Научная статья на тему 'Прикладной анализ внешней политики стран СНГ'

Прикладной анализ внешней политики стран СНГ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2135
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНГ / CIS / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА / QUANTITATIVE METHODS OF ANALYSIS / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / CONTENT ANALYSIS / ГОЛОСОВАНИЕ / VOTING / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / INTERNATIONAL TRADE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дегтерев Денис Андреевич, Дегтерев Андрей Харитонович, Никулин Максим Андреевич, Оганесен Арусяк Левоновна

Статья посвящена прикладным методикам анализа внешней политики стран СНГ. Рассматриваются ожидания населения во внешнеполитической сфере на основе социологических опросов, анализ географической структуры экспорта и импорта, членство в международных организациях, контент-анализ доктринальных внешнеполитических документов, а также голосование по наиболее актуальным вопросам в ГА ООН. Представленные в статье выводы это лишь часть результатов проекта по анализу внешней политики стран СНГ, реализуемого на кафедре теории и истории международных отношений РУДН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Applied Analysis of the Foreign Policy of CIS Countries

The article is devoted to applied methods of foreign policy analysis of CIS countries. Expectations of the population in foreign policy are considered on the basis of opinion polls, analysis of exports and imports, membership in international organizations, content analysis of doctrinal foreign policy documents, as well as vote on the most pressing issues in the UN General Assembly are analysed. Conclusions presented in the article is only a part of the project of analysis of the foreign policy of the CIS countries, implemented at the Department of Theory and History of International Relations of People''s Friendship University of Russia.

Текст научной работы на тему «Прикладной анализ внешней политики стран СНГ»

ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ

ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СТРАН СНГ

Д.А. Дегтерев, А.Х. Дегтерев, М.А. Никулин, А.Л. Оганесян

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена прикладным методикам анализа внешней политики стран СНГ. Рассматриваются ожидания населения во внешнеполитической сфере на основе социологических опросов, анализ географической структуры экспорта и импорта, членство в международных организациях, контент-анализ доктринальных внешнеполитических документов, а также голосование по наиболее актуальным вопросам в ГА ООН. Представленные в статье выводы — это лишь часть результатов проекта по анализу внешней политики стран СНГ, реализуемого на кафедре теории и истории международных отношений РУДН.

Ключевые слова: СНГ, количественные методы анализа, контент-анализ, голосование, международные организации, внешняя политика, международная торговля.

С момента формирования государственности стран СНГ прошло почти четверть века. За это время под влиянием целого ряда центробежных тенденций сформировались внешнеполитические курсы стран СНГ, которые в ряде случаев совпадают с позицией РФ, а иногда существенно расходятся. В этой связи встает вопрос непредвзятого и беспристрастного, с опорой на актуальную источниковую базу, анализа внешней политики стран СНГ.

Данной подход реализуется рядом российских исследователей, в т.ч. А.Я. Ба-баджановым из МГИМО (У) МИД России [1], В.М. Захаровым из РИСИ [2], коллективом Института востоковедения РАН [3], Ю.В. Косовым (РАНХиГС), А.В. Торопыгиным [4], В.М. Татаринцевым из Дипломатической академии МИДа России [5].

Своя школа постсоветских исследований сложилась и в РУДН. На кафедре политических наук она представлена С.С. Жильцовым [6]. Солидный задел по постсоветской проблематике имеется и на кафедре теории и истории международных отношений РУДН. В этой связи стоит выделить выдержавший три издания совместный труд К.П. Курылева, Е.М. Савичевой [7]. Кафедра реализует

магистерскую программу по направлению «Международные отношения» в рамках Сетевого университета СНГ и магистерскую программу по направлению «зарубежное регионоведение» в рамках Сетевого университета ШОС. Под руководством преподавателей кафедры магистры из стран СНГ проводят исследования особенностей формирования внешней политики стран Содружества. В 2015 г. кафедра приступает к реализации масштабного проекта по анализу внешней политики стран СНГ с применением прикладных методик и количественных методов анализа международных отношений [8]. В данной статье представлены лишь некоторые из применяемых нами методик.

ДЕТЕРМИНАНТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Как отмечает ведущий российский исследователь П.А. Цыганков, взаимосвязь внутренней и внешней политики — одна из наиболее сложных проблем теории международных отношений [9. С 30]. Во многом она определяется парадигмой международных отношений, которой придерживается исследователь, и варьируется от детерминистского объяснения соотношения внутренней и внешней политики до абсолютно автономного характера внешней политики.

Сторонники основанной на либеральной парадигме концепции экономической взаимозависимости (Р. Кохейн, Р. Купер, Дж. Най) считают, что политика государств в международных отношениях определяется внутренними экономическими интересами, рост взаимозависимости создает общие хозяйственные интересы всех государств, которые взаимодействуют друг с другом для увеличения своих потенциальных выгод и уменьшения потерь. Существование взаимосвязи между размером торговых потоков и характером внешнеполитического курса доказывает санкционная практика 2014 г. Попавшая под санкции западных стран Российская Федерация, не намерена менять свой внешнеполитический курс и переориентирует свои торговые потоки в пользу незападного мира, дабы ослабить давление, создаваемое отношениями взаимозависимости.

Нами был проведен анализ торговых потоков стран СНГ (кроме РФ), указаны наиболее важные направления экспортных потоков из 8 стран СНГ, а также наиболее важные направления импортных потоков в 8 стран СНГ (табл. 1а и 1б). Отдельные данные по экспорту и импорту Узбекистана и Таджикистана нами не были получены, вместе с тем основными торговыми партнерами Узбекистана (т.е. по внешнеэкономическому обороту в целом) являются РФ, КНР, Казахстан, Южная Корея, Турция, а Таджикистана — РФ, Казахстан, КНР, Турция, Афганистан.

Таблица 1а

Экспорт стран СНГ

Страна Экспортное Экспортное Экспортное Экспортное Экспортное

направление 1 направление 2 направление 3 направление 4 направление 5

Азербайджан ЕС Индонезия Таиланд Израиль Индия

Армения ЕС РФ США Канада Иран

Беларусь РФ ЕС Украина Казахстан Бразилия

Окончание

Страна Экспортное Экспортное Экспортное Экспортное Экспортное

направление 1 направление 2 направление 3 направление 4 направление 5

Казахстан ЕС КНР РФ Швейцария Канада

Киргизия Швейцария Казахстан ОАЭ Узбекистан РФ

Молдова ЕС РФ Украина Турция Беларусь

Туркменистан Иран РФ КНР Грузия Италия

Украина ЕС РФ Турция КНР Египет

Источник: подготовлено авторами на основе статистики ВТО

Таблица 1б

Импорт стран СНГ

Страна Происхожде- Происхожде- Происхожде- Происхожде- Происхожде-

ние импорта 1 ние импорта 2 ние импорта 3 ние импорта 4 ние импорта 5

Азербайджан ЕС РФ Турция Украина КНР

Армения РФ ЕС КНР Украина Турция

Беларусь РФ ЕС КНР Украина США

Казахстан РФ ЕС КНР США Украина

Киргизия РФ КНР ЕС Казахстан Япония

Молдова ЕС РФ Украина КНР Турция

Туркменистан Турция КНР РФ ОАЭ Иран

Украина ЕС РФ КНР Беларусь США

Источник: подготовлено авторами на основе статистики ВТО

В последние годы внешняя политика Европейского союза становится все более консолидированной, растет блоковая дисциплина среди западных стран, особенно наглядно это проявилось в ходе санкционного кризиса РФ—ЕС, а также по вопросу строительства «Южного потока». К антироссийским санкциям требуют присоединиться даже Сербию — кандидата на вступление в ЕС. В сложившейся ситуации представляется оправданным рассматривать торговые потоки всех стран ЕС как единое целое.

ЕС является основным внешнеторговым партнером по экспорту и по импорту для Азербайджана, Молдовы и Украины, а только по экспорту также и для Армении и Казахстана. В число крупнейших внешнеторговых партнеров Туркменистана ныне входят Иран (по экспорту) и Турция (по импорту), на втором месте КНР, а Российская Федерация лишь на третьем месте.

Географическая структура внешнеэкономических связей не является единственной детерминантой внешнеполитического курса [10]. Конструктивисты, например А. Вендт, склонны относить к детерминантам внешней политики нормы и религиозные верования политических лидеров, отражающих чаяния большей части населения данных стран. Кроме того, в современной внешнеполитической практике все чаще наблюдается переход от продвижения интересов отдельных стран к продвижению общечеловеческих ценностей [11. С. 53].

В этой связи особый акцент следует уделять анализу внешнеполитических ожиданий в странах СНГ. Такого рода анализ проведен нами при помощи данных, полученных в ходе опросов в 2010—2014 гг. исследовательским центром World Values Survey (рис. 1 а—1 е). Как видно из диаграмм, наибольшее доверие к вооруженным силам своей страны в Узбекистане и Армении, наименьшее — на Украине. В Узбекистане также наибольшее доверие к СНГ и ООН, наименьшее — в Российской Федерации.

Азерб. Беларусь Киргизия Украина

Армения Казах. Россия Узбекистан

Армения Казах. Россия Узбекистан

Беларусь Киргизия Украина

67,5

74,7

Рис. 1а. Я чувствую себя частью СНГ

Рис. 1б. Доверие к СНГ

Азерб. Казах. Украина

Армения "Беларусь Киргизия "Россия Узбекистан

72,9

69,4

Рис. 1в. Доверие к ООН

Азерб. Казах. Украина

Армения Киргизия Узбекистан

Беларусь Россия

Рис. 1г. Доверие к вооруженным силам своей страны

Азерб. Казах. Украина

87,6

79,7

Армения "Беларусь Киргизия "Россия Узбекистан

75,6 76 77,4 62,6 62

Я беспокоюсь о террористической атаке

Рис. 1д. В какой степени вас беспокоят атаки террористов?

Азерб.

■ Казах.

■ Украина 94,3 94,2

Армения "Беларусь Киргизия "Россия Узбекистан

Рис 1е. В какой степени вас беспокоит война в вашей стране?

Источник: диаграммы составлены авторами на основе данных опросов, проведенных в 2010—2014 гг. исследовательским центром World Values Survey

АНАЛИЗ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ

Внешнеполитический курс страны и ее стратегические приоритеты отражены в первую очередь в соответствующих доктринальных документах, в т.ч. в Стратегии национальной безопасности и Концепции внешней политики. В 2013 г. системный анализ данных документов, а также военных доктрин стран СНГ проведен А.Я. Бабаджановым [1]. По состоянию на конец 2014 г. у анализируемых нами стран СНГ из доктринальных документов в наличии имеются преимущественно стратегии национальной безопасности (табл. 2), поэтому дальнейший анализ был сосредоточен именно на них (табл. 3).

Таблица 2

Доктринальные документы стран СНГ по внешней политике

Страна Концепция/стратегия внешней политики Концепция/стратегия национальной безопасности

Азербайджан Нет Есть

Армения Нет Есть

Беларусь Нет Есть

Казахстан Нет Нет

Киргизия Есть Есть

Молдавия Есть Есть

Таджикистан Нет Нет

Туркмения Есть Есть

Узбекистан Нет Есть

Украина Нет Есть

Источник: [1]

Нами был проведен контент-анализ концепций/стратегий национальной безопасности стран СНГ (табл. 3). Был рассмотрен лишь один аспект — частота употребления названий основных внешнеполитических партнеров — США, ЕС, РФ в основном доктринальном документе (без анализа характера взаимосвязи с данным партнером, будь то положительная, отрицательная или нейтральная).

Таблица 3

Контент-анализ концепций национальной безопасности стран СНГ

США ЕС Россия

Азербайджан 1 8 3

Армения 12 8 16

Беларусь 1 5 4

Киргизия 6 4 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Молдова 4 25 6

Украина 2 21 6

Источник: подсчитано авторами на основе контент-анализа следующих документов: 1) Распоряжение президента Азербайджанской Республики об утверждении Концепции национальной безопасности Азербайджанской Республики (23 Мая 2007 г.); 2) Стратегия национальной безопасности Республики Армения (одобрена на заседании Совета национальной безопасности при президенте Республики Армения, 26 января 2007 г.); 3) Концепция национальной безопасности Республики Беларусь (Указ президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 г. № 575); 4) Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики (утверждена Указом президента Кыргызской Республики от 18 февраля 2009 г. № 115); 5) Постановление № 153 от 15.07.2011 об утверждении Стратегии национальной безопасности Республики Молдова; 6) Указ президента Украины № 389/2012 о решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 8 июня 2012 г. «О новой редакции Стратегии национальной безопасности Украины».

Результаты исследования наглядно показывают значение европейского вектора для внешней политики Молдовы и Украины, роль российского и американского вектора для внешней политики Армении.

Помимо национальных доктринальных документов, внешнеполитическая позиция стран определяется членством в международных организациях, которое обуславливает необходимость проведения единого внешнеполитического курса в целом ряде вопросов. На сегодняшний день страны СНГ (кроме РФ) являются членами следующих международных организаций (табл. 4).

Таблица 4

Членство стран СНГ в международных организациях

Страна ОЭСР ЕС НАТО ОДКБ ГУАМ ШОС СДВ ОЧЭС

Азербайджан Партнер Приостановили членство Член Член

Армения Партнер Член Член

Беларусь Партнер Член Партнер по диалогу Наблюдатель

Казахстан Партнер Член Член

Киргизия Партнер Член Член

Молдавия Партнер Член Член Член

Таджикистан Партнер Член Член

Туркмения Партнер

Узбекистан Партнер Приостановили членство Член

Украина Партнер Член Член Член

Источник: составлено авторами

Как видно из табл. 4, членство в ОДКБ (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) и ГУАМ (Молдавия и Украина) — в настоящее время два взаимоисключающих фактора. Туркмения и Узбекистан придерживаются идеологии неприсоединения, хотя Узбекистан и является членом ШОС.

ГОЛОСОВАНИЕ В ООН

Своего рода «моментом истины» во внешней политике является голосование стран в ГА ООН. Клятвы в вечной дружбе отходят на второй план, и проявляется истинная позиция государств по тем или иным вопросам внешней политики [12]. Для анализа были отобраны три резолюции — по украинскому кризису, по ситуации в Иране и Сирии (табл. 5а, 5б и 5в). Данные вопросы являются на сегодняшний день одними из наиболее острых на международной повестке дня. Страны, имеющие отношение к резолюциям, находятся в непосредственной близости от стран СНГ, поэтому по каждой из резолюций страны Содружества имеют свою, четко выраженную позицию.

Резолюция о территориальной целостности Украины была принята в ответ на референдум в Крыму и призывала страны не признавать изменения в статусе-кво Автономной Республики Крым и города Севастополя. Как видно из табл. 5а, Армения, Беларусь и Россия были среди тех 11 членов ГА ООН, которые проголосовали против резолюции. Казахстан и Узбекистан воздержались, а Киргизия, Таджикистан и Туркменистан не проголосовали. Лишь Азербайджан, Молдова и Украина проголосовали за принятие данной резолюции.

Таблица 5а

Результаты голосования стран СНГ по резолюции ГА ООН № 68/262 «Территориальная целостность Украины» от 27.03.2014

Таблица 5б

Результаты голосования стран СНГ по резолюции ГА ООН №68/184 «Положение в области прав человека в Исламской Республике Иран» от 18.12.2013

Y — «за» N — «против» A — воздержался NV — не голосовал

ВСЕГО: Y: 100, N: 11, A: 58, NV: 24

Y Азербайджан

N Армения

N Беларусь

A Казахстан

NV Кыргызстан

Y Молдова

N Россия

NV Таджикистан

NV Туркменистан

A Узбекистан

Y Украина

Y — «за» N — «против» A — воздержался NV — не голосовал

ВСЕГО: Y: 86, N: 36, A: 61, NV: 10

NV Азербайджан

N Армения

N Беларусь

N Казахстан

A Кыргызстан

Y Молдова

N Россия

N Таджикистан

N Туркменистан

N Узбекистан

Y Украина

Таблица 5в

Результаты голосования стран СНГ по резолюции ГА ООН №68/182 «Положение в области прав человека в Сирийской Арабской Республике» от 18.12.2013

Y — «за» N — «против» A — воздержался NV — не голосовал

ВСЕГО: Y: 127, N: 13, A: 47, NV: 6

Y Азербайджан

A Армения

N Беларусь

A Казахстан

A Кыргызстан

Y Молдова

N Россия

A Таджикистан

A Туркменистан

N Узбекистан

Y Украина

Источник: составлено авторами с использованием United Nations Bibliographic Information System (UNBISnet)

В резолюции «Положение в области прав человека в Исламской Республике Иран» осуждаются нарушения обязательств иранского правительства в области прав человека. Большинство стран СНГ проголосовало против этой резолюции, и только Молдова и Украина проголосовали за нее. Киргизия воздержалась, а Азербайджан не голосовал.

Принятая тогда же резолюция «Положение в области прав человека в Сирийской Арабской Республике» осуждает применение химического оружия, нарушение прав человека и международного гуманитарного права в Сирии и требует, чтобы все стороны незамедлительно положили этим нарушениям конец. В резолюции также подчеркивается, что скорейший прогресс в осуществлении политического перехода является наилучшей возможностью для урегулирования ситуации в Сирии мирным путем. За эту резолюцию проголосовали Азербайджан, Молдова и Украина, а против нее — Беларусь, Россия и Узбекистан. Другие члены

СНГ решили воздержаться от голосования.

***

Показанные в данной работе результаты — лишь часть выводов из исследований, проводимых кафедрой теории и истории международных отношений РУДН. В 2015 г. предполагаем привлечь к данным исследованиям представителей ведущих вузов РФ, а также вузов стран СНГ и ШОС — партнеров РУДН по сетевым университетам.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бабаджанов А.Я. Военно-политическое сотрудничество постсоветских государств: проблема сочетаемости национальных подходов. М.: Аспект-Пресс, 2013.

[2] Захаров В.М. Военное строительство в государствах постсоветского пространства. М.: РИСИ, 2011.

[3] Страны СНГ в системе международных отношений / Под ред. У. Шарипова, А. Хазанова, М. Крупянко, Д. Милеева. М.: Ин-т Востоковедения РАН, 2008.

[4] Косов Ю.В., Торопыгин А.В. Содружество независимых государств. Интеграция, парламентская дипломатия и конфликты. М.: Аспект-Пресс, 2012.

[5] Татаринцев В.М. Двусторонние отношения России со странами СНГ. М.: Восток—Запад, 2011.

[6] Жильцов С. С., Воробьев В.П., Шутов А.Д. Эволюция политики России на постсоветском пространстве. М.: Восток—Запад, 2010.

[7] Курылев К.П., Савичева Е.М. Содружество Независимых Государств: Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров и магистров направлений подготовки «Международные отношения», «Политология», «История». Третье издание, переработанное и дополненное. М: Изд-во РУДН, 2013.

[8] Дегтерев Д.А. Количественные методы анализа в международно-правовых исследованиях // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 3.

[9] Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учебник. — М.: Гардарики, 2007.

[10] Бартенев В.И. Внутриполитические детерминанты использования инструментов внешней помощи: модель для сборки // Полис. Политические исследования. 2014. № 5.

[11] Дегтерев Д.А. Содействие международному развитию как инструмент продвижения внешнеполитических и внешнеэкономических интересов // Вестник МГИМО-Универ-ситета. — 2012. — № 2.

[12] Дегтерев Д.А. Механизмы принятия решений в международных организациях и коллективных наднациональных органах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14: Право. — 2014. — № 1.

APPLIED ANALYSIS OF THE FOREIGN POLICY OF CIS COUNTRIES

D.A. Degterev, A.Kh. Degterev, M.A. Nikulin, A.L. Oganesyan

Theory and History of International Relations Chair Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to applied methods of foreign policy analysis of CIS countries. Expectations of the population in foreign policy are considered on the basis of opinion polls, analysis of exports and imports, membership in international organizations, content analysis of doctrinal foreign policy documents, as well as vote on the most pressing issues in the UN General Assembly are analysed. Conclusions presented in the article is only a part of the project of analysis of the foreign policy of the CIS countries, implemented at the Department of Theory and History of International Relations of People's Friendship University of Russia.

Key words: CIS, quantitative methods of analysis, content analysis, voting, international organizations, foreign policy, international trade.

REFERENCES

[1] Babadzhanov A.Ja. Voenno-politicheskoe sotrudnichestvo postsovetskih gosudarstv: problema sochetaemosti nacional'nyh podhodov. M.: Aspekt-Press, 2013.

[2] Zaharov V.M. Voennoe stroitel'stvo v gosudarstvah postsovetskogo prostranstva. M.: RISI, 2011.

[3] Strany SNG v sisteme mezhdunarodnyh otnoshenij // Pod red. U. Sharipova, A. Hazanova, M. Krupjanko, D. Mileeva. M.: In-t Vostokovedenija RAN, 2008.

[4] Kosov Ju.V., Toropygin A.V. Sodruzhestvo nezavisimyh gosudarstv. Integracija, parlamentskaja diplomatija i konflikty. M.: Aspekt-Press, 2012.

[5] Tatarincev V.M. Dvustoronnie otnoshenija Rossii so stranami SNG. M.: Vostok-Zapad, 2011.

[6] Zhil'cov S.S., Vorob'ev V.P., Shutov A.D. Jevoljucija politiki Rossii na postsovetskom pro-stranstve. M.: Vostok-Zapad, 2010.

[7] Kurylev K.P., Savicheva E.M. Sodruzhestvo Nezavisimyh Gosudarstv: Uchebno-metodicheskoe posobie dlja studentov-bakalavrov i magistrov napravlenij podgotovki «Mezhdunarodnye otnoshenija», «Politologija», «Istorija». Tret'e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe. M.: Izd-vo RUDN, 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[8] Degterev D.A. Kolichestvennye metody analiza v mezhdunarodno-pravovyh issledovanijah // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2013. № 3.

[9] CygankovP.A. Teorija mezhdunarodnyh otnoshenij: Uchebnik. — M.: Gardariki, 2007.

[10] Bartenev V.I. Vnutripoliticheskie determinanty ispol'zovanija instrumentov vneshnej pomoshhi: model' dlja sborki // Polis. Politicheskie issledovanija. 2014. № 5.

[11] Degterev D.A. Sodejstvie mezhdunarodnomu razvitiju kak instrument prodvizhenija vneshne-politicheskih i vneshnejekonomicheskih interesov // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2012. № 2.

[12] Degterev D.A. Mehanizmy prinjatija reshenij v mezhdunarodnyh organizacijah i kollektivnyh nadnacional'nyh organah // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Serija 14: Pravo. 2014. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.