Научная статья на тему 'Конкурентоспособность экспорта СНГ'

Конкурентоспособность экспорта СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
804
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫЯВЛЕННЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ЭКСПОРТА / БОСТОНСКАЯ МАТРИЦА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ СТАТИСТИКА / REVEALED COMPARATIVE ADVANTAGES / COMPETITIVENESS / EXPORT SPECIALIZATION / BOSTON MATRIX / INTERNATIONAL TRADE STATISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурова И. П.

Цель статьи заключается в исследовании перспектив стран СНГ на мировых товарных рынках и конкурентоспособной продукции национальных товаропроизводителей. Статья содержит критический анализ методов выявления конкурентоспособных экспортных товаров, применяемых при реализации политики СНГ в повышении конкурентоспособности национальной продукции. В противоположность заявительному методу, используемому Исполкомом СНГ для составления Сводного перечня конкурентоспособной продукции, в статье применен аналитический метод. В результате анализа международной торговой статистики на основе комплексного подхода с использованием методов определения международной специализации, разработанных Б.Балашшем и Г.Лафая, выделены конкурентоспособные продукты для каждой из 11 стран СНГ. Научная новизна исследования заключается в применении Бостонской матрицы для исследования состава «экспортного портфеля» государств-участников Таможенного союза России, Беларуси, Казахстана. В результате установлено, что наиболее эффективными статическими позициями специализации являются удобрения (Россия, Беларусь), молочная продукция (Беларусь), минеральное топливо (Россия). В результате исследования динамических позиций экспортных продуктов 11 стран СНГ на мировых рынках установлено, что наряду с сырьевыми товарами благоприятные предпосылки сформировались для продукции таких высокотехнологичных производств, как химическая и фармацевтическая промышленность, производство инструментов и аппаратов, электрического оборудования. Результаты исследования предназначены для применения в области внешней торговли стран СНГ и разработки торговой политики, а также обоснования согласованных интеграционных мер по преодолению сырьевой ориентации экономик СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS OF THE CIS COUNTRIES EXPORT

The purpose of the article is to explore the prospects of the CIS countries in the world commodity markets and the competitive output of national producers. The paper contains a critical analysis of the methods for identifying competitive export goods used in implementing the policy of the CIS to increase the competitiveness of national products. In contrast to the application-based method used by the CIS Executive Committee for the preparation of the Consolidated List of Competitive Products, the analytical one has been applied. A study of international trade statistics by dint of the integrated approach, based on the B.Balassa and G.Lafay's tools elaborated for revealing the international specialization, identified competitive products for each of the 11 CIS countries. The scientific novelty of the research consists in using the Boston matrix for the study of "export portfolio" of the Customs Union of Russia, Belarus and Kazakhstan. As a result, it has been found that the most effective static positions in the world markets are fertilizers (Russia, Belarus), dairy products (Belarus), mineral fuels (Russia). The study of dynamic positions of the CIS countries exports in the world markets found that, along with raw materials, the favorable conditions have been formed for the output of the high-tech industries such as chemical and pharmaceutical industries, manufacturing tools and machines, electrical equipment. Results of the study are intended for use in the foreign trade of the CIS countries and for development of trade policy, as well as for elaboration of agreed integration measures to overcome the raw materials orientation of the CIS economies.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность экспорта СНГ»

УДК 339.56.055

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКСПОРТА СНГ

Гурова И. П.

Цель статьи заключается в исследовании перспектив стран СНГ на мировых товарных рынках и конкурентоспособной продукции национальных товаропроизводителей.

Метод

Статья содержит критический анализ методов выявления конкурентоспособных экспортных товаров, применяемых при реализации политики СНГ в повышении конкурентоспособности национальной продукции. В противоположность заявительному методу, используемому Исполкомом СНГ для составления Сводного перечня конкурентоспособной продукции, в статье применен аналитический метод.

Результаты

В результате анализа международной торговой статистики на основе комплексного подхода с использованием методов определения международной специализации, разработанных Б.Балашшем и Г.Лафая, выделены конкурентоспособные продукты для каждой из 11 стран СНГ. Научная новизна исследования заключается в применении Бостонской матрицы для исследования состава «экспортного портфеля» государств-участников Таможенного союза России, Беларуси, Казахстана. В результате установлено, что наиболее эффективными статическими позициями специализации являются удобрения (Россия, Беларусь), молочная продукция (Беларусь), минеральное топливо (Россия). В результате исследования динамических позиций экспортных продуктов 11 стран СНГ на мировых рынках установлено, что наряду с сырьевыми товарами благоприятные предпосылки

сформировались для продукции таких высокотехнологичных производств, как химическая и фармацевтическая промышленность, производство инструментов и аппаратов, электрического оборудования.

Область применения результатов

Результаты исследования предназначены для применения в области внешней торговли стран СНГ и разработки торговой политики, а также обоснования согласованных интеграционных мер по преодолению сырьевой ориентации экономик СНГ.

Ключевые слова: выявленные сравнительные преимущества;

конкурентоспособность; специализация экспорта; Бостонская матрица; международная торговая статистика.

COMPETITIVENESS OF THE CIS COUNTRIES EXPORT

Gurova I.P.

The purpose of the article is to explore the prospects of the CIS countries in the world commodity markets and the competitive output of national producers.

Methodology

The paper contains a critical analysis of the methods for identifying competitive export goods used in implementing the policy of the CIS to increase the competitiveness of national products. In contrast to the application-based method used by the CIS Executive Committee for the preparation of the Consolidated List of Competitive Products, the analytical one has been applied.

Results

A study of international trade statistics by dint of the integrated approach, based on the B.Balassa and G.Lafay’s tools elaborated for revealing the international specialization, identified competitive products for each of the 11 CIS countries. The scientific novelty of the research consists in using the Boston matrix

for the study of "export portfolio" of the Customs Union of Russia, Belarus and Kazakhstan. As a result, it has been found that the most effective static positions in the world markets are fertilizers (Russia, Belarus), dairy products (Belarus), mineral fuels (Russia). The study of dynamic positions of the CIS countries exports in the world markets found that, along with raw materials, the favorable conditions have been formed for the output of the high-tech industries such as chemical and pharmaceutical industries, manufacturing tools and machines, electrical equipment.

Practical implications

Results of the study are intended for use in the foreign trade of the CIS countries and for development of trade policy, as well as for elaboration of agreed integration measures to overcome the raw materials orientation of the CIS economies.

Keywords: revealed comparative advantages; competitiveness; export

specialization; Boston matrix; international trade statistics.

В статье изложены результаты исследования «Технологическая структура региональной торговли СНГ», осуществляемого при поддержке Евразийского банка развития (ЕАБР) в рамках 2-го конкурса научноисследовательских проектов.

Страны СНГ испытывают целый ряд проблем во внешней торговле:

— торговый дефицит (Армения, Беларусь, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Украина);

— высокий уровень концентрации экспорта, обусловленный ограниченным числом экспортируемых продуктов (Армения, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина);

— высокий уровень рыночной концентрации в связи с узким кругом внешних рынков (Армения, Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан);

— слабая конкурентоспособность экспортных товаров (Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан).

Повышение конкурентоспособности национальных производств является одним из направлений Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года [1]. В число инструментов ее реализации включен Сводный перечень конкурентоспособной продукции, предлагаемой национальными производителями государств - участников СНГ [2; 3]. Он составляется ежегодно Исполкомом СНГ на основе предложений государств-участников в целях содействия установлению прямых связей в торговле между хозяйствующими субъектами.

Перечень представляет собой систематизированную по товарам и странам информацию о продукции, ее описание и технические характеристики, а также данные о производителях. В его состав входит продукция сельского хозяйства, металлургии, машиностроения и нефтехимической отрасли, пищевые товары и традиционные сырьевые товары, компьютеры, электротехнические изделия, средства измерения и контроля, средства наземного транспорта, автомобильная техника, медтехника, электротехническая, фармацевтическая продукция, изделия радиоэлектронной отрасли. Следует отметить, что в этом документе критерии конкурентоспособности не установлены. Перечень имеет обширное содержание, он составляется на «заявительной» основе. Однако реализация целенаправленной политики предполагает более строгое определение конкурентоспособности во внешней торговле, а также согласованных критериев выявления конкурентоспособной продукции.

Критерии оценки торговой конкурентоспособности стран мира в систематизированном виде представлены международными организациями, в частности, Всемирным банком [4] и Международным центром торговли (МЦТ) [6]. Критерии экспортной конкурентоспособности, предложенные Всемирным банком, носят макроэкономический характер, так как оценивают положение

страны в целом в отношении к мировой экономике: относительные темпы

роста экспорта и импорта товаров; динамика экспортных продуктов; интенсивность внутриотраслевой торговли; диверсификация (концентрация) экспорта; сходство экспорта и взаимная дополняемость в торговле стран-партнеров; выявленные сравнительные преимущества и специализация экспорта.

Для выявления торговой конкурентоспособности страны в мировой экономике в отношении того или иного товара используются различные подходы [5, 35-36]. Наибольшее распространение получил подход,

предложенный Б.Балашшем, сравнивающий удельный вес товара в экспорте страны с его долей в мировом экспорте:

где RCAd,i -показатель выявленного сравнительного преимущества

страны d в отношении товара i, , Хад - экспорт товара i страной d, Ха -совокупный экспорт страны d, Х№д - мировой экспорт товара i, Х№ -

совокупный мировой экспорт. На выявленное сравнительное преимущество указывает значение показателя, равное или превышающее 1. Однако этот подход не достаточен для выявления конкурентоспособности конкретной отрасли в экспорте страны, так как он не учитывает соотношение экспорта и импорта, то есть торговый баланс.

Недостаток формулы Балашша преодолевает подход, предложенный Г.Лафаем, который выражается следующей формулой:

где Lafayi - показатель выявленного сравнительного преимущества

страны d в отношении товара i , Х и М - экспорт и импорт, а К - константа, 1000

равная

ха+ма

Этот подход сравнивает фактический торговый баланс отрасли страны с гипотетическим балансом, который страна имела бы при отсутствии специализации. Он особенно актуален для стран, которые вовлечены во внутриотраслевую торговлю. Если импорт товара превышает его экспорт, то показатель принимает отрицательное значение, что указывает на отсутствие конкурентоспособности страны на данном рынке. Страна обладает конкурентоспособностью на мировом рынке данного товара, если показатель имеет положительное значение. Например, Беларусь, согласно показателю Балашша, имеет выявленное сравнительное преимущество на мировом рынке минерального топлива, однако показатель Лафая указывает на отсутствие конкурентоспособности страны в отношении данного товара, так как его импорт значительно превышает экспорт. По данным МЦТ, в 2010 г. отрицательное сальдо торгового баланса Беларуси по минеральному топливу составило 4,9 млрд долл. Показатели Балашша и Лафая дополняют друг друга, их комплексное использование позволяет достоверно определить международную специализацию стран мира, в том числе и стран СНГ, на основе конкурентоспособного экспорта.

Как видно из таблицы 1, страны СНГ обладают конкурентоспособностью на рынках добывающей промышленности, сельского хозяйства, пищевой, легкой и химической промышленности, а также в некоторых секторах металлургической промышленности и машиностроения.

Таблица 1

Наиболее конкурентоспособные продукты стран СНГ в 2010 г.

Страна- экспортер Конкурентоспособные продукты на основе комплексной оценки

Армения Алкогольные и безалкогольные напитки, руды, недрагоценные металлы и металлокерамика, медь, алюминий, черные металлы, драгоценные металлы

Азербайджан Минеральное топливо

Беларусь Удобрения, молочная продукция, мясо и мясные продукты, мебель и постельные принадлежности, средства наземного

транспорта

Казахстан Продукция мукомольно-крупяной промышленности, продукты неорганической химии, минеральное топливо, руды, шлак и зола, медь и изделия из нее, черные металлы, злаки

Кыргызстан Драгоценные металлы, овощи, фрукты и орехи, молочная продукция, хлопок, предметы одежды

Молдова Алкогольные и безалкогольные напитки, фрукты и орехи, ковры и прочие текстильные напольные покрытия, продукты переработки овощей, фруктов, орехов, масличные семена и плоды, сахар и кондитерские изделия из сахара, злаки, предметы одежды и принадлежности к одежде, жиры и масла животного или растительного происхождения

Россия Никель, удобрения, минеральное топливо, древесина, черные металлы, алюминий

Таджикистан Алюминий, хлопок, фрукты и орехи, овощи

Туркменистан Хлопок, минеральное топливо

Украина Злаки, черные металлы, железнодорожные локомотивы и подвижной состав, жиры и масла животного или растительного происхождения, удобрения, масличные семена и плоды, руды, шлак и зола, изделия из черных металлов, продукты неорганической химии, древесина и изделия из нее

Узбекистан Хлопок, продукты неорганической химии, фрукты и орехи, минеральное топливо, драгоценные металлы.

Углубленное исследование конкурентоспособности экспорта требует изучения отраслевых рынков на основе микроэкономического подхода. Систематизированные данные для такого исследования, а также методы анализа представлены Международным центром торговли (МЦТ). Особенность заключается в том, что в отношении национальных экономик применяются принципы общеизвестной Бостонской матрицы, используемой для принятия стратегических маркетинговых решений фирмами на основе таких параметров, как темпы роста рынка и рыночная доля. В зависимости от темпов роста мирового рынка определенного товара, а также масштабов рыночной доли страны на этом рынке в структуре ее «экспортного портфеля» выделяется четыре категории товаров: «звезды», «новые товары», «улитки», «традиционные продукты» (см. рис.1).

Среднегодовой темп прироста мирового экспорта с 2001 г., % «Новые товары» («знаки вопроса», «дикие кошки») «Звезды»

«Улитки» («собаки») «Традиционные продукты» («дойные коровы»)

Рыночная доля страны на мировом рынке товара, %

Рис. 1. Рыночные позиции экспортируемых продуктов стран на мировом рынке

Наиболее благоприятная рыночная позиция («звезды») характеризуется высокими темпами роста спроса на товар на мировых рынках и значимой долей страны в мировом экспорте. «Новые товары» - это продукты, которые также характеризуются высоким спросом, но недостаточным потенциалом страны в их экспорте и низкой рыночной долей. Именно эти продукты требуют наибольшего внимания в политике поощрения торговли с целью расширения их предложения. «Улитки» и «традиционные продукты» имеют низкие темпы роста спроса, они различаются долей страны на мировых рынках: в первом случае низкой, во втором - высокой.

На основе этого подхода можно обозначить позиции на мировых рынках экспортных продуктов России, Беларуси и Казахстана, сформировавших Таможенный союз в регионе СНГ (см. табл. 2).

Таблица 2

Рыночные позиции основных экспортных товаров России, Беларуси

и Казахстана на мировых рынках в 2010 г. (код ТН ВЭД)

Страна- экспортер Рыночные позиции на основе Бостонской матрицы

«Новые товары» «Улитки» «Звезды» «Традици- онные продукты»

Россия Руды, шлак и зола (26), суда, лодки и плавучие конструкции (89), драгоценные металлы и камни (71), злаки (10), каучук и резина (40), органические химические соединения (29), рыба и морепродукты (03) Древесина и изделия из нее (44), алюминий (76), бумага и картон (48) Удобрения (31), минеральное топливо (27) Никель (75)

Беларусь Сахар (17), минеральное топливо (27), мясо (02), каучук и резина (40) Древесина и изделия из нее (44), предметы одежды (62), средства наземного транспорта (87), химические волокна (55) Удобрения (31), молочная продукция (04) —

Казахстан Руды, шлак и зола (26), драгоценные металлы и камни (71), минеральное топливо (27), злаки (10), продукция мукомольно-крупяной промышленности (11), овощи (07), свинец (78) Алюминий (76), медь (74) — Цинк (79), продукты неорганич еской химии (28)

Следует отметить, что для всех стран Таможенного союза минеральное

топливо является значимым и перспективным товаром в связи с высоким темпом прироста этого сегмента мирового рынка, который в 2001-2010 г. в

среднегодовом исчислении составлял 7,2%. Однако для России, занимающей 1-е место в мире по объему его экспорта и имеющей долю 11%, этот товар относится к «звездам», в то время как для Беларуси и Казахстана, имеющих долю на мировом рынке 0,31% и 1,38% и занимающих 51 и 26 место соответственно, - к «новым товарам» в связи с относительно невысокой рыночной долей. Для Беларуси наиболее конкурентоспособными экспортными товарами являются удобрения и молочные продукты.

Структура «экспортного портфеля» страны носит долгосрочный характер и относительно стабильна в краткосрочном периоде. Для выявления долгосрочных перспектив требуется переход от статичного к динамичному аспекту торговли, который выражается в изменении рыночной доли страны. В зависимости от тенденций в международной торговле и во внешнеэкономической деятельности страны в ее экспорте можно выделить четыре категории товаров:

— товары - «чемпионы», отличающиеся высокими темпами роста мирового рынка и повышением рыночной доли страны в международной торговле;

— «пассивные» товары, не реализовавшие свой потенциал на быстро растущих мировых рынках в связи со снижением рыночной доли страны;

— «слабые» товары, имеющие низкие темпы роста на мировых рынках и сокращение рыночной доли;

— «успешные» товары на неуспешных рынках - товары, в отношении которых страна-экспортер имеет значительное увеличение рыночной доли на рынках, характеризующихся низкими темпами роста.

Сравнительный анализ внешнеторговой статистики и тенденций мирового рынка позволяет выявить эти категории товаров в экспорте стран СНГ (см. табл. 3).

• www.sisp.nkras.ru

Таблица 3

Динамические позиции экспортных продуктов стран СНГ на мировых рынках в 2010 г. (код ТН ВЭД)

Страна- экспортер Товары - «чемпионы» «Пассивные» товары «Слабые» товары «Успешные» товары на неуспешных рынках

Армения Табак (24), фрукты и орехи (08) Драгоценные металлы (71), руды, шлак и зола (26), продукты переработки овощей, фруктов, орехов (20), алкогольные и безалкогольные напитки и уксус (22) Черные металлы (72) Алюминий (76)

Азербайджан Минеральное топливо (27), сахар (17), суда, лодки и плавучие конструкции (89) Овощи (07), фрукты и орехи (08), продукты переработки овощей, фруктов, орехов (20), алкогольные и безалкогольные напитки и уксус (22), готовые текстильные изделия (63), хлопок (52) Органические химические соединения (29) Черные металлы (72), необработанные шкуры и выделанная кожа (41)

Беларусь Молочные продукты (04), сахар (17), мясо (02), удобрения (31) Минеральное топливо (27), каучук, резина и изделия из них (40), инструменты и аппараты (90), пластмассы и изделия из них (39) Мебель (94) Древесина и изделия из нее (44), черные металлы (72), средства наземного транспорта (87)

Казахстан Минеральное топливо (27), злаки (10), руды, шлак и зола (26), продукты неорганической химии (28), изделия из черных металлов (73) Драгоценные металлы (71), электрические машины и оборудование (85), хлопок (52) продукция мукомольнокрупяной промышленности (11), реакторы ядерные, котлы, Цинк (79) Алюминий (76)

• www.sisp.nkras.ru

оборудование и механические устройства; их части (84), свинец и изделия из него (78)

Кыргызстан Драгоценные металлы (71), овощи (07), фрукты (08), табак (24), молочные продукты (04), алкогольные и безалкогольные напитки и уксус (22), предметы одежды (61) Минеральное топливо (27), соль (25), пластмассы и изделия из них (39), хлопок (52) Необработанные шкуры и выделанная кожа (41), изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды (68) Черные металлы (72), бумага и картон (48), средства наземного транспорта (87)

Молдова Масличные семена и плоды (12), фрукты (08), медикаменты (30), электрические машины и оборудование (85), реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части (84), табак (24) Жиры и масла животного или растительного происхождения (15), злаки (10), сахар и изделия из него (17), алкогольные и безалкогольные напитки и уксус (22) Ковры и прочие текстильные напольные покрытия (57) Мебель (94), черные металлы (72)

Россия Минеральное топливо (27), руды, шлак и зола (26), каучук, резина и изделия из них (40), рыба и морепродукты (03) Удобрения (31), суда, лодки и плавучие конструкции (89), драгоценные камни и металлы (71), злаки (10), органические химические соединения (29), изделия из черных металлов (73), Алюминий (76), никель (75), древесина и изделия из нее (44), бумага и картон (48) —

Таджикистан Руды, шлак и зола (26), фрукты (08), продукция мукомольнокрупяной промышленности (11), злаки (10), медь (74) Масличные семена и плоды (12), пластмассы и изделия из них (39), хлопок (52), электрические машины и оборудование, их части (85) Средства наземного транспорта (87) Необработанные шкуры и выделанная кожа (41)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• www.sisp.nkras.ru

Туркменистан Растительные материалы для изготовления плетеных изделий (14), хлопок (52), трикотажные полотна (60), пластмассы и изделия из них (39) Минеральное топливо (27), продукты неорганической химии (28), предметы одежды трикотажные (61) Шерсть (51) Предметы одежды (62), необработанные шкуры и выделанная кожа (41), Средства наземного транспорта (87)

Украина Масличные семена и плоды (12), руды, шлак и зола (26), жиры и масла животного или растительного происхождения (15), реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части (84), злаки (10), какао и продукты из него (18), молочные продукты (04), железнодорожные локомотивы и подвижной состав (86), электрические машины и оборудование, их части (85) Удобрения (31), продукты неорганической химии (28), пластмассы и изделия из них (39) Черные металлы (72), средства наземного транспорта (87) Бумага и картон (48), древесина и изделия из нее (44)

Узбекистан Удобрения (31), злаки (10), продукты неорганической химии (28), хлопок (52), табак (24), предметы одежды трикотажные (61), медь (74), реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части (84) Драгоценные камни и металлы (71), растительные материалы для изготовления плетеных изделий (14), пластмассы и изделия из них (39), минеральное топливо (27), овощи (07), фрукты и орехи (08) Средства наземного транспорта (84) Цинк (79)

Товары - «чемпионы» и «пассивные» товары имеют благоприятные перспективы в связи с быстрым ростом мирового спроса на них, в отличие от других категорий, испытывающих его стагнацию или же снижение. Меры торговой политики должны разрабатываться с учетом того, что в первом случае необходимо решать проблемы, связанные с производством и его расширением с целью удовлетворить растущий мировой спрос, а во втором, -связанные с ограниченным спросом. В отношении товаров-«чемпионов» торговая политика является наименее рискованной и наиболее эффективной. Однако это общее положение не должно вытеснять ориентиры долгосрочной экономической стратегии СНГ, в первую очередь, курс на преодоление сырьевой направленности и модернизацию. В частности, в мировой экономике спрос на минеральное топливо растет высокими темпами и страны-экспортеры сырья наращивают производственные мощности в ответ на рост спроса. Но в целях модернизации экономики следует обратить внимание на экспортную продукцию обрабатывающих отраслей, прежде всего, таких

высокотехнологичных производств, как химическая и фармацевтическая промышленность, производство инструментов и аппаратов, электрического оборудования, которые также имеют благоприятные перспективы в глобальной экономике.

Таким образом, применение аналитических методов позволяет обосновать дифференцированный подход в политике поощрения торговли в отношении экспортных товаров в зависимости от краткосрочных и долгосрочных тенденций в международной торговле. Дополнительно к «заявительному» методу формирования перечня конкурентоспособной продукции СНГ, который выполняет важную информационную функцию в установлении контактов между предприятиями стран региона, аналитические методы необходимы для обоснования реалистичной и целенаправленной торговой политики стран Содружества, согласованной с его стратегическими целями.

Список литературы

1. Сводный перечень конкурентоспособной продукции, предлагаемой

производителями государств - участников СНГ [Электронный ресурс] / Исполнительный комитет СНГ: [сайт]. URL: http://cis.minsk.by (дата

обращения: 20.03. 2012).

2. Сводный перечень конкурентоспособной продукции, предлагаемой

производителями государств - участников СНГ за 2010 год [Электронный ресурс] / Интернет - портал СНГ: [сайт]. URL: http://www.e-cis.info (дата

обращения: 20.03. 2012).

3. Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года/ Утверждена Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 14 ноября 2008 года. [Электронный ресурс] / Исполнительный комитет СНГ: [сайт]. URL: http://cis.minsk.by (дата обращения: 20.03.2012).

4. Export Trends and Trade Structure Indices. Export Competitiveness Network. Export Competitiveness Thematic Group [Электронный ресурс] / World Bank: [сайт]. URL: http://www.worldbank.org (дата обращения: 20.03.2012).

5. Trade competitiveness map. Benchmarking national and sectoral trade performance: ITC’s Market Analysis and Research. TP HS Technical Notes International Trade Centre.

6. Trade Competitiveness Map. Analyse country and product competitiveness with trade flows [Электронный ресурс] / International Trade Centre: [сайт]. URL: http://www.intracen.org (дата обращения: 20.03.2012).

References

1. Svodnyy perechen' konkurentosposobnoy produktsii, predlagaemoy proizvoditelyami gosudarstv - uchastnikov SNG. http://cis.minsk.by (accessed March 20, 2012).

2. Svodnyy perechen' konkurentosposobnoy produktsii, predlagaemoy proizvoditelyami gosudarstv - uchastnikov SNG za 2010 god. http://www.e-cis.info (accessed March 20, 2012).

3. Strategiya ekonomicheskogo razvitiya Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv na period do 2020 goda/ Utverzhdena Resheniem Soveta glav pravitel'stv Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv ot 14 noyabrya 2008 goda. http://cis.minsk.by (accessed March 20, 2012).

4. Export Trends and Trade Structure Indices. Export Competitiveness Network. Export Competitiveness Thematic Group. http://www.worldbank.org (accessed March 20, 2012).

5. Trade competitiveness map. Benchmarking national and sectoral trade performance: ITC’s Market Analysis and Research. TP HS Technical Notes International Trade Centre.

6. Trade Competitiveness Map. Analyse country and product competitiveness with trade flows. http://www.intracen.org (accessed March 20, 2012).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Гурова Ирина Павловна, доктор экономических наук, профессор, зав.кафедрой мировой экономики и истории экономических учений

Ульяновский государственный университет ул. Л.Толстого, д. 42, г. Ульяновск, 432970, Россия e-mail: igurova@mail. ru

DATA ABOUT AUTHOR

Curova Irina Pavlovna, head of the Chair of World Economy and History of Economics, professor, doctor for Economic Sciences

Ulyanovsk State University

42, l.Tolstoy street, Ulyanovsk, 432970, Russia

e-mail: igurova@mail. ru

• www.sisp.nkras.ru

Рецензент:

Капканщиков Сергей Геннадьевич, доктор экономических наук, профессор, зав.кафедрой экономической теории, Ульяновский государственный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.