров», «Управление

производством», «Проектирование производств и конструирование изделий из полимерных материалов». Их содержание сформировано совместно с работодателями заявляемого профиля и направлено на освоение тех компетенций, которые будут востребованы рынком труда.

Особенностью реализации прикладного бакалавриата является тесное сотрудничество с предприятиями-заказчиками, готовыми принять на работу подготовленных таким образом выпускников. Предприятия-партнеры оказывают не только экономическую поддержку, но и участвуют в образовательном процессе, предоставляя собственные кадры для проведения занятий, места для практик и т.д. Также работодатели участвуют в повышении квалификации преподавателей, которые проходят стажировку в компаниях-партнерах.

Подготовка квалифицированных

выпускников прикладного бакалавриата по направлению 240100 «Химическая технология» обеспечит современные потребности рынка труда в гибких и мобильных специалистах, способных воспринимать изменения в химической технологии и умеющих решать конкретные производственные задачи на высоком уровне.

© С. С. Ахтямова - канд. пед. наук, доц. каф. технологии переработки полимеров и композиционных материалов КНИТУ, [email protected]; Д. Н. Маликова - соиск. той же кафедры, [email protected]; Х. М. Ярошевская - канд. хим. наук, проф. каф. физической и коллоидной химии КНИТУ, [email protected]; В. П. Гатинская - доц. каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации, [email protected]; А. М. Кочнев - д-р пед. наук, проректор КНИТУ, [email protected].

Литература

1. Тухбатуллина Л.М. Использование

проектного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов полимерного профиля / Л. М. Тухбатуллина, Л.А.Сафина // Вестник Казан. технол. ун-та. -2010. - №10. - С.456-458.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.